Родился в Минске в 1929 году. Отец - Боровик Авиэзер Абрамович (1902-1980), дирижёр симфонического оркестра, работал в музыкальном театре; происходил из еврейской семьи. Мать - Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905-1970), актриса. Жизнь родителей Генриха была связана с театром. В 1939 году они были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии, там же и прошли школьные годы Генриха Боровика. В 1944-1945 годах он работал в Пятигорском театре помощником электромонтёра и статистом. В 1947 году Генрих окончил школу с золотой медалью и отправился поступать в Институт международных отношений. По окончании МГИМО работал в журнале «Огонёк», где вскоре получил известность как автор очерков из «горячих точек», умевший выражать и отстаивать собственную точку зрения.

В 1966-1972 годах работал собкором Агентства печати «Новости» и «Литературной газеты» в США. С 1972 по 1982 год - специальный корреспондент АПН и «Литературной газеты». Во время работы в АПН принял участие в организованной властями кампании по дискредитации писателя Солженицына. В частности, выступил одним из соавторов брошюр «В круге последнем» и «Ответ Солженицыну: Архипелаг лжи».

В 1960-1970 гг. пишет ряд пьес (постановка первой пьесы «Мятеж неизвестных», 1962) и киносценариев, ведёт ряд телепрограмм («Международная панорама» и др.). Пьеса «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976; Государственная премия СССР, 1977) о событиях в Чили после свержения Альенде была поставлена во многих странах мира - включая те, которые не относились к «социалистическому лагерю». С 1980 г. попадал в опалу после критических замечаний о войне в Афганистане. С 1987 г. - председатель Советского комитета защиты мира и заместитель председателя Всемирного Совета Мира. В качестве эксперта участвовал во многих зарубежных поездках М. Горбачёва. В июне 1990 г. вышел из КПСС. Во время августовского путча 1991 г. выступал по каналу CNN с осуждением путча. В конце 80-х - начале 90-х гг. главный редактор журнала «Театр»

Автор книги очерков о революции на Кубе «Повесть о зелёной ящерице» (1956), повести «Май в Лиссабоне» (1975), пьесы «Агент 00» (1982), романа-эссе «Пролог» (1984; Государственная премия СССР, 1986), исследования, посвящённого известному агенту Киму Филби (1994).

Семья

  • Жена - Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, была преподавателем истории в школе, затем работала на телевидении редактором отдела культуры.
  • Дочь - Марина Генриховна Якушкина (Боровик) (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук
  • Сын - Артём Генрихович Боровик (1960-2000), известный журналист, писатель, основатель и первый руководитель холдинга «Совершенно секретно».

После гибели сына Артёма Г.Боровик возглавляет благотворительный фонд его имени.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 ноября 1999) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную работу в области журналистики
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (8 декабря 2009) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность
  • Почётный член Российской академии художеств

В Минске (Белоруссия) в семье дирижера симфонического оркестра и актрисы. Его родители были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии.

В 1952 году с отличием окончил Московский институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО).

С 1952 года работал в редакции журнала "Огонек" сначала техническим секретарем, затем литературным сотрудником, корреспондентом международного отдела, ответственным секретарем редакции, международным обозревателем.

Он одним из первых начал работать на стыке журналистики и литературы. Известность Генриху Боровику принесли его очерки из "горячих точек" — Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, — печатавшиеся в журнале "Огонек".

В 1955 году в библиотеке "Огонек" вышла первая книжка очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый успех выпал на долю молодого писателя и журналиста после публикации им в 1960 году в "Огоньке" очерков о революционной Кубе и затем созданной на их основе книги "Повесть о зеленой ящерице".

На основе своих очерков о Кубе Боровик написал сценарий для документального фильма "Пылающий остров", который был снят кинорежиссером-документалистом Романом Карменом.

В 1962 году Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР.

В 1966-1972 годах работал собственным корреспондентом Агентства печати "Новости" (АПН) и "Литературной газеты" в США.

В 1972 году был приглашен ведущим американским журналом "Эсквайр" быть его специальным корреспондентом на съезде Демократической партии США.

В 1972-1982 годах — специальный корреспондент АПН и "Литературной газеты".

С 1982 года по 1985 год — главный редактор журнала "Театр".

В 1985-1987 годах Генрих Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам.

С 1987 года по 1992 год был председателем Советского комитета защиты мира (Федерации мира и согласия), вице-президентом Всемирного Совета мира. В эти же годы Боровик работал политическим обозревателем Гостелерадио СССР, был автором и ведущим популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция".

В 1989-1991 годах — народный депутат СССР, член постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

В 1994 году на телеканале "Останкино" как автор проекта, автор сценария и ведущий он создал телесериал "За девять лет до конца войны". Как автор проекта и один из авторов сценария работал над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне — кровь на снегу".
Генрих Боровик внес серьезный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Был автором и ведущим просветительской авторской программы "Завещание XX века".

С 2002 года — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Он написал пьесы "Мятеж неизвестных", "Человек перед выстрелом", "Три минуты Мартина Гроу", "Интервью в Буэнос-Айросе", Агент 00" и др.

Всего им было написано более 20 книг и 40 сценариев к документальным фильмам.

По его сценариям были сняты художественные фильмы "Незваные гости" (1959) и "На гранатовых островах" (1981), короткометражный фильм "Кубинская новелла" (1962), фильм-спектакль "Интервью в Буэнос-Айресе" (1979), документальный цикл "Всего дороже" (1981).

Генрих Боровик является почетным ректором Московского института телевидения и радиовещания "Останкино". С 2009 года возглавляет попечительский совет института.

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась фотовыставка "Увидеть время", на которой были представлены снимки Генриха Боровика, сделанные во время его зарубежных поездок.

Боровик — дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1986). Он является лауреатом премии Союза журналистов имени Воровского (1968) и премии Союза писателей СССР имени А. Толстого (1985), нескольких международных журналистских премий (в том числе "Золотое перо").

Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV (2009) степени,

Генрих Боровик
270px
Имя при рождении:

Генрих Авиэзерович Боровик

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ге́нрих Аверья́нович (Авиэ́зерович) Борови́к (род. 16 ноября , Минск) - советский и российский журналист-международник, киносценарист, прозаик, Почётный ректор . Член КПСС с г. Отец Артёма Боровика .

Биография

По окончании института работал в журнале «Огонёк» , где вскоре получил известность как автор очерков из «горячих точек», умевший выражать и отстаивать собственную точку зрения.

В качестве эксперта участвовал во многих зарубежных поездках М. С. Горбачёва .

Сценарии к фильмам

  • 1981 - На Гранатовых островах («Мосфильм », режиссёр Тамара Лисициан)
  • 1981 - Всего дороже (документальный, в 8 частях)
  • 1962 - Кубинская новелла (короткометражный)
  • 1959 - Незваные гости (художественный, Таллинская киностудия)

Семья

  • Жена - Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932-2013), педагог-историк, была преподавателем истории в школе, затем работала на телевидении редактором отдела культуры.
  • Дочь - Марина Генриховна Якушкина (Боровик) (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук
  • Сын - Артём Генрихович Боровик (1960-2000), известный журналист, писатель, основатель и первый руководитель холдинга «Совершенно секретно».

После гибели сына Артёма Г. Боровик возглавил .

Награды

Библиография

  • Избранное в двух томах. М., 1988.
  • Далеко-далеко. М., 1956
  • Репортаж из новой Бирмы. М., 1958
  • Как это было на Кубе. М., 1961
  • Повесть о зеленой ящерице. М., 1962
  • Заговор в Букиттинги. М., 1963
  • Пылающий остров. М., 1964
  • Ваш специальный корреспондент встретился... М., 1967
  • Это когда-а было!... М., 1968
  • Один год неспокойного солнца., М., 1971
  • Репортаж с фашистских границ. М., 1974.
  • Май в Лиссабоне. М., 1975
  • Контора на улице Монтэра. М., 1978
  • Интервью в Буэнос-Айресе. М., 1980
  • История одного убийства. М., 1980
  • Момент истины. М., 1981
  • Агент 00. М., 1989
  • Пролог. М., 1984, 1985, 1988, 1989
  • Афганистан. Еще раз про войну. М., 1990
  • Увидеть время. М., 2011

Напишите отзыв о статье "Боровик, Генрих Авиэзерович"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Боровик, Генрих Авиэзерович
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Боровик, Генрих Авиэзерович

Моя бедная добрая мама!.. Я могу только представить себе теперь, после стольких прожитых лет, что она должна была пережить! Я была её третьим и единственным ребёнком (после умерших при рождении моих брата и сестры), который вдруг погрузился непонятно во что и не собирается оттуда выходить!.. Я до сих пор благодарна ей за её безграничное терпение и старание понять всё, что происходило со мной тогда и все последующие «сумасшедшие» годы моей жизни. Думаю, что многим ей помог тогда мой дед. Так же, как он помогал и мне. Он находился со мной всегда, и наверное поэтому его смерть стала для меня самой горькой и невосполнимой потерей моих детских лет.

Жгучая, незнакомая боль швырнула меня в чужой и холодный мир взрослых людей, уже никогда больше не давая возможности вернуться назад. Мой хрупкий, светлый, сказочный детский мир разбился на тысячи мелких кусочков, которых (я откуда-то знала) мне уже никогда не удастся полностью восстановить. Конечно же, я всё ещё оставалась малым шестилетним ребёнком, с моими грёзами и фантазиями, но в то же время, я уже знала наверняка, что не всегда этот наш удивительный мир бывает так сказочно красив, и не всегда в нём, оказывается, безопасно существовать…
Я помню как буквально несколько недель до того страшного дня, мы сидели с дедушкой в саду и «слушали» закат. Дедушка почему-то был тихим и грустным, но эта грусть была очень тёплой и светлой, и даже какой-то глубоко доброй… Теперь-то я понимаю, что он тогда уже знал, что очень скоро будет уходить… Но, к сожалению, не знала этого я.
– Когда-нибудь, через много, много лет… когда меня уже не будет рядом с тобой, ты так же будешь смотреть на закат, слушать деревья… и может быть вспоминать иногда своего старого деда, – журчал тихим ручейком дедушкин голос. – Жизнь очень дорога и красива, малыш, даже если временами она будет казаться тебе жестокой и несправедливой... Что бы с тобой не случилось, запомни: у тебя есть самое главное – твоя честь и твоё человеческое достоинство, которых никто у тебя не может отнять, и никто не может их ронить, кроме тебя… Храни это, малыш, и не позволь никому тебя сломать, а всё остальное в жизни восполнимо...
Он качал меня, как маленького ребёнка, в своих сухих и всегда тёплых руках. И было так удивительно покойно, что я боялась дышать, чтобы случайно не спугнуть этот чудесный миг, когда согревается и отдыхает душа, когда весь мир кажется огромным и таким необычайно добрым… как вдруг до меня дошёл смысл его слов!!!
Я вскочила, как взъерошенный цыплёнок, задыхаясь от возмущения, и, как назло, никак не находя в своей «взбунтовавшейся» голове таких нужных в этот момент слов. Это было так обидно и совершенно несправедливо!.. Ну почему в такой чудесный вечер ему вдруг понадобилось заводить речь о том грустно-неизбежном, что (уже понимала даже я) рано или поздно должно будет произойти?!. Моё сердце не хотело этого слушать и не хотело такого «ужаса» принимать. И это было совершенно естественно – ведь все мы, даже дети, настолько не хотим признавать себе этот грустный факт, что притворяемся, будто оно не произойдёт никогда. Может быть с кем-то, где-то, когда-то, но только не с нами... и никогда…
Естественно, всё обаяние нашего чудесного вечера куда-то исчезло и уже не хотелось ни о чём больше мечтать. Жизнь опять же давала мне понять, что, как бы мы ни старались, не столь уж и многим нам по-настоящему дано право в этом мире располагать… Смерть моего дедушки по-настоящему перевернула всю мою жизнь в буквальном смысле этого слова. Он умер на моих детских руках, когда мне было всего-навсего шесть лет. Случилось это ранним солнечным утром, когда всё вокруг казалось таким счастливым, ласковым и добрым. В саду радостно перекликались первые проснувшиеся птицы, весело передавая друг другу последние новости. Tолько-только открывала свои yмытые утренней росой глаза разнеженная последним утренним сном розовощёкая заря. Воздух благоухал удивительно «вкусными» запахами летнего буйства цветов.
Жизнь была такой чистой и прекрасной!.. И уж никак невозможно было представить, что в такой сказочно-чудесный мир могла вдруг безжалостно ворваться беда. Она просто не имела на это ни какого права!!! Но, не напрасно же говорится, что беда всегда приходит незванно, и никогда не спрашивает разрешения войти. Так и к нам в это утро она вошла не постучавшись, и играючи разрушила мой, так вроде бы хорошо защищённый, ласковый и солнечный детский мир, оставив только нестерпимую боль и жуткую, холодную пустоту первой в моей жизни утраты…
В это утро мы с дедушкой, как обычно, собирались пойти в наш любимый лес за земляникой, которую я очень любила. Я спокойно ждала его на улице, как вдруг мне почудилось, что откуда-то подул пронизывающий ледяной ветер и на землю опустилась огромная чёрная тень. Стало очень страшно и одиноко… В доме кроме дедушки в тот момент никого не было, и я решила пойти посмотреть, не случилось ли с ним чего-то.
Дедушка лежал на своей кровати очень бледный и я почему-то сразу поняла что он умирает. Я бросилась к нему, обняла и начала трясти, пытаясь во что бы то ни стало вернуть назад. Потом стала кричать, звать на помощь. Было очень странно – никто меня почему-то не слышал и не приходил, хотя я знала, что все находятся где-то рядом и должны меня услышать наверняка. Я тогда ещё не понимала, что это кричала моя душа…
У меня появилось жуткое ощущение, что время остановилось и мы оба в тот момент находимся вне его. Как будто кто-то поместил нас обоих в стеклянный шар, в котором не было ни жизни, ни времени… И тут я почувствовала, как все волосы на голове встают дыбом. Я никогда не забуду этого ощущения, даже если проживу сто лет!.. Я увидела прозрачную светящуюся сущность, которая вышла из тела моего дедушки и, подплыв ко мне, начала мягко в меня вливаться… Сначала я сильно испугалась, но сразу же почувствовала успокаивающее тепло и почему-то поняла, что ничего плохого со мной не может случиться. Сущность струилась светящимся потоком, легко и мягко вливаясь в меня, и становилась всё меньше и меньше, как бы понемножку «тая»... А я ощущала своё тело огромным, вибрирующим и необычайно лёгким, почти что «летящим».
Это был момент слияния с чем-то необыкновенно значительным, всеобъемлющим, чем-то невероятно для меня важным. А потом была жуткая, всепоглощающая боль потери… Которая нахлынула чёрной волной, сметая на своём пути любую мою попытку ей противостоять… Я так плакала во время похорон, что мои родители начали бояться, что заболею. Боль полностью завладела моим детским сердечком и не хотела отпускать. Мир казался пугающе холодным и пустым… Я не могла смириться с тем, что моего дедушку сейчас похоронят и я не увижу его уже никогда!.. Я злилась на него за то, что он меня оставил, и злилась на себя, что не сумела его спасти. Жизнь была жестокой и несправедливой. И я ненавидела её за то, что приходилось его хоронить. Наверное поэтому это были первые и последние похороны, при которых я присутствовала за всю мою дальнейшую жизнь…

После, я ещё очень долго не могла придти в себя, стала замкнутой, и очень много времени проводила в одиночестве, чем до глубины души огорчала всех своих родных. Но, мало-помалу, жизнь брала своё. И, спустя какое-то время, я потихонечку начала выходить из того глубоко изолированного состояния, в которое погрузила себя сама, и выходить из которого оказалось весьма и весьма непросто... Мои терпеливые и любящие родители пытались мне помочь, как могли. Но при всём их старании, они не знали, что по-настоящему я больше уже не была одна – что мне, после всех моих переживаний, вдруг открылся ещё более необычный и фантастический мир, чем тот, в котором я уже какое-то время жила. Мир, который превосходил своей красотой любые воображаемые фантазии, и который (опять же!) подарил мне со своей необыкновенной сущностью мой дед. Это было ещё более удивительно чем всё то, что происходило со мною раньше. Только почему-то на этот раз мне уже не хотелось ни с кем этим делиться…

Genrih Borovik Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 16.11.1929
Лауреат Государственных премий СССР, писатель, публицист, драматург, общественный деятель, председатель Благотворительного фонда имени Артема Боровика, член правления Внешнеполитической ассоциации России.

Родился в 1929 году. Отец - Боровик Авиэзер Абрамович (1902-1980), дирижер симфонического оркестра, работал в музыкальном театре. Мать - Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905-1970), актриса. Супруга - Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, была преподавателем истории в школе, следом работала на телевидении редактором отдела культуры. Дочь - Якушкина (Боровик) Марина Генриховна (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук. Сын Боровик Артем Генрихович (1960-2000), именитый газетчик, литератор, основатель и основополагающий начальник холдинга "Совершенно секретно", трагически погиб в авиакатастрофе. Внуки: Якушкин Иван Дмитриевич (1976 г.рожд.), Боровик Максимилиан Артемович (1995 г.рожд.), Боровик Кристиан Артемович (1997 г.рожд.).

Родители Генриха Боровика всю бытие были связаны с театром. В 1939 году они были посреди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии. В городе Пятигорске прошли школьные годы их сына Генриха.

Своих учителей он вспоминает с огромной благодарностью. Они учили не только "предмету", но и жизни. Неслучайно Генрих Авиэзерович до сих пор поддерживает теплые дружеские отношения со многими одноклассниками.

В 1944-1945 годах, будучи ещё школьником, Генрих работал в Пятигорском театре помощником электромонтера и статистом. Там он сдружился с ещё только начинавшими свой прекрасный тракт в искусстве Махмудом Эсамбаевым и Михаилом Водяным. В 1947 году, окончив школу с золотой медалью, Боровик отправился в Москву поступать в Институт международных отношений. Запасным вариантом был ГИТИС. Любовь к театру, к музыке насовсем остались с ним.

После успешного окончания МГИМО Генриха Боровика приняли на работу в международный отдел редакции журнала "Огонек", на место... технического секретаря. Казалось, обладатель диплома с отличием мог планировать на большее, но он был рад и этому: на дворе стояло холодное лето 1952 года. В редакции же младой мужчина ощутил необыкновенную теплоту. Там работали прекрасные люди, без малого все - фронтовые журналисты: стихотворец Алексей Сурков (первейший редактор), Мартын Мержанов, Виктор Викторов, Андрей Турков, Леонид Леров. Всеми делами журнала заправлял отличный дядя, заместитель главного редактора Борис Сергеевич Бурков, всю войну проработавший главным редактором "Комсомолки". В редакцию запросто заходили и абсолютно легендарные люди - Константин Симонов, Борис Полевой, Сергей Михалков, Ираклий Андроников... Генрих Боровик был в журнале самым молодым сотрудником, и старшее поколение относилось к нему, как самое малое, с интересом - "а получится ли из этого паренька газетчик?", но чаще - с трогательной заботой.

В 1953 году, когда наступила "оттепель", Боровик стал литературным сотрудником, а позже и спецкором международного отдела. Уже в середине 1950-х годов к нему пришла известность. Его очерки из "горячих точек" - Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, - печатавшиеся в журнале "Огонек", грубо отличались от общего уровня принятой тогда международной журналистики. Эти материалы были лишены пропагандистских штампов, в них действовали не ходульные герои, а нормальные люди со своими сомнениями и надеждами, описывались не шаблонные политические схемы, а обыкновенные жизненные ситуации. А что касается выводов, то их предоставлялось работать самим читателям.

В 1955 году в библиотеке "Огонек" вышла первая книга очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый счастливый момент выпал на долю начинающего писателя и журналиста позже публикации им в 1960 году в "Огоньке" очерков о революционной Кубе и потом созданной на их основе книги "Повесть о зеленой ящерице", заселенной живыми, а не плакатными людьми с неординарными характерами. Его очерк о встрече на Кубе с Эрнестом Хемингуэем и о рыбалке с ним на пару на его легендарной шхуне "Пилар" cтал настоящей сенсацией.

Спустя год вкупе с выдающимся кинорежиссером Романом Карменом Генрих Боровик создал документальный кино "Пылающий остров", обошедший экраны многих стран мира. Теме борьбы супротив колониализма была посвящена и его первая пьеса - "Мятеж неизвестных", блестяще поставленная Андреем Гончаровым в Театре на Малой Бронной и обошедшая многие театры страны.

В 1962 году на съезде молодых литераторов Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР.

Вэтого им написано больше 20 книг. Среди них: "Повесть о зеленой ящерице", "Ваш особый корреспондент встретился...", "Один год неспокойного Солнца", "Пролог", "Май в Лиссабоне", "Репортаж с фашистских границ", "Ким Филби" и др.

Его пьесы "Человек перед выстрелом" (1963), "Три минуты Мартина Гроу" (1970), "Интервью в Буэнос-Айресе" (1976), "Агент 00" (1985), были поставлены в крупнейших театрах СССР, шли во многих странах за рубежом.

Многочисленные выступления Г.А. Боровика в печати и на телевидении, телепрограммы, которые он вел ("Международная панорама" - в 1970-е годы, "Камера смотрит в мир" - в начале 1980-х, "Позиция" - в годы перестройки, авторская программа "Завещание XX века" - 1997-2001 годы, - все это дает представление о творческой биографии писателя, публициста, драматурга, журналиста, телеведущего Генриха Боровика.

Встрой ли кто-то возьмется оспаривать, что посреди работ международников старшего поколения произведения Генриха Боровика - на газетной ли полосе, в журналах, в книге, на экране документального кино или телевидения, на сцене, в конце концов, - всю дорогу занимали одно из первых мест (если не несомненно первое место} по популярности посреди читателей и зрителей.

Например, в 1986 году вышел роман-хроника Г.А. Боровика "Пролог", безотложно замеченный читателем и разошедшийся большим тиражом. В следующем году редакция "Роман-газеты" разослала двум миллионам своих подписчиков анкету, в которой перечислила 100 произведений прозы, получивших социальный резонанс в последнее время, и обратилась к читателям с просьбой наречь 12 произведений для публикации в ежемесячной "Роман-газете" в 1988 году. Среди сотни произведений была упомянута и последняя книжка Генриха Боровика. В ней не было ни детективной фабулы, ни любовной интриги, ни прочих заведомо привлекательных для читателя элементов. Но в читательских откликах документальная публицистическая книжка "Пролог" заняла третье местоположение по числу голосов, поданных за нее, а совместный тираж этой книги только в СССР перевалил за 5 миллионов экземпляров!

Объяснение этому "простое". Несмотря на "нероманное" построение, книжка по-настоящему художественна. Автор знакомит читателя с целой галереей характеров и ситуаций. Знакомит с американским народом и с Америкой как страной. Они и являются главными героями книги.

И ещё одно действующее физиономия этого романа встает перед глазами читателя, независимо от воли автора. Он сам. Его взгляды, надежды и разочарования, нравственные ценности, нрав. И это оказывается увлекательно читателю.

Из драматургических произведений Генриха Боровика особенный счастливый момент выпал на его пьесу "Интервью в Буэнос-Айресе", написанную в 1976 году по обжигающим следам чилийских событий, которым автор был очевидец. Она прошла не только без малого в сотне театров нашей страны, но и в полутора десятках театров крупнейших городов мира, охватывая Нью-Йорк, Мадрид, Стокгольм, Прагу, Варшаву, Токио, Дамаск, Париж, Каракас...

Сам автор, говоря об успехе пьесы, склонен относить его в прошлом всего на счет той атмосферы солидарности с народом Чили, с которым был воспринят многими в мире пиночетовский переворот в сентябре 1973 года. Однако о тех событиях были написаны десятки, сотни произведений (в том числе и драматургических), но пьеса Г.Боровика была в те годы самой популярной.

Главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров, также поставивший эту пьесу в своем театре и блестяще сыгравший в ней главную образ журналиста Карлоса Бланке, рассказывал, как в 1977 году театр возил спектакль в Париж на сценический фестиваль наций. Спектакль был принят крайне славно, а прославленный французский сценический критик сказал тогда: "Секрет успеха этого спектакля состоит в том, что в нем рассказывается не только о Чили. В нем речь идет о нас, о Франции, о людях всякий страны! В каждой сцене, в каждом диалоге я вижу и слышу то, что относится лично ко мне, французскому журналисту..."

Эти слова применимы ко всему творчеству Генриха Боровика. В каком бы жанре он ни выступал, о какой бы стране ни рассказывал, дядя читающий, слушающий или смотрящий его произведения, находит в них то главное, что он может соотнести с собой лично, с обществом, в котором живет.

Личность Г. Боровика многогранна, она вдалеке выходит за рамки творческой биографии. В его жизни несть числа поступков, не обозначить которые некорректно, хотя бы телеграфным стилем.

Весной 1980 года Г.А. Боровик провел немного месяцев в Афганистане. Объездил всю страну, побывал в самых опасных местах и ситуациях, но без малого ничего не написал оттуда ни в газеты, ни в журналы. Писать неправду не мог, а правду - никто бы не напечатал. Вернувшись в Москву, он отказался от выгодного предложения студии "Мосфильм" намарать сценарий для художественного фильма об этой войне. Договор был заключен намедни поездки в Афганистан. Сценаристу были обещаны госзаказ и без малого верная Государственная премия. Быстро нашли известного режиссера для фильма. Но, вернувшись домой, Генрих Авиэзерович отказался от договора и вернул аванс. Вместоположение того чтобы чиркать сценарий, он отправился в ЦК КПСС и рассказал там о том, что увидел. Сказал, что эта махаловка бессмысленна, что советские войска взвалили войну на свои плечи, но оказались к ней не готовы, что истинные размеры наших потерь военное руководство скрывает и т.д., и т.п.

Результатом этого похода в ЦК стал гнев начальника ГлавПУра Советской Армии. Генерал армии А.А. Епишев собирался сетовать на "безответственного журналиста" самому Л.И. Брежневу. Спасла "безответственного" только поддержка друзей в ЦК Евгения Самотейкина и Николая Шишлина, а ещё то, что как раз в это время Боровик на полтора года ушел из журналистики - трудиться над серией документальных фильмов и строчить новую пьесу.

В 1982-1985 годах Г.А. Боровик становится главным редактором журнала "Театр". Тираж издания при нем вырос вдвое.

В 1985-1987 годах Г.А. Боровика избирают рабочим секретарем Союза писателей СССР по международным делам. Именно в эти годы приезжают к нам в страну по приглашению Союза писателей давние друзья Генриха Авиэзеровича - выдающиеся писатели и деятели культуры Грэм Грин, Габриэль Гарсиа Маркес, Питер Устинов и другие. Встрой ли стоит особенно подчеркивать, что это способствовало росту популярности нашей страны за рубежом.

Генрих Боровик обратился в ЦК с предложением перестать изоляцию советских писателей от крупнейших международных писательских организаций, в частности от Пен-клуба. Его аргументы были убедительны, и Секретариат ЦК принял вывод, положившее финал "берлинской стене" между советскими писателями и писателями мира.

В 1987 году Г.А. Боровика избирают председателем Советского комитета защиты мира и вице-президентом Всемирного совета мира. Эта общественная служба отнимала у него огромное время. Старый комитет, созданный в конце 1940-х годов для пропаганды, раньше всего, советской внешней политики и являвшийся инструментом международного отдела ЦК КПСС, нуждался в глубоких переменах. Вместе с единомышленниками, посреди которых Боровик базировался в первую очередность на выдающихся деятелей культуры, эти преобразования в значительной степени удалось произвести. Советский комитет защиты мира стал тогда заметной общественной организацией, крепко стоявшей на позициях демократических преобразований в стране. Это было доказано многими реальными делами обновленной организации, которая несть числа сделала и для ликвидации "образа врага", и для окончания "холодной войны".

В те же годы Боровик работает политическим обозревателем Гостелерадио СССР. Он автор и ведущий популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция". Впервые с экрана телевизора он рассказал об истоках конфликта кругом Нагорного Карабаха, поднял вопросительный мотив о деятельности шовинистических организаций в СССР.

В годы перестройки М.С.Горбачев приглашает Генриха Боровика с собой без малого на все встречи с главами зарубежных стран в качестве эксперта или члена группы сопровождения.

В 1989 году Г.А. Боровик избирается народным депутатом СССР, членом постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

Он направил записку в ЦК КПСС, в которой утверждал, что обстановка, когда все каналы Всесоюзного телевидения и радио подчиняются одной организации и одному человеку - председателю Гостелерадио, обедняет тв и противоречит демократическим принципам. Он предложил покинуть в подчинении Гостелерадио только единственный канал, а остальные вернуть в ведение творческих союзов. Тот же принцип предложил и в отношении радиовещания. В то время это предложение было больше чем радикальным.

В критические дни августовского путча 1991 года советских времен Комитет защиты мира уже 19 августа принял официальное заявление с резким осуждением антиконституционных действий ГКЧП. Заявление было передано по радио вечером 19 августа и опубликовано в газетах утром следующего дня, а сам Генрих Боровик 19, 20 и 21 августа выступал из Москвы по телеканалу CNN, рассказывая всему миру о том, как руководители КПСС предали своего Генерального секретаря, предали перестройку, нарушили Конституцию страны (по советскому телевидению произвести это было, без сомнения, невозможно}. Сын Генриха Боровика - Артем, уже сильно именитый к тому времени газетчик, все эти три дня и три ночи находился в "белом доме" на Краснопресненской набережной.

В июне 1990 года Г. Боровик вышел из КПСС. В годы реформ он занимал активную позицию помощи делу демократизации страны. В 1994 году на телеканале "Останкино" он создал (как автор проекта, автор сценария и ведущий) телесериал "За девять лет до конца войны". В нем впервой в истории отечественного телевидения была рассказана истина о том, как в 1979 году принималось безрадостно знаменитое вывод о вводе советских войск в Афганистан и как оно осуществлялось.

В следующем году Генрих Боровик начинает работу (как автор проекта и единственный из авторов сценария) над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне - кровь на снегу". В нем была показана та настоящая истина о Великой Отечественной войне, которую, по понятным причинам, не мог явить Роман Кармен в своей знаменитой 20-серийной киноэпопее "Великая Отечественная". Новый сериал стал для его создателей как бы продолжением работы над фильмом Кармена.

Г.А. Боровик вписал основательный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Его авторская просветительная программа "Завещание XX века", в которой беллетрист и публицист рассказывает о своих встречах с выдающимися людьми XX века, такими, как А.Ф. Керенский, Эрнест Хемингуэй, Ким Филби, Константин Симонов, Грэм Грин, Уолтер Кронкайт, мамаша Тереза и др., вечно имеет рослый рейтинг.

Писатель, драматург, публицист, тележурналист, заметный социальный участник, политолог, в конце концов, гражданин, Генрих Авиэзерович Боровик - одна из самых ярких фигур литературной и общественной жизни современной России. Имя его известно во многих странах. И уж конечно - во всех странах СНГ.

Г.А. Боровик - лауреат двух Государственных премий СССР (за пьесу "Интервью в Буэнос-Айресе" и за книгу "Пролог"), лауреат премий Союза писателей СССР имени А. Толстого и имени Мих. Кольцова, лауреат премии Союза журналистов имени Воровского, ряда престижных международных журналистских премий, в том числе премии "Золотое перо".

Его работа отмечен государственными наградами СССР и России: орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалями.

В 2000 году семью Боровика постигло страшное горе: 9 марта сынуля Артем погиб в авиакатастрофе, произошедшей при взлете самолета в аэропорту Шереметьево. Артем был талантливым журналистом и писателем. Он прославился своими очерками из Афганистана в середине 1980-х годов, в которых первым в стране рассказал правду об афганской войне. Он завоевал влюбленность и доверие читателей и телезрителей тем, что газеты, журналы и телевизионные программы созданного им холдинга "Совершенно секретно" смело вели журналистские расследования преступлений, совершаемых некоторыми олигархами и коррумпированной властью.

Несмотря на огромное давление, которому подвергался Артем и его холдинг, несмотря на откровенные угрозы, он оставался независимым, честным, неподкупным журналистом. В последнем телевизионном беседа кто-то из зрителей задал ему вопрос: "Если вы этакий честный, то отчего вы до сих пор живы?.." Ответ пришел сквозь двое суток - на аэродроме в Шереметьво разбился при взлете авиалайнер, в котором летел Артем. До сих пор причины этой авиакатастрофы доподлинно неизвестны.

Сегодня Генрих Боровик возглавляет Благотворительный фонд имени Артема Боровика, тот, что учредили родные и близкие Артема. Цель фонда - содействовать развитию независимой журналистики в России, то есть продолжать главное занятие Артема, отстаивать его идеалы гражданина и патриота.

Семья Генриха Бровика находит хоть какое-то утешение в этой работе и в том, что Артем оставил двух маленьких замечательных сыновей -Максимилиана и Кристиана.

Генрих Боровик живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Генрих Вёльфлин Genrih Voeflin

Я среди историков искусства - формалист". Это название я принимаю как почетный титул, поскольку речь идет о том, что я всегда видел первую задачу..

Генрих фон Клейст Heinrich von Kleist

Полное имя Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте-на-Одере.

Генрих Семирадский Genrih Semiradskiy

Генрих Семирадский - известный польский художник, представитель академизма. Родился 24 октября 1843 года.Известен по таким произведениям как:..

Генрих Крейцер Genrih Kreicer

Сын ирландца-журналиста и австриячки - сексота НКВД, еврей по паспорту, Генрих Крейцер, нашел своих заграничных родственников только перед выходом..

В Минске (Белоруссия) в семье дирижера симфонического оркестра и актрисы. Его родители были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии.

В 1952 году с отличием окончил Московский институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО).

С 1952 года работал в редакции журнала "Огонек" сначала техническим секретарем, затем литературным сотрудником, корреспондентом международного отдела, ответственным секретарем редакции, международным обозревателем.

Он одним из первых начал работать на стыке журналистики и литературы. Известность Генриху Боровику принесли его очерки из "горячих точек" — Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, — печатавшиеся в журнале "Огонек".

В 1955 году в библиотеке "Огонек" вышла первая книжка очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый успех выпал на долю молодого писателя и журналиста после публикации им в 1960 году в "Огоньке" очерков о революционной Кубе и затем созданной на их основе книги "Повесть о зеленой ящерице".

На основе своих очерков о Кубе Боровик написал сценарий для документального фильма "Пылающий остров", который был снят кинорежиссером-документалистом Романом Карменом.

В 1962 году Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР.

В 1966-1972 годах работал собственным корреспондентом Агентства печати "Новости" (АПН) и "Литературной газеты" в США.

В 1972 году был приглашен ведущим американским журналом "Эсквайр" быть его специальным корреспондентом на съезде Демократической партии США.

В 1972-1982 годах — специальный корреспондент АПН и "Литературной газеты".

С 1982 года по 1985 год — главный редактор журнала "Театр".

В 1985-1987 годах Генрих Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам.

С 1987 года по 1992 год был председателем Советского комитета защиты мира (Федерации мира и согласия), вице-президентом Всемирного Совета мира. В эти же годы Боровик работал политическим обозревателем Гостелерадио СССР, был автором и ведущим популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция".

В 1989-1991 годах — народный депутат СССР, член постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

В 1994 году на телеканале "Останкино" как автор проекта, автор сценария и ведущий он создал телесериал "За девять лет до конца войны". Как автор проекта и один из авторов сценария работал над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне — кровь на снегу".
Генрих Боровик внес серьезный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Был автором и ведущим просветительской авторской программы "Завещание XX века".

С 2002 года — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Он написал пьесы "Мятеж неизвестных", "Человек перед выстрелом", "Три минуты Мартина Гроу", "Интервью в Буэнос-Айросе", Агент 00" и др.

Всего им было написано более 20 книг и 40 сценариев к документальным фильмам.

По его сценариям были сняты художественные фильмы "Незваные гости" (1959) и "На гранатовых островах" (1981), короткометражный фильм "Кубинская новелла" (1962), фильм-спектакль "Интервью в Буэнос-Айресе" (1979), документальный цикл "Всего дороже" (1981).

Генрих Боровик является почетным ректором Московского института телевидения и радиовещания "Останкино". С 2009 года возглавляет попечительский совет института.

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась фотовыставка "Увидеть время", на которой были представлены снимки Генриха Боровика, сделанные во время его зарубежных поездок.

Боровик — дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1986). Он является лауреатом премии Союза журналистов имени Воровского (1968) и премии Союза писателей СССР имени А. Толстого (1985), нескольких международных журналистских премий (в том числе "Золотое перо").

Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV (2009) степени,

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png