Для большинства Клайв Льюис прежде всего автор популярного цикла фэнтези-романов «Хроники Нарнии». Однако далеко не все знакомы с его научными работами и произведениями на религиозную тематику. Этот знаменитый англичанин ирландского происхождения посвятил более тридцати лет преподавательской деятельности, а, обратившись в зрелом возрасте к христианству, стал религиозными теоретиком. Его книги «Письма Баламута», «Просто христианство», «Пока мы лиц не обрели», «Чудо» являются духовными путеводителями для тысяч читателей по всему миру.

Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1989 года в североирландском Белфасте. Его отец Альберт Джеймс был стряпчим, мать Флора Августа вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сыновей (у Клайва был старший брат Уоррен). Любовь к книгам, искусству, фольклору, лингвистике сформировались у маленького Клайва именно благодаря незамысловатой материнской педагогике. Сын обожал мать, а потому ее преждевременная смерть стала для него тяжелым ударом. На этом счастливое беззаботное детство Клайва Льюиса закончилось, началась суровая взрослая жизнь.

Когда Клайв пошел в первый класс, его осиротевшее семейство уже обосновалось в английском городе Уотфорд. Школу юный Льюис не любил. Ему претил чопорный догматизм частного учебного заведения, в особенности религиозная направленность образования. На тот момент десятилетний мальчик утратил веру в Бога, который не услышал ни одну из его детских молитв и отобрал самого дорогого человека - маму.

С отцом отношения у Клайва были натянутыми. Он не любил этого немногословного, сухого человека, который, надо сказать, предпочитал изрядно выпить. Так что, окончив среднюю школу, Клайв с радостью покидает отчий дом, чтобы отправиться в Оксфорд. Однако прелестью вольной студенческой жизни Льюис наслаждается недолго - практически сразу он отправляется на фронт.

Во время непродолжительной военной подготовки Льюис завязывает дружбу с пареньком по имени Пэдди Мур. Перед своим первым боем новобранцы клянутся позаботиться о семьях друг друга, если кто-то из них погибнет. В том бою убивают юного Пэдди Мура, а Клайв Льюис получает ранение и выписку «непригоден к военной службе по состоянию здоровья». Льюис сдерживает обещание, данное другу. После выписки из госпиталя он тут же отправляется к матери Пэдди миссис Мур. До самой смерти почтенной леди он поддерживает с ней самые теплые отношения, оплачивает образование младшей сестры Пэдди, помогает Мурам купить дом и живет в этом доме на правах названного сына и брата.

Вернувшись в Оксфорд, Льюис начинает пробовать себя в качестве поэта и даже выпускает в 1919 году сборник стихов под названием «Угнетенный дух». Однако всерьез о литературной карьере Льюис не задумывается. Через несколько лет он получает степень магистра, становится преподавателем английской литературе в родном Оксфорде и всецело посвящает себя науке.

1930 год становится для Клайва Льюиса переломным. Убежденный атеист, он неожиданно для всех знакомых обращается к позабытому с раннего детства христианству. Именно вера вдохновляет Льюиса на творчество, его первые литературные труды посвящены религии. С 40-х годов Льюис начинает печататься. В общей сложности писатель создал десять религиозных книг. «Страдание», «Письма Баламута», «Расторжение брака», «Чудо», «Пока мы лиц не обрели» и другие произведения автора пользуются широкой популярностью в Англии и за ее пределами.

Во время Второй мировой войны Льюис ведет радиопередачу на Би-би-си, посвященную вопросам религии. Позднее свои выступления он соберет в книгу под названием «Просто христианство».

Дискуссионный клуб «Инклинги»

Параллельно с религиозной темой Льюис начинает проявлять интерес к набирающим в те времена популярность фантастическим жанрам. Однажды он знакомится с неким профессором, который в свободное от работы время обожает выдумывать истории о волшебных мирах и народах, что живут в них. Беседы с профессором так вдохновляют Льюиса, что он начинает сочинять сам.

Чтобы обсуждать свои творческие идеи, профессоры и еще два десятка увлеченных энтузиастов создают литературную группу «Инклинги». Каждый четверг дискуссионный клуб собирается в Оксфордском университете, а по вторникам - в пабе The Eagle and Child. И так на протяжении 23 лет, вплоть до 1949 года.

Клуб посещает брат Клайва Льюиса Уоррен, который впоследствии нередко редактировал произведения своего знаменитого родственника. В компании «Инклингов» можно всегда увидеть писателя, литературного критика Чарльза Уильямса, писателя, филолога Оуэна Барфилда, поэта, автора биографий Адама Фокса, выдающегося ученого Чарльза Лесли Ренна. Возглавляют собрания идейные вдохновители «Инклингов» Клайв Льюис и тот самый профессор, который открыл для него мир фэнтези. Профессора звали Джон Рональд Руэл Толкин.

Литературная слава: «Хроники Нарнии»

Первые фантастические произведения Клайва Льюиса были посвящены космической теме. В 1938 году он публикует роман «За пределы безмолвной планеты». Книга пользуется успехом и вдохновленный автор пишет еще два роман «Переланда» и «Мерзейшая мощь». Сегодня произведения печатаются в рамках единого цикла под названием «Космическая трилогия».

Magnum opus

Всемирную популярность и прочное место в пантеоне лучших писателей-фантастов принесла Льюису волшебная сказка о стране Нарнии, в которую можно попасть через дверь обыкновенного платяного шкафа, в которой животные говорят человеческими голосами и творятся чудеса.

Первая книга из цикла «Хроники Нарнии» вышла в свет в 1950 году под названием «Лев, колдунья и платяной шкаф». Успех книги предвосхитил самые смелые ожидания Льюиса, и он всерьез берется за разработку цикла.

За 6 лет автор выпускает еще шесть романов - «Племянник чародея», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» с подзаголовком «Плавание на край света», «Серебряное кресло» и «Последняя битва».

«Хроники Нарнии» наряду с «Властелина колец» Джона Толкина являются классическим образцом так называемого «высокого фэнтези». Цикл снискал массу положительных отзывов маститых литературных критиков, а его автор награжден престижной премией Карнеги.

С момента первой публикации было продано более 100 миллионов книг из серии «Хроник». В 1967 году мир Нарнии впервые появляется в телеверсии. Самым популярным является совместный проект Великобритании и США, стартовавший на студии Уолта Диснея в 2005 году. Фильм срежиссировал Эндрю Адамсон («Шрек», «Шрек 2»). В 2008-м и 2010-м создатели выпустили еще две экранизации «Принц Каспиан» и «Покоритель зари».

В 1956 году закоренелый холостяк Клайв Льюис женится на американке Джой Дэвидмен. Это событие стало полной неожиданностью для всех, кто знал Льюиса. Брак Льюиса и Дэвидмен был обречен еще до того, как влюбленные дали свои клятвы у алтаря. Причина тому - смертельная болезнь невесты.

Льюис делает предложение Джой в тот момент, когда она, страдающая от рака, прикована к больничной койке. Джой на 15 лет моложе Льюиса, у нее двое малолетних детей, безвестно пропавший бывший муж и раковая опухоль, стремительно разрушающая ее организм. Льюис хочет провести с любимой последние дни и готов воспитывать детей, когда Джой не станет.

Клайв Стейплз Льюис (Clive Staples Lewis) - английский литератор и филолог.

1917 – поступает в Юниверсити-колледж Оксфордского университета, но вскоре бросает занятия, определившись младшим офицером в армию.

1918 – после ранения демобилизуется.

1919 – под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетенный дух» (Spirits in Bondage).

Возвращается к занятиям в Оксфорде.

1923 – получает степень бакалавра, позже – степень магистра.

1925-1954 – преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

1926 – под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Даймер» (Dymer).

1931 – Льюис становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном. (Беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснэйд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

1933-1949 – вокруг Льюиса собирается кружок друзей, названный «Инклинги» . В кружок входят Дж. Р. Р. Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс , доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.

1936 – филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции» (The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition).

1938 – роман «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet) – первая часть своего рода «межпланетной» трилогии, посвященной космической борьбе добра со злом.

1942 – литературоведческая работа «Предисловие к «Потерянному раю»» (A Preface to Paradise Lost).

1943 – роман «Переландра» (Perelandra), вторая часть «межпланетной» трилогии.

1945 – «Расторжение брака» (Great Divorce) – современный аналог «Божественной комедии» Данте.

Роман «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength) – третья часть «межпланетной» трилогии.

1950-1955 – публикуются «Хроники Нарнии». Семь томов помимо прочего содержат рассказ о христианстве в доступной для детей сказочной форме. Самые яркие произведения этого цикла – «Лев, колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and Wardrobe), «Племянник Чародея» (The Magician"s Nephew) и «Последняя битва» (The Last Battle).

1952 – Льюис впервые встречает Джой Дэвидмен, на пятнадцать лет его моложе (1915-1960).

1954 – начинает преподавать английский язык и литературу в колледже Магдалены в Кембридже.

1955 – выходит труд «Английская литература шестнадцатого века» (English Literature in the Sixteenth Century); он становится классикой и входит в многотомную «Оксфордскую историю английской литературы» (Oxford History of English Literature).

1956 – роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces) – переложение истории Амура и Психеи.

В больнице Льюис регистрирует брак с умирающей от рака Джой Дэвидмен. Смерть Джой, как думают, неизбежна.

1957 – Джой чудесным образом и неожиданно для всех выздоравливает.

1960 – Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.

22 ноября 1963 – Льюис умер в тот самый день, когда был убит президент Кеннеди и умер Олдос Хаксли . До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом Колледжа Магдалены. Могила Льюиса находится во дворе церкви Святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, в Оксфорде.

Широко известны религиозные сочинения Льюиса (ряд его трудов посвящен специальным теологическим и философским проблемам) и выступления по радио.

Сегодня день рождения Клайва Льюиса. И мы не могли пройти мимо такого события. Новый текст от нового автора, Евгения Панова в нашем блоге.

Знакомство с Клайвом Льюисом

У каждого путь влюбленности в творчество и личность писателя происходит по-разному. Мелькают перед глазами имена и названия книг, в поле зрения попадаются афоризмы, кто-то из авторитетных для нас людей, вдруг произносит меткую фразу и ссылается на её источник, и тут уже мы отправляемся в поиск, чтобы открыть для себя этого «кого-то»…

В моем случае, знакомство и влюбленность в творчество Клайва С.Льюиса было не с книги, а с фильма!

Первый фильм «Хроники Нарнии» был снят действительно классно и умело. О чем свидетельствуют кассовые сборы в 4 раза превышающие бюджет фильма.

В середине 2000-х на экраны вышел фильм «Хроники Нарнии». Сколько незабываемых переживаний подарил просмотр ленты. Очень сильно отдавало свежестью мысли, доступно и захватывающе для современного человека поданы категории благородства, смелости, искупления, торжество добра над злом. В таких случаях хочется поскорее в титрах найти автора идеи. Но «Хроники Нарнии» удивили тем, что в основу повествования легла давно известная сказка английского писателя ХХ века. Интерес подогрел еще и тот факт, что также ранее нашумевший фильм Питера Джексона «Властелин Колец» был снят по мотивам книги Д.Толкиена, как раз водившего близкую дружбу с К. Льюисом. Конечно, удивлял факт, что современный кинематограф взялся дуплетом экранизировать в нашем времени труды отцов фэнтези.

Скажу, что так я и был вовлечен. И вскоре вместо картинок на экране, у меня уже мелькали строчки, главы, книги, и я – открыл для себя Льюиса!

Не скрою, что параллельно изучения его творчества, стал знакомиться и с биографией автора, а она на редкость интересная.

Биография Клайва Стейплза Льюиса

Вот краткая хронология:

Родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, в Северной Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии.

Когда Льюису не было и 10 лет, умерла его мать. Отношения с отцом были очень сложными, так что обучение пришлось получать вдали от дома. После, учёба в различных колледжах, именно там, по его свидетельству он встал на путь атеизма.

В 1917 году поступает в Оксфорда, но вскоре уже участвует в Первой мировой войне, откуда в 1918 году демобилизуется и возвращается в университет, где заканчивает обучение.

В 1919 году под псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Угнетённый дух».

В 1923 году получает степень бакалавра, позже - степень магистра и становится преподавателем филологии.

В период с 1925-1954 - преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

В 1926 году под тем же псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Даймер» (англ. Dymer).

В 1931 году Льюис, по собственному признанию, становится христианином.

С 1933 вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший на долгие десятилетия основой литературно-дискуссионной группы «Инклинги». («Инклинги» трудно перевести, но выглядит примерно, как «чернильники). Кстати среди участников был Джон Р. Толкиен и многие произведения, ставшие впоследствии классикой жанра фэнтези, зачитывались впервые именно там, – в кругу «Инклингов».

Во время Второй мировой войны Льюис работал в службе религиозного вещания Би-Би-Си и позже по материалам его радиопередач была написана книга «Просто Христианство».

В 1950-1956 публикуется цикл «Хроники Нарнии», принесший Льюису мировую известность.

В 1954 году переезжает в Кембридж, где преподает английский язык и литературу в колледже Магдалены, а в 1955 году становится членом Британской академии.

В 1956 году Льюис вступает в брак, его женой становится Джой Дэвидмен, но семейное счастье длится всего лишь 4 года. В 1960 году его жена умирает.

В 1963 году не дожив неделю до своего 65-летия умирает Клайв С. Льюис.

Вот такая удивительная судьба у Клайва Льюиса! Честно признаться, я был удивлен калибром его литературного таланта узнав, что Льюис легко мог подписаться под своими книгам тремя разными псевдонимами, и даже опытным литературным критикам и в голову бы не пришло, что различные по стилистике и жанру рукописи перед ними, принадлежат перу одного и того же человека!

Эксперименты Клайва С.Льюиса. Хроники Нарнии

Нарния — страна, придуманная Клайвом Льюисом

Думаю, что сразу нужно отдать должное смелости Льюиса в литературных экспериментах. Его имя не зря стоит рядом с именем Джона Р. Толкиена, автором «Властелина колец». Их справедливо признают, как отцов жанра фэнтези. Но мало кто знает, что Клайв Льюис годами вдохновлял своего друга Толкиена написать монументальный фэнтези-эпос. И каково же было удивление самого Толкиена, узнав, что Джек (а такое прозвище Льюис имел в писательских кругах) вдруг сам разродился светлой сказкой – «Хроники Нарнии», ставшей очень популярной среди детей.

Надо сказать, что создавать книги, ориентированные на детей и подростков – тоже из разряда смелости, не зря есть такая шутка, что писать для детей, так же легко, как женщине их рождать. А чтобы эту грань смелости Льюиса понять лучше, то нужно вспомнить из биографии писателя, что он женился далеко за 50, и никогда в жизни не имел детей собственных. К тому же, по свидетельству современников, дедушка Джек не очень-то ладил с любыми детьми вообще.

Но удивительно, что Льюис не ограничивал себя зарождающимся в то время жанром фэнтези. Он, заразившись примером своего современника – фантаста Герберта Уэльса, попробовал себя и в космической теме, причем весьма успешно, положив начало научно-фантастическому произведению «Космическая трилогия».

Карта Нарнии

Клайв Льюис не раз дерзал облачать уникальные ветхие сюжеты греческих мифов и поэзии, в новые красивые одежды, тем самым подарив миру великолепные философские шедевры. А сколько богатого наследия для христианской церкви оставил этот великий писатель! Тут и апологетика, и книги-аллегории, лекции, эссе, и важно отметить, что труды Льюиса воспринимаются во всех христианских конфессиях, что на самом деле – редкость!

Вообще личность Льюиса весьма занимательна для изучения. Немного о нём.

Несколько интересных фактов из биографии Льюиса

Совсем недавно я прочитал отзыв одного пожилого человека, посещавшего в годы студенчества лекции профессора Льюиса. Лекция начиналась с того, что Клайв Льюис пунктуально (не позже, не раньше) появлялся в дверях и прямо с порога начинал свой предмет, медленно снимая шляпу, плащ, и заканчивался урок тем, что профессор, принимался в обратной последовательности медленно облачатся в верхнюю одежду и, продвигаясь в сторону двери, со звонком, одевал шляпу, прощаясь со студентами.

Клайв С.Льюис

Также слушатели его лекций не раз были удивлены тем, что взяв любую из тысяч книг, стоящих на полке в аудитории, они могли обнаружить, что книга уже была прочитана профессором много раз. Более того, Льюиса можно было запросто тут же проверить, попросив его для присутствующих что-нибудь процитировать из книги, ну, скажем на странице «97».

И профессор Льюис, всегда срывал громкие аплодисменты студентов!

Наверное, потому что это – Льюис!

Нет в жизни ничего столь изумительного, как открытие, что существует человек, во многом похожий на тебя!
Клайв Льюис, «Настигнут радостью»

И всё же, чем затронул писатель лично меня?

Мне кажется, что он задел меня каким-то благородно-почтительно-джентльменским отношением. В его произведениях нет нудного морализаторства, или душного душепопечения от человека, который сам устал жить. Его подчёркнуто вежливый стиль разговора со мной – читателем, больше похож на очень живое участие отца в жизни сына, – такой подход я только приветствую!

Мне со школьной скамьи понравились произведения Ремарка, наверное, потому что его персонажи, часто в сложных обстоятельствах не перестают задавать вопросы. Они даже порой пред лицом смерти не перестают их задавать, а потому исполнены мучений о смысле жизни, о надежде, любви, справедливости – это не могло не затронуть меня.

И тут Клайв Льюис!

В его книгах, я нашёл созвучие с вопросами, и не только ремарковских героев, но абсолютно точные вопросы, которые мучили и меня! Но самое поразительное, что в книгах Льюиса я нашел долгожданные ответы! Причём удивительным образом Льюис, не напрягая, использует простой язык сказок, метафор и притч, чтобы помочь приобщится к ответам.

На мой взгляд, атмосфера некоторых его книг полна задушевных бесед и юмора, что не лишает произведения содержательности и наставлений. Что-то мне напоминало отдаленно Марка Твена, обожаемого мною в детстве, но Льюис, в отличие от него, не развлекает, – он строит твою жизнь, как любящий папа!

Примечательно, что Клайв Льюис жил как раз в эпоху, так называемого «потерянного поколения», когда масштаб сломанных судеб молодых людей, из-за чреды Мировых войн был просто катастрофически велик. Уверен, что произведения Льюиса в то время очень сильно способствовали людям (вспомните ремарковских героев) найти ответы. Кто-то говорит, что такое явление, как группа «Битлз» отодвинули Третью Мировую войну. Насчет «битлов» не знаю, но моё личное мнение, именно вклад Льюиса отодвинул, последствия двух первых Мировых войн, врачуя раны поколений.

Я намерено привел далеко не бедную на события жизнь Клайва Льюиса, чтобы наглядно показать, что его творческий «выхлоп» стал возможен благодаря самим событиям в его жизни, к которым он пристально присмотрелся и преломил через призму обретенной им веры, чтобы дать своим читателям – ответы.

Я слышал, что кем-то было тонко подмечено, что в отличие от Ремарка, который хоронил любимых лишь на страницах своих произведений, Льюис в реальной жизни столкнулся со скоропостижной смертью любимейшей жены. Действительно смерть – самое нерадостное событие, но Клайв Льюис, пережив потерю любимого человека, предложил душепопечительскую помощь тем, кто, как и он, сталкиваются в жизни с болью утраты. Именно так и называется его произведение «Боль утраты». И когда его читаешь, то роняешь слёзы, отмечая про себя тяжесть скорби, и наблюдая, что автор не припудривает явление смерти, наоборот погружает в её реальность, как в реальность того, что каждый человек имеет рождение. Льюис разбирается с путаницей в этом вопросе и в конце книги свидетельствует о великой надежде для каждого.

Разве это не ответ?

Почему стоит читать произведения Клайва Льюиса?

Я уверен, что читать произведения Клайва Льюиса стоит, так же как уверен, что не помешает опылить цветущие сады нашего мышления благотворной пыльцой надежды, содержащейся в его книгах. И знаете, мне действительно трудно выделить какое-то произведение Льюиса, назвав его самым любимым, думаю, что в зависимости от моей конкретной нужды, становилось любимой та его книга, которая могла в данный момент мне сильнее послужить. Поэтому вместо того, чтобы предложить вам конкретно его книги, я предлагаю вам Льюиса.

Наверное, потому что это – Льюис!

По традиции дарим вам возможность скачать книгу «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Вдохновения Вам в прочтении книги и просмотре фильма)

Текст подготовил Евгений Панов

Клайв Степлз Льюис - еще один знаменитый ирландец (наряду с О. Уайльдом, Б. Шоу, Д. Джойсом и др.), ставший классиком английской литературы. От национального характера у писателя осталась любовь к выпивке, меткой шутке и старинным сказаниям. Он родился 28 ноября 1898 г. в Белфасте - центре будущей британской провинции Ольстер. Дед Льюиса был священником-протестантом, поэтому, учитывая напряженную обстановку в Северной Ирландии, юный Клайв видел христианскую религию в крайне фанатичном и нетерпимом обличье. Льюис очень любил мать, но потерял ее еще в восьмилетнем возрасте. С нелюдимым отцом отношения Клайва так и не сложились, хотя тот не пожалел средств на обучение сына в престижном Оксфордском университете. Зато привязанность к младшему брату Уорни будущий писатель сохранил на всю жизнь. Впоследствии Уоррен жил в доме Льюиса и стал его преданным личным секретарем. После смерти матери братья Льюис попали в английскую частную школу, где им пришлось впервые столкнуться с черствостью преподавателей и издевательствами старших сверстников. Узнав об этом, отец Льюисов забирает их оттуда. Далее Клайв берет частные уроки у профессора Керкпатрика, благодарное отношение к которому он пронес через всю жизнь. По мнению Льюиса, тот привил ему горячую любовь к древней литературе и мифологии, и самое главное - научил честности ума. Поэтому, несмотря на то, что профессор был атеистом, Льюис ввел его впоследствии в «Хроники Нарнии» в образе профессора Дигори Керка (у которого стоял волшебный платяной шкаф). Едва успев поступить в Оксфорд, Льюис отправляется на Первую мировую войну. Во время военной подготовки он знакомится с Пэдди Муром, и друзья дают друг другу обет: тот из них, кто останется жив, возьмет на себя заботу о родственниках убитого. Убили Пэдди, а Льюис был ранен шрапнелью, после чего покинул театр военных действий. Вернувшись, Клайв исполняет свое обещание: берет к себе в дом мать Мура и всю жизнь содержит ее (даже оплачивает образование ее дочери). Окончив обучение, Льюис преподает в Оксфорде на кафедре английской литературы. Несмотря на популярность его лекций среди студентов, в кругу оксфордского коллектива его не любят - его манеры кажутся грубыми, а участие в спорах чересчур эмоциональным. Эта неприязнь имеет и реальные последствия: Льюису так и не дали профессорского звания, хотя во время выборов в 1947 г. он был единственным претендентом. Когда это повторяется снова, Льюис покидает Оксфорд и переходит в другую «цитадель науки» - Кембридж, где в 1954 г. благополучно становится профессором литературы средневековья и возрождения, а через год и членом Королевского общества (так называют Британскую академию наук). Впрочем, и в Оксфорде Льюис находит друга - им становится широко ныне известный Д.Р.Р. Толкин. Они, вместе с еще несколькими поклонниками старинных сказаний и литературы, организуют своеобразный клуб по интересам, именуемый «инклинги». Последствия дружбы Льюиса и Толкина оказались чрезвычайно важными для них обоих. Не будь горячей поддержки Льюиса, возможно, мир так и не увидел бы знаменитой трилогии Толкина «Властелин колец». Толкин же в свою очередь оказал сильнейшее влияние не только на будущие художественные произведения Льюиса, но и на его обращение в христианскую веру. Долгое время в религиозных вопросах Льюис считал себя если не атеистом, то агностиком. Жизнь казалась ему жестокой и несправедливой (древние языческие мифы только подтверждали это), а в такой жизни не могло быть места для благого Бога. Позже Льюис писал: «…два полушария моего мозга были в острейшем противоречии. На одной стороне - море поэзии и мифа со многими островами, на другой - гладкий и поверхностный «рационализм». Почти все, что я любил, - я полагал вымышленным, почти все, в реальность чего я верил, я считал жестоким и бессмысленным». Но постепенно разговоры с Толкиным и собственный духовный поиск того, что Льюис называл Радостью, приводят его к мысли, что Бог (пока еще просто Бог) все-таки, скорее всего, есть. Переломный момент случился с ним в 1929 г., когда он ехал... в автобусе, и почувствовал себя тающим комом снега, его грудь сдавил невидимый корсет и он почувствовал, что задохнется, если не скинет его. В тот же вечер Льюис опустился в своей комнате на колени и «с неохотой сказал Богу, что Бог есть Бог». А в 1931 году, во время обыденной поездки… в зоопарк, Бог стал для него Христом. Льюис писал: «Когда мы выехали, я не верил в Иисуса как Христа, Сына Божия - когда мы приехали в зоопарк, я веровал». Читаем также отрывок из письма А. Гривзу: «Я только что перешел от веры в бога к более определенной вере в Христа - в христианство. Объяснить постараюсь потом. Очень важную роль в этом сыграл мой длинный ночной разговор с Дайсоном и Толкином». Вскоре Льюис крестился в англиканской церкви, что сильно охладило их отношения с убежденным католиком Толкиным. После обращения Льюис направил свой ораторский талант и приобретенный духовный опыт в русло своеобразной христианской апологетики, продолжая дело своего предшественника и кумира Г.К. Честертона. Клайв много почерпнул у Честертона (хотя можно сказать, что стиль Честертона оказался созвучным Льюису) - эмоциональность изложения, изящную простоту языка, неожиданные метафоры и парадоксы, ну и конечно - такой же простой, эмоциональный и парадоксальный юмор. Многим критикам апологетика Льюиса казалась поверхностной и популистской, но трудно найти автора, в работах которого было бы столько смирения и полнейшего самоуничижения. Как писал Честертон, «я никогда не относился серьезно к себе, но всегда принимал всерьез свои мнения». Но если Честертон проповедовал в среде людей неверующих, но разделяющих христианские ценности, то Льюису пришлось обращаться к поколению безбожников, настроенных к морали христианства с открытой враждебностью. Во многом поставленная задача была выполнена. Христианские эссе Льюиса начинают пользоваться чрезвычайной популярностью. Лишь в 1948 году по реноме Льюиса как мыслителя был нанесен болезненный удар. Он проиграл в публичном диспуте женщине-философу Э. Энскобом, после чего почти бросил писать философские трактаты. Надо сказать, что и я узнал Льюиса сначала не как художественного писателя, а как религиозного эссеиста. Первое прочитанное мною в «Иностранке» эссе называлось «Просто христианство». Это эссе представляло собой сборник лекций, прочитанных Льюисом по радио в 1940-х годах. Обратите внимание на характерное название - будучи по конфессии англиканином, Льюис старался в своих работах не затрагивать межконфессиональных противоречий. Отдельные главы «Просто христианства» он разослал для критики четырем священникам - англиканину, методисту, пресвитерианцу и католику. К.С. Льюис «Просто христианство»: «Я надеюсь, что ни одному читателю не придет в голову, будто «сущность» христианства предлагается здесь в качестве какой-то альтернативы вероисповеданиям существующих христианских церквей - как если бы кто-то мог предпочесть ее учению конгрегационализма, или греческой православной церкви, или чему бы то ни было другому. Скорее «сущность» христианства можно сравнить с залом, из которого двери открываются в несколько комнат. Если мне удастся привести кого-нибудь в этот зал, моя цель будет достигнута. Но зажженные камины, стулья и пища находятся в комнатах, а не в зале. Этот зал - место ожидания, место, из которого можно пройти в ту или иную дверь, а не место обитания. …Когда вы войдете в вашу комнату, будьте добры к тем, кто вошел в другие двери, и к тем, кто еще ожидает в зале». Может, поэтому Льюиса нередко считают своим и протестанты, и католики, и православные… Еще до «Хроник Нарнии» Льюис выпускает так называемую «Космическую трилогию» (1938 - «За пределы безмолвной планеты», 1943 - «Переландра», 1945 - «Мерзейшая мощь») - наиболее идейно смелую и спорную книгу, в которой Толкин узрел много «оккультного». Несмотря на открытый христианский подтекст, в трилогии действует множество космических сил (покровителей других планет), носящих имена греческих богов, на помощь героям приходит воскресший Мерлин, то есть, наблюдается весьма характерная для Льюиса эклектика, которая встречается и в цикле про Нарнию. В 1952 году в жизни закоренелого холостяка Льюса происходит неожиданное событие: он женится на американке Джой Девидман - читательнице его эссе, переехавшей в Англию. Правда, гражданский брак пришлось заключить тайно - Джой была разведена, а строгие законы англиканской церкви относились к этому крайне отрицательно. И лишь когда она слегла со смертельным диагнозом - костный рак (врачи пророчили ей жить не больше года), англиканский священник и друг Льюиса идет на риск и, нарушая прямой запрет епископа, в марте 1957 г. у постели умирающей Джой свершает обряд венчания. Далее происходит нечто похожее на чудо - болезнь на время отступает. Но спустя два года боли возвращаются. И летом 1960 года Джой умирает. После смерти жены Льюис пишет тяжелейшую, чуть ли не «богоборческую», книгу о пережитом - «Изнутри страдания». 22 ноября 1963 года писатель ушел из жизни. В это время на другой стороне полушария стреляют в Джона Кеннеди, и смерть Льюиса остается почти незамеченной.

Клайв Стейплз Льюис (англ. Clive Staples Lewis; 29 ноября 1898, Белфаст, Великобритания — 22 ноября 1963, Оксфорд, Великобритания) — английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фэнтези. Один из видных представителей Оксфордской литературной группы «Инклингов».

Родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, в Северной Ирландии, в семье стряпчего, но большую часть жизни прожил в Англии.

После окончания школы в 1917 году поступает в Юниверсити-колледж Оксфорда, но вскоре бросает занятия и призывается в британскую армию младшим офицером. После ранения в Первой мировой войне в 1918 году, демобилизуется и возвращается в университет, где заканчивает обучение.

В 1919 году под псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Угнетённый дух».

В 1923 году получает степень бакалавра, позже — степень магистра и становится преподавателем филологии.

В период с 1925—1954 — преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

В 1926 году под тем же псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Даймер».

В 1931 году Льюис , по собственному признанию, становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном (беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснейд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

Работал в службе религиозного вещании Би-Би-Си во время Второй Мировой войны. Книга «Просто Христианство» написана им на материале его передач военного времени.

С 1933 по 1949 год вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший основой литературно-дискуссионной группы «Инклинги», участниками которой стали , Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.

В 1950—1955 публикуется цикл «Хроники Нарнии», принесший Льюису мировую славу.

В 1954 году переезжает в Кембридж, где преподает английский язык и литературу в колледже Магдалены, а в 1955 году становится членом Британской академии.

В 1956 году Льюис вступает в брак с американкой Джой Дэвидмен (1915—1960).

В 1960 году Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.

В 1963 году Клайв Льюис прекращает преподавательскую деятельность из-за проблем с сердцем и болезнью почек.

Умер 22 ноября того же года, не дожив неделю до своего 65-летия. До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом Колледжа Магдалены. Похоронен во дворе церкви святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, Оксфорд.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png