Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Дуа – это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли». Верующий знает, какой силой и мощью обладает искреннее дуа – мольба к Самому Милостивому и Милосердному, которому подвластно все.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем» .

Если взывающий к Аллаху не может избежать того, что препятствует ответу на его мольбы, он все равно должен просить Аллаха с убежденностью, что получит ответ. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Взывайте к Аллаху с убежденностью, что получите ответ».

Есть времена большей вероятности ответа на дуа, и верующему следует их придерживаться. Временем, когда дуа принимаются больше всего, являются:

  1. Последняя треть ночи

Пророк (мир ему) сказал: «Величие Нашего Господа спускается на нижнее небо каждую ночь в последнюю треть ночи, и Он говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?»

Это невероятно благословенное и особенное время, которое предоставляет верующему возможность взывать к Всевышнему со своей мольбой. Ночь – это то время, когда поклонение приносит наибольшую пользу, когда принимаются молитвы и просьбы о прощении, когда отпускаются грехи, а тело становится здоровым. За такие намазы мы получаем больше всего вознаграждений, именно в эти часы мы меньше всего отвлекаемся.

  1. Во время поста

Рамадан – это благословенное время, когда верующий пребывают в особенном состоянии. Именно в это время он наиболее смиренен и близок ко Всевышнему. Именно в это время он осознает свое истинное предназначение и подвластность Творцу. Рамадан – это месяц очищения сердца. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, небесные врата отверзаются в первую из ночей Рамадана и не закрываются до последней из ночей месяца».

Пророк (мир ему) сказал в хадисе: «Люди, приближается великий и благословенный месяц. В этом месяце есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Аллах сделал пост в течение дня этого месяца обязательным и молитва ночью похвальна в течение этого месяца. Кто будет делать добрые дела по своей доброй воле в течение этого месяца, то эти дела приравниваются к выполнению обязательного доброго дела в другое время, а кто сделает обязательное доброе дело, это приравнивается к выполнению семидесяти обязательных добрых дел в другое время. Это месяц терпения, а награда за терпение – Рай. Это месяц доброты и милосердия. В этот месяц степень верующего увеличивается. Любой, кто в этот месяц даст пищу постящемуся, получит прощение за свои грехи и спасется от адского огня... первая треть месяца Рамадан является временем милости, вторая треть – прощения, третья предназначена для освобождения от адского огня...»

  1. Между асром и магрибом

Абу Хурайра передает, что Расуль, упоминая пятничный день, говорил: «Есть отрезок времени, когда Аллах дает мусульманину, выстаивающему молитву, все, что он попросит». И он показал своей рукой, насколько короткий этот промежуток времени. Поэтому один из главных адабов в день Джума – чтение дуа весь день и всю ночь, в надежде на то, что ваше дуа попадет в этот обещанный отрезок времени. Ищите это время, особенно в период между асром и магрибом, так как Анас ибн Малик передал, что Пророк сказал: «Ищите час, в который есть надежда, что на мольбы будет дан ответ, в пятницу между молитвой аср и заходом солнца».

  1. В момент до ифтара

Момент до ифтара человек смиренен больше всего, он прожил день без еды и питья и осознает свое истинное положение перед Всевышним. Когда человек голоден, жаждет воды и испытывает слабость, он осознает, насколько он бессилен без насущных вещей, которые предоставляет Аллах. В этот момент он по-настоящему смиренен, и дуа, которое он совершает со смирением в сердце, имеет больше шансов быть принятым и отвеченным.

  1. В пятницу

Абу Хурайра передает, что Расуль, упоминая пятничный день, говорил: «Есть отрезок времени, когда Аллах дает мусульманину, выстаивающему молитву, все, что он попросит». И он показал своей рукой, насколько короткий этот промежуток времени. Поэтому один из главных адабов в день Джума – чтение дуа весь день и всю ночь, в надежде на то, что ваше дуа попадет в этот обещанный отрезок времени.

  1. Между азаном и икаматом

Пророк Мухаммад велел просить у Аллаха между азаном и икаматом что-то из мирских благ или вознаграждение в Ахирате. В это время между верующим и Всевышним поднимаются завесы, и Аллах исполняет просьбы своих рабов.

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута».

  1. После чтения Корана

Коран – слова Всевышнего Аллаха, читая которые с искренностью, мы очищаем свои сердца и становимся ближе к своему Творцу. Завеса между рабом и Его Всевышним опускается.

В хадисах сказано: «Принимаются дуа человека совершившего хатм Коран».

«Дуа принимаются во время чтения Корана и азана, во время сражения с вражеским войском, во время дождя, подпавшего под злодеяние».

  1. В ночь Предопределения

В хадисе сказано: «Ночь Предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев». Потому что в эту ночь Всевышний ниспосылает великое множество благ за молитвы и поклонения, нежели в иные месяцы года. В эту ночь на землю ниспосылается множество ангелов во главе с Джабраилем. Они по воле Творца предопределяют судьбу каждого смертного на предстоящий год. А всем, кто в эту ночь совершает намаз, соблюдает уразу, эти ангелы даруют приветствие Всевышнего.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «В Ночь Могущества Ангел Джибраиль (мир Ему) спускается на землю с группой ангелов. И они молятся за каждого раба Божьего, которого застанут в эту ночь в служении Аллаху. А в день Праздника разговения (Ид аль-Фитр) Аллах говорит ангелам: «О Мои ангелы, какая награда полагается тому, кто хорошо справился со своей работой?» Они скажут: «О наш Господь, такому человеку надо дать полную награду». Тогда Аллах ответит: «О мои ангелы, поистине, Мои создания, мужчины и женщины, должным образом выполнили свои обязательства соблюдения поста и пришли нa Праздник (Ид), и молились Мне. И Я клянусь, что я обязательно отвечу нa мольбы этих людей», после чего Аллaх обратится к людям: «Идите, Я простил вам грехи вaши, и Я заменил ваши плохие делa нa хорошие». И вернутся эти люди с Праздника прощенными Аллaхом».

  1. Во время дождя

Пророк (мир ему) сказал: «В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя».

Дождь – это время, когда милость Аллаха ниспосылается на землю, поэтому дуа имеет больше шансов на то, чтобы быть отвеченным.

  1. Также дуа принимаются после фарз намазов и в особо важные даты в исламе: в 1-й день месяца Раджаб, в 15 день Ша’бана, в 1-й день Рамазан байрама и в день Арафа.

Сайда Хайат

Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!

Мы пребываем в этом мире очень короткое время по сравнению с Ахиратом. Поэтому каждый час, каждую минуту, каждый период нашей жизни следует провести в поклонении Всевышнему Аллаху. Необязательно, чтобы это было именно намазом, постом и тому подобным.

Ведь некоторые поклонения можно совершать не в ущерб мирским заботам человека. Также, выбирая подходящее место или время для поклонения, человек получает больше вознаграждения. Одним из наиболее благоприятных для совершения акта поклонения периодов являются и утренние часы.

Всевышний Аллах сделал для нас утренние часы благодатными и указал, чтобы мы в это время совершали восхваления Ему, произносили различные молитвы и дуа. Если мы последуем этому указанию, весь наш день станет благословенным, и мы можем обрести в этот день баракат от Всевышнего.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ صَلَّى الفَجْر في جماعةٍ، ثُمَّ قَعَدَ يذكرُ اللَّهَ تَعالى حتَّى تَطْلُعَ الشَمْسُ، ثُمَّ صَلَّى ركعتين، كانت له كأجْرِ حَجَّةٍ وعمرةٍ تامةٍ تامةٍ تامةٍ

«Полностью, полностью, полностью такую же награду, как и за хадж и умру, получит тот, кто совершит утренний намаз в джамаате, потом посидит до восхода солнца, поминая Всевышнего Аллаха, а потом совершит молитву в два ракаата ». (Тирмизи )

Согласно сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), существуют определённые молитвы и дуа, которые желательно читать именно в утренние часы. Чтобы защитить себя и своих близких от бед, сделать наступающий день благословенным, читайте в утренние часы следующие дуа:

1. « »;

الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أحيانا بعد ما أماتَنا وإلَيْهِ النشُور

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان رسول الله -صلى الله عليه وسلم- إذا أوى إلى فراشه قال: باسْمِكَ اللهم أحيا وأموت وإذَا اسْتَيْقَظَ قالَ: الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أحيانا بعد ما أماتَنا وإلَيْهِ النشُور

Укладываясь ночью в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллахумма, би-сми-ка амуту ва ахя » – «О Аллах, с именем Твоим я умру и с ним я живу ».

Когда же он просыпался, то говорил: «Аль-хамду ли-Лляхи ллязи ахя-на ба‘да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур » – «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и Который воскресит нас и призовёт к Себе для отчёта) ». (Бухари )

2. «Аль-хамду ли-Лляхи ллязи радда ‘аляйя рухи, ва ‘афа-ни фи джасади ва азина ли би-зикри-хи »;

الحمدُ لِلَّهِ الَّذي رَدَّ عَلَيّ رُوحِي، وَعافانِي في جَسَدِي، وأذِن لي بذِكْرِهِ

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذَا اسْتَيْقَظَ أَحَدُكُمْ فَلْيَقُلْ: الحمدُ لِلَّهِ الَّذي رَدَّ عَلَيّ رُوحِي، وَعافانِي في جَسَدِي، وأذِن لي بذِكْرِهِ

«Когда кто-нибудь из вас проснётся, пусть скажет: "Аль-хамду ли-Лляхи ллязи радда ‘аляйя рухи, ва ‘афа-ни фи джасади ва азина ли би-зикри-хи (Хвала Аллаху, Который вернул мне рух, исцелил тело моё и позволил мне поминать Его)" ». (Ибн Ас-Сунни )

3. «Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хува ‘аля кулли шай’ин кадир »;

لا إِلهَ إلا الله، وحده لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ، وَلَهُ الحَمْدُ، وَهُوَ على كُلّ شيء قدير

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ عَبْدٍ يَقُولُ عِنْدَ رَدّ اللَّهِ تَعالى رُوحَهُ عَلَيْهِ: لا إِلهَ إلا الله، وحده لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ، وَلَهُ الحَمْدُ، وَهُوَ على كُلّ شيء قدير إلاَّ غَفَرَ اللَّهُ تَعالى لَهُ ذُنُوبَهُ، وَلَوْ كَانَتْ مِثْلَ ربد البَحْرِ

«Аллах Всевышний обязательно простит грехи любого раба, который будет произносить: “Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хува ‘аля кулли шай’ин кадир (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всемогущ)”, каждый раз после пробуждения ото сна, даже если грехи его будут подобны морской пене (столь же многочисленны, как хлопья пены) ». (Ибн Ас-Сунни )

4. «Субхана Ллахи ва би-хамди-хи »;

سُبْحانَ الله وبحمده

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قالَ حِينَ يُصْبحُ، وَحِينَ يُمْسِي: سُبْحانَ الله وبحمده، مائة مَرَّةٍ، لَمْ يأْتِ أحَدٌ يَوْمَ القِيامَةِ بأفْضَلَ مِمَّا جاءَ بِهِ، إِلاَّ أحَدٌ قالَ مثْلَ ما قالَ، أوْ زَادَ عَلَيْهِ

«В День суда никто не принесёт с собой ничего лучшего, чем тот, кто утром и вечером будет по сто раз повторять: “Субхана Ллахи ва би-хамди-хи (Слава Аллаху и хвала Ему)”, если не считать человека, который говорил нечто подобное или добавлял ». (Муслим )

5. « »;

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что по утрам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:

اللَّهُمَّ بِكَ أصْبَحْنا، وَبِكَ أمْسَيْنا، وَبِكَ نَحْيا وَبِكَ نَمُوتُ، وَإِلَيْكَ النُّشُورُ

«Аллахумма, би-ка асбахна, ва би-ка амсайна, ва би-ка нахя, ва би-ка намуту ва иляй-ка-н-нушур » – «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра, и благодаря Тебе мы дожили до вечера, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе мы вернёмся ». (Абу Давуд )

6. «Би-сми-Лляхи ллязи ля язурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арзи ва ля фи-с-сама’и, ва хува-с-Сами‘у-ль-‘Алим »

باسْمِ اللَّهِ الَّذي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأرْضِ وَلا في السَّماءِ، وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيم

Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ عَبْدٍ يَقُولُ في صَباحِ كُلّ يَوْمٍ وَمَساءِ كُلّ لَيْلَةٍ: باسْمِ اللَّهِ الَّذي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأرْضِ وَلا في السَّماءِ، وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيم، ثَلاثَ مَرَّاتٍ لَمْ يَضُرَّه شيءٌ

«Ничто не повредит тому рабу Аллаха, который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: “Би-сми-Лляхи ллязи ля язурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арзи ва ля фи-с-сама’и, ва хува-с-Сами‘у-ль-‘Алим (Именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий ”». (Тирмизи , Абу Давуд )

7. «Хасбия-Ллаху; ля иляха илля Хува; ‘аляй-хи таваккяльту, ва Хува Раббу-ль-‘арши-ль-‘азым »;

حَسْبِيَ اللَّهُ، لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ، عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ، وَهُوَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ

От Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن قالَ فِي كُلّ يَوْمٍ حِينَ يُصْبحُ وَحِينَ يُمْسِي: حَسْبِيَ اللَّهُ، لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ، عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ، وَهُوَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ؛ سَبْعَ مَرَّاتٍ، كَفَاهُ اللَّهُ تَعالى ما أهمَّهُ مِنْ أمْرِ الدُّنْيا والآخِرَةِ

«Того, кто каждое утро и каждый вечер будет по семь раз произносить слова: “Хасбия-Ллаху; ля иляха илля Хува; ‘аляй-хи таваккяльту, ва Хува Раббу-ль-‘арши-ль-‘азым (Достаточно мне Аллаха; нет бога, кроме Него; на Него я уповаю, и Он − Господь великого ‘Арша) ”, Аллах Всевышний избавит от забот мира этого и мира вечного ». (Ибн Ас-Сунни )

Как мы видим, стоит только приложить небольшое усилие и немного постараться, и Всевышний Аллах отведёт от нас проблемы и запишет нам огромное вознаграждение. Стоит отметить также, что для того, чтобы наше дуа было принято, должны быть соблюдены некоторые условия.

Нурмухаммад Изудинов

Религиозное чтение: молитва мусульманская на дождь в помощь нашим читателям.

Молитва во время дождя и грома

"Субхана-Ллязи йусаббиху-р-ра"ду би-хамди-хи ва-ль-маляикяту мин хыфати-хи!"

Перевод: Слава Тому, кому воздают хвалу гром и ангелы от страха перед Ним*

ПРИМЕРЫ ОБРАЩЕНИЙ С МОЛЬБОЙ O НИСПОСЛАНИИ ДОЖДЯ.

"Аллахумма, аскы-на гайсан му-гысан, мари"ан, мари"ан, нафи"ан гайра даррин, "аджилян гайра аджилин!"

Перевод: O Аллах, напои нас дождём спасительным, приятным, обильным, полезным, а не вредоносным, скорым, а не поздним!

"Аллахумма, агыс-на, Аллахумма, агыс-на, Аллахумма, агыс-на!"

Перевод: O Аллах, помоги нам, о Аллах, помоги нам, о Аллах, помоги нам!

"Аллахумма, – скы "ибада-кя ва бахаима-кя, ва-ншур рахмата-кя ва ахййи баляда-кя-ль-майита"

Перевод: О Аллах, напои рабов Твоих и животных Твоих, и распространи милость Твою и оживи Твою мёртвую страну!

СЛОВА ОБРАЩЕНИЯ К АЛЛАХУ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ВО ВРЕМЯ ДОЖДЯ.

Перевод: O Аллах, да принесёт дождь этот пользу!

СЛОВА ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА ПОСЛЕ ВЫПАДЕНИЯ ДОЖДЯ.

"Мутырна би-фадли-Ллахи ва рахмати-хи".

Перевод: Пролился на нас дождь по милости Аллаха и милосердию Его.

СЛОВА ОБРАЩЕНИЯ К АЛЛАХУ С МОЛЬБОЙ ОБ ОЧИЩЕНИИ НЕБА ОТ ТУЧ.

"Аллахумма, хаваляй-на ва ля "аляй-на, Аллахумма, "аля-ль-акями ва-з-зыраби, ва бутуни-ль-аудийяти ва мана-бити-ш-шаджари!"

Перевод: O Аллах, вокруг нас, а не на нас, о Аллах, на холмы и горные вершины, в вади (Высохшее русло; долина) и туда, где растут деревья!

Послабления в посещении пятничной молитвы

Я из Таджикистана, работаю в госучреждении. Не могу посещать пятничную молитву. Однажды из-за обеденного ухода с работы мне сделали выговор и на год лишили премии. И если еще раз поеду, уволят, хотя все наши руководители мусульмане. Скажите, пожалуйста, как мне быть?

У вас вынужденная ситуация, так как работа и карьера крайне важны для мужчины-мусульманина. Жизнь – череда парадоксов и метаморфоз, особенно в отношениях между людьми. Поверьте, не вы один сталкиваетесь с подобными обстоятельствами, однако не стоит принимать это близко к сердцу, ведь все мы ходим под Ним, а Он-то ведает сокровенные устремления и намерения души…

«Ибн ‘Аббас [считающийся наиболее грамотным в вопросах богословия сподвижником Пророка] в дождливый день сказал муаззину, намеревающемуся прочесть азан [на пятничную молитву]: «Когда скажешь «ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах», то не говори [обычное] «хайя ‘аляс-соляя» (спешите на [коллективную] молитву), а вместо этого скажи «соллю фи буютикум» (молитесь в своих домах). Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]».

Имам аль-Бухари поместил этот достоверный хадис в главу под названием «Дозволенность не посещать пятничную молитву по причине дождя». И если сравнить дождь, переводящий ‘азиму (непоколебимо обязательное) в рохсу (желательное по мере возможности), с тем, что человек лишился премии на год, может лишиться должности или работает в регионе, где заработки низки, а семьи - многодетны, то, наверное, это является значительно более весомой причиной, чем непогода.

«Бо льшая часть (джумхур) мусульманских богословов говорили о том, что [проливной, сильный] дождь [размывающий дороги] является веской причиной, из-за которой допускается не посещать пятничную молитву. [Аналогично в северных регионах России подобной веской причиной может быть метель]».

Канонические правила

Важно также учитывать канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;

(3) «вынужденность (к примеру, непосещение мечети в пятницу, не приход на пятничную проповедь) определяется сложностью обстоятельств», что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально, принимая во внимание аят и нижеследующие хадисы:

- «Верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха (Бога, Господа) и оставьте торговлю [суету, на этот короткий период слушания пятничной проповеди и совершения пятничной молитвы-намаза]. Это - наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

- «Поистине, пятница - это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). У нее пять особенностей: Бог сотворил Адама именно в этот день, в пятницу же спустил его [вместе с Евой] на землю и в пятницу же умертвил [Адама]; также в этот день [из недели в неделю] есть час [из 24 часов], когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам). И именно в этот день [именно в пятницу] наступит Конец Света.

Ангелы, небеса, земля, ветры, горы и моря… Все они испытывают [уважительный] трепет пред пятницей. [Столь она величественна, столь значима пред Творцом]».

- «Пятница к пятнице [посещение пятничной проповеди и молитвы из неделю в неделю] – искупление грехов, но только в том случае, если человек не совершает больших грехов».

- «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом».

- «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], без вынуждающих его на то обстоятельств, сердце того будет запечатано Господом».

- «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78). Сподвижник Усама ибн Шарик передал: «Мы сидели рядом с Пророком будто с птицами на головах (без единого движения и шороха очень внимательно слушали его). Пришла толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего сказал: «О люди! Господь снял с вас затруднения [и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это - [очень тяжелый, проблемный] грех и погибель. [Продолжая быть невоспитанным, не следя за своей речью человек приведет себя к очевидной погибели в обоих мирах]».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 901.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 268; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 488.

Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых « ‘азима превращается в рохсу». То есть в основе своей посетить пятничную молитву является обязательным для мужчины, но категоричность этого требования снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих сам приход в мечеть. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 221, 311; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 146.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 6. С. 281–283; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 154, 155.

См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73.

См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. С. 74, 75.

Подробнее см., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

Отмечу, что пятница начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с заходом солнца в пятницу.

Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 122, хадис № 1086, «сахих».

То есть не примет участия в пятничной молитве, (1) считая ее не столь важной или (2) не имея на то весомых причин.

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 126, хадис № 1125, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 126, хадис № 1126, «хасан сахих».

«Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). Отмечу, что Творец не снял с нас религиозные обязанности (молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и т. п.), но Он снял с наших плеч затруднения и стесненность. В религии нет порабощения человеческой натуры, а присутствует раскрепощение ее. И чем грамотнее и мудрее человек, тем больше он это чувствует, понимает и видит.

Однако же настоящей проблемой является упомянутое далее в хадисе.

Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 4. С. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 236, 237, хадис № 486, «сахих»; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 1. С. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]. В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. С. 197.

Истиска намаз – намаз прошения дождя

Истиска – намаз о прошении дождя во время засухи. А рабское слово اِسْتِسْقَاءٌ происходит от глагола اِسْتَسْقَى и означает просить, напоить водой, молить о ниспослании дождя. В период бездождие верующие обращаются с мольбой к Всевышнему Аллаху о «даровании» осадков для спасения урожая, земли.

الاستسقاء في الاصطلاح: ” هُوَ طَلَبُ سُقْيَا الْمَاءِ مِنَ اللهِ عِنْدَ حُصُولِ الْجَدْبِ وَانْقِطَاعِ الْمَطَرِ”.

Согласно хадису, Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «В одну из пятниц, когда Пророк ﷺ стоял перед людьми и произносил проповедь, в мечеть вошел мужчина. Он вошел через дверь, расположенную напротив кафедры, встал лицом к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он ниспослал нам спасительный ливень!“ Посланник Аллаха ﷺ воздел руки и сказал: „О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь!“ (Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! в другой версии: „Аллахумма скына“) Клянусь Аллахом, в это время мы не видели на небе ни облаков, ни туч, а между нами и горой Са‘ль не было ни домов, ни иных строений и вдруг из-за горы появилось облако по форме похожее на щит, а когда оно заняло середину неба, то стало распространяться, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней! В следующую же пятницу, когда Посланник Аллаха ﷺ произносил проповедь, некий муж вновь вошел в мечеть через ту же дверь. Он встал напротив Посланника Аллаха ﷺ и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он остановил дождь!“ Посланник Аллаха ﷺ вновь воздел руки и сказал: „О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, пусть дождь падает на холмы, пригорки, русла и растения на пастбищах“. После этого дождь прекратился, а когда мы вышли наружу, уже выглянуло солнце». Один из рассказчиков хадиса по имени Шарик спросил Анаса: «Это был тот же мужчина?» Анас ответил: «Я не знаю».

Сборник хадисов аль-Бухари (1013, 1014) и Муслима (2075)

Всем известно, что долгая засушливая «непогода» влечет за собой непоправимые бедствия для всего живого. Ведь палящее жаркое солнце превращает землю в камень. Поэтому почва нуждается в дожде, а дождь – в туче. Но как же быть, если установилась жара, осадков давно нет, все живое погибает… Каким бы умным не было человечество, ему не подвластно контролировать погоду. На это способен только Всевышний! Всемогущий не оставит своих творений в беде! Аллах передал, указал через Посланника (салляллаху аляйхи васаллям) путь решения этой напасти. Также Аллах о Посланнике Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), сказал (смысл): «Я ниспослал тебя лишь как милость, как милосердие для миров».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи васаллям) научил мусульман, как вести себя, что нужно делать во время засухи. Сунной является как можно часто просить о дожде у Всемилостивого и Милующего Аллаха. Специальный намаз истиска состоит из двух ракаатов, его желательно совершать индивидуально или коллективно, вслух, совершая одну проповедь до или после молитвы. Принято читать молитву о дожде на полях, в мечетях, особенно после намазов и во время пятничной проповеди. Верующие умаливают Всевышнего простить их грехи, испрашивая ниспослать на землю прохладу с хорошим ливнем.

В сунне пророка Мухаммеда есть хадисы, рассказывающие о том, как совершалась молитва дождя. Передают, что ‘Абдулла ибн Зейд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я видел Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в тот день, когда он вышел за пределы Медины, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. При этом он повернулся спиной к людям и лицом к кибле (т.е. Заповедной мечети в Мекке), перевернул свой плащ, а потом совершил два ракаата». Приводят аль-Бухари и Муслим.

عن عَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدٍ أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم – خَرَجَ إِلَى الْمُصَلَّى فَاسْتَسْقَى ، فَاسْتَقْبَلَ الْقِبْلَةَ ، وَقَلَبَ رِدَاءَهُ ، وَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ

В молитве истиска говорится: «О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из прощающих; пошли нам обильный дождь».

Если после намаза истиска дождя все же не будет, необходимо усердно продолжать читать эту молитву каждый день. С помощью Всевышнего Аллаха пусть все мы будем на пути истины, пусть каждому из нас Он даст мудрость и терпение в решении общих проблем!

Как вести себя во время дождя по Сунне

Весна в разгаре, а это значит, что нас ждут проливные дожди, а где-то они уже идут вовсю. В это время люди обычно стараются поскорей спрятаться от дождя: кто-то укрывается под зонтиком, кто-то скорее бежит под крышу. И из-за всей этой суеты мы забываем о том, что на самом деле дождь - это благословение от Аллаха. А знаете ли вы, как вести себя во время дождя согласно Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)? И о том, что во время дождя принимаются наши дуа? В этой небольшой статье нам бы хотелось рассказать нашим братьям и сестрам, как вести себя во время дождя и какие при этом читаются дуа.

Как вести себя во время дождя по Сунне (Дуа из Сунны, которые читают во время дождя)

Упоминая дождь в Коране, Аллах Тааля говорит о его двойственном назначении. В одном аяте Он говорит:

«Он (Аллах) есть Тот, Кто посылает ветер впереди Своей милости» [т.е.дождя] (сура Фуркан, аят 48).

В другом аяте Он говорит:

«И когда они (народ ‘Ад) увидели тучу, распростертую (по всему горизонту), направляющуюся к их долинам, они сказали: «Эта туча, которое прольёт нам дождь». (Но пророк Худ сказал им): «Нет (это вовсе не дождь), это – то (наказание), с чем вы торопили, вихрь [сильнейший ветер] – в нем мучительное наказание» (сура Ахкаф, 24).

Двойственный эффект

Аллах Тааля полностью контролирует все сущее. Во мгновение ока Он может превратить благоприятные события в невзгоды и неприятность в нечто благое. Он может сделать из чего-то благо для одних людей и, наоборот, навредить другим людям с помощью этой же вещи.

Примером этого является дождь, о двойной природе которого говорится в вышеприведенных аятах Корана, а также одном из хадисов, где рассказывается, что однажды какой-то сподвижник попросил Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время пятничной проповеди помолиться о дожде. Однако, в следующую пятницу тот же сподвижник просил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) обратиться к Аллаху, чтобы Он остановил дождь, поскольку дождь шел уже целую неделю, что вызывало множество трудностей (Сахих Бухари).

Дуа из Сунны, которые читают во время дождя

Вследствие этой двойной природы дождя Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как передается, всегда волновался, когда поднимался ветер (что было признаком приближения дождя). Когда его спрашивали о причине его беспокойства, он отвечал:

«Я боюсь, что это может быть наказанием моей уммы».

Также он читал следующее дуа в это время:

اَللهُم إني أسْألُكَ خيرَها وَخَيْرَ ما فِيها وَخيرَ ما أُرْسِلَتْ به، وَأعُودُ بِكَ مِنْ شَرها وَشر ما فيها وشر ما أُرْسِلَتْ به

Аллахумма инни ас-алюка хайраха ва хайра ма фиха ва хайра ма урсилят бихи ва а’узу бика мин шарриха ва шарри ма фиха ва шарри ма урсилят бихи.

О, Аллах, я прошу Тебя о его (дождя) благе, о благе в нем и том благе, что он приносит; и я прибегаю к Тебе от его зла, зла, которое в нем и того зла, что он приносит.

После этого, если дождь был спокойный, он (саллаллаху алейхи ва саллям) испытывал такое облегчение, что выходил под дождь, отрывал свою грудь (или иные части тела), чтобы получить благословение, которое несли капли дождя. Когда его спрашивали о причине этого, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Поистине, этот дождь только что пришел от моего Господа» (Сахих Муслим, хадис 2080).

Следующие дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) также произносил во время дождя:

اللهم صَيبًا نافِعا

Аллахумма сойибан нафи’ан

О, Аллах пусть этот дождь принесет благо. (Сахих Бухари, хадис 1032)

Во время сильного ливня Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил:

اللهم حَوَالَيْنا ولا عَلَيْنا

Аллахумма хаваляйна ва ля ‘аляйна

O, Аллах, пусть дождь (идет) вокруг нас, но не на нас. (Сахих Бухари, хадис 1013, Сахих Муслим, хадис 2076)

И если гремел гром, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил:

اللهم لا تَقْتُلْنا بِغَضَبِك وَلا تُهْلِكْنا بِعدابِك وعافِنا قَبْلَ دلِك

Аллахумма ля тактульна би гадабик ва ля тухликна би ‘азабик ва ‘афина кабля залик.

O, Аллах, не поражай нас Твоим гневом и не уничтожай нас Своим наказанием. Спаси нас от Твоего наказания. (Сунан Тирмизи, хадис 3450, Муснад Ахмад, хадис 5763 и Аль-Адабуль Муфрад, хадис 742)

Данный хадис считали достоверным (сахих) следующие ученые: имамы Хаким, Захаби (см. Мустадрак, т.2, с. 286), а также Хафиз Ибн Хаджар и алляма Джазри (см. Аль-Футухату р-Раббанийя, т.4, с.284).

После окончания дождя следует сказать:

مُطِرْنا بِفَضْلِ اللهِ وَرَحْمَتِه

Мутырна бифадли-Ллахи ва рахматихи.

Дождь пролил на нас милость и благодать Аллаха (Сахих Бухари, хадис 846/1048 и Сахих Муслим, хадис 71)

Это только немногие дуа из Сунны, которые можно читать во время дождя.

Во время дождя принимаются дуа!

Известно из хадисов, что во время дождя принимаются дуа: см. Суннан Абу Дауда, хадис 2533; Мустадрак Хакима, т.2, с.114, хадис 2535. Этот хадис оценивали, как сахих такие имамы как Хаким, Захаби и аш-Шаукани, см. Туфат аз-закирин, с.69. Также см. Аль-Азкар имама Навави.

Весна в разгаре, а это значит, что нас ждут проливные дожди, а где-то они уже идут вовсю. В это время люди обычно стараются поскорей спрятаться от дождя: кто-то укрывается под зонтиком, кто-то скорее бежит под крышу. И из-за всей этой суеты мы забываем о том, что на самом деле дождь — это благословение от Аллаха. А знаете ли вы, как вести себя во время дождя согласно Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)? И о том, что во время дождя принимаются наши дуа? В этой небольшой статье нам бы хотелось рассказать нашим братьям и сестрам, как вести себя во время дождя и какие при этом читаются дуа.

Как вести себя во время дождя по Сунне (Дуа из Сунны, которые читают во время дождя)

Упоминая дождь в Коране, Аллах Тааля говорит о его двойственном назначении. В одном аяте Он говорит:

«Он (Аллах) есть Тот, Кто посылает ветер впереди Своей милости» [т.е.дождя] (сура Фуркан, аят 48).

В другом аяте Он говорит:

«И когда они (народ ‘Ад) увидели тучу, распростертую (по всему горизонту), направляющуюся к их долинам, они сказали: «Эта туча, которое прольёт нам дождь». (Но пророк Худ сказал им): «Нет (это вовсе не дождь), это – то (наказание), с чем вы торопили, вихрь [сильнейший ветер] – в нем мучительное наказание» (сура Ахкаф, 24).

Двойственный эффект

Аллах Тааля полностью контролирует все сущее. Во мгновение ока Он может превратить благоприятные события в невзгоды и неприятность в нечто благое. Он может сделать из чего-то благо для одних людей и, наоборот, навредить другим людям с помощью этой же вещи.

Примером этого является дождь, о двойной природе которого говорится в вышеприведенных аятах Корана, а также одном из хадисов, где рассказывается, что однажды какой-то сподвижник попросил Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время пятничной проповеди помолиться о дожде. Однако, в следующую пятницу тот же сподвижник просил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) обратиться к Аллаху, чтобы Он остановил дождь, поскольку дождь шел уже целую неделю, что вызывало множество трудностей (Сахих Бухари).

Дуа из Сунны, которые читают во время дождя

Вследствие этой двойной природы дождя Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как передается, всегда волновался, когда поднимался ветер (что было признаком приближения дождя). Когда его спрашивали о причине его беспокойства, он отвечал:

«Я боюсь, что это может быть наказанием моей уммы».

Также он читал следующее дуа в это время:

اَللهُم إني أسْألُكَ خيرَها وَخَيْرَ ما فِيها وَخيرَ ما أُرْسِلَتْ به، وَأعُودُ بِكَ مِنْ شَرها وَشر ما فيها وشر ما أُرْسِلَتْ به

Аллахумма инни ас-алюка хайраха ва хайра ма фиха ва хайра ма урсилят бихи ва а’узу бика мин шарриха ва шарри ма фиха ва шарри ма урсилят бихи.

О, Аллах, я прошу Тебя о его (дождя) благе, о благе в нем и том благе, что он приносит; и я прибегаю к Тебе от его зла, зла, которое в нем и того зла, что он приносит.

После этого, если дождь был спокойный, он (саллаллаху алейхи ва саллям) испытывал такое облегчение, что выходил под дождь, отрывал свою грудь (или иные части тела), чтобы получить благословение, которое несли капли дождя. Когда его спрашивали о причине этого, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Поистине, этот дождь только что пришел от моего Господа» (Сахих Муслим, хадис 2080).

Следующие дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) также произносил во время дождя:

اللهم صَيبًا نافِعا

Аллахумма сойибан нафи’ан

О, Аллах пусть этот дождь принесет благо. (Сахих Бухари, хадис 1032)

Во время сильного ливня Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил:

اللهم حَوَالَيْنا ولا عَلَيْنا

Аллахумма хаваляйна ва ля ‘аляйна

O, Аллах, пусть дождь (идет) вокруг нас, но не на нас. (Сахих Бухари, хадис 1013, Сахих Муслим, хадис 2076)

И если гремел гром, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил:

اللهم لا تَقْتُلْنا بِغَضَبِك وَلا تُهْلِكْنا بِعدابِك وعافِنا قَبْلَ دلِك

Аллахумма ля тактульна би гадабик ва ля тухликна би ‘азабик ва ‘афина кабля залик.

O, Аллах, не поражай нас Твоим гневом и не уничтожай нас Своим наказанием. Спаси нас от Твоего наказания. (Сунан Тирмизи, хадис 3450, Муснад Ахмад, хадис 5763 и Аль-Адабуль Муфрад, хадис 742)

Данный хадис считали достоверным (сахих) следующие ученые: имамы Хаким, Захаби (см. Мустадрак, т.2, с. 286), а также Хафиз Ибн Хаджар и алляма Джазри (см. Аль-Футухату р-Раббанийя, т.4, с.284).

После окончания дождя следует сказать:

مُطِرْنا بِفَضْلِ اللهِ وَرَحْمَتِه

Мутырна бифадли-Ллахи ва рахматихи.

Дождь пролил на нас милость и благодать Аллаха (Сахих Бухари, хадис 846/1048 и Сахих Муслим, хадис 71)

Это только немногие дуа из Сунны, которые можно читать во время дождя.

Во время дождя принимаются дуа!

Известно из хадисов, что во время дождя принимаются дуа: см. Суннан Абу Дауда, хадис 2533; Мустадрак Хакима, т.2, с.114, хадис 2535. Этот хадис оценивали, как сахих такие имамы как Хаким, Захаби и аш-Шаукани, см. Туфат аз-закирин, с.69. Также см. Аль-Азкар имама Навави.

В некоторых мусульманских странах люди настолько хорошо помнят об этом, что, когда идет дождь, вы можете увидеть множество людей, стоящих и делающих дуа, где бы они ни находились.

Дождь – это, наверное, самое удивительное природное явление, какое только может быть. Это великая милость Всевышнего Аллаха . Неоценима роль дождей в круговороте воды на нашей планете. Всевышний удивительным образом сделал дождь средством для поддержания жизни людей, животных и растений. В священном Коране о дожде сказано:

فَانْظُرْ إِلَى آثَارِ رَحْمَةِ اللَّهِ كَيْفَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا

« посмотри на последствия милости Аллаха (посредством дождя), как Он оживляет (заставляет произрастать и цвести) землю после её смерти (засухи)» (сура «Ар-Рум», аят 50).

Дождь – спасительная влага для почвы, вода, образующаяся при конденсации водяного пара, выпадающая из облаков и достигающая земной поверхности в виде капель жидкости. Диаметр дождевых капель колеблется от 0,5 до 6 мм. Капли мельче 0,5 мм называются моросью. Капли крупнее 6 мм сильно деформируются и разбиваются при падении на землю. В зависимости от объёма осадков, выпадающих за определённый промежуток времени, по интенсивности различают слабые, умеренные и сильные (ливневые) дожди.

За один сильный грозовой ливень продолжительностью всего 20–30 мин. может выпасть до 25 мм осадков. Среднее годовое количество осадков на всей поверхности Земли – ок. 910 мм. В тропических регионах среднегодовое количество осадков не менее 2500 мм, в умеренных широтах – ок. 900 мм, а в приполярных районах – ок. 300 мм.

С каждой каплей дождя и каждой снежинкой, падающей с неба, спускается ангел, чтобы не дать им коснуться друг друга, что мы видим своими глазами.

В книге «Аль-Мукадимату аль-Хадрамия» пишется, что во время первого дождя нового года (по Хиджре) желательно открыть своё тело (кроме аврата), встать под дождём и купаться под ним, также совершать омовение стекающей дождевой водой. Если не получается искупаться, то хотя бы сделать омовение . Также желательно во время грома и молний поминать Аллаха. Но нежелательно смотреть на молнию.

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) в своём сборнике хадисов «Мувата» приводит хадис с достоверной цепочкой от Абдулаха бин Зубайра (да будет доволен им Аллах): «Он (Пророк) (мир ему и благословение Аллаха) во время грома и молнии прекращал разговор и произносил:

سبحان من يسبّح الرّعد بحمده, والملائكة من خيفته

«Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним».

Также во время дождя желательно сказать:

اللّهمَّ صَيِّبَاً هنئا و سَيباً نافعاً

«О Аллах, одари нас обильным дождём и полезным потоком».

После дождя желательно сказать:

مطرنا بفضل الله ورحمته

«Мы удостоились дождя по щедрости и милости Аллаха».

Если есть опасность от сильных ливней, желательно сказать:

اللّهمَّ حوالينا ولا علينا

«О Аллах, пролей дождь не на нас, а на наши окрестности».

Есть много времён, ситуаций и мест, в которых Всевышний принимает дуа. Упоминается, что велика вероятность принятия мольбы во время дождя.

ثنتان ما تردان الدعاء عند النداء وتحت المطر

«В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя» («Джамиуль-ахадис», № 11324).

Лечебные свойства дождевой воды

При чтении на воду аятов Корана или иных молитв она приобретает лечебные свойства. К примеру, мусульманские специалисты широко используют воду, на которую читаются аяты Корана, для лечения от всевозможных заболеваний, для улучшения памяти, даже для лечения одержимых духами, именуемыми в исламской традиции джиннами .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, спросил их: «Хотите, я обучу вас молитве, которой обучил меня ангел Джабраил (мир ему) и посредством которой у вас не будет нужды в лекарстве?» После того как сподвижники дали утвердительный ответ, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Берётся дождевая вода, и на неё читается сура «аль-Фатиха» семьдесят раз, «аль-Фаляк» – семьдесят раз, «Ан-Нас» – семьдесят раз, затем читается благословение на Пророка (мир ему и благословение) – семьдесят раз, произносятся слова «субханаллах» – семьдесят раз. Эту воду пьют утром и вечером семь дней подряд».

Молитва о прошении дождя

Иногда по воле Аллаха дождей не бывает длительный период и устанавливается высокая температура воздуха, в результате чего снижаются влагозапасы почвы и возникает почвенная засуха. Постепенно, по мере усиления жары, пересыхают пруды, реки, озёра, родники, – возникает опасность гибели растений и животных.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), ниспосланный как милость для миров, научил нас, как вести себя во время засухи. Сунной является часто просить о дожде у Всевышнего Аллаха, особенно после намазов и во время пятничной хутбы (проповеди). Молитва о дожде, то есть намаз, совершаемый при засухе, является настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун).

Если после первой молитвы (намаза) дождь не пошёл, необходимо молиться ещё и ещё. Если дождь пошёл перед началом намаза, следует воздать хвалу Аллаху, прочитать молитвы, дуа, а затем совершить намаз. Перед намазом имам призывает джамаат (общину) готовиться к нему: в течение трёх дней соблюдать пост, раскаяться в совершённых грехах, оплатить долги у кого они есть, просить прощения у обиженных, дать бедным и сиротам милостыню (садака), простить друг другу обиды, совершать как можно больше добрых дел и тем самым постараться приблизиться к Аллаху. На четвёртый день поста, надев старую одежду, с благоговейной боязнью перед Аллахом все выходят на поле. С собой приводят и детей, и стариков, и даже скот. Молитва о дожде состоит из двух ракаатов, и совершают её так же, как и праздничные молитвы (намаз-ид). Для молитвы о дожде нет фиксированного времени. После намаза читается хутба, а вместо праздничного такбира читается истигфар (просьба о прощении грехов с произнесением «Астагфируллах»). В первую часть хутбы включается и следующее дуа:

اللَّهمَّ اسقِناغَيْثاً مُغِيثاً هَنيئاً مَريأً مَريعاً غَدَقاً مُجَلِّلاً سَحَّا عَامّاً طَبَقاً دَائِماً اللَّهمَّ اسْقِنا الْغَيثَ و لا تَجْعَلْنا مِن القَانِطِينَ. اللَّهمَّ أِنّا نَسْتَغْفِرُكَ انَّكَ كُنْتَ غَفَّاراً فَأَرْسلِ السَّماءَ علينا مدْراراً

«О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из прощающих; пошли нам обильный дождь».

В начале второй части хутбы имам поворачивается в сторону Киблы, при повороте выворачивает верхнюю одежду наизнанку, и все присутствующие следуют в этом за ним. Это символизирует надежду на изменение. Не выворачивать одежду таким образом является нежелательным. Верхняя одежда остаётся вывернутой наизнанку до вечера, т. е. пока не лягут спать.

Если имам по какой-либо причине не совершает этот намаз, люди могут совершить его сами. Согласно мазхабу имама Абу-Ханифы (да будет доволен им Аллах), молитву прошения дождя можно совершать и индивидуально.

Курамухаммад-хаджи Рамазанов в своей книге «Суннат-намазы» отмечает, что в последнее время и в сёлах, и в городах редко можно видеть людей, совершающих намаз прошения дождя, все забросили эту высокочтимую сунну Пророка (мир ему и благословение). Ответственность за это перед Аллахом ложится на имамов мечетей и алимов. Невозможно представить себе всю величину приобретения Божественного дара тем, кто оживляет заброшенную людьми сунну Пророка (мир ему и благословение).

В хадисе, приводимом аль-Байхаки, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)».

В достоверном хадисе, который приводят Ибну Маджа и ат-Тирмизи, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни оживил хоть одну мою сунну, заброшенную людьми после меня, тот получит столько вознаграждения, сколько получают все последовавшие этой сунне люди, ничуть не уменьшая их вознаграждения».

Совершить молитву о дожде надо хотя бы потому, что это сунна дорогого нам Пророка (мир ему и благословение), что в ней мы читаем дуа и предстаём перед Господом миров – Аллахом, признавая, что мы нуждаемся в Нём, в Его милости и помощи. Даже если дождя не будет, в этом случае мы хотя бы проявим покорность Аллаху и исполним сунну, за что будет воздаяние на Том свете.

Самым малым при выпрашивании дождя является чтение дуа, т. е. мольбы о ниспослании дождя, затем – прошение дождя в обязательном намазе, читая молитву «Кунут» («Махдина») в последнем ракаате, выпрямившись после поясного поклона. Но лучше всего совершить намаз так, как было описано выше. Да поможет нам в этом Аллах! Амин!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png