Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении " в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения ).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при ; повествует о создании славянской грамоты , о Крещении в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге (под 983 годом), о "испытании вер" (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм "Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: "Повесть временных лет", М.-Л., 1950: "Житие Феодосия Печерского" - в "Изборнике" (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Иконописный подлинник

Москва. 1959-1962.

Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 4). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

Киев. 1702.

Нестор Летописец, Печерский. Л. Тарасевич. Гравюра. Киево - Печерский патерик. Киев. 1702.

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный (ок. 1056-114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории .

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008-3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси . В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным », «окаянным », «недостойным рабом Божиим ». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе », даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда ». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского ». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет » дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093-1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы . Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет » — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть ».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии , показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем . Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет » нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев . Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву . Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX-XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах » (1908 год) и «Повесть временных лет » (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича .

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30-40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин , создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов » (1824-1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего ».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр , игумен Выдубицкого Киевского монастыря ; игумен Моисей , продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете » оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории

___________________________________________

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире . В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII-XVI века).

Пре-по-доб-ный Нестор Ле-то-пи-сец ро-дил-ся в 50-х го-дах XI ве-ка в Ки-е-ве, 17-ти лет по-сту-пил в Ки-е-во-Пе-чер-скую оби-тель. Был по-слуш-ни-ком пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия. По-стриг при-нял от игу-ме-на Сте-фа-на, пре-ем-ни-ка Фе-о-до-сия. Чи-сто-тою жиз-ни, мо-лит-вою и по-слу-ша-ни-ем юный по-движ-ник ско-ро пре-взо-шел да-же из-вест-ных пе-чер-ских стар-цев. Был по-свя-щен во иеро-ди-а-ко-на. О его вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни го-во-рит то, что он в чис-ле дру-гих пре-по-доб-ных от-цов участ-во-вал в из-гна-нии бе-са из Ни-ки-ты За-твор-ни-ка, впо-след-ствии Нов-го-род-ско-го свя-ти-те-ля (па-мять 31 ян-ва-ря), пре-льщен-но-го в иудей-ское мудр-ство-ва-ние. Пре-по-доб-ный Нестор яв-ля-ет-ся со-ста-ви-те-лем пер-во-на-чаль-ной ис-то-рии на-ше-го Оте-че-ства, или ле-то-пи-си, где он из-ла-га-ет по го-дам ска-за-ние о на-ча-ле Рус-ской зем-ли и по-сле-ду-ю-щих со-бы-ти-ях ее ис-то-рии до 1100 го-да. Кро-ме то-го, им на-пи-са-но жи-тие свя-тых кня-зей Бо-ри-са и Гле-ба, «Ска-за-ние о пер-вых пе-чер-ских по-движ-ни-ках» и проч.

Нестор до-стиг глу-бо-кой ста-ро-сти и мир-но скон-чал-ся око-ло 1114 го-да.

Ин тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах

Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Времена и годы достойных памяти деяний, подвиги и труды отцов, Нестор премудрый, описывая, любовью возгорелся ты последовать по стопам этих святых, с ними же не переставай молиться Христу Богу о спасении душ наших.

Кондак преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.

Перевод: Как ученик Богоносного и истинный подражатель его жизни, ты удостоился быть первым очевидцем его почитаемых , которые вместе с другими достойно их святости перенес, ты наследовал вместе с ними Царство Небесное, получить которое и нам, почитающим тебя, Господу молись.

Молитва преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах

О, преподо́бне о́тче, прему́дре наста́вниче и Боголюбе́зне подви́жниче Не́сторе Летописче! Предстоя́й со дерзнове́нием престо́лу Ве́чныя Сла́вы, не забу́ди на́с гре́шных и недосто́йных, бу́рями страсте́й отягче́нных, и хода́тайством твои́м непреста́нным защити́ страну́ на́шу, тебе́ при́сную, и соотчии твоя́ от вся́ких зо́л и скорбе́й. Утверди́ се́рдца на́ша в правосла́вней ве́ре, оте́чество свое́ научи́ люби́ти и в братолю́бии кре́пце пребыва́ти. Наста́ви на́с на стези́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми, засту́пниче на́ш, вни́дем в ве́чное Ца́рство сла́вы, восхваля́юще Го́спода и прославля́юще твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Нестору Летописцу Печерскому

Кондак 1

Избранников Божиих сожителю, иноче честный и летописче преславный, отче преподобне Несторе, приими приносимыя с любовию смиренныя похваления наша. Ты же, яко имея велие дерзновение на небеси, молися тепле о стране нашей и людех ея, во еже избавитися нам от всякаго зла, да зовем ти:

Икос 1

Ангельскому иноческому житию поревновав и суету мира тленнаго презрев, во юности ранней притекл еси, отче преподобне, во обитель Печерскую града Киева, к стопам основателей ея Антония и Феодосия миренно припадая и о сопричтении тя ко братии усердно моля. Того ради взываем ти:

Радуйся, от юности твоея Богу служити вожделевый.

Радуйся, благую часть от утра жития твоего избравый.

Радуйся, мир и вся его прелести оставивый.

Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 2

Видя благое произволение сердца твоего и провидяще в тебе сосуд благодатный добродетелей христианских, преподобный Феодосий с радостию велиею сопричисли тя ко братии обители своея и чина иноческаго тя удостои, умиленно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным возлюбил еси, Богомудре Несторе, научение книжное и зело к сему прилежа, аки пчела трудолюбивая, собирая сладчайший мед премудрости и умножая в души твоей во спасение сокровище неиждиваемое познания. Сего ради достоин явился еси похвалы сицевыя:

Радуйся, Премудрость просвещения книжнаго во младости стяжавый.

Радуйся, к собиранию многоценнаго бисера зело прилежавый.

Радуйся, медом познания истины от юности усладивыйся.

Радуйся, сокровищем негиблемым мудре обогативыйся.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 3

Силу духовную от Владыки своего восприяв, преподобне, Тому жизнь свою безраздельне посвятил еси, воспевая благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея дарование духовное от Господа твоего, талант тебе данный не скрыл еси, аки раб нерадивый, но Господу помогающу ти многажды, добродетели в житии твоем умножил еси, рабе благий и верный, да прославится в тебе Творец всяческих, темже зовем ти:

Радуйся, вверенное тебе сокровище мудрости в земли не скрывый.

Радуйся, добродетелей вертоград богатый духовно возрастивый.

Радуйся, благий собирателю богатства нетленнаго.

Радуйся, обретый блаженство Рая вожделеннаго.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 4

Бури страстей житейских уклонился еси, угодниче Христов, во утишное пристанище святыя обители Печерския достигши, идеже с честными насельники сея не преставал еси пети Спасителю твоему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша наставление душеспасительное, от Богоноснаго Феодосия и иных честных отец, тебе неоскудно подаваемое, сему со тщанием последовал еси в пещерном затворении твоем, молитвою, пощением и о плоти нерадением укрепляемь в подвизе многотрудном жития иноческаго. Сего ради слышиши ныне хваления сицевая:

Радуйся, от юности во мрак пещерный, спасения ради, вселивыйся.

Радуйся, тамо непрестанною молитвою от треволнения житейскаго оградивыйся.

Радуйся, яко в подвизе твоем наставника богомудраго Феодосия имел еси.

Радуйся, наставлением сего послушливо внимал еси.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 5

Боготечною стезею текл еси, отче преславный, ничесоже суетнаго желая, но града горняго, вечнаго взыскуя, Господу же неустанно поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видя неустанныя труды твоя, ко спасению души направляемыя и радующеся братски о преуспеянии твоем в подвизе жития монашескаго, вси иноцы обители Печерския восхваляху тя сице:
Радуйся, трудниче неустанный, яко мзды благия достоин явился еси.
Радуйся, подвижниче добрый благочестия, яко в подвизех твоих не изнемогал еси.
Радуйся, образ честный жития иноческаго братии являяй.
Радуйся, в смирении и кротости душевней всех присно наставляяй.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 6

Провозвестника славы отеческия обрете тя, Несторе досточудне, страна Русская, уведев бо минувшия судьбы ея, письмены предал еси вся в научение, наставление и назидание родом грядущим, да тии уведевше промышление Божие к языку Словенску, воспоют Благому Промыслителю своему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсил еси, яко солнце светоносное, в Русстей земли, Богоблаженне отче, неведения бо мрак глубочайший, от века ю покрывающий, твоими писаньми первее озарил еси, к свету ведения и Богопознания соотчичи твоя призывая, от нихже сицевое похваление достойно восприял еси:
Радуйся, мглу неведения варварскаго в народе нашем разгнавый мудрости сиянием.
Радуйся, просвещению отечества послуживый твоим летописанием.
Радуйся, над сим усердно до кончины живота твоего труждаяйся.
Радуйся, ко труду писания теплою молитвою уготовляяйся.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 7

Хотяй свидетелем дивнаго чудеси тебе, отче, явити Господь Вседержитель, внуши тайно игумену Печерскому Иоанну, да вверено ти будет, купно со иным от братии, ископати погребенное в земли тело наставника твоего преподобнаго Феодосия, по симинадесятех летех от кончины сего, во уверение благодати Божия, на нем явленней. Темже узревши того во гробе нетленна суща и чудеса велия источающа, радуяся воспел еси со иноки Печерскими чудес Содетелю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый труд на пользу и в научение христианом подъял еси, преподобне Несторе, во еже списати житие великаго угодника преподобнаго Феодосия, иже бе купно со богоносным Антонием, первоначальником богоугоднаго иноческаго жития в земли Русстей и строитель обители Печерския, ейже устав от славныя киновии Студийския восприяв, той во веки соблюдати в ней заповеда. Темже и мы, благодарни суще за таковое твое к нам недостойным попечение, единодушно славим тя, отче, тако:
Радуйся, жития преподобнаго Феодосия благоговейный сказателю.
Радуйся, сему в подвизе твоем ревностный подражателю.
Радуйся, повестию твоею верныя утешивый.
Радуйся, тою ко иноческому подвигу многия подвигнувый.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 8

Странник и пришлец был еси, Несторе, на земли, ко временному и тленному бытию никакоже прилепляяйся, но ум и сердце устремляя ко блаженству нескончаемому Отечества Небеснаго, идеже ныне со Ангелы в веселии зовеши: Аллилуиа.

Икос 8

Все житие твое, Боголюбезне отче, Спасителю твоему и ближним посвящено бысть. Сердцем бо чистым заповедь Христову восприим, любве закон благодатный исполнил еси, в меру сил труждаяся на пользу братий твоих и выну прославляя Возлюбленнаго тобою Господа. Темже от Того прославление на небеси улучив, слышиши на земли блажащих тя похвалы сими:
Радуйся, светлый образе братолюбия и смирения.
Радуйся, благий наставниче трудолюбия и терпения.
Радуйся, спасению ближних крепце поревновавый.
Радуйся, похвалы от сих достойно приявый.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидел еси, преподобне отче Несторе, и житие иноческое возлюбил еси, темже и Господь возлюби тя, прослави и дарова нам, яко молитвенника усерднаго, выну поющаго Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витий многословных паче краткими словесы твоими землю Отечества нашего прославил еси, мудре наставниче, от «Повести временных лет»: уведехом бо откуду есть пошла Русская земля, юже велиею сыновнею любовию возлюбил еси. Сего ради сынове словенорусстии во вся роды и до ныне восхваляют тя, глаголюще:
Радуйся, риторы славныя в простоте слова твоего превосходяй.
Радуйся, мудростию научения твоего нас любовию озаряяй.
Радуйся, Отечества земнаго верный любителю.
Радуйся, о благе земли твоея усердный ревнителю.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 10

Спасения путь узкий и многотрудный волею избрал еси, Богоносне, и лица твоего николиже вспять обратил еси, к светозарному Солнцу правды Христу Богу выну очи твоя обращаяй и Того прославляя песнию хвалебною: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною упования несумненнаго оградил еси, преподобне, душу твою от всякаго искушения и соблазна, верою крепкою познавая полноту благодати и милосердия Создателя твоего. Того ради слышиши от нас, недостойных и отчаянием колеблемых, таковая:
Радуйся, в души возрастивый благоуханный цвет добродетели.
Радуйся, верою невидимых, аки видимых, чаемых и ожидаемых, яко сущих, истинный свидетелю.
Радуйся, благочестия христианскаго неленостный поборниче.
Радуйся, изнемогающих в тягостном сомнении благий укрепителю и помощниче.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 11

Пение хвалебное от сынов Русских по достоянию приемлющи, отче досточудне, любовию твоею не престай заступати от всех бед и скорбей землю отеческую нашу, в нейже выну, прославляется имя Господне песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светолучными сиянии любви Божественныя уязвивыйся, летописче преславне, образы сея явил еси житием страстотерпец святых благоверных братий Бориса великодушнаго и Глеба кроткаго, да им последующе, добродетели братолюбия, отечестволюбия, смирения и послушания приобрящем, тебе же, деяний сих списателя богомудра, восхвалим сице:
Радуйся, яко благодать Божественная на тебе неоскудно почиваше.
Радуйся, яко тою умудряемь, угодники Божия с любовию прославил еси.
Радуйся, о благе земли твоея неустанный молитвенниче.
Радуйся, отечестволюбцем и мудрости познания искателем присный помощниче.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 12

Благодатный источник наставлений Богоугодных обретохом в тебе, отче Несторе, житием бо и списаньми твоими вся утверждаеши шествовати неуклонно во след Единому Человеколюбцу и Спасителю нашему Богу, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Богоугодное житие твое, Несторе преславне, со умилением прославляем труды и подвиги твоя, имиже Христу Спасу зело угодил еси, и восхваляем дивное смотрение Божие на тебе, в нетлении мощей твоих доныне являемое. Почитая же мирную и непостыдную кончину твою, поклоняемся неизследимому Промыслу Всевышняго, сподобльшаго тя причастника быти неизреченныя славы Своея в селениих праведных, отонюдуже приклони ухо твое ко гласом нашим, взывающим ти сице:
Радуйся, козни, коварства и злобы демонския расторнувый.
Радуйся, духом твоим невозбранно в горняя обители востекший.
Радуйся, во мраце пещернем телом твоим нетленно до днесь почиваяй.
Радуйся, от мощей твоих многую помощь чтущим тя неоскудно подаваяй.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 13

О, преславный угодниче Божий, Богомудре отче Несторе! Призри любовию твоею с высоты небесныя на скорбь и слезы собратий твоих земных и умоли Всемилосерднаго Господа избавити землю Русскую и чад ея от бед и напастей, да восхвалим человеколюбие и щедроты Его, воспевающе выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.

Канон преподобному Нестору Летописцу Печерскому

Песнь 1

Ирмос: Лицы израильтестии, невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты враги, видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися.

Лицы иночестии, в летней памяти Богоноснаго отца стецитеся усердно к святей пещере и, любовию кланяющеся раце мощей Нестора любомудраго, воспойте Богу, яко во святых Своих славно прославися.

Ликом иноческим сочетающуся и в днешний день память твою воспети дерзающу, мне, паче всех грубейшему, молитвами твоими способствуй, Несторе святе, Бог бо в тебе дивно прославися.

Слава: Ликом Ангельским причтен быти хотяй, ликом равноангельным во плоти причтался еси, отче, от нихже Ангельскому житию научився, возшел еси к умному желанию: темже тя чтим, яко Бог в тебе дивно прославися.

И ныне: Лики святых и преподобных отец с лики Ангельскими предстояще, славите Рождшую всех святых Святейшее Слово; славити же днесь Божию Матерь и нам земным помозите, Та бо от всех дивно прославися.

Песнь 3

Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.

Предложение твоего ума бе, аки лук напряжен, отче, живый бо во юдоле сей плачевней, восхождение имел еси в сердце своем выну к Богу; и мне убо, жизнь свою ведущу выну в печалех, Несторе, помози, моляся о мне, да возвеселится о Господе сердце мое.

Седмьнадесятолетен сый, мысленне приял еси мужа совершенна возраст: просиял бо еси, аки в старческих сединах, делы благими, сия и во мне исправи, блаженне, и возвеселится о Господе сердце мое.

Слава: Чистоту и смирение глубоко к нищете прием, возлетел еси, святе, аки крилома, на гору иноческих добродетелей; отнюдуже, усмотрив во мгновении ока преходящ мира сего образ, и паче в любовь Божию вперил еси сердце твое.

И ныне: Сад чистоты Рождшая, плодом сего, верующих Тя быти Матерь Божию, напитала еси обильно; и мне убо, верою покланяющемуся Тебе, Богоневестная Дево, даждь от сего плода поне мало вкусити, да печальное возвеселится сердце мое.

Седален, глас 4-й

От великих отец управлен в благия нравы и в юности весь Богови присоединився, плотския похоти умертвил еси пощением крепким, дух оживил еси надеждою благ вечных; Ангельски на земли пожив, со Ангелы ныне водворяешися, тем тя почитаем, Несторе блаженне.

Слава, и ныне:

Страшных чудес несказанный образ вижду в Тебе, Пречистая Дево, яко Бога зачала еси и Необыменнаго объяла еси утробою Твоею, но какова се бысть тайна, не испытую, паче же верую и со страхом ублажаю Тя, поющи: радуйся, Бога Невместимаго пространное селение.

Песнь 4

Ирмос: Услышах славное смотрение Твое, Христе Боже, яко родился еси от Девы, да от лести избавиши зовущия: слава силе Твоей, Господи.

Услышав славная и предивная на горе Печерской, пришел еси тамо, преподобне, и, видев с огнем и росою низходящую благодать Божию в начале основания церкве, юн еще сый, со старцы воспел еси: слава силе Твоей, Господи.

Большую и совершеннейшую в души твоей скинию творя Духу Святому, любезным восприятием заповеди от Богоносных отец позлатил еси ону, Несторе святе: тем, яко в красный чертог, прииде и обитель в тебе сотвори Отец с Сыном и Духом.

Слава: Аки сладкое млеко, учение отец Богоносных прием, слово делом исполнил еси, блаженне, и исполнен был еси Вышния Премудрости, юже и мы от писаний твоих чтуще, увеселяем души наша ведением на сих горах бывшия Божия благодати.

И ныне: Сладкое млеко покаяния и нектар Небесный умиления песни любовию Тебе приносящим, подаеши, Чистая Отроковице, яже и аз, страхом одержим, любовию же движим, приношу Ти, Владычице, и молю: услади сердце мое, Сладкаго Иисуса Христа моего Рождшая.

Песнь 5

Ирмос: От света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, во Свете Твоем пути наша направи.

От света лестнаго любве удалився, желанием вожделел еси, Несторе, великих отец стопам, нравом и учениям последовати: сим даждь и нам прилежати, и во свете деяний оных молитвами твоими пути наша направи.

Глубоким смирением огражден сый, преподобне, высотою тщеславия ходящаго враги низверг, ногами попрал еси; ходатайством твоим к Богу, отче, даждь и нам смирение и во оном стопы наша направи.

Слава: Ангельски жизнь свою управльша вси тя, аки Ангела Божия, имеяху; тем и на диаконский степень взыти сподобился еси в немже добре шествие свое управив, и наша пути во святыни, Несторе, управи.

И ныне: Путь Рождшая Жизни, Всесвятая Дево, стезями соблазн ходящих яко Милосердая наставляеши на стези правды; и мене, заблуждающаго, Владычице, не презри, но яко Рождшая Наставника заблуждшим, во Свете Его пути моя направи.

Песнь 6

Ирмос: Внегда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего.

В преподобии и правде чин свой управляя, храм Духу Святому весь сотворился еси, и, вшед в храм нерукотворенный, Престолу Вышняго предстоиши; и мне, хотящему быти тамо, молитвами твоими, отче, помози, молю тя, молитвенника спасения моего.

Краснаго сада Делателя Небеснаго красное был еси прозябение, красными бо делы украшен, благия плоды, ихже ныне благоухание обоняем, возрастил еси; молю убо тя, блаженне, подаждь сия в дар и мне от Бога Спаса моего.

Слава: От труда подвигов твоих, Несторе преподобне, многия излив поты, напоил еси ниву души твоея и, израстив добродетелей класы, пожинаеши ныне рукояти, живый во веки в Небесных кровех; в нихже и мне быти моли Христа Спаса моего.

И ныне: Насеянная Духом Отчим земле святая, радуйся, яко прозябла еси нам Древо благосеннолиственное; зноем мя страстей опаленна под сень онаго приведи, Владычице, молю Тя яко Ходатаицу спасения моего.

Кондак, глас 2-й

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси, яже с прочиими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.

Авраамовым стопам последуя, святе, исполнением заповедей принесл еси, якоже он Исаака, чист ум Владыце, сего ради от жизни сея прешел еси в землю, точащую безконечную сладость, идеже и мне моли быти, Несторе, собеседниче Богоносных отец наших.

От страстнаго мира сего преставлься, прешел еси в безстрастный мир, идеже в мире с сынами мира живый, и нас, в мире сем сущих, не отступай, моля Творца своего, да сопричастницы тебе будем, поюще: Боже, благословен еси.

Слава: Не уклонил еси сердца своего в словеса лукавствия в жизни сей многомятежней, преподобне, тем и воздушных духов лукавствия безмятежно прошед, к Небесным вратом доспел еси: яже и нам отверзти потщися молитвами твоими, да и мы с тобою поем: Боже, благословен еси.

И ныне: Уклонихся от стези правды и не хождах ногама моима на пути правы, но на стремнинах страстей заблуждающе, уязвих плесне мои тернием греха, обаче и храмляя, притекаю к Твоей благости и молюся: Владычице, исцели мя, Ты бо еси души моея врачевание.

Песнь 8

Ирмос: В Вавилоне отроцы Божественною распалаеми ревностию, мучителя и пламене прещение мужески попраша и, посреде огня ввержени, орошаеми, пояху: благословите вся дела Господня, Господа.

Силою духовною укреплен, прелетел еси, Богомудре, крилома твоих добродетелей к Горним, и по летех сих живеши ныне, идеже лета не оскудевают, к нимже и нам доспети моли, поющим: благословите, вся дела Господня, Господа.

От дому Божия Матере прешел еси, Несторе в Дом Божий, всесветящийся Иерусалим, и, Ангелом в числе граждан Небесных сожительствуя ходатайствуй и нам темже причтенным быти в памяти твоей поющим песньми Господа.

Слава: Троическое Едино Естество: отче, и Сыне, и Душе Святый, Едино Царство, силу и власть имущее, нас от власти князя тьмы избави, молитвами Богоносных отец наших Печерских, с нимиже и Нестора приводим Ти в молитву днесь, благословяще Тя во веки, Господа.

И ныне: Троическому предстоящи Престолу, Мати Дево, и славу Триипостаснаго Божества выну зрящи, молися за ны грешныя, да и мы Небесныя Славы не лишимся, песньми Тя славяще и из Тебе Рождшагося Господа.

Песнь 9

Ирмос: Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.

Отшел еси в селения праведных и духом предстоиши Присносущному Свету; призри убо на ны, живущия в селех многомятежнаго мира, и пособствуй сущим во бранех, Несторе блаженне, яко песньми тя ныне величаем.

С нимиже любовь стяжал еси живый телом, с сими, и духом изшед, сожительствуеши не отлучен, якоже показуют мощи твоя, Преподобне, со святыми в пещере лежащия, с нимиже предстани о нас молящися Богу, память твою величающих.

Слава: Любит милость и истину Господь, и ты, преблаженне, подобяся Тому, милостивый буди ходатай о спасении нашем, да тебе ради и мы, обретше благодать, не отпадем вечныя славы, яко успение твое святое песньми величаем.

И ныне: Любит всех Владыка ходатайство Твое, Пречистая Дево, и молитвы Твоя о человечестем роде приемлет; молися убо и о нас, рабех Твоих, Всецарице, да улучим милость в день Судный, выну бо Тебе яко Ходатаицу, кланяющеся, величаем.

Сведения о событиях, имевших место быть в древние времена, содержатся в исторических документах, называемых летописями. Последние создавались от руки людьми, трудившимися летописцами. На Руси самым знаменитым из тех, кто фиксировал происходящее, смело можно назвать преподобного Нестора. На род деятельности этого человека указывает приставка к имени, без которой нам сложно понять сегодня, о ком идет речь: «Летописец». Православная Церковь вспоминает о преподобном каждый год 9 ноября.


Монашеская жизнь

Родился в середине XI-го столетия. Точное время появление его на свет, к сожалению, неизвестно. Зато историки со всей уверенностью могут назвать место рождения легендарного русского летописца – им является столица современной Украины Киев.

Никакой информации о детстве и отрочестве Нестора не сохранилось до наших дней. Однако, судя по тому, что в 17-летнем возрасте святой поступил в монастырь в качестве послушника, он явно был воспитан в духе благочестия, в соответствии с христианскими канонами. Обитель, куда скрылся от мира юный Нестор, носила название Печерской. Это, как нетрудно догадаться, сегодняшняя Киево-Печерская Лавра. В то время в упомянутом монастыре жил преподобный Феодосий. Вот его-то учеником и стал будущий святой.



Постриг в монахи Нестора осуществился уже после кончины учителя, место которого занял преподобный Стефаний. Жизнь послушника длилась для юного слуги Господня три года. Все потому, что так постановил Феодосий. По мнению преподобного, прибывший в обитель человек должен сначала пройти испытание. Заключалось оно, во-первых, в знакомстве с монастырским чином и укладом монастырской жизни; во-вторых, выполнении самых разных поручений и работ (собственно, послушаний). Только после успешного прохождения перечисленных этапов субъект мог быть пострижен в монахи. Надо отметить, что на первой ступени пребывания в Печерской обители человек носил свою одежду, в которой явился в дом Божий. Став послушником, он менял ее на черный наряд. А когда превращался в монаха, человек надевал монашескую мантию.


Преподобный Нестор принял монашеский постриг не ранее, чем в 1078 году. Он писал, что тогда в Печерской обители царили между братьями-монахами любовь и взаимопонимание. Все поддерживали друг друга, младшие слушались старших и наоборот – старшие заботились о младших. Каждый из братии отличался каким-то подвигом. Один, к примеру, не ел ничего, кроме хлеба с водой, другой питался только корешками и травами, третий подолгу простаивал на коленях в молитве, четвертый молился по ночам, не смыкая глаз и т.д. Понятно, что и сам Нестор быстро развивался духовно в такой обстановке.

Преподобный имел много достойных черт характера. Одной из них являлось смирение, подобающее истинному монаху. Нестор Летописец, упоминая о собственной персоне в своих рукописях, называет себя словами, имеющими исключительно негативную эмоциональную окраску. Среди них определения «грешный», «худой» (плохой), «неразумный», «грубый» и т.д. Такой подход в какой-то степени тоже помог ему расти в духовном плане.

Известно, что однажды преподобный Нестор Летописец принял участие в молитвенном обращении к Богу с просьбой об исцелении некоего Никиты. Человек этот был обольщен нечистой силой. Так вот, помолившись вместе с братией о даровании указанному индивиду выздоровления, Нестор стал свидетелем настоящего чуда – нечистый дух покинул Никиту. Событие это относится к 1088 году.

В другой раз, в 1091 году, святой получил поручение от настоятеля монастыря, игумена Иоанна, найти место нахождения мощей преподобного Феодосия. Нестор Летописец подошел к этому делу со всей ответственностью и положительный результат поисков не заставил себя ждать. Тело Феодосия было обнаружено им абсолютно целым, нетленным.

Писчая деятельность

Нестор Летописец, как уж было упомянутого ранее, прославился тем, что оставил нам в наследство множество исторических рукописей. Это настоящие литературные памятники. Среди них наибольшую известность приобрела «Повесть временных лет». Оригинальное название литературного сочинения звучит таким образом: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская зем¬ля стала есть». Сведения, необходимые для составления столь величайшего произведения, Нестор брал из самых разных источников. Это и летописи обители, составленные иноками, и рассказы людей тех или иных профессий, и беседы с мудрыми старцами, и хроники Византии, и более ранние сказания. В данном сочинении упоминается много важных для нас событий, о которых без сей рукописи мы не имели бы сегодня ни малейшего представления.

Из «Повести временных лет» мы узнаем о возникновении славянской письменности, об обращении в христианскую веру княгини Ольги, о строительстве первой православной церкви в стольном граде Киевской Руси, о крещении нашей необъятной Родины святым князем Владимиром-Ясно Солнышко. Нестор летописец был заинтересован в продолжении своего труда, и поручил инокам Печерской обители осуществить сие после своей кончины. Монахи не ослушались завещания преподобного. Так, игумен Моисей зафиксировал в «Повести» события, происходившие до 1200 г., настоятель монастыря Лаврентий – продлил сочинение Нестора до 1377 года, а игумен Сильвестр придал ему современную форму. Поэтому историки и сошлись во мнении, что «Повесть временных лет» - больше коллективный труд, нежели индивидуальный.


Одним из первых сочинений Нестора Летописца является житие Бориса и Глеба – святых русских князей. Его же перу принадлежит жизнеописание преподобного Феодосия Печерского . Нет более ценного памятника древнерусской письменности, чем сей труд. Это признало множество историков. Данное сочинение не только безукоризненно по слогу, стилю и качеству изложения, оно еще и проникнуто безусловной любовью к наставнику, и вместе с тем носит поучительный, назидательный характер.

Смерть и прославление

Этот бренный мир слуга Господень Нестор покинул приблизительно в 1114 году. Тело его предали земле в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. В 1826 году над местом захоронения святого появилась медная дощечка с позолотой, на которой значилось имя лежащего здесь монаха. 80-е гг. прошлого века ознаменовались изучением останков преподобного Нестора Летописца учеными и судмедэкспертами. Результатом этой работы стало изготовление бюста святого.

Исторические летописи дают ориентировочные годы жизни Нестора Летописца, глубоко почитаемого его современниками и потомками. Считается, что эта историческая личность жила с 1056 по 1114 год. Виктор Васнецов изобразил его как мудрого и величественного старца.

Нестор был в числе первых людей, задокументировавших историю Киевской Руси. Его труд «Повесть временных лет» одно из важнейших достижений славянской культуры. Ежегодно 9 ноября почитается память этого удивительного человека.

Главный исторический труд Нестора Летописца

Киево-Печерская лавра возникла в середине XI века, вскоре после ее основания Нестор и пришел в нее, еще 17-летним юношей, в последствии ставшим отцом-основателем русской историографии. После 4 лет пребывания в монастыре, исправно выполняя все положенное он получил сан дьякона.

В 80-е годы XI века Нестором было написано житие князей-мучеников Бориса и Глеба. Он прекрасно описал их годы жизни и трагическую смерть, и к тому же оставил призыв к прекращению междоусобных войн. Следующий его труд, написанный примерно в то же время, был о житие Феодосия Печерского. Язык Нестора очень красив, он очень точно передал характер личностей о которых вел рассказ, ярко и живо.

Главным трудом всей его жизни стала летопись, которая известна под названием «Повесть временных лет». В будущем, долгое время историки не смогли на должном уровне изложить исторические события. Нестор Летописец проявил себя на наивысшем уровне как исследователь и прекрасный повествователь. Для ее создания Нестор использовал огромное количество источников, среди которых были и греческие хроники, и русские летописи предшественников, и устные предания.

Ключевые моменты «Повести Временных лет» Нестора Летописца

Свой рассказ Нестор начал с библейских преданий о том, как после Великого потопа посланного Господом Богом произошло расселение людей по всему миру. Сравнивает он народности с ветвями одного дерева, среди которых есть и ветвь русская земля. Таким образом он объяснил формирование славянских народов.

Летописец считает, что формирование славян как отдельного народа произошло в первых веках нашей эры. Рассказал он и об апостоле Андрее, дошедшем до мест, где теперь стоит Киев. Сам Апостол Андрей считал странными славян, а их традиции и обычаи необычными.

Нестор рассказывал, что Русское государство сформировалось в процессе распространении православного христианства на этих землях. Постепенно разрозненные племена объединились в единую Киевскую Русь. В своем повествовании он подробно описывает жизнь киевских князей, историю становления христианства в Киевской Руси, создание славянской письменности и прочие важные вехи истории славянского народа.

Закончил свой труд Нестор в 1113 году. До наших дней первая, лично написанная им работа не дошла, а остались переписанные и дополненные другими летописцами. Хранятся нетленные мощи Нестора Летописца в Ближних пещерах Киево-Печерской, рядом с мощами святых преподобных отцов. На его гробнице установлена дощечка со словами благодарностями отцу российской истории.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png