- (Vian) (1920 1959), французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии, лиризма и «чёрного юмора» творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского «молодёжного бунта» в западной культуре 50 70 х гг.… … Энциклопедический словарь

Виан, Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и “черного юмора” в романе “Пена дней” (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), “Осень в Пекине” (1947),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИАН Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920—1959), французский писатель, драматург, автор и исполнитель песен. Ром. «Я буду плевать на ваши могилы» (1946), «Пена дней», «Осень в Пекине» (оба — 1947), «Красная трава» (1950), «Разбитое сердце» (1953). Пьесы… … Литературный энциклопедический словарь

Фамилия. Известные носители: Виан, Борис Виан, Филип См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Виан, а также фамилиями, начинающимися с «Виан ». См. также Виана … Википедия

Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

Борис Виан Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

- (1920 59) французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского молодежного бунта в западной культуре 50 70 х гг. 20 в.: Пена дней (1947), Осень в Пекине … Большой Энциклопедический словарь

- (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и черного юмора в романе Пена дней (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), Осень в Пекине (1947), Сердцедер… … Современная энциклопедия

Штерн, Борис Гедальевич Дата рождения: 14 февраля 1947 Место рождения: Одесса Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Киев … Википедия

Книги

  • Борис Виан. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Сколопендр и планктон , Борис Виан. Борис Виан - один из самых интересных писателей послевоенного французского авангарда. В настоящий том Собрания сочинений вошли два ранних романа писателя "Сколопендр и планктон" (1947),…
  • Пена дней , Виан Б.. Борис Виан писал прозу и стихи, работал журналистом, писал сценарии и снимался в кино (полтора десятка фильмов, к слову сказать), пел и сочинял песни (всего их около четырех сотен). Редкий…

Это был поистине человек-оркестр, тянувшийся ко всему неизведанному. Это создатель романов, стихов, актер, играющий на трубе. Человек сложной судьбы стал классиком французской литературы только после смерти.

Фатальная мистификация

Ходили слухи о русских корнях писателя, но мало кто знал, что эту легенду запустил сам Борис Виан. А русское имя дала ему мать, обожавшая оперу «Борис Годунов». В его копилке было 24 псевдонима, среди которых Вернон Салливан - самый известный и скандальный.

Его альтер-эго, по легенде, афроамериканец, свободные взгляды которого стали преградой для печати на родине, а Виан помогал переводить романы в стиле нуар. В то время популярностью пользовались авантюрные произведения с кровавыми и сексуальными подробностями. Из-под пера его вышли 4 романа, один из которых, «Я приду плюнуть на ваши могилы», долго держался в лидерах продаж. Роковой бестселлер даже сжигали борцы за нравственность. Скандал после обнаружения подлинного автора набрал такие обороты, что Виана судили. Потом оправдали, но на писательской карьере его поставили крест. Произведения, выходившие из-под его пера, не принимались обществом, что доставляло страдания таланту. И до последнего дня его помнили как мистификатора, долго водившего за нос почтенную публику. Фатальное произведение погубило не только репутацию, но и его самого. Борис Виан умер на премьере экранизации, на которую не давал разрешения, от сердечного приступа в 39 лет.

Трагедия таланта

Только после смерти писатель обрел знаменитость: его книги с удовольствием читаются молодежью Европы, а во Франции изучаются в школьных программах. В этом и заключалась трагедия талантливого мастера. В романе «Пена дней» свою жизненную философию описал Борис Виан. Отзывы о главном его произведении были противоречивыми, а интеллектуальная проза не пользовалась оглушительным успехом, как бульварное чтиво. Жаль, что часто Виана и Салливана путают. Одаренный автор лишь подстраивался под общее настроение публики, выпуская нарочито вульгарные романы и заглушая боль внутри.

«Пена дней» балансирует на грани между абсурдом и реальностью благодаря особому мироощущению автора. В фантазиях писателя жизнь побеждает смерть, а любовь противостоит серым будням. Его интересовало счастье отдельного человека, а не толпы. Современники назвали книгу «самым щемящим романом о любви». Читатель сталкивается с удивительной искренностью, болью и страданием.

Борис Виан: биография

Родился будущий классик в 1920 году в маленьком городке недалеко от Парижа. Ангина, перенесенная Борисом в двухлетнем возрасте, стала причиной осложнений на сердце. Врачи предрекали мальчику недолгую жизнь. В 15 лет он заболел брюшным тифом, который еще больше подорвал здоровье.

Его отец не работал, а получал доход от вложенного капитала. Это был очень образованный человек, много читающий и знающий несколько языков. Мать прекрасно играла на пианино и арфе, обожала музыку и привила эту любовь маленькому сыну. Когда мальчику было 9 лет, страну настиг кризис, и размеренному безбедному существованию пришел конец. Чтобы хоть как-то спасти материальное положение, семья сдает в аренду свою виллу и распускает прислугу. Отец переводит тексты и продает гомеопатические средства, но больших денег это не приносит. После его убийства грабителями в 1944 году имение уходит с молотка, а семья перебирается в съемную квартиру. Перед отъездом Борис Виан играет прощальное соло на трубе.

За три года до печального события молодой человек женится на Мишель Леглиз, но выбор невесты мать не одобряет и даже отговаривает от свадебного путешествия. В семье по давней традиции женщины не работали, но денег не хватало, и Мишель устраивается на работу в журнал. В 1942 году рождается сын супругов Патрик.

С новой женой, балериной Урсулой Кюблер, проводит последние годы жизни Борис Виан. Фото, где они запечатлены вместе, удивительно нежные и трогательные.

Жизнь в стиле джаз

Главным увлечением жизни Виана становится джаз, которому он самостоятельно обучался. Борис с двумя братьями организовывает семейный оркестр, а потом становится участником популярного ансамбля Клода Абади. Музыканты получали удовольствие от импровизаций и не играли на заказ. Несмотря на запрет врачей, Виан не бросает увлечение музыкой и с большим мастерством играет на трубе. Ансамбль получает признание в 1946 году на турнире в Париже, где завоевал Гран-при.

В 50-х годах Виан выступал как шансонье и оставил богатое наследие: 400 песен и несколько пластинок.

Многоликий мастер

Борис Виан, как увлекающаяся натура, пробовал себя на разных поприщах. Он писал картины, которые подписывал анаграммой собственного имени - Бизон Рави (восторженный бизон). Выучив английский язык, он переводил детективы и научную фантастику. Специально для Бориса в популярном журнале «Тан Модерн» была создана рубрика, в которой он делился выдуманными событиями с понятным намеком на современные реалии. Он вел радиопередачи, снимался в кино, а в картине «Прекрасный возраст» с удовольствием сыграл самого себя.

Похороны писателя прошли 27 июня 1959 года. Родственники, Урсула с букетом кровавых роз, толпы почитателей и ни одного могильщика. Потом выяснилось, что в этот день они бастовали.

- (Vian) (1920 1959), французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии, лиризма и «чёрного юмора» творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского «молодёжного бунта» в западной культуре 50 70 х гг.… … Энциклопедический словарь

Виан Борис

Виан, Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и “черного юмора” в романе “Пена дней” (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), “Осень в Пекине” (1947),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИАН Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920—1959), французский писатель, драматург, автор и исполнитель песен. Ром. «Я буду плевать на ваши могилы» (1946), «Пена дней», «Осень в Пекине» (оба — 1947), «Красная трава» (1950), «Разбитое сердце» (1953). Пьесы… … Литературный энциклопедический словарь

Виан - фамилия. Известные носители: Виан, Борис Виан, Филип См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Виан, а также фамилиями, начинающимися с «Виан ». См. также Виана … Википедия

Борис Виан - Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

Виан Б. - Борис Виан Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

ВИАН (Vian) Борис - (1920 59) французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского молодежного бунта в западной культуре 50 70 х гг. 20 в.: Пена дней (1947), Осень в Пекине … Большой Энциклопедический словарь

ВИАН - (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и черного юмора в романе Пена дней (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), Осень в Пекине (1947), Сердцедер… … Современная энциклопедия

Борис Гедальевич Штерн - Штерн, Борис Гедальевич Дата рождения: 14 февраля 1947 Место рождения: Одесса Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Киев … Википедия

Книги

  • Борис Виан. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Сколопендр и планктон , Борис Виан. Борис Виан - один из самых интересных писателей послевоенного французского авангарда. В настоящий том Собрания сочинений вошли два ранних романа писателя "Сколопендр и планктон" (1947),… Купить за 1100 руб
  • Пена дней , Виан Б.. Борис Виан писал прозу и стихи, работал журналистом, писал сценарии и снимался в кино (полтора десятка фильмов, к слову сказать), пел и сочинял песни (всего их около четырех сотен). Редкий…

Борис Виан - французский поэт, прозаик, джазовый певец и музыкант. Является автором многих эпатажных модернистских произведений. После смерти Виана его писательские труды причислили к классике французской литературы. 24 - именно под столькими псевдонимами издавал автор все книги. Борис Виан наиболее известен в литературном мире как Вернон Салливан. У многих читателей до сих пор возникает на этот счёт путаница. В статье мы представим краткую биографию Виана.

Детство

Существует легенда о русском происхождении имени героя данной статьи. На самом деле она не соответствует действительности. Мать будущего писателя назвала его в честь Бориса Годунова - героя её любимой оперы. Семья Виан была достаточно обеспеченной. Родители вместе с четырьмя детьми жили на двухэтажной живописной вилле «Ле Фоветт». Но в 1929 году всё это закончилось. Наступил промышленный кризис, разоривший отца Бориса. Семье пришлось переселиться в домик привратника, а само имение сдать в аренду.

Мать с детства прививала детям любовь к классической музыке. В итоге все четверо отпрысков семейства Виан стали выказывать неодолимую тягу к такому её направлению, как джаз. В 1937 году Борис получил членство в «Хот-Клаб де Франс». Почётным президентом этого заведения был Луи Армстронг. Трое братьев решили организовать в «Ле Фоветт» домашний оркестр.

Война

Учился Борис Виан легко - сначала в лицее (Севр), потом в Версале и наконец в парижской инженерной школе. В армию будущего писателя не взяли из-за больного сердца. Борис ещё в детстве перенёс сильную ангину, которая осложнилась ревматизмом. Ну а в пятнадцать лет у Виана диагностировали брюшной тиф, обостривший болезнь сердца. Она не отпускала героя данной статьи до самой смерти. С началом войны уклад жизни Вианов полностью поменялся. Члены семьи мало интересовались политикой и событиями с фронта. Они лишь переживали за близких людей.

Свадьба и работа

В 1941 году Борис Виан женился на девушке по имени Мишель Ленглиз. Молодой человек познакомился с ней в курортном городе Капбретоне. Спустя месяц супруги уже ждали потомство. Были трудные времена, но молодёжь не хотела мириться с суровой мрачной реальностью. Поэтому все веселились ещё безрассудней, чем прежде. В бальном зале «Ле Фоветт» вечеринки следовали одна за другой. Обо всех этих увеселениях Виан с изысканным юмором написал в произведении «Сколопендр и планктон». В апреле 1942 года у Мишель и Бориса родился сын Патрик. На все вечеринки они брали его с собой.

Вскоре Борис окончил инженерную школу и устроился на работу в AFNOR («Ассоциацию по нормализации»). Компания занималась стандартизацией и совершенствованием формы различных бытовых предметов. Платили там немного, но главным достоинством было то, что у молодого человека оставались силы и время для других занятий.

Собственный оркестр

Борис Виан очень любил джаз. Он был его главной страстью. После выступления в «Хот-Клаб де Франс» Борис не переставал играть на трубе. В марте 1942 года Виан познакомился с заядлым джазистом по имени Клод Абади. Последний играл на кларнете и уже успел создать собственный оркестр. Вскоре Клод представил публике его обновлённый состав: Лелио Виан (гитара), Ален Виан (ударные), Борис Виан (труба) и ещё три человека. Они стали играть по вечерам в различных парижских кафе и барах. Популярность группы росла в геометрической прогрессии. Вскоре коллектив считался одним из лучших джазовых оркестров времён оккупации.

Писательская карьера

Её Виан начал со стихов. Потом все они вошли в сборник «Сто сонетов». В 1942 году Борис написал фантастическую повесть. Автор болел в то время ангиной, а у Мишель воспалилась щитовидка. Чтобы развеять грусть, супруга попросила его сочинить какую-нибудь интересную историю. Так и была создана «Волшебная сказка для не вполне взрослых».

В мае 1943 года появились «Разборки по-андейски». Мишель лично их перепечатывала. Издание было разослано всем друзьям Бориса. В 1944 году появился роман «Сколопендр и планктон». Эти два произведения критики относят к раннему творчеству писателя.

Инженерно-бюрократическая работа сильно раздражала Бориса. Большую часть времени он посвящал писательству. В 1945 г. появилась новелла «Мартин позвонил мне», а через год - «Южный бастион». У Виана не было желания публиковать свои произведения. Единственным его читателем являлась жена. Мишель исправно перепечатывала все рассказы на машинке. В феврале 1946 года герой данной статьи решил сменить работу и устроился в Госуправление бумажной промышленности.

«Пена дней»

Секретность - вот что соблюдал при написании этого романа Борис Виан. «Пена дней» создавалась им втайне. Даже Мишель практически ничего не знала. Интересна история возникновения идеи этого произведения. Известное издательство «Галлимар» учредило для начинающих писателей премию под названием «Плеяды». Победителю доставалась крупная денежная сумма и право публикации своего произведения в любом издательстве Парижа. Борис решил поучаствовать и засел за работу в марте 1946 года.

Уже в мае роман был полностью готов: остроумная, озорная и грустно-чарующая история. Супруга заливалась слезами, перепечатывая текст. С таким произведением у Виана просто не было соперников, и победу сулили ему. Абсолютно неожиданно премия досталась аббату и начинающему поэту Жану Грожану. Он получил восемь голосов из двенадцати. Ну а против «Пены дней» двое членов жюри (Марсель Арлан и Жан Полан) вели активную компанию.

«Примерные ученики» и «Осень в Пекине» - вот два произведения, где в будущем высмеет их поступок Борис Виан. «Пена дней», краткое содержание которой известно всем поклонникам творчества писателя, вскоре появилась на прилавках книжных магазинов в престижной «белой серии».

Публикации и переводы

В 1946 году Борис познакомился с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар. С новыми знакомыми Виан держался на равных, не признавая никакой иерархии, ни интеллектуальной, ни социальной. Писатель был слишком уверен в своём таланте и эрудиции. Специально для Бориса Сартр открыл в издании «Тан Модерн» новую рубрику. Философ назвал её «Хроники лжеца».

Вскоре на страницах журнала появились отдельные главы новеллы «Мурашки» и «Пены дней». В том году Виан придумал ещё несколько рассказов, в том числе «Желторотую тетерю». Именно её Борис решил отдать на публикацию в журнал «Ла Рю». Другие новеллы писатель не торопился печатать. Ему почему-то нравилось складировать их в столе.

Зато Виан активно занимался переводами для журналов «Опера» и «Комба», а также писал статьи для «Джаз-Хот» и «Хот Ревю». Но главным в жизни автора в тот период были две вещи - джаз и Сен-Жермен-де-Пре. Этот квартал стал центром артистической и культурной жизни Парижа. Позднее Виан напишет о нём книгу.

Появление Вернона Салливана

В середине 1946 года один из друзей Бориса решил открыть издательство «Скорпион». Не хватало лишь бестселлера для старта. В то время Париж жаждал переводных романов из Америки, которые входили в «чёрную серию». Виан разбирался в подобной литературе, поэтому издатель и пришёл к нему на консультацию. Писатель поговорил с другом всего десять минут и принял решение: он сам создаст шедевральное произведение. Вернон Салливан - вот имя, которое вместе с друзьями выбрал новоиспечённому американцу Борис Виан. «Я приду плюнуть на ваши могилы» был готов уже через две недели, став романом-шуткой, романом-пародией.

Согласно легенде, Вернон был начинающим автором, «белым» негром (мулатом). Из-за жестоких расовых законов на его родине он мог издать роман только за границей. Будучи специалистом по американской литературе, Виан даже специально проанализировал в предисловии писательские корни прозаика, «уловив» влияние Эрскина Колдуэлла, Уильяма Фолкнера и Генри Миллера. С издательством «Скорпион» был подписан официальный договор. Согласно ему, Борис стал полномочным представителем и переводчиком всех будущих произведений Салливана.

Раскрытие мистификации

К моменту выхода романа Вернона атмосфера в издательстве уже была накалена. Против трёх книг Генри Миллера выступил «Картель морального и социального действия», возглавляемый протестантом Даниэлом Паркером. Вокруг этих романов было много шуму. А тут вдруг появилось ещё одно непристойное и жестокое произведение, которое написал какой-то нелегальный американец! Очень скоро журналисты на пару с критиками стали догадываться, что Борис никакой не переводчик, а истинный автор книги и речь идёт о дерзкой мистификации. В ответ герой данной статьи только отшучивался, заявляя, что он не может доказать существование Салливана так же, как и они не могут доказать его вымысел.

Лишь спустя несколько лет Борис Виан, биография которого была насыщена творческими событиями, признался в авторстве скандальной книги. После этого писателю грозил штраф в 300 тысяч франков, два года лишения свободы и полный запрет романа. Но адвокат Бориса сумел свести наказание к уплате всего 100 тысяч. Дурная слава Вернона Салливана не давала Виану покоя вплоть до 1953 года, когда писателю вынесли повторный приговор. На этот раз Борис получил две недели лишения свободы, а потом был окончательно помилован.

К сожалению, Виана и Салливана путают до сих пор. Всё-таки лучше помнить, что это не одно и то же. Салливан является искусной имитацией американского «чёрного» романа. Он нарочито вульгарен, лишён немного грустной и странной виановской серьёзности, его изысканного вкуса и искромётного юмора. За свою озорную шутку автор расплатился годами нервного напряжения и судебных преследований.

Вскоре Борис Виан, книги которого отлично продавались, решил уйти из Управления бумажной промышленности. Теперь с его финансами всё было в порядке, и он накупил много подарков для близких. Автор даже осуществил заветную мечту: приобрёл старенький «БМВ» и с восторгом ездил на нём по городу.

Новые произведения и сценарии

В 1951 г. герой данной статьи написал пьесу «Полдник генералов», комедию «Голова кругом» и роман «Сердцедер». Борис Виан задумал его ещё в 1947 году, но «Галлимар» отказалось от публикации. Поэтому «Сердцедер» вышел лишь в 1953 г. в малоизвестном издательстве. Роман не вызвал у читающей публики особого интереса.

В 1952 году Виану предложили написать сценарий для грандиозного представления «Киновраки», которое планировалось провести в кабаре «Роз Руж». Это был спектакль, состоящий из нескольких миниатюр. Представление имело оглушительный успех. С 1952 по 1954 год писателя регулярно приглашали для постановок спектаклей и скетчей.

Песни

В середине пятидесятых Борис Виан, книги, цитаты и сценарии которого становились всё более популярными, занимался не только операми. Также он писал песни. На самом деле начало этому хобби было положено ещё в 1944 году. В то время Виан сочинил несколько песен для фестивалей "Джаз-Хот" и для кинолент, которые снимали друзья писателя.

В 1951 году на прилавках музыкальных магазинов появилась пластинка известного композитора Анри Салвадора, на которой он исполнял песню Бориса «Это би-боп». В середине 1954 г. Марсель Мулуджи впервые спел одну из самых известных песен Виана - «Дезертир». В сотрудничестве с композитором Джимми Вальтером герой данной статьи написал больше тридцати песен. У некоторых из них была довольно непривычная интонация, поэтому никто из исполнителей не решался брать их в свой репертуар.

Кино

С этой сферой у Бориса начали складываться отношения только к концу 50-х. В середине 1957 года писатель появился в киноленте «Джоконда» Анри Грюэля. Также Виан стал автором закадрового текста к этой короткометражке. Правда, роль у него была эпизодическая. В 1958 г. «Джоконда» получила в Каннах «Золотую Ветвь». В том же году Виан Борис, краткая биография которого была представлена в этой статье, снялся в фильме Пьера Каста «Карманная любовь». Последней работой писателя в качестве актёра стала небольшая роль в полнометражной киноленте «Опасные связи».

Смерть

22 июня 1959 года - вот дата, когда был оповещён о премьере фильма по его роману Борис Виан. «Я приду плюнуть на ваши могилы» - именно так называлось произведение. Контракт на его экранизацию герой данной статьи подписал ещё одиннадцать лет назад. Но права на фильм и киносценарий переходили от одной компании к другой. Борис колебался насчёт посещения премьеры: за последнее время его сердце довольно сильно сдало. Но в итоге всё же решил поехать. Просмотр картины начался утром 23 июня в зале «Пети Марбеф». Спустя десять минут Виан потерял сознание, уронив голову на спинку кресла. Умер писатель по дороге в больницу, не приходя в сознание.

Лучшие цитаты

  • «Ужасно знать о существовании страстей, но не чувствовать их» («Сердцедер»).
  • «Меняются только вещи, но никак не люди» («Пена дней»).
  • «Не стоит верить всему, что пишут» («Сердцедер»).
  • «Меня интересует счастье для каждого человека, а не для всех людей» («Пена дней»).
  • «Очень скучно выражать словами свои яркие чувства» («Осень в Пекине»).

10 марта 1920 года в городке Виль-д"Авре, что между Парижем и Версалем, родился мальчик, получивший странное для француза имя: Борис Виан. Легенда о его русском происхождении не вполне соответствует действительности. Своё имя Борис получил в честь «Бориса Годунова» - любимой оперы матери, страстной любительницы классической музыки и оперного искусства. Родители его были людьми обеспеченными и семья – родители и четверо детей – жила на живописной двухэтажной вилле с поэтическим названием «Ле Фоветт». Однако в 1929 году праздник закончился - вследствие промышленного кризиса отец Бориса, Поль Виан, разорился, имение пришлось сдать в аренду, а семейство Вианов переселилось в домик привратника. Усилия матери привить детям любовь к классической музыке дали неожиданный результат: все дети выказали неодолимую тягу к джазу. В 1937 г. Борис стал членом «Hot-Club de France», почётным президентом которого был Луи Армстронг, а в «Ле Фоветт» трое братьев образовали домашний оркестр.

Учился Борис легко - сначала в лицее в Севре, затем в Версале и наконец в Центральной инженерной школе в Париже. Армия Борису не грозила из-за больного сердца: в два года он перенёс сильнейшую ангину, осложнившуюся ревматизмом, а перенесённый в пятнадцать лет брюшной тиф обострил болезнь сердца, не отпускавшую Виана до самой смерти. Начало Мировой войны не изменило уклад жизни Вианов. Мало интересуясь ходом военных действий и политикой, они лишь переживали за своих близких. В 1941 году Борис женился на Мишель Ленглиз, с которой познакомился в Капбретоне, курортном городке на берегу Бискайского залива. А месяц спустя молодая чета уже ждала потомство. Времена были трудные, но молодёжь не желала мириться с мрачной реальностью, она веселилась ещё бесшабашней, чем прежде. Вечеринки в бальной зале «Ле Фоветт» следовали одна за другой. Эти отчаянные, уже не столь целомудренные увеселения с изысканным юмором описаны Вианом в романе «Сколопендр и планктон». На эти вечеринки Борис и Мишель являлись с маленьким сыном под мышкой - Патрик Виан родился 12 апреля 1942 года. В июле 1942 г. Борис с облегчением закончил инженерную школу и нашёл себе скучную, но сносно оплачиваемую работу в «Ассоциации по нормализации» (AFNOR), которая занималась совершенствованием и стандартизацией формы всевозможных бытовых предметов. Основным достоинством этой работы было то, что она оставляла время и силы для других занятий.

Главной страстью Бориса оставался джаз. После вступления в «Hot-Club de France» он не переставал играть в оркестре. В марте сорок второго Борис познакомился с Клодом Абади, тоже заядлым джазистом. Абади играл на кларнете и успел сколотить собственный оркестр, который в 1942 г. завоевал Кубок Hot-Club de France на конкурсе джазистов-любителей. Вскоре оркестр Клода Абади в новом составе: Борис Виан (труба), Ален Виан (ударные), Лелио Виан (гитара) - всего шесть человек - стал играть по вечерам в парижских барах и кафе. Популярность оркестра постепенно росла, их считали одним из лучших джаз-оркестров времён оккупации. В 1946 году оркестр Абади (в несколько изменившемся составе) получает Гран-При IX турнира джазистов, а с ним и славу самого старого любительского джаз-оркестра.

Писать Виан начал после двадцати лет. Вначале это были стихи, составившие потом сборник «Cent sonnets» («Сто сонетов»). В 1942 г. Виан написал сказочную повесть. У Мишель, ожидавшей появления Патрика, воспалилась щитовидка, сам Борис лежал с ангиной. Тогда, чтобы развеять тоску, Мишель попросила мужа сочинить ей волшебную историю. Так появилась на свет «Conte de fées à l’usage des moyennes personnes» («Волшебная сказка для не вполне взрослых»).

Едва закончив сказку, Борис принялся за другую невероятную историю, главным героем которой был друг его юности по прозвищу Майор, фигурирующий там под своим истинным именем. К маю 1943 г. Мишель закончила перепечатку «Разборок по-андейски», и книга стала достоянием всех друзей Бориса. В 1943-44 г.г. был написан роман «Сколопендр и планктон». Критики обычно относят эти произведения к «раннему этапу» творчества писателя, воспринимая их как юношескую пробу пера. Впрочем, всё, что писал Виан, было юношеским или почти таковым.

В ноябре 1944 г. для Бориса, его братьев и сестры Нинон неожиданно кончилось так долго тянувшееся счастливое детство: забравшиеся в дом среди ночи грабители застрелили отца. После смерти хозяина виллу продали.

В 1945 г. Виан познакомился с известным французским писателем Рэймоном Кено. Кено был генеральным секретарём издательства «Галлимар» и готовил новую серию «Перо по ветру» - для выявления молодых дарований. Он одобрил «Сколопендра...» и попросил автора лишь упростить некоторые имена и каламбуры. В рукопись была внесена небольшая правка, и в октябре 1946 г. первая книга Виана вышла в свет.

К инженерно-бюрократической работе Борис начал испытывать отвращение и всё больше времени посвящал сочинительству. В 1945 г. он написал новеллу «Мартин позвонил мне», в 1946 г. – «Южный бастион». Виан не стремился публиковать свои новеллы, единственным читателем была Мишель, которая исправно перепечатывала всё на машинке. В феврале 1946 г. Виан ушёл из АФНОР и поступил на другую работу, куда его устроил Клод Леон, его друг и коллега по оркестру Абади. Это было Государственное управление бумажной промышленности.

Виан и Леон сидели в одной комнате, и Борис с загадочным видом что-то писал, благо работы было немного. Пару месяцев спустя выяснилось, что писал он роман. Виан держал свой замысел в глубоком секрете, даже Мишель почти ничего не знала. А возникла идея романа «Пена дней» так: издательство Галлимара учредило премию «Плеяды» для начинающих писателей. Победитель получал крупное денежное вознаграждение и право публиковать своё произведение в любом парижском издательстве. Виан решил попытать счастья и в марте 1946 г. засел за работу. К маю роман был готов: озорная, остроумная и в то же время грустно-чарующая история. Мишель плакала, перепечатывая текст. У Виана практически не было литературных соперников, премию сулили ему. И совершенно неожиданно присудили её далеко не начинающему автору - поэту и аббату Жану Грожану, в его пользу прозвучало восемь голосов из двенадцати. Против «Пены дней» вели активную кампанию члены жюри, писатели Жан Полан и Марсель Арлан, за что были позже высмеяны Вианом в романе «Осень в Пекине» и в новелле «Примерные ученики». Борис был совершенно убит известием о своём провале, и Гастон Галлимар поторопился заключить с ним договор на издание «Пены дней». Роман вышел в престижной «белой серии» в 1947 году.

В 1946 г. Виан познакомился с Симоной де Бовуар и Жан-Поль Сартром – прототипом одного из героев «Пены дней». Борис держался с новым знакомым, как и вообще со всеми, на равных, не признавал никакой иерархии, ни социальной, ни интеллектуальной, он был слишком уверен в себе, в своей эрудиции и своём таланте. Специально для Виана Сартр открыл новую рубрику в своём журнале «Тан Модерн» - «Хроники лжеца». На страницах журнала увидели свет отдельные главы из «Пены дней» и новелла «Мурашки». В этом году он написал ещё несколько новелл; одна из них, «Желторотая тетеря», была напечатана в журнале «Ла Рю». Остальные автор не торопился предлагать в журналы, ему почему-то больше нравилось складывать их в стол. Зато он занимался переводами, работал для журналов «Комба», «Опера», писал статьи о джазе для «Хот Ревю» и «Джаз-Хот». Хотя, главным в его жизни в то время был всё же джаз и Сен-Жермен-де-Пре. Об этом квартале, ставшем центром культурной и артистической жизни Парижа, и его достопримечательностях Борис позднее напишет книгу.

А летом сорок шестого произошло другое важное событие: родился Вернон Салливан.

Один из друзей Виана решил открыть издательство. У него уже было название: «Скорпион», не хватало только бестселлера. Париж в то время жаждал американских переводных романов «чёрной серии», и начинающий издатель решил обратиться за помощью к Борису, который блестяще знал американскую литературу. После десятиминутного разговора судьба ещё не существующего издательства была решена: Виан сам напишет американский роман, да такой, какого никто никогда не читал. Две недели спустя роман-шутка, роман-пародия был готов. При участии ближайших друзей новоиспечённому американцу выбрали имя Вернон - в честь Поля Вернона, музыканта из ансамбля Клода Абади, - и фамилию Салливан, в память о Джо Салливане, знаменитом джазовом пианисте. Роман получил название: «Я приду плюнуть на ваши могилы».

Согласно легенде, Салливан был начинающим писателем, «белым» негром, то есть мулатом, не сохранившим видимых признаков негритянской крови, на родине ему грозили жестокие расовые законы, роман можно было издать только за границей и под псевдонимом. Как переводчик и специалист по американской литературе, Борис даже проанализировал в предисловии литературные корни американского прозаика, «уловив» влияние Генри Миллера, Уильяма Фолкнера и Эрскина Колдуэлла. С издательством «Скорпион» был заключён официальный договор, по которому Борис Виан, будущий переводчик всех будущих произведений вышеупомянутого писателя, являлся также его полномочным представителем во Франции.

К моменту выхода романа атмосфера в книгоиздательстве была уже накалена. Только что были изданы три книги Генри Миллера, против которых выступала организация с пугающим названием: «Картель социального и морального действия» во главе которой стоял протестант Даниэль Паркер. Шуму вокруг романов было много, а тут вдруг появляется ещё один непристойный и жестокий роман, написанный каким-то нелегальным американцем! Очень скоро журналисты и критики стали догадываться, что Виан никакой не переводчик, а автор книги, и речь идёт о наглой мистификации. Виан должен был как-то реагировать, и он отшучивался: «Я не могу доказать, что Салливан существует, как вы не можете доказать, что его нет. Вы вольны верить во что хотите».

В феврале сорок седьмого «Картель» Даниэля Паркера подал в суд на автора «Я приду плюнуть на ваши могилы», обвинив его в нанесении ущерба общественной нравственности и нарушении закона о семье и браке. Пытаясь убедить читателей в реальности существования Вернона Салливана, в феврале сорок седьмого Виан берётся за новый роман, снова о белокожих неграх – «Мёртвые все одного цвета». Главного героя он назвал именем своего официального обвинителя - Дэн Паркер. Добавив к роману новеллу «Собаки, желание, смерть», Борис отдаёт рукопись «Скорпиону», который в том же году издал книгу. Более того, с помощью одного из друзей, американца Мильтона Розенталя, Виан перевёл первый роман Салливана на английский язык. Перевод был опубликован «Скорпионом» в 1948 г. в качестве американского оригинала.

Но покоя с тех пор Виан уже не знал никогда: скандальная слава нависла над ним как проклятие и сопровождала его до конца дней. Имя Виана стало одиозным. А 29 апреля 1947 г. к убийствам, совершённым в романе, добавилось реальное убийство. В одной гостинице мужчина задушил свою любовницу и скрылся, чтобы в одиночестве покончить с собой. На кровати рядом с телом жертвы он оставил первый роман Салливана, раскрытый как раз на сцене аналогичного убийства. Парижане забыли про Миллера и кинулись покупать ужасную книгу, толкающую людей на преступления. «Картель» возобновил обвинения, сумев привлечь на свою сторону ассоциацию ветеранов войны четырнадцатого года.

В августе сорок седьмого вышел новый закон о семье и браке, и Виан с Миллером попали под амнистию. Но романы Салливана продолжали раскупаться, и «Скорпион» печатал новый тираж. В 1948 г. Паркер опять подал в суд. Ничего неожиданного в этом не было, так как Виан как раз написал трёхактную пьесу «Я приду плюнуть на ваши могилы» под своим именем, не пожелав воспользоваться маской Салливана. Пьеса была поставлена в театре «Верлен» в апреле 1948 г. Она несколько разочаровала жаждавших эротики зрителей: все акценты были смещены в сторону тяжёлого положения негров в Америке, имена героев изменены. Тем не менее ярлык «порнографии» так прочно прилип к названию, что в афишах название пьесы было стыдливо опущено.

Устав бороться, Борис в конце концов сознался, что автор скандальной книги - он сам. Теперь ему грозили два года лишения свободы, штраф в 300 тысяч франков и окончательное запрещение книги. Адвокат сумел свести наказание к уплате штрафа в 100 тысяч. Но произошло это уже в мае 1950 г. Вообще же дурная слава Салливана, подкреплённая его новыми произведениями, не давала Виану покоя до пятьдесят третьего года, когда его вновь приговорили, на этот раз к двум неделям лишения свободы... с тем, чтобы тут же объявить об окончательном помиловании.

Салливан написал ещё два романа: в 1948 г. – «Уничтожим всех уродов» и в 1950 г. – «Женщинам не понять». Книги были «переведены» Вианом и изданы «Скорпионом». Но таким спросом, как первый роман, они не пользовались.

К сожалению, Салливана и Виана начали путать и путают до сих пор. Лучше всё-таки помнить, что Виан и Салливан - не одно и то же. Салливан - это прежде всего искусная имитация американского «чёрного» романа, нарочито вульгарная, лишённая немного странной и грустной виановской серьёзности, его искристого юмора и изысканного вкуса. Расплатившись за озорную шутку годами преследований и нервного напряжения, Борис всё же сумел поправить свои финансовые дела, ушёл из Управления бумажной промышленности и накупил подарков для близких. Он даже осуществил давнюю мечту: завёл машину, старенький «БМВ», и с восторгом разъезжал по городу.

За всей этой шумихой с Салливаном никто не заметил новый роман Виана, четвёртый по счёту, - «Осень в Пекине». Борис написал его в своём Управлении осенью сорок шестого всего за три месяца. Ни об осени, ни о Пекине там, понятно, и речи нет: осень окружала Бориса, когда он писал роман, а «pekin» на арго означает «штатский». Это самый сложный и глубокий, самый «виановский» роман Виана, не понятый современниками. Галлимар отказался печатать его, хотя по договору издательство имело права на ещё восемь произведений Виана. Недолго думая, «Скорпион» опубликовал роман у себя. Но критика так и не снизошла до серьёзного к нему отношения.

Задетый за живое, Борис старался обходить молчанием этот пункт своей творческой биографии и взялся за написание пьесы, которую озаглавил «Живодёрня для всех». Пьеса была закончена к апрелю сорок седьмого. Это было произведение в духе Альфреда Жарри: пьеса-насмешка, пьеса-провокация. Вплоть до 1950 г. Виан тщетно будет искать постановщика: после «шутки» с Салливаном никто не воспринимает его как серьёзного автора.

Если писательский путь Виана был увит терниями, то его артистическая судьба складывалась вполне благополучно. Большой специалист по части устройства вечеринок, талантливый музыкант, остроумный собеседник, Борис быстро занял почётное место в кругу новых друзей. А когда в Сен-Жермен-де-Пре обнаружили и обжили винные погреба, в которых немедленно обосновались музыкальные клубы, Виан стал звездой этого «подпольного» мира, а Сен-Жермен-де-Пре - самым популярным кварталом Парижа. Виан везде, он успевает всё: пишет книги, статьи, пьесы; организует клубы, вечера и концерты; играет на трубе; у него множество друзей, которые им искренне восхищаются. Кроме того, Борис делает радиопередачи - в своём неожиданном, абсурдном, не подчиняющемся логике жанре. Однако врачи предупреждают Виана, что каждый выдох в трубу сокращает ему жизнь, и к началу пятидесятых он покидает Сен-Жермен.

В конце сороковых у Бориса появилось новое увлечение: автомобили. Долгие часы он проводит, упоённо копаясь в моторах. Главным объектом его внимания был старый и капризный «БМВ», с которым Борис не знал ни минуты покоя. В 1950 Виан сменил его на ещё более старую машину, в буквальном смысле произведение искусства: «Бразьер» выпуска 1911 года. «Бразьер» будет почти так же знаменита, как её хозяин.

К этому времени у него портятся отношения с Мишель, имя которой всё чаще связывают с Жаном-Полем Сартром, и после долгих колебаний Борис предложил Мишель официально оформить их разрыв. Впрочем, сам Борис к этому времени свёл тесное знакомство с Урсулой Кюблер, дочерью швейцарского художника и журналиста, балериной по профессии, которая в 1954 г. станет его женой.

В 1949 г. Виан закончил роман, который он планировал сначала назвать «Лопнувшее небо». Галлимар, имевший по договору право на всё, что написал Виан, отказался печатать произведение. В 1950 г. роман был опубликован никому не известным издательством «Тутен» под названием «Красная трава». Издательство никак не могло расплатиться с типографией, книга в магазины почти не поступала, критика на неё никак не отреагировала. Борис сделал всё, чтобы забыть об очередной неудаче, и взялся за новую работу. Он много пишет для газеты «Дан ле Трен», которая публикует его рассказы «Пенсионер», «Звезда экрана», «Мыслитель», «Каторжная работка», для музыкальных журналов «Джаз 47», «Джаз-Ньюс», «Сен-Синема-де-Пре», «Хаос». Он пишет о Дюке Эллингтоне, о женщинах в джазе, о фестивалях, концертах, пластинках; продолжает сотрудничать с «Джаз-Хот», «Комба» и «Ла Газетт дю Джаз».

Богатство его замыслов не укладывается в прозу, фантазии и переживания превращаются в стихи. В сорок восьмом это «Barnum’s digest» - сборник из десяти «американских» стихотворений, «переведённых» Вианом. В 1949 году один из почитателей Виана, издатель Жан Ружери, предложил ему издать ещё один сборник стихов – «Кантилены в желе». Тираж составил двести экземпляров. В том же году «Скорпион» выпустил первый виановский сборник из одиннадцати новелл под названием «Мурашки».

В 1951 г. Виан пишет пьесу в антимилитаристском духе «Полдник генералов», одноактную комедию «Голова кругом» и роман «Сердцедер», который задумал ещё в 1947 году. Галлимар, как повелось, отказался от публикации. «Сердцедер» выйдет в 1953 году в каком-то малоизвестном издательстве. Появление и этого романа не вызвало особого интереса у читающей публики. «Забавно, - отметит Виан в письме, - когда я пишу всякую дурашливую галиматью, это выглядит искренне, когда же пишу правду, все думают, что я шучу».

В начале пятидесятых Виан по-прежнему сотрудничает в разных журналах, пишет статьи о бытовых проблемах, о литературе, об артистах и знаменитостях, и, конечно, о джазе. Статьи Виана появляются на страницах «Франс Диманш», «Тан Модерн», «Опера», «Реле», «Ар», «Джаз-Хот», «Констелласьон».

В это время Борис всерьёз увлёкся научной фантастикой. Интересы его разделяли многие друзья, в том числе Рэймон Кено. Любители фантастики учредили закрытый клуб «Савантюрье» - от «savants» (учёные) и «aventuriers» (искатели приключений). «Савантюристы» являлись последователями идей философа Альфреда Коржибского, основоположника новой лингвистической философии - Генеральной Семантики, и горячими поклонниками канадского фантаста Альфреда Ван Вогта. Члены клуба пересказывали друг другу научно-фантастические фильмы, обменивались книгами; Борис ставил в кабаре спектакли с фантастическими сюжетами, Кено делал радиопередачи. Виан написал также ряд статей о научной фантастике, переводил писателей-фантастов – того же Альфреда Ван-Вогта, Рея Брэдбери, Генри Каттнера, Уильяма Тенна.

8 июня 1952 года Виан был торжественно принят в ряды ещё одной таинственной организации, пристально следившей за творчеством писателя и оказывавшей ему моральную поддержку. Этой организацией была Коллегия Патафизиков, основанная в Париже в 1948 году доктором Сандомиром и ставившая своей целью исследование тех областей знания, которые физика и метафизика обошли вниманием. Члены Коллегии считали себя детьми Альфреда Жарри, «короля абсурда», и окружали свои деяния строжайшей тайной. Членами Коллегии Патафизиков в пятидесятые годы были Рэймон Кено, Жак Превер, Макс Эрнст, Эжен Ионеско, позже - Хоан Миро, Рене Клер и некоторые другие выдающиеся личности. У патафизиков был собственный календарь, в патафизическом году было тринадцать месяцев, в каждом месяце был один фантастический день, называемый «hunyadi»; каждую пятницу было непременно тринадцатое число. Коллегия Патафизиков столь высоко оценила виановскую «Живодёрню для всех», что сразу же присвоила автору звание Живодёра первого класса. Впоследствии в «Тетрадях коллегии» были опубликованы пьесы «Полдник генералов» и «Строители империи»».

В 1952 г. Борису предложили участвовать в написании сценария для грандиозного представления в кабаре «Роз Руж»: «Cinémassacre» («Киновраки»), это был сборник скетчей на тему кино. Спектакль имел оглушительный успех. В 1952-1954 Виана продолжают приглашать для постановок скетчей и спектаклей; материальное положение Бориса и Урсулы слегка поправляется,

Союз с Урсулой несколько изменил круг общения и творческие интересы Бориса. Виан обращается к музыкальным видам сценического искусства - песне, опере и балету. В 1953 г. устроители театрального фестиваля в Нормандии предложили ему написать либретто для оперы, взяв за основу приключения рыцарей Круглого стола. Борис, конечно, согласился. Так родилась опера «Le Chevalier de Neige» («Снежный рыцарь»), музыку к которой сочинил композитор Жорж Делерю. Грандиозный спектакль состоялся в Кане в августе 1953 г. и проходил под открытым небом, на фоне руин канского замка. Представление длилось четыре часа и отличалось богатством декораций, костюмов и затраченных средств: сотни статистов, звукоусилители, живые лошади на сцене... Позже был написан сокращённый вариант оперы для театра в Нанси. После успеха «Снежного рыцаря» Виан принялся за новые либретто. В 1957 г. появилась на свет «Fiesta» («Фиеста») на музыку Дариуса Мийо, которую вскоре поставят в Берлинской Опере. В 1959 г. Виан пишет оперу «Arne Saknussem. Une Regrettable Histoire» («Арн Сакнуссем, или Досадная история»), взяв за основу собственную новеллу «Печальная история».

Кроме опер в середине пятидесятых Виан принялся за песни. Собственно, начало этому увлечению было положено ещё в 1944 г., когда Борис сочинял для фестивалей Джаз-Хот и для фильмов, которые снимали его друзья. В 1951 г. даже вышла пластинка, на которой композитор Анри Сальвадор исполняет виановскую песню «Это би-боп». В мае 1954 г. в исполнении Марселя Мулуджи впервые прозвучала одна самых известных песен Бориса – «Дезертир». С молодым композитором Джимми Вальтером они написали около тридцати песен, которые быстро разошлись по исполнителям. Впрочем, многие песни авторов никто не решался спеть - уж очень непривычная была у них интонация.

По совету друзей Виан начал сам исполнять свои песни в театральном зале «Труа Боде». Публика реагировала вяло, но многие профессиональные музыканты и певцы высоко оценили песенный стиль Виана. А фирма «Филипс» предложила Виану напеть пластинку. В 1955 появились две сорокопятки: «Невозможные песни» и «Возможные песни». Третья, уже на 33 оборота, - «Возможные и невозможные песни» - вышла в 1956 году с заметкой Жоржа Брассенса на обложке: «Борис Виан - это одинокий странник, бросившийся на поиски новых песенных миров. Если бы этих песен не было, нам, без сомнения, не хватало бы их. В них есть то необъяснимое, что делает любое произведение искусства нужным и важным. Кому-то они не нравятся, пусть так, на это у всех есть право. Но придёт время, сказал мне один человек, и песни Виана будут нужны всем».

Виан пел на сцене год и три месяца, всякий раз нервничая перед выходом. Если сердечные приступы случались на людях, он отшучивался, даже кокетничал. Но болезнь делала своё дело, и в июле 1956 г. он слёг с отёком лёгких, к этому добавилось осложнение на почки. О том, чтобы петь, теперь не могло быть и речи. Но писать песни Виан продолжал до последних дней своей жизни. И даже оказался причастен к созданию французского рока.

В 1956 г. Виана принимают на работу на фирму «Филипс», а в январе 1957 г. Жак Канетти, её художественный директор, сделал его своим заместителем. За год работы на «Филипс» Виан записал многих французских исполнителей, которых без него записывать не стали бы. Он сочинил уйму песен и отдавал их всем, кто был согласен их спеть. Впрочем, в 1958 г. Бориса отстранили от вершения музыкальных судеб, назначив художественным директором филиала «Филипс» - фирмы «Фонтана».

К концу 50-х у Виана начали понемногу складываться долгожданные отношения с кино. Летом 1957 он снимается в фильме Анри Грюэля «Джоконда» и пишет закадровый текст к этому короткометражному фильму. Роль, правда, у него крошечная. Фильм получил Золотую Ветвь в Каннах в 1958 г. В том же году Виан снимается у Пьера Каста в фильме «Карманная любовь». И, наконец, в год своей смерти Виан сыграет небольшую роль в полнометражном фильме Роже Вадима «Опасные связи».

Существовала ещё одна грустно-серьёзная сторона его таланта, которую он не спешил выставлять напоказ: стихи тех лет. Позже почти все они были объединены в сборник «Je voudrais pas crever» («Неохота помирать») и опубликованы в 1962 году Жаном-Жаком Повером. Сборник этих стихов - вершина поэтического творчества Виана. Впервые автор говорит серьёзно, от первого лица, отказавшись от спасительных каламбуров, иронии и насмешек. Стихи иногда трагические, одной из ключевых тем является смерть. Они лишены поэтических красот, нарочито просты, «разговорны». И очень искренни, как тихий разговор с собой.

22 июня 1959 года кто-то из знакомых неожиданно сообщил Борису, что на следующий день назначен просмотр фильма по роману «Я приду плюнуть на ваши могилы». Контракт на экранизацию писатель подписал ещё в 1948 году, но киносценарий и права на фильм все эти годы переходили от одной кинокомпании к другой. Виан колебался, идти или не идти: сердце сильно сдало за последнее время, но всё же пошёл на премьеру. Просмотр начался около десяти утра 23 июня в зале «Пети Марбеф». Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он, не приходя в себя по дороге в больницу.

Хоронили Виана 27 июня на кладбище Виль-д"Авре. Среди родственников в чёрном ярким пятном выделялась фигура Урсулы: синий костюм, белый шарф вокруг головы, букет пунцовых роз. И море народу. Не было только могильщиков, которые объявили в тот день забастовку.

Фантастическое в творчестве Бориса Виана.

Строгие ревнители канонов относят к научной фантастике лишь два рассказа Виана: «Париж, 15 декабря 1999 года» и «Чем опасны классики». В различных «фантастических» антологиях и библиографических справочниках можно встретить ещё ряд рассказов: «Прилежные ученики», «Дохлые рыбки», «Волк-оборотень». Чётко выраженный фантастический элемент присутствует в романе «Уничтожим всех уродов». Как отмечалось выше в биографии, Виан живо интересовался фантастической литературой, писал статьи о научной фантастике, переводил американских писателей-фантастов.

Тем не менее, его романы, которые сам Виан считал главным в своём творчестве, никто не классифицирует как фантастику. Хотя фантастические ситуации и персонажи их буквально переполняют. Вспомните хотя бы производящих таблетки для аптек кроликоавтоматов, выращиваемые из семян оружейные стволы, или людей с птичьими головами из романа «Пена дней». Впрочем, ни при жизни писателя, ни после его смерти, литературные критики так и не определились к какому жанру, направлению, стилю отнести его творчество. Так появился и уже устоялся термин – «виановская» проза. Теперь же «виановская» проза займёт своё достойное место и на специально выделенной для неё полочке Фантлаба.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png