Жизненное пространство человека — это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий.

Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета.

Сугубо человеческие задатки у ребенка — это продукт длительной природной эволюции живой материи, отразившейся в наследственно закрепленном генотипе. Однако в реальной жизни эта «закодированная» информация сама по себе реализоваться не может. Для этого необходимы определенные условия. Даже элементарные, заданные природой способности к речи, прямохождению и т.п. развиваются у ребенка постепенно, в процессе практического постижения им исторически сложившихся стереотипов владения языком, абстрактного мышления и т.д. Ведь способность мыслить (особенно понятийно) не проявляется сама по себе, а формируется при активном участии окружающих в результате жизнедеятельности человека в общественной среде. Именно общественные связи и отношения определяют то исходное жизненное пространство ребенка, которое дает ему шанс стать востребованной обществом личностью, возможно, даже выдающейся, и при этом развить в себе уникальную индивидуальность. Исходя из этого, жизненное пространство человека следует понимать как некую возможность мыслить, чувствовать, любить и быть любимым, созидать и т.д.

Человек — единственное земное существо, которое осознает свою роль во Вселенной и чувствует ответственность за собственные поступки, постоянно развивает и укрепляет в себе личностные качества. Психологи давно и не без основания утверждают, что человеческий индивид не рождается личностью, а становится ею в результате общения и воспитания. «Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или личности младенца, — утверждал известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979), — хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более возрастных этапах» . Жизненное пространство человека как личности включает в себя все специфические параметры протекания познавательных и творческих процессов, интеллектуальные и эмоционально-чувственные способности, способы мышления и стили восприятия мира, морально-этические и правовые формы общения и множество иных свойств и качеств в сфере организации личностного бытия.

Таким образом, жизненное пространство личности философы определяют как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою собственную жизнь (судьбу), предполагающую тот или иной смысл, а также цели и средства, находящиеся в сложных и неоднозначных отношениях между собой. Такое жизненное пространство, будучи по содержанию общественным феноменом, по форме для каждой отдельной личности всегда проявляется строго индивидуально. Оно открывается с момента рождения человека, но не завершается умиранием. В четко очерченных границах территориально-временного жизненного пространства человеческий индивид фактически совершает внутреннее восхождение от некоего природного существа к духовной личности, чувства, мысли и дела которой продолжают жить и развиваться в других людях. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет», — писал А.С. Пушкин . Действительно, жизненное пространство личности выходит далеко за пределы ее физического существования, причем масштабы его определяются тем, насколько она социально и духовно значима.

Вопрос о жизненном пространстве тесно связан с проблемой отношения к природе как к объективному полю реального бытия. Издавна природу называли матерью, человек обязан был любить и беречь ее. С Нового времени отношение к природе меняется: она становится мастерской человека, который, будучи подотчетен только одному Богу, превращается в ее господина. Природа с тех пор предстает как некая инертная сила, требующая покорения. Вспомним в этой связи известные высказывания, ставшие афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», «Нечего ждать милости от природы -взять ее наша задача!». И только возникшие глобальные проблемы привели человечество к осознанию того, что природа — его родной дом. А это значит, что о нем надо заботиться как о самом себе: беречь, сохранять и восстанавливать все утраченное.

Жизненное пространство человека ныне характеризуется как особая социально-культурная, духовно-нравственная атмосфера. А потому вся ответственность за его формирование и за сохранение морального климата в обществе лежит на самих людях. Следует отметить, что разного рода проекты по преобразованию природы, совершенствованию общества, а также выбираемые средства и способы решения конфликтных ситуаций никогда не были и в принципе не могут быть исключительно безошибочными. Они всегда содержат в себе немалую долю риска. Однако это вовсе не означает, что деятельность человечества с каждым днем становится все более негативной, как вырождается и оно само, снижая уровень своей нравственной ответственности. Наоборот, жизненное пространство современного человека, неразрывно связанное с культурой, созиданием ценностей, а также с критическим осознанием собственных достижений и промахов, улучшается. Однако сегодня каждому человеку как никогда следует стремиться быть самим собой, то есть определять четкие и ясные цели на всех временных этапах жизнедеятельности и не отступать от них, «быть для самого себя» (Э. Фромм).

Когда же индивид осваивает шаблонный тип личности, навязываемый ему несовершенным обществом, он перестает быть самим собой. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, более того, появляется осознанный страх перед одиночеством и собственным бессилием. Из этого следует, что каждый член общества обязан овладевать искусством жить по-человечески. Иначе говоря, он должен научиться самостоятельно заботиться о своем физическом и нравственном состоянии. Разумный образ жизни обнаруживает меру в желаниях, полезную и даже необходимую для физического и духовного самосовершенствования. Поиски такой меры удовольствия от жизни, которая сделала бы человека счастливым на всех этапах его жизненного пути (от младенчества до глубокой старости), ведутся давно — еще со времен Гиппократа. Все это тесно связано с проблемой смысла жизни, найти который — значит, по сути, обрести себя, обнаружить «в-самом-себе-бытие», то есть постигнуть свои потенциальные духовные возможности, определить свою роль в природной среде, найти собственное место в потоке социального движения.

Если индивид не обретет «в-самом-себе-бытия», его существование по отношению к вечности будет пустым, призрачным. Человеческая жизнь должна иметь назначение, цели и разнообразные средства их достижения. Проблема утраты человеком смысла жизни имеет сегодня не столько психологический характер, сколько социально-моральный. Этим во многом и объясняются социально-нравственные патологии, которые вызывают сегодня нестерпимую боль в общественном организме. Речь идет о разгуле преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, о распространении опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, о росте самоубийств. Скольких человеческих трагедий могло бы не быть, если бы люди не были столь ограничены в реализации своих потенциальных творческих возможностей, не были бы лишены стремления строить свою жизнь в полном согласии с разумом, совестью.

Осмысленно принимать на себя всю полноту ответственности за свои действия, поступки, за реализацию своих планов — это значит найти смысл собственной жизни, то есть обнаружить свое истинное «Я», «осуществить» себя в себе. Однако осуществить себя до конца удается далеко не каждому человеку. А причиной тому служит несовершенное общество, которое сделало его личностью, но ограничило его саморазвитие. Именно об этом писал Сент-Экзюпери: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» .

В настоящее время значительно возрос интерес к философскому осмыслению проблем смерти, с неизбежностью которой человеку очень трудно смириться. Эта сторона осознания жизни имеет непреходящее значение, ведь смерть есть ее незримое продолжение.


Единство человека и мира предстает в категории жизненного мира, снимающей характерное для классической психологии противопоставление «внутреннего» и «внешнего». Бытие человека всегда является «бытием-в-мире» (Хайдеггер, 2006). «Царством субъективного» называет жизненный мир Гуссерль (2004, с. 155), возвращая внимание ученых к этому потерянному в абстракциях научных теорий миру, соотнесенному с субъектом. Мир для субъекта - это не мир вообще, а его жизненный мир. Все его связи и отношения с миром создаются его жизнедеятельностью. Жизненный мир и есть та действительность, о которой С.Л. Рубинштейн (1973) писал как о непосредственном единстве сущности и существования, внутреннего и внешнего. Осуществляя свою жизнедеятельность, субъект создает особую субъективную реальность, «квазипредметное измерение бытия», которое включается «в реальное, от субъекта независимое действие мира» (Зинченко, Мамардашвили, 1977, с. 119).


Освоение философской категории «жизненный мир» требует ее конкретизации и перевода на язык психологической науки. В процессе поиска путей этой конкретизации мы ориентировались на идеи Д.А. Леонтьева (1999), выделившего в смысловой реальности три аспекта - онтологический, феноменологический и деятельностный. Онтологический аспект смысла рассматривает его как элемент системы отношений человека с миром - его жизненным миром. По определению Д.А. Леонтьева, жизненный мир - это «организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (там же, с. 118). В качестве единицы анализа жизненного мира выделяется жизненный смысл. Вместе с тем «психологической реальностью смысл становится при рассмотрении его в двух других аспектах - феноменологическом и деятельностном» (там же, с. 124). Первый из них - образ мира в сознании субъекта, существенным компонентом которого является личностный смысл, второй - «смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности (жизнедеятельности)» (там же, с. 113). Как видим, есть определенное сходство феноменологического и деятельностного аспектов смысла, выделенных Д.А. Леонтьевым, с понятием К. Левина «жизненное пространство» - «человек и психологическая среда, как она существует для него» (2000, с. 77).


Понятие «жизненное пространство личности» формулируется нами на основе и при соотнесении понятий «жизненное пространство» (К. Левин) и «проприум» (Г. Олпорт). Оно является более частным по отношению к «жизненному пространству» К. Левина. Последнее по уровню абстракции соотносится с философской категорией жизненного мира, представляя собой его феноменологический и деятельностный аспекты. Г. Олпорт, развивавший идеи У. Джемса о неотделимости друг от друга личности и окружающей ее среды, выделил в структуре личности «проприум» - центральные аспекты, образующие ее внутреннее единство и представляющие собой «нечто теплое и важное - те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам» (Олпорт, 2002, с. 186). Одной из функций проприума является расширение эго, происходящее через идентификацию с объектами, которые человек называет «своими» (они обладают для него важностью и любимы им). С точки зрения Олпорта, один из важнейших признаков зрелой личности - обладание сильно расширенным чувством Я.


Жизненное пространство личности включает в себя ту часть жизненного пространства, где индивид преимущественно выступает как субъект самостоятельной активности, а не объект чьих-то влияний. В него входит все, что наиболее близко, интересно, значимо для индивида и переживается им как «свой» и контролируемый им самим мир. Оно возникает и формируется в жизненном пространстве индивида как результат реализации «собственного (проприативного) стремления» (там же, с. 189), а его объекты образуют сферу расширения его Я. Содержание этого понятия тесно связано с такими существенными характеристиками личности, как автономность, самостоятельность, определенная независимость от внешних влияний, выражает и поддерживает ее субъектность и индивидуальность. Личность, выступая не как объект влияний, а как субъект, автор собственных поступков, выделяет и создает, а точнее (по выражению Гуссерля) - конституирует в своем жизненном мире «свое» пространство. Это пространство включает в себя определенные территории, искусственные и природные объекты материального мира, людей и их сообщества, связанные с ними информационные пространства, мир идей, культурных и религиозных ценностей - все то, что представляется важным и ценным человеку на том жизненном этапе, который он в настоящий момент переживает.


- это результат определенного структурирования мира, выделения в нем некоторой особо значимой и тесно связанной с собственными интересами и стремлениями области, воспринимаемой и переживаемой субъектом как «свой» мир. Поэтому оно может быть рассмотрено как важная составляющая образа мира личности. В этой связи представляется существенным соотнести между собой эти два понятия.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2009. № 2

Н. А. Кондратова

Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности»


Антон Васильев - человек войны. Для него ситуация вечного боя, что для рыбы - вода. Он владеет всеми видами оружия. Он умело обходит хитроумные ловушки и сам расставляет их ничуть не хуже. Все тонкости диверсионно-разведывательной работы отлично известны ему по прошлым войнам. Он постоянно просчитывает ситуацию, взвешивает каждый шаг, внимателен к любой мелочи, какой бы безобидной она ни казалась. Только так и можно выжить между молотом и наковальней.

Жизнь в Зоне - вечная война. Здесь идет нескончаемая бойня и торг за удивительные артефакты. Здесь все пронизано убийственной радиацией, здесь каждый второй мутант, а каждый первый хоть и человек, зато до зубов вооружен и смертельно опасен. Но только здесь, в Зоне, такой как Антон Васильев может ощутить биение жизни во всей ее полноте.

Или ты будешь с хабаром, или тебя не будет. Или ты скажешь врагу, перед тем как его убить: "Tы хороший воин, мне было трудно и интересно биться с тобой". Или это будет произнесено над твоим бездыханным телом.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Жизненное пространство. Трилогия" Колентьев Алексей Сергеевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Предыстория

Между тем, стоит отметить что эта задача в основном труде Гитлера ставилась не на текущее время, а на столетия вперед. А своей основной задачей Адольф Гитлер считал освобождение от позорного для Германии Версальского договора и уничтожение евреев.

Ключевые документы

Множество ключевых документов демонстрируют, насколько последовательно Гитлер придерживался своех военных целей.

  • Сразу после захвата власти Гитлер представил при встрече с генералами в доме генерала Гаммерштейна-Экворда 3 февраля свою программу жизненного пространства (из записки генерала Курта Либманна):
Как мы должны использовать политическую власть? Ещё рано говорить. Может быть для получения новых возможностей для экспорта, а может быть - что ещё лучше - для завоевания нового жизненного пространства на Востоке и его бесцеремонной германизации.
  • В тайном посвящённом четырёхлетнему плану по вооружению тескте, в котором Гитлер требовал, чтобы германская армия и германская экономика через четыре года была готова к войне, им сказано:
„Окончательное решение состоит в расширении жизненного пространства и продовольственно-сырьевой базы нашего народа. Задача политического руководства в том, чтобы скоро разрешить этот вопрос.
  • 5 ноября Гитлер произнёс речь перед главными представителями вермахта о том, что германский пространственный вопрос может быть решён только с помощью войны (меморандум Хоссбаха).
  • 23 мая Гитлер сказал перед главнокомандующими:
Жизненное пространство, соответствующее величию государства, является основой любой державы. Какое-то время можно от этого воздерживаться, но рано или поздно решение проблем придёт само собой. Остаётся выбор между восходом или падением. Через 15 или 20 лет решение этого вопроса станет неизбежным. Дольше ни один немецкий политик не сможет его избегать.
  • 23 ноября 1939 Гитлер сказал перед главнокомандующими:
„Растущее население требует большего жизненного пространства. Моя цель - создать разумное соотношение между численностью населения и народным пространством. Борьба должна вестись за это. Ни один народ не может избежать этой задачи, иначе он обречён на постепенную гибель.

Близкие темы

  • Кровь и земля
  • Обер Ост
  • Рейхскомиссариат Московия , Рейхскомиссариат Остланд , Рейхскомиссариат Украина

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Жизненное дерево
  • Жизненное Древо

Смотреть что такое "Жизненное пространство" в других словарях:

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - минимум пространства, обеспечивающий нормальное существование организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО средняя площадь, приходящаяся… … Экологический словарь

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    жизненное пространство - сущ., кол во синонимов: 1 место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Жизненное пространство - минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений (термин введен Хаусхофером). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Жизненное пространство - (нем. Lebensraum), нацистская (нацисты) полит, доктрина. Утверждала необходимость завхвата большей терр. для расселения растущей нем. нации. Термин был впервые использован как полит, понятие в 70 х гг. 19 в., а Гитлер и Геббельс придали ему… … Всемирная история

    жизненное пространство - — EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

    жизненное пространство - Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии

    жизненное пространство - (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Жизненное пространство семьи. Объединение и разделение , С. К. Нартова-Бочавер , В книге обсуждаются остроактуальные вопросы организации жизненного пространства семьи: территории, временного режима, владения семейными и личными вещами. Аргументируется право каждого… Категория: Секс и семейная психология Серия: Расширение горизонтов Издатель:
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png