11 сентября 2014 г. Наблюдательный совет Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) одобрил Программу финансового оздоровления Центра им. М.В.Хруничева, разработанную ОРКК. Программа передана в Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Программа финансового оздоровления Центра подготовлена по распоряжению Правительства РФ в рамках системной реформы ракетно-космической промышленности страны, осуществляемой ОРКК. Финальный вариант Программы будет направлен Роскосмосом в Правительство и профильные министерства и ведомства.

Проведенный анализ ситуации свидетельствует о критическом состоянии Центра им. М.В.Хруничева. На текущий момент накопленные убытки от операционной деятельности предприятия с 2007 года по настоящее время составляют 11,9 млрд рублей, долги поставщикам достигают 14,7 млрд рублей. Производительность труда в Центре им. М.В.Хруничева на 30% ниже, чем в среднем по отрасли и в 2,5 раза ниже лучшего предприятия отрасли в России.

Для реализации Программы оздоровления Центра будет осуществлен целый комплекс мероприятий, предусмотренных экономической моделью и новой производственной стратегией предприятия.

Ключевые точки:

Привлечение финансовой поддержки ВЭБа: 38 млрд руб, с погашением до 2023 года; общая сумма капитальных вложений в развитие предприятия до 2025 года - более 50 млрд руб.;

Организация серийного производства ракета-носителя «Ангара» в Омске (ПО «Полёт»), концентрация производства ракет-носителей «Протон» и разгонных блоков на московской площадке предприятия;

Оптимизация производственных площадей московского и омского предприятий;

Подтвержденные объемы производства ракета-носителей «Протон», «Ангара 1.2», «Ангара А5», разгонных блоков «Бриз-М» и КВТК на 2016-2020 годы;

КБ «Салют» – превращение в Центр компетенций для РКП РФ;

Обновление парка технологического оборудования предприятий, входящих в Центр; создание центров специализации; внедрение lean-технологий;

Рост заработной платы и как следствие – показателей выработки на одного сотрудника; привлекательные социальные льготы.

Андрей КЛЕПАЧ, Председатель Наблюдательного совета ОРКК: «Программа для Центра им.М.В.Хруничева – начало системной реформы всей ракетно-космической промышленности России. Задачи серьезные, сроки сжатые, но я уверен – все получится».

Игорь КОМАРОВ, генеральный директор ОРКК: «Ситуация непростая, но не безнадежная. Реализация нашей Программы превратит предприятие в современный и конкурентоспособный эффективный центр производства, сохранив и развив все компетенции».

Андрей КАЛИНОВСКИЙ, и.о.генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева: «Эффективно организованное производство позволит нам занять не менее 20% мирового рынка пусковых услуг, обеспечивать федеральные запуски с территории России по конкурентной цене».

Публичная версия презентации: www.khrunichev.ru

Пресс-служба ОАО «ОРКК»

ОРКК (Объединенная ракетно-космическая корпорация): ОАО со 100% государственным участием. Образование Корпорации должно обеспечить комплексное реформирование ракетно-космической отрасли России, способов и методов производства продукции. Приоритетные направления деятельности: разработка, производство, испытания, поставка, модернизация и реализация ракетно-космической техники. В состав Корпорации войдут организации, которыми владеет Российская Федерация, включая 10 интегрированных структур, состоящих из 48 предприятий, и 14 самостоятельных организаций, в том числе 8 АО и 6 ФГУПов (после их преобразования в ОАО).

ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» образовано в 1993 году на базе Машиностроительного Завода им. М.В.Хруничева и КБ «Салют». В состав предприятия входят 9 филиалов в 6 регионах РФ. ГКНПЦ им. Хруничева специализируется на разработке и создании ракета-носителей (семейства «Протон», «Ангара», «Рокот»), разгонных блоков (семейство «Бриз» и др.), модулей для Международной космической станции, а также космических аппаратов и комплексов.

Официальную историю ГКНПЦ имени М.В.Хруничева принято отсчитывать с 30 апреля 1916 года (более 100 лет), когда в московских Филях началось строительство крупного завода автомобильной фирмы «Руссо-Балт»

Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева был образован в 1993 году путем обьединения двух старейших московских предприятий космической отрасли - Машиностроительного Завода им. М. В. Хруничева и Конструкторского бюро «Салют», расположенных на общей территории в излучине Москвы-реки. При этом судьба предприятия, получившего новую вывеску уже после распада СССР, оказалась гораздо более удачной, чем у многих научно-промышленных центров в это неспокойное время.

«Хруничев» успешно пережил лихие 90-е и, в отличие от многих других предприятий авиакосмической отрасли, сумел не только сохраниться, но вписаться в новые условия рыночных отношений. Слишком много было желающих и слишком ценным оказалось советское космическое наследство, чтобы наши новые «друзья» позволили ему кануть в небытие. На первом этапе предприятие выживало за счет заказов для космической программы дружественной Индии (криогенный разгонный блок 12КРБ). Потом подоспели контракты на строительство модулей для МКС (Международной космической станции). И главное - центру было позволено выйти со своими изделиями на международный рынок коммерческих услуг, а именно осуществлять запуски космических аппаратов для иностранных заказчиков с помощью надежнейшего отечественного носителя «Протон-К»

Ракета Протон в монтажном корпусе 92А-50
alexpgp

В результате к концу 90-х объема получаемых заказов и получаемой прибыли хватало не только на сохранение уникального коллектива и мощностей (в год осуществлялось от 8 до 12 пусков), но и на некоторое развитие самой необходимой инфраструктуры. В частности, были восстановлены и переоборудованы комплексы подготовки изделий на космодроме Байконур (так называемая 81-я площадка и МИК 92А-50). Сделана модернизация конверсионной МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) под коммерческие пуски («Рокот»). Спроектирован и изготовлен новый разгонный блок «Бриз-М». Проведена модернизация старой «рабочей лошадки» предприятия РН «Протон-К» в версию «Протон-М» с новой цифровой системой управления.

Кроме того, центр стал постепенно выходить на ранее не свойственные ему рынки по изготовлению малых космических аппаратов связи и дистанционного зондирования земли для нужд отечественного бизнеса и корпораций. Параллельно медленно и трудно (из-за скудного и эпизодического госфинансирования) развивался проект ракеты-носителя для замены устаревающего «Протона». Это была начатая еще в 1995 году разработка новой перспективной РН «Ангара» модульного типа.

Конверсионная РН Рокот на космодроме Плесецк
mil.ru

Если про общий вектор, то политика старого руководства центра была нацелена на максимальное сохранение и загрузку имеющихся мощностей. При этом часто это делалось за счет перетягивания ресурсов и заказов у других предприятий отрасли (разгонный блок «Бриз-М» конкурировал с аналогичным изделием от НПО «Энергия» - серией блоков «ДМ»). Многие могут назвать такое состояние предприятия вполне успешным, однако с точки зрения отрасли это была скорее медленная стагнация. Все характерные проблемы отечественной промышленности постсоветского периода, естественно, были в наличии. Это постепенное старение и отток кадров, деградация производственной инфраструктуры (как было сказано выше - за редким исключением), исчезновение поставщиков критически важных материалов и комплектующих.

В таком режиме научно-производственный центр постепенно превращался в «космического извозчика», весь научный и инженерный потенциал которого использовался исключительно для решения текущих задач и «затыкания дыр». При этом в спину уже дышали конкуренты, а именно европейские и азиатские поставщики пусковых услуг. Отдельную долю рынка за собой сохраняли США, но развиваемое ими направление коммерческой частной космонавтики находилось тогда еще в зачаточном состоянии.

Однако оставшийся со времен СССР потенциал предприятия в целом был сохранен, и при достаточно умном использовании позволял в случае необходимости возобновить по настоящему прорывные проекты в космической отрасли. Это могли быть новые (в том числе - многоразовые) носители, космические станции, межорбитальные буксиры, тяжелые геостационарные платформы. Эти, и многие подобные проекты периодически прорабатывались специалистами центра, однако все умирало на уровне эскизных проектов и макетов (многоразовая ступень «Байкал»). Интереса со стороны нового руководства страны подобные вещи не вызывали. Вплоть до второй половины 2000-х годов.

Многоразовая ступень Байкал
Цитата "Утро России" 2001 год. russia.tv

Появление в это время дополнительных доходов от возросших нефтяных цен (пик пришелся на 2008 год) привело к тому, что про наукоемкие отрасли и, в частности, космос снова вспомнили. И это, к сожалению, сыграло с ГКНПЦ злую шутку. Под грядущие эпические задачи отечественной космонавтики, поразительно совпадающие с популистскими заявлениями американских президентов, к центру начали (в качестве филиалов) присоединять уже много лет лежащие «на боку» другие предприятия космических и смежных отраслей промышленности. Этот процесс стартовал в 2007 и продолжался вплоть до 2011 года. Всего было присоединено 10 филиалов. Понятно, что все их долги в результате были оплачены ГКНПЦ с расчетом на грядущие государственные инвестиции. До некоторого времени финансовая состоятельность такого конгломерата сомнений не вызывала. Однако почти сразу начались некоторые проблемы. Кроме финансового оздоровления все новые филиалы было необходимо загрузить работой. Были сделаны попытки передать на них с московской площадки изготовление части комплектующих и агрегатов. В результате резко возросла аварийность (с 2007 года в среднем каждый десятый пуск был неудачным).

Специалисты считают причиной участившихся аварий, не только общую деградацию и падение дисциплины в процессе реорганизации, но и низкое качество комплектующих, произведенных «на стороне». Филиалы, не привыкшие к жестким требованиям космической отрасли, часто гнали откровенную некондицию, которая иногда преодолевала уже привыкший к определенному уровню качества входной контроль. При этом в образовавшейся неразберихе и в процессе перетока денежных средств появились возможности финансовых нарушений. В настоящее время несколько руководителей филиалов и бывших руководителей центра а также их заместители находятся под следствием.

Однако на этом проблемы не закончились. Уже к 2014 году стало понятно, что денег больше не будет, так как цены на нефть окончательно рухнули. И тут в условиях бюджетного дефицита центру было предложено разбираться с накопившимися проблемами самостоятельно. К этому моменту операционный долг предприятия составлял более 11,9 млрд руб., а долги перед поставщиками - 14,7 млрд. Для минимальной финансовой стабилизации центру требовалось уже около 56,4 млрд. В результате данная сумма лишь незначительно (15,9 млд.) была погашена государством, все остальное было выделено в качестве коммерческого кредита Внешэкономбанком, Сбербанком и Роскосмосом. И вовсе не по обещанным ранее льготным условиям.

Таким образом, предприятию предстояло выбираться из сложившейся ситуации за счет собственных ресурсов, в том числе и путем так называемой «оптимизации производственной деятельности».

В результате необдуманных действий реформаторов и в связи с резким сокращением государственного финансирования к концу 2014 года в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева сложилась катастрофическая ситуация.

Как было описано в конце предыдущей части нашей статьи, выходить из финансового и оргазационного кризиса конца 2014 года центру Хруничева предстояло самостоятельно. Вместо восполнения образовавшегося дефицита средств из Роскосмоса был назначен новый исполняющий обязанности генерального директора Андрей Калиновский, ранее занимавшийся производством самолета «Сухой Суперджет 100» в Новосибирске и в Комсомольске-на-Амуре.

Уже через короткое время им была представлена соответствующая программа финансового оздоровления.

Основным источником недостающих средств план Калиновского предусматривал продажу более 60% территории предприятия (более 100 гектаров) в Москве и перенос большинства технологических операций в Омское производственное объединение «Полет». В первую очередь это касалось производства перспективной РН «Ангара». Кроме того, планировалось избавиться от большинства «непрофильных» задач (например - малых спутников и модулей космических станций). Снова предполагалось максимально использовать ресурсы имеющихся филиалов и «аутсорсинг», уже целенаправленно отдав туда большинство технологических цепочек. На словах все это делалось исключительно для сокращения издержек и повышения производительности труда, а также оптимизации использования производственных площадей и транспортных потоков. Но главное - в итоге опять же освобождалась дорогая московская земля, нужная для погашения набранных кредитов.

А.Калиновский. Перемены необходимы
Усач Тимофей © ИА Красная Весна

Понятно, что поставленное во главу угла специалистом, ранее не имеющим отношение к космонавтике, «финансовое оздоровление» очень скоро принесло свои печальные плоды. «Эффективный менеджмент» выразился в окончательном развале московской площадки и массовом оттоке кадров из центра. При этом перенос производства РН «Агара» в Омск фактически провалился. Улетевшая в конце 2014 года «Ангара-5» была изготовлена в основном силами московских специалистов, попытки изготовить «Ангару» на базе завода «Полет» привели к провалу. По причине неспособности обеспечить то самое качество. В результате в конце 2016 года прокуратура направила в суд материалы о привлечении руководителя предприятия «Полет» Михаила Остроушенко к административной ответственности за срыв гособоронзаказа.

Сокращение площадей, «оптимизация» смежников и поставщиков комплектующих по ракете «Протон-М» привела к почти полной остановке ее выпуска. Так в 2016 году было осуществлено только 3 пуска, в 2017 всего 4. В результате в 2016 году Россия впервые с 1999 года осуществила меньше пусков, чем США, и впервые в истории меньше, чем Китай! Напомним, что ранее ежегодно запускалось от 8 до 12 «Протонов». При этом «авиационные» подходы Калиновского к производству ракет вызывали только недоумение у специалистов. Требования к массовому совершенству конструкции, к герметичности и надежности для космонавтики всегда отличались от принятых в авиации. Не говоря уже о другой серийности и неизбежной неравномерности загрузки производства. Кроме того отсутствовало понимание, что очень часто специалист в данной области (рабочий или инженер) является штучным «продуктом». Рабочие годами вырабатывают своеобразное отношение к качеству выполняемых операций, постоянно взаимодействуют с инженерным составом и контролерами и их просто невозможно заменить на первого попавшегося местного «гастарбайтера». А передача знаний от старшего поколения инженеров к молодежи в условиях реорганизации и массовых сокращений также чревата неожиданными «провалами».

Вывоз «Ангара-А5» на стартовый комплекс
mil.ru

Результат этого отношения - не только неспособность производить качественные комплектующие и изделия в условиях новоявленных филиалов, но и продолжающаяся печальная история с очередным модулем для МКС «Наука» (бывший дублер запущенного в 1998 году модуля «Заря»). Сроки его подготовки ежегодно срываются из-за занесенных в процессе доработки загрязнений. Почему стружка попала в топливную систему, при том что технология подобных операций отработана годами? Почему новым руководством не были привлечены к работам соответствующие специалисты? Объяснить это можно только разрушением технологической преемственности и связей уже внутри самого предприятия. И хотя это произошло еще до назначения руководителем Андрея Калиновского, полученный «урок» не был усвоен!

Разгрому подверглась и вторая часть ГКНПЦ - КБ «Салют». Производственная часть КБ (опытный завод) была закрыта еще до начала программы «оздоровления». А вот при Андрее Калиновском окончательно была ликвидирована лабораторная и испытательная база в Москве, а бывшая территория КБ уже полностью освобождена под застройку. При этом в пустых помещениях было брошено или списано уникальное оборудование. Корпуса со специальными фундаментами (для проведения вибрационных испытаний) ждут своей печальной участи, а оставшиеся после сокращений немногие сотрудники переселены на территорию серийного завода. Был озвучен план создания из оставшихся инженеров так называемого «Центра компетенции». Вопросы по разработке и внедрению новых технологий, проведению опытно-конструкторских работ, контролю и испытаниям изделий из данной «компетенции» теперь уже точно выпали. Вопрос, на сколько хватит ее остатков (компетенции) хотя бы для проведения авторского надзора за уже выпускаемыми изделиями в условиях массовых сокращений, остается открытым.

Модуль "Наука" (MLM)
nasa.gov

Впрочем, некоторые нововведения Андрея Калиновского можно назвать условно разумными. Это внедрение электронного учета и планирования выполняемых работ и сдельной оплаты для инженерно-технического персонала. Однако часто к повышению производительности труда такая автоматизация не приводит, а только усложняет бюрократические процедуры. А вот «сдельщина» с одной стороны позволила увеличить зарплаты части востребованных специалистов, но с другой - увеличила конфликтность между сотрудниками и подразделениями. Часть старых специалистов и отделов, выполняющих рутинную работу были посажены на голодный паек. Кроме того постоянные реорганизации и переезды значительно увеличили отток опытных кадров. Дополнительно были уволены большинство руководителей высшего и среднего звена, в основном из-за несогласия с проводимыми «реформами», а вместо них назначены бывшие соратники Калиновского по прежним местам работы.

В связи с новой политикой руководства количество контрактов на запуски «Протонов» стало стремительно сокращаться. Ставка была сделана на успешно испытанную в 2014-м перспективную «Ангару».

Однако уже в 2016 году всем стало понятно, что новый пуск данной ракеты (в тяжелой модификации «Ангара-5») мы в ближайшее время не увидим. Тут же руководство центра стало озвучивать идеи о ненужности, бесперспективности и дороговизне злосчастной «Ангары» и созданию непонятных огрызков из старого «Протона» по имени «Протон Лайт». И это почти сразу после предыдущих заявлений о скорейшем свертывании производства «старой» ракеты и выхолащивания ракетного КБ.

27 июня 2017 года Андрей Калиновский неожиданно покидает свой пост и уходит в «Роскосмос» на должность исполнительного директора по обеспечению качества и надежности. Официально звучат сообщения о достигнутых высоких результатах бывшего директора центра на занимаемом ранее посту. Говорится о повышении зарплат, сокращении долга и обещанном ранее повышении производительности труда. На освободившуюся должность назначается Алексей Варочко, бывший директор и главный конструктор КБ «Мотор» («Мотор» специализируется на наземном оборудовании ракетных и космических комплексов). Который практически сразу отменил все нововведения прежнего руководства в плане реорганизации производства на московской площадке.

Приход в июне 2017 года нового генерального директора ГКНПЦ привел лишь к изменению стиля руководства но не изменил общий вектор, направленный на постепенную ликвидацию старейшего предприятия космической отрасли.

Новый руководитель центра Хруничева Алексей Варочко в целом пока продолжает политику прежнего руководства.

В ноябре 2017 года было завершено акционирование бывшего федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество. А уже в январе 2018 года Варочко заявил о том, что центру срочно требуется дополнительная финансовая поддержка правительства в размере минимум 30 миллиардов рублей. В том числе и на обслуживание предыдущего кредита в сумме 4,5 миллиарда ежегодно! Вот такая «финансовая стабилизация». При этом все планы по реализации земли Хруничева в Москве и полному переносу производства в Омск пока остаются в силе. Дополнительно на предприятии вводятся жесткие меры экономии на премиях и зарплатах сотрудников. О былой «сдельщине» приказано забыть. Планируются новые сокращения и реорганизации с весьма туманными перспективами. Говорить подробно о них еще рано, поскольку планы у нового руководства постоянно меняются. Однако уже озвучено, что часть филиалов (Воронежский механический завод и Конструкторское бюро химического машиностроения имени A. M. Исаева) в мае-июне 2018 года предстоит выделить из состава центра и передать НПО «Энергомаш». Что касается злополучной «Ангары» - была названа дата второго запуска ее тяжелой модификации. Не ранее 2022 года! После первого успешного пуска (в 2014 году) к тому времени пройдет 8 лет. Такова цена переноса производства с московской площадки.

Первый испытательный пуск «Ангара-А5»
mil.ru

При этом стоит отметить, что практически сразу после ухода Калиновского (июль 2017 года) руководством Роскосмоса также было заявлено о резком изменении планов в отношении «Ангары». Ставка теперь делается на якобы более дешевый и перспективный проект «Феникс» (носитель «Союз-5»). Именно под него теперь верстаются все планы полета нового пилотируемого космического корабля «Федерация». Есть правда одно «но»! «Союз-5» по факту является глубокой модификацией старого доброго российско-украинского «Зенита», и вся экономия сводится в использованию уже имеющейся «зенитовской» наземной инфраструктуры на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Под него также рассчитан недавно выкупленный российской фирмой S7 «Морской старт». При этом новой пилотируемой ракеты еще нет и несмотря на имеющийся задел ей еще предстоит пройти полный цикл от проектирования до летных испытаний. Более того, использование наследника «Зенита» для пилотируемых запусков потребует не только пересмотра многих параметров ракеты, но и дооснащения под соответствующие цели имеющихся СК. Так что заявленная дешевизна (по сравнению с «Ангарой») в окончательном варианте может весьма сильно отличаться от озвученной ранее. Кроме того, знакомство с современными реалиями вызывает сомнение, что до 2022 года (предполагаемая дата начала испытаний «Федерации») будет обеспечена полная готовность новой ракеты. При этом, как было сказано, в вину «Ангары» ставится не только ее дороговизна, но и «бесперспективность». Потому как основная сборочная единица ракеты УРМ (универсальный ракетный модуль) изначально рассчитывался на малые полезные нагрузки (около двух тонн для «Ангары-1.1»). Соответственно, даже с перспективным водородным разгонником максимальная связка таких блоков в конфигурации «Ангара-5В» ограничена полезной нагрузкой в пределах 30-35 тонн. Другое дело еще не созданный «Феникс», очень похожий по габаритам на «Falcon 9» и тянущий по проекту до 17 тонн в одноблочном варианте. Заявляется, что из его блоков можно собрать сверхтяжелый носитель по аналогии с недавно летавшим «Falcon Heavy» и даже больше. Правда скромно умалчивается, что «зенитовский» старт на такую модификацию изначально не рассчитан. И экономии на наземной инфраструктуре для будущего тяжелого носителя в этом случае явно не получится. При этом под грядущие туманные перспективы «Феникса» уже отказались как от пилотируемого варианта «Ангары», так и от строительства под нее второго стартового комплекса на космодроме «Восточный».

«Ангара-А5» в монтажно-испытательном комплексе
Анрей Моргунов. mil.ru

Возникает естественный вопрос, связанный с такими резкими поворотами в политике Роскосмоса. В чем истинная причина внезапно возникшей потребности сэкономить на одном стартовом комплексе и пуститься в менее затратные (только на первом этапе!) разработки нового космического проекта «с нуля»? Причина во временных финансовых трудностях государства или понимание того, что в ближайшем будущем мы новой летной «Ангары» в любом случае не увидим? На наш взгляд - исключительно по причине безответственных действий прежнего руководства, сначала доведших самодостаточное и вполне успешное предприятие до финансовой ямы, а затем проводившего необдуманные «реформы» с целью компенсировать собственные ошибки и просчеты. Иначе как объяснить, почему ради гипотетического «Феникса» в небе срочно понадобилось придушить уже имеющуюся в руках синицу по имени «Ангара»?

Или это обычная попытка за дымовой завесой новых громких заявлений скрыть собственные провалы?

Итак, что мы имеем в итоге.

В начале реформ - стабильно работающее и умеренно развивающееся предприятие с очень хорошими позициями на международном рынке стартовых услуг.

В конце - разгромленные производственная и научная база, почти утраченная способность производить старый «Протон» и сорванное производство перспективной «Ангары». В дополнение к этому огромные долги и безнадежно утраченные позиции на мировом рынке коммерческих пусков.

Многоразовые ступени Falcon Heavy при посадке
SpaseX

Ближайшие сроки, когда возможно будет попытка вернуться на мировой рынок в области тяжелых носителей (с «Ангарой» или уже новым «Фениксом») плавно уходят за 2022 год. Понятно, что все это время в образовавшейся нише будут резвится наши конкуренты, прежде всего инициативный и нахальный Илон Маск со своим Falcon различных модификаций. И снова пустить нас на этот рынок желающих будет мало. Про утраченные технологии, опытных специалистов, научную и производственную школу можно пока не вспоминать, эти понятия сложно поддаются измерению в денежном эквиваленте. Также скромно умалчивается вопрос о том, кто теперь будет изготавливать модули для новой российской орбитальной станции, планы на которую строят после 2024 года (завершение эксплуатации МКС). Хруничев делал большинство модулей для нее, но это уже явно в прошлом. Планов по продолжению эксплуатации московской площадки даже в виде оставшегося обрубка после 2025 года не озвучивалось. По последней информации от сотрудников, к лету 2018 года снова готовятся массовые сокращения

В «плюсах» имеем освобожденную для коммерческой застройки сотню гектаров дорогой московской земли, вокруг предстоящей продажи которой уже начались странные игры, в том числе и с участием московской прокуратуры.

Если не знать предыстории, то полученный результат сильно напоминает обычный рейдерский захват. Именно так трактуют события вокруг Хруничева некоторые СМИ. Имеем мы дело с элементарной глупостью и некомпетентностью современных российских чиновников, в руках которых оказалась судьба отечественной космонавтики, или за этим стоят политические интриги и тонкий и корыстный расчет - покажет время. Но в любом случае фактическое уничтожение одного из ведущих предприятий отрасли может сильно сказаться не только на престиже и развитии космонавтики, но и на обороноспособности нашей страны в непростых современных условиях.

Копия чужих материалов

Флагман космической отрасли, долгие годы производивший ракетоносители “Протон” нынче находится в тяжёлом финансовом положении. В октябре 2017 года ЗиХ как и планировалось произвёл рыночную оценку для целей купли-продажи части своей территории (107.3 Га из 140) и недвижимости на ней (всего 221 объект капитального строительства), а в ноябре 2017 провёл акционирование , изменив форму собственности с ФГУП на АО.

ОКС, вошедшие в отчёт об оценке отмечены на карте красным, не вошедшие – зелёным.

Обновление январь 2018:

Новая территория ЗиХ площадью 33 гектара (вместо прежних 140) появилась в Росреестре и на ПКК под номером 77:07:2003:9042.

Территория под предполагаемое отчуждение 107.3 гектара – 77:07:2003:42 или 77:07:0002003:42.

Обновление апрель 2018

Правительство Москвы подберет девелоперов для застройки земель завода им. Хруничева в районе Филевского парка, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Были какие-то спекуляции по поводу земли, которая будет освобождаться в Филях, но она, во-первых, будет находиться под контролем Внешэкономбанка и будет реализована в рамках девелоперских проектов, которые будет обеспечивать правительство Москвы. С кем – это уже будет решать [мэр Москвы] Сергей Семенович Собянин», – сказал Рогозин в интервью телеканалу РБК.

Справка из ЕГРН (обратите внимание на форму и дату собственности)

апрель 2018

Принимая во внимание все перспективные инициативы и соглашения последнего времени, а также богатую историю ГКНПЦ им. Хруничева и опыт его сотрудников, мы предлагаем рассмотреть возможность реконструкции и преемственного развития части территории завода в качестве нового образовательного и технологического кластера .

Обновление июнь 2018

Космический центр им. Хруничева освободит более 200 корпусов завода в Филевской пойме, на котором производятся ракеты “Протон” и другая космическая техника. Копия приказа о создании комиссии по высвобождению зданий и сооружений, подписанного генеральным директором Центра Алексеем Варочко, имеется в распоряжении РИА Новости.

Освободить помещения от производственных задач поручено в течение 2018-2019 годов.

Обновление август 2018

МОСКВА, 10 августа. /ТАСС/. Роскосмос рассчитывает создать на московской территории Центра имени М. В. Хруничева новый “Звездный городок” . Об этом в пятницу сообщил журналистам глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

“Раньше предполагалось, что Центр Хруничева реализует московскую территорию, чтобы расплатиться с долгами. Но президент не поддержал это. Вчера я встречался с мэром Москвы [Сергеем] Собяниным, мы договорились, что в сентябре мы проведем большое совместное мероприятие, где будем рассматривать вопрос, уже решенный президентом, о сохранении территории Московского ракетного завода. Мы хотим здесь сделать новый “Звездный городок”, перенести сюда инженерные коллективы наших производств в Москве”, – сказал он на брифинге по ситуации в Центре имени М. В. Хруничева.

Московский ракетный завод остается на своей родной территории. Есть возможность его вовлечения в кооперацию по проекту создания сверхтяжелой ракеты. Поэтому заводу - быть! Также мы будем постепенно развивать его территорию.

Есть планы построить и оснастить здание Инженерного центра, куда переедет КБ “Салют” - разработчик “Ангары”. Также рассматриваем возможность развернуть на этой территории рабочие помещения других наших московских конструкторских и инженерных коллективов. Даже рабочее название придумали для такого объединения - технопарк “Звездный”. Я уже обсуждал идею создания такого космического центра в Москве с мэром Собяниным. Он рад, что завод остается и будет развиваться. Планы по продаже земли в счет долга отверг президент Путин, и коллектив предприятия вновь обрел надежду. Современный завод и Инженерный центр будут строиться по принципам цифрового предприятия. Молодежь с удовольствием придет работать к нам. Деньги на этот центр пока будем изыскивать сами.

Обновление февраль 2019:

“Роскосмос” построит в Москве

Обновление июнь 2019:

На месте ракетного завода в Москве построят гигантский деловой центр

Ссылки на СМИ Известия от 13.01.15, Ведомости от 19.07.16,

Гендиректор Космического центра имени Хруничева Алексей Варочко рассказал о финансовом состоянии предприятия и планах производства носителей.

Производитель российских тяжелых ракет «Протон» и нового семейства носителей «Ангара» Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева 17 ноября 2017 года завершил многолетний процесс акционирования. О том, что ждет центр после преобразования, как поступят с территорией в центре Москвы, когда стартует следующая «Ангара» и сколько пусков «Протона» будет в 2018 году, в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор предприятия Алексей Варочко.

— Вы возглавили Центр имени Хруничева шесть месяцев назад. На этот период пришелся последний этап его акционирования. Какие изменения за это время произошли в организации?

— В первую очередь проведены изменения в кадровой структуре головного офиса. Из 13 должностей заместителей оставлены только шесть: по науке, производству, финансам, безопасности, персоналу и качеству. Практически на все должности уже назначены руководители.

Планомерно продолжается работа по оптимизации филиалов. Но речь не идет о сокращениях рабочих специальностей. Наоборот, мы готовы принять на работу порядка 200 человек — токарей, фрезеровщиков. Нам не хватает рабочих рук. Текущая загруженность заставила предприятие перейти на трехсменный режим работы. За пять месяцев 2017 года нами изготовлено пять ракет «Протон-М» и «Рокот», шестой «Протон» находится в производстве. Предприятие сейчас производит по два изделия в квартал.

Мы полностью закрыли долги по поставкам ракет для Минобороны. Остались невыполненными договорные обязательства перед «Роскосмосом». Но мы намерены передать им три ранее заказанные ракеты в 2018 году.

— Ряд филиалов Центра планируется перевести в создающийся холдинг ракетного двигателестроения. Как будет проходить этот процесс?

— Речь идет о Воронежском механическом заводе и подмосковном Конструкторском бюро химического машиностроения имени A.M. Исаева.

После акционирования Центра имени Хруничева идет процесс оформления всего имущества филиалов на наше АО. В дальнейшем филиалы будут выделены в отдельные АО и наделены имуществом. Этот процесс мы рассчитываем закончить в мае-июне 2018 года, после чего предприятия будут переданы НПО «Энергомаш», на базе которого создается двигателестроительный холдинг.

— Что останется у вас?

— У нас останется, естественно, московская площадка для производства «Протонов», а также омский «Полет», где будет полностью создаваться «Ангара». Сейчас очень многое в производстве и испытаниях «Ангары» завязано на Москву. Перевозки очень существенно сказываются на сроках и стоимости. В 2020 году на предприятии «Полет» будет выпущена первая полностью изготовленная там легкая «Ангара-1.2». В том же году в Омске должен быть построен второй контрольно-испытательный стенд, который позволит выпускать тяжелую «Ангару-А5». Первая такая ракета выйдет с омской площадки в 2022 году.

У нас также остаются Ковровский механический завод, который занимается производством арматуры для ракетно-космической отрасли, Усть-Катавский вагоностроительный завод, выпускающий агрегаты для комплектования «Ангары», «Протонов», «Союзов».

Также за нами остаются КБ «Салют», представительства на Байконуре, в Плесецке, Восточном.

— Как идет процесс сокращения производственных площадей предприятия и продажа освобождаемой земли в Филевской пойме?

— Сейчас мы ведем оценку стоимости земли. Высвобождаемые площади разбиты на участки, некоторые из них давно не эксплуатируются, какие-то перестанут использоваться с 2018 года. Продажа будет проходить на торгах поэтапно — участок за участком. Кстати, хотел бы опровергнуть застрявший в массовом сознании слух, что земля под Центром заложена банкам. Я ответственно заявляю, что наши территории нигде не заложены, иначе банки бы просто потребовали наложить арест на землю до возврата кредитов. ФГУП просто по закону не мог этого сделать, всё наше имущество до акционирования принадлежало Росимуществу.

— Вы запросили дополнительное финансирование в размере более 30 млрд рублей на оздоровление Центра. Несколько лет назад «Роскосмос» предоставлял в два раза большую сумму. Зачем потребовался новый транш?

— Ни для кого не секрет, что у предприятия большой кредитный портфель. Только на обслуживание кредита уходит по 4,5 млрд рублей в год. В свое время Центр имени Хруничева, чтобы поддержать предприятие «Протон-ПМ», производящее двигатели для первой ступени ракеты «Протон-М», взял кредит. В ином случае заводу грозило закрытие и увольнение персонала. Мощности «Протон-ПМ» рассчитаны на производство двигателей не менее чем для 5-6 ракет в год, но когда заказ снизился, нам пришлось поддерживать «холостую» работу предприятия. Только по этому кредиту мы платим банкам по 650 млн рублей в год.

Еще одна статья расходов — увеличившиеся производственные издержки. Салаватинский химический завод в 2017 году в 2,5 раза повысил цену на ракетное топливо. Выросла цена топлива — увеличилась стоимость испытания двигателей, а цена ракет для Минобороны и «Роскосмоса» фиксированная. Соответственно, нам приходится снижать собственную прибыль.

Кроме того, в условиях сниженного госзаказа и «проседания» коммерческого рынка нам приходится содержать и обслуживать имеющуюся излишнюю инфраструктуру. Она рассчитана на производство десяти ракет «Протон» в год, а мы выпускаем в два раза меньше. Производство «Ангары» рассчитано под пять тяжелых ракет в год. Нам приходится содержать площади, людей.
Внешние затраты приносят предприятию 470 млн рублей убытков в год. Это содержание детских садов, дома культуры, теплосетей. Своей котельной мы отапливаем целый микрорайон Москвы. Мы предложили передать городу котельную и семь детских садов, но у столицы это не заложено в бюджет.

Текущее экономическое состояние предприятия усугубила череда аварий. Со второй половины 2016 года по первую половину 2017-го мы не произвели ни одной новой ракеты. Тогда стоял вопрос о браке двигателей, сейчас эта проблема исправлена, двигатели перебрали, брак устранили, но эта ситуация усугубила финансовое положение организации. На содержание персонала за время простоя ушло 30 млрд рублей.

С целью погашения задолженностей мы и обратились в правительство. При неполной загрузке производственных мощностей и при тех кредитах, которые набраны в прежние годы, мы не сможем самостоятельно подняться.

— Что будет с московской площадкой Центра Хруничева после сокращения производственных площадей и продажи земли? Ранее, после завершения производства «Протонов», предполагалось изготавливать в столице третью ступень ракеты «Ангара-А5», а теперь?

— В Москве будут по-прежнему производить ракету «Протон», разгонные блоки. До 2022 года будем выпускать здесь третью ступень тяжелой «Ангары-А5», здесь же пройдут общие испытания ракет этого семейства. Всего в столице будет изготовлено шесть ракет «Ангара-А5». Они все находятся в заделе. Начиная с седьмой эти ракеты будут выпускаться в Омске, по новой конструкторской документации, способом фрикционной сварки.

— Сколько пусков ракет «Протон» планируется на 2018 год?

— Четыре-пять. На весну намечен запуск космического аппарата «Благовест» в интересах Минобороны. Летом в планах значится коммерческий старт. Речь о парном запуске спутников Eutelsat 5 West B и MEV-1. На осень намечен старт метеоспутника «Электро-Л», а на конец года — многофункционального лабораторного модуля «Наука». Кроме того, в конце года, в зависимости от требований Минобороны, может быть запущен еще один военный аппарат.

— Сколько намечается пусков легкой ракеты «Рокот»?

— Мне бы хотелось, чтобы в 2018 году были проведены все четыре оставшихся до завершения эксплуатации этой ракеты старта. С 26 марта по 6 апреля планируется запуск космического аппарата Sentinel 3B для Европейского космического агентства, в июне — старт по линии Минобороны, летом — еще один по военной тематике. На октябрь планируется запуск трех спутников «Гонец». Две ракеты «Рокот» для военных находятся на ответственном хранении, носители для Sentinel и «Гонца» — в высокой степени заводской готовности.

— Когда полетит следующая «Ангара»?

— Вторая ракета тяжелого класса будет поставлена Минобороны в 2018 году. Рассматриваются варианты запуска коммерческой нагрузки, если такое предложение нам будет сделано.
Следующий старт легкой «Ангары-1.2» у нас намечен на 2019-2020 годы. Всего сейчас мы изготавливаем три ракеты «Ангара-1.2», три «Ангара-А5», а дальнейший заказ будет определен дополнительно.
Дмитрий Струговец

В 2017 году Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева должен был осуществить пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5», но это произойдет только в 2018 году. О причинах переноса пуска «Ангары» и о возобновлении эксплуатации «Протонов», о том, почему необходимо расширять продуктовую линейку и что нужно делать, чтобы не бояться Илона Маска,- в интервью корреспондентам “Ъ” Ивану Сафронову и Александре Джорджевич рассказал гендиректор ГКНПЦ имени Хруничева Андрей Калиновский.

Возглавив Центр имени Хруничева в 2014 году, вы говорили, что предприятие находится в плачевном состоянии. Что удалось исправить?

Ситуация, действительно, была тяжелая. Программа финансового оздоровления, которую мы приняли по согласованию с госкорпорацией «Роскосмос» и правительством, подразумевала экономические преобразования в течение десяти лет - она должна была закончиться к 2025 году. Сначала мы занимались стабилизацией, поскольку нам не хватало оборотных средств даже для производственной деятельности. Это был этап 2014–2016 годов: тогда нам активно помогало государство, давшее деньги на выпуск ракетно-космической техники. Сейчас идет этап модернизации, подразумевающий основные преобразования на производстве. Я думаю, что окончательный облик производственной структуры выстроится в конце 2018 - середине 2019 года. После этого начнется устойчивое развитие. В этом году будет три года, как мы реализуем эту программу: ситуация у нас непростая, но процесс идет в строгом соответствии с ранее принятыми планами.

- Для чего тогда потребовалась новая программа финансового оздоровления?

Изменился ряд исходных условий. Был утвержден новый бюджет государства на ближайшие три года, в рамках этого произошло сокращение затрат по ряду проектов, которое мы обязаны были учесть. Программа стала для нас несколько жестче, но все равно выполнима.

Как складываются отношения с ВЭБом, который должен был в несколько этапов выдать вам заемные средства? Первый транш в размере 12,5 млрд руб. вы получили полностью, а дальше?

После этого мы получили под поручительство «Роскосмоса» еще два займа от других банков на 20 млрд руб. Объем средств, изначально заложенный в программу оздоровления, мы получили полностью. Но уже из других источников.

- Как продвигается акционирование предприятия?

Мы находимся на финишной прямой и в июле этого года планируем стать акционерным обществом.

- Правда, что часть территории ГКНПЦ в Филях отдадут под жилую застройку?

Мы отозвали на Воронежский механический завод 71 двигатель. Это очень много, но это было необходимо сделать

Какие планы у правительства Москвы относительно этой территории, я сказать не могу. Но мы активно обсуждаем возможность открытия на высвобождаемых землях технопарка, в котором можно было бы развивать современные космические технологии.

Когда рассчитываете возобновить пуски ракет-носителей , приостановленные после отзыва двигателей второй и третьей ступени из-за использования в них неверного припоя?

Первый пуск у нас планируется на 29 мая. Изначально коммерческий запуск аппарата Echostar-21 должен был состояться в конце 2016 - в начале 2017 года, но, к сожалению, двигатели на этой ракете попали в зону риска. Поэтому мы предложили заказчику замену «Протона» на тот, где стоят полностью исправные двигатели. Буквально на прошлой неделе у нас состоялась финальная встреча, на которой заказчик подтвердил свое согласие на замену ракеты.

- Сколько всего двигателей отозвали на Воронежский механический завод (ВМЗ)?

71 двигатель. Это очень много. Но это было необходимо. В сложившейся ситуации по части двигателей существовала чисто теоретическая вероятность присутствия дефекта. Нам всем хватило мужества сказать: «Давайте лучше остановимся и проверим все».

- И сколько потребуется на исправление?

Уже в начале мая придет первая исправная партия из Воронежа.

- Пусковая программа сильно пострадала?

Сколько планировали пусков, столько и осталось. Все будет зависеть от готовности космических аппаратов: у нас же пуски зачастую сдвигаются не только из-за проблем с ракетами, но и из-за неготовности полезной нагрузки, которую мы собираемся запускать.

- Два «Протона-М» не поставили Минобороны РФ тоже из-за двигателей?

Да. Сами ракеты были практически готовы в конце 2016 года, но в результате отгрузим их в третьем квартале 2017-го.

- С ВМЗ с легкой душой расстаетесь?

Ну, нельзя так говорить, будто бы это было обременение для нас и мы с ними мучились… В соответствии с планами госкорпорации ВМЗ переходит в периметр ответственности НПО «Энергомаш», на базе которого будет сформирован двигателестроительный холдинг.

А еще от чего-то будете избавляться или все существующие активы вам нужны? Интересует судьба Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Будущая структура подразумевает оптимизацию части площадей, но при этом все филиалы будут сохранены при производстве ракетно-космической техники. Что касается Усть-Катава, то в структуре холдинга он станет центром компетенции по изготовлению литья, штамповок, метизов, резинотехнических изделий. В ближайшие несколько лет завод будет реконструирован за счет средств ФЦП под и создание там новых мощностей.

Недавно «Роскосмос» подал очередной иск к Центру имени Хруничева на 600 млн руб., а ранее еще один - на 1 млрд, в январе - вообще более чем на 2 млрд руб.

У нас были договорные обязательства по поставкам ракетно-космической техники и выполнению ОКР. Наши обязательства не были выполнены в полном объеме, и, как следствие, мы получили иски.

- И каковы перспективы разрешения этого конфликта?

Попытаемся снизить сумму исков, приведем свои доводы.

- Минобороны РФ не очень-то прислушалось к вашим доводам в суде, связанном с аварией «Протона» в 2013 году.

Наверняка найдем какие-то компромиссные решения.

- В каком состоянии сейчас конверсионная программа «Рокот»?

Пока в действующем. Мы сейчас делаем последние машины, последний пуск будет коммерческий - запустим аппарат Sentinel-3B в интересах Европейского космического агентства. Ориентировочно это состоится в конце 2017-го или в первом квартале 2018 года. После этого программа завершится.

- Система управления там будет украинского «Хартрона»?

Да. Недавно получили с Украины последнюю комплектацию на коммерческие пуски.

- На смену «Рокоту» должна прийти . В каком состоянии этот проект?

Сейчас происходят стендовые испытания отдельных узлов и агрегатов, после будем собирать уже первую летную ракету, чтобы в 2019 году осуществить ее первый пуск. Машина получилась неплохая. Подписан один твердый контракт с корейским аэрокосмическим институтом на проведение пуска в 2020 году. Он пока один, но общий интерес к данной ракете на коммерческом рынке достаточно большой.

- Ее продвижением занимается компания International Launch Services?

Да, у них эксклюзивное право вообще на все семейство ракет-носителей «Ангара».

- Проект будет реализован?

Нет, от нее отказались. У наших коллег из «Роскосмоса» есть новый проект «Феникс», который в будущем займет эту нишу.

- А с тяжелой что происходит? В этом году должен был состояться пуск, но он в планах отсутствует.

Мы перенесли его на 2018 год. Причина банальна: параллельно с опытно-конструкторскими работами у нас шел процесс передачи производства в Омск, и мы по обоюдному согласию с Минобороны РФ решили провести дополнительные испытания. Это нужно, чтобы подтвердить готовность производства омского предприятия с точки зрения качества выпускаемой продукции, стабильности технологических процессов и квалификации персонала. Поэтому сейчас мы готовим стендовые изделия. В 2017 году мы завершим все испытания в ЦНИИ машиностроения и после этого запустим производство в Омске.

- Вы, кстати, проводили там модернизацию производства, закупая для этого станки. Российские?

Не всегда.

- Закупке иностранной продукции санкции не мешали?

- Какая полезная нагрузка будет выводиться первой на «Ангаре-А5»?

С учетом срока поставки ракеты-носителя с заказчиком обсуждается несколько вариантов полезной нагрузки. На сегодняшний день окончательное решение пока не принято.

- Это правда, что Ангола интересовалась запуском на «Ангаре» своего AngoSAT?

Буквально на прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М»

Да, мы рассматривали такую возможность с нашими коллегами из РКК «Энергия», но это был один из вариантов. Но в итоге был выбран другой тип носителя.

Вы обещали, что предприятие будет выпускать по две тяжелые ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год. Сбудутся ли прогнозы или сроки опять будут сдвигаться?

Планы сохранились. У нас идет опытно-конструкторская работа «Амур», мы входим в пилотируемую программу… Поэтому с учетом консолидированного заказа - Минобороны и «Роскосмоса» - эти параметры сохранены: с 2021 года будут выпускаться по две большие машины и одна маленькая.

- Как идут работы по разгонному блоку КВТК (кислородно-водородный тяжелого класса.- “Ъ”)?

Сейчас закрываем предыдущий контракт. Идет процесс сдачи первичных документов. В первой половине этого года - начале второй мы должны заключить новый контракт на КВТК с госкорпорацией на продолжение работ.

- В каком году ждать пуск?

В 2024-м. Изначально планировали провести в 2021 году, но тут действительно корректировки бюджета повлияли на сроки.

- Сроки пуска пилотируемой «Ангары-А5П» прежние?

Да - в 2021, 2022 и 2023 годах.

- Зачем вы тогда готовите несколько новых модификаций «Протона»?

Когда 15–20 лет назад мы вышли на рынок коммерческих пусков, Центр имени Хруничева был фактически монополистом. У нас была одна ракета, которую мы предлагали рынку,- и рынок подстраивался под нее, а не наоборот. Было ли нам комфортно? Конечно. Со временем появилось много новых игроков. И как только у рынка появилась возможность использовать различные варианты, то они стали выбирать те носители, мощности которых достаточны для выведения их полезной нагрузки. Есть серьезная тенденция - космические аппараты становятся легче. И те, кто раньше стоял в очереди к нам со своими спутниками в пять с лишним тонн, стали делать аппараты в четыре тонны. И платить на избыточную мощность ракеты они уже не хотят. А у нас «Протон-М» как выводил шесть тонн на орбиту, так и осталось шесть тонн. Мы поняли, что и нам надо меняться: невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт. Точнее, можно, но только если искусственно снижать цену - но вы же понимаете, что делать это бесконечно невозможно. Надо учитывать, что «Байконур» располагается значительно севернее космодромов наших конкурентов. Тем же Falcon и Ariane мы значительно проигрываем по энергетике только за счет географии. Если бы «Протон» летал с экватора, то нам бы не пришлось вообще ничего придумывать, но это из разряда «если бы да кабы». Поэтому несколько лет назад мы сделали первый шаг - поменяли политику продаж, дифференцировав заказчиков на постоянных и разовых. А теперь создаем целое семейство на базе «Протона» под различные заказы, которые могут поступить.

- Речь идет чисто о коммерческих заказах или же госзаказчиков тоже будете приглашать?

- «Протон-М» тоже создавался как коммерческий проект, а сегодня мы на нем выполняем и федеральные заказы. Я считаю, что иметь линейку машин, которые бы отвечали различным требованиям, это правильно. Мы прошли первый НТС (научно-технический совет.- “Ъ”) в конце 2016 года, а сейчас готовимся ко второму. Поскольку в версии «Протон Medium» изменения от оригинала не сильно большие, то рассчитываю, что первая машина появится в конце 2018 года.

- А версия Light?

Мы презентовали ее на международном рынке, но были вынуждены отложить ее создание. Изначально я считал, что именно эта версия будет наиболее востребованной. Однако, проанализировав интерес потенциальных заказчиков, оказалось, что наибольшее внимание приковано к варианту Medium. То есть у большинства заказчиков полезная нагрузка соответствуют именно этой модификации. Спрос все диктует.

- До какого года будете эксплуатировать «Протон»? Есть ли возможность продлевать их ресурс после 2025 года?

Реальная задача, которая стоит сейчас,- это стабильный рост заработной платы. Невзирая даже на ту ситуацию, в которой находится предприятие

К тому моменту, когда «Ангара» полетит, а к 2025 году это точно должно произойти, то с «Протоном» уже простимся.

- Илона Маска боитесь?

На прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М». Работать надо, а не бояться (смеется).

Некоторые сотрудники Центра имени Хруничева в связи с вашим приходом на предприятие волновались: боялись сокращений, урезания заработной платы…

Реальная задача, которая стоит сейчас,- это стабильный рост заработной платы. Невзирая на ситуацию, в которой находится предприятие. Да, есть огромные долги. Пока не самое высокоэффективное производство, но за первые два года нам удалось добиться стремительного роста средней заработной платы: на 19,3% по итогам 2015 года, на 11,4% по итогам 2016 года. В прошлом году темпы роста несколько замедлились, прежде всего из-за снижения загрузки производства. Планы на 2017 год изменений не претерпели: мы обязаны обеспечить дальнейший рост заработной платы, соответствующий уровню высокотехнологичного производства.

- Центр имени Хруничева будет как-то участвовать в реализации лунной программы?

Безусловно. Пока не отказались от двухпусковой схемы при помощи тяжелых ракет «Ангара-А5В» - это по-прежнему один из вариантов реализации программы, которые есть.

- А к сверхтяжелой ракете как относитесь?

Недавно с иностранными коллегами мы обсуждали тенденции развития отрасли на ближайшие десятилетия. И они честно отвечают, что идут в сторону минимизации веса полезной нагрузки: меньше микросхемы, эффективнее антенны, компактнее двигатели. Но тут же оговариваются, что существует экономическая целесообразность в объединении усилий нескольких крупных компаний в создании большого космического аппарата и запуска его при помощи одной сверхтяжелой ракеты. И эта развилка будет определять облик будущих ракет-носителей.

Разговор про нагрузку действительно очень серьезный - 35, 50 или даже 70 тонн. На сегодня технический потенциал ракетостроительной отрасли страны позволяет реализовать задачи любой сложности. Но я считаю, что в данном проекте очень важно точно определиться с целеполаганием.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png