В XIV в. от камакурского сёгуната военные губернаторы (сюго) становились все более независимыми. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках землю. Особенно усилилась родовитая знать юго-западных провинций, которая значительно увеличила свои вооруженные силы. В конце XIII-начале XIV вв., кроме того, Япония вела оживленную торговлю с Китаем, Кореей. Благодаря внешней торговле обогащались не только купцы и ремесленники, но и феодалы западных и юго-западных провинций, откуда в основном велась эта торговля. Камакурский сёгунат, не желая мириться с усилением отдельных домов, препятствовал связанной с рынком деятельности феодалов, ремесленно-торгового люда и зажиточного крестьянства. Это послужило поводом для борьбы с существующим режимом. Противоречиями между сёгунатом и феодалами решил воспользоваться император Годайго, мечтавший вернуть политическую власть императорскому дому. Он привлек на свою сторону многих недовольных сёгунатом влиятельных феодалов, в том числе юго-западного феодала Такаудзи Асикагу и восточного феодала Ёсидаду Нитту. Первые попытки разбить войска камакурского сёгуната в 1324 и 1332 гг. окончились неудачей. Однако в начале мая 1333 г. Такаудзи Асикага захватил императорскую столицу Киото, а Ёсидада Нитта вторгся в сёгунатскую столицу Камакуру. Оказавшись в безвыходном положении, сёгун вместе со своими 800 сторонниками совершил сэппуку. Сёгунат камакурский был низложен.

Но теперь победители Асикага и Нитта начали борьбу между собой. Борьба между ними продолжалась до 1392 г. (с 1335 по 1392 гг.). (Асикага представлял передовой, экономически развитый западный район, Нитта - отсталый, восточный. Если на западе, где было много заливных рисовых полей, налаженных транспортных водных путей, процветали ремесла, развивалась торговля, то на востоке - царило запустение, ремесла и торговля еле-еле тлели. Экономически победа Асикага была предрешена). У каждого из лагерей были свои собственные императоры. Этот период в японских исторических памятниках называется «периодом двух правительств» - северного и южного. Затянувшаяся борьба истощила обе стороны. К тому же юго-западные и восточные феодалы потеряли в войне своих главных вождей - погибли Кусуноки Масасигэ и Нитта Ёсидада (Йосидада). Обе группировки стали обнаруживать склонность к примирению. Эта тенденция крепла по мере того, как заканчивался передел владений. В 1392 г. третьему сёгуну из дома Асикага - Йосимицу - подчинились все феодалы. Южный император при этом отрекся от престола в пользу северного. Титул сёгуна перешел к представителям дома Асикага.

Его глава оставил Камакуру и со всем бакуфу переехал в Киото. Как показало время, это было роковой ошибкой. Попав в Киото, новые вожди самураев, не искушенные в делах управления, попали в переплетения интриг императорского дома, и воины погрязли в роскоши и безделье. Чтобы сравняться с императорской знатью сёгун и самураи стали строить дворцы с садами, каждый - произведения искусства; участвовали в приемах, празднествах, содержали дорогих наложниц.

Когда стало ясно, что власть бакуфу ослабела, военные губернаторы стали хозяйничать у себя в провинциях по своему усмотрению. Таким образом, появление новой сёгунской династии не означало централизации страны. Были воссозданы учреждения, существовавшие еще при первом сёгунате, в конце XII в., но сфера действий этих учреждений ограничивалась лишь территорией, подвластной сёгуну, т.е. провинциями, лежавшими вокруг г. Киото, который был резиденцией новых сёгунов. Вся остальная часть страны находилась в руках местных феодалов. Сёгунам приходилось отстаивать свою власть от постоянно появлявшихся соперников из числа сюго - протекторов провинций. До середины XV в. такие столкновения заканчивались для сёгунов благоприятно, а на востоке им удалось даже ликвидировать (1439 г.) самостоятельность наместничества Канто, правители которого являлись представителями другой ветви дома Асикага. Но это не привело к укреплению положения сёгунов, в конце концов, столкновения вылились в междоусобную войну двух групп феодалов.

Эта война (1467-1477 гг.) вошла в историю Японии под наименованием «Смуты годов Онин», по названию годов правления, когда она началась. Япония стала переживать период феодальной раздробленности.

В XV в. многие из местных правителей жили как владетельные князья - даймё (великое имя), имели собственные отряды самураев. В стране началась гражданская война, которую современники называли «войной всех против всех» - сэнгоку дзидай (эпоха воюющих провинций). Длилась она с 1478 по 1577 гг. Эта эпоха в японской истории рассматривается как эпоха потрясения устоев прежней жизни, историки ее называют гэкокудзё (низшие одолевают высших). Итогом этой войны было то, что если в середине XV в. в Японии было приблизительно 260 даймё, все они происходили из благородных самурайских родов, то к середине XVI в. осталось всего каких-нибудь десяток даймё, благородного происхождения, но появилось около 250 т.н. сэнгоку даймё (князей сражающихся провинций) - мелких, тщеславных провинциальных князьков.

Экономика. Независимость крупных феодальных владений обусловила самостоятельное экономическое развитие отдельных районов Японии. В с/х наблюдается подъем, выражавшийся в увеличении числа сортов высеваемых культур. В XV в. выращивали до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячменя, проса, 14 сортов бобовых. Благодаря использованию водяного колеса улучшилась техника полива. Крестьяне стали снимать во многих местах по 2 урожая в год. Посевы хлопчатника (до этого сеяли эту культуру только в южной части страны) появились и в восточной части страны. Широкое распространение получили промысловые культуры - лаковые деревья, конопля, масличные растения, из которых приготовлялись красители. Увеличилось число обрабатываемых земель. Это происходило из-за оседания на земле значительной части т.н. ронинов. Ронинами называли и крестьян, согнанных с земли или бежавших от своих господ. Подъему с/х способствовало и некоторое смягчение повинностей крестьян, которые стали отдавать феодалам вместо ½ и более, как это было раньше, 2/5 урожая.

Развивались ремесла и торговля. В городах увеличилось количество корпораций ремесленников - дза. Развивалось строительное, ткацкое, металлическое, оружейное, керамическое производство. Появились купеческие гильдии - дза. Купеческие дома стали принимать фирменные обозначения - яго. Это были оптовые торговцы солью, строительными материалами, рыбой, рисом, бумагой.

Росли города. Одни из административных центров (Киото, Камакура), другие - около крупных монастырей (Удзи-Ямада, Нара), третьи - в местах удобных гаваней (Сакай, Ямака, Хёго, Оминато, Хаката). Типичным был город - призамковый посад. Такие города возникали в результате поселения феодалами своих вассалов в одно месте - около замка сеньора. Крупными городами такого типа были - Ямагути (резиденция князей Оути), Сумпу (Сидзуока) (резиденция князей Имагава).

Большой размах получила внешняя торговля. На первом месте стояла торговля с Китаем (с XIII в.). Из Японии в Китай везли медь, серу, мечи, кольчуги, копья, изделия из лака, ширмы, веера. Из Китая в Японию - шелк-сырец, холст, парчу, выделанное железо, фарфор, лекарства, картины, книги. Торговля с Китаем велась на основе специальных разрешений (лицензий), выдававшихся китайским правительством. Лицензия определяла количество судов, которые могли быть отправлены в Китай из Японии, и, наоборот - из Китая в Японию. Установление торговых сношений было связано с политическими условиями, которые приняли сёгуны: они признавали свою вассальную зависимость от китайского императора. Йосимицу, третий сёгун из дома Асикага, в 1402 г. согласившись на эти условия, получил от китайского императора титул «Ниппон-кокуо» - короля Японии. Это означало официальное признание правительства сёгуна Китаем, что имело немаловажное значение, так как Китай в XV в. был самой могущественной державой Азии.

Торговала Япония с Кореей, где как в Китае, были определены особые порты для ввоза японских товаров. Главным китайским портом был г. Нинбо, а корейским - г. Пусан. В XV в. в Японии имела место борьба ремесленно-купеческого населения с феодалами, которая иногда приводила к получению городами прав самоуправления. Этого удалось добиться таким городам, как Сакай, Ямака, Оминато. В них возникли органы купеческого самоуправления, появилась и своя городская стража из наемников - самураев.

В 1428 г. произошло крупное крестьянское восстание. Толчком к восстанию послужил недород, приведший к жестокому голоду и сделавший для крестьян совершенно невозможной уплату налогов и долгов ростовщикам. Восстание охватило значительную часть центральных провинций вокруг Киото. Восставшие нападали на ростовщиков, оптовых торговцев, громили их дома. Власти с трудом подавили восстание в районе Киото, в других местах сняли недоимки. В 1429 г. восстание произошло в провинции Харима. Крестьяне выступали против феодалов.

На рубеже XV- XVI вв. Япония распалась на несколько частей. Не было центрального правительства ни сёгунского, ни императорского. Встал вопрос об объединении страны.

В традиционной японской историографии, признанной и европейской исторической наукой, XVI в. делится на две неравные части. Его третья четверть до 1573 г. относится к периоду Асикага; последняя четверть XVI в. по 1615 г. - обозначается как период Момояма, временем окончательного утверждения у кормила власти сёгунов из дома Токугава.

На рубеже XV и XVI вв. Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х гг. (т.н. война годов Онин, 1467-1477 гг.) были началом «Смутного времени» (Сэнгоку дзидай), когда в стране не было единой власти. К концу XV в. Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением севера о-ва Хоккайдо и южных о-вов Рюкю. Население составляло приблизительно 16-17 млн. человек. Но по сравнению с Китаем, Кореей Япония была экономически более отсталой страной. Но к концу XVII в. Япония - мощное централизованное государство, экономика которого переживала подъем. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI в. был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - даймё. Кроме выращивания риса, основной с/х культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания, организовывали экспедиции в соседние страны. Все самураи были только воинами и получали от своего сеньора плату рисом, а крестьяне должны были обрабатывать землю.

Реализация задачи объединения страны была связана с именами известных исторических деятелей Японии - Ода Нобунага (1534-1582), Тоётоми Хидэёси (1536-1598), Токугава Иэясу (1542-1616).

Объединять страну начал Ода Нобунага - даймё (мелкий) провинции Овари (центральная часть о-ва Хонсю). Был выдающимся человеком, целеустремленным, прекрасным полководцем, умело применявшим привезенное португальцами огнестрельное оружие, потребовавшего новой тактики боя, прозорливым, без предрассудков, хладнокровным, вероломным и по-крестьянски хитрым. На политической арене появился в 60-х гг. XVI в. Совершив несколько удачных походов против крупных феодалов и разгромив буддийские монастыри, которые участвовали в междоусобных войнах, Одна Нобунага смог подчинить своей власти центр страны со столицей Киото. Ода Нобунага вошел в столицу страны г. Киото как защитник законных прав сёгуна Асикага Ёсиаки (Иосиаки). Но в 1573 г. сёгун, отказавшийся выполнить волю Ода Нобунаги, был свергнут. Одним из наиболее ожесточенных противников Ода в этой борьбе оказались буддийские монастыри, что сыграло немалую роль в определении политического курса Ода по отношению к христианству.

Первые христиане появились в Японии в 40-х гг. XVI в. вместе с португальскими купцами. К 1543 г. относится появление на японской земле первых европейцев: китайский парусник во время тайфуна был вынужден пристать к небольшому о-ву Танэгасима у южного побережья Кюсю, и на его борту среди пассажиров было трое португальцев. С тех пор португальцы стали регулярно посещать Японию, как на китайских, так и на собственных кораблях.

Затем появились католические миссионеры. В 1549 г. в Кагосима на о-ве Кюсю прибыл иезуит Франциск Ксавье. Деятельность миссионеров была успешной. На Кюсю крестились многие крупные даймё, желая привлечь в порты, расположенные на их территории, португальские корабли и взять в свои руки часть заморской торговли, что сулило им большие барыши. Интерес для японцев представляли мушкеты, пушки, и европейские корабли. Позднее, при консультациях европейских спецов было построено немало собственных больших кораблей. Помощь европейцев использовалась при возведении укрепленных замков, а также в горной и металлообрабатывающей промышленности. Христианство стало распространяться. В 1580 г. было около 150.000 христиан, 200 церквей, 5 семинарий, к концу XVII в. христиан уже было 700.000. Этому способствовала политика даймё южных провинций, заинтересованных в португальской торговле и в обладании огнестрельным оружием, поставщиками которого были католики-португальцы.

В годы правления Хидэёси из Японии в Европу впервые в истории была направлена миссия из 4 юношей-христиан для представления папе и знакомства с европейскими странами. Миссией руководили иезуиты, полагавшие, что путешествие по католическим странам Европы даст возможность японцам убедиться во всесилии церкви. Миссия отбыла из Нагасаки в феврале 1582 г., а вернулась в 1590 г., летом. Путь миссии пролегал через Индию, вокруг Африки, посланцы были в Португалии, Испании, Италии, посетив дворы Филиппа II и папы римского.

В 80-х гг. XVI в. Ода овладел половиной провинций страны, провел ряд реформ, направленных на ликвидацию политической и экономической раздробленности, на развитие городов и торговли, но под верховным контролем центральной власти (в 1568 г. был лишен своей автономии торговый город Сакаи). В 1582 г. в одном из храмов Киото Нобунага покончил жизнь самоубийством, когда его окружили войска мятежников, возглавляемые предавшем его полководцем.

После гибели Нобунага власть перешла в руки одного из самых способных его военачальников Хидэёси Тоётоми (1536-1598). Хидэёси - (одним из командиров Ода Нобунага был Киносита Токитиро, принявший позже имя Хидэёси Тоётоми, который стал одним из главных военачальников Ода, а потом и его преемником) некрасивый, необразованный, тщеславный, но волевой, выходец из крестьян, был блестящим стратегом. Цель его деятельности - преодолеть сепаратизм даймё. Наиболее сложным из военных операций Хидэёси был поход на Кюсю против даймё Симадзу. Затем в 1590 г. покорил и клан Ходзё в центральных провинциях.

К 1588 г. Хидэёси смог назначить своих наместников даже в самые отдаленные области страны и отдал приказ всему гражданскому населению, кроме самураев сдать оружие. Это было сделано для того, чтобы обезопасить себя от крестьянских войн. В 1587 г. Хидэёси издал указ о том, что крестьяне должны сдать все имеющиеся у них оружие (это мероприятие получило название «охоты за мечами»), отныне крестьяне не могли становиться воинами, а самураи в свою очередь - крестьянами.

В 1588 г. началась перепись земель, в результате которой вся земля была обмерена, распределена по качеству и роздана крестьянам без права покидать участки.

При нем была осуществлена внешняя экспансия против Кореи (первый поход был организован в 1592 г., второй - в 1597 г.), направленная по тайному замыслу на завоевание Кореи, а затем и Юго-Восточной Азии. Успеха не было, но в Корее японцы научились пользоваться наборным шрифтом, а в 1593 г. вывезли и сам шрифт, и станок, и печатников. Тогда же в Японию переселилось большое количество корейских гончаров, что привело к подъему керамических промыслов, особенно на Кюсю. Численность армии Хидэёси, принимавшей участие в походе на Корею, 137.000. По слухам, этот поход был организован им специально, чтобы отвлечь воинственных самураев от собственной страны. Так это или нет, но десятки тысяч вероятных смутьянов никогда не вернулись на родину из заморской авантюры. В другом издании (История Востока, С. 459) указывается, что «Хидэёси лелеял мечту расширить свою власть за счет завоеваний на континенте. Неудачи экспедиции в Корею похоронили эти мечты».

Тем не менее, при Хидэёси была усилена центральная власть, усилен контроль за городами и торговлей, уделено внимание земельной реформе, целью которой было закрепить земли за крестьянами способными исправно платить налоги в казну государства.

Выступал он против слишком, по его мнению, усилившихся иезуитов и христиан вообще. В 1587 г. он даже издал указ об изгнании иностранных миссионеров, португальцев, испанцев, организовал преследование японских христиан. Но успеха это не дало. В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого гос. делами должен был заниматься регентский совет.

Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны - Иэясу Токугава (1542-1616). Иэясу боролся с противниками объединения страны, которые группировались вокруг сына Хидэёси. Потерпев в 1600 г. поражение в кровопролитной битве при Сэкигахаре, сын Хидэёси и его сторонники обосновались в Осаке, городе, который в течение 15 лет был центром оппозиции. В 1603 г. Иэясу провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава (1603-1867). Местопребывание сёгуната - Эдо (Токио). Так началась длительная эпоха нового сёгуната, продолжавшаяся вплоть до революции Мэйдзи исин.

В классической формуле «начал, продолжил, завершил, обычно относимой к оценке деятельности всех трех выдающихся объединителей страны в XVI в. на долю Токугава Иэясу приходится заключительная фаза.

Токугава - потомок древнего знатного рода и самый богатый человек в стране (клан токугава владел ¼ всех земель и получал около 7 млн. коку риса дохода (105.000 т). Однако до тех пор, пока в замке Осака, принадлежавшем семье Тоётоми, в окружении своих приверженцев и значительного войска находился сын Хидэёси, он не мог считать свою власть окончательно утвержденной. После длительной осады в 1615 г. замок пал. Этот год и считается началом полновластия сёгунов Токугава. Эпоха Момояма (1573-1615) закончилась.

В известной притче о птице, не желавшей петь, передаются особенности характера и стиль каждого из «великой тройки». Там говорится, будто Ода Нобунага сказал, что убьет птицу, если она не запоет, Тоётоми Хидэёси - что заставит ее петь силой, а Токугава Иэясу - что подождет, когда она сама запоет. Притча свидетельствует, не только о темпераменте и образе действий этих людей, но в известной мере отражает и динамику исторического процесса. Началом его была деятельность Ода Нобунага, который захватил столицу, свергнул сёгунов, разорил могущественный буддийский монастырь на горе Хиэйдзан из-за оппозиции его духовенства, но сам погиб в результате предательства собственного вассала; второй этап - безудержная по интенсивности деятельность Хидэёси с его важными внутренними реформами и планами внешней экспансии; и, наконец, эпоха стабилизации и укрепления феодального абсолютизма, постепенно усилившегося внутреннего идеологического давления, переход к политике изоляции, приведший к полному закрытию страны в 30-х гг. XVII в.

Многочисленные реформы первых сёгунов Токугава были направлены на закрепление достигнутых успехов и упрочения собственной власти. Император обладал только внешней властью, по указу 1615 г. тэнно (император) мог лишь участвовать в религиозных обрядах и церемониях, посвященных гос. праздникам, а также покровительствовать философам, поэтам, художникам. На все ключевые посты в стране были назначены преданные Токугаве самураи.

Возглавлял гос. аппарат сёгун. Резиденция в Эдо. По положению - абсолютный монарх. Затем военное правительство - бакуфу, которое должно было обеспечить выполнение приказов сёгуна во всех частях страны. Затем - даймё, управлявшие 260 провинциями, правили по предписаниям бакуфу. Сословная пирамида, вершину которой занимал сёгун и клан Токугава, опиралась на крестьянство, который являлся главным производителем.

По официальному указу все население страны было поделено на 4 сословия - самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы, + парии (низшие - изгои, вне общества). Экономическая опора токугавского режима - крестьяне, военная - самураи. (Общественное положение в Японии было связано с количеством риса, получаемого с земель. Статус даймё определялся доходом свыше 10.000 коку риса (1 коку = 150 кг). К ремесленникам и торговцам относились презрительно, хотя реальная экономическая сила их была высока, и крупные феодалы, иногда и даже сёгун вынуждены были обращаться за финансовой поддержкой к купеческим гильдиям и богатым торговым домам.

Несмотря на утверждение единовластия Токугава полной централизации государства не было, поскольку сохранилась система феодальных княжеств как основа административно-политического устройства. Токугава были озабочены контролем над жизнью самураев. В 1615 г. был принят Княжеский кодекс, по которому даймё запрещалось строительство укрепленных замков, содержание армии, сношения с другими княжествами, предписывались строгие нормы общения и поведения, заключение браков. Регламентировались цвет и качество тканей для представителей высших и низших самураев. Был принят Дворянский кодекс, кодексы для духовенства, крестьян, горожан. Все эти указы утверждали строгую иерархию, определяли «место» каждого члена общества и соответственно этому обязанности во всех случаях жизни.

Важной частью гос. системы был шпионаж, обязательность доноса и жестокие наказания за все нарушения установленных правил.

Опасаясь заговоров даймё, Токугава провели насильственное переселение целях феодальных кланов из одной провинции в другую, поместив владения менее надежных своих вассалов между владениями верных сторонников или родственников. Даймё - не родня и не вассалы Токугава именовались тодзама. С 1634 г. была введена особая система заложничества, по которой каждый даймё обязан был 1 год жить в новой столице, в Эдо, а следующий - в своем поместье, но обязательно оставлять в столице кого-либо из своих близких. Но по отношению к другим сословиям любой самурай имел социальные привилегии, вплоть до того, что мог на месте разрубить мечом всякого, кто, по его мнению, оказался недостаточно почтительным.

Во внешней политике произошли большие перемены. Уже при Хидэёси были изданы первые указы против христиан, вызванные активностью миссионеров и опасением, что Япония может превратиться в колонию из-за увеличения европейского влияния, как это произошло с Филиппинами. Год 1594 г. был годом массовых преследований христиан, применения к ним пыток и казней. В первые годы XVII в. наступило послабление, так как Иэясу надеялся на помощь голландцев и португальцев в строительстве кораблей, развитии горной промышленности, металлургии. Но, опасаясь усиления принявших христианство феодалов Кюсю, а также распространения христианских идей среди низших слоев населения, особенно среди париев, сёгунат принял ряд мер против христиан, а после крестьянского восстания 1637-1638 гг. в Симабара, проходившего под христианскими лозунгами, последовал указ 1639 г. о полном закрытии страны для иностранцев. Исключение делалось только для голландцев, оказавших помощь правительству в подавлении Симабарского восстания и китайцев. Им было разрешено иметь представительства на п-ве Дэсима в Нагасаки. Один раз в год голландский корабль мог войти в этот порт. Под страхом смерти японцам был запрещен выезд за границу, запрещено было хранение европейских книг и сношения с теми, немногими иностранцами, которые были допущены в Японию.

Тем не менее, вся шедшая в Японию через посредство голландских купцов европейская наука и культура (ее именовали голландской наукой, рангаку), особенно книги, оказывали немалое воздействие на японцев, привыкших перенимать все полезное у других. Так, ученые, последователи рангаку, из числа хорошо образованных японцев, уже в XVIII в. активно использовали данные европейской науки для совершенствования экономики страны.

Однако даже неполная изоляция страны мешала ее развитию. Если в XVII в. реформы и укрепление внутренней стабильности привели к относительному процветанию экономики Японии, то XVIII в. принес с собой начало экономического кризиса, который наиболее ярко проявился в 30-х гг. XIX в.

Причины падения сёгуната Токугава - ослабление могущества сёгунов, усиление южных княжеств - Тёсю и Сацума (богатевших за счет контрабандной торговли, развиваших свою собственную промышленность), «открытие Японии» США и европейскими державами в середине XIX в., все это привело к складыванию оппозиции в лице императорской власти, превратившейся в национальный символ (поддержали южные самураи, ронины, сторонники синто Англия), в 1867/1868 гг. - власти перешла в руки 16-летнего императора Муцухито (Мэйдзи), начаты реформы.

Земля принадлежит государству.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

В Индии по традиции государство предоставляло земли на 10 лет в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам - в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству. Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым.

В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Деревенская община.

В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины.

В Индии , например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Сословный строй.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли.

В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия : воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии - неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, - в сословия не входили.

Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев - «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр.

Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии . Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека - встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Конфуцизм.

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551-479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество - Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей , находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин - знатному). Старший в государстве - сын Неба, государь.

Буддизм.

Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно учению Будды, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Синтоизм.

«Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Империя Великих Моголов в Индии.

В 1526 г. правитель Кабула (Афганистан) — Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи. При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения.

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Мусульманские правители могли в течение веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605) — талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Акбар провёл реформу управления и налоговую реформу. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела. Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли. Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных. Акбар провозгласил равноправие всех религий. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.

Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее - центральная власть.

С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Борьба за Индию.

В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Маньчжурское завоевание Китая.

В начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. На территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. Маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею.

В Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

Маньчжуры не растворились среди местного населения (были даже запрещены браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан, наделённый неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны.

В эпоху Великих географических открытий португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII-XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами.

Причины проводившейся политики «закрытия» Китая состояли в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах.

Правление сёгунов в Японии.

В начале XVII в. Иэясу Токугава принял титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.

Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными.

Сёгуны были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу - город Эдо - и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год - в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников.

В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

«Закрытие» Японии.

С 1542 года в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны, существует христианское учение.

В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти.

Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.

Конспект урока «Государства Востока в XVI-XVIII вв.». Следующая тема:

4.6 (91.11%) 9 vote[s]

В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Но в начале XVIII в. появились первые признаки разложения сословного строя. В частности, появились такие самураи, которые по разным причинам отказывались от своих обязанностей и лишались средств к существованию.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались

крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Приход европейцев в Японию.

В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы - торговцы, миссионеры и военные - обратили свое внимание на Восточную Азию.

В 1543 году представители Европы достигли японского острова Танэгасима. Они дали японцам огнестрельное оружие, выпуск которого вскоре был установлен по всему японскому архипелагу. В 1549 году в город Кагосима приехал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, который первым сообщил японцам о христианстве.

Япония 16 век

В Японию принялись наведываться испанские и португальские торговцы, исполняющие обязанности перекупщиков в торговле Восточной Азии, меняя товары из Европы и Китая на японское серебро. Так как европейцы приезжали из поселений на юге, японцы именовали их «южными варварами».

Корабль Португалии (17 век)

Церковь Додзаки (Гото, Нагасаки)

Японским правителям была выгодна торговля с чужеземцами, поэтому они с удовольствием встречались с купцами и миссионерами, иногда даже становились христианами. Например, Омура Сумитада,первый правитель-христианин с острова Кюсю, даровал Обществу Иисуса город Нагасаки, позднее ставший японским «окном в Европу». При поддержке региональных владык христиане построили церкви в Ямагути, Сакаи, Киото. Во второй половине 16 столетия в Японии проживало порядка 300 000 христиан. Наиболее высокопоставленные из них впервые послали в 1582 году японскую делегацию к Папе Римскому, которая

Объединение Японии 16 век

В начале 16 века на Японских островах продолжались междоусобицы между самурайскими родами. После того, как разобщенность государства стала социально-политической нормой, нашлись люди, стремящиеся объединить Японию. Ими стал руководить Ода Нобунага, богатый правитель провинции Овари. При помощи сёгуна, он взял в 1570 году Киото и в течение трех лет уничтожил ослабевший сёгунат Муромати. Вследствие поддержки христианства и благодаря применению огнестрельного оружия, Нобунага за десятилетие смог захватить наиболее важный регион Кинки и весь центр Японского архипелага. С течением времени он осуществлял замысел объединения Японии: безжалостно усмирял децентрализующие возмущения аристократии и буддистов, помогал возрождению авторитета императорской власти и восстанавливал подорванную междоусобицами экономику.

Нобунага (16 век)

Истребление мятежных буддистов

В 1582 году Нобунага был убит своим генералом, так и не реализовав свой план. Однако политику единства Японии возобновил его одаренный подданный - Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин и захватил автономные родовые государства региональных правителей. В 1590 году Хидэёси полностью объединил Японию, и принялся самолично руководить государством. По его приказу был написан Всеобщий японский земельный кадастр, уничтоживший систему частных владений и устанавливающий степень эффективности земель. Земельные наделы отдавались крестьянам, которые были обязаны платить государству налог в соответствии с этой степенью. Кроме того, Хидэёси осуществил общественное преобразование, поделив жителей на военных распорядителей и гражданских подданных методом изъятия оружия у гражданских. В конце жизни Хидэеси вступил в военный конфликт с Кореей и преследовать и уничтожать христиан, что стоило власти его отпрыскам.

Осака, «столица Хидэёси»

Культура Момояма 16 - 17 век

Культуру Японии конца 16 - начала 17 столетия называют культурой Момояма, по наименованию резиденции Тоётоми Хидэёси. Данная культура основывалась на принципах богатства, величественности и мощи. Самыми оригинальными примерами их реализации стали японские замки с монументальными высшими башнями в Осаке,Адзути, Химэдзи, Момояме. Снаружи эти постройки были отделывались позолотой, а внутри - картинами лучших художников того времени Кано Санраку, Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку.

Замок Химэдзи

«Китайские львы» художника Кано Эйтоку

Замки преобразовались в театральные площадки для постановок театра Но, в которых играли знаменитые актеры трупп Кандзэ и Компару, и места проведения чайных церемоний, которыми заведовали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

В обществе простолюдинов, в частности в больших городах, получили популярность гедонистические учения (удовольствие является целью жизни) и увлечение всем ярким и необычным. Именно в народном обществе был придуман «чудаковатый» танец Кабуки, позже ставший независимым видом театрального творчества. Одновременно был основан новый стиль рифмованной прозы дзёрури, которая читалась под звучание привезеного с Кюсю музыкального инструмента сямисэн.

Основной особенностью культуры Момояма являлась её распахнутость влиянию Европы. Иезуиты завезли на Японские острова новые знания в сфере медицины, астрономии, книгопечатания, морской навигации и изобразительного искусства. Японцы сильно интересовались заграничным, и даже некоторые начали носить европейскую одежду и делать «южных варваров» героями своих картин и повестей. Кроме того в японский язык попал ряд испанских и португальских слов.

Введение

Одной из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени является Япония. Причудливое переплетение древних восточных традиций и западных нововведений, полный разгром во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины 20 века – все это не помешало Японии выйти сегодня на одно из первых мест в мире. Современная Япония – это не только центр древнейших традиций Востока, но и гигант экономического и научно-технического мира. Кроме прошлого Японии, интересны также перспективы в ее развитии и те тенденции, которые сейчас наблюдаются в ее экономической сфере.

Данная тема является актуальной, так как опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического развития. Но чтобы понять, как ей это удалось необходимо заглянуть в прошлое и просмотреть этапы экономического развития страны с самого ее рождения, как государства.

1. Экономика Японии в 18 в.

сегун экономика казенный капитализм

Изоляция Японии от внешнего мира явилась причиной экономического кризиса, разразившегося в XVIII в. Вместе с тем в XVIII в. началось активное использование японцами европейской науки и культуры, сыгравших определенную роль в дальнейшем развитии экономики страны.

Развитие товарно-денежных отношений и капиталистического уклада

В XVIII в. Япония была аграрной страной. Ее население состояло в основном из крестьян (80% от обшей численности) и самураев. Затем появились ремесленники и купцы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа правящего класса – самурайства.

Положение крестьянства оставалось тяжелым, поскольку землю оно получало от феодалов на правах «вечной» аренды. Хотя крепостного права здесь не было, крестьяне не имели возможности изменять место жительства, а также род своих занятий. В этот период главной повинностью крестьян был натуральный оброк. Привлекались крестьяне к ремонту дорог, мостов, каналов. Действовавшие в стране законы ггрого регламентировали быт и поведение японского крестьянства.

В Японии более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане, хотя их имущественное положение было значительно лучше. Происходило объединение ремесленников и купцов в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.

Однако XVIII в. принес начало экономического кризиса. Усилилось развитие товарно-денежных отношений, проникавших как в жизнь деревни, так и города, в хозяйства и феодалов, и крестьян. Повышалась экономическая роль горожан.

Аграрная реформа Иэясу в XVI в., направленная на поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, разграничившая сословия и закрепившая крестьян за их землями, сделала возможным максимальный сбор налогов с крестьянства. Это было условие самого существования феодального общества, становление и развитие которого стало возможным благодаря формированию крупных экономических районов. Вместе с тем само становление территориальной специализации было следствием развития товарной экономики. Подобная взаимообусловленность с прекращением междоусобных войн феодалов все больше углублялась.

По мере втягивания в товарно-экономические отношения самураи и крестьянство, зависевшие от земледелия и его продукции нищали. Большинство княжеских домов (дайме) начали приходить в упадок, уменьшались их богатство и власть. Поскольку институт самураев лишался необходимой материальной поддержки, он разлагался. В этом сказывался и уход крестьян в город, причиной которого было их очень тяжелое положение. Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». В XVIII в. в Японии было организовано 90 мануфактур, в том числе хлопчатобумажные и шелкоткацкие.

С другой стороны, возрастала роль купечества, державшего в своих руках торговый капитал. В этот период в японской деревне начали складываться прослойка так называемых «новых помещиков», формирующаяся из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Таким образом постепенно складывался капиталистический уклад. Постепенно укреплялось экономическое и социальное положение городов. Росло число их жителей. Так, в начале XVIII численность одного только Эдо составляла свыше 500 тыс. С развитием культуры, особенно в городах, товарами все больше становятся печатные издания, большим спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства: изделия из лака, фарфора, крашеные ткани. Перечень их возрастал по мере подъема жизненного уровня населения и уровня потребления.

С подъемом жизненного уровня городского населения связано развитие такой отрасли экономики, как строительство. В XVIII в. в городах строятся двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам, а в целях предупреждения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.

Развитие экономики городов, появление множества «сидячих профессий стимулировало развитие швейного производства, создание костюма для массового потребления с учетом характера его деятельности.

Одновременно складывалась идеология городского жителя «путь горожанина», противопоставлявшаяся «пути самурая». Основными чертами этой идеологии было убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботившегося о получении прибыли. «Прибыль», «накопление богатства», «материальный интерес», «свое дело» – эти ценности приобретали все большее значение в японском обществе XVIII в.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png