Урок православной культуры 4 класс Тема: Отношение христианина к природе Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе, уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы. Задачи урока: Освоение христианского представления о сотворении мира, понимание служения природе как творению Божиему. Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира. Развитие коммуникативных умений учащихся, умения обобщать и делать выводы. Оборудование: индивидуальной работы. Медиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал для Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Актуализация знаний. ­ У вас на парте лежат предметы. Рассмотрите их и распределите на 2 группы. ­Какие группы получились? Объясните.(объекты природы и предметы, сделанные руками человека). ­ Вспомните, пожалуйста, определение, что такое природа. (Природа – это все то, что не создано руками человека) ­ А кто создал природу с точки зрения православных христиан? (Природа создана Богом­ Творцом) ­ А кто ещё был создан Творцом?(Человек) 3. Постановка темы урока. ­Посмотрите фильм и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Фильм «Задумайтесь!» (короткометражный) ­Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ­ Действительно мы сегодня на уроке с вами будем говорить об отношении христианина к природе и выясним, что такое ответственность за сохранение природы. (слайд №1: тема урока) 4. Работа по теме. ­Ребята, я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Александра Кардакова «Храм природы». (слайд №2 лес) Есть просто храм, Он свят в любое время суток, Есть храм науки, Открыт для нас в жару и стынь, А есть ещё природы храм. Входи сюда, будь сердцем чуток, С лесами, тянущими руки Не оскверняй ее святынь! Навстречу солнцу и ветрам В мире природы всё прекрасно и удивительно. Море звуков, запахов, тысячи разных загадок и тайн, стоит только остановиться, прислушаться, задуматься. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в

Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несёт великое христианское служение. Сотворение мира ­ Знаете ли вы, за сколько дней Бог сотворил мир? (за шесть дней) Об этом рассказано в Ветхом завете. Только надо понимать, что «день» в этой легенде не равняется суткам. Каждый день – это длительный период в 1000, а может быть и в 5000 лет. (презентация) Прежде всего, Бог сотворил небо и землю. Но земля была пустынна и погружена во тьму. (слайд №3) И тогда Бог сказал: "Да будет свет". По Его слову появился свет и рассеял тьму. Свет осветил землю, сплошь покрытую одним большим океаном.(слайд№4) Бог повелел водам океана отступить, и они отступили, обнажив сушу. Но суша была совершенно пустынной. Над нею царила тишина, нарушаемая лишь шорохом набежавшей на прибрежный песок волны, да воем ветра среди скал.(слайд№5) Увидел это Бог и повелел, чтобы на суше выросли деревья, кустарники, травы и цветы. И как только раскрылись первые листики и распустились первые цветы, земля стала хорошеть прямо на глазах. (слайд№6) Не забыл Бог и сотворенного Им неба: Он создал солнце, чтобы оно ярко светило днем, и луну, чтобы и ночью землю не окутывала беспросветная тьма. А еще Он украсил ночной небосвод мерцающими огоньками звезд. (слайд№7) Небо и воды были прекрасны, вот только никто не жил в них. И тогда Бог создал рыб, чтобы они плавали в морях, реках и озерах. А еще Он создал птиц, которые запорхали в лесах и наполнили их своими звонкими голосами. Мир стал еще прекраснее, и Богу это очень понравилось. (слайд№8) Чтобы сделать мир еще лучше, Бог населил сушу всякими зверями, большими и маленькими. Звери разбрелись повсюду, выбирая для себя места обитания ­ в лесах и в степях, в горах и на равнинах. (слайд№9) Окинул Бог взором сотворенный Им мир и увидел, как он хорош. И сотворил Бог человека по Своему образу и подобию.(слайд№10) (слайд№11)Бог вручил человеку мир в надежде, что он сохранит и приумножит его красоту. Христианство считает, что человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода действий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за мир. Перед Творцом, который создал человека и весь окружающий мир природы, христианин отвечает за то, уничтожил ли он эту природу, или сохранил и преобразил. Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение

вредит не только природе. В душе человека оно создаёт привычку к безразличию, злобе и равнодушию. (закрываю презентацию) ­Ребята, а для чего нам природа? Что она нам даёт? (ответы детей) К сожалению, последнее столетие человек очень увлёкся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгоды и удобств. Они перестали видеть в природе храм Божий. Однажды мир уже пострадал из­за человека. Всё человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью праведника Ноя. Несколько лет строил Ной корабль – ковчег (то есть прибежище) Он звал людей, но никто не верил, что потоп может захлестнуть мир. Ной заполнил свой корабль животными. Он брал их по паре, чтобы они могли продолжить свой род. Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с земли. Только семьи Ноя и трёх его сыновей смогли спастись в этой всемирной катастрофе. Я сорвал цветок А он завял. Я поймал жука, А он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к природе можно только сердцем. ­Что же должны люди делать, чтобы сберечь природу? ­А мы с вами, ребята, что можем сделать для природы, что в наших силах? ­Ребята, а что такое милосердие? Оно должно распространяться только на людей? Да, христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен человек, который и животных милует» Как вы понимаете смысл этой поговорки? ­В чём проявляется милосердие к животным? (Человек заботится о домашних животных, жалеет их, не выбрасывает на улицу, как ненужную вещь, даже когда они состарились или стали доставлять неудобства. Но всё же случается такое, что некоторые люди не проявляют милосердие, выбрасывают на улицу домашних питомцев, особенно в городах, так для этого организуют приюты для животных) Ребята, а у кого из вас дома есть домашние животные? Кто ухаживает за ними? ­Ребята, а как мы можем проявить милосердие к диким животным, особенно зимой. У кого из вас есть кормушки? Кто из вашей семьи отвечает за то, чтобы в кормушках был корм? Какие птички к вам прилетают?

5. Работа в группах. ­Ребята, давайте поработаем в группах и попробуем составить предложения (одна группа работает со словом «Природа», вторая со словом «Человек») Так как у нас время ограничено я вам подготовила прилагательные, а вы выберете подходящие по смыслу и приклейте каждую карточку к нужному лепестку, а потом составим предложение, объединяющее эти два ключевых слова.. 6. Итог урока. ­Ребята, наш урок мне хочется закончить притчей. Однажды старый индеец сказал внуку: «В каждом из нас живёт и ведёт борьбу два волка: один­ тёмный, злой, безжалостный, а второй – светлый, добрый и отзывчивый». ­­«А какой же побеждает, дедушка?»­спросил внук. «А какого мы больше всего кормим»,­ ответил дед. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, отзывчивыми и милосердными не только друг к другу, но и к окружающей вас природе. 7 Рефлексия У вас в конвертиках изображение солнышка и тучки. Если вам урок понравился, было интересно, покажите, пожалуйста, солнышко. Если было трудно, непонятно поднимите тучку.

священник Константин Пархоменко

Прихожанка рассказала: «Стою на Всенощном бдении и вдруг вижу, что по солее (возвышенная площадка перед алтарем) идет мышь. Прошла через всю солею и юркнула под хоры. Думаю: “Вот, грязь развели, мыши у них прямо во время богослужения бегают… И вдруг запели: “Всякое дыхание да хвалит Господа…” И мне так стыдно стало…».

Недавно мне позвонили из одной газеты и попросили прокомментировать следующий случай. Один человек жестоко мучил собаку. Когда его стали увещевать, он сослался на… православие. «Я, – сказал этот человек, – ничего не делаю против веры. Сама Церковь учит властвовать над животными. Поэтому животное для человека – только тварь, и отношение к ней должно быть соответствующее».

Я объяснил журналистке, что на самом деле Церковь совершенно иначе относится к животным: бережно, уважительно, и что за мучение животных Церковь может отлучить человека от Причастия. «Удивительно! Я никогда об этом не подозревала!» – воскликнула девушка.

Каким же должно быть отношение христианина к природе и конкретно к живым существам?

Напомню некоторые вещи, о которых на страницах этой книги уже говорилось:

Самое первое и базовое определение этого вопроса мы встречаем в первой книге Библии, во второй главе книги Бытие, где говорится от сотворении Богом человека и о взаимодействии человека с сотворенным миром.

Вот есть мир. Он прекрасен, а говоря библейскими словами, «добр зело» (слав.). Вот есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию.

Хотя природный мир несет в себе отблеск Божественной красоты – он творение Премудрого Художника,. а любое произведение несет на себе отпечаток души автора, – но человек имеет ряд черт, совершенно роднящих его с Творцом и Отцом Небесным.

Вот они стоят друг против друга. Каковы, по мысли Бога, должны быть их отношения?

Об этом нам сообщает Священное Писание. Бог приводит к человеку животных, чтобы человек нарек им имена (Быт. 2, 19-20). Нарекать имя, в представлении людей того времени, имел право только хозяин (например, хозяин раба) или отец ребенка. То, что Бог повелевает человеку наречь имя твари, значит, что человек – владыка, господин творения.

Это владычество человека Библия еще раз настойчиво подтверждает словами: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Но как возделывать? Жестоко подчинять? Или находиться с природой в иных отношениях?

Слово «возделывать» часто понималось в смысле подчинять, насиловать. Однако точный перевод древнееврейского кабаш – «попирать ногами». Современные филологи говорят, что это выражение эквивалентно нашему «наложить руку». В этом слове нет и намека на грубое вмешательство в жизнь Божьего творения. В это слово вложен смысл оберегания, взращивания земли, что удачно переведено русским «возделывать».

Еще одно Божье слово, обращенное к новосозданному человеку и раскрывающее заданное ему Богом отношение к творению, мы находим в первой главе книги Бытие. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,], и над птицами небесными …и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).

Здесь слово «владычествуйте» (древнеевр. радах) несет смысл нежного управления творением. Как отмечает немецкий библеист Е. Зенгер: «Это слово означает, собственно, заботу пастуха о своем стаде. Он выводит своих животных на сочные луга, защищает перед лицом любой опасности, охраняет от хищников».

Но какова задача человека в отношении к природному миру? Просто ли пользоваться, питаться им, поставить себе на службу?

Человек был поставлен в центр Вселенной, как «священник творения».

Прежде всего, человек должен был строить правильные отношения с Богом и, воспринимая Его благодать, освящаться.

Затем человек должен был привести к Богу и освящению весь мир, который был ему вручен. Мир должен был восходить от духовной силы в силу, к Богу, обоживаться, освящаясь.

Мы знаем, что произошло Грехопадение. Оно нарушило Богоданные отношения человека с миром. Человек и мир стали врагами. Человек стал мучить, жестоко подчинять себе природный мир, тот стал враждовать против человека.

Но то, что произошла эта катастрофа, не значит, что злые отношения стали нормой. Они – аномалия, ошибка. Человек призван строить отношения с окружающим миром иначе, на основах добра, милосердия, уважения, по-Божески.

Несмотря на грех, Бог не санкционирует мучить животных. Они – Божии. «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49, 10-11).

Как люди прославляют Бога, так и звери, больше того, все мирозданье, все стихии… Разве не об этом возвышенный гимн – 148-й псалом: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые»

Человек должен бережно пользоваться трудом животных. День субботнего покоя (4-я заповедь из знаменитых 10 заповедей Божьих), заповеданный на все времена, включает в число «отдыхающих» и животных: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой» (Исх. 20, 10).

Звери не только в мире сем с нами, они будут и в преображенном мироздании, в Царствии Небесном: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 6-9).

Пророку Исаие вторит пророк Осия: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2, 18).

И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19-22).

Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено.

Вот мысль Священного Писания…

Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром?

Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию.

И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным.

Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.

Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января).

То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля).

К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

А вот что читаем в житии мученика Неофита:

«Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которого, по их словам, они поймали в пустыне пять дней тому назад и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелел ввести этого льва внутрь ристалища, где Святой мученик ногой был привязан к столбу. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.

Мучитель, исполненный страха и ужаса и не зная, что еще делать, повелел убить мученика. Там стоял один звероподобный и свирепого нрава иноплеменник, имевший в руках копье. Он бросился на святого и, ударив его копьем в грудь, проколол насквозь. Так Святой мученик Неофит, закланный как агнец, предал свою душу в руки Господа своего в 21 день января, прожив от рождения своего пятнадцать лет и четыре месяца...» (Житие 3 февраля).

О том, как мученики были отданы на растерзание диким животным, а те не только не причинили святым вреда, но сами отдали за них жизнь, читаем во многих житиях, из них сразу приходит на память житие св. великомученика Пантелеимона.

Древние легенды?.. Тогда приведу выдержку из Жития современного подвижника преп. Иоанна Нового Хозевита. Он современник наших бабушек и дедушек. Родился в 1913 году, почил в 1960-м. Его Житие написано людьми, близко знавшими святого.

Когда подвижник умер, братия монастыря пришла к пещере, чтобы похоронить его. Среди них был игумен монастыря и духовник преп. Иоанна. Вот что он сообщает о похоронах святого:

«Пришли мы к 10 часам и начали совершать отпевание. В этот момент вдруг слетелось в пещеру его бесчисленное множество разных птиц. Мы решили, что они прилетели за сухарями, которыми обычно кормил их святой Иоанн, и стали бросать им оставшиеся сухари и изюм. Но они даже не притронулись к ним, только летали над его святым телом, садились на голову, на грудь, на руки и ноги его и кричали, все вместе и порознь. Они мешали нам петь и читать, тушили свечи, перелетая постоянно с места на место, закрывали нам своими крыльями книги. Как будто не хотели они, чтобы покидал их этот праведник…

После отпевания мы положили тело блаженного в глубь пещеры, в один старый гроб, который он заранее себе приготовил… Сверху гроба положили доски, обмазали их грязью из песка и земли. И только после этого удалились птицы».

Какой век мы ни возьмем, мы никогда не встретим разрешения мучить животное. Для христианина это «меньший брат», а разве брата можно обидеть?..

Передо мной книга – Сборник вопросов, которые задавались кающемуся на исповеди. Это древний сборник, вопросы на исповеди русских людей XI–XVI веков. И тут мы встречаем: «не бил ли скота?», «не мучил ли скот?» и прочие, подобные. За эти проступки людей наказывали епитимьей, отлучали от Причастия. Оказывается, даже в самые «темные» века, когда, как кажется, уважения к животным не было вовсе, Церковь проповедует и утверждает бережное и нежное отношение к животным.

Постараемся и мы также: в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божиим творением. И вместе с ним войдем в прославленную и преображенную Вселенную, в вечность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ

«Отношение христианина к природе»

  1. ФИО – Зубова Анна Владимировна
  2. Место работы – МОУ СОШ пгт. Горнореченский
  3. Должность – учитель начальных классов
  4. Предмет – ОРКСЭ
  5. Класс – 4 «Б»
  6. Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
  7. Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М: «Просвещение» 2012 г.

Цель урока : Знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божиему, помощь учащимся в осознании общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир; привлечение внимание учащихся к экологическим проблемам современности, на возможности личного участия в решении проблемы.

Задачи:

Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.

Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.

Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.

Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.

Планируемые результаты:

Предметные:

Моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

Воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

Анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

Организовывать рабочее место;

Осуществлять контроль выполненных действий;

Оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Ориентироваться в материале учебника;

Осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

Выдвигать гипотезы и их обосновывать;

Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

Развивать личную ответственность за сохранение природы;

Развивать этические чувства;

Уметь вести себя в дискуссии;

Ориентироваться на успешную деятельность.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Воспитание гражданственности;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.

Ресурсы, необходимое оборудование:

Мультимедийная установка;

Презентация к уроку;

Раздаточный материал;

Выставка рисунков «Природа вокруг нас»

Доска;

Учебник, тетрадь.

Орг. момент. Учитель рассказывает притчу.

Однажды в природе произошёл такой спор:

Если б не я, - похвастался дождь, обильно поливший сад и поле, - то на земле ничего не росло бы!

Если б не я, - обиженно возразила земля, - то и расти было бы не на чем!

А если бы не я…- с вызовом начало солнце.

Но тут послышались звуки церковного колокола, зовущего людей в храм на службу.

И все они пристыжено замолчали.

Почему они замолчали? (Потому что вспомнили, что если б не Бог, то вообще ничего б нигде не было! )

Кем является Бог? (Творцом для всего мира).

Что сотворил Бог? (Людей, животных, природу).

Давайте, вспомним, как это происходило, посмотрим мультфильм «Сотворение мира».

Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

Слайд 1

Тема нашего урока «Отношение христианина к природе».

Мы узнаем, о том что делает человека выше природы, и о том какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

Что такое природа? (Это всё что нас окружает, но не сделано руками человека)

Чем является природа для человека и других живых существ? (наша планета Земля – наш дом)

А чтобы в доме всегда было чисто и уютно, что нужно делать?

Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?

К сожалению, в последнее столетие люди вели хозяйство так жадно и безумно, что, по сути, отравили нашу планету. Воздух, вода, почва, потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица Земли. Люди перестали видеть в природе родной дом, прекрасный храм Божий.

Стихотворение «Чудесный дом» читает наизусть ученик. Слайд 2

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял в нём цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Слайд (портрет и слова)

Великий русский учёный М.В.Ломоносов сказал, что «Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию».

Что такое Библия и что содержит эта книга? (Библия – главная книга христианина, в ней содержатся законы, данные Богом – заповеди).

Ребята, как вы думаете, что Бог вложил в книгу природы? (природные законы).

М.В.Ломоносов считал, что «Христианин, изучающий законы природы несёт великое христианское служение».

Задание (слова на слайде)

Ребята, мы знаем, что человек – часть живой природы, но он имеет те отличительные черты, которые делают его выше природы. Назовите те понятия, которыми обладает только «Человек» (на слайде слова «Сила», «Совесть», «Умение маскироваться», «Свобода», «Разум», «Быстрота реакции», «Ответственность».)

Слайд Проверка: РАЗУМ, СВОБОДА, СОВЕСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Всегда ли человек ведёт себя ответственно по отношению к природе?

- Как вы понимаете, что такое ответственность? (Это значит, держать ответ за свои слова, действия, поступки)

Мы видим результат безответственной деятельности человека.

Слайды: МУСОР, ЗАГРЯЗНЕНИЕ, ОТРАВЛЕНИЕ и т.д.

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность перед планетой. Поэтому современная наука экология не просто изучает природу, но и ищет способы защитить её от нас.

Однажды мир уже пострадал из-за безответственного отношения человека к природе. О том, как Бог решил наказать людей за бессердечие, говорится в Библейской истории (притчу о Ное и его ковчеге рассказывает ученик, получивший предварительное задание)

Слайд

Одн Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он говорил людям, что начнется потоп и истребит весь мир, призывал их покаяться от злых дел. Но никто не хотел слушать его. Ной заполнил свой ковчег только животными. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

Что сделал Ной для современного человека?

у - О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе.

Физ. минутка - Игра (если считаете, что это неправильно, то берётесь руками за голову и покачиваете головой; если считаете, что верно, то хлопаете в ладоши)

Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать из дома старого кота; покормить бездомного котёнка; бросать фантики от конфет где прийдётся, найти нового хозяина брошенному котёнку; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; морить голодом домашнего питомца; ломать ветки деревьев; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята

Работа в группах Слайд

Задание № 1

Вставьте подходящие по смыслу слова:

Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано всемирным потопом . Корабль, на котором спасся Ной с семьёй назывался ковчег. Христианин должен изучать законы природы. В отличие от природы и животного мира у человека есть ответственность, разум, совесть, милосердие В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его.

Задание № 2

Назови правила поведения в природе

  • Не шуметь
  • Не ломать ветки деревьев
  • Не мусорить
  • Не срывать цветы
  • Ходить по тропинкам

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Задание № 3

Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка , о чём следует думать?

я хочу щенка и думаю

О том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому;

О том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому;

О том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому;

О том, что за щенком или котёнком придётся убирать туалет, со щенком надо гулять и я готов к этому;

О том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;

О том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения, и я готов к этому

Задание № 4

Пословицы рассыпались, соедини их стрелочками:

Срубить дерево – пять минут под ноги гляди.

Без воды - там нет букашек.

Где много пташек, вырастить сто лет.

По лесу ходи соловьи прилетят.

Был бы лес, земля пустырь.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями.

Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба . Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним.

К келье святого Серафима Саровского приходили звери: медведи, волки, зайцы, лисицы, подползали даже змеи, ящерицы. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

Недалеко от монастыря святой Герасим Иорданский встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев остался жить со старцем. Лев прожил со старцем 5 лет, и когда святой Герасим Иорданский скончался, лев умер от тоски на его могиле.

Не научившийся любить животных не умеет, не способен любить людей. В Библии сказано: «Блажен человек, который и животных милует».

Так как христианин несёт ответственность за окружающий мир, то какими качествами он должен обладать? (доброта, любовь, милосердие)

В чем проявляется милосердие к животным? (человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним).

Есть ли у вас домашние питомцы?

Рассказы о домашних питомцах.

Что мы школьники можем сделать (что в наших силах?), чтобы сохранить природу? решил наказать людей

Рефл е ксия

Песня «Это называется природа»

не только природе. Оно еще и в душе хулигана создаетолько природе. Оно еще и в душе хулигана создает привычку к злобе и разрушению.


Цель урока : знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божию; осознание ответственности человека за вверенный ему мир.

Задачи урока:

Обучающая : познакомить обучающихся с христианскими представлениями о Боге как Творце мира; помочь понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением;

Развивающая : привести обучающихся к осознанию того, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом;

Воспитывающая : помочь уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе, понять связь природного и человеческого мира, особую роль человека в мире, обусловленную тем, что ему даны разум и совесть; сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Оборудование урока : презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Выявление восприятия, мотивации.

Ребята, вы часто гуляете за городом, ходите на дачи, бродите по лесу. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова. Вам, возможно, знакомо чувство лирического героя этого стихотворения.

По ниве прохожу я узкою межой,

Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!

Иду, с трудом ее руками разбирая,

Мелькают и жужжат колосья предо мной

И колют мне лицо… иду я наклоняясь,

Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,

Когда, перескочив чрез ивовый плетень,

Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, Божья благодать!..

(Благодать – очень хорошо, прекрасно ; в религиозных представлениях: сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально для исполнения воли Бога)).

Какой же должна быть душа человека, так тонко чувствующего красоту мира?

Радовались ли вы когда-нибудь окружающему миру, восхищались ли им так же, как герой данной миниатюры, чувствовали ли в душе такую благодать? (слайды 1,2,3,запись выступления Большого детского хора ТВ и Радио - С.Рахманинов)

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы попытаемся понять, каким должно быть отношение христианина к природе.

Есть мир, созданный Творцом, вложившим в него Свою любовь и мудрость. Вы с каждым днем убеждаетесь, что этот мир прекрасен. Есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию. Каковы, по замыслу Божию, должны быть их отношения?

Христианин полагает: Бог вручил человеку мир в надежде, что человек сохранит и приумножит его красоту. Человек должен быть старательным, бережливым хозяином, он призван строить отношения с окружающим миром на основах добра, милосердия, уважения, то есть по-Божески .

3. Обсуждение темы урока.

Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой? (слайд 4)

Больно нашей Матушке-земле, когда обижают ее, мусор бросают, вырубают леса, загрязняют реки, воздух. Очень ей больно Все землетрясения, ураганы и смерчи – это страдания нашей матери-земли. Это попытки восстановить утраченную гармонию.
- Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? (выгода)
- Действительно, в последнее время человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда – побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в окружающем мире прекрасный храм Божий
- Что произошло с его душой?
4.Инсценировка сказки и ее обсуждение.
Жил-был царь. Задумал он построить себе новые палаты – деревянные, резные, с узорами и камнями драгоценными. Приказал своим слугам вырубить большой и красивый лес на берегу озера, который был любимым местом отдыха жителей королевства. Люди приходили сюда забыть свои печали, горести, поговорить с травой, цветами, послушать птиц, помечтать о высоком и прекрасном. Горько и страшно стало им, когда узнали о решении царя, долго просили сохранить природу, но царь их прогнал. Не послушал их мудрого слова, что нельзя Красоту губить.

Вырубили лес, а у царя новые палаты деревянные, резные, с узорами и камнями драгоценными… А у озера пусто стало, одни пеньки торчат. Люди слезами обливаются, былую Красоту вспоминают. Только странно, будто из-под земли какие-то вздохи слышатся, будто кто-то ворочается. Говорили, что это мать-земля плачет, раны свои залечивает. Вздохнет земля, будто ураган налетит, и все посевы царские с корнем вырывает. Заплачет земля – ливень поля затопляет. А однажды вскрикнула земля от боли – сильное землетрясение началось, разверзлась земная кора, и царские резные палаты поглотила.

Плачет царь, на жизнь жалуется. Вдруг видит, человек перед ним стоит.

Я тебя не звал, - говорит ему царь.

Земля-мать позвала меня помочь тебе от всех твоих несчастий, что обрушились на королевство, - отвечает незнакомец. – Ведь ты не послушал добрых советов простых людей не губить Природу, а построил палаты деревянные… А на берегу озера пеньки оставил. Долго мать-земля терпела, не хотела детям своим показывать, как тяжело ей, да не выдержала, застонала, заплакала, закричала. Вот откуда и ураганы, и ливни, и землетрясения. Никто на тебя несчастья не посылал. Ты сам причина их. Беды твои - слезы матери, что тебя родила и растила.

Что же теперь делать? – спросил царь.

Прощения просить у земли и раны залечивать, посадить новый лес на месте старого.

Незнакомец исчез.

Вышел царь на крыльцо, заплакал и сказал: «Прости, земля-мать, что тебе боль причинил, что страдать заставил». Упал на землю и поцеловал ее. Потом созвал к озеру людей помощи просить, чтобы новый лес на месте старого посадить, чтобы они вновь услышали, как птицы поют, деревья шумят, чтобы земля-матушка радовалась и ликовала. Так и сделали.

За один день вырос красивый, густой, высокий лес. Опять стали приходить сюда люди, любоваться красотой, мечтать о высоком и прекрасном… и царь каждый день в лес приходил, всей душой полюбил Природу, и она его простила. Не было больше в его королевстве ураганов, ливней и землетрясений. Долго прожил царь, много доброго сделал, и жизнь посылала ему удачу и счастье. (слайды 5,6,7,8)

Чему учит эта сказка?
5. Беседа по теме урока.

– Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

– Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

6. Выступление экологов.

Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.

Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.

Каждый год на земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

За последние 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов растений и животных.

Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Создается угроза существованию самого человека.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии. (слайд 9)

7.Работа с интерактивной доской.

– Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе? (слайд 10)

Задание 1. Составьте правила поведения в природе:


  • Не шуметь

  • Не ломать ветки деревьев

  • Не мусорить

  • Не срывать цветы

  • Ходить по тропинкам
Задание 2.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги. Как вы думаете, что это за книги? (Библия и книга природы)

Что Бог в них вложил? (В книгу природы Бог вложил законы природы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.)

Бог дал людям две книги:

Книгу природы Библию

в них вложены

природные законы заповеди

Прочитайте материал рубрики «Это интересно» о Ноевом ковчеге . (слайд 11)

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом обезьянку или медвежонка?

Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?

Представь себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
9. Отношение святых людей и животных.
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.
Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица. , Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

«Святой был осужден на съедение зверями. Святого привязали к столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которому, по их словам, в течение пяти дней не давали пищи. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.» (Житие 3 февраля).

Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека). (слайд с животными)

В чем проявляется милосердие к животным? Как человек должен относиться к животным?

Не стоит высокомерно возноситься над созданиями Творца, только потому, что Он поставил нас над ними. И ещё, человек, лишённый жалости к животным никогда не сможет проявлять истинной жалости к людям. Св. Иоанн Кронштадский говорил: "Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, … чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением на людей". Пусть даже невозможно спасти всех бездомных жучек и мурок, можно постараться, хотя бы не обидеть при встрече зверушку. Хотя, не редки бывают случаи, когда люди впадают в другую крайность, очеловечивая животных, превращая их в объект для поклонения.

Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие - неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

В подборке на слайде16 собраны фотографии людей и животных, которые не побоялись открыть душу друг другу. Именно такие люди служат примером того, какой должен быть человек будущего, который будет жить в мире и гармонии со всеми, кто населяет нашу планету.

10. Подведение итогов.

Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе?

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бесцельно рвать цветы и ломать ветки кустов и деревьев. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.

Давайте, ребята, постараемся в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божьим творением.

11. Поэты и писатели о красоте природы. Приложение к уроку.

Туман, как сказочник слепой,

Сплетает быль и небылицы.

Пришла к реке на водопой

Ночь вороною кобылицей,

Оленем рыжим лунный свет

Задумчиво застыл у брода.

Я знаю: не было и нет

Безликой, неживой природы!

Не зря у предков испокон

Живой душой, умом и речью

Был каждый камень наделен

И каждый зверь очеловечен!

Ю.Оболенцев.(слайд 18)

Глухариная песня – это чудо! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им. Он пленник песни, пока она не окончена. По Н.Сладкову.(слайд 19, запись глухариной песни)

Берегите Землю!

Берегите


Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М.Дудин.(слайд 20)

(слайд 21) «Есть такое твердое правило, - сказал мне однажды Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

На человеке лежит долг заботиться о всем творении, и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному или даже растению, противоречит закону благодати.

Прп. Силуан Афонский

Литература


  1. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Лебедянцев С.В., Симак С.В., Таумов И.Д. Русский язык 7-9. Сборник упражнений для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.; Издательство: Международный социально-экологический союз, 2010.

  3. Классные часы: 7 класс/Авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.

  4. rmvoz.ru›forums/index.php/topic,295.0.html

  5. eparhia.ru›prihod_news/?ID=9878

  6. orendog.ru›Форум›?topic=1910.0

  7. dia-logos.ru›?p=1719

  8. ynical.org›2011-02-25-13-17-27/n-n-n-n-.html

  9. experiment-opk.pravolimp.ru›assets/attaches/187/…

  10. ant-m.ucoz.ru›…ork…otnoshenie_khristian_k_prirode

  11. soborpokrova.ru›schola/index.shtml?kuraev_opk…25

  12. school-internat.ucoz.ru›3.doc

  13. diak-kuraev.livejournal.com›68430.html
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png