Несмотря на то, что Аполлон, сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец вечно юной Артемиды, являлся покровителем искусств, оракулом и врачевателем, он также очищал людей, которые совершили убийство, на собственном опыте зная, насколько тяжко нести этот грех. Убивал он не только тех, кто действительно этого заслуживал (например, гигантского змея Пифона, опустошающего окрестности Дельф), но и тех, кто вызывал его гнев.

Например, после того как сатир Марсия победил его в музыкальном соревновании, он содрал с него кожу, поразил стрелами оскорбившего Лету гиганта Тития, вместе с сестрой убил всех детей Ниобы, когда та обидела их мать.

Не удивляет, что культ Аполлона был широко распространён не только в Греции (Дидимах, Фермосе, Коринфе, Бассе), но и далеко за её пределами, например, Сиракузах на Сицилии. К сожалению, от большинства святилищ в настоящий момент мало что осталось. Например, храм Аполлона в Коринфе сейчас являет собой лишь семь из сорока двух сохранившихся колонн. То, что они уцелели, является настоящим чудом, поскольку Коринф был полностью разрушен одним из самых жестоких полководцев древней Греции, Луцием Муммием в 16 г. до н. э.

По дошедших до нас описаний храмов Аполлона можно с уверенностью утверждать, что святилища, посвящённые этому богу, играли в жизни античного общества немаловажную роль, будучи не только храмом, но и центром деловой и политической жизни. В архитектуре древних строений явно прослеживаются новаторские идеи, смена стилей, которые древние греки смело воплощали в жизнь.

Например, храм в Фермосе, построенный около 640 г. до н. э., сначала имел деревянные колонны, которые впоследствии были заменены на столбы из камня. При строительстве этого храма впервые был применён ленточный фундамент, а фриз на здании практически отсутствовал, поскольку находился на ранней стадии формирования.

Также свою лепту в развитие архитектуры внёс храм в Сиракузах – одна из первых построек этого города, находящегося не в Греции, а на территории Сицилии, на острове Ортиджа. Построен он был в VI в. до н. э и его возведение, как и храма в Фермосе, относится к ранней стадии развития каменного строительства.

Колонны его были невысоки и расположены слишком близко друг к другу, расстояние между ними неодинаковое, а здание имело немного вытянутую форму.

Несмотря на свою давность, храм в Сиракузах просуществовал долго – здесь была и византийская церковь, и мечеть, и нормандский храм и даже испанская казарма. Естественно, это не могло не сказаться на уникальном памятнике архитектуры: в настоящее время от древнего храма в Сиракузах сохранилось лишь несколько стен, построенная христианами лестница и низкий фундамент 55 на 21 метр.

Главным центром почитания древних эллинов являлся Храм Аполлона в Дельфах, что был расположен в 120 км от Афин, в 10 км от побережья Коринфского залива, на южном склоне Парнаса, на высоте 700 м над у. м.

Дельфийский храм, согласно легенде, был возведён в месте, где Аполлон убил сына Геры, огромного змея Пифона, который не только опустошал земли, но и через трещину в скале оракулствовал. Разгневанная Гера была настолько возмущена смертью сына, что потребовала от своего мужа, Зевса, покарать виновного – тот не мог не исполнить просьбы.

Само наказание оказалось специфическим: Зевс приказал сыну предсказывать людям судьбы. Именно в Дельфах находился главный храм, в котором человек мог получить ответы на все свои вопросы. Интересно, что этот храм на территории Греции был не единственным, для тех, кто не мог посетить святыню Аполлона здесь, мог отправиться в Дидимах, где находился ещё один пророческий храм).

Судьбу предсказывала обычно одна из жриц храма, Пифия, прозванная так в память об убитом Аполлоном змее. Сначала это была молодая девушка, но после того, как одну из них похитил паломник, на роль оракула стали выбирать более зрелую женщину. Сначала жрица делала предсказания раз в год, но через некоторое время процедура изменилась – и она начала давать пророчества постоянно

Перед тем как сделать предсказание, жрица совершала омовение, одевалась в золотые одежды, распускала волосы и клала на голову лавровый венок.

После этого выпивала воды из источника Кассотиды, жевала лавровый лист и, взойдя на треножник, под которым находилась расщелина с выходящими из неё одурманивающими парами, впадала в экстаз. Плутарх рассказывает об интересном случае, когда жрице однажды привиделось нечто, из-за чего она вскочила с треножника, выбежала из святилища, на улице потеряла сознание, а через несколько дней умерла.


Паломники к жрице шли не с пустыми руками, и приносили в жертву коз. Подойдет ли животное Аполлону, они узнавали довольно оригинальным методом: перед закланием козу обливали холодной водой и если та начинала дрожать, то жертва угодна, и бог её примет.

Практически вся жизнь в Делосе, кроме зимы, когда Аполлон покидал город и уступал своё место Дионису, крутилась вокруг храма, который являлся религиозным и политическим центром. В здании хранили казну Делосского союза и проводились собрания его членов, а также приходили к богу искусств за вдохновением.

Чтобы построить Храм Аполлона в Дельфах, деньги собирали по всей стране, немалые суммы были пожертвованы иноземными правителями. Открытие святыни состоялось около 510 г. до н.э. Сооружение имело прямоугольную форму (60 х 23 м), а по периметру его окружали колонны – шесть столбов было установлено по фасадам, пятнадцать – по бокам.


На восточном фронтоне было изображено первое появление Аполлона в городе (пришёл он сюда не один, а с матерью и сестрой): в центре находилась колесница с небожителями, а по обе стороны от неё можно было увидеть человеческие фигуры. С западной стороны здания была изображена сцена битвы олимпийских богов с гигантами.

После землетрясения на восстановление храма ушло почти полвека – новое здание, архитекторами которого были Спинфан Коринфский, Ксенодр и Агафон было отреставрировано лишь в 330 г. до н.э. Святыню сооружали по предыдущему плану, поэтому форма и количество колонн в ней были сохранены.

Помещение внутри храма было поделено на три части с помощью перегородок, а в конце центральной комнаты был расположен адитон, где пророчествовала жрица Пифия (сюда имели право войти только жрецы, которые слова пророчицы рифмовали и в стихотворной форме передавали вопрошающему). А вот мраморные фронтоны храма изменились – с восточной стороны был изображён Аполлон с музами, с западной – он же, но с менадами.

Перед входом в храм был расположен алтарь из белого мрамора 8,5 х 2,2 м. Интересный факт: возле этого алтаря обычно торжественно отпускали рабов на волю, посвящая их служению Аполлону. Здесь была установлена колонна из бронзы, сделанная в форме переплетающихся змей – её Аполлону подарили в честь победы над персами в 479 году (в III ст. н.э. её перевезли в Константинополь и разместили на ипподроме, где её можно увидеть и в наши дни).

Святыня в Бассах

Храм Аполлона в Бассах жители Фигалии возвели в V ст. до н.э. на западном склоне горы Котилион, на высоте, превышающей 1 тыс. м над у. м., в тринадцати километрах от города. И посвятили его Аполлону Эпикурейскому (Врачевателю, Спасителю) по одной гипотезе, в благодарность за то, что он помог им в войне со Спартой, по другой – не пустил в город чуму, которая царствовала в то время.

Святилище Аполлона было невелико – 34,3 на 17,6 м, поэтому по периметру его окружала лишь 21 колона.

Его постройка примечательна тем, что план здания ориентирован с севера на юг, что является нехарактерным для храмов древней Эллады. Исследователи это объясняют особенностями горы, где он был построен, а также тем фактом, что его проектировали с учётом находящегося в том месте старого небольшого святилища, которое включили в архитектурный план здания.

Интересны фризы с наружной стороны храма, посвящённые войне с амазонками и кентаврами: в отличие от классических скульптурных композиций, здесь нарушены все пропорции, формы наслаиваются друг на друга, а сложные эпизоды, содержащие одновременно несколько фигур, асимметричны и угловаты.

Поскольку храм Аполлона в Бассах был расположен довольно далеко от основных греческих городов, он на долгое время оказался потерян для общества, благодаря чему является одной из немногочисленных святынь этого бога, которые сумели хорошо сохраниться. Сооружение является первым из исторических и архитектурных памяток Греции, вошедшие в список ЮНЕСКО.

73. Злой змей преследует Латону и ее детей - Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона

Вспомним Евангелия. В самом их начале, после рассказа о Рождестве Христовом, следует история преследования Младенца Иисуса злобным тираном Иродом. Царь Ирод боится конкуренции со стороны Христа, названного Царем Иудейским, и хочет убить его. Однако это ему не удается и Святое Семейство спасается бегством в Египет. Следует ожидать, что нечто подобное мы сейчас увидим и в мифе об Аполлоне. Наше ожидание полностью оправдывается.

Юнона, жена Зевса-Юпитера, не смогла простить Латоне, что Бог Зевс полюбил ее и родил сына Аполлона. «Наслала она (Юнона - Авт.) на Латону ЧУДОВИЩНОГО ДРАКОНА, порождение Земли, по имени Дельфий, или Пифон… Повинуясь приказам Юноны, ПИФОН БЕСПРЕРЫВНО ПРЕСЛЕДОВАЛ НЕСЧАСТНУЮ БОГИНЮ, КОТОРАЯ СПАСАЛАСЬ ОТ НЕГО БЕГСТВОМ, КРЕПКО ПРИЖИМАЯ ДЕТЕЙ К ГРУДИ. На античной вазе мы видим длинную змею с высоко поднятой головой, преследующую Латону (см. рис. 1.103 - Авт.)» , с. 203.

Рис. 1.103. Латона, преследуемая змеем Пифоном. У нее на руках - Аполлон и Диана. Рисунок с «античной» вазы. Взято из , с. 202, илл. 195.


Скорее всего, злобный «античный змей Пифон» - это отражение евангельского злого царя Ирода, стремящегося всеми средствами уничтожить Младенца Иисуса.

Между прочим, на старинном рисунке, приведенном нами, Латона-Мария изображена с двумя младенцами на руках. Как мы уже говорили, одна из старинных традиций часто представляла Деву Марию с двумя младенцами, а именно, с Иисусом и Иоанном Крестителем. В римской же версии - это знаменитая «Волчица» с двумя царственными младенцами-братьями Ромулом и Ремом. См. нашу книгу «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги».

Далее, «древний» миф сообщает, что юный Аполлон, будучи еще мальчиком, убивает злобного змея Пифона, отомстив ему за преследование богини Латоны. Причем, повторим, специально подчеркнуто, что, «согласно рассказам поэтов, это событие должно было произойти, когда Аполлон был еще ребенком» , с. 209–210. На рис. 1.104 приведена старинная гравюра, показывающая убийство дракона Пифона юным Аполлоном.


Рис. 1.104. «Аполлон убивает Пифона». Этьен Делоне. Якобы 1518/19–1583 годы. Варшава. Народный музей. Взято из , с. 46.


Евангелия ничего не говорят об убийстве царя Ирода Иисусом или по приказу Иисуса. Однако сообщается о смерти Ирода, причем данный эпизод следует сразу же вслед за рассказом о преследовании Иродом Младенца Христа. Сказано, что Ирод, осмеянный Волхвами, весьма разгневался и послал перебить всех младенцев в Вифлееме в возрасте до двух лет. Приказ был выполнен. И уже в следующем библейском стихе говорится, что ИРОД УМИРАЕТ (Матфей 2:16–19). После чего Ангел является к Иосифу в Египте и предлагает тому вернуться в землю Израилеву. Иосиф, Мария и Христос возвращаются. Таким образом, в евангельском повествовании смерть Ирода сразу следует за сценой преследования им Младенца Иисуса. Некоторые поздние писатели вполне могли подумать, будто Ирод был быстро наказан богами за свои неправедные поступки по отношению к Марии и ребенку Иисусу.

Итак, под пером «античных классиков» данный евангельский сюжет мог слегка преломиться и они решили, что злобный змей Пифон, то есть Ирод, был убит практически сразу же после его попыток настичь юного Аполлона-Христа и Латону-Богородицу. Причем приписали честь победы над «плохим змеем» лично юному Аполлону-Христу. Говорили даже, будто Аполлон убил змея Пифона, когда ему было всего лишь четыре дня от роду! Пишут так: «На закате ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ он (Аполлон - Авт.) потребовал ЛУК И СТРЕЛЫ, которые незамедлительно получил от Гефеста… Аполлон направился прямо на гору Парнас, где спрятался враг его матери змей Пифон, и сумел изранить его стрелами… Аполлон осмелился войти в святилище и расправился с ним (со змеем - Авт.) на краю священной бездны» , с. 53.

«Победа Аполлона (над злым Пифоном - Авт.) изображена на античном барельефе (см. рис. 1.105 - Авт.), где Ника, олицетворение победы, наливает священный напиток богу, держащему в руке лиру. За ним стоят Диана с факелом и Латона» , с. 211.

Напомним здесь, что Христа именовали «НИКА» и это слово - ПОБЕДА - часто писали на изображениях распятия Христа. Так что появление Аполлона-Христа рядом с Никой-Христом вполне естественно и понятно.

Таким образом, обнаруживается вполне наглядное соответствие между историей юного Аполлона и Младенца Иисуса.

Но нам еще рано расставаться с этим сюжетом. Оказывается, мотив смерти злобного преследователя Христа-Аполлона четко звучит и в рассказах о судьбе римского прокуратора Понтия Пилата. Напомним, что Пилат осудил Иисуса и отдал его на казнь. Хотя сам Пилат не видел за Христом никакой вины, но проявил малодушие и подчинился настойчивым требованиям иудеев распять Иисуса. В Евангелиях о дальнейшей судьбе Пилата не говорится ни слова. Однако в других христианских документах этому уделяется большое внимание. Оказывается, существовала устойчивая средневековая традиция, согласно которой ПИЛАТ БЫЛ КАЗНЕН, причем казнен именно «из-за Иисуса». Вот вкратце как это было, согласно пересказу славянской рукописи «Возношение Пилата».

«Прочтя донесение Пилата, Кесарь Тиверий приказывает ему прибыть в Рим. Там, в Капитолийском святилище, в присутствии всего сената происходит допрос смещенного наместника: по какой причине он распял безвинного человека, сотворившего столько чудес и знамений? Пилат оправдывается тем, что вынужден был уступить иудеям. Придя в ярость, Тиверий посылает в Иерусалим военачальника Ликиана… покарать беззаконных иудеев, а ПИЛАТУ ВЕЛИТ ОТСЕЧЬ ГОЛОВУ Перед казнью Пилат, в душе уже христианин, поднимает глаза к небу и, обращаясь к Иисусу, говорит…


Рис. 1.105. „Античный“ барельеф: Аполлон, Диана и Латона перед богиней Никой, см. справа. Взято из , с. 211, илл. 205.


Отсеченную голову Пилата подхватывает ангел и уносит на небо. Видя это, жена Пилата Прокла испускает дух, и ее погребают вместе с мужем» , с. 450.

Очень похоже, что этот христианский сюжет дал повод «античным классикам» изобразить Аполлона-Христа как мстителя, убивающего своего злобного преследователя - змея. Здесь в образе «змея» слились как царь Ирод, так и Понтий Пилат. А также, не исключено, в образ змея дал вклад и Иуда Искариот, тоже погибший «из-за Христа» и тоже виновный в смерти Иисуса. Затем Иуда раскаялся и повесился, по одним версиям, а по другим сведениям - был убит.

Кроме того, выскажем еще одно соображение. Не исключено, что победа Аполлона-Христа над змеем Пифоном впитала в себя рассказы о победе Зевса-Христа над змеем Тифоном. Имена «обоих» змеев - Тифон и Пифон - достаточно близки. В то же время, победа Зевса над Тифоном - это отражение Куликовской битвы 1380 года. См. подробности в Дополнении к настоящей книге. А в книге «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами „древних“ греков» мы показали, что летописцы иногда путали Крещение Руси-Орды в конце XII века, данное самим Андроником-Христом, и Крещение Великой Империи в конце XIV века, данное Дмитрием Донским = Константином Великим. Поэтому победу апостольского христианства в Куликовской битве 1380 года могли иногда трактовать как победу Иисуса-Зевса-Аполлона над драконом Пифоном или Тифоном.

Природа и задачи Аполлона

Когда Аполлону исполнилось три дня, он взял подаренные мною лук и стрелы, отправился в Дельфы и убил Пифона - змея, который преследовал его беременную мать.

«Ишь ты, - подумал я с удовлетворением, - а в мире кое-что изменилось».

Тем не менее, опасаясь гнева Великой праматери, чьим слугой и стражем ее оракула был Пифон, я велел Аполлону построить в Дельфах храм и учредить игры, чтобы успокоить воспоминания о чудовище. Ведь бег вокруг стадиона воспроизводит кольца змеи; разбег прыгуна следует ее извилистому движению; копьеметатель мечет свой снаряд, как змея выбрасывает жало; борцы, переплетаясь в схватке, напоминают свившихся в клубок змей.

Однако Аполлон немедленно проявил непослушание, поскольку уже совсем не выносил приказов, и в первую очередь тех, что исходили от меня. Он направил лебедей, влекущих его колесницу, в северные страны, на родину своей матери. Там его узнали и стали почитать. Народам того края давний приход Аида внушил страх смерти; приход же Аполлона оставил некую исступленную жажду жизни. Души этих народов по-прежнему несколько разрываются между тем и этим.

Через год Аполлон вернулся в Дельфы, все-таки подчинившись мне, но промешкал достаточно долго, стараясь показать, будто действует исключительно по собственной воле. Мальчишеское тщеславие, скажете вы. Дети мои, в каком возрасте вы проходите через это ребячество и сколькие из вас, даже стариками, теряют драгоценные часы, делая вид, будто принимают решение, которое им предписано распоряжением начальства?

Итак, в Дельфах Аполлон приступил к основанию храма и учредил ежегодные игры. Но вместе с тем он присвоил себе это место и завладел оракулом. Храму он преподнес в дар золотой треножник. Подарок поставили над расселиной, через которую из недр Земли поднимаются зловонные испарения, исходящие от гниющего Пифона. Потому-то жриц, в чьем ведении был треножник, и назвали пифиями.

Таким образом, женщины там остались, но изрекали свои прорицания уже не от имени какого-либо женского божества. Пророчества теперь исходили от бога, который окутывал и пьянил их терпким запахом своей победы. Они корчились и стонали, словно роженицы, но оплодотворены были Глаголом. Слова, которые они изрекали, но не понимали, приходилось истолковывать жрецам.

Прибытие Аполлона в Дельфы ознаменовало конец женского господства в оглашении велений Судеб.

Казалось, праматерь Гея смирилась с этим; впрочем, она давно уже не использовала это место и велела охранять его лишь благодаря инстинкту собственницы. Что касается Фемиды, замещавшей ее, то богиня правосудия не выразила досады. Во времена Крона, когда Фемида не могла иначе заставить власть выслушать себя, она пользовалась Дельфами и изрекала там свои собственные предсказания. Я пообещал ей, когда мы любили друг друга, что вернусь туда; так что я некоторым образом сдержал обещание, явившись в образе своего сына.

Слово «Дельфы» означает «матка»; отныне место оракула стало именоваться «омфалос», «пуп» - точка, через которую ребенок сначала получает пищу, а потом отделяется от матери.

Аполлон - освободитель. Но разве сам он освобожден по-настоящему? Его натура не менее запутана и не более удовлетворена, чем натура его сестры Артемиды; он не менее горд и не менее жесток, чем она. И не менее красив.

Обнаженный по пояс, Аполлон словно облачен в броню; кудри облегают голову, будто шлем; его шея стройна, как молодое дерево весной; лицо словно высечено из света. Когда Аполлон проходит, не найдется никого - ни смертного, ни бога, ни ребенка, ни старика, ни девственницы, ни прабабки, - кто не смотрел бы на него с восхищением, завистью, желанием, ревностью или сожалением. Никто из бессмертных не сравнится с ним в блеске, и даже я, его отец, вынужден согласиться, что рядом с ним выгляжу мужланом.

Но этой высшей красоты Аполлону недостаточно, чтобы чувствовать себя удовлетворенным, как и недостаточно быть сыном царя. Ведь его мать не царица.

Можно подумать, будто Аполлон упрекает меня в том, что я его породил, и тайно презирает свою мать, которая соблазнилась мною. Но стоит кому-то посмеяться над Лето, как он впадает в ярость и ожесточенно преследует виновника. Не истребил ли он с помощью Артемиды двенадцать детей своей кузины Ниобы лишь за то, что та осмелилась насмехаться над его матерью?

Аполлон и Артемида - первые незаконнорожденные дети. Их проблемы не вставали перед моими дочерьми, рожденными еще до учреждения брака, целью которого было спасти что-нибудь от былого женского превосходства. Ради этого и была установлена иерархия в любви.

Аполлону хотелось бы, чтобы я вел себя по-другому, или чтобы его мать была другой, или же чтобы я отрекся от Геры, поскольку он не забыл, как моя супруга изо всех сил препятствовала его рождению. Наконец, Аполлону хотелось бы, чтобы сам мир был иным. Он оказался тем новым богом, который был мне нужен.

Ведь этот герой с родовой травмой в душе не может удовлетвориться просто существованием; ему нужно утверждать себя, добиваться признания. Ему кажется, что место, которое я предоставил ему среди главных олимпийцев, он завоевал себе сам.

Юность у Аполлона была недоверчивая и отстраненная. Чем смешиваться с другими богами, он предпочитал пасти стада. Пастухи были его первыми друзьями. Для них он изобрел флейту.

Аполлон - бог искусств, ритмов и каденций, прекрасных поющихся слов, вдохновенных повествований; он - бог поэтов и всех неудовлетворенных миром или собой, что тешат себя иллюзией, будто творят мир заново, воспроизводя его в звуках и образах согласно собственной воле. И тем самым действительно отчасти изменяют. Дать определение Вселенной - значит уже расширить ее!

С флейтой у губ, прислонившись к дереву, Аполлон грезит о мире и, грезя о нем, ощущает себя одновременно Ураном, Кроном и мною. Я могу угадать по звучанию его флейты, когда он выдумывает новые виды существ, когда направляет ход светил, когда сам увечит или его увечат, когда бьется с титанами. Иногда его песнь становится до странности пронзительной и дробится в рваных ритмах, словно он хочет смешаться с предком всех предков, изначальным Хаосом. Потом Аполлон возвращается к более простым мелодиям, к лепету ручьев, колыханию трав, полету пыльцы от цветка к цветку, дуновению ночи, проносящемуся над прудами.

Но чтобы отобразить явность вещей, надо слиться с их тайной. От провидца до поэта расстояние ничтожно. У этих двух голосов одно дыхание. И нет настоящего стиха, если в нем не содержится что-то от оракула. Аполлон ведает как искусством гадания, так и искусством поэзии.

Он совершенно невыносим, когда уступает в чем-либо другим богам: обидчив, высокомерен, гневлив, непокорен, порой даже безумен. А как ему не быть таким, если он взялся за безрассудную затею быть всем сразу? Я люблю Аполлона больше, чем он меня. Терплю от него то, чего ни от кого другого не потерпел бы; думаю даже, что предпочитаю его всем прочим. Он мне не только необходим, он меня пленяет; мне нравится слушать, как он поет, и часто, слушая его, я учусь лучше воспринимать мир, которым управляю.

Я дал Аполлону славу, то есть венец без скипетра, что обязывает других признавать его, но отнюдь не повиноваться.

Желая высшего превосходства, Аполлон, как бы его ни окружали почетом, превозносили, восхваляли, любили, обрекает себя вечно видеть лишь собственное одиночество. Он перестал бы походить на себя, если бы перестал чувствовать свою единственность.

Таков, дети мои, лучший удел ваших прославленных гениев. Судите теперь, что выпадает на долю несчастных талантов, или лучше послушайте историю Марсия.

Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] Носовский Глеб Владимирович

73. Злой змей преследует Латону и ее детей – Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона

Вспомним Евангелия. В самом их начале, после рассказа о Рождестве Христовом, следует история преследования Младенца Иисуса злобным тираном Иродом. Царь Ирод боится конкуренции со стороны Христа, названного Царем Иудейским, и хочет убить его. Однако это ему не удается и Святое Семейство спасается бегством в Египет. Следует ожидать, что нечто подобное мы сейчас увидим и в мифе об Аполлоне. Наше ожидание полностью оправдывается.

Юнона, жена Зевса-Юпитера, не смогла простить Латоне, что Бог Зевс полюбил ее и родил сына Аполлона. «Наслала она (Юнона – Авт.) на Латону ЧУДОВИЩНОГО ДРАКОНА, порождение Земли, по имени Дельфий, или Пифон… Повинуясь приказам Юноны, ПИФОН БЕСПРЕРЫВНО ПРЕСЛЕДОВАЛ НЕСЧАСТНУЮ БОГИНЮ, КОТОРАЯ СПАСАЛАСЬ ОТ НЕГО БЕГСТВОМ, КРЕПКО ПРИЖИМАЯ ДЕТЕЙ К ГРУДИ. На античной вазе мы видим длинную змею с высоко поднятой головой, преследующую Латону (см. рис. 1.103 – Авт.)» , с. 203.

Рис. 1.103. Латона, преследуемая змеем Пифоном. У нее на руках – Аполлон и Диана. Рисунок с «античной» вазы. Взято из , с. 202, илл. 195.

Скорее всего, злобный «античный змей Пифон» – это отражение евангельского злого царя Ирода, стремящегося всеми средствами уничтожить Младенца Иисуса.

Между прочим, на старинном рисунке, приведенном нами, Латона-Мария изображена с двумя младенцами на руках. Как мы уже говорили, одна из старинных традиций часто представляла Деву Марию с двумя младенцами, а именно, с Иисусом и Иоанном Крестителем. В римской же версии – это знаменитая «Волчица» с двумя царственными младенцами-братьями Ромулом и Ремом. См. нашу книгу «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги».

Далее, «древний» миф сообщает, что юный Аполлон, будучи еще мальчиком, убивает злобного змея Пифона, отомстив ему за преследование богини Латоны. Причем, повторим, специально подчеркнуто, что, «согласно рассказам поэтов, это событие должно было произойти, когда Аполлон был еще ребенком» , с. 209–210. На рис. 1.104 приведена старинная гравюра, показывающая убийство дракона Пифона юным Аполлоном.

Рис. 1.104. «Аполлон убивает Пифона». Этьен Делоне. Якобы 1518/19–1583 годы. Варшава. Народный музей. Взято из , с. 46.

Евангелия ничего не говорят об убийстве царя Ирода Иисусом или по приказу Иисуса. Однако сообщается о смерти Ирода, причем данный эпизод следует сразу же вслед за рассказом о преследовании Иродом Младенца Христа. Сказано, что Ирод, осмеянный Волхвами, весьма разгневался и послал перебить всех младенцев в Вифлееме в возрасте до двух лет. Приказ был выполнен. И уже в следующем библейском стихе говорится, что ИРОД УМИРАЕТ (Матфей 2:16–19). После чего Ангел является к Иосифу в Египте и предлагает тому вернуться в землю Израилеву. Иосиф, Мария и Христос возвращаются. Таким образом, в евангельском повествовании смерть Ирода сразу следует за сценой преследования им Младенца Иисуса. Некоторые поздние писатели вполне могли подумать, будто Ирод был быстро наказан богами за свои неправедные поступки по отношению к Марии и ребенку Иисусу.

Итак, под пером «античных классиков» данный евангельский сюжет мог слегка преломиться и они решили, что злобный змей Пифон, то есть Ирод, был убит практически сразу же после его попыток настичь юного Аполлона-Христа и Латону-Богородицу. Причем приписали честь победы над «плохим змеем» лично юному Аполлону-Христу. Говорили даже, будто Аполлон убил змея Пифона, когда ему было всего лишь четыре дня от роду! Пишут так: «На закате ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ он (Аполлон – Авт.) потребовал ЛУК И СТРЕЛЫ, которые незамедлительно получил от Гефеста… Аполлон направился прямо на гору Парнас, где спрятался враг его матери змей Пифон, и сумел изранить его стрелами… Аполлон осмелился войти в святилище и расправился с ним (со змеем – Авт.) на краю священной бездны» , с. 53.

«Победа Аполлона (над злым Пифоном – Авт.) изображена на античном барельефе (см. рис. 1.105 – Авт.), где Ника, олицетворение победы, наливает священный напиток богу, держащему в руке лиру. За ним стоят Диана с факелом и Латона» , с. 211.

Напомним здесь, что Христа именовали «НИКА» и это слово – ПОБЕДА – часто писали на изображениях распятия Христа. Так что появление Аполлона-Христа рядом с Никой-Христом вполне естественно и понятно.

Таким образом, обнаруживается вполне наглядное соответствие между историей юного Аполлона и Младенца Иисуса.

Но нам еще рано расставаться с этим сюжетом. Оказывается, мотив смерти злобного преследователя Христа-Аполлона четко звучит и в рассказах о судьбе римского прокуратора Понтия Пилата. Напомним, что Пилат осудил Иисуса и отдал его на казнь. Хотя сам Пилат не видел за Христом никакой вины, но проявил малодушие и подчинился настойчивым требованиям иудеев распять Иисуса. В Евангелиях о дальнейшей судьбе Пилата не говорится ни слова. Однако в других христианских документах этому уделяется большое внимание. Оказывается, существовала устойчивая средневековая традиция, согласно которой ПИЛАТ БЫЛ КАЗНЕН, причем казнен именно «из-за Иисуса». Вот вкратце как это было, согласно пересказу славянской рукописи «Возношение Пилата».

«Прочтя донесение Пилата, Кесарь Тиверий приказывает ему прибыть в Рим. Там, в Капитолийском святилище, в присутствии всего сената происходит допрос смещенного наместника: по какой причине он распял безвинного человека, сотворившего столько чудес и знамений? Пилат оправдывается тем, что вынужден был уступить иудеям. Придя в ярость, Тиверий посылает в Иерусалим военачальника Ликиана… покарать беззаконных иудеев, а ПИЛАТУ ВЕЛИТ ОТСЕЧЬ ГОЛОВУ Перед казнью Пилат, в душе уже христианин, поднимает глаза к небу и, обращаясь к Иисусу, говорит…

Рис. 1.105. «Античный» барельеф: Аполлон, Диана и Латона перед богиней Никой, см. справа. Взято из , с. 211, илл. 205.

Отсеченную голову Пилата подхватывает ангел и уносит на небо. Видя это, жена Пилата Прокла испускает дух, и ее погребают вместе с мужем» , с. 450.

Очень похоже, что этот христианский сюжет дал повод «античным классикам» изобразить Аполлона-Христа как мстителя, убивающего своего злобного преследователя – змея. Здесь в образе «змея» слились как царь Ирод, так и Понтий Пилат. А также, не исключено, в образ змея дал вклад и Иуда Искариот, тоже погибший «из-за Христа» и тоже виновный в смерти Иисуса. Затем Иуда раскаялся и повесился, по одним версиям, а по другим сведениям – был убит.

Кроме того, выскажем еще одно соображение. Не исключено, что победа Аполлона-Христа над змеем Пифоном впитала в себя рассказы о победе Зевса-Христа над змеем Тифоном. Имена «обоих» змеев – Тифон и Пифон – достаточно близки. В то же время, победа Зевса над Тифоном – это отражение Куликовской битвы 1380 года. См. подробности в Дополнении к настоящей книге. А в книге «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами „древних“ греков» мы показали, что летописцы иногда путали Крещение Руси-Орды в конце XII века, данное самим Андроником-Христом, и Крещение Великой Империи в конце XIV века, данное Дмитрием Донским = Константином Великим. Поэтому победу апостольского христианства в Куликовской битве 1380 года могли иногда трактовать как победу Иисуса-Зевса-Аполлона над драконом Пифоном или Тифоном.

автора

73. Злой змей преследует Латону и ее детей – Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона Вспомним Евангелия. В самом их начале, после рассказа о Рождестве Христовом, следует история преследования Младенца Иисуса злобным тираном Иродом. Царь Ирод боится

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

75. Люди, обидевшие Латону и юного Аполлона, были наказаны. Это – отражение одного из «детских сюжетов» в истории Христа «Античная» версия рассказывает следующее о богине Латоне и двух ее детях – Аполлоне и Диане.«Однажды преследуемая драконом Латона с детьми пришла в

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм Аполлона в Дельфах Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей ойкумены. В эпоху античности святилище в Дельфах имело огромное значение.

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

АПОЛЛОН РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе,

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

75. Люди, обидевшие Латону и юного Аполлона, были наказаны. Это - отражение одного из «детских сюжетов» в истории Христа «Античная» версия рассказывает следующее о богине Латоне и двух ее детях - Аполлоне и Диане.«Однажды преследуемая драконом Латона с детьми пришла в

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

77.1. Соревнование Аполлона и Марсия Зададимся естественным вопросом. Если, как мы утверждаем, «античный» Аполлон является отражением Андроника-Христа, то в «античной» мифологии должно быть хорошо известно «распятие Аполлона». Однако ничего подобного в «древней»

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

78. Некоторые старинные изображения Аполлона-Христа В заключение приведем несколько старинных изображений Аполлона-Христа. На рис. 1.139 показана известная «античная» статуя под названием Аполлон Мусагет. Интересно, что на лире, которую держит в руках Аполлон, изображен

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ДРАМА «АПОЛЛОНА-11» К этому дню был заранее заготовлен некролог. Президент США Ричард Никсон был намерен обратиться к нации со словами скорби и утешения. На астронавтов - Армстронга, Коллинза и Олдрина - смотрели как на смертников–камикадзе, и лишь самообладание и

Из книги Гиперборейцы. Дети солнца автора Фомина Ольга

Глава 8. Стрела Аполлона Видимо, неспроста многие древние авторы, включая крупнейших античных историков, настойчиво говорят о летательных способностях гиперборейцев, то есть о владении ими техникой полета. Такими, правда, не без иронии их описал еще Лукиан. Может ли быть

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Стройки Аполлона Когда король и двор прибывают в Версаль 6 мая 1682 года, прекрасный замок еще «заполнен каменщиками»{97}. Когда они сюда возвращаются 16 ноября, после пребывания сначала в Шамборе, а потом в Фонтенбло, то поселяются среди стройки. Несмотря на невозмутимо

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png