Несомненно, что Тантрический Буддизм является одним из самых необычных и загадочных учений на планете. Мы поговорим о необычных принципах, сути, основных идеях и философии Тантрического Буддизма (Ваджраяны), то есть о том, на чем основывается данное учение.

Согласно буддизму и в частности танрическому, наше подлинное состояние запредельно уму, рождению и смерти, оно нерушимо и вечно . В буддизме Бог – это не конечное состояние, а промежуточное, которого может достичь человек.

А конечная цель Буддизма — это обретение нерушимого состояния, которое наполнено полной свободой, счастьем и радостью . И конечно такое состояние является непрерывным.

Что такое тантра?

И слово тантра переводится как непрерывность и поэтому становится понятно, что тантра это достижение конечной цели, которой является абсолютная, полная и непрерывная свобода или нирвана, где полностью прекращены перерождения и страдания.

История тантрического Буддизма

В целом можно сказать, что тантра возникла в Индии. Так существует история, что еще во времена Будды Шакьямуни индийский король Индрабодхи спросил у Будды, нет ли способа обретения просветления и освобождения, не отказываясь от своего царства и ведя обычную жизнь .

И считается, что Будда преобразился в тантрическое божество Гухьясамаджа яб-юм (мужской и женский аспекты просветления) и даровал учение тантры индийскому царю.

Как можно понять из этого, тантра работает с преображением и с уровнем энергии. Эта энергия связана с проявлением божества, которое выступает в роли символа непрерывности нашей глубочайшей сути. Конечно, умом нашу непрерывность не понять и необходимо практическое выполнение тантры под руководством настоящего мастера.

Так же существуют сведения, что тантра существовала и в соседних с Индией странах. Однако следует знать, что все тантры связаны с каким-то мастером, который после просветления получил наставления по тантре из высочайших сфер божественного существования и затем передавшего его в этот мир.

И наибольшего распространения тантрические учения получили в Тибете, после прихода туда Падмасабхавы. Также известный мастер и переводчик текстов Марпа три раза посещал Индию и учился у индийского махасидхи Наропы.

Суть тантрического буддизма

По сути тантрическое учение опирается на состояние изначальной просветленности, которая находится внутри каждого, а не вовне. И если большинство религий мира считает, что человек страдает по воле Бога, то буддизм считает, что все страдания возникают в результате кармы, то есть именно своих не благих поступков прошлого.

И конечно все тантрические учения основаны на том, что мир непостоянен и является источником страданий. Рождение, болезни и смерть – это спутники человека.

Только когда укореняется такой правильный взгляд на вещи и дают посвящение в тантрическую практику. И нужно знать, что практика сутры и тантры объединены в тибетском буддизме.

Потому что, в тантре есть прибежище в законе, да и сама практика посвящена всем живым существам, поэтому там и махаяна существует. А махаяна, как многие уже знают из предыдущей статьи, — это не столько личное просветление, а в большей части присутствует сознание желающего спасения от сансары всем живым существам.

И как мы можем понять из учения буддизма, суть тантрического учения такая, как и в обычном – это достижения состояния Будды, но особенным, присущим лишь тантризму методом.

Методы и принципы тантрического буддизма

Существуют различные виды тантр: Это Крийя, Чарья, Ануттара и Маха тантры. Чтобы понять, как они работают, мы можем обратиться к сутрам буддизма – там методом достижения просветления является отречение.

А уже в махаяне принцип просветления – это бодхичитта (желание чтобы все существа достигли просветления ). Так вот в тантре существует бодхичитта из махаяны, прибежище из сутры и йога божеств присущая лишь ей.

И основной принцип тантрического буддизма в том, что желания или страсти не отвергаются (как в хинаяне), а преобразуются в духовный путь, в путь освобождения .

Даже можно сказать больше гениальный ход и путь тантрического Будизма в том – что сама страсть становится мудростью или непрерывностью изначального состояния .

Здесь следует отметить, что только Маха Ануттара тантра использует полный сексуальный контакт, для преображения сексуального возбуждения в путь реализации. И не только сексуальное желание трансформируется, но также и гнев, и привязанность. Поэтому тантру и тантризм не совсем правильно связывать с проявлением сексуальной энергии.

Принципы и суть настоящей Тантры

Дугой важный принцип настоящей тантры состоит в том, что тантра это союз – союз блаженства и пустоты, когда самый тонкий уровень сознания воспринимает Ясный Свет и происходит осознание, что ты и есть этот Ясный Свет, и с помощью него постигаешь великую Пустоту, и в этом состоянии возникает огромное блаженство.

Другим важным принципом тантризма является использование каналов для энергии в теле человека, которые невидимы, и которые можно лишь почувствовать, когда по ним течет энергия.

Так вот принцип каналов и заключается в том, чтобы страсти или желания, которые движутся в каналах – направить в центральный канал и вызвать растворение грубого ума в тонкий, тем самым обрести Тело Энергии, которое не зависит от физического.

Тело Энергии или Иллюзорное Тело может отправляться куда угодно, например, в чистые земли или в Шамбалу. Иллюзорное Тело считается телом Будды и поэтому состояние Будды всегда находится именно в нас.

Основные идеи Тантрического Буддизма

Тантрический буддизм стремится к состоянию Будды и основная идея в том, что каждый обладает этим состоянием и его можно достичь с помощью определенных методов.

Особого развития тантрический буддизм или как его еще называют Ваджраяна (нерушимая колесница) получил в Тибете. Ведь там холодно и особая практика каналов тела очень даже помогает при занятиях практикой.

Существуют отдельные йоги на пути к состоянию Будды, и они называются Шесть Йог Наропы, которые в тантризме практикуются как отдельно, так и вместе.

Что такое шесть Йог Наропы?

Первой йогой Наромы считается — Йога Туммо – йога «внутреннего огня» , через которую обретают блаженство и состояние Ясного Света.

Именно благодаря этой йоги Миларепа обходился без одежды в снежных горах. В этой практике йоги поднимают температуру своего тела до 45-47 градусов. В Тибете на крышах домов, в которых практиковали мастера этой йоги, даже в самую снежную зиму не было снега.

Йога сновидения

Йога Сна или Сновидений – это удивительная йога, когда даже во сне йогин знает, что он спит.

Знаете, во сне можно создавать все, о чем пожелаете. Например, подумаете о слоне – возникнет слон или вы сами можете лишь подумав о нем, сразу им стать. Вы можете создать себе сотни красивых девушек и делать с ними, что хотите, но когда этот опыт наскучит, вы просто растворяете все и остаетесь в свете, в свете мудрости.

Йога иллюзорного тела или астральная йога

Йога Иллюзорного Тела – с помощью этого тела можно отправляться куда захотите – к звездам, в Шамбалу или Чистые Земли Будды. Кстати оно свободно проходит через скалы, воду, землю и перемещается быстрее скорости света.

Другие виды тантрической йоги

Существуют и другие, менее известные виды тантрической йоги. Йога Пхова – сознание практика в момент смерти переносится в просветленные миры или Земли Будд.

Бардо Йога – когда полностью обретается контроль над будущим рождением и обретается опыт прошлых жизней и множества миров.

Йога Ясного Света – ведет к познанию трансцендентного опыта.

Философия тантрического буддизма

Философия тантрического буддизма говорит о том, что наше исконное состояние тождественно состоянию Будды и это то, что у нас есть, и было всегда, но из-за нашего опыта и различения, другими словами из-за нашей кармы, из-за накопленных поступков прошлого мы ее не узнаем.

И философия тантризма заключена в том, что только состояние Будды есть счастье, а все остальное преходяще, подвержено распаду и обречено на страдания.

И вообще, мотивация в буддизме – это избавление от реинкарнаций заставляющих нас страдать и тантрический буддизм – это один из путей обретения нерушимого счастья и свободы.

Вывод:

Любая тайна в человеке рано или поздно должна быть открыта. И тантрический буддизм и его философия и изначальная суть, о которой знают даже не многие «русские мастера» тантры, открывает нам великую тайну о человеке, а именно – человек по форме выглядит как человек, но настоящая форма не имеет формы – это свет, ясный свет внутри каждого из нас.

Все мы являемся Светом, Светом, не имеющим формы. Представьте себе любящую мать, и она держит любимого ребенка и у нее в глазах свет, который видно, а представьте свет, раскинутый в бесконечность, и вы одновременно и свет, и блаженство, и радость…

Жизнь бывает или кажется нам скучной, когда мы ограничены своими рамками и понятиями. Когда рамки убраны, мы теряем представления о страданиях, мы в них больше не верим, и они нам больше не нужны.

В наших следующих статьях мы постараемся еще больше рассказывать . И конечно же, ответим на самый часто задаваемый вопрос

Сразу после возникновения буддизм стал своего рода революционным учением, призванным свергнуть узурпировавший власть брахманизм, а вместе с ним и остатки древних верований. Через несколько столетий буддизм, будучи крайне толерантной религией, сам впитал в себя многие элементы старинных вероучений. Очень хорошо эти тенденции прослеживаются на примере тантрического буддизма, – своеобразного синтеза оккультизма и буддийской философии.

Суть и предназначение

Тантрический буддизм или Ваджрая́на, появился приблизительно в V веке нашей эры на основании тантрических текстов, а также сложного сочетания понятий буддизма и древнеиндийских культов плодородия. Термин Ваджрая́на в переводе с санскрита означает алмазная колесница и символизирует путь к пробуждению сознания, которое подобно несокрушимому алмазу.

Ни в коем случае не следует путать тантрический буддизм с индускими тантрическими практиками. Ведь последние предполагают соединение личностной души с Абсолютом с помощью высвобождения сексуальной энергии. Тогда как тантрический буддизм получил своё название только благодаря названию разновидности буддийских священных текстов, - тантре («нить, последовательность»).

Среди остальных направлений буддизма тантрический буддизм занимает особое место, поскольку не предназначен для, так сказать, массового использования. Культовые практики тантрического буддизма включают в себя опасные и порой пугающие ритуалы, призванные высвободить звериную природу человеческого подсознания. Поэтому, тантрический буддизм доступен исключительно посвящённым, которые дали «обет Бодхисаттвы» и практикуют только под пристальным взглядом наставника.

Вероучение и методы

Центральный идеал тантрического буддизма – это уже упомянутое понятие «Бодхисаттвы», - человека, достигшего верхней ступени иерархии существ тантрического буддизма. Подобные вершины доступны только тому, кто смог войти в состояние нирваны, а затем отказаться от него с целью вернутся в мир страданий и принести просветления оставшимся там живым существам. Следует заметить, что Бодхисаттва – это термин, взятый из Махаяны (самой распространённой школы буддизма). Тантрический буддизм как ответвление Махаяны немного видоизменил путь к состоянию Боддхисатвы, - в Махаяне человек мог стать Бодхисаттвой только спустя огромное количество перевоплощений, в тантрическом буддизме этого можно достичь всего за одну жизнь . Но цена за такое «ускоренное развитие» очень велика, поскольку путь тантрического буддизма жесток и опасен, а в случае ошибки его адепт может навсегда кануть ужасных нижних мирах.

В качестве методов достижения состояния Бодхисаттвы в тантрическом буддизме используются мантры, визуализация образов божеств тантрического буддизма и созерцание мандал. Подобные практики есть во всех буддийских и индуистских религиозных традициях, но в тантрическом буддизме они имеют некоторые особенности. Так, чтение мантр предполагает тайное обучение правильному произношению звуков, а визуализация требует очень чёткого представления образа того или иного божества вплоть до возможности с ним побеседовать. В основном, все эти методы практикуются одновременно, представляя собой сложную медитацию, основанную на символизме и подавлении мыслей и наклонностей, препятствующих просветлению .

Таким образом, тантрический буддизм привлекает к себе последователей, в первую очередь, возможностью быстрого обретения состояния нирваны. Но отважится на посвящение в него способен только человек, готовый взглянуть на самые тёмные уголки своей сущности ради стремления стать Бодхисаттвой.

Не двигайте губами, чтобы вкусить пищу, которую вам подали, не будьте привязаны к этим приношениям. Лишь благодаря движению губ, произносящих мантры, тело становится здоровым и утверждается во вкушении удовольствий.

Гухьясамаджа-тантра

Просветление постепенное и мгновенное. – Мистериальность Ваджраяны. – Тантрический буддизм. – Тантры. – Мандала. – Мантры. – Йидамы. – Блаженство как свойство природы Будды. – Сиддхи. – Падмасамбхава. – Вирупа. – Йоги Наропы. – Ади-Будда. – Ваджраяна в мире.

Из доктрины Махаяны следовало, что состояние бодхисаттвы достижимо лишь по истечении неизмеримого множества жизней и перерождений: лишь эволюция способна привести сознание на наивысшую ступень – просветление. С течением времени, однако, внутри Махаяны оформилась новая концепция – не эволюционная, а революционная, концепция мгновенного просветления, уже при этой жизни или на протяжении нескольких ближайших жизней. Именно эта концепция и получила название Ваджраяны – в дословном переводе «Громовой колесницы» (ваджра – оружие индийского бога-громовника Индры, следовательно, Ваджраяна – учение о просветлении, которое происходит мгновенно, как удар грома).

Ваджраяна оформилась в середине I тысячелетия нашей эры, причем именно внутри Махаяны. По замечанию Е. А. Торчинова, «хотя сами последователи тантризма и говорят о „пути сутр“ (Хинаяна и Махаяна) и „пути мантр“, тем не менее они предпочитают называть свое учение Ваджраяной, противопоставляя ее не Махаяне (тантры всегда подчеркивают, что Ваджраяна суть „путь“, яна, внутри Махаяны), а классическому махаянскому пути постепенного совершенствования, так называемой Парамитаяне, то есть Пути парамит, или совершенств, переводящих на Тот Берег. То есть Ваджраяна противопоставляется именно Парамитаяне, а не Махаяне, которая включает в себя и Парамитаяну (достижение состояния Будды за три неисчислимых кальпы), и Ваджраяну (достижение состояния будды за одну жизнь, „в этом теле“)».

Идеологически Ваджраяна тождественна Махаяне, ее своеобразие заключается в практических методах обретения просветления. Иными словами, Ваджраяна – совокупность психотехник, причем зачастую крайне сложных, изощренных и совершенно недоступных профаническому восприятию, которое видит лишь внешнюю оболочку этих психотехник и «бежит в испуге», поскольку эта внешняя оболочка намеренно неприглядна и даже отвратительна. При этом все психотехники Ваджраяны, сколь бы невероятными они ни казались, направлены к той же цели, что и «эволюционная доктрина» Махаяны – достижению просветления во имя помощи всем страждущим существам. Можно сказать, что Ваджраяна представляет собой мистериальную сторону буддизма Махаяны.

Ваджраяну также называют тантрическим буддизмом или тантрой. Это название связано с тем, что учение Ваджраяны изложено в особой разновидности текстов – тантрах. Слово «тантра» образовано от корня «тан» – тянуть, растягивать; суффикс «-тра», как и в слове «сутра», означает основу, то есть слово «тантра» можно перевести как «базовый текст, на который натянуто содержание». Все тантры делятся на четыре группы, в соответствии со степенью посвященности адпетов в «мистерии» тантризма. Эти четыре группы таковы: «крия-тантры» (тантры очищения), «чарья-тантры» (тантры действия), «йога-тантры» (йогические тантры) и «аннутара-йога-тантры» (тантры наивысшей йоги). Тантры последней, высшей группы делились также на материнские (они обращались к мудрости-праджня и женскому началу), отцовские (они обращались к методу-упая и мужскому началу) и недвойственные тантры (мужской и женский принципы играют одинаковую роль). Окончательная классификация тантр утвердилась не ранее XI века, и не в Индии, а в Тибете. Кстати сказать, тибетская школа Ньингма-па называла аннутара-йогу Великой йогой (маха-йога) и дополнила стандартную классификацию еще двумя типами йоги: ану-йога (изначальная йога), работа с психофизиологическими центрами тела, и ати-йога (совершенная йога).

Каждому типу тантр соответствовали свои методы, идущие от внешнего к внутреннему: если «крия-тантры» сосредоточены в основном на различных мистических ритуалах, то в «чарья-тантрах» появляются элементы созерцательной практики, в «йога-тантрах» она преобладает, а «аннутара-йога-тантры» уже исключительно сфокусированы на внутренней психопрактике. Во многом тантры сходны с алхимическими текстами и даосскими трактатами: все эти тексты ни в коем случае нельзя воспринимать буквально.

По преданию, аналогичному тем, что бытуют в Тхераваде и Махаяне, основные постулаты Ваджраяны изложил сам Будда Шакьямуни (Бхагаван – Величайший), поведавший ученикам две основных тантры аннутар-йоги – «Калачакра-тантру» и «Гухьясамаджа-тантру». Как уточняет Далай-лама XIV, «поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического Будды. Тем не менее истинный корень „Калачакра-тантры“ был сформулирован самим Буддой во время его жизни». Предание гласит, что Будда Шакьямуни проповедовал «Калачакра-тантру» длиной 12 000 шлок (стихов) в стране Шамбала для царя Сучандры и его свиты. Йидам Калачакра (божество – воплощение мандалы; подробнее см. ниже) в союзе с супругой Вишвамати возник перед царем посреди дворца-мандалы, заполненного божественной свитой. Помимо этой мандалы, на потолке проявилась другая, которая представляла собой космос с планетами Солнечной системы.

Посвящение заняло время, равное одному щелчку пальцами. По другому преданию, Будда Шакьямуни прибыл в страну Оддияна (Уддияна) о приглашению ее правителя Индрабхути, который устроил нечто вроде теологического диспута (вспомним знаменитый диспут у царя хазар, прекрасно описанный в «Хазарском словаре» М. Павича). Выслушав всех духовных учителей, царь объявил, что не может оставить трон и сделаться монахом, ибо тем самым причинит страдание своим подданым, и спросил, нет ли иного способа достичь просветления. Тогда Будда Шакьямуни совершил чудо – преобразился в божество Гухьясамаджу, царский дворец превратил в мандалу и стал проповедовать царю «Гухьясамаджа-тантру».

Ключевое понятие и ключевой элемент Ваджраяны – мандала. Это комбинация геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания. Согласно доктрине Ваджраяны, зрительное восприятие мандалы может привести к просветлению. Как графический образ (графема), мандала представлет собой движение к некоему внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется, но всегда подразумевается. Линии мандалы и фокус, в который они собираются, графически выражают препятствия на пути к центру. Классическая мандала основана на сочетании чисел 1 (центр), 3 (треугольник), 4 (квадрат) и 7 (круг). Обычно квадрат вписан в круг, ориентирован по сторонам света и вместе с центром сопоставлен с пятью элементами человеческого естества. Как правило, в квадрат вписывается восьмилепестковый лотос, а в центре лотоса изображается божество или его атрибут. Внешний круг мандалы олицетворяет «стену огня» – метафизическое знание, уничтожающее неведение. Следующий круг – «бриллиантовый», просветление, обретение истинного знания. Третий круг – «лепестки лотоса», духовное возрождение, а последний круг – центр. Процесс работы с мандалой, по замечанию Е. А. Торчинова, выглядит следующим образом: «Йогин визуализирует мандалу, строит как бы внутреннюю мандалу в своем сознании, которая потом актом проекции совмещается с внешней мандалой, пресуществляя окружающий йогина мир в мир божественный, а точнее, изменяя сознание йогина таким образом, что оно начинает развертываться на ином уровне, соответствующем уровню развертывания сознания божества мандалы; это уже больше не „мир пыли и грязи“, а „чистая земля“, „Поле Будды“».

Мандалы могут быть как маленькими, «персональными», так и поистине грандиозными по размерам. Известно, что некоторые буддийские монастыри и храмовые комплексы строили в форме мандалы; например, индонезийский монастырь Боробудур представляет собой гигантскую мандалу в камне.

С мандалой тесно связана мантра – ритуальная формула, разновидность молитвы. Мантры известны и Махаяне, однако, как писал Е. А. Торчинов, «практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что ее часто даже называют Мантраяной – Колесницей мантр». Если в Махаяне мантры, подобно христианским молитвам, предполагают, что произносящий их понимает, что именно он произносит, то в Ваджраяне мантры не имеют лексического значения: они рассчитаны на воздействие их звучания, самих звуковых колебаний и модуляций голоса при их произнесении на сознание повторяющего их йогина. К примеру, в Ваджраяне магический слог «АУМ», известный задолго до распространения буддизма, превратился в могущественную мантру.

Шамбхала. Тибетская танка.

При произнесении мантры необходимы созерцательное сосредоточение и понимание внутреннего (эзотерического) смысла мантры и ее воздействия. Часто произнесение мантр вслух заменялось созерцанием написанного текста, причем полагалось проецировать этот текст в определенном цвете, размере, толщине букв.

Помимо визуализации мандал и мантр, в Ваджраяне существует и техника визуализации божеств: «практикующий йогин должен научиться представлять того или иного Будду или бодхисаттву не просто как некое изображение, а как живого человека, с которым можно даже беседовать» (Торчинов). Визуалиции подвергаются прежде всего так называемые «покровительствующие божества» – йидамы, которые, как следует из толкований гуру Ваджраяны, суть олицетворения высших состояний сознания. Имена йидамов обычно совпадают с названиями тантр (ведь цель любой тантры – пробуждение сознания, а потому каждый таковой текст может быть наглядно представлен в образе йидама). Как «материальные воплощения» тантр йидамы тождественны буддам и бодхисаттвам. Обычно их изображают многорукими и многоголовыми, с оскаленными клыками и т. д. Подобные изображения толкуют как готовность йидамов защищать чистоту буддийского учения, истреблять все пороки и страсти. «В процессе йогического созерцания на этапе порождения йогин, знающий наизусть соответствующий текст и владеющий кодирующими его мантрами, а также получивший необходимое посвящение, визуализирует соответствующее божество, отождествляет себя с ним, перенося на себя его атрибуты, и в конечном счете растворяется вместе с йидамом в безграничности пустого „ясного света“ природы Будды, которая есть и его собственная природа» (Торчинов).

Мандала Калачакра.

Вот как говорит о йидаме Калачакре тибетский монах Будон Ринчендуб:

«Имя Калачакры: Колесо Времени. Кала, время – это аспект неизменного блаженства. Чакра, колесо – это аспект пустотности всего. Таким образом, взятый вместе термин Калачакра – это единство непреходящего блаженства и пустотности всего проявленного.

Есть Внешний Калачакра, Внутренний и Тайный. Внешний Калачакра – это мир вокруг нас: горы, реки, долины, деревья, дома, небеса, звезды и планеты. Внутренний Калачакра – это стадии практики зарождения и завершения и предваряющая стадия посвящения. Тайный Калачакра – это тело человека с системой каналов и пран. Значение всех трех Калачакр зашифровано в десяти буквах коренной мантры.

Десять составных частей мантры в аспекте Внешнего Калачакры – это: четыре внешних проявления, гора Меру, три трона, солнце, луна и круг божеств.

В аспекте Внутреннего Калачакры – это одиннадцать посвящений.

В аспекте Тайного Калачакры десять составных частей мантры – это четыре внутренних чакры практикующего, позвоночный столб, центр тайного места, каналы-нади (центральный, правый, левый) и блаженство. Таково самое кратчайшее значение десятислоговой мантры Калачакры».

Подобно буддизму в целом, Ваджраяна активно впитывала в себя, поглощала и преобразовывала местные религиозные традиции и практики. Архаические демоны и бесы стали олицетворениями состояний психики, а архаические культы плодородия преобразовались в наполненные сексуальной символикой практики просветления. Европейские алхимики рассуждали о Великом Делании или Великом Браке мужского и женского начал; адепты Ваджраяны говорили о пробуждении сознания как итоге соития мужского (метода-упая) и женского (мудрость-праждня) принципов; отсюда столь частые в иконографии Ваджраяны изображения «возлежащих вместе» мужского и женского божеств, каковые символизируют обретение состояния.

Кроме того, Ваджраяна трактовала блаженство, наслаждение (сукха, бхога) как важнейший атрибут природы Будды и даже выдвинула идею о тождестве пустоты и блаженства. В «Гухьясамадже-тантре» о наслаждении говорится:

«Посредством вкушения удовольствия от всех желаний, которым человек предается так, как он хочет, именно такой практикой, как эта, он может быстро достичь буддовости.

Вкушением удовольствия от всех желаний, которым человек предается, как он хочет, вкупе с избранным им божеством, человек совершает служение себе, Высочайшему.

Человек не достигает цели, посвящая себя суровой дисциплине и аскетизму, но, предаваясь вкушению удовольствий от всех желаний, он быстро достигает успеха».

Неудивительно, что оргазм последователи Ваджраяны толковали как наиболее адекватное мирское, сансарическое выражение трансцендентного блаженства. По учению Ваджраяны, оргазм предназначен для расширения сознания, избавления от субъектно-объектной двойственности и перехода на уровень переживания абсолютного блаженства нирваны.

Иными словами, тантрическое учение – вовсе не комплекс сексуальных техник, как пытаются уверить некоторые современные «гуру»-шарлатаны (сексуальные контакты практиковались в ранний период развития Ваджраяны йогинами-отшельниками, в монастырях же они были под строжайшим запретом), а «сложнейшая система работы с психикой, с подсознанием для реализации религиозного идеала махаянского буддизма, – психотехника, включавшая в себя и своеобразный психоанализ и психотерапию» (Торчинов).

Предания гласят, что тантры, помимо тех двух, которые огласил сам Будда Шакьямуни, были изложены в иных измерениях реальности другими буддами, а затем принесены в наш мир людьми, обладавшими особыми качествами. Таких людей Ваджраяна называет сиддхи (успех); это также и название тех самых особых качеств. О сиддхи в сутре «Саманна-пхала» говорится так: «Спокойный сердцем, невозвышающийся, лучезарный, развитый, внимательный, освобожденный от зла, гибкий, готовый к действию, прочный и невозмутимый, он приводит и направляет свои усилия к состояниям чудесного умения. Он овладевает различными аспектами этого дара: будучи единичным, он становится многими и, будучи многим, возвращается к одному; он становится воспринимаемым и невоспринимаемым; он преодолевает стены, или холмы, или заграждения без разрушений, как воздух; он движется сквозь твердые пласты, как сквозь воду; он идет по воде, не проваливаясь, как по твердой земле; в позе лотоса он странствует в небе, как птицы, летящие по ветру; он касается даже солнца и луны, сколь бы могучи они ни были; в своем человеческом теле он поднимается выше небесного рая Бхагавана».

Среди сиддхов наиболее известен Падмасамбхава (тибет. Падмакара), считающийся проявлением Будды Шакьямуни.

Согласно его житию, Падмасамбхава родился в цветке лотоса, подчинил себе всех духов и демонов, «восемнадцать раз получил учение „Йога-тантры“ и имел видения божеств», восемь великих мудрецов (видьядхара) передали ему «все сутры, тантры и науки», обратил в буддизм царя Ашоку и утвердил того «в непоколебимой вере», за одну ночь воздвиг в этом мире миллион ступ, хранящих останки Шакьямуни, «усмирил внешних и внутренних мирских духов и нарек их защитниками Дхармы», обращал в буддизм народы и племена Индии, Монголии, Китая и Тибета, заложил знаменитый тибетский монастырь Самье и творил другие чудеса.

«Падмакара лично посетил двенадцать снежных гор в Нгари, двадцать одно место практики в Центральном Тибете и Цанге, двадцать пять мест в Докаме, три тайные долины и множество других мест, каждое из которых благословил стать священным местом практики. Зная, что впоследствии потомок царя будет пытаться уничтожить буддизм в Тибете, он оставил много предсказаний на будущее. Посовещавшись с царем и близкими учениками, Падмакара сокрыл бесчисленные учения-тэрма, в первую очередь восемь личных сокровищ царя, пять великих сокровищ ума и двадцать пять глубоких сокровищ. Сокрыть эти тэрма было необходимо, чтобы не допустить уничтожения учений Тайной Мантры, избежать извращения Ваджраяны или ее искажения непрактикующими теоретиками, сохранить благословения и принести благо будущим ученикам. Для каждого из этих сокрытых сокровищ Падмакара предсказал время открытия, человека, который его откроет, и тех избранных судьбой восприемников, которые продолжат передачу этих учений. Проявившись в устрашающем гневном облике безумной мудрости в тринадцати местах, называемых Логово Тигра, он связал всех мирских духов клятвой служить Дхарме и поручил им охранять сокровища-тэрма. Чтобы утвердить в вере будущие поколения, он оставил отпечаток своего тела, отпечатки ладоней и отпечатки стоп в местах практики, которым нет числа. Ныне он пребывает на уровне спонтанного присутствия в облике наместника Ваджрадхары, непоколебимого, пока остается сансара. Полный сострадания, он посылает свои эманации на благо существ. Даже после того, как погибнет учение винаи, он явится среди практиков тантры. Будет много избранных судьбой учеников, которые обретут радужное тело. В будущем, когда в этот мир придет Будда Майтрейя, Падмакара проявится под именем Дрова Кундул и даст учения Тайной Мантры всем достойным людям».

Согласно тибетской традиции, тантры, которым учил Падмасамбхава, называются «старыми», чтобы отличить их от тех, которые принесли в наш мир махасиддхи (великие сиддхи). Всего махасиддхов насчитывалось 84 человека; к их числу принадлежали, в частности, такие знаковые для буддизма фигуры, как Нагарджуна, Тилопа, Наропа, Гхандхапа, Лашкминкара (сестра царя Индрабхути, которому Будда Шакьямуни явил «Гухьясамаджа-тантру»), Шантидева. О деяниях и свершениях махасиддхов повествуют «Жизнеописания восьмидесяти четырех махасиддхов», составленные на рубеже XI–XII веков тантриком Абхаядаттой.

Махасиддха Наропа.

В этих жизнеописаниях встречаются как эпизоды вполне в духе агиографической литературы, так и такие, благодаря которым за Ваджраяной и ее адептами закрепилась репутация «недостойного учения и недостойных людей», как выразился в свое время английский востоковед XIX столетия А. Л. Уодделл. К агиографическим, например, относится эпизод из жизни Лашкминкары:

«Она сказала: „Ты не можешь быть моим учеником. У меня учился твой дворник, и он будет учить тебя. Он уже достиг сиддхи и станет твоим другом в Дхарме“. „Но как я узнаю его среди других мусорщиков?“ – спросил царь. „Это – тот, кто раздает еду нищим. Загляни к нему ночью“, – ответила Лакшминкара. Найдя дворника, царь не сразу поверил ему, но со временем убедился, что это человек незаурядных способностей. Царь получил у него посвящение, прямую передачу энергии и наставления в практике. Лакшминкара и ее ученик совершили много чудесного. Позже они в своих телах ушли в ясный свет».

А вот жизнеописание махасиддха Вирупы, больше похожее на плутовской роман:

«Вирупа практиковал йогу двенадцать лет и обрел сиддхи (совершенство). Однажды послушник купил вина и мяса и принес ему; после этого Вирупа стал ловить голубей и есть. Когда голубей не стало, монахи заинтересовались: „Кто же из нас поедает голубей? Монах не должен заниматься этим“. Монахи осмотрели кельи, и в том числе и келью Вирупы. Заглянув в окно, они как раз и увидели, как он ест голубиное мясо, запивая его вином. На ближайшем же собрании было решено изгнать Вирупу из монастыря. В день изгнания он поднес образу Будды свое монашеское одеяние и чашу для подаяния, отбил поклоны и вышел. Один из последних монахов на дороге спросил его: „Куда ты пойдешь теперь?“ Вирупа ответил: „Вы изгнали меня, какое же вам теперь дело до того, куда я пойду?“ Недалеко от монастыря было большое озеро. Вирупа сорвал цветок лотоса и поднес его Будде. Потом у берега озера он встал на лист лотоса и побрел по воде на другой берег. Те, кто был в Сомапури, исполнились раскаяния и сожаления. Они поклонились Вирупе и, схватив его колени, обратились к нему и стали спрашивать его: „Зачем же вы убивали птиц?“ „Я никого не убивал“, – ответил Вирупа и попросил послушника принести объедки. Когда мастер щелкнул пальцами, перья превратились в голубей, еще более ладных и упитанных, чем раньше, и все вокруг были тому свидетелями.

С тех пор Вирупа оставил монашескую общину и стал вести жизнь странствующего йогина. Однажды Вирупа пришел на берега Ганга и попросил еды и питья у местной богини, но она ничего ему не дала. Тогда рассерженный Учитель раздвинул воды и перешел на другой берег.

Как-то в Канасати Вирупа купил в харчевне вина. Служанка подала ему вино и рисовые лепешки, которые ему очень понравились. Он пиршествовал два дня напролет, а солнце не двигалось с места. Тогда царь тех мест, озадаченный этим обстоятельством, потребовал узнать, кто сотворил это чудо. Богиня солнца явилась царю во сне и сказала: „Странствующий йогин оставил меня в заклад служанке из харчевни“. Через некоторое время, когда царь и его свита заплатили за вино, выпитое Вирупой, долг которого уже достиг баснословных размеров, тот исчез.

После этого он направился в страну Индра, где жили язычники. Там стоял, например, сорокаметровый образ Шивы в виде „Великого Господа“, Махешвары. Вирупе предложили поклониться ему, но он ответил: „Старший брат не должен кланяться младшему“. Царь и его приближенные закричали, что казнят Вирупу, если он тут же не отобьет поклонов. „Я не могу – это будет большой грех“, – сказал Вирупа. „Пусть твой „грех“ падет на меня!“ – рассмеялся царь.

Когда Учитель сложил руки и пал ниц, огромная статуя раскололась пополам и раздался голос: „Я покоряюсь тебе!“ После клятвы колосс вновь стал целым, каким и был до того. Местные жители передали Вирупе все дары, поднесенные статуе Шивы, и стали буддистами. Говорят, часть из этих даров сохранилась до сих пор.

После этого мастер отправился на восток Индии в Девикоту, где почти все население к тому времени стало ведьмами. Они зачаровывали любого, кто решался остановиться у них. Прибыв туда, мастер сразу нашел, где ему поесть, но, обойдя весь город, не смог отыскать ночлега. Единственный буддист, которого он встретил, молодой брахман, рассказал ему, что в стране совсем не осталось людей, поскольку все стали ведьмами, и это приносит неисчислимый вред. Они прошли в заброшенный храм, где мастер мог остановиться. Здесь он дал юноше посвящение и научил его мантрам. Тем временем ведьмы собирались и говорили друг другу: „Должна быть принесена жертва, и уже есть все сорта мяса, кроме человеческого“. Потом кто-то крикнул: „Я, кажется, знаю, где найти двоих!“ „Приведи их“, – заволновались и завопили все. Но когда ведьма попыталась сделать это, она была остановлена юношей-брахманом. Она пробовала снова и снова, но безуспешно. Позже они заметили Вирупу на стволе поваленного дерева. Схватив мастера вместе с деревом, они хотели сварить его в вине, но он выпил все, что у них было. Тогда, пытаясь убить его, они испустили пронзительный шипящий крик, но Вирупа рассмеялся в ответ двенадцатью взрывами ужасающего хохота, и все ведьмы упали замертво от страха. Вирупа обязал ведьм дать обет, что отныне они примут Прибежище в Будде и не будут вредить другим буддистам. Они не должны наносить вред ни одному живому существу, разве что иногда отпить немного крови у тех, кто живет без Прибежища или не следует пути Просветления. Если же они нарушат обет, им отрежут головы пилой-диском и северный Якша выпьет их кровь. Даже сейчас очертания диска и Якши иногда видны в небе в тех местах. Позже мастер включил связанных обетом ведьм в число защитников Дхармы».

От подобных описаний уже совсем недалеко до тантр ануттара-йоги с их примерами вызывающего для традиционного общества поведения (повторимся – эти примеры и ситуации ни в коем случае нельзя толковать буквально). Как пояснял Е. А. Торчинов: «Что бросается в глаза при чтении тантрических текстов наивысшей йоги? Прежде всего, это мотивы греховного, преступного и ужасного, повторяющиеся в положительных контекстах темы прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, воровства и даже каннибализма – все это рекомендуется к совершению истинному йогину, все, что, казалось бы, совершенно противоположно самому духу буддизма, всегда проповедовавшего нравственную чистоту, сострадание ко всему живому и воздержание… Махаяна (да и Хинаяна) прежде всего работали с сознанием, с тем тонким и поверхностным слоем психики, который характерен именно для человека и тесно связан с типом цивилизационного развития того или иного общества и его уровнем. И только постепенно просветляющее воздействие методов Махаяны затрагивает более глубокие слои и пласты психики, очищая и преобразуя их. Иное дело Ваджраяна. Она прямо сразу начинала работать с темными пучинами бессознательного того „тихого омута“, в котором „черти водятся“, используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, – всего того, что могло и не осознаваться самим практикующим, бомбардируя, однако, его сознание „изнутри“. Затем только наступала очередь сознания, преображающего вслед за очищением темных глубин подсознательного».

Махасиддха Наропа, воспринявший «Калачакра-тантру» у некоего посвященного из Шамбалы, ученик Тилопы – того самого, кто познал тантры от Изначального Будды (Ваджрахара), – долгие годы прислуживал своему учителю и терпел всевозможные издевательства, но это было не просто бессмысленное унижение: так Тилопа очищал сознание своего ученика и постепенно передавал тому тайные знания. Впоследствии Наропа сам стал великим учителем и сформулировал доктрину «шести йог»:

– йога внутреннего тепла;

– йога иллюзорного тела;

– йога сновидений;

– йога ясного света;

– йога промежуточного состояния;

– йога переноса сознания.

Е. А. Торчинов, кратко характеризуя эти йоги, писал: «Первая из этих йог предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением. Йогин достигает особого состояния сознания, отождествляемого им с промежуточным. В нем исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он привязан к своему телу эластичной нитью. Разрыв нити означал бы подлинную смерть. Для чего нужно вхождение в промежуточное состояние? В тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный момент переживает пробуждение и созерцает беспредельный ясный свет пустотного Дхармового Тела, тождественный его собственной изначальной природе. Закрепление этого переживания (что, как утверждает традиция, практически никому не удается) означает обретение состояния Будды и выход из сансары. Поэтому йогин стремится еще при жизни войти, находясь в состоянии самадхи, в промежуточное состояние и попытаться в нем обрести пробуждение.

Йога внутреннего тепла предполагает работу с психофизиологическими „тонкими“ центрами – чакрами и каналами, по которым жизненная энергия (прана) циркулирует по телу, для сублимации праны, что выражается в сильном разогреве тела, и трансформации сознания (переживания состояния недвойственности блаженства и пустоты).

Особый интерес представляет йога сновидений с ее техникой „бодрствования во сне“, которая постепенно переходит в умение практиковать во сне йогу и дает постижение иллюзорной „сноподобности“ всех феноменов. Йога иллюзорного тела, напоминающая даосскую „внутреннюю алхимию“, заключается в замене „грубого“ физического тела „тонким“ энергетическим телом, созданным из энергий-пран и подобным радужному сиянию. Йога переноса сознания заключается в „открытии“ на макушке головы особого „тонкого отверстия“ („отверстие Брахмы“) для выхода через него в момент смерти сознания, окруженного „энергетической оболочкой“, и его „переноса“ в „чистую землю“ будды Амитабхи. Содержание йоги ясного света близко, насколько можно судить, йоге промежуточного состояния».

Помимо распространения доктрин Махаяны и Ваджраяны и подтверждения их величия своими чудесными деяниями, махасиддхи немало способствовали возникновению концепции Ади-Будды (Предвечного, Изначального Будды). Эта концепция вытекала из философского учения о Татхагатагарбхе – «зародыше» или «лоне» Будды. Согласно этому учению, в каждом живом существе имеется зародыш состояния, а также – в каждом живом существе присутствует некая особая сущность, которая может быть названа «природой Будды». Первая интерпретация получила распространение в основном в тибетской ветви Махаяны, а вторая безраздельно господствовала в китайско-дальневосточном буддизме и переросла в теорию «изначального пробуждения», которая утверждала, что живые существа изначально пробуждены и сама природа ума есть пробуждение, бодхи. Поздние тантры Ваджраяны говорят об Ади-Будде как об олицетворении единого абсолютного Ума, объемлющего собой все мироздание. Это своего рода «инвариант» Будды, эманациями которого являются все будды прошлого, настоящего и грядущего, в том числе Шакьямуни.

Ранняя европейская буддология видела в Ади-Будде аналогию божества монотеистических религий, однако эта теория была опровергнута: Ади-Будда не является творцом мира, это символическое представление безначального бытия. Как пишет лама Анагарика Говинда: «Нельзя произвольно перевести термин теистической системы, центральной точкой которой является идея Бога-Творца, в нетеистическую систему, которая настойчиво и фундаментально отрицает это понятие. От такого смешения терминологии в конце концов возникла ошибочная идея об Ади-Будде поздних тантр как о своего рода версии Бога-Творца, что было бы полностью неприемлемым для буддийской точки зрения. Ади-Будда есть символ универсальности, вневременности и полноты просветленного ума. Утверждение, что вселенная или человек есть Ади-Будда, не означает, что это некий бог, играющий в кости с миром, чтобы провести свое время. Представление о нем не род монотеизма, наложенный извне на ранний полностью атеистический буддизм. Такое представление есть ошибка профессиональных семантиков. Буддизм не собирался заниматься теоретизированием. Он пытается погрузиться в тайные глубины нашего бытия и выявить скрытый свет, светящий подобно бриллианту. Поэтому понятие Ади-Будды лучше всего перевести как раскрытие истинной человеческой природы».

Итак, Ваджраяна – не новая идеология, каковой стала Махаяна по отношению к Тхераваде, а новая методология обретения просветления. По учению Ваджраяны, просветление может быть достигнуто мгновенно, нужно лишь овладеть конкретными психотехниками и соответствующим образом изменить свое сознание. «Вместе с тем, – писал Е. А. Торчинов, – наставники Ваджраяны всегда подчеркивали, что этот путь является и самым опасным, подобным прямому восхождению к вершине горы по канату, натянутому над всеми горными ущельями и пропастями. Малейшая ошибка на этом пути приведет незадачливого йогина к безумию или рождению в особом „ваджрном аду“. Гарантией успеха на этом опасном пути является приверженность идеалу бодхисаттвы и стремление обрести состояние Будды как можно быстрее, чтобы скорее получить способность спасать живые существа от страданий сансары. Если же йогин вступает на Колесницу грома ради собственного преуспеяния, в погоне за магическими силами и могуществом, его конечное поражение и духовная деградация неотвратимы».

Ваджраяна пользовалась популярностью в северо-западной Индии и на территории государства Палов (северная Индия), откуда распространилась на Центральную и Восточную Азию. Она оказала сильнейшее влияние на тибетский буддизм (см. соответствующую главу), а также утвердилась в Японии, где школа сингон, основанная создателем национального японского алфавита Кукаем, следует «Йога-тантре».

В Индии Ваджраяна стала последним этапом развития буддизма – мусульманские завоевания привели к тому, что учение Будды Шакьямуни во всем его многообразии оказалось под запретом, и буддийская традиция на исторической родине Дхармы прервалась на несколько столетий. Однако за пределами Индии буддизм обрел «второе дыхание» и получил новый импульс – прежде всего благодаря взаимодействию с религиозно-этическими доктринами Китая и Тибета, а также благодаря проникновению через Китай на Японские острова.

Направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм, теоретический буддизм, буддийский тантризм, тантра. Название тантризм правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) связано с ритуалом принесения в жертву крови из большого пальца правой руки.

В отличие от индуистского (индусского) тантризма левой руки (вамачара, вамамарга), тантрический буддизм имеет целью не слияние с персонифицированным богом, а переход сознания в состояние нирваны, абсолюта?. Ритуалы в нем не имеют характера оргий и доминирует философский аспект. Женское начало пассивно и отождествляется с мудростью (праджня). Мужское начало активно и выступает как средство (упайя?, упая) достижения освобождения. Основателем учения считается Асанга (IV в.), которому приписывают создание «Гухьясамаджа-тантры», произведения высшего уровня тантрической литературы. В индуизме тантризм наибольшее развитие получил в кашмирском шиваизме. В канон тантрического буддизма кроме палийского канона «Трипитака» входят учение о космических циклах («Калачакра»), трактаты о космическом Будде (Ади-будда), о высочайшем состоянии сознания (Махамудра) и др. Одна из форм ваджраяны - тибетский буддизм.

Тантризм оказал влияние на школы китайского буддизма ми, чань, тяньтай, на школы японского буддизма дзэн, сингон, тэндай. Некоторые тантрические произведения (сутры, тантры, шастры) имеют двойное прочтение. Одно - буквальное (нейартха?), доступное всем и воспринимаемое как миф. Истинный смысл при этом остается скрытым. Другое (нитартха?) доступно только посвященным, проникающим в скрытую суть произведения. Иногда тексты записываются тайным, «сумеречным» языком (самдхьябхаша?, сандхьябхаша?, самдхьябхаса?), содержащим символы, метафоры. Каждый этап духовной практики в тантризме сопровождается ритуалом посвящения (абхишека?, дикша?, дикшана?, упанаяна?, упасадхана?). Учитель (гуру, сиддха?, махасиддха?) открывает адепту тайны шифров, символов, иносказаний, мантр. Обучает технике изменения состояния сознания, философии учения. Передавать знания неподготовленному, непосвященному человеку категорически запрещается. Между учителем и учеником должна быть психологическая совместимость. Их отношения регулируются гуру-йогой. Почитание учителя обязательно. Тантризм привлекает высокой эффективностью, возможностью получить освобождение в одной жизни. Уход из мира, разрыв с ним не обязательны. Главное - достижение единства мира и природы будды в самом себе, постоянное поддержание этого осознания через практику (садхана), ритуал. В тантризме присутствуют элементы магии и алхимия. Широко применяется визуализация и управление энергиями, Символика. Символ и знак выступают как синонимы, но когда говорят о невербальном выражении сущности чего-либо, а не просто о замене предмета условленным знаком, принятым по договоренности для обозначения этого предмета, применяют термин-символ.

В буддизме главная мантра-символ - Ом, главная мудра - махамудра?. В мандалах и янтрах представлены комбинации символов. В тантрическом буддизме большое значение придается символам мужского и женского начал, традиционным в индийской культуре. Ваджра? (алмаз) изображается в виде стержня с овальным или острым навершием. Выступая как скипетр, оружие символизирует мужскую силу, высшую ценность. Учение тантрического буддизма называют ваджраяной. Двунаправленная ваджра, стержень с двумя навершиями трактуется как единство противоположностей. Пятиконечная - как пять видов мудрости. Точка, из которой расходятся стержни, - зародыш вселенной. Их схождение в одну точку - однонаправленное, одноточечное сознание. Ваджра в руках великих сущностей, будд, бодхисаттв или пучок ваджр считается символом молнии, мгновенного просветления, оружия, побеждающего неведение. Другие названия ваджры: дордже, дорчже (тибет.), очир (монгол.), дзинганси (кит), конгосё (яп.) и т.д. Женское начало, лоно (йони, гарбха и др.), изображается в виде колокола, колокольчика (сс. гханта, гхантика, тибет. дильбу). Термин татхагатагарбха означает порождающее лоно, чрево высшего начала, космическое сознание, абсолют, содержащий все потенции мира, наполненную пустоту. Другое значение - интуитивная женская мудрость (праджня). Колокольчик с пестиком - символ единства мужского и женского начал, мудрости и метода, средства (упайя). Такое же значение имеет мудра в виде любовного объятия мужчины и женщины (сс. юганаддха, тибет. яб-юм). Слон-альбинос, белый слон означает величие. Его увидела мать Будды во время родов. Бог Сакра (Шакра) является на белом слоне, который держит в хоботе ваджру. Колесо - символ учения (Дхармачакра). Золотые рыбки - освобождение, цветок лотоса - чистота, зеркало - зеркалоподобная мудрость, которая не замутняется тем, что отражается в ней. Книга - высшая мудрость праджняпарамиты. Меч - просвещение, рассекающее тьму невежества.

В архитектуре буддийских ступ и др. присутствуют символы первоэлементов материи: земля (квадрат), вода (круг или овал), огонь (треугольник) воздух (пустая чаша или полумесяц), эфир (маленький кружок, точка, пылающая капля мудрости или лиана). Символы используют для рефлексий и медитативного созерцания, что способствует приведению сознания в определенное состояние, благоприятное для духовной практики. В явной или неявной форме символы присутствуют не только в предметах культа, но во всем, что окружает буддиста: в орнаменте, в живописи, скульптуре. Природные объекты, животный мир, явления окружающей среды могут рассматриваться как символы, вызывающие в сознании ощущения и переживания, связанные с буддийскими доктринами невечности, изменчивости, единства, пустотности и т.д. Яркий пример - искусство дзэн. Широкое применение символики характерно для тантрического буддизма.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Продолжение темы — «Вопрос-ответ». Написали вопрос пишу ответ. Получились стихи «хоти не хоти»

С одной стороны Тантра объединяет в себе и индуизм, буддизм и даже даосизм, который не является самостоятельной системой в духовной практике, но все же.

Ваджраяна — это, можно сказать, этакая отрасль Тантры , так как она связана и с индуистским шактизмом или почитанием женского начала — вагины и лона, а также с мужским началом — почитанием пениса, в индуизме — это именно шиваизм. А также в целом с единством мужского и женского начал в индуизме — шивалингам, а в буддизме яб-юм.

Отличия индуистской Тантры от буддийской Ваджраяны

Правда тут есть громадные отличия, и они не только в системе яб-юм (вагины и пениса) и их понимания заложен другой смысл (блаженство и пустота, метод и мудрость), а также и в самой теории и практике Тантр. Это можно заметить еще на самой первой ступени практик крийя-тантры в буддизме.

Ваджраяна и шактизм

Ваджраяна использует лишь некоторые методы (только малую часть) от индуистской тантры, но тоже самое можно сказать и о шактизме и шиваизме, что они заимствуют и используют буддийские методы. Нельзя и неправильно говорить, что шактизм или шиваизм и Ваджраяна одно и тоже или тождественно. Вероятно, культурному обмену способствовало ограниченное положение людей, которые они занимали в обществе древней Индии и Тибета, что способствовало проникновению практик из Бона (ритуалы), Чод (агхора и шиваизм, шактизм).

С одной стороны Ваджраяна это четвертый поворот колеса Дхармы, а раз так, то тут нет Бога, души, Вселенной как Божестенного проявления, шактипата, кундалини и прочих индуистских или брахманических заблуждений. Да, именно так, в ваджраяне все эти понятия тесно связаны с заблуждениями (или моха — невежеством).

В тибетской и индийской Ваджраяне другие приоритеты, другие чакры, другие цвета и совершенно другая мотивация, цель и практика (средства и методы), соответственно, можно с уверенностью сказать, что Шактизм (или шиваизм) — это совершенно другие практики, связанные как и Ваджраяна с культом мужского и женского начала, но несущие в себе иной смысл.

Происхождение Ваджраяны и тантризма в целом

Обе линии и индуистская и буддийская идут от одного корня — древних йогинов и аскетов (махасиддхов), которые в свое время покоряли духовный путь в течении одной жизни достигая максимальных реализаций. Тантра возникла на территории современной Индии еще в период или до рождения будды Шакьямуни. Отлично известно, что первыми тантристами были люди из маргинальных или низших социальных слоев общества: башмачники, ткачи, охотники, мельники и тп, то есть, другими словами мастеровые и ремесленники.

Некоторых из вас, вероятно, это очень удивит, ведь как можно представить людей из низших каст (варн) древнего Индостана, которые интересуются, да еще и практикуют Тантру, тайное учение. Было, действительно, такое тогда было.

Так или иначе и по большей части главные знания в Ваджраяне идут из тайнственной и загадочной Уддияны, иногда её сравнивают с Шамбалой или страной Шангри-ла, (вероятно тибетцы знали туда прямую дорогу) и от Дакинь — проводниц, которые являют ключевые моменты для реализации еще в жизнеописаниях махасиддхов.

В заключение

В заключение хотел бы упомянуть, что Тантра как система сложилась еще в 5 веке до н.э. и первоначально не была упомянута в книжных источниках. Тантра как учение было антогонизмом к монашескому обету и уставу, а также самой монастырской системе, возможности практиковать духовный путь вне храмовых стен. Поэтому особый вклад в развитие и создание практик и систем практик внесли миряне, йогины и тантрики, отшельники и просто гуру-отцы, которые создали такие буддийские традиции на Тибете как:

  • Ньингма (Гуру Римпоче),
  • Сакья (Сараха и Вирупа),
  • Кагью (Тилопа и Наропа) и
  • Джонанг (Таранатха).
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png