Она подошла к берегу моря, мгновение поколебавшись, решительно посмотрела на небо и произнесла:

Привет.
Волны монотонно бились о берег, донося брызги до её тела. Она стояла, не отводя глаз с ночного неба. Дул лёгкий прохладный ветер, который, покачивая ветки кустов и деревьев, нарушал тишину ночи. Минут через пять она сменила положение, присев на корточки. Ветер трепал её волосы, освежал лицо. Она закрыла глаза. Шум ветра и качающихся веток стал уже привычен, и казалось, что вокруг стоит...

На берегу Средиземного моря сидели они на плоском камне, обнявшись, брезжил рассвет. Молчали и впитывали красоту мира, утра, моря. Красоту гармонии жизни, гармонию двух сердец. Было очень тихо и тепло, несмотря на раннюю весну.

Приникнув друг к другу, они впитывали яркие и призрачные, трансфизические краски утра, таинственно-густую синь моря, хрустальный воздух, словно каплями стекающий на них из потусторонних сфер, жемчужный туман, первые лучи восходящего солнца. Мир был осязаемо иным...

Море – это огромное, безграничное количество соленой воды. Воды, которая, то спокойная, то слегка погоняемая ветерком, перекатываемая волнами, порой бурная, переходящая в шторм и ураган, вызывающая цунами и девятый вал. Вода то золотисто-красная, то ярко красная из которой на рассвете восходит солнце и на закате утопает в ней.

Морская пучина со своими заливами и проливами, островами и полуостровами, айсбергами, гаванями, причалами и пристанями и главным помощником и путеводителем моряков...

Да, да! Именно так! Девочки, у них процессор совсем отлично от нашего настроен.
И не с разных мы планет, из одного Источника, просто есть отличия в программе.

Доказательства? Сейчас! И с точки зрения физиологии, и анатомии, и эзотерики.

Со всех сторон докажу.

Мужчина – тот, кто оплодотворяет. Тот, кто много веков был занят добычей пищи.

Вы только подумайте, сколько веков они тратили свои силы, на то чтобы забить мамонта, притащить его в пещеру, вспахать поле, поймать и приручить скот...

Ветер уже совсем стих.
В сущности, это не ветер стих – это небо прекратило ёрзать.

Оно тут бывает так неспокойно, что даже пытается соскользнуть с поверхности моря и

Унестись в сторону Луны. Тогда лик ее, пресыщенный земным вниманием, масляный, самодовольный, превратится вдруг в рассерженный обрубок мяса и все непременно отметят это изменение, с чем-то своим его связывая.

Проснутся толкователи изменений, откроют свои школы и станут собирать деньги с наивных.

У тех, конечно, не так...

Вступление
Знаете, когда спускаешься по старой лестнице к синему морю, ощущаешь легкую дрожь пронизывающую тебя с ног до головы.

День. Солнце светит у меня над головой, я вступаю на песок, нагретый палящим солнцем, босыми ногами.

Я медленно иду к морю. Пытаюсь смотреть на солнце, которое так ярко светит надо мной. Прищуриваюсь и сразу опускаю голову. Подхожу все ближе и ближе к морю. Боже, как оно прекрасно. Я сажусь так, что мои ступни были в воде. Его нежные волны бьются о мои ноги...

В каждой частице мира заключен весь мир.

Морская вода может быть всего лишь каплей. По ней не сможет проплыть корабль, она не может (хоть и умеет) быть волной, не может побудить людей к мечтам о дальних путешествиях (или очень немногих)...

И, тем не менее, она - море, как бы странно это не звучало.

Точно так же, в одной песчинке выражена вся пустыня, а в одном человеке - всё человечество. И, пытаясь совладать с трудностями понимания своего ближнего, который кажется слишком иным...

Сегодня закрывали сезон. Случайно все получилось, но именно, когда не планируешь, результат великолепен. Никогда в Одессе море не бывает таким чистым и свежим, как осенью. Приезжих почти нет, отдыхающих мало, между подстилками расстояние – несколько метров!!!

Чистый песок сквозь пальцы, бархатное, а не испепеляюще знойное солнышком нежно целует кожу, в небе грациозно летают чайки, а вода просто космическая, кажется, что не может на земле быть такой воды, настолько нереален ее лазурный цвет и...

Художественная мастерская
по искусству речи в 5-м классе

«Мой стих поет в волнах его прилива»
М.Волошин

Тип урока: интегрированный урок русского языка, литературы и МХК.

Форма урока: посещение студии маринистов.

Интерьер кабинета: на партах – фотографии с изображениями моря; кабинетные шторы украшены синими лоскутами в виде волн; стенд с репродукциями морских картин; стенд «Поэтическое посвящение морю» и др. атрибуты, воспроизводящие атмосферу дома мариниста.

Оборудование: репродукции морских картин И.Айвазовского, М.Волошина, А.Боголюбова, К.Богаевского, У.Тернера, М.Чюрлениса и др.; фотографии и открытки с изображениями моря, с видами домов-музеев А.Грина и М.Волошина; кассеты (= диски) К.Дебюсси «Звуки природы»; репродукция картины К.Васильева «Садко в гостях у Морского царя».

Цели урока: 1. Способствовать моделированию словесного пространства концепта «море» путем погружения детей в творческий мир художников, поэтов и музыкантов, посвятивших свои произведения морю; познакомить с правописанием сложносоставных цветовых эпитетов и научить использовать их в собственных текстах.

2. Расширить и дополнить детские фрагментарные представления о море новыми метафорическими и живописными понятиями.

3. Воспитывать художественный вкус, умение понимать и ценить красоту.

Звучит запись инструментальной композиции «Морское настроение» (альбом «Звуки природы»).

Вступительное слово учителя

Учитель. Вечно изменчивое море восхитительно, им можно любоваться без конца. Люди издавна стремятся к морю: его влажное дыхание успокаивает, наполняет необычайной энергией. Сегодня я предлагаю вам перенестись из школьных будней в завораживающий мир морской стихии, не выходя за пределы учебного кабинета. Для этого мы включим свое воображение, и всемогущая сила нашей фантазии поможет нам оказаться в творческой студии маринистов. Эта студия состоит из нескольких удивительных залов. Мы будем переходить из одного зала в другой и выполнять задания, которые помог придумать мне таинственный природный художник по имени Море.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Поэты всех времен и народов посвящали морю свои стихи. Одним из лучших поэтических подарков морю до сих пор остается написанное более 100 лет назад стихотворение И.А. Бунина:

Все море – как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, –
Как поплавок. Взлетает иногда,
И видно, как струею серебристой
Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали, – и жемчуг и опалы
По золотистым яхонтам текут.

(Дети выразительно читают подготовленные стихи.)

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Море не только удивляет и восхищает нас, оно навевает легкую грусть, которая всегда появляется после расставания с морем.

(Обмен летними впечатлениями на морских страничках.)

Когда я вспоминаю море, то…

…ощущаю морской воздух – чистый, бодрящий, зовущий меня в сказочное путешествие.

…я мечтаю поскорей увидеть вновь его волны, солнце, отражающееся в воде, прыгающих дельфинов, теплый песок и кружащихся в небе чаек.

…я устремляюсь в загадочные дали, из которых будто зовет мелодия счастья и мира.

ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ

Учитель. Есть люди, которые расстаться с морем так и не смогли. Они решили посвятить свое творчество манящей глубине морского пространства. Их называют маринистами. К ним относятся писатель А.С. Грин (не случайно его дом-музей в Феодосии спроектирован в форме корабля); художник И.К. Айвазовский, написавший за свою жизнь более 6000 полотен, две трети из которых посвящены морю. Море, горы и облака – это излюбленные темы поэта и художника М.Волошина, ярчайшего представителя Серебряного века. Давайте заглянем в дом мариниста, ведь нас приглашает сам хозяин:

Дверь отперта. Переступи порог,
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прозрачных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.

А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе…
Всей грудью к морю, прямо на восток
Обращена, как церковь, мастерская.
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена – суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

(М.Волошин. Дом поэта)

Учитель показывает изображения домов-музеев А.Грина и М.Волошина.

Учитель. Мастерские известных писателей и художников, как видите, обязательно содержат книжные стеллажи, картины, портреты, причудливые морские сувениры… Но нам сегодня предстоит заглянуть в самую необычную мастерскую самого необычного мариниста, каким безусловно, является Морской царь. Его мастерская – это загадочное морское дно. У римлян повелителя морской стихии называют Нептуном, у греков – Посейдоном. Был Морской царь и у наших предков – славян, недаром сохранились былины о пребывании в гостях у Морского царя знаменитого новгородского купца Садко. Посмотрите, как лихо выплясывает владыка морской под удивительные гусли Садко на картине К.Васильева. (Дети рассматривают репродукцию картины.) А каким представляете Морского славянского царя вы? Опишите его.

Мифологическая словарная статья

Морской царь – это пожилой мужчина, который одет в русский народный костюм. На голове его – корона из ракушек. На ногах его – лапти, сплетенные не из соломы, а из самых красивых водорослей. У него рыбий хвост и клешни, как у рака. В одной клешне он держит посох морей и океанов, в другой – макет пиратского корабля, из тех, которые он любит топить. (Катя Шило)

Морской царь – это огромный осьминог, который восседает на коралловом троне. Иногда он запрягает волшебных китов в громадные сани, украшенные самыми прекрасными жемчужинами. Тогда море бушует, закрывая царя от любопытных глаз. Когда его дочери-дельфинихи танцуют для него, он радуется. Море начинает будто улыбаться и пританцовывать вместе с ними. (Соня Кузьменко)

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Восторгаться морем может каждый, а вот выразить свое восхищение в словах дано не всем. Предлагаю поучиться у мастеров художественного слова. Обратите внимание на то, что никто в своем описании не ограничился одним цветовым оттенком. Все авторы прибегли к помощи сложных прилагательных, т.е. прилагательных, состоящих из двух корней. Такие прилагательные, обозначающие цветовые оттенки, пишутся через дефис.

Выборочный диктант

Задание. Из данных предложений выпишите словосочетания, состоящие из существительных и зависимых от них сложных прилагательных.

1. Впереди, резко отделяясь от желтой воды лимана, лежала черно-синяя полоса мохнатого моря. (В.Катаев)

2. Тысячи бликов дробились и зыбились на серо-золотом море. (Д.Быков)

3. Море лежало прямо под ногами, спокойное, как туго натянутый серовато-голубой атлас, и только кое-где слегка морщилось. (З.Воскресенская)

4. Море в гавани было грязно-зеленого цвета, а дальняя песчаная коса, которая врезалась в него на горизонте, казалась нежно-фиолетовой. (А.И. Куприн)

5. Вот и скамья, и соломенный зонт,
Дальше обрыв – и туманный,
Мглисто-багровый морской горизонт,
Запад зловещий и странный. (И.А. Бунин)

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАРИНИСТОВ

Учитель. В нашей картинной галерее вы можете увидеть картины тех художников, кто мог изобразить свое благоговейно-восторженное отношение к морю в красках. Морская стихия в их живописных работах может вздымать гигантские волны, разбиваться на мириады радужных брызг, бурлить и неистовствовать, крушить корабли… В то же время они могли изобразить море тихим и ласковым, спокойным и задумчивым, игривым и шаловливым или же тревожно затаившимся перед грозой… Чтобы подобрать нужную краску, художник на своей палитре смешивает и пробует несколько раз сотни различных оттенков. Мы тоже попробуем сейчас смешать словесные краски и описать спокойное и бушующее море. Найти наиболее удачный цвет вам, конечно, помогут репродукции картин прославленных живописцев. Не забывайте: если вы будете пытаться нарисовать гамму моря с помощью двух цветовых оттенков, вам понадобится дефис.

Цветовая гамма моря

Портрет спокойного моря

Бирюзовое, синее, голубое, фиолетовое, небесно-розовое, серебристо-лазурное, изумрудно-лазоревое, …

Портрет бушующего моря

Свинцовое, серое, стальное, черное, сине-черное, пепельно-коричневое, грязно-фиолетовое, угольно-багровое, …

Учитель. Ну что ж, я думаю, море будет нам признательно за те наряды, какие мы ему подарили. Ведь оно наряжается, чтобы доставить радость людям.

В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем – одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
Море, если не секрет.
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
– Чтобы люди были рады!

(В.Орлов)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Прослушивание инструментальной композиции К.Дебюсси «Море».

ЗАЛ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Учитель. Художники и поэты всегда воспринимали море как живой организм. Они понимали, что у моря, как и у человека, есть свой характер, свои увлечения, свои печали и радости. Море обижается, когда некоторые ученики считают его существительным женского рода и приписывают ему окончание -а. Давайте не будем обижать море и докажем, что мы умеем правильно вписывать глагольные окончания, в соответствии с определяемыми существительными.

Осложненное списывание с грамматическим обоснованием

1. Море дышал_ спокойно и легко.

2. А море качал_сь, кипел_ и рушил_сь синей волной.

3. Бирюзовое море нежил_сь в лучах солнца, спокойно и глубоко дышал_ водная гладь.

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Предлагаю вернуться в писательский зал, чтобы еще раз насладиться словесной морской палитрой выдающихся мастеров.

Мелодекламация

На фоне инструментальной композиции, в которой можно услышать плеск морских волн, крики чаек, учитель (или подготовленный ученик) выразительно читает отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг цвета индиго, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

Эвритмическая разминка «Капризные волны»

Дети становятся между рядами и берутся за руки. В зависимости от количества детей в классе организуйте две или три группы «волн». Каждой группе нужно сначала превратиться в бушующую волну, а затем – в спокойную. Дайте возможность сначала обсудить характер движений. Подберите соответствующую музыку.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Прежде чем вы попробуете себя в создании словесного образа моря, давайте выберем для сочинения «Тайна морского дна» эпиграф.

А. Хорошо меж подводных стеблей.
.... Бледный свет. Тишина. Глубина.
.... Мы заметим лишь тень кораблей,
.... И до нас не доходит волна. К.Бальмонт

Б. Безмолвное море, лазурное море,
.... Открой мне глубокую тайну твою:
.... Что движет твое необъятное лоно?
.... Чем дышит твоя напряженная грудь? В.Жуковский

В. Но вдруг лесной повеет явью,
.... Когда сквозь моря синеву,
.... Сквозь лунно-звездное сиянье
.... Увидишь сказку наяву. Л.Вьюнник

Г. Прощай, свободная стихия!
.... В последний раз передо мной
.... Ты катишь волны голубые
.... И блещешь гордою красой. А.С. Пушкин

Обоснование выбранных эпиграфов.

Написание сочинений по выбору:

сочинение-фантазия «Тайна морского дна!»;

сочинение-описание «Когда море резвится (волнуется, сердится…»);

сочинение-сказка «В гостях у Морского царя».

Лучшие ученические работы

КОГДА МОРЕ РЕЗВИТСЯ

Когда море резвится, белые барашки его волн накатывают и убегают, увлекая за собой. Море как будто живое: оно пытается догнать меня, свалить с ног. Когда барашки бьются о камни, кажется, что камни – пастухи морского побережья. Они не пускают волны на берег.

Море сияет и переливается. В нем играют разные краски: зеленая, голубая, жемчужная, изумрудно-фиолетовая. Эти краски сбежали от одного художника, который каждый день приходил к морю, чтобы нарисовать картину. Но картина у него никак не получалась, и тогда обиженные краски убежали от неудачника.

Когда какая-нибудь волна вздымается вверх, кажется, что вот-вот из нее выйдет сам Нептун, чтобы осмотреть свои владения. Обычно он следит, как ведут себя люди, не сорят ли они. И если он видит, что все-таки сорят, окатывает их большой волной. Белые барашки всегда сопровождают Нептуна во время таких контрольных осмотров.

Вечером море стихает. Нептун уплывает решать очень важные вопросы глубоко-глубоко в море. А люди уходят домой.

Алена Макаренко

ТАЙНА МОРСКОГО ДНА

Спускаюсь на самое дно и медленно-медленно иду (или все-таки плыву?). Ой! Вот промелькнул дельфин, справа рыбки трудятся над жемчужинами: готовят украшения для свадебного платья дочери Нептуна. Он сам вдалеке восседает на троне, следит за своими подданными в специальный бинокль.

– Что будем заказывать, уважаемая?

Я удивилась ее хорошим манерам и отвечаю:

– Очень хочется попробовать водички с водорослями.

Креветка посмотрела на меня и внезапно попятилась. Я удивилась ее странным движениям, но тут вспомнила, что креветки задом наперед плавают. Гляжу, а она уже передо мной стоит и поднос со стаканом в два раза больше ее самой держит!

– Спасибо! – поблагодарила я странную официантку.

– Стакан можете оставить себе! – ответила она и вновь попятилась.

Иду (или плыву?) я по улицам морским, воду пью, под ногами жизнь морская кипит: скаты-автобусы плавают, рачки-геологи землю роют… Хорошо здесь! Но, к сожалению, пора домой! На поверхность! Я всплываю медленно, чтобы еще раз насладиться морскими видами.

Через несколько мгновений я оказываюсь дома, в теплой кроватке, а в ногах мирно мурлычет кошка. Завтра я обязательно расскажу ей об удивительных морских обитателях.

Соня Кузьменко

В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ

Как-то раз я плыла по морю на яхте с белыми парусами. Виднелись горы, спящие в тумане; яркое солнце отражалось в прозрачной воде.

Вдруг я увидела прыгающих дельфинов. Каково же было мое удивление, когда они прыгнули на борт и заговорили человеческим голосом.

– Не желаешь ли ты побывать в сказочном подводном царстве? – спросили они меня.

Это была моя давняя мечта, и я, ни минуты не раздумывая, согласилась. Только хотела надеть маску, но дельфины остановили меня.

– Но как же я буду дышать под водой? – спросила я.

Дельфины ничего не ответили и нырнули. Вскоре они вернулись с морскими водорослями, которые предложили мне съесть. Я их съела и оказалась… в сказке. Я обнаружила, что могу дышать, плавать и даже разговаривать под водой.

В сопровождении дельфинов я направилась к Морскому царю. Когда я очутилась у него во дворце, он превратил меня в русалку, чтобы мне было легче плавать. Я проплыла мимо рифа, огнедышащих вулканов, сада чудесных ягод. Познакомилась с удивительными существами. Но внезапно мне захотелось домой. И тут я поняла, что не могу вернуться на яхту, потому что у меня вместо ног был блестящий русалочий хвост.

Я возвратилась к царю, но он отказался помочь. Тогда я подумала про ягоды, которые видела в необычном саду. Я снова попала в сад. Там стала вспоминать, что именно мне рассказывали об этих ягодах дельфины. В саду росла волшебная ягода-превращательница. Я сорвала ее и вернулась во дворец. Морской царь невероятно удивился, когда услышал мой рассказ об этой ягоде. Он решил посадить ее у себя во дворце, поэтому отнял ягоду у меня.

Мне пришлось обратиться за помощью к фее Мермедии – великой морской волшебнице. Она дала мне кулон славы. С его помощью я должна была вернуть свои ноги. Поблагодарив фею, я поплыла. Двигаться быстрее мне, конечно, помогал русалочий хвост. Я выплыла на берег, а затем произошло чудо: волшебный хвост превратился в обыкновенные человеческие ноги. На память об этом необычном погружении у меня остался кулон Мермедии.

Таня Цурупа

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачьянц А. Проект «Мир моря» на уроках изобразительного искусства в начальной школе. М.: Искусство, № 3, 2007. С. 4–5.

2. Волошин М. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков». Л.: Дет. лит., 1991. С. 173–178.

3. Катаев В. Белеет парус одинокий: Повесть. Для старшего школьного возраста. Вильнюс: Витурис, 1987. С. 10.

Н.И. НЕМЫКИНА,
гимназия № 3,
г. Белгород

Описание Черного моря

Описание: Черное море соединено с Мраморным и Средиземным морем проливом Босфор, с Азовским морем Керченским проливом. Океаническая соленость в Черном море составляет 1,8%. (в Средиземном 37%). Площадь Черного моря 423 тыс. кв.км, глубина - 2245 м, вмещает 527 куб.км воды.
Особенность Черного моря состоит в том, что на глубине свыше 150 метров начинается область обитания анаэробных бактерий, результатом жизнедеятельности которых является выделение сероводорода. Организмы нуждающиеся в кислороде там обитать не могут. Жизнь развивается только в верхнем пласте моря, составляющем 12 - 13% общего объема моря, 80% всей фауны Черного моря это морские виды проникшие сюда через Босфор. Остальные солоноватоводные организмы, распространенные в подобных водоемах по всей планете. А пресные виды из впадающих в Черное море рек. Вода в Черном море умеренно холодная.

Морские обитатели

Черное море беднее видами чем Средиземное, в нем обитают виды, переносящие широкий диапазон солености воды, которым в любой период развития не нужны большие глубины. Все виды можно разделить на две большие группы: постоянные и временные.
В Черном море обитает 2,5 тыс. видов животных: 500 видов одноклеточных, 160 видов позвоночных - это рыбы и млекопитающие (акулы, дельфины), 500 видов ракообразных, 200 видов моллюсков, остальное беспозвоночные разных групп.
Крупные подвижные животные заходят в Черное море из Средиземного по своей воле. Но большое число видов постоянно заносится сюда независимо от их желания, через проливы: Черное море - Босфор - Мраморное море - Дарданеллы - Средиземное море.
В проливе Босфор постоянно существуют два течения - верхнее несет опресненную воду из Черного моря в Мраморное море и далее в Средиземное. Нижнее доставляет более соленую, теплую воду в Черное море. С ней, толщина потока 2-8 метра, в море заносятся планктонные организмы. Здесь найдены живые морские звезды, офиуры, морские ежи.
Флора Черного моря включает в себя 270 видов зеленых, бурых, красных донных водорослей, 350 видов микроскопических планктонных, массу различных бактерий.
Большинство планктонных водорослей с помощью солнечной энергии строит себя из простых соединений. Некоторые водоросли, как и животные, могут питаться только готовыми органическими веществами.
Водоросль ноктилюка (ночесветка) стала хищницей - у ноктилюки нет хлорофила, она похожа на миниатюрное прозрачное яблоко с хвостиком жгутом, свое название получила за способность светиться.

Водный баланс моря

Водный баланс - очень важная характеристика морской экосистемы, поскольку любые изменения в природном механизме притока и оттока вод отражаются на солености, температуре, плотности и других свойствах водных масс и, следовательно, на условиях жизни в них.

Не существует и не может быть раз и навсегда установленных составных водного баланса моря. Из года в год они меняются в зависимости от погодных условий, величины речного стока, температуры и влажности воздуха, влияющих на испарение влаги с поверхности моря, от силы, направления и продолжительности ветров и многих других причин. Поэтому правильнее говорить о каких-то среднемноголетних показателях водного баланса, рассчитанных на основании наблюдений, измерений и оценок, выполненных на протяжении ряда лет.

К компонентам водного баланса Черного моря относятся речной сток, атмосферные осадки в виде дождя и снега, испарение с поверхности моря, водообмен через Босфор и Керченский проливы. При этом следует отметить, что в проливах действуют два течения противоположных направлений. В Босфорском проливе верхнее течение направлено из Черного моря в Мраморное, а нижнее - из Мраморного моря в Черное. В Керченском проливе верхнее течение направлено из Азовского моря в Черное, а нижнее - из Черного в Азовское. По осредненным многолетним данным (Shimkus and Trimonis), водный баланс Черного моря может выражаться следующими величинами:

Приток воды в Черное море (км в год)

  • С речным стоком 346
  • С атмосферными осадками - 119
  • Из нижнего течения в Босфорском проливе - 176
  • Из верхнего течения в Керченском проливе - 32

Всего - 694

Исток воды из Черного моря (км в год)

  • Через испарение - 332
  • Через верхнее течение в Босфорском проливе - 340
  • Через нижнее течение в Керченском проливе - 32

Всего - 704

Как видно, реки привносят в Черное море 346 куб. км пресной воды и почти столько же (340 км), но уже соленой воды вытекает из Черного моря через Босфор. Атмосферные осадки поставляют пресной воды в море почти в три раза меньше, чем ее уходит в атмосферу путем испарения. В других морях все составляющие водного баланса существенно отличаются, это понятно. Но в Черном море, более, чем в некоторых других морях, в механизмы регулирования водного баланса вмешивается в последнее время человек. Например, путем безвозвратного изъятия пресной воды на орошение или на другие хозяйственные цели. В этих случаях речной сток в море сокращается, что влечет за собой целый ряд изменений в функционировании экосистемы. Здесь приходит на память современная судьба Аральского моря, низведенного до небольшого водоема как раз по причине чрезмерного использования речного стока на хлопковых полях в регионе. Однако участь Аральского моря Черному морю ни в коем случае не угрожает хотя бы потому, что оно не обмелеет, пока существует связь со Средиземным морем через Босфор. Да и особо водоемких культур здесь не выращивают. Тем не менее, пресная вода здесь тоже расходуется и в немалых количествах. Например, в шестедесятые и семидесятые годы прошлого столетия строились планы использования больших объемов вод из рек, впадающих в Черное и Азовское моря, в первую очередь, для развития орошаемого земледелия в засушливых районах Северного Причерноморья и Приазовья. С позиций сельского хозяйства и животноводства, это представлялось тогда крупным проектом преобразования природы в лучшую для человека сторону.
С другой стороны, это сулило большие изменения в морской среде и потери биологических ресурсов как в Черном море, так и в Азовском. Специалисты, гидрологи и океанологи, строили прогнозы ожидаемых событий в море и оценивали возможный ущерб, который они нанесут промысловым рыбам и другим ценным организмам.Например, профессор A.M. Бронфман и доктор Е.П. Хлебников писали в 1985 году, что при ожидаемом в 1980 - 2000 годах росте безвозвратного водопотребления в бассейне Азовского моря, средняя соленость воды в нем увеличится с 12,13% в 1981 году (знак % означает количество граммов солей на один килограмм морской воды) до 14,46% в 1995 году и до 15,58% в 2000. Именно с такой точностью предсказывали величину солености воды построенные математические модели. Применительно к Черному морю, профессор К.А. Виноградов и доктор Д.М. Толмазин отмечали в 1971 г, что, при условии изъятия 40% стока рек, соленость воды в Черном море будет стремиться к 33%, достигнув этой величины примерно через 7000 лет. К 2000 году ряд авторов прогнозировали повышение солености в Черном море с 18% до 21-22% и резкое ухудшение к этому времени условий жизни для многих морских организмов, в первую очередь, для понтических реликтов. В связи с сокращением речного стока, прогнозировалось "наступление" моря в открытые лиманы, такие как Днестровский и Днепровско-Бугский, и повышение солености воды в них от нынешнего уровня 2-3% до 18-20%. В качестве предупредительной охранной меры профессор Ф. С. Замбриборщ (1971) предлагал построить плотины в устьях этих лиманов в районах Очакова и Затоки. Это создаст водоемы нового типа, предупреждал Ф.С. Замбриборщ, но иного эффективного пути спасения солоновато-водной фауны лиманов и их богатых рыбных ресурсов не известно.Эти примеры приведены для того, чтобы показать, сколь серьезно воспринимали ученые перспективу сокращения речного стока и сколь доверительно относились они тогда к различным прогнозам, полученным при помощи математических моделей. Позднее стало ясно, что математические "экологические моделиь часто основываются на предельно упрощенных концептуальных моделях систем. Поэтому, отвечая на вопросы практики по проблемам окружающей среды, экологи, как писал один из них, нередко больше походят на древнегреческих оракулов, нежели на научных экспертов и консультантов. Конечно, это относится к экологическим математическим моделям 60-х и 70-х годов прошлого века. Позднее они стали более совершенными. Прошло время, и сейчас можно сделать некоторые выводы. Как показывают современные исследования, события в черноморском регионе развивались по иному сценарию, чем это предсказывали. По разным причинам, в том числе, экономическим и политическим, крупного безвозвратного изъятия речного стока к концу столетия еще не произошло. Реки продолжают вливать в Черное море, практически, прежние объемы пресной воды. Соленость в открытых водах Черного моря осталась на прежнем уровне - около 18%. Она несколько возросла в открытых лиманах и в Азовском море, однако далеко не достигнув прогнозировавшихся значений.
Например, современная средняя соленость воды Азовского моря составляет 13,8%, а предсказывалась - 14,46% в 1995 г. Можно утверждать, что соленость воды осталась на том уровне, при котором серьезных биологических перестроек в экосистеме ожидать не приходится.

Сколько морей на Земле? Точного ответа вам никто не скажет. Например, Международное гидрографическое бюро выделяет всего 54 моря, некоторые ученые считают, что на нашей планете более 90 морей (не считая Каспийского, Мертвого и Галилейского, которые часто относят к озерам). Наиболее распространена версия, что морей все же 81. Подобное расхождение возникает из-за того, что ученые по разному толкуют само понятие "море".

Наиболее распространенное толкование: море - водоем, обособленный частями суши или возвышениями подводного рельефа . С геологической точки зрения моря - молодые образования. Самые глубокие образовались на изломе тектонических плит, например, Средиземное. Более мелкие образуются на окраинах материков при затоплении материковых отмелей.

Характеристика морей

Моря активно участвуют в создании температурного режима земного шара. Морская вода очень "ленива" и нагревается медленно. Поэтому, например, вода в Средиземном море самой теплой становится не в июле, когда жарко, а в сентябре. С понижением уровня вода быстро остывает. На дне самых глубоких морей - около 0ºC. При этом замерзать соленая вода начинает при температуре -1,5 ºC; - 1,9 ºC.

Теплые и холодные течение перемещают огромные массы воды - теплой или холодной. Это очень влияет на формирование климата.

Большую роль играют также приливы и отливы, частота их смены и высота. Возникновение приливов и отливов связано со сменой фаз Луны.

Известна интересная особенность воды в море. При погружении море постепенно "съедает" цвета. На глубине 6 м исчезают алые краски, на глубине 45 м - оранжевые, 90м - желтые, на глубине свыше 100 м остаются только фиолетовые и зеленоватые оттенки. Поэтому самый красочный подводный мир располагается на незначительных глубинах.

Типы морей

Существует несколько классификаций, объединяющих моря по определенным признакам. Рассмотрим самые популярные.

1. По океанам (список морей по океанам )

2. По степени обособленности

Внутренние - не имеют выхода к океану (изолированные), либо связаны с ними через проливы (полуизолированные). По сути, изолированные моря (Аральское, Мертвое) принято считать озерами. А проливы, соединяющие полуизолированные моря с океаном, настолько узки, что не приводят к смешению глубинных вод. Пример - Балтийское, Средиземное.

Окраинные - располагаются на шельфе, имеют разветвленную сеть подводных течений и свободный выход к океану. Друг от друга отделяются островами или подводными возвышенностями.

Межостровные - такие моря окружены тесной группой островов, которые препятствуют соединению с океаном. Больше всего таких морей среди островов Малайского архипелага - Яванское, Сулавеси.

Межконтинентальные - моря, лежащие на стыке континентов - Средиземное, Красное.

3. По солености вод выделяют слабосоленые (Черное) и сильносоленые (Красное) моря.

4. По степени изрезанности береговой линии различают моря с сильноизрезанной и слабоизрезанной линией берега. Но, например, Саргассово море вообще не имеет береговой линии.

Для береговых линий характерно наличие заливов, лиманов, бухт, кос, клифов, полуостровов, пляжей, фьордов и мысов.

Отличие моря от озера, залива и от океана

Несмотря на большую схожесть толкований понятий "море", "озеро", "залив" и "океан", эти слова не являются синонимами.

Так, море от озера отличается:

Размером. Море всегда больше.

Степенью солености вод. В море вода всегда с примесью соли, в то время, как в озерах может быть пресная, солоноватая и соленая.

Географическим положением. Озера всегда располагаются внутри континентов и со всех сторон окружены сушей. Моря же чаще всего имеют связь с океаном.

Сложнее разделить моря и океаны. Здесь все дело в размерах. Принято считать, что море - это лишь часть океана, имеющая уникальную флору и фауну. Море может отличаться от океана степенью солености воды и рельефом.

Залив - так же составляющая часть океана, глубоко врезанная в сушу. В отличие от моря всегда имеет свободную связь с океаном. В некоторых случаях название залив закрепилось за акваториями, которые по своим гидрологическим характеристикам относятся, скорее, к морям. Например, Гудзонов залив, Калифорнийский, Мексиканский.

Самое солёное море

(Мёртвое море )

Если считать Мертвое море именно морем, а не озером, то пальма первенства по степени солености вод будет принадлежать этой акватории. Концентрация соли здесь 340 г/л. Из-за соли плотность воды такова, что в Мертвом море невозможно утонуть. Кстати, поэтому в Мертвом море нет рыб и растений, в таком соляном растворе обитают только бактерии.

Из признанных морей самым соленым считается Красное. В 1 литре воды содержится 41 г соли.

В России самым соленым морем является Баренцево (34-37г/л).

Самое большое море

(Филиппинское море )

Самое большое море в мире - Филиппинское (5726 тыс. кв. км). Расположено в западной части Тихого океана между островами Тайвань, Японскими и Филиппинскими. Это море еще и самое глубокое в мире. Наибольшая глубина зафиксирована в Марианском желобе - 11022 м. Территория моря охватывает сразу 4 климатических пояса: от экваториального до субтропического.

Самое большое море России - Берингово (2315 тыс. кв. км.)

Что может быть лучше всего летом? Конечно же, только, лето проведённое на море. Период самых длинных школьных каникул, жаркого Солнца и свежих фруктов, гораздо приятней проводить возле воды. Причём, чем больше этот водоем и чем чище в нём вода, там лучше останутся впечатления.

Я люблю сидеть на пляже и смотреть на волны, которые разбиваются о берег. Но больше всего, мне нравиться всматриваться в горизонт. Разглядывать границу между водой и небом. В такие момента я понимаю что мир гораздо больше чем город в котором я живу. Еще на море красивые закаты Солнца. Но это уже тема для другого сочинения.

Вариант 2

Этим летом мы снова всей семьей отправились отдыхать на Черное море, так как каждый год мы стараемся придерживаться этой традиции. Я с нетерпением жду этого волшебного времени и стараюсь основательно подготовится к очередному путешествию.

В этом году мы снова отправились в Сочи, так как нам всем очень нравится этот курортный городок. В нем очень развита инфраструктура для отдыхающих и туристов. Но сначала, предстояла долгая дорога, которую я очень люблю, так как до места мы добирались поездом. Это мой любимый вид транспорта, так как за время дороги есть возможность подумать и помечтать. Сочи всегда очень гостеприимно встречает своих гостей.

Я очень люблю экскурсии в горы, так как в горах очень красивая природа и свежий воздух. Я рада, что совершилась несколько морских прогулок на катере и прокачусь на джипах по горным дорогам, так как это развлечение очень захватывающее. Была возможность сходить в аквапарк и полюбоваться спортивными сооружениями, которые построены были к мировым спортивным состязаниям и вызывают восхищение у отдыхающих.

В городе очень много различных развлечений, которые подойдут для людей любого возраста. Пляжи, которые растянулись вдоль города очень чистые и обустроенные на них есть возможность поиграть в пляжный волейбол и взять напрокат разный спортивный инвентарь. Я надеюсь, что эти свои каникулы проведу очень весело и с пользой для своего здоровья. Отдых на море обладает множеством преимуществ: свежий морской воздух, морская вода и просто классная обстановка и энергетика природы.

Каждый год мы ждем новых и незабываемых ощущений от отдыха, так как за учебный год очень устаем и нам просто необходимо восстанавливать свои силы, а море является отличным способом для восстановления нашего здоровья. В общем, лучшего места, чем море не найти….

Сочинение Поездка на море

Все люди любят мечтать и у них у каждого есть собственная мечта, об исполнении которой они грезят и стараются исполнить в реальность. Исполнение мечты тоже зависит от самих людей – кто-то делает все, чтобы мечты стали реальностью, а кто-то просто сидит на месте, ничего не делая, и ждет, пока мечта исполнится сама по себе. Все люди разные, поэтому не у всех людей мечты становятся явью.

Моя мечта – посетить Мертвое море, расположенное между Иорданией и Израилем. Это тот единственный водоем, в котором нельзя утонуть, потому что концентрация солей в нем превышает все привычные для людей мерки и их давление просто не дает человеку утонуть. В воде так же содержится много полезных веществ органической и неорганической природы, таких как бромиды и йодиды. Эти вещества в умеренных концентрациях крайне полезны для организма, а получение веществ в форме отдыха и купания позволит человеку спокойно насладиться жизнью и получить все необходимые микроэлементы.

Так же весьма привлекательны и целебные грязи, которые добываются со дна моря. Эти грязи легли в основу многих косметических масок и примочек. В них содержится так же много соединений разной структуры, со своим индивидуальным составом, крайне полезным для организма. Многие туристы едут на Мертвое море как на курорт, чтобы не только прекрасно отдохнуть на побережье поистине экзотического водоема, но и поправить свое здоровье как на одном из лучших и популярных лечебных курортов.

Мечта посетить Мертвое море – одна из главных в моей жизни, поэтому я ни за что не опущу руки и буду делать все, чтобы моя мечта исполнилась в реальности. Я хочу ее исполнения искренне и всем сердцем, поэтому просто не буду ждать, пока путевка туда мне просто свалится с неба, ведь это нереально, в жизни ничего не бывает просто так, ко всему надо приложить необходимые и возможные усилия. Тогда лишь мечта станет явью и исполнится в самых лучших ожиданиях.

Образец 4

Мы приехали на море, на машине. Нас встретила теплая погода и очень добрая женщина, это хозяйка в доме, где мы будем жить. Мама и папа доставали чемоданы с вещами, мы расположились и в первый же день пошли на море, его видно из нашего окна.

Весь день море штормило, это когда волны очень высокие, почти с папин рост, они достигают небывалых высот, говорит мама, даже в несколько этажей. Страшно было даже подходить к морю, люди, специально обученные ходили по берегу и следили за тем, чтобы никто в воду не заходил, это очень опасно, может унести.

На следующий день мы снова пошли загорать, море было уже более спокойное, но все равно люди не давали отдыхающим купаться, было немного обидно, но главное, что море недалеко от дома, мы могли ходить туда-сюда часто. Мы решили в этот день просто загорать, лежать на специальных креслах для загара, людей было не так много, и они были свободны. Иногда волны даже до нас доставали, топили наши шлепки в воде, один раз даже полотенце намокло, мама отдала мне свое.

На третий день мы уже шли и не надеялись искупаться, но было уже разрешено, море было спокойное, наконец-то и мы купались, загорали, кушали кукурузу. Дяденька, который ее продавал придумывал смешные стихотворения про нее. Мы смеялись.

Иногда шел дождь, я выходил на улицу, там была беседка, смотрел на горы вдали и читал книжки.

Потом мы ходили на эти горы, они назывались ущельями, там нужно было идти пешком, я думал, что это препятствия на пути. Лежали камни, мы прыгали по ним, какие-то тонкие бревна, на которые нужно было наступать, чтобы перейти через ручьи, были спуски и крутые подъемы, но мы шли и не жаловались, хоть и было очень жаркое солнце.

Мы сначала дошли до лунного камня, мама сказала, что есть поверье, что лунный камень приносит энергию любому, кто коснется его рукой. Я его подержал немного и правда, как будто зарядился. Потом мы пошли по другой дороге и дошли до огромного водопада, мама вставала прямо под воду, говорила, что вода холодная. А мы с папой залезли на самый верх по скале, чтобы мама сделала с нами фотографии. Было немного страшно, потому что было очень скользко, мы могли упасть с большой высоты, но хорошо, что не упали.

Уезжать, конечно, не хотелось, потому что это значит, что скоро в школу, но и просто мне понравилось на море. Там весело, мы много купались, загорали и гуляли все вместе. А еще привезли всем с моря различные сувениры, много магнитиков.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png