Тип урока: урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок (лекция и практика). Цели урока: Общеобразовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников

Структура урока:

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II

Письменный опрос 2 варианта работ

III

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

IV

V . Итог урока (2 мин.)

VI . Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I .Организационный момент

Тема урока: “ Ветвление и последовательная детализация

Основные темы параграфа:

команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двух шаговой детализацией.
(слайд 2)

II . Актуализация знаний (5 мин.)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 1

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:

2. Циклический алгоритм это:


    нц
    шаг
    кц

    пока впереди не край, повторять
    нц
    шаг
    поворот
    кц

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 2

1.В какой из фигур выполняется процедура:

2. Цикл - это:

  1. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

    графический способ описания алгоритма

    это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу:

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

нц

шаг

поворот

кц

    пока впереди не край, повторять

нц

шаг

кц

4. Блок-схема – это:

    последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5. Написать программу зацикливание алгоритма.

III . Теоретическая часть (20 мин.)

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон (слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV . Закрепление знаний (15 мин.)

Проработка алгоритма «Орнамент»

V . Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VI . Домашнее задание (1 мин.)

§31, вопросы. Готовится к контрольной работе (слайд 10)

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"

Цели урока:

Образовательные:

1.познакомить учащихся с командой ветвления.

2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.

Воспитательные:

воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

1.развитие самоконтроля;

2.развитие познавательных интересов

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала

Оборудование: доска, компьютеры, проектор

Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс

План урока:

    Организационный момент, проверка домашнего задания.

    Объяснение нового материала.

    Практическая часть.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.

Проверка домашнего задания

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>.

Давайте изобразим блок-схему.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления

Например:

если впереди край
то поворот
кв

Блок-схема:

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.

Составим сравнительно сложную про грамму для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг.

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД

поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

Процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Приложение 1.

Переходим к практической части нашего урока.

Загружайте файл Ц_1 уровень

Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.

Загружайте файл Ц_2 уровень

Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.

Загружайте файл Ц_3 уровень

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Домашнее задание п.31,

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Тема: "Метод пошаговой детализации"
Обуч цель: Повторить с учащимися этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов. Ввести понятие метода пошаговой детализации.
Развив цель: Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики.
Воспит цель: Культуру поведения, общения. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов.
Тест
1. Четко сформулированная последовательность правил описывающих этот процесс является
а) блок-схемой
б) алгоритмом *
в) одно из свойств алгоритма
2. Свойства алгоритма
а) точность, определенность, результативность
б) ясность, понятность, результативность
в) дискретность, определенность, массовость, результативность*
3. Разработанный алгоритм можно зафиксировать несколькими способами
а) графическим
б) составление уравнений, правил, формул
в) словесное описание, блок-схема, на алгоритмическом языке *
4. Этап обработки информации изображается
а) прямоугольником *
б) ромбом
в) овалом
5. Проверка условий изображается
а) прямоугольником
б) ромбом *
в) квадратом
6. В фигуре подобной овалу записываем
а) ввод, вывод*
б) формулу
в) начало, конец
7. Ввод исходных данных и вывод результата записываем в…
а) параллелограмме *
б) квадрате
в) ромбе
8. Которые из документов являются алгоритмами?
а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с
б) Программа телепередач
в) Кулинарный рецепт приготовления блюда*
г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа*
9. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это
а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных*
б) указание на выполнение действий
в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи
г) программа в машинных кодах
10. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это
а) Дискретность*
б) Определенность
в) Массовость
г) Детерминированность
11. Которые из документов являются алгоритмами?
А) Каталог книг в библиотеке
Б) Порядок набора международного телефонного номера*
В) Рецепт приготовления клея*
Г) Настенный календарь на текущий год

Проверка: Критерий оценок: 11 «+»-5, 9 «+»-4, 7 «+»-3, 5 «+»-2

4. Объяснение новой темы:
Успех любой деятельности зависит от тщательности планирования. И чем сложнее задача, тем важнее умение спланировать свои действия. Главным при этом всегда будет четкое определение конечных результатов, затем определение промежуточных результатов, без которых невозможно достижение поставленных целей.
Такой подход оказывается единственно возможным при составлении сложных алгоритмов и больших программ для решения задач с использованием ЭВМ. Этот способ называется пошаговой детализацией алгоритмов и программ. При пошаговой детализации алгоритмы записываются в виде множества вспомогательных алгоритмов, решающих вспомогательные подзадачи, а каждая из них требует получения определенных промежуточных результатов.
Разработав основной алгоритм, можно приступить к разработке алгоритмов «второго уровня», которые в свою очередь могут требовать дальнейшей детализации. Таким образом, основной алгоритм представляет собой план действий, который необходимо выполнить для достижения поставленной цели, а суть каждого действия расшифровывается в соответствующем вспомогательном алгоритме.
Использование пошаговой детализации для описания алгоритмов позволяет четко, ясно и понятно описывать способы решения задач.
Метод пошаговой детализации облегчает составление алгоритмов, т.к. позволяет решать задачу по частям и пользоваться в качестве вспомогательных алгоритмов еще не решенных задач. Такое построение называют программированием сверху вниз.
Рассмотрим задачу и составим алгоритм используя метод пошаговой детализации.
1. Имеются 2 кувшина емкостью 3л и 8л. Исполнитель Джин может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять налита ли вода в кувшине доверху. Составьте алгоритм, выполнив который Джин наберет из реки 7 л. воды.
2. Исполнитель умеет заменять в слове одну букву, причем из осмысленного слова должно получиться снова осмысленное слово. Составьте алгоритм преобразования:
а) слова САД в слово КОТ;
б) слова МУХА в слово СЛОН.

5. Этап постановки Д/з: прочитать конспект, придумать несколько коротких (не более 15 команд) программ с ошибками, чтобы на следующем уроке дать отладить их своему соседу по парте. Предварительно сообщив с какой целью вы составляли эти программы.

6. Этап подведения итогов урока.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Ветвления

Уроки 16 - 19
Ветвления
Использование двухшаговой детализации
(§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма)
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
Использование ветвлений

Ветвления





Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления . Формат команды ветвления такой:

если <условие>

то <серия 1>

иначе <серия 2>

Служебное слово кв обозначает конец ветвления. По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Такое ветвление называется полным. Пример показан на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Блок-схема полного ветвления

Неполная форма команды ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 1.12). Например:

если впереди край

то поворот

Рис. 1.12. Блок-схема неполного ветвления


Неполная форма команды ветвления:

если <условие>

то <серия>

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо, в противном случае происходит переход к следующей после ветвления команде алгоритма.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

>>Информатика: Ветвление и последовательная детализация алгоритма

§ 31. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

Основные темы параграфа:

♦ команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двухшаговой детализацией.

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

если впереди край
то поворот
кв


если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Коротко о главном

Команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Если <условие> истинно, то выполняются команды, составляющие <серию 1>, если ложно, то - <серию 2>.

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Если условие истинно, то выполняется <серия>, если ложно, то сразу происходит переход к следующей команде алгоритма.

Сложные алгоритмы удобно строить путем пошаговой детализации.

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

Чему вы должны научиться, изучив главу 5

Освоить программное управление одним из учебных графических исполнителей.
Составлять линейные программы.
Составлять циклические программы.
Составлять программы, содержащие ветвления.
Описывать и использовать вспомогательные алгоритмы (подпрограммы).
Применять метод последовательной детализации.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Вся информатика онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по информатике, домашняя работа , вопросы и ответы, рефераты по информатике 9 класс , планы уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png