• Слайд 2

    • Явления наследственности и изменчивости признаков были известны с древнейших времен.
    • Сущность этих явлений была сформулирована в виде эмпирических правил: «Яблочко от яблони недалеко падает», «От худого семени не жди доброго племени», «Не в мать, не в отца, а в прохожего молодца» и т.д.
    • Натурфилософы античного мира пытались объяснить причины сходства и различия между родителями и их потомками, между братьями и сестрами, механизмы определения пола, причины рождения близнецов.
    • Преемственность поколений описывалась терминами «генус» (род), «геннао» (рождаю), «генетикос» (имеющий отношение к происхождению), «генезис» (происхождение).
  • Слайд 3

    • В основу современной генетики легли закономерности наследственности, обна­руженные Г. Менделем при скрещивании различных сортов гороха (1865), а также мутационная теория X. Де Фриза (1901–1903).
    • Однако рождение генетики принято относить к 1900 г., когда X. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак вторично открыли законы Г. Менделя.
    • В 1906 г. на основании корня «ген» У. Бэтсон (Англия) предложил термин «генетика», а в 1909 г. В.Л. Иоганссен предложил термин «ген».
  • Слайд 4

    • Ещё в 1883–1884 гг. В. Ру, О. Гертвиг, Э. Страсбургер, а также А.Вейсман (1885) сформулировали ядерную гипотезу наследственности, которая в начале XX в. переросла в хромосомную теорию наследственности (У. Сеттон, 1902–1903; Т. Бовери, 1902–1907; Т. Морган и его школа).
    • Т. Морганом были заложены и основы теории гена, получившей развитие в трудах отечественных учёных школы А.С.Серебровского, которые сформулировали в 1929–1931 гг. представления о слож­ной структуре гена.
    • Эти представления были развиты и конкретизированы в исследованиях по биохимической и молекулярной генетике, которые привели к созданию Дж. Уотсоном и Ф. Криком (1953) модели ДНК, а затем и к расшифровке генетического кода, определяющего синтез белка.
  • Слайд 5

    Особенности развития отечественной генетики

    • Начало развития генетики в нашей стране приходится на первые годы Советской власти. В 1919 г. в Петроградском университете была создана кафедра генетики, которую возглавил Юрий Александрович Филипченко. В 1930 г. открылась Лаборатория генетики Академии наук СССР под руководством Николая Ивановича Вавилова (с 1933 г. – Институт генетики).
    • В 1920–1930-е гг. наша страна лидировала по всем разделам генетики.
  • Слайд 6

    • Кольцов Николай Константинович – предсказал свойства носителей генетической информации; разрабатывал теорию гена; разрабатывал учение о социальной генетике (евгенике).
  • Слайд 7

    • Вавилов Николай Иванович – сформулировал закон гомологических рядов, разработал учение о виде как системе.
  • Слайд 8

    • Мичурин Иван Владимирович – открыл возможность управления доминированием.
  • Слайд 9

    • Серебровский Александр Сергеевич – создал учение о генофонде и геногеографии: «Совокупность всех генов данного вида я назвал генофондом, чтобы подчеркнуть мысль о том, что в лице генофонда мы имеем такие же национальные богатства, как и в лице наших запасов угля, скрытых в наших недрах».
  • Слайд 10

    • Четвериков Сергей Сергеевич – в работе «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» доказал генетическую неоднородность природных популяций.
  • Слайд 11

    • Дубинин Николай Петрович – доказал делимость гена; независимо от западных исследователей установил, что важную роль в эволюции играют вероятностные, генетико-автоматические процессы.
  • Слайд 12

    • Шмальгаузен Иван Иванович – разработал теорию стабилизирующего отбора; открыл принцип интеграции биологических систем.
  • Слайд 13

    • Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский – заложил основы современной генетики популяций.
  • Слайд 14

    • На августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ власть в науке захватил президент ВАСХНИЛ академик Т.Д. Лысенко. Научной генетике он противопоставил лжеучение под названием «мичуринская биология». Многие ученые-генетики (Н. П. Дубинин, И. А. Рапопорт) были лишены возможности заниматься наукой. Только в 1957 г. М.Е. Лобашев возобновил преподавание генетики. В 1965 г. Т.Д. Лысенко под давлением прогрессивной общественности (ученых-математиков, химиков, физиков) утратил монополию на научную истину. Был создан Институт общей генетики АН СССР, создано Общество генетиков и селекционеров им. Н. И. Вавилова. В конце 1960-ых гг. наша страна вновь обрела утраченные позиции в мировой науке.
  • Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    История развития генетики учитель биологии и химии МОУ «Некрасовская СОШ» Маркевич О.В.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Химера – порождение Тифона и Ехидны, невиданное существо с львиной пастью, козьим туловищем и хвостом змеи (из древнегреческой мифологии) И что же видят?.. За столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. А.С.Пушкин

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    ЗАДАЧИ УРОКА: Познакомиться с наукой «генетика», ее историей и достижениями. Определить цели и задачи генетики в современном мире. Показать роль генетических знаний в решении глобальных проблем человечества. Познакомится с основными понятиями генетики, её символами и обозначениями.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884) австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности 1865 г. «Опыты над растительными гибридами» создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства; разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков; сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть

    6 слайд

    Описание слайда:

    ГЕНЕТИКА (греч. Genesis – происхождение) - наука о наследственности и изменчивости организмов

    7 слайд

    Описание слайда:

    1900 год – рождение генетики Хуго Де Фриз (1848 – 1935) - голландский ученый Эрих Чермарк – Зейзенегг (1871 -1962) – австрийский ученый Карл Эрих Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя

    8 слайд

    Описание слайда:

    «Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими…» В 1906 году Уильям Бэтсон (1861 – 1926) – английский ученый, предложил термин «генетика» для обозначения новой науки В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857 – 1927) предложил термин «ген» в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»

    9 слайд

    Описание слайда:

    Томас Хант Морган (1866 – 1945) 1933 г., Нобелевская премия по физиологии и медицине за экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности «…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»

    10 слайд

    Описание слайда:

    Н.И.Вавилов(1887 – 1943) – российский генетик, растениевод, географ, организатор и первый директор (до 1940г.) Института генетики АН СССР. 1922 г. – «закон гомологических рядов» - о генетической близости родственных групп растений 1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений»

    11 слайд

    Описание слайда:

    Лысенко и лысенковщина Лысенко Трофим Денисович (1898 – 1976) создатель псевдонаучного «мичуринского учения» в биологии; отрицал классическую генетику как «идеалистическую» и буржуазную; утверждал возможность «перерождения» одного вида в другой; В результате монополизма Лысенко и его сторонников в СССР в 30 – 40 годы были разгромлены научные школы в генетике, ошельмованы честные ученые, затормозилось развитие биологии и сельского хозяйства.

    12 слайд

    Описание слайда:

    История генетики в датах 1935г - экспериментальное определение размеров гена 1953 – структурная модель ДНК 1961 – расшифровка генетического кода 1962 – первое клонирование лягушки 1969 – химическим путем синтезирован первый ген 1972 – рождение генной инженерии 1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека 1980 – получена первая трансгенная мышь 1988 – создан проект «Геном человека» 1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии 1997 – клонировали овцу Долли 1999 – клонировали мышь и корову 2000 год – геном человека прочитан!

    13 слайд

    Описание слайда:

    «Расшифровка структуры генома – это точка на первой странице в толстой книге, которую еще должно написать человечество. Начинается новый, третий этап в биологии: после дарвиновской, описательной, и молекулярной биологии последних 50 лет биология функциональная, которая будет напрямую влиять на жизнь людей» акад. Л.Киселев «Человека больше всего на свете интересует он сам. Все, что имеет к нему отношение, - предмет наивысшего внимания. Со временем пришло понимание того, что все упирается в биологию человека, а вся биология человека упирается в геном. Козьма Прутков говорил: зри в корень. В организме человека главный «корень» - это и есть геном» проф. В.З. Тарантул

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    ОКРЫТИЯ ГЕНЕТИКОВ: добро или зло? «Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генноинженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека.» В. А. Аветисов

    16 слайд

    Описание слайда:

    Основные понятия генетики - с пособность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. – способность организма приобретать новые признаки внутри вида – участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. - совокупность всех генов организма – совокупность внутренних и внешних признаков. - парные гены, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака. – особь, имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа) – особь,имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах,т.е. несущая альтернативные признаки (Аа). – господствующий, преобладающий(А,В,С) – подавляемый признак (а, в, с). Наследственность Изменчивость Ген Генотип Фенотип Аллельные гены (аллели) Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак (ген) Рецессивный признак(ген)

    17 слайд

    Описание слайда:

    Основные понятия генетики - способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. – способность организма приобретать новые признаки внутри вида – участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. - совокупность всех генов организма – совокупность внутренних и внешних признаков. - парные гены, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака. – особь, имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа) – особь,имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах,т.е. несущая альтернативные признаки (Аа). – господствующий, преобладающий(А,В,С) – подавляемый признак (а, в, с). Наследственность Изменчивость Ген Генотип Фенотип Аллельные гены (аллели) Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак (ген) Рецессивный признак(ген)


    Первые попытки

    Ученый и врач Древней Греции Гиппократ считал, что при слиянии гамет идет борьба между признаками отца и матери. И кто победит такой пол ребенка и будет.


    • Разработан метод искусственной гибридизации (скрещивание организмов)
    • Открытие доминирование признаков (преобладающий признак)

    Грегор Мендель

    Поставил серию опытов на

    Сделал корректные выводы из

    эксперимента.

    1865 г. Статья «Опыты над

    растительными гибридами»,

    в которой были рассмотрены

    Закономерности наследования

    признаков.


    Переоткрыватели законов Менделя (1900 г.)

    Гуго де Фриз

    голландский ботаник,


    Карл Эрих Корренс

    Немецкий биолог.

    Пионер генетики в

    Германии

    Эрих Чермак

    Австрийский ученый

    генетик. Скрещивал

    садовые и с\х растения


    • Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
    • Наследственность – способность организмов передавать признаки потомкам.
    • Изменчивость способность организмов изменяться под воздействием среды.

    • Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличных по каким – либо признакам, с последующим анализом проявления этих признаков.
    • Чистая линия – генетически однородное потомство, происходящее от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи.

    • Ген- участок ДНК
    • Аллельные гены- гены, ответственные за проявление одного признака.
    • Гомозигота – организм, содержащий 2 аллельных гена. (АА, ВВ)
    • Гетерозигота- организм, содержащий разные аллельные гены.(Аа, Вв)
    • Рецессивный признак – подавляемый (обозначают буками -а, в)
    • Доминантный признак – проявляющийся (обозначают – А, В)

    • Женская особь, Мужская
    • Х- скрещивание
    • F - поколение потомков (дети)
    • Р- родители
    • G- гаметы

    Выполните задания

    • Выберите гомозиготные организмы:

    АаВВ, СС, АаВв, DDCC , FFcc .

    Выберите гетерозиготные организмы

    АаВВ, СС, АаВв, DDCC , FFcc , Аа, СсВв.

    Составьте все возможные типы гамет:

    АаВвСС, ААВвСс.


    Домашнее задание

    • Параграф № 38, выучить термины в тетради.
    • Расписать все возможные варианты гамет у данного организма:

    Кунцевич Оксана Владимировна


    Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.

    Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист

    xx век


    «… ребенок возникает от слияния женского и мужского семени, оно изготавливается во всех частях тела, поэтому несет информацию обо всех частях тела человека. Семя мужчины борется с семенем женщины, какое окажется сильнее, таков и будет пол ребенка.»

    ГИППОКРАТ

    (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.), древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

    МАМА+ПАПА=


    ГЕНЕТИКА

    – это наука о самых сокровенных таинствах природы – о закономерностях наследственности и изменчивости.

    Год рождения генетики как науки – 1900 год.


    Основные вехи в развитии генетики

    • Задание:

    Заполняем таблицу в течении урока.

    Дата

    Вклад ученых в развитие генетики


    Алкмеон Кротонский

    Древнегреческий философ

    Конец IV- началоV века до н.э.

    ... считал, что наравне с мужчинами с мужским существует и женское семя, а при оплодотворении семена родителей смешиваются. Ученый объяснял рождение детей того или иного пола преобладанием семени отца или матери.


    допустил, что пол будущего организма определяется температурой матки, в которой развивается плод. В теплой матке формируется мужской зародыш, а в холодной – женский; что мальчики развиваются в правой, а девочки – в левой стороне матки.

    ЭМПЕДОКЛ

    древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец

    ок. 490 до н.э.-ок.430 до н.э.


    По - новому развил учение о происхождении семени и его роли в передаче признаков от родителей. Однородные частицы соединяясь, образуют видимые тела. Из его учения логически следовало: в семени, порождающем живые тела, содержатся в «миниатюре» семена, представляющие все части и органы будущего организма.

    АНАКСОГОР

    Древнегреческий философ, математик, астроном

    Ок.500 – 428 до н.э.


    считал, что наследственный материал собирается из всех частей тела, и таким образом все органы тела непосредственно влияют на признаки потомства; при этом здоровые части тела поставляют здоровый наследственный материал, а нездоровые - нездоровый. Таким образом, в результате признаки, приобретаемые в течении жизни, должны наследоваться. Эта теория получила название прямого наследования.

    ГИППОКРАТ

    около 460 до н.э.

    знаменитый древнегреческий врач


    считал, что наследственный материал образуется из крови и протекает по кровеносным сосудам. Изучая развитие куриного эмбриона, пришел к заключению, что признаки организма возникают в процессе развития. Материальной основой зародыша являлось «недоразвитое» женское семя, а движущей силой развития – полноценное мужское семя.

    АРИСТОТЕЛЬ

    V век до н.э.

    древнегреческий философ, ученик Платона


    Только Г. Менделю в своих блестящих опытах по гибридизации растений удалось раскрыть закономерности наследования.

    • В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами».

    Грегор Иоганн Мендель

    1822-1884г.г.


    создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства; разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков; сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания; высказал идею существования наследственных задатков (потом стали называть их называть генами)

    Грегор Иоганн Мендель

    1822-1884г.г.

    Австрийский биолог и ботаник, отец генетики, первооткрыватель.


    Саржэ Огюстен

    (1763-1851г.г.)

    Французский растениевод.

    Заметил перераспределение в потомстве различных контрастных признаков и предвосхитил, таким образом, понятие о комбинативной изменчивости. Сарже первый ввёл представление о контрастных, или альтернативных (взаимоисключающих друг друга), признаках. Он построил ряды контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.


    1900 год рождения науки ГЕНЕТИКА


    Переоткрыл и подтвердил в 1900 году законы Грегора Менделя. В 1901 году ввел термин «мутация» для обозначения внезапных наследуемых изменений.

    Хуго Де Фриз

    Голландский ботаник, генетик.


    Томас Хат Морган (1866-1945г.г.) американский биолог, основоположник генетики, лауреат Нобелевской премии в области генетики 1933 год.

    1920-1940 г.г.

    Хромосомная теория наследственности.

    Американский генетик Альфред Стёртевант (1891-1980г.г.), выдающийся ученик Томаса Моргана, разработал метод картирования генов в хромосомах.

    Герман Джозеф Мёллер (1890-1967 г.г.) американский генетик, лауреат Нобелевской премии 1946 г., ученик Т. Моргана, известен в области мутагенного действия рентгеновских лучей.


    Сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости на научном конгрессе, а в 1926 году установил центры происхождения культурных растений.

    1922 г. – «закон гомологических рядов» - о генетической близости родственных групп растений

    1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений»

    Вавилов Николай Иванович

    (1887 – 1943 г.г.)

    Российский и советский ученый ботаник-селекционер, организатор и первый директор института генетики АН СССР,


    Открытия в области генетики:

    Георгий Адамович Надсон (1867-1939г.г.)российский советский ботаник, микробиолог, генетик

    и Георгий Семенович Филиппов (1900-1934 г.г.) в 1925 году открыли радиационный мутагенез , показали, что можно вызвать искусственно рентгеновскими лучами.


    Открытия в области генетики:

    Четвериков Сергей Сергеевич (1880-1959 г.г.)- выдающийся отечественный генетик, энтомолог.

    В 1926 году сформулировал основные положения генетики популяций, которые заложили основы синтеза генетики и эволюционного учения.


    Открытия в области генетики:

    Серебровский Александр Сергеевич (1892-1948г.г.) – выдающийся отечественный генетик

    В 1928 году показал, что в организме генов всегда меньше, чем признаков, открыл делимость генов, их сложное строение.


    Открытия в области генетики:

    Сахаров Владимир Владимирович(1902-1969 г.г.) – выдающийся отечественный генетик

    Лобашев Михаил Ефимович (1907-1971 гг.)советский генетик и физиолог

    В 1932-1937 г. открыли химический мутагенез, а вещества, вызывающие мутации, получили название –мутагены.


    Открытия в области генетики:

    Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович (1900-1981 г.г.) –выдающийся отечественный генетик.

    Предложил термины экспрессивность гена и пенетрантность гена.


    Современный этап развития генетики: 1962 год - Английский физик Фрэнсис Крик и американский биофизик Дьюи Джеймс Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности. 1967 год - Американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс расшифровали генетический код 1990-2000г.г .- Расшифрованы геномы прокариот и эукариот. Созданы трансгенные организмы с измененным генетическим кодом. 1997– клонировали овцу Долли, 1999 – клонировали мышь и корову. 2000 год – геном человека прочитан.


    НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ российский и советский учёный - генетик, ботаник, селекционер, географ, академик. российский и советский учёный - генетик, ботаник, селекционер, географ, академик. Работу выполнила: ученица 9 « А » Чернева Татьяна. Работу проверила: Пастухова Н. Н.




    БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА. Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября (13 ноября по старому стилю) 1887 года на Средней Пресне в Москве. Отец Иван Ильич Вавилов () купец второй гильдии и общественный деятель, был родом из крестьянской семьи Волоколамского уезда. До революции был директором мануфактурной компании « Удалов и Вавилов ». Мать Александра Михайловна Вавилова (), урождённая Постникова, дочь художника - резчика, работавшего в Прохоровской мануфактуре. Всего в семье было семеро детей, однако трое из них умерли в детстве. Младший брат Сергей Вавилов () физик, участвовал в Первой мировой войне; академик Академии наук СССР (1932), основатель научной школы физической оптики в СССР; возглавлял Академию наук СССР в годах; умер от инфаркта. Старшая сестра Александра () врач, организовала санитарно - гигиенические сети в Москве. Младшая сестра Лидия () микробиолог, умерла от чёрной оспы, которой заразилась во время экспедиции.


    ОБРАЗОВАНИЕ. С раннего детства Николай Вавилов был предрасположен к естественным наукам. В числе его детских увлечений были наблюдения за животным и растительным миром. У отца была большая библиотека, в которой были редкие книги, географические карты, гербарии. Это сыграло немалую роль в формировании личности Вавилова. По воле отца Николай поступил в Московское коммерческое училище. По окончании училища он хотел поступать в Императорский Московский университет, но, не желая терять год на подготовку к экзаменам по латинскому языку, знание которого было в то время обязательным для поступления в университет, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Занимался он у таких учёных, как Н. Н. Худяков и Д. Н. Прянишников. В 1908 году он участвовал в студенческой экспедиции по Северному Кавказу и Закавказью, а летом 1910 года прошёл агрономическую практику на Полтавской опытной станции, получив, по собственному признанию, « импульс для всей дальнейшей работы ». На заседаниях институтского кружка любителей естествознания Вавилов выступал с докладами « Генеалогия растительного царства », « Дарвинизм и экспериментальная морфология ». За время обучения в институте склонность Вавилова к исследовательской деятельности проявлялась неоднократно, итогом обучения стала дипломная работа о голых слизнях, повреждающих поля и огороды в Московской губернии. Окончил институт в 1911 году.



    НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Чарлза Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. В 1883 году Альфонс Декандоль опубликовал работу, в которой установил географические области начального происхождения главнейших культурных растений. Однако эти области были приурочены к целым континентам или к другим, также достаточно обширным, территориям. После выхода книги Декандоля познания в области происхождения культурных растений значительно расширились; вышли монографии, посвящённые культурным растениям различных стран, а также отдельным растениям. Наиболее планомерно эту проблему в годах разрабатывал Николай Вавилов. На основании материалов о мировых растительных ресурсах он выделял 7 основных географических центров происхождения культурных растений.


    НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Южноазиатский тропический центр (около 33 % от общего числа видов культурных растений) Восточноазиатский центр (20 % культурных растений) Юго - Западноазиатский центр (4 % культурных растений) Средиземноморский центр (примерно 11 % видов культурных растений) Эфиопский центр (около 4 % культурных растений) Центральноамериканский центр Андийский центр


    НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Многие исследователи, в том числе П. М. Жуковский, Е. Н. Синская, А. И. Купцов, продолжая работы Вавилова, внесли в эти представления свои коррективы. Так, тропическую Индию и Индокитай с Индонезией рассматривают как два самостоятельных центра, а Югозападноазиатский центр разделён на Среднеазиатский и Переднеазиатский, основой Восточноазиатского центра считают бассейн Хуанхэ, а не Янцзы, куда китайцы как народ - земледелец проникли позднее. Установлены также центры древнего земледелия в Западном Судане и на Новой Гвинее. Плодовые культуры (в том числе ягодные и орехоплодные), имея более обширные ареалы распространения, выходят далеко за пределы центров происхождения, более согласуясь с представлениями Декандоля. Причина этого заключается в их преимущественно лесном происхождении (а не предгорном, как для овощных и полевых культур), а также в особенностях селекции. Выделены новые центры: Австралийский, Североамериканский, Европейско - Сибирский. Некоторые растения были введены в прошлом в культуру и вне этих основных центров, но число таких растений невелико. Если ранее считалось, что основные очаги древних земледельческих культур широкие долины Тигра, Евфрата, Ганга, Нила и других крупных рек, то Вавилов показал, что почти все культурные растения появились в горных районах тропиков, субтропиков и умеренного пояса.


    ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ. В работе « Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости », изложенной в виде доклада на III Всероссийском селекционном съезде в Саратове 4 июня 1920 года, Вавиловым было введено понятие « Гомологические ряды в наследственной изменчивости ». Понятие было введено при исследовании параллелизмов в явлениях наследственной изменчивости по аналогии с гомологическими рядами органических соединений. Суть явления состоит в том, что при изучении наследственной изменчивости у близких групп растений были обнаружены сходные аллельные формы, которые повторялись у разных видов (например, узлы соломины злаков с антоциановой окраской или без неё, колосья с остью или без неё и т. п.). Наличие такой повторяемости давало возможность предсказывать наличие ещё не обнаруженных аллелей, важных с точки зрения селекционной работы. Поиск растений с такими аллелями проводился в экспедициях в предполагаемые центры происхождения культурных растений. Следует помнить, что в те годы искусственная индукция мутагенеза химическими веществами или воздействием ионизирующих излучений ещё не была известна, и поиск необходимых аллелей приходилось производить в природных популяциях. Опубликованию закона предшествовала огромная работа по изучению Вавиловым и его сотрудниками тысяч сортов в течение восьми лет, с 1913 по 1920 год.


    АРЕСТ И СЛЕДСТВИЕ. В 1940 году Н. И. Вавилову было поручено Наркомземом возглавить научную комплексную экспедицию по западным областям Белоруссии и Украины, присоединённым к СССР в 1939 году. 6 августа, находясь в Черновцах, Вавилов До конца своих дней активно и открыто протестовал против ареста Н. И. Вавилова академик Д. Н. Прянишников. После ареста Вавилова Прянишников представлял его к награждению Сталинской премией, выдвигал его кандидатуру на выборы в Верховный Совет СССР. Согласно исследованиям историков, в первые дни после ареста Вавилов категорически отвергал все предъявленные ему обвинения. Вавилов был арестован.


    АРЕСТ И СЛЕДСТВИЕ. Следствие в отношении Вавилова продолжалось 11 месяцев. По утверждению самого Вавилова, за время следствия его вызывали на допрос около 400 раз, общее время допросов составило 1700 часов. Следствие вели сотрудники НКВД СССР А. Хват и С. Албогачиев. Как отмечает большинство биографов Вавилова, во время допросов он подвергался пыткам. В ходе допросов Вавилов дал показания о том, что занимался вредительством по заданию бывшего наркома земледелия СССР Я. А. Яковлева, арестованного и расстрелянного незадолго до этого Вавилову также вменялось в вину то, что он являлся одним из руководителей никогда не существовавшей « Трудовой крестьянской партии ». Поводом для этого обвинения послужило то, что Вавилов в своё время ходатайствовал за арестованных по « Делу Трудовой крестьянской партии », среди которых были известные агрономы и учёные . Как отмечают источники, по делу Вавилова было привлечено множество сфабрикованных документов, и всё дело было полностью сфабриковано. Согласно протоколу одного из многочисленных допросов, Вавиловым был назван ряд советских научных деятелей, якобы являвшихся членами « Трудовой крестьянской партии » По данным ряда источников эти показания Вавилов дал лишь после применения к нему пыток:


    ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СМЕРТЬ. 9 июля 1941 года Вавилов обратился с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о помиловании 26 июля 1941 это ходатайство было отклонено 15 октября 1941 года в связи с эвакуацией, проводившейся в связи с подходом немецких войск к Москве, Вавилов был этапирован в тюрьму 1 Саратова, где находился с 29 октября 1941 года по 26 января 1943 года В саратовской тюрьме Вавилов содержался сначала в карцере - одиночке, а затем его перевели в камеру, где сидели академик И. К. Луппол и инженер - лесотехник И. Ф. Филатов. Николай Вавилов дважды находился на лечении в тюремной больнице. Тяжёлые условия содержания в тюрьме (отсутствие прогулок, запрет на пользование тюремным ларьком, получение передач, мыла и т. п.) подорвали его здоровье 25 апреля 1942 года Вавилов направил заявление на имя Л. Берии с просьбой о смягчении участи, предоставлении работы по специальности и разрешении общения с семьёй 13 июня 1942 года заместитель главы НКВД СССР В. Меркулов направил заявление на имя председателя Военной коллегии Верховного суда СССР В. Ульриха, в котором ходатайствовал о замене Вавилову высшей меры наказания заключением в исправительно - трудовые лагеря НКВД сроком на 20 лет, ввиду возможности использования Вавилова на работах, имеющих « серьёзное оборонное значен.


    ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СМЕРТЬ. 23 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР постановил заменить Вавилову высшую меру наказания 20 годами лишения свободы в исправительно - трудовых лагерях . Предполагается, что определённое влияние на Берию могла оказать позиция академика Д. Н. Прянишникова, ходатайствовавшего о смягчении приговора и добившегося личной встречи с Берией (жена Берии была аспиранткой на кафедре Прянишникова) Однако, как отмечает доктор исторических наук В. Д. Есаков, заявление Вавилова на имя Берии « совпало (или было предопределено) с решением Лондонского Королевского Общества от 23 апреля 1942 г. об избрании Вавилова своим иностранным членом. О нём вспомнили в связи с высокой оценкой его вклада в науку со стороны высшего научного учреждения Англии союзницы СССР по антигитлеровской коалиции … Но никто не рискнул бы, даже Берия, осуществить » перевод Вавилова в особый лагерь « и допустить к работам в области растениеводства столь известного человека без санкции официального главного растениевода страны, каковым был Лысенко, поддерживавшийся Сталиным ». Однако, несмотря на отмену смертного приговора, « мало что изменилось в положении Вавилова. Ни одна из его просьб, по существу, не выполнена … Он остался в саратовской тюрьме. Состояние его здоровья резко ухудшалось …». Доведению решения о смягчении участи Вавилова до руководства саратовской тюрьмы могло препятствовать ухудшение связи с Саратовом в условиях начавшегося 23 июля 1942 г. наступления немецких войск на Сталинград Во время пребывания в саратовской тюрьме Вавилов заболел воспалением лёгких и переболел дизентерией, которой он заразился во время эпидемии в 1942 году В последний год своей жизни Н. И. Вавилов страдал дистрофией. Итогом всех болезней стал упадок сердечной деятельности, из - за которого наступила смерть.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png