"Культура - это хитроумное сплетение подкреплений"

(Б. Скиннер)

1. Структурная единица и стимульные события оперантного поведения.

2. Законны оперантного обусловливания, по Э.Торндайку.

3. Подкрепляющее и аверсивное поведение в Скиннеровском подходе.

4. Контроль обусловливания и угасания оперантного поведения.

Если респондентное поведение, возникающее на основе классического обусловливания (И.П. Павлов, Дж. Уотсон) называется обусловливанием типа S, то ключевой ​структурной единицей скиннеровского​​ подхода является реакция . Реакции можно ранжировать от простых рефлекторных (например, слюноотделение на пищу, вздрагивание на громкий звук) до сложного паттерна поведения (например, решение математической задачи, скрытые формы агрессии). Реакция – это внешняя, наблюдаемую часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды .

Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип О. о. (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, - влияние на его результаты.

Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула инструментального условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd (дискриминантный стимул), а второй - Sr (pecпондентный стимул). Sd - стимул, по времени предшествующий определенной поведенческой реакции, поэтому взят термин лат. discriminatio «ущемление», то есть предвзятость, насилие. Sr - то есть сообщающий стимул, подкрепляющий определенную поведенческую реакцию и по времени следующий за ней.

Хотя в повседневной жизни эти стимулы часто совмещены в одном объекте, они могут быть разделены путем анализа с целью систематизации и определения последовательности мер воздействия на модифицируемое поведение. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому здесь очень важен этап функционального анализа или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих пациента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы.

Сущность процесса научения – это установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Б.Ф. Скиннер проводил различие между реакциями, которые вызываются четко определенными стимулами (например, мигательный рефлекс в ответ на дуновение воздуха), и реакциями, которые нельзя связать ни с одним стимулом . Эти реакции второго типа порождаются самим организмом и называются оперантами .

Другой отличительной особенностью теории Б.Ф. Скиннера была идея о том, что на поведение воздействуют стимульные события , которые наступят после него, а именно - его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Б.Ф. Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа R, чтобы подчеркнуть

воздействие реакции на будущее поведение.

2. Законны оперантного обусловливания Э.Торндайка.

На научные воззрения Б.Ф. Скиннера большое влияние оказали экспериментальные работы, выполненные Э.Л. Торндайком, яразработавшим объективную, механистическую теорию научения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению.

В результате проведенных исследований Э.Л Торндайк (T.L. Thomdike, 1905) обобщил в нескольких законах:

Закон эффекта: любое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она возникает вновь , появление этого действия становится более вероятным, чем прежде. Напротив, любое действие, вызывающее дискомфорт, отделяется от данной ситуации, так что, когда он возникает вновь, появление этого действия становится менее вероятным любое действие, вызывающее удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде. Позднее Э.Л. Торндайк провел исследование закона эффекта в рамках экспериментов, в которых в качестве испытуемых привлекались люди. Результаты исследований показали, что поощрение реакции действительно приводит к ее укреплению, но наказание не дает очевидного негативного результата для проведения параллели. Это побудило Э.Л. Торндайка пересмотреть закон эффекта, чтобы сделать больший акцент на поощрении, нежели на наказании.

Закон упражнения : согласно этому закону утверждается, что в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Чем чаще реакция проявляется в той или иной ситуации, тем теснее становится ассоциативная связь. И напротив, если реакция в течение длительного времени не практикуется, то ассоциативная связь ослабевает. Иначе говоря, повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению. Более поздние исследования убедили Э.Л. Торндайка в том, что благоприятные последствия реакции (то есть ситуация, которая приносит удовлетворение) являются более эффективными, чем простое многократное повторение.

Закон готовности - упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов.

Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

3. Подкрепляющее и аверсивное поведение в Скиннеровском подходе

Добивается улучшения производственных показателей через модификацию поведения персонала. Внешне она выглядит как манипулирование личностью. Люди повторяют поведение, которое приносило удовлетворение, и избегают поведения, которое доставляло им неприятности. У любого действия или поведения есть последствия - негативные (их в будущем станут избегать) и позитивные (их станут повторять).

Теория Скиннера предлагает такие способы модификации поведения (например, персонала), как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.

Подкрепление - воздействие с помощью стимулов на текущее поведение людей.

Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие позитивную направленность, например, творческое отношение к работе.

При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например прогулов.

Отмена ношения Пенджабов на рабочих местах в Эмиратах была вызвана прогулами сотрудниц в закрывающих лицо культовых одеждах. В данном случае, модификация поведения мусульманок контролируется аверсивным стимулом, cледующим сразу за нежелательным поведением.

На поведение сотрудников можно и не обращать внимания. Тогда происходит так называемое гашение , когда при отсутствии подкрепления отрицательных или положительных действий они сами по себе затухают.

Наконец, наказанием является прямое воздействие на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе, понижения в должности и т.п.

Наблюдая за процессом оперантного обусловливания,

Б.Ф. Скиннер, как и Толмен, приходит к выводу о том, что стимулы окружающей среды (СОС) не принуждают организм вести себя определенным образом и не побуждают его действовать. Исходная причина поведения находится в самом организме (О у Толмена). Б.Ф. Скиннер писал: «Не существует внешнего побуждающего стимула к оперантному поведению, оно просто происходит, осуществляется. С точки зрения теории оперантного обусловливания операнты порождаются организмом. Собака идет, бежит, «возится» с кем-то; птица летит; обезьяна прыгает с дерева на дерево; человеческий детеныш лепечет. В любом случае поведение происходит без воздействия какого-то специального побуждающего стимула... С. М. Соловьев первым описал истинную историю немотивированного вызова на дуэль Пушкиным Дантеса. Оказывается, уже после ранения Великий поэт с неистовой яростью недрожащей рукой смог воспроизвести выстрел в противника, став, таким образом, causa sai, причиной в себе своей смерти. При этом, отец 4-х детей не подумал об их будущем, а также жене, оставленной с 90-тысячным долгом. Это зависимость, не от внешних обстоятельств и врагов (царь, барон Геккерн , Дантес), но от собственного гнева.

Производить оперантное поведение – заложено в биологической природе организма» . История с Пенджабом иллюстрирует непосредственно данную биологическую свободу человека по отношению ко всякому контролю. "Не заменит ветку золотая клетка".

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени - это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию . Б. Скиннер говорил, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно . Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились: R < S. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему .

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Б.Ф. Скиннер полагал, что, аверсивное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные (неприятные) последствия ослабляют поведение , порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Так, культурное поведение, подверженное Sd, по сути, аверсивное, ущемленное, контролируемое "хитросплетениями авторитарных вводных". АВЕРСИВНЫЙ СТИМУЛ - Любой стимул, имеющий вредные свойства. Это обычно выявляется операционально. Событие или физическое ощущение, которое человек считает неприятным и воспринимает как наказание включается в программу МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, строящейся на том, что аверсивный стимул непосредственно следует за нежелательным поведением, которое психотерапевт или социальный работник желает устранить. В прошлом такие стимулы включали электрошок, вдыхание паров аммиака, употребление лимонного сока(?). Современные бихевиористы ратуют за естественные раздражители, в частности выражение неодобрения, вообще не используют аверсивные стимулы как манипулятивные и непродуктивные, разрабатывая альтернативные программы в процессе сотрудничества со своими клиентами и их семьями. Аверсивное поведение отрабатывается только в связи экстримальными условиями научения. Так, Стэ́нфордский тюре́мный экспериме́нт - психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

Согласно радикальной точке зрения профессора, возможно объяснить и контролировать любое поведение человека. Несмотря на интерес к наукам, Скиннер никак не мог вписаться в студенческую жизнь. Как он признавался позднее, больше всего его раздражали спорт и обязательное посещение церкви. Не отличавшегося крупным телосложением студента прессинговали в хоккее и баскетболе и сгоняли вместе со стадом одногруппников в церковь по выходным. Видимо, именно тогда, прочитав ещё и Дарвина с Павловым, Скиннер уверовал, что люди ничем не отличаются от животных.

4. Изучение обусловливания и угасания оперантного поведения

Б.Ф. Скиннер считал, что оперантное поведение характерно для повседневного научения. Поскольку поведение, как правило, носит оперантный характер, то наиболее эффективным подходом к науке о научении является изучение обусловливания и угасания оперантного поведения.

Для того чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Б.Ф. Скиннер придумал простую процедуру, названную свободным оперантным методом. Классическая экспериментальная демонстрация заключалась в нажатии на рычаг в скиннеровском ящике, или, как его называл сам автор, аппарате оперантного формирования условных рефлексов.

В эксперименте крыса, лишенная пищи, помещалась в ящик и получала полную возможность исследовать его. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В ходе исследований она неизбежно должна была задеть рычажок (педаль), который приводил в действие механизм, выдвигающий полочку с пищей. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть нельзя предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и невозможно заставить ее делать это. После получения нескольких порций пищи, которые должны были служить подкреплением, у крысы довольно быстро формировался условный рефлекс. Следует обратить внимание, что поведение крысы (нажатие на рычаг) оказывает независимое воздействие па окружающую среду и является инструментом приобретения пищи, то есть приобретет, в конце концов, высокую вероятность проявления в такой особой ситуации. Зависимая переменная в этом эксперименте проста и понятна: это скорость реакции.

Оказывается, «Скиннеровский ящик» испытали на себе не только крысы, но и его создатель! Скиннер спал в подвале собственного дома в жёлтом пластиковом контейнере (почти бочка Диогена), соблюдая строгий режим дня и установив сам для себя «контролируемую среду». Положительным подкреплением для него была музыка и написание статей.

Помимо основного научного труда «Поведение организмов» Скиннер успел написать и издать по итогам своего «кризиса среднего возраста» художественный роман-утопию «Уолден-два» о жизни сельской общины по законам бихевиоризма. «Многое в жизни Уолден Два взято из собственной жизни, - признавался Скиннер.

Скиннер старался быть не только писателем-«инженером душ», но и активным социальным инженером, например, обучая людей с помощью специально созданных программ. Результаты исследований результативности различных способов воздействия:

поощрение улучшает работу в 89% случаев;

наказание улучшает работу в 11% случаев;

наказание ухудшает работу в 11% случаев;

угрозы на 99% игнорируются.

Идеи Скиннера вполне пришлись по душе ученикам и студентам, ведь по мысли Скиннера доля неправильных ответов при работе с тестами не должна превышать 5%, чтобы не пропадало положительное подкрепление.

Если говоришь ребенку 2- лет "это нельзя", он ответит "льзя-льзя". А ты после того, как что-либо нельзя, тут же скажи, что можно!!! Все гениальное просто!

Концепция «программированного обучения», оказала влияние… на создание многочисленных компьютерных игр и симуляторов. Ведь получение нового уровня или награды - ничто иное, как виртуальный «корм», ещё глубже затягивающий в игру.

Теория оперантного обусловливания (Торндак)

Оперантно-инструментальное научение

Согласно этой теории, большинство форм человеческого поведения произвольны, т.е. оперантны; они становятся более или менее вероятными в зависимости от последствий - благоприятных или неблагоприятных. В соответствии с этой идеей и было сформулировано определение.

Оперантное (инструментальное) научение - вид научения, в котором правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятным.

Этот вид научения экспериментально изучали и описали американские психологи Э. Торндайк и Б. Скиннер. Эти учёные внесли в схему научения необходимость подкрепления результатов упражнений.

В основе концепции оперантного научения лежит схема «ситуация - реакция - подкрепление».

Психолог и педагог Э. Торндайк ввёл в схему научения в качестве первого звена проблемную ситуацию, выход из которой сопровождался пробами и ошибками, приводящими к случайному успеху.

Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) -- американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных в «проблемных ящиках». Автор теории научения путем проб и ошибок с описанием так называемой «кривой научения». Сформулировал ряд известных законов научения.

Э. Торндайк проводил эксперимент с голодными кошками, находящимися в проблемных клетках. Помещённое в клетку животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на пружину, потянув за петлю и т.п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. С каждым новым успехом у кошки все чаще наблюдаются реакции, ведущие к цели, и все реже - бесполезные.

Рис. 12.

психоаналитический теория оперантный ребенок

«Пробы, ошибки и случайный успех» - такова была формула для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк высказал предположение, что этот процесс определяется 3 законами поведения:

1)законом готовности - для образования навыка в организме должно иметься состояние, толкающее к активности (например, голод);

2)законом упражнения - чем чаще какое-нибудь действие совершается, тем чаще это действие будет выбираться впоследствии;

3)законом эффекта - чаще повторяется то действие, которое дает положительныйэффект («награждается»).

Касаясь проблем школьного обучения и воспитания, Э. Торндайк определяет «искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции» . При этом стимулами могут быть слова, обращенные к ребенку, взгляд, фраза, которую он прочтет и т.д., а ответными реакциями - новые мысли, чувства, действия ученика, его состояние. Можно рассмотреть это положение на примере развития учебных интересов.

Ребенок, благодаря собственному опыту, имеет разнообразные интересы. Задача учителя - увидеть среди них «хорошие» и, исходя из них, развивать интересы, необходимые для обучения. Направляя интересы ребенка в нужное русло, учитель использует три пути. Первый путь - связать выполняемую работу с чем-то важным для ученика, доставляющим ему удовлетворение, например, с положением (статусом) среди сверстников. Второй - использовать механизм подражания: учитель сам интересующийся своим учебным предметом, заинтересует и класс, в котором преподает. Третий - сообщать ребенку такую информацию, которая рано или поздно вызовет интерес к предмету.

Другой известный учёный-бихевиорист Б. Скиннер выявил особую роль подкрепления правильной реакции, что предполагает «конструирование» выхода из ситуации и обязательность правильного ответа (в этом заключалось одно из оснований программированного обучения). Согласно законам оперантного научения поведение определяется событиями, которые последуют за ним. Если последствия благоприятны, то вероятность повторения поведения в будущем усиливается. Если последствия неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность поведения уменьшается. Поведению, которое не приводит к должному эффекту, не научаются. Вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ не улыбается. Происходит научение плачу в семье, где есть маленькие дети. Плач становится средством воздействия на взрослых людей.

В основе этой теории также как и в павловской лежит механизм установления связей (ассоциаций). В основе оперантного научения также лежат механизмы условных рефлексов. Однако это - условные рефлексы иного типа, чем классические. Скиннер назвал такие рефлексы оперантными или инструментальными. Их особенность в том, что активность сначала порождается не сигналом извне, а потребностью изнутри. Активность эта носит хаотический случайный характер. В ходе её с условными сигналами связываются не только врожденные ответы, а любые случайные действия, которые получили награду. В классическом условном рефлексе животное как бы пассивно ждет, что с ним сделают, в оперантном рефлексе - животное само активно ищет правильное действие и когда его находит, то оно его усваивает.

Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков. Во время второй мировой войны Скиннер работал над проектом использования голубей для управления стрельбой по самолётам.

Посетив однажды урок арифметики в колледже, где занималась его дочь, Б. Скиннер ужаснулся, сколь мало используются данные психологии. В целях улучшения преподавания он изобрёл серию обучающих машин и разработал концепцию программированного обучения. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества.

Оперантное научение в работах Э. Торндайка. Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проб. Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного «проблемного ящика» или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети.

При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринтной задачи или отпирания дверцы (в отличие от ответного, респондентного), трудно выделить стимул, вызывающий определенную реакцию. По данным Торндайка, первоначально животные совершали множество хаотичных движений - проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок и сокращение количества затраченного времени. Тип научения, когда испытуемый, как правило, неосознанно пробует разные варианты поведения, оперетты (от англ. operate -- действовать), из которых «отбирается» наиболее подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

Метод «проб и ошибок» в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность, характеризующая поведение и животных, и человека.

Торндайк сформулировал четыре основных закона научения.

1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.

2. Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).

3. Закон готовности. Состояние субъекта (испытываемые им чувства голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций.

4. Закон ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайком были выделены также дополнительные условия успешности научения ребенка -- легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними.

Оперантное научение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, к успеху, то они будут закреплены и повторены.

Лабиринт в опытах Торндайка служил упрощенной моделью окружающей среды. Лабиринтная методика действительно в какой-то мере моделирует отношения организма и среды, но очень узко, односторонне, ограниченно; и переносить закономерности, открытые в рамках этой модели, на социальное поведение человека в сложно организованном обществе чрезвычайно трудно.

Основной предмет

исследования Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и из-

мерению поведение человека

Методы исследования Наблюдение, экспериментальное научение в проблемном

ящике, экспериментальный анализ поведения

Основные понятия Поведение, респондентное и оперантное научение,

принципы обусловливания, подкрепление, поощрение

и наказание, режим подкрепления, модификация

поведения

Основные идеи Основное внимание - влиянию внешнего окружения.

Велико значение в жизни людей оперантного

научения, при котором поведенческие модели опре-

деляются их последствиями (характером подкрепления),

т.е. поведение объясняется в терминах стимулов

и подкрепляющих последствий. Поведенческие

реакции складываются постепенно и постоянно

Факторы развития Социальный фактор, научение

Ценное - Раздвигание рамок теории научения до более

сложных моделей оперантного поведения

Привлечение внимания к условиям социальной

среды, к характеристикам подкрепления поведения

индивида

Широкое практическое применение (модификация

поведения, оперантные техники для коррекции пове-

денческих проблем, программированное обучение)

Направления критики - Приписывание решающей роли в развитии чело-

века воздействиям окружающей среды

Принципиальный отказ от анализа внутренних

(психологических) факторов поведения, когнитивных

составляющих


Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения - преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Каковы закономерности формирования новых форм поведения (с позиции классического бихевиоризма)?

2. Каково соотношение биогенетических и бихевиористских идей в психологии?

3. Сравните обучение по законам классического обусловливания и оперантного научения.

4. Приведите примеры разных видов подкрепления нормативного поведения ребенка и взрослого.

5. Как решается проблема возрастной периодизации развития в поведенческой психологии?

6. Что такое модификация поведения?

7. В чем специфика бихевиорального подхода к проблеме социализации детей?

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте отрывок из статьи Дж. Уотсона «Бихевиоризм», выделите в тексте специфические для бихевиоризма понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоятельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее. Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например, ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути» (Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов XX в.).

Дополнительная литература:

1. Выготский А.С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 177-195.

2. Линде Н.А. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Глава VIII ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

В середине XX в. в итоге пересмотра ряда основополагающих идей ортодоксального бихевиоризма сформировался необихевиоризм (Э. Толмен – когнитивный бихевиоризм, К. Халл – гипотетико-дедуктивный бихевиоризм, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер – оперантный бихевиоризм и др.). Серьезную критику со стороны оппонентов ортодоксального бихевиоризма вызывал его явный механицизм в понимании поведения. Поэтому некоторые необихевиористы сделали попытку введения в традиционную схему "стимул – реакция" ряда новых промежуточных переменных (познавательной когнитивной карты, матрицы ценностей, цели, мотивации, антиципации, управления поведением и др.). Это существенно изменило общее содержание бихевиоризма.

В то время как большая часть сторонников необихевиоризма смягчили свои позиции за счет введения понятий, не свойственных ортодоксальному бихевиоризму, известный американский психолог Б. Ф. Скиннер и ряд других исследователей встали на точку зрения "радикального бихевиоризма". Этот подход еще жестче, чем это было принято в ортодоксальном бихевиоризме, отвергал любые интерпретации, имеющие отношения к ментализму. Б. Ф. Скиннер осуждал отступления от ортодоксального бихевиоризма, считая их возвратом к ненаучной психологии. Материалом для научного анализа, по его мнению, могут служить лишь наблюдаемые и измеряемые аспекты среды, поведения организма и последствия этого поведения.

Необихевиоризм оказал существенное влияние на теорию обучения и образовательную практику середины XX в. во всем мире. На фундаменте идей необихевиористов в педагогической психологии и теории обучения сформировалось мощное научное направление, получившее наименование "программированного обучения". С середины 1950-х гг. программированное обучение получило широкое распространение в мире (Англия, Польша, СССР, США, Франция, Чехословакия и др.). В США были созданы специальные научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами разработки новой дидактической технологии. В СССР также был организован специальный научный совет по вопросам программированного обучения.

Бэррас Фредерик Скиннер (1904– 1990) родился п Саскэханне, штат Пенсильвания, получил степень магистра в 1930 г., а степень доктора философских наук – в 1931 г. в Гарварде. Юношеское желание стать писателем реализовано не было, и после ряда неудачных попыток поиска собственного пути, он отправился изучать психологию в Гарвард.

Б. Ф. Скиннер преподавая психологию в университете Миннесоты с 1936 по 1945 г. В это время он опубликовал одну из основных своих работ – "Поведение организмов". После трехлетней работы деканом факультета психологии в университете Индианы, в 1948 г. он вернулся в Гарвард, где жил и работая до своей кончины – в 1990 г.

Основные положения теории "оперантного научения" Б. Ф. Скиннера

Важной точкой отсчета для понимания теории Б. Ф. Скиннера является его классификация видов поведения. Он выделял "респондентное поведение" и "оперантное поведение". Респондентное поведение вызывается известным стимулом. Пример респондентного поведения – все безусловные реакции, они возникают в результате безусловного стимула. Оперантное поведение не вызывается стимулом, оно просто производится организмом. Поскольку оперантное поведение не связывается с известными стимулами, кажется, что оно происходит спонтанно. Проявления оперантного поведения многообразны, большую часть наших каждодневных действий можно квалифицировать как оперантное поведение.

Б. Ф. Скиннер не утверждал, что оперантное поведение возникает независимо от стимуляции, скорее наоборот. Просто стимул, вызывающий оперантное поведение, неизвестен и знать его причину необязательно. Респондентное поведение целиком зависит от предшествовавшего ему стимула. В отличие от него оперантное повеление контролируется его последствиями.

Наряду с двумя типами поведения, по Б. Ф. Скиннеру, существует два тина обусловливания: "респондентное обусловливание" и "оперантное обусловливание". Респондентное обусловливание идентично классическому обусловливанию И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннер называл его еще обусловливанием типа "S ". Тем самым подчеркивая важность стимула, который и вызывает необходимую реакцию. Оперантное обусловливание Б. Ф. Скиннер обозначает буквой "R", подчеркивая в данном случае, что акцент делается на реакцию.

При обусловливании типа "R" о его силе судят по скорости реакции, а при обусловливании типа "S " сила обусловливания часто определяется по величине условной реакции. Несложно заметить, что обусловливание типа "/?" Б. Ф. Скиннера очень похоже на "инструментальное обусловливание" Э. Торндайка, а его обусловливание типа "S " – на "классическое обусловливание" И. П. Павлова. Основное внимание в собственных исследованиях Б. Ф. Скиннер уделял оперантному обусловливанию, или по его терминологии обусловливанию типа "R".

Б. Ф. Скиннером выделены два главных принципа оперантного обусловливания (обусловливания типа "R"):

  • 1. Любая реакция, следующая за подкрепляющим стимулом, предрасположена к повторению.
  • 2. Подкрепляющим стимулом может быть все, что увеличивает скорость появления оперантной реакции.

В качестве подкрепляющего стимула может выступать все, что увеличивает вероятность повторения реакции. Как легко заметить, принципы оперантного обусловливания могут применяться к разнообразным ситуациям. Для того чтобы изменить поведение, необходимо найти нечто, что будет служить подкреплением для организма. Затем следует подождать, пока желаемое поведение проявится, и после этого произвести подкрепление.

В увлекательной книге последовательницы Б. Ф. Скиннера, американского зоопсихолога и дрессировщицы Карен Прайор "Не рычите на собаку" описано множество примеров использования принципов оперантного научения при дрессировке морских животных. Участвовавшие в ее исследованиях дельфины не только научились выполнять команды человека, они с успехом решали даже творческие задачи.

После этого частота желаемой реакции возрастет. Когда желаемое поведение проявится вновь, оно снова подкрепляется, и скорость проявления ответной реакции еще больше возрастает. Подобное влияние можно оказывать на любое поведение организма.

Б. Ф. Скиннер рассматривал социально-культурную среду как совокупность возможностей подкрепления.

Благодаря различиям в социально-культурной среде подкрепляются различные паттерны поведения. Согласно Б. Ф. Скиннеру то, что именуется словом "личность", нс является ничем, кроме согласующихся паттернов поведения, которые являются итогом истории нашего подкрепления.

(B.F. Skinner). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип оперантного обусловливания (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, - влияние на его результаты.

Как уже и говорилось ранее, респондентное поведение - это версия Б.Ф. Скиннера павловского представления о поведении, которое он называл обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Он утверждал, что в основном на ваше поведение воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно - его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Я., чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

Итак, ключевая структурная единица бихевиористского подхода в целом и скиннеровского подхода в особенности - это реакция. Реакции можно ранжировать от простых рефлекторных реакций (например, слюноотделение на пищу, вздрагивание на громкий звук) до сложного паттерна поведения (например, решение математической задачи, скрытые формы ).

Реакция - это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды. Сущность процесса научения - это установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Скиннер проводил различие между реакциями, которые вызываются четко определенными стимулами (например, мигательный рефлекс в ответ на дуновение воздуха), и реакциями, которые нельзя связать ни с одним стимулом. Эти реакции второго типа порождаются самим организмом и называются операн-тами. Скиннер считал, что стимулы среды не принуждают организм вести себя определенным образом и не побуждают его действовать. Исходная причина поведения находится в самом организме.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени - это образцы оперант-ной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления), обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия, ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Оперантное научение можно представить как процесс обучения, основанный на связи раздражитель-реакция-подкрепление, в рамках которой поведение формируется и поддерживается в силу тех или иных его последствий.

Примером оперантного поведения служит ситуация, встречающаяся почти в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно - оперантное научение поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленная реакция родителей - выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей утверждают, что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием , все же многие родители упорно подкрепляют последний.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png