В 60-е годы 20 столетия британский фотограф Ник Хеджес провел три года, путешествуя по Англии и Шотландии и документируя жизнь семей, обитающих в ужасной, катастрофической нищете.
Впервые эти снимки были представлены миру на выставке под названием «Сделай жизнь достойной того, чтобы ее прожить» и произвели эффект разорвавшейся бомбы. Поверить в то, что миллионы англичан, граждан одной из самых развитых и мощных стран мира, жили в столь жутких, нечеловеческих условиях всего каких-то 40 лет назад, очень сложно. Ну а смотреть на некоторые из этих снимков без содрогания, кажется, просто невозможно!
До недавнего времени они были запрещены для широкого просмотра. Оказывается, и на Западе существовали запреты такого рода. Так жил массово рабочий класс, за всякими чертами бедности. Не весь конечно, но большая его часть. В конце 60х в таких нечеловеческих условиях жили около 3 миллионов человек, для Англии цифра огромная. Я хочу подчеркнуть, что ниже на фото представлены семьи не алкоголиков, не забулдыг, не деклассированных мигрантов, а семьи простых англичан из рабочего класса, проживающих в больших городах Англии (семьи иногда смешанные). У многих не было ни газа, ни отопления, даже стекла в окна не могли себе позволить вставить.
Бирмингем. В квартире нет ни ванной, ни горячей воды. Дети спят, укрывшись старыми пальто и борются за место на матрасе, чтобы не оказаться ночью на пружинах. Кстати, центральное отопление в Британии и ванные/душевые комнаты в домах и квартирах начали появляться только в конце 60х/70х. До этого жил фонд был просто не приспособлен в таким "изыскам". Вплоть до 70х годов зачастую мылись всего раз в неделю, а ежедневная гигиена сводилась к протиранию тела влажной губкой. Даже если в доме и была ванная, то мыться каждый день было довольно дорогостоящим удовольствием. Только в 60е началось массовое строительство дешевого муниципального жилья, качество таких домов еще хуже хрущевок, но по сравнению с трущобами - это был прорыв для рабочего класса и наплыва мигрантов, который как раз начался где-то в это время.
1956 год. Ребенок спит в ливерпульских трущобах. 88 тысяч таких домов считались непригодными для проживания.
1957 год. Торговля ношеной обувью на улице Ливерпуля.
Что самое интересное - фотографии пролежали всё это время в архивах, публиковать их было запрещено, власти якобы ссылались на нарушение частной жизни тех, кто запечатлен на фото. Ну да, конечно, люди, которые жили с крысами очень бы расстроились по поводу нарушения своей частной жизни.
Ливерпуль, 1969 год
Лондон, ист-энд, 1969
Бирмингем, 1970
Манчестер. 1971
Ливерпуль, 1969. три поколения семьи живут в одной снимаемой полуподвальной комнате.
Манчестер, 60-е
Шеффилд, 1969. Женщина и её пятеро детей живут в дома без электричества, газа, горячей воды и удобств. Еду она готовила в камине.
Бирмингем, 1969
Глазго, 1970. Семья живет в помещении, которое протекает, в комнате лужи дождевой воды. Полчища крыс, один раз насчитали 16 штук.
Бирмингем, 1969
Глазго. 1969
Нордвикерхоут, Нидерланды в 1936 году семью с одиннадцатью детьми выгнали из дома из-за его ветхого состояния. Они нашли нашли приют в старом сарае с протекающей крышей.
Франция. Париж.
Глазго, 1971. Вид на многоквартирные дома внутри дворов.
Глазго, 1970. Ребенок в сырой квартире полузаброшенного многоквартирного дома.
Брэдфорд, 1970. Толкая коляску по ужасной дороге.
Ливерпуль, 1969. Мать и дочь в своей квартире, расположенной в подвале.
Ливерпуль, 1969. Подвальная кухня в многоквартирном доме.
Ньюкасл, 1971. Семья в трущобах, где она живет.
Ньюкасл, 1972. Хозяйка на кухне.
Манчестер, 1970. Дети играют в разрушенном автомобиле на улице.
Лондон, 1972. Импровизированная кухня на лестнице дома в Брикстоне.
Франция, предместья Парижа.
После Второй мировой войны Францию нужно было застраивать и заселять, стране были остро необходимы рабочие руки. Значительная часть рабочего класса была уничтожена во время войны. Поэтому правительство решило стимулировать масштабную иммиграцию португальцев, испанцев, итальянцев и выходцев из Северной Африки, которые представляли из себя дешевую рабочую силу для строительной и автомобильной отраслей. Этот наплыв иммигрантов добавился к той части местного населения, у которых не было жилья вследствие военных разрушений и тотальной бедности. Единственным решением было разместить всех этих людей в бараках возле больших городов. Трущобы разрослись и представляли из себя большие по площади зоны бараков из досок, без воды, с узкими улочками, которые после дождя превращались в грязь. Только в 70-х годах 20 века во Франции были снесены последние трущобы.
Классика: Джон Леннон на кухне у Маккартни:
ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события,характерные черты социально-экономического развития .
Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».
После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.
Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г. сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.
В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.
Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.
Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции 1011 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса.
В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.
Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала полномочия парламента и сохраняла все права граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.
Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция смогла восстановить свое положение великой державы.
Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев В. Ж. д" Эстен.
С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с 1947 г. вошли коммунисты.
Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.
Политическая ситуация во Франции на рубеже 8090-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.
Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства, проводит политику, подобную тэтчеризму.
Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.
В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944-1946 г.), Четвертая республика (1946-1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).
Временный резким. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производства составлял 38%, а сельского хозяйства - 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное положение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть перешла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены.
В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное собрание. Левые силы получили большинство мест.
Наиболее влиятельными стали Французская коммунистическая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП).
Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и трудовое законодательства, принятые в период Народного фронта. Проведена национализация банков и страховых компаний.
Острая борьба развернулась в ходе выработки новой конституции. Учредительное собрание разработало проект, выражавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий президента. Не встретив понимания у большинства членов Учредительного собрания, он ушел в отставку.
Проект конституции был утвержден на референдуме. В декабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, политических взглядов, вероисповедания. Провозглашалось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По конституции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосованием, который избирал президента.
Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов,
коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформировали однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил правый социалист Рамадье.
Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. выпуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла концентрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.
Сложность внутриполитического и экономического развития привела к обострению политической и социальной обстановки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровождалось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была проведена всеобщая забастовка под руководством ФКП.
Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторонников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «холодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индокитае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, связанный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французского общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политическую нестабильность, которая выражалась в частой смене правительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств).
В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политический кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согласился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать.
Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен референдум, на котором французы одобрили конституцию, разработанную де Голем. В ней содержались кардинальные изменения формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента - урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.
Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восстановить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в экономическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продолжение войны обостряло экономические проблемы, отрицательно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмотря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным правительством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции.
В 60-е годы продолжалась модернизация французской экономики. Существенно изменилась ее структура. Проходила реконструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быстрыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 - 1966 г.) объем промышленного производства вырос более чем на 60%.
Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось.
Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесторонние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае.
В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жесткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над студентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в которой участвовали около 10 млн. человек.
Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум непопулярным законопроектам. Большинство избирателей не поддержали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.
В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был избран Валери Жискар д"Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.
70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели актив-
ную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек.
В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западно-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.
Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительными. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.
Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.
С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985-1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-денежной сферы - сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.
В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации - выкуп предприятий его работниками. За 1989 - 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.
Десятый план экономического развития на 1989 - 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного обращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспособности экономики.
Во внешней политике усилились проатлантические тенденции. Значительно активизировались ее связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР.
В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые получили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупного поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На президентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней политике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями правительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления.
На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Фран-
ции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется.
На рубеже XX и XXI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она занимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многими передовыми технологиями (робототехника, новейшие средства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).
1. Последствия Второй мировой войны для Франции.
2. Четвёртая республика.
3. Франция в годы Пятой республики.
1. Три взаимосвязанных этапа определяют историю послевоенного развития Франции. Первый период (1944-1946 гг.) - это временный режим, при котором было сформировано Временное правительство, разработана новая послевоенная конституция, началось восстановление экономики; второй (с декабря 1946 по 1958 г.) - время Четвертой республики; третий - после принятия новой Конституции 1958 г. продолжается период Пятой республики.
Послевоенное положение Франции и временный режим. Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существовавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.
К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения “Свободная Франция”. Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции. Политические партии, скомпрометировавшие себя соглашательской политикой и сотрудничеством с немецкими оккупантами, были распущены. В правительство вошли представители политических партий, принимавших участие в Сопротивлении: коммунисты, социалисты, католики и др.
Временное правительство провело ряд социально-экономических реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов “Рено” и других предприятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.
Во внутриполитической жизни Франции остро стоял вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф. Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Ж. Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.
2. Четвертая республика (1946-1958 гг.). Экономический подъем. В соответствии с конституцией, Франция провозглашалась парламентской республикой. В конституции были записаны демократические и социальные права трудящихся: на труд, отдых, образование, государственную помощь в случае нетрудоспособности, на создание профсоюзных объединений, на стачки; равноправие женщин; пропорциональную систему выборов.
Центральное место в структуре государственной власти принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат - Национального собрания и сената (Совет республики). Глава государства избирался на семь лет обеими палатами. 10 ноября 1946 г. во Франции прошли выборы в Национальное собрание.
Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы ее развития. В1948 г. объем промышленного производства во Франции превысил довоенный уровень. В сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.
Отличительной особенностью восстановления народного хозяйства страны стало программирование экономики, В 1947 г. правительство одобрило “план модернизации и реконструкции”. Методы государственного регулирования включали в себя также предоставление крупным частным предприятиям государственных кредитов, налоговых льгот, крупных подрядов, иностранной валюты и т.д.
В международных отношениях конституция предусматривала отказ от захватнических войн, от политики насильственной колонизации. Вместе со своими колониями Франция составила Французский союз, население которого формально получало равные права и обязанности.
Летом 1948 г. Франция присоединилась к “Плану Маршалла” и заключила ряд экономических, политических и военных соглашений с США. Франция вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации Западной Германии. 9 мая 1950 г. Р. Шуман, министр иностранных дел, выступил с идеей объединения производства угля и стали стран Западной Европы (“План Шумана”). В апреле 1951 г. шесть стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
В 1952 г. Франция инициировала подписание договора о Европейском оборонительном сообществе. По вопросу его ратификации в стране развернулась острая борьба. Национальное собрание отвергло договор о Европейском оборонительном сообществе.
Однако политическая неустойчивость правительств Четвертой республики сдерживала экономический рост страны -за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. В 50-х годах обострились социальные конфликты. Другой причиной кризисных явлений республики были колониальные войны, которые вела Франция во Вьетнаме (1946-1954 гг.) и в Алжире (с 1954 г.).
Правительство Республиканского фронта во главе с социалистом Ги Молле признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжало войну в Алжире. В апреле 1958 г. во Франции разразился очередной политический кризис. Военные и ультраколониалисты подняли мятеж. Цель мятежников состояла в том, чтобы создать режим военной диктатуры.
После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру особых полномочий по формированию “правительства национального спасения”. 1 июня 1958 г. де Голль был утвержден главой правительства с чрезвычайными полномочиями. 2 июня де Голль распустил Национальное собрание. Эти события положили конец Четвертой республике во Франции.
3. Пятая республика и период президентства Шарля де Голля (1958 - 1969 гг.). Выступивший вновь в роли спасителя нации де Голль сосредоточил внимание на выработке новой конституции, которая ограничила бы права парламента и усилила президентскую власть. Референдум, проведенный в сентябре 1958 г., одобрил новую конституцию, которая сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим.
Сторонники де Голля создали 1 октября 1958 г. новую политическую партию- “Союз в защиту новой республики” (ЮНР).
Выборы в Национальное собрание проводились по мажоритарной системе в два тура в острой политической борьбе. В результате выборов деголлевская партия ЮНР получила большинство депутатских мест в парламенте, а в декабре 1958 г. де Гол ль был избран президентом республики.
Президент, избираемый на семь лет, получал широкие полномочия в сфере внутренней и внешней политики: ему принадлежали функции главы государства, верховного главнокомандующего. Он назначал премьер-министра и министров, утверждал законы, принимаемые парламентом. Он мог объявить чрезвычайное положение. Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограниченной. Президент мог распустить Национальное собрание, но само Собрание не могло контролировать президента. Во Франции установилась президентская республика.
Французский союз был преобразован в сообщество. В 1960 г. большая часть французских колоний в Африке стали независимыми и образовали 14 самостоятельных государств. Благодаря гибкой политике Франция сохранила в этих регионах значительное политическое и экономическое влияние.
В марте 1962 г. в Эвиане были подписаны соглашения о прекращении огня, о предоставлении Алжиру независимости.
В 60-х годах во Франции были проведены глубокая структурная перестройка экономики, технологическая модернизация. Одной из эффективных форм стали “большие проекты”, в которых участвовал также иностранный капитал. Научно-техническая революция вела к широкому внедрению конвейерного производства, автоматизации, электронно-вычислительных машин. Значительное развитие получили новые отрасли - атомная и ракетная промышленность. Росло и производство товаров массового потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин).
Сельское хозяйство было значительно модернизировано. Его структура кардинально изменилась. Оно превратилось в современное товарное фермерское производство, тесно интегрированное с перерабатывающей промышленностью. Франция превратилась в крупнейшего экспортера продовольствия в Западной Европе.
Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод американских баз с территории страны. Де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме. Были улучшены отношения с СССР и принята важная декларация об установлении атмосферы разрядки между Востоком и Западом. Вместе с тем Франция создала свою ядерно-ракетную триаду.
”Красный май” (1968 г.) и отставка де Голля. Несмотря на успехи деголлевского режима, внутреннее положение во Франции в конце 60-х годов становилось все более напряженным. В ходе парламентских выборов 1967 г. заметно активизировались левацкие группировки, получившие название “тошисты” (от франц. “гош” - левый).
В мае-июне 1968 г. политический кризис в стране вылился в острые столкновения в обществе. Начало событиям положили студенческие выступления за демократизацию системы высшего образования и проведение коренных изменений в государственном и общественном строе страны. 3 мая полиция разогнала студенческий митинг во дворе Сорбоннского университета. Многие студенты были избиты, ранены и арестованы. Эти события взволновали всю страну. Сотни тысяч парижан вышли на демонстрации протеста против голлистского режима.
Рабочие, поддержав студентов, вели борьбу за назревшие экономические и социальные требования. Во всеобщей забастовке приняли участие около 10 млн. человек. Фермеры выступили за снижение налогов и защиту от конкурентов из стран “Общего рынка”.
Результатом этих выступлений стали серьезные уступки со стороны правительства и предпринимателей: на 13-15% была повышена заработная плата. Правительство обещало восстановить 40-часовую рабочую неделю без снижения зарплаты. Рабочим гарантировалось соблюдение профсоюзных свобод на предприятиях, студентам - улучшение системы образования.
События во Франции имели международный отклик. Всплеск недовольства и студенческие волнения прокатились в европейских странах и США.
Несмотря на победу на выборах, с целью ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального партнерства де Голль решил провести ряд реформ. 27 апреля 1969 г. в стране был проведен референдум по законопроекту о новом региональном делении Франции и реформе сената. Предполагалось вместо традиционных департаментов учредить районы с представительными “профессиональными группами” и исполнительной властью во главе с назначаемыми префектами. Итоги референдума оказались неблагоприятными для де Голля: 52,41% его участников ответили “нет”. В тот же день генерал де Голль заявил о своем уходе с поста президента.
Франция в 70-х годах. Перегруппировка партийно-политических сил. На выборах, состоявшихся в июне 1969 г., президентом был избран Жорж Помпиду(1969-1974гг.). Он заявил о продолжении курса де Голля, обозначив его как “преемственность и диалог”. Одновременно он начал поиск компромисса с правой оппозицией. В состав правительства был введен лидер “независимых республиканцев” В. Жискар д’Эстен.
Внутри страны Помпиду провозгласил политику создания “нового общества”, в котором трудящиеся смогли бы принять участие в “управлении производством”. По мере укрепления своего политического положения Помпиду начал радикальную чистку голлистского движения. В 1971 г. партия была переименована в “Союз демократов в защиту республики” (ЮДР). На руководящие посты в партии и правительстве Жорж Помпиду активно выдвигал представителей молодого поколения голлистов. Лидером этой группировки был Жак Ширак, в нем Помпиду видел своего преемника.
В преддверии парламентских выборов 1972 г. продолжалась перестройка других политических партий. Вскоре партия радикалов и радикал-социалистов раскололась на два течения. В 1971 г. социалисты объединились, партия получила название Французской социалистической партии (ФСП), лидером ее стал Ф. Миттеран. Он пытался придать сотрудничеству с коммунистами прочный характер. Французская дипломатия добилась заключения в 1974 г. новой Атлантической хартии, усилившей принципы коллегиальности в деятельности с НАТО. Были улучшены отношения с Китаем, Египтом, Ираком. В рамках новой военной доктрины Северная Африка была объявлена “сферой жизненных интересов”.
В этот период меняется социально-экономическая стратегия: произошел поворот к неолиберализму и эффективным рыночным отношениям. Обострение внутрипартийной борьбы в ЮДР сказалось на выборах в марте 1973 г. ЮДР потерял 4 млн. голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г. вновь поставила вопрос о выборе стратегии развития страны на последующие годы.
После периода организационно-политической перестройки оживилось центристское движение. Лидером нового поколения центристов-”независимых республиканцев” и ряда других мелких партий, которые получили общее название “Союз за французскую демократию” (СФД), - являлся Валери Жискар д’Эстен (1974-1981 гг.), который на состоявшихся в апреле 1974 г. президентских выборах был избран президентом. Премьер-министром стал представитель ЮДР Ж. Ширак.
Президентство В, Жискар д’Эстена совпало с периодом, когда французская экономика втягивалась в полосу глубокого кризиса, последовавшего после “нефтяного шока”. На фоне снижения деловой активности в 1975 г. была принята программа оживления экономической жизни путем поощрения потребления. На 1976- 1980 гг. был разработан седьмой пятилетний план, который предусматривал увеличение занятости, ликвидацию бюджетного дефицита и т. п.
Постголлистекая Франция. До президентских выборов в правительственном и в оппозиционном лагерях произошла перегруппировка политических сил. В 1976 г. лидер ЮДР Ж. Ширак вышел в отставку с поста премьер-министра. ЮДР был преобразован в широкую коалицию “Объединение в поддержку республики” (ОПР). Оно провозгласило верность голлизму.
В 1981 г. “Союз за французскую демократою” выдвинул кандидатом в президенты В. Жискар д’Эстена. ОПР после острой внутренней борьбы остановилось на кандидатуре Ж. Ширака. Правительственная коалиция, таким образом, оказалась расколотой. Большие предвыборные разногласия проявились и в партиях оппозиции. Чрезвычайный съезд ФСП в январе 1981 г. выдвинул Ф. Миттерана кандидатом в президенты. Коммунисты предложили кандидатуру Ж. Марше.
Президентские и парламентские выборы 1981 г. после 23 лет правления правых партий принесли победу левым силам. Президентом страны стал социалист Франсуа Миттеран (1981-1995гг.), абсолютное большинство мест в Национальном собрании оказалось также у социалистов. Правительство сформировал П. Моруа. Впервые после 1947 г. в коалиционное правительство вошли коммунисты.
Однако союз левых сил стал управлять страной в трудное время. Первостепенная задача нового правительства состояла в выводе страны из экономического кризиса. Политика Ф. Миттерана заключалась в том, чтобы в дальнейшем расширить государственное вмешательство в экономику. Выл принят закон о национализации 18 банков, двух финансовых и пяти крупнейших промышленных фирм. Кроме того, под государственный контроль были поставлены некоторые металлургические и военные компании. Были расширены социальные программы, введен государственный контроль над ценами и зарплатой.
Однако к середине 80-х годов во Франции обнаружился кризис правления левых сил. С середины 1982 г. правительство обратилось к политике жесткой экономии, которая обернулась ростом безработицы. Выросли косвенные налоги, а также налоги на личные доходы, бытовые услуги.
Возвращение к власти правых сил. На состоявшихся в марте 1986 г. выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство и сформировали свое правительство во главе с лидером ОПР Ж. Шираком. Новое правительство сразу же заявило о своем намерении провести денационализацию ряда контролируемых государством компаний и предприятий.
В короткий срок новое правительство подготовило около 30 законопроектов, предусматривавших предоставление льгот капиталу, отмену контроля над ценами и налогов на крупные состояния, денационализацию финансовых и промышленных предприятий, приняло решение о блокировании зарплаты, сократило государственные расходы на государственные нужды, провело очередную девальвацию франка и т.п. Все это вызвало бурную реакцию протеста. В июне 1986 г. миллионы французов провели Неделю действий в защиту своих требований. По всей стране состоялись митинги, демонстрации, забастовки.
Внешнеполитическое положение Франции при Ф. Миттеране укрепилось. Активизировались отношения с США и НАТО. Миттеран поддержал размещение в Европе американских ядерных ракет средней дальности. Новая военная доктрина отражала стратегию “глобального сдерживания”. В отношении СССР официальный Париж занял жесткую позицию, требуя вывода советских войск из Афганистана, отмену военного положения в Польше, сокращения советских вооруженных сил, размещенных в Европе. Французские военные силы, как часть коалиции, вели боевые действия в войне в Персидском заливе в 1991 г.
Особое внимание Миттеран уделял вопросам европейской интеграции. Надежным партнером Ф. Миттерана стал германский лидер Г. Коль. Инициативы двух стран в области углубления экономической и политической интеграции, возобновление тесного военно-политического сотрудничества вне рамок НАТО позволили подготовить концепцию Европейского союза. В 1986 г. был подписан Единый европейский акт. Еще раньше (в 1990 г.) Миттеран поддержал объединение Германии.
Выборы в Национальное собрание, состоявшиеся в мае 1993 г., принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказались от радикализма левых и построили свою программу на лозунгах “ответственности” и “доверия”, умеренных реформ, борьбы против социального неравенства и безработицы, преступности и терроризма.
В 1994 г. официально был открыт туннель под Ла-Маншем, соединивший Францию и Англию.
В мае 1995 г. лидер правых, мэр Парижа Жак Ширак выиграл президентские выборы. Ф. Миттеран из-за болезни не смог принять в них участие. Новое консервативное правительство Ширака, которое привело его к власти на платформе снижения высокого уровня безработицы Франции, имело поддержку значительного большинства в обеих палатах парламента.
В 1997 г. по результатам досрочных выборов в Национальное собрание победу одержал блок левых сил (социалисты, коммунисты, “зеленые”). Итак, при правом президенте было сформировано левое правительство социалиста Л. Жоспена. Взвешенный, профессиональный и деидеологизированный стиль действий стал отличительной чертой нового кабинета. Такой курс получил название “левого реализма”.
Во всех случаях правительство избегало крайностей и предлагало конструктивные компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Пресса назвала эту политику “модернизацией с человеческим лицом”. Налоговая политика позволила снизить уровень бюджетного дефицита и привести его к требованиям процедуры перехода к европейской валютной системе
Во внешней политике Ж. Ширак провел корректировку курса. Был снят мораторий на испытание ядерного оружия. Франция вернулась к политике интеграции в военную структуру НАТО. Но в конце 90-х годов Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и вернулась к европейским проектам.
В 2007 г. после истечения срока полномочий Жак Ширак ушел с поста президента. Президентом избран его коллега по партии Н. Саркози. Он намерен уладить отношения с США. В июле 2008 г. ему удалось собрать саммит 48 государств Европы и Средиземноморья, на котором решено создать их союз.
Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.
Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.
После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.
Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.
В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.
В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.
В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.
Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.
Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.
Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.
Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru