Сестра моя мусульманка, знай, что в жизни никуда не деться от разных бед и печалей, которые портят людям жизнь и доставляют им много огорчений. Таковы законы бытия, сестра моя. Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллахa, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Тому, кто проявляет терпение, Аллах внушает его, и никто еще не получал более хорошего и щедрого дара, чем терпение».
Аллах Всевышний сказал:
«… и обрадуй терпеливых, — тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!» Это- те, над которыми благословения от их Господа, и они верным путем»
И если тебя постигнет какое-нибудь несчастье, сестра, тебе следует повторять слова «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращаемся!» и обращаться с мольбами к Всевышнему Господу, Слава Ему, прося Его о том, чтобы Он вознаградил тебя и дал тебе взамен этого испытания благо.
Передают, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
“Если кого-нибудь из рабов Аллаха постигнет беда, а он станет говорить:» Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращаемся! О Боже, вознагради меня за это испытание и дай мне взамен нечто лучшее» — то Аллах Всевышний обязательно вознаградит его и пошлет ему взамен нечто лучшее».
Поэт сказал:
Свершится предустановленное, в чем будет благо как дар правоверному, который доверился Аллаху и не проявляет в этом небрежности.
Радуется он или печалится, в обоих случаях
Говорит он: »Хвала Аллаху».
Остерегайся же, сестра моя мусульманка, шайтана и его устремлений, и души, побуждающей ко злу, которые в беде станут подталкивать тебя к проявлениям гнева, крикам и плачу, ведь это не вернет утраченного, зато, совершив нечто подобное, ты совершишь грех.
Поэт сказал:
О смерть! Не удержит тебя ничто,
Приходишь ты к человеку против воли его;
Ты похищаешь девственницу из комнаты ее
И забираешь единственного ребенка у матери.
Не оставляешь ты ни праведника, ни дурного человека,
Но обязательно уводишь под землю каждого.
Так судил Великий, Знающий и Всемогущий,
Слава Ему, а суждения Его далеки от несправедливости!
Из книги Халида бин Ибрагима бин Али ад-Дали
«Вместе с женщиной в повседневной жизни»
Мольба, с которой желательно обратиться к Аллаху тому, кого постигнет какое-нибудь несчастье
Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся.
О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее!
Дуа № 154 из книги
أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ)
Они удостаиваются благословения своего Господа и милости.
Они следуют прямым путем.
Аллах сообщает о том, что Он испытывает Своих рабов
т.е. проверяет их, как Он сказал об этом в другом аяте:
﴿وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ الْمُجَـهِدِينَ مِنكُمْ وَالصَّـبِرِينَ وَنَبْلُوَ أَخْبَـرَكُمْ ﴾
Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас,
кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести. (47:31)
Иной раз Он испытывает благоденствием, а иной раз невзгодами,
страхом и голодом,как об этом сказал Аллах: ﴿فَأَذَاقَهَا اللَّهُ لِبَاسَ الْجُوعِ وَالْخَوْفِ﴾
и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха .
Голод и страх заметен у человека, который их испытывает. Поэтому здесь сказано одеяние голода и страха. А иной раз Он испытывает этим в меньшей степени:
Незначительным страхом, голодом
وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ отнятием имущества – т.е. потерей части имущества.
﴿وَالاٌّنفُسِ﴾ Душ – потерей родственников и близких, любимых и товарищей.
﴿وَالثَّمَرَتِ﴾ и плодов – когда сады и посевы не приносят ожидаемых урожаев.
Все это примеры того, как Аллах испытывает Своих рабов. Кто проявил терпение - получит награду, кто был нетерпелив - заслужил наказание Аллаха.
Поэтому Аллах сказал: ﴿وَبَشِّرِ الصَّـبِرِينَ﴾ Обрадуй же терпеливых .
Некоторые толкователи прокомментировали
слово الْخَوفْ страх как боязнь Аллаха, а голод َالْجُوعِ как пост в месяц Рамадан.
Отнятием имущества وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ - т.е. выплатой закята,
Душ الاٌّنفُسِ – т.е. болезнями. И плодов وَالثَّمَرَت – т.е. детей.
Это мнение спорное. Аллах знает лучше.
Аллах сообщает, что терпеливые заслуживают Его похвалы. Он сказал о них:
﴿الَّذِينَ إِذَآ أَصَـبَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ ﴾
которые, когда их постигает беда, говорят:
«Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»
Т.е. они утешают себя этими словами когда их что-то постигает. Они признают, что власть принадлежит Аллаху, и что Он распоряжается Своими рабами как пожелает. Они также признают, что у Него не будет утеряно даже горчичное зёрнышко в Судный день. Эти факты вынудили их признать то, что они являются Его рабами и то,
что они к Нему вернуться в Судный день.
Аллах сообщил, что они заслужили за это:
т.е. похвалы Аллаха.
Саид ибн Джубайр сказал: «Т.е. безопасности от наказания».
﴿وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ﴾ Они следуют прямым путем .
Умар ибн Хаттаб сказал: ﴿أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ﴾
Они удостаиваются благословения своего Господа и милости – две справедливости.
Они следуют прямым путем
– а это величие, которое помещено между двумя справедливостями. Это же является дополнением к их наградам. Они получили свои награды и дополнение к ним».
В нескольких хадисах говорится о награде за соболезнование (الإسْتِرْجاع).
Соболезнование в данном случае это произнесение слов:
﴿إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ﴾ «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»,
во времена невзгод и несчастий.
Один из этих хадисов рассказал имам Ахмад от Умм Саламы, которая сказала:
«Как-то ко мне пришёл Абу Салама (её муж) и сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал слова, которые обрадовали меня:
«لَا يُصِيبُ أَحَدًا مِنَ الْمُسْلِمِينَ مُصِيبَةٌ فَيَسْتَرْجِعُ عِنْدَ مُصِيبَتِهِ ثُمَّ يقُولُ:
اللَّهُمَّ أْجُرْنِي فِي مُصِيبَتِي وأَخْلِفْ لِي خَيْرًا مِنْهَا، إِلَّا فَعَلَ ذلِكَ بِه»
«Если кого-либо из рабов (Аллаха)постигнет несчастье, а он скажет:
«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах,
вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!»
Инна ли-Ллахи ва инна иляй-хи раджи"уна!
Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!),
Польза молитвы, с которой человек обращается к Аллаху в трудную минуту, заключается в том, что Всевышний помогает все преодолеть. Он или отводит беду, или дает человеку терпение и стойкость, чтобы ее пережить. В то же время, если человек впадает в панику и проявляет нетерпение, его проблемы лишь увеличиваются.
Дуа, которые человек произносит в трудные для него минуты, без сомнения, принимаются, но только при условии, о котором говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов, переданном Абу Хурайрой (радыяллаху анху):
«Кто хочет, чтобы в тяжелые моменты жизни его дуа были приняты, пусть читает много дуа в моменты благополучия» (Тирмизи, «Дават»). В другом хадисе сказано, что Аллах Тааля доволен теми молитвами, с которыми человек обращается к Нему в моменты своего благоденствия (Тирмизи).
Если человек читает дуа, прося у Всевышнего помощи и защиты от всех несчастий и бед, то, благодаря баракату этих дуа, Аллах Тааля отводит от него несчастья, которые, казалось бы, неминуемо должны были обрушиться. В 62 аяте суры «ан-Намль» говорится, что Аллах удовлетворяет мольбу страждущего, когда тот взывает к Нему, и устраняет зло. В 51 аяте суры «Фуссилят» Всевышний говорит о качествах неблагодарного человека. Смысл этого аята в следующем: когда Аллах одаривает человека Своей Милостью и человек начинает жить в благополучии, то он забывает об Аллахе и отворачивается от Него, когда же человека постигает беда, то он начинает возносить молитву…
Абу Хурайра (радыяллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) как-то сказал: «Обращайтесь к Аллаху от несчастий, тяжесть которых вы не сможете вынести, от безысходности, несчастного случая, катастроф и от насмешек врагов» (Бухари, Муслим).
С уст мусульман в минуты горя и радости должны не сходить слова:
اَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
بسم الله الرحمن الرحيم
А´узу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим
Бисмилля хи-р-Рахмани-р-Рахиим
«Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана».
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».
Просьба о защите от наущений шайтана для человека очень важна, потому что шайтан – главный его враг. Кроме того, любое дело необходимо начинать с обращения к Аллаху. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что дело, начатое без «бисмиллях», сделано лишь наполовину. Эти слова нужно произносить, чтобы дело было благополучно завершено.
Если кого-то постигло внезапное несчастье или если кто-то услышал весть о смерти человека, следует произнести следующее дуа:
اِنَّا للَِّهِ وَاِنَّا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ.
Инна лилля хи ва инна иляй хи раджи’ун. -
«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся»
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) советовал тому, кто окажется в трудном положении читать дуа, которое читал Пророк Юнус (алейхиссалям), очутившись в животе огромной рыбы:
لاَاِلَهَ اِلاَّ اَنْتَ سُبْحَانَكَ اِنِّى كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
Ля иляха илля ант. Cубханака инни кунту мина-з-залимин .
« Нет Бога кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я из числа тех, кто нанес себе вред » (Тиримизи, Да’ват, 81; «Анбийа»,87).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в минуты печали произносил:
حَسْبِىَ اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيل
Хасбийаллаху ва ни´ма-ль- вакиль.
«Достаточно мне Аллаха, Он лучший Покровитель» .
Тому, кто попал в беду, тому, у кого есть долги, тому, кто желает создать счастливую семью, а также перед началом нового дела следует читать следующие молитвы:
اَللَّهُمَّ يَامُفَتِّحَ اْلاَبْوَابِِ افْتَحْ لَنَا خَيْرَ الْبَابِ
Аллахумма йа муфаттиха-ль- абваб. Ифтах ляна хайра-ль- баб.
«О Аллах! О Открывающий врата! Открой нам двери блага!».
لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ اِلاَّ بِاللهِ
Ляя хауля ва ляя куввата илляя билляях. -
«Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха».
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ عَلَي كُلِّ حَالٍ
Альхамду лилляяхи ‘аляя кулли хааль.-
« Слава Аллаху при всех обстоятельствах» .
Один из сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Хурейра (радыйаллаху анху), передал рассказ Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
Жили три еврея: рябой, лысый и слепой. Аллах решил испытать их и послал к ним ангела. Ангел пришел к рябому и спросил его:
— Чистую кожу, красивое тело. Люди избегают меня из- за моей болезни. Ангел погладил кожу рябого, и пятна исчезли. Тело больного стало красивым, а кожа чистой. Затем ангел снова спросил:
— Какое животное тебе больше всего нравится?
— Верблюд, — ответил исцеленный.
И он был одарен верблюдицей, стельной на десятом месяце. Сказав на прощание: «Да будут благословенными для тебя эти дары Аллаха», — ангел исчез.
Потом ангел появился рядом с лысым и его тоже спросил:
— Чего ты желаешь больше всего?
— Пусть исчезнет эта плешь, и пусть люди не насмехаются надо мной. Ангел погладил его по голове, и у него появились пышные волосы. Снова спросил ангел:
— Какое животное тебе больше всего нужно?
— Корова, — ответил бывший лысый.
И Аллах одарил его стельной коровой. Сказав на прощание: «Да будет благословенной для тебя эта корова»,
— ангел перенесся к слепому и его тоже спросил:
— Что бы ты хотел больше всего?
— Пусть Аллах вернет мне мое зрение, и я смог бы видеть людей. Ангел прикоснулся к его глазам, и к больному вернулось зрение. И его ангел спросил:
— Больше всего какое животное тебе хотелось бы иметь?
— Овцу, — промолвил бывший слепой. Ангел в ответ передал ему яловую овцу.
По прошествии некоторого времени верблюдица и корова, подаренные рябому и лысому, отелились. Овца слепого принесла ягненка. Затем у рябого появилось большое стадо верблюдов, у лысого — стадо коров, у слепого — отара овец. И ангел решил навестить каждого из них и испытать. Вначале он пришел к рябому и сказал:
— Я нищий и несчастный чужестранец. В пути я истратил все деньги и не могу попасть на родину. Прошу у Аллаха, чтобы Он помог мне добраться домой. Ради Всевышнего
Аллаха, который одарил тебя таким прекрасным лицом и внешностью, такими богатствами, прошу у тебя одного верблюда.
Бывший рябой воскликнул:
— Много тут нищих, желающих добра. Не могу же я каждому просящему дарить по одному верблюду!
— Кажется, я припоминаю тебя. Не ты ли тот, которого избегали люди? Не ты ли тот, который был беден и которому дал богатства Аллах? — напомнил ему ангел.
— Нет, все эти богатства достались мне по наследству от моих дедов, — солгал рябой.
— Если ты врешь, то пусть Всевышний Аллах вернет тебя в прежнее состояние! — сказал ангел.
После этого ангел предстал перед бывшим лысым и испытал его так же, как и рябого. Тот тоже отказал ангелу.
Ангел на прощание сказал ему:
— Если ты лжешь, то пусть Аллах сделает тебя таким, каким ты был раньше!
Напоследок ангел явился к тому слепому, к глазам которого он прикасался когда-то, и сказал:
— Я нищий и скитающийся вдали от родины несчастный человек. Пока я скитался, у меня кончились деньги, и я не
могу попасть домой. Только Аллах вернет меня домой, и надеюсь, что ты мне поможешь. Ради Всевышнего Аллаха, который вернул тебе зрение, прошу тебя, дай мне одну
овцу, чтобы я мог заплатить за свой путь на родину.
Бывший слепой ответил:
— Поистине, я был слеп. Аллах вернул свет в мои глаза. Я был беден. Аллах сделал меня богатым. Тебе нужна овца возьми сколько хочешь. Ради того, чтобы был доволен Всевышний Аллах, я не могу отказать тебе ни в чем.
— Пусть все твое богатство останется при тебе. Аллах хотел испытать вас троих. И Он доволен тобой. А те двое рябой и лысый сами нашли свое наказание, — сказав так,
ангел исчез.
Бухари, Анбия, 51; Муслим, Зухд, 10
19 октября 2011 г. в г. Ленинске-Кузнецком состоялись похороны имама-хатыба ММРО «Мухаррам» Миниахмета Мубаракиевича Ахметшина. Это был очень добрый человек, который пользовался уважением не только мусульман своего города, но и многих других людей, знающих его. Миниахмет хазрат приложил немало усилий для возведения такой необходимой для верующих мусульман Ленинска-Кузнецкого мечети. Он всегда с пониманием относился к чужой боли, был доброжелательным и старался принять каждого пришедшего к нему со своей проблемой или с радостью.
Проводить в последний путь Миниахмета Мубаракиевича приехали не только родные и близкие, но и мусульмане г. Ленинска-Кузнецкого, и представители религиозных общин других городов Кемеровской области.
В похоронах участвовала делегация Духовного управления мусульман Кемеровской области, в составе которой были муфтий ДУМ Тагир хазрат Бикчантаев и первый заместитель муфтия, имам-хатыб соборной мечети «Мунира» Рубин хазрат Муниров. Здесь присутствовал и Глава г. Ленинска-Кузнецкого Вячеслав Николаевич Телегин и многие другие, пожелавшие отдать дань уважения этому светлому человеку, смерть которого поистине объединила людей разных национальностей и вероисповеданий.
Вначале собравшиеся прочитали суру «Ясин» в доме, где находилось тело покойного Миниахмета Мубаракиевича, затем похоронная процессия направилась в мечеть, у которой была прочитана заупокойная молитва, и после этого происходил процесс захоронения.
Пусть будут приняты Аллахом все благие деяния Миниахмета хазрата. Пусть его жизнь, наполненная тревогами, преодолениями и достижениями, будет примером для молодых, полных сил и энергии мусульман. Пусть начатое им дело возрождения веры и добра продолжат его последователи, а молитвы наши будут приняты Господом Всевышним.
Пусть упокоится душа его с милостью Аллаха!