Уже несколько лет в Ford Motors Company инженерам, а это в основном мужчины, предлагают время от времени носить Empathy Belly, накладной живот беременной женщины, чтобы они на себе ощутили, что чувствуют беременные, в том числе боль в спине, давление на мочевой пузырь и 10-15 кг лишнего веса. Они даже чувствуют, как брыкается «плод». Идея в том, чтобы инженеры могли представить себе, какие трудности эргономического рода испытывает беременная женщина при вождении: теснота, изменение осанки и центра тяжести, неповоротливость в целом.

Не известно, стали ли «форды» в результате лучше и оценили ли старания компании потребители, но инженеры утверждают, что им это полезно. Они также пробуют на себе - с помощью костюма старости, - что такое размытое зрение и негнущиеся суставы пожилых водителей. Эти переодевания позволяют «поставить себя на место другого», что, как утверждал Генри Форд, сыграло главную роль в успехе его бизнеса.

Эмпатия - последний писк моды; она охватила не только Ford и не только инженеров. Она - основа основ дизайнерского мышления и изобретательства. Она преподносится как важное для руководителя качество - то, что помогает ему оказывать влияние на организацию, предвидеть реакцию разных групп интересов, отвечать ­запросам подписчиков в социальных сетях и даже лучше проводить совещания.

Но недавние исследования доказывают, что все эти восторги не слишком обоснованы. Без эмпатии и правда невозможно управлять другими. Но все хорошо в меру, перебор даже в таком деле может плохо отразиться на работе и отдельных людей, и организации в целом.

Проблема 1: эмпатия выматывает

Подобно любой сложной когнитивной задаче - когда, например, надо держать в голове множество самой разной информации или сосредоточиться среди шума и суеты, - эмпатия истощает наши душевные силы. Поэтому работа, требующая постоянного проявления эмпатии, может вызвать «усталость от сочувствия», то есть из-за постоянного напряжения лишить человека способности сопереживать, и привести к эмоциональному выгоранию.

Специалисты, занятые в области медицинской и социальной помощи - врачи, медсестры, соцработники, персонал исправительных учреждений, - входят в группу риска, поскольку эмпатия составляет суть их работы. Как показало исследование работы медсестер хосписа, главные факторы «усталости от сочувствия» - психологические: тревога, эмоциональные травмы, склонность жертвовать своими потребностями ради чужих. Сверхурочная работа и чрезмерная нагрузка тоже играют роль, но меньшую, чем считается. Опрос корейских медсестер показал, что ощущение «усталости от сочувствия» свидетельствовало об их намерении в скором будущем уйти с работы. Другие исследования медсестер выявили и иные последствия «усталости от сочувствия»: невыходы на работу и частые ошибки при выдаче лекарств.

К группе риска относятся также сотрудники благотворительных фондов и других НКО вроде приютов для животных. Надолго в таких организациях люди не задерживаются, отчасти из-за специфики самой деятельности, которая требует эмпатии, а также низких зарплат, из-за которых эта работа больше похожа на самопожертвование. Более того, в обществе сформировались весьма жесткие представления о том, что должны и не должны делать НКО, и любая их попытка работать как обычный бизнес - скажем, инвестировать в свое развитие, чтобы бесперебойно функционировать, - воспринимается в штыки. Предполагается, что НКО достаточно самоотверженного и бесконечного сострадания их сотрудников к своим подопечным.

Но и в других сферах без сочувствия к людям - никуда. Менеджеры, чтобы мотивировать своих профессионалов, должны понимать, чем живут эти люди, к чему стремятся, какой смысл видят в своей деятельности. Специалисты по работе с клиентами должны все время успокаивать потребителей, которые по телефону жалуются на свои проблемы. Эмпатия выматывает на любой работе, предполагающей сочувствие к людям.

Проблема 2: одни выигрывают, другие проигрывают

Эмпатия не только истощает душевные и интеллектуальные силы - она исчерпывает саму себя. Чем теснее у человека эмоциональная связь с супругой, тем больше он отдаляется от своей матери. Чем больше для него значит мать, тем меньше у него эмоций для сына.

Исследователи изучили, как эмоциональные отношения на работе отражаются дома. Для этого они опросили 844 человека разных профессий, в том числе парикмахеров, пожарных и телефонистов. Оказалось, что людям, с которыми коллеги на работе часто делились своими проблемами и тревогами, труднее было вникать в дела домашних. Они чувствовали себя эмоционально опустошенными и признавались, что на работе им не продохнуть от чужих забот.

Бывает, испытывая эмпатию к «своим», мы утрачиваем способность сочувствовать тем, кто не входит в наш ближайший круг. Из-за неравномерного распределения сил и времени образуется перекос, и он увеличивается, поскольку «запасы» нашей эмпатии небезграничны: если свои чувства мы в основном расходуем на «своих», то наша с ними связь крепнет, а желания общаться с посторонними становится все меньше.

Возникает и другой эффект, несколько более неожиданный: агрессия «своих» по отношению к «чужим». Мы с Николасом Эпли из Чикагского университета исследовали реакцию людей на группу террористов, то есть «чужих», причем самых ужасных. Добровольцев мы разделили надвое: одних разместили с друзьями (в этом случае включилась эмпатическая связь), других - с незнакомыми. Участников эксперимента мы спросили, насколько они согласны с утверждением, что террористы - не люди, можно ли их пытать, имитируя утопление, и какой силы удар током для них допустим. Находившиеся в комнате вместе с друзьями оказались самыми кровожадными: они решительнее настаивали на пытках и унижении террористов.

Хотя в нашем эксперименте мы исследовали экстремальную ситуацию, его вывод применим и к организациям. Иногда сочувствие к коллегам провоцирует агрессию по отношению к другим людям. Чаще всего «своим» просто не хочется тратить душевные силы на «чужих», и из-за этого люди пренебрегают возможностями сотрудничества между отделами или организациями.

Проблема 3: эмпатия ­искажает нравственное чувство

И наконец, эмпатия иногда заставляет людей делать этически неверные суждения. Это подтверждает и исследование реакции на террористов. Но часто дело не в агрессии к «чужим», а в чрезмерной лояльности к «своим». Когда мы смотрим на вещи глазами близких нам людей, мы невольно воспринимаем их интересы за свои. И тогда мы можем не заметить их ошибок или повести себя не лучшим образом.

Как показывают результаты многих исследований, люди чаще жульничают ради других, не себя. Они оправдывают свою нечестность мнимым альтруизмом. Дело усугубляется, когда они хотят помочь тому, кто оказался в трудном положении или с кем несправедливо обошлись: они еще охотнее лгут или мошенничают ради того, кому сочувствуют.

На работе эмпатия по отношению к коллегам заставляет скрывать разного рода злоупотребления, и когда тайное становится явным, обычно происходят громкие скандалы. Во многих организациях жестокость, сексуальные домогательства, мошенничество выявляли посторонние, которые никак не были связаны с виновными.

Вместе с Лианой Янг и Джеймсом Дангэном из Бостонского колледжа я изучал, как ­лояльность сказывается на завсегдатаях Mechanical Turk - онлайн-рынка труда компании Amazon, на котором работодатели за деньги предлагают ­пользователям задания. В начале исследования мы попросили одних добровольцев написать эссе о лояльности, других - о справедливости. Затем и те, и другие узнавали, что некоторые их коллеги по Mechanical Turk откровенно халтурят. Писавшие о лояльности не спешили выдавать нечестных знакомых. Этот результат дополняет вывод другого исследования, показавшего, что взяточничество больше всего распространено в странах, в которых особенно ценится коллективизм. Принадлежность к группе часто заставляет людей мириться с нарушениями, не ощущать за них ответственности, которая словно лежит на всех и ни на ком конкретно.

Значит, эмпатия к «своим» может противоречить принципу всеобщей справедливости.

Держать эмпатию на коротком поводке

Кажется, от этих трех проблем не избавиться никогда. Но менеджеры могут принять кое-какие меры и смягчить их проявление.

Найдите меру эмпатии. Для начала попросите сотрудников сосредоточиться на конкретной группе людей, а не входить в положение всех и вся (кто-то больше расположен к клиентам, кто-то - к коллегам). Тогда отношения и обсуждение точек зрения не будут эмоционально выматывать, как прежде. Кроме того, распределив «сочувствие» между сотрудниками, вы в сумме добьетесь большего. Для каждого отдельного человека эмпатия - ограниченный ресурс, но если речь идет о всей компании, она безгранична.

Не превращайте эмпатию в самопожертвование. Повышение или снижение «порога» эмпатии во многом зависит от психологического настроя. Например, если, ведя переговоры, мы считаем, что наши интересы противоречат интересам другой стороны, то главным для нас становится вопрос, кто кого победит. (И часто переговоры заходят в тупик именно потому, что оппоненты видят лишь то, что их разделяет.) Негативный настрой не только мешает нам понимать других и правильно реагировать на их слова и действия, но и заставляет нас чувствовать себя так, будто мы проиграли, если не получили своего. Разочарования можно избежать, если стремиться к взаимовыгодному решению.

Вот пример. Переговоры о зарплате между менеджером отдела персонала и кандидатом на должность превратятся в бесконечное, ­выматывающее противоборство, если оба имеют в виду только деньги, причем разные. А если предположить, что для кандидата важнее всего получить постоянную работу, а для менеджера - сократить текучесть кадров, то обоим было бы выгодно дополнить договор пунктом о гарантии занятости для кандидата.

Эмпатия - истощаемый ресурс, но его можно экономить. Если не идти на поводу у своих ощущений и настроения, а задавать вопросы, то можно находить оптимальные решения.

Давайте людям передышку. Я преподаю два предмета - «управление» и «организации», и меня возмущает, что студенты относятся к ним - к проблемам руководства, коллективной работы и переговоров - как к вспомогательным «человеческим» дисциплинам. Понимать потребности, интересы и желания людей и отзываться на них - это самая трудная на свете работа. Сколько бы ни говорили о том, что эмпатия возникает естественным образом, нужно большое душевное усилие, чтобы узнать, что у другого на уме, и отреагировать с сочувствием.

Людям надо отдыхать от технической, аналитической и механической работы. От эмпатии - тоже. Подумайте, как ваши подчиненные могли бы отдыхать от нее. Недостаточно разрешать собственные проекты (и из-за которых нагрузка только растет), как делают в Google с ее политикой 20-процентного времени «на себя». Позвольте людям какое-то время уделять только тому, что интересно им самим. Согласно выводам недавнего исследования, люди, которые часто берут такую паузу, больше сопереживают другим. Когда они восстанавливают душевные силы, им легче вникать в проблемы окружаюших.

Как дать подчиненным передышку, чтобы они на какое-то время перестали думать о других? В некоторых компаниях покупают «капсулы для медитации и­ релаксации» вроде камер Orrb Technologies: в них можно отгородиться от мира, причесать мысли, восстановить силы. В компании McLarren водителей суперкаров F1 в таких камерах учат концентрировать внимание. А производитель электрооборудования Van Meter нашел более простой способ: когда люди уходят в отпуск, их электронную почту отключают, чтобы ничто не вторгалось в их личное пространство.

Несмотря ни на что, эмпатия на работе нужна как воздух. Поэтому начальники должны следить, чтобы подчиненные расходовали ее в меру.

Когда вы пытаетесь встать на место другого человека, не надо представлять себе, что он чувствует, лучше поговорить с ним о его чувствах и проблемах, - это утверждает Николас Эпли в книге «Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди». Правильность его совета подтверждается выводами недавнего исследования. Его участников спрашивали, могут ли, по их мнению, слепые жить и работать без посторонней помощи. Часть опрашиваемых, прежде чем ответить на вопрос, должна была с завязанными глазами выполнить некоторые «физические» задания. Добровольцы, побывавшие в роли слепых, оценивали их возможность жить самостоятельно ниже остальных. Они невольно представляли себя в таком положении (в котором им было бы очень трудно). Остальные же пытались понять, что для слепого значит быть слепым. Этот вывод объясняет, почему идея компании Ford, заставляющей своих инженеров носить Empathy Belly, не слишком плодотворна: разработчики могут неверно оценить трудности, с которыми сталкиваются за рулем беременные женщины. Беседовать с людьми - спрашивать о том, что они чувствуют, что думают, чего хотят, - правильнее: именно так можно сделать самые точные выводы. Этот метод не требует особых усилий, ведь в таком случае не надо строить догадки, достаточно просто собирать информацию. Так проявлять эмпатию - куда более разумно.

Есть в среде продавцов сформировавшееся и укоренившееся убеждение: отстаивать интересы компании нужно до последнего, предпринимая усилия для убеждения и переубеждения клиента. Есть расхожая шутка о том, что маркетолог – это слабохарактерный продавец.

Эти мнения вполне понятны и очевидны – раз работаешь в компании, зарплату платят в компании, то и интересы компании должны быть превыше всего. В очередной раз, услышав такое, я всегда поправляю: в общем-то, платит за все клиент, и заработная плата выплачивается всем сотрудникам из тех денег, что заплатил клиент. Услышав это, продавцы тут же соглашаются со сказанным – они, как никто, понимают, что потеря клиента означает недополученный бонус. Так когда необходимо отстаивать интересы компании любой ценой, а когда компромис с клиентом на условии клиента – это лучшее, что может быть?

Кейс про маркетинг, но не про продажи

Сегодня обсуждали с коллегой маркетинговым специалистом из Евросоюза один кейс, забавный для нас и вполне очевидный для тамошней практики продаж и маркетинга. Клиент обращается в автосалон с просьбой
Я только что купил у вас новую машину, проехал на ней всего сто километров, но теперь я сломал руку и я не смогу пользоваться авто длительное время. Могу ли я вернуть автомобиль в салон и получить полный возврат денег, уплаченных за него?

Ну так что, вернем с вами клиенту деньги? Повесим себе на шею заботы по продаже его б/у автомобиля?

– Эмпатический – не означает коврик для вытирания ног, – в этой или в иной формулировке, ответ от руководителя компании будет очевиден
– Быть может, если план по продажам новых машин будет скорректирован, – скажет продавец.
– Что получим взамен? – пожалуй, поинтересуется маркетолог.

Совершенно очевидно, что все мы, вроде бы как, делаем одно дело. Все понимаем, что деньги клиента определяют благополучие, но реакция на клиента и его проблемы, очевидно, совершенно разная. Почему?

Чем я тебе нравлюсь?

  1. Владелец строит с клиентом экономические отношения, в которых мерой качества отношений является прибыльность клиента;
  2. Коммерс во главу угла ставить товарно-денежные отношения, в основе которых – простота обмена товаров на их денежный эквивалент. Чем проще и стабильнее, чем "сам пришел и сам деньги принес" – тем выгоднее клиент;
  3. И только у маркетолога взрывается мозг, поскольку думать он должен:
  • о том, купит ли этот клиент завтра?
  • как шаг на встречу клиенту можно использовать в целях PR?
  • не открывается ли из этого это возможности?
  • или это проблема, которая потребует коррекции стратегий позиционирования и продвижения?
  • чем отказ от уступок может обернуться для репутации компании, марки?
  • и прочее и прочее.
Таким образом, с одной стороны реалии экономики, с другой – маркетинговые возможности.

Что отличает маркетинг от экономики?

Очень часто произношу фразу: "самые сложные события в жизни могут быть описаны парой простых формул из физики, химии и математики". Попробуем и сейчас простым описать сложное.

Формула экономической эффективности , которой экономисты, руководители, инвесторы, продавцы меряют все, что они пытаются делать:

Прибыль = S × C - Себестоимость - Затраты

S – средний чек;

Или так:

ROI = S × C / (Себестоимость + Затраты) × 100%

Если затраты низки и понятны – успех будет очевиден, достаточно обеспечить выручку – "пинать" продажников с целью обеспечить большее "C" и не разрешать им скидок, уменьшающих "S". На лицо простая трех факторная модель: "число клиентов – низкие затраты – прибыль".

Формула коммерческой эффективности

Выручка = S × C
Где:
S – средний чек;
C – среднее число покупок за отчетный период,


Вполне понятно, что погоня продавцов за клиентами оправдана, ведь это обеспечивает рост выручки. А заставит их держать цены и не дает им "ронять" среднюю цену продажи их руководитель. На вид – простая двух факторная "кардиналистская" модель: "число клиентов – выручка". Число: контактов, звонков, встреч, отгрузок – характеризует полезность менеджера. Число закупок за отчетный период – полезность клиента.

Формула маркетинговой эффективности

LTV = S × K t

Где:
LTV – пожизненная ценность клиента;
S – средний чек;
K t – число покупок за все время t

И это еще с учетом всех страданий и томлений, что вызывает у маркетологов каждое появление или пропадание клиента, но это не все...

Отчетный период

Понимаете в чем отличие? Экономика оперирует таким понятием, как "отчетный период". Все, что случается с затратами и доходами, в идеале, должно укладываться в отчетный период. Если что-то не укладывается, то в конце отчетного периода получаем недостоверность или неполноту данных, "минусы" в прибыли, доходы будущих периодов и прочие неудобные для текущего анализа недостоверности. Отчетный период, как правило, месяц и год. Если же, пытаясь обеспечить низкие затраты и повысить прибыльность, отказаться от затратных сделок и странных клиентов, то баланс выгод и затрат сойдется. Что будет в следующем отчетном периоде – это дело продавцов и маркетологов и это проблемы следующего отчетного периода.

Конечно же, под нажимом комерсов, экономисты соглашаются на такое "безобразие", как скользящий отчетный период (месяц, год), когда показатели эффективности снимаются на текущую дату и за месяц, квартал или год до этой даты (скажем, не с 1-го января по 31 января, а с 22 февраля этого года по 21 февраля след. года) , но важное все равно упускается – отчетным периодом не меряется жизнь. В месяц или год не умещаются взаимоотношения с клиентом. Длинные сделки на закрыть за месяц, как ни упирайся. До конца квартала деньги от клиента ну никак не хотят приходить на расчетный счет...

Разные модели

Хотите покажу на примере, чем экономическая эффективность отличается от маркетинговой эффективности?
Вот такой кейс…


1). Экономика первого месяца такова:
500р - 1300р. = - 800р.
Первый месяц привлечения этого клиента принес вам чистый убыток - 800р.
Экономический вывод простой – реклама в Яндекс Директ не эффективна, больше рекламу не делаем

2). Если же отслеживать покупки клиента и дальше, то...
Экономическая эффективность рекламы и взаимодействия с клиентом дальше:
-800р. + 1200р. = +500р.

3). В третьем месяце:
+500р + 2000р. = 2500р.

4). Таким образом этот клиент принес вам за три месяца: 2500р. - 1300р. = 1200р.

Теперь представим:

  1. Что если этот клиент, кликнув на вашу рекламу вообще ничего не купил на сайте, а приехал с пачкой денег к вам в офлайновый магазин? Что с эффективностью вашей рекламы? получается, что она вообще не эффективная, ибо доказательств первопричины рекламы в покупке этого клиента нет? Так, уважаемые перформанс-рекламисты?
  2. Что, если в первый месяц клиент захотел вернуть вам товар по той или иной причине, а вы ему отказали… Обиженный клиент не покупал у вас на протяжении последующих месяцев, да к тому же, запостил негативный отзыв, чем отвадил от вас еще двух клиентов.
  3. А ведь есть еще и длинные продажи, есть . Есть клиент, который запросто в первый месяц зайдет на ваш сайт и вообще ничего не купит. Посмотрит и уйдет думать на месяц...
Представили?

Вот очевидная разница в подходах оценки эффективности взаимоотношения с клиентом, с использованием экономической (бухгалтерской) модели и маркетинговой. Вот от этой не математической сложности отношений, которая не может быть представлена простой двух факторной зависимостью (побегал – получил), маркетинг не понятен коммерсам и финансистам. Ну они-то не понимают – бывает, но это же жизнь, так живет рынок и клиенты на нем!

И все-таки маркетинг...

Друзья, очень важно найти возможность обеспечить потребность тех людей, у которых вы работаете, но интересы тех, для которых вы работаете, вынуждено заставляют вас сопереживать людям. Без такого сопереживания вы не можете сдвинуть их и взаимоотношения с ними с того места, где они застряли. Без возвратов товара, реструктуризации долга, рибейтов в случае если они... и схем учета их нестандартных интересов, вы не можете помочь своей же компании, в конце концов, двигаться в том направлении, в котором стремитесь.

Но вполне возможно, что ваш анализ возможности для соучастия приведет вас к тому, что вам нужно будет сказать «нет». Конечно, запрос клиента к автодилеру о возврате авто – это эгоистичный запрос. Дилерский центр может и понести убытки, если возврат денег и повторная продажа – это сложный и затратный менеджмент.

Впрочем, эмпатия не требует от вас достать из кармана деньги и подарить их клиенту, который, к тому же, и подрывает бизнес, который вы создали для обслуживания других. Принять решение о том, удовлетворить ли клиента полностью, частично или "послать" его – это, в каждом случае, разные решения, но руководствоваться надо не только экономикой отчетного периода, совестью, но и LTV.

И уж если маркетинговая ценность этого клиента не велика и клиент заслуженно будет "послан", то эмпатия все равно должна присутствовать. Она в том, что вы видите его боль и показываете клиенту это. В том, что вы понимаете, что отказав, вы, скорее всего, потеряете его навсегда. Она в том, что вам действительно очень жаль эту потерю.

Бредовость просьбы, совершенно не должна отменять поиск резервов для сочувствия и помощи или хоть бережного отношения к клиенту и аккуратности в коммуникации с ним. Правда и то, что отсутствие резервов и нежелание продолжить отношения с этим клиентом – это, часто, от совершенно не верной модели расчета выгодности клиентов, от нежелания, от "отчетного периода" и от "такая у нас политика"...

Понимание написанного коммерсами и владельцами – это и есть попытка взглянуть, как маркетинговый специалист, не маркетинг-менеджер, но как "рыночник". Поиск причин для продолжения контактов с клиентами – это и есть философия маркетинга и маркетинговый подход к рыночной деятельности. Донести это до коммесов – это задача маркетолога.

  • Тема 12. Общая характеристика способностей человека
  • Тема 13. Проблема воли в психологии
  • Тема 14. Общее представление об эмоциях. Виды эмоций.
  • . Эмоции и личность
  • Тема 15. Характеристика перцептивных процессов
  • Общая характеристика восприятия
  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.

    Эмпатия (empathy, англ.) - вчувствование, проникновение.

    Эмпатию можно определить как способность "поставить себя на место другого человека.

    Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

    Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми

    Введением в психологический обиход понятия эмпатии психотерапевты и консультанты, прежде всего, обязаны Карлу Роджерсу. Он выделял три основных условия успешной терапии: искренность (конгруэнтность), безусловное положительное отношение и эмпатию . Вначале К. Роджерс (1959) говорил об эмпатиикак о состоянии : «Быть эмпатичным - значит воспринимать внутреннюю систему координат другого человека, сохраняя точность, эмоциональные компоненты и значения, принадлежащие этому человеку, как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии „как будто". Таким образом, это означает ощущать боль или радость другого человека так, как он их ощущает, и ощущать их причины так, как ощущает их он, при этом никогда не забывая, что это именно как будто я был ранен, как будто я радовался и тому подобное. Если это „как будто" утрачивается, происходит идентификация».

    Серьезное влияние на К. Роджерса оказал израильский философ Мартин Бубер .«Мир для человека двойственен в соответствии с двойственностью его позиций», - писал М. Бубер. «Позиция человека двойственна в соответствии с двойственностью основных слов, которые он может произносить. Основные слова суть не единичные слова, а словесные пары. Одно основное слово - это пара Я-Ты. Другое основное слово - это пара Я-Оно; причем можно, не меняя этого основного слова, заменить Оно на Он или Она. Тем самым Я человека тоже двойственно. Потому что Я основного слова Я-Ты другое, чем Я основного слова Я-Оно. <...> Основное слово Я-Ты можно сказать только всем своим существом.<...> Кто произносит Ты <...> вступает в отношение. <...> Познавая, человек остается непричастен миру. Потому что знания локализуются в нем, а не между ним и миром. <...> Основное слово Я-Ты утверждает мир отношений. <...> Через Ты человек становится Я».

    Говоря о «Я-Ты»-связях, М. Бубер особо останавливается на ситуациях воспитания и психотерапии. О воспитателе он пишет следующее: «И чтобы его воздействие было целеустремленным и эффективным, он должен каждый раз переживать эту ситуацию, во всех ее аспектах, не только за себя, но и за своего партнера; он должен практиковать род реализации, который я называю охватом . Хотя необходимо, чтобы он побудил к «Я-Ты»-связи и ученика, чтобы тот тоже ощущал и принимал его как конкретную личность, тем не менее своеобразное отношение воспитателя не могло бы существовать, если бы и ученик со своей стороны осуществлял бы охват, т. е. переживал бы за воспитателя его долю в совместной ситуации». «Подлинный психотерапевт, - пишет далее М. Бубер, - как и воспитатель, должен все время находиться не только тут, на своем полюсе биполярного отношения, но и на другом полюсе, - испытывать на себе последствия собственных воздействий. Но опять-таки, специфическое „отношение лечения" кончилось бы в тот момент, когда пациенту пришло бы на ум и удалось бы осуществить со своей стороны охват и пережить событие за врача. Лечить... может лишь тот,кто живет во встрече и все же обособлен ». БуберМ.

    На представления К. Роджерса также оказали влияние работы Юджина Гендлина (Gendlin, 1962) и его концепция процесса непосредственного переживания в чувствах и ощущениях («"experiencing»). В 1960-1970-х годах в рамках исследовательской программы Чикагского университета Ю. Гендлин со своими сотрудниками, исследуя различные формы терапии от классических до новейших,он искал ответ на вопрос: почему психотерапия не всегда эффективна? Он пришел к выводу, что дело не в том, что какая-либо психотерапевтическая техника лучше или хуже другой. Важным оказалось не то, что рассказывали пациенты, а то, как они это делали. «Успешные» пациенты были более способны к восприятию и отражению определенных внутренних изменений.

    Согласно взглядам Ю. Гендлина, в человеческом организме постоянно течет поток ощущений и переживаний, к которому человек может обращаться снова и снова как к точке отсчета, чтобы обнаружить смысл этих ощущений. Ю. Гендлин называл это «ощущаемым смыслом» («felt sense») .

    К. Рождерс (1980) приводит следующую иллюстрацию этой идеи . Во время консультативной сессии мужчина говорит о своем отце в неопределенно отрицательных тонах. Консультант замечает: «Это звучит так, как будто вы злы на своего отца». Мужчина отвечает: «Нет, я так не думаю». «Может быть, вы недовольны им?» «Ну, может быть», - отвечает мужчина с некоторым сомнением в голосе. «Может быть, вы разочарованы в нем?» Мужчина сразу отвечает: «Именно! Я разочарован потому, что он не сильный человек. Мне кажется, я всю жизнь был разочарован в нем, с тех пор, как был еще ребенком».

    В этом примере «злость» совсем не соответствовала внутреннему ощущению смысла, «недовольство» было ближе, но тоже не вполне соответствующим термином, а «разочарование» абсолютно точно совпало с внутренними переживаниями.

    Эти концептуальные находки позволили К. Роджерсу (1980) отказаться от понятия «состояние эмпатии» и говорить об змпатии как о процессе .« Процесс эмпатии предполагает проникновение в личный мир восприятия другого и переживание его как своего. Он означает быть чувствительным мгновение за мгновением к изменениям переживаемых смыслов, протекающих в другом человеке, к страху или ярости, или нежности, или замешательству, или чему-то еще, что он может испытывать .

    Он значит на время войти в мир другого и, продвигаясь в нем с осторожностью, не судить его. Это значит ощущать смыслы, которые он или она едва улавливает, но не стараться вскрыть те чувства, которые остаются для него полностью бессознательными, чтобы слишком не испугать его. Это предполагает делиться с ним (с нею) тем, как вашему свежему и неиспуганному взгляду представляется этот мир и те его составляющие, которых он или она так боится. Это означает время от времени сверять с этим человеком точность вашего ощущения и следовать за теми откликами, которые вы от него получаете. Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности, для того чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я. Но это может быть доступно только человеку, который чувствует себя настолько уверенно, что не боится заблудиться в чужом мире, могущим оказаться достаточно неожиданным и хаотичным, и, когда понадобится, целым и невредимым вернуться в собственный мир….. Возможно, что это определение объясняет, что эмпатия -это сложный способ бытия, требующий от человека силы и одновременно нежности и чувствительности».

    Проведенные в 1950-1970-е годы многочисленные сравнительные исследования позволили К. Роджерсу утверждать:

      «Идеальный» терапевт/консультант, прежде всего, эмпатичен . На этом сходятся терапевты самых различных школ и ориентации.

      Уровень эмпатии положительно коррелирует с успешностью терапевтического процесса .

      По степени развития эмпатии можно прогнозировать успешность терапии или консультирования.

      Эмпатическое понимание предоставляется терапевтом или консультантом свободно . Его не нужно вытягивать из него или из нее. И поэтому уровень эмпатии в терапевтических отношениях можно определять, исследуя только высказывания терапевта, не зная высказываний клиента.

      Уровень эмпатии зависит от опыта терапевта или консультанта : чем более терапевт или консультант опытен, тем выше уровень эмпатии.

      Чем более интегрирован терапевт, тем выше уровень эмпатии , предоставляемой им.

      Интеллектуальные и диагностические способности специалиста никак не коррелируют с уровнем эмпатии.

      Эмпатии можно научиться от эмпатичного человека . Более того, можно утверждать, что с этим качеством не рождаются, но оно приобретается через эмпатические взаимоотношения с другим.

    Феномен «спасательства» и его проявления. Характеристика драматического треугольника Карпмана: Спасатель, Преследователь, Жертва. Стереотипы спасательства. Избегание спасательства по К. Стейнеру.

    Стереотипы спасательства:

    1. Чувство, что вы должны исправить чувства другого человека или решить его проблему.

    2. Желание облегчить его задачу.

    3. Страх ответной реакции и попытка заставить другого человека чувствовать себя лучше (т.е. избегание интенсивности переживаний или конфликта).

    4. Вы думаете, что должны убедить человека сделать правильный выбор.

    5. Чувство вины за действие другого человека.

    6. Быстро переключаетесь на решение проблемы, что бы обуздать неприемлемую для вас интенсивность.

    Избегание спасательства по К Стейнеру:

    1. Не помогайте без конракта.

    2. Никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания).

    3. Помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощными, обратиться, воспользоваться той силой, которая у них есть.

    4. Не берите на себя более 50% работы, требуйте, что бы клиент взял на себя хотя бы 50 %.

    5. Не делайте ничего, чего Вы в действительности не хотите делать.

    спасатель

    преследователь жертва

    Спасатель – помогает, когда его не просят, чувствует вину, когда не может помочь, дает жертве разрешение на неудачу, смягчает последствия для жертвы, часто делает ее работу.

    Преследователь – «Ты в этом виноват», регидный, критикующий, обвиняющий, неоправданно жестокий, держится в стороне.

    Жертва – «Бедный, я бедный», стыдящийся, бессильный, беспомощный, нуждается в спасательстве.

    Спасательство

    Схема «Драмашческий треугольник» была предложена Стефаном Карпманом. Развивая идеи Берна, Карпман показал, что все многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным - Спасателя, Преследователя и Жертвы, Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену и блестяще иллюстрирует то, как двигаясь по этому заколдованному кругу, люди попадают в ловушку вечной игры.

    Жизнь можно проживать подлинно и спонтанно, а можно превратить её спектакль, где всё будет «как будто», хотя, может быть, и очень похоже на реальную жизнь, Три драматические роли этой игры - Спасатель, Преследователь и Жертва - являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей, Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли. Пожалуй, нигде эти роли не проявляются так ярко, как в ситуациях, связанных с алкоголизмом.

    Эта статья вышла в журнале «Директор по персоналу» в октябре 2016 г.

    Одно из первых современных определений эмпатии дал Зигмунд Фрейд. В своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» он пишет: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным ».

    Итак, что такое эмпатия сейчас? В контексте этой статьи определим эмпатию следующим образом: это способность к сопереживанию, умение понимать и разделять чужие эмоции и чувства.

    Несмотря на усилившееся внимание к этой способности и еще недостаточные исследования в этой области, в психологии эмпатия признана нормой. А нейропсихологи считают, что к эмпатии способны 98% людей. Большинство специалистов считают эмпатию врожденной способностью, обусловленной на генетическом уровне. Сложность состоит в том, что мы не всегда используем эту способность и не пользуемся всеми ее возможностями, и происходит как у детей: все дети от рождения умеют плавать, но, поскольку способность не используется, она уходит, и навык приходится получать заново. Более того, в современном обществе есть взрослые люди, которые не умеют плавать вовсе.

    Специалисты все чаще говорят о том, что эмпатия обязательна для тех профессий, которые связаны с людьми. Она обязана быть у психологов и педагогов, если они хотят обеспечить качественный развивающий процесс. Теперь все чаще говорят, что эмпатия необходима врачам, специалистам в области продаж, руководителям. А как же HR-специалисты?

    Оказывается, что способность к эмпатии делает деятельность HR-специалиста более эффективной. Но давайте об этом по порядку.

    Чтобы увидеть это наглядно, предлагаю более подробно рассмотреть понятие «Эмпатия» и наложить его на бизнес-реальность.

    Существует несколько видов эмпатии:

    • Эмоциональная эмпатия – отражение или подражание реакциям собеседника, а также понимание различий между своими реакциями и реакциями других людей.
    • Когнитивная эмпатия – анализ состояния людей на основании проявления ими эмоций.
    • Предикативная эмпатия — способность предсказывать реакции другого человека в конкретных ситуациях.

    Эмоциональная эмпатия.

    Эмоциональная эмпатия отлично решает задачи по коммуникации, когда необходимо сделать пристройку к собеседнику, установить с ним доверительный контакт, ослабить эмоциональное напряжение. Чаще всего этому учат на тренингах по переговорам и продажам, называя это техникой «отзеркаливания», что отсылает нас к техникам НЛП.

    Казалось бы, зачем это HR-у?

    Пример 1. В компании Х, которая занимается IT-разработками, HR получил заказ на сложную вакансию. Сложность в том, что в стране существует довольно узкий круг нужных специалистов, и все они известны. Поэтому в данной ситуации именно кандидаты правят бал. Первая встреча с HR-специалистом будет решающей и, возможно, единственной. Это переговоры в чистом виде. Согласитесь, чем больше у HR-а инструментария для переговорных техник, тем выше вероятность успеха. Я нигде не нашла статистики, которая бы свидетельствовала, во сколько раз «отзеркаливание» повышает вероятность успеха в переговорах, но, согласитесь, если бы эта техника не работала реально, то ее не стали бы использовать по всему миру и писать о ней в таком количестве авторитетной литературы.

    Пример 2. Ситуация выходного интервью в компании Y. Ключевой сотрудник увольняется, конфликт с руководителем, сотрудник закрыт, зажат и настроен не говорить ничего лишнего, так как уверен, что только хуже будет. HR-у необходимо собрать информацию о произошедшем конфликте, но попытки тщетны, так как сотрудник не настроен на диалог. Позднее HR скажет, что в той ситуации помогли только техники эмоциональной пристройки, которыми он владел профессионально, так как в свое время получил образование психолога, никакие разумные доводы сотрудника не трогали.

    Знакомые ситуации, правда? Большая часть HR-ов сталкивалась если не с первой ситуацией, то со второй-то точно. Но это еще не все. У эмоциональной эмпатии есть еще один аспект – это понимание, чем отличается проявление твоих эмоциональных реакций от эмоций других людей.

    Пример 3. HR ведет собеседование, понимает, что кандидат интересный, и что было бы не плохо, чтобы он перешел на следующую ступень конкурса. Но когда речь заходит о презентации условий работы, кандидат замирает, округлив глаза. В той ситуации HR посчитал, что это удивление, вызванное интересными вводными по условиям, поэтому с энтузиазмом продолжил дальше и когда перешел к вопросу о дальнейшем взаимодействии, услышал «Нет», чему сам, в свою очередь, очень удивился. HR прочитал реакцию кандидата неправильно, так как судил по себе, именно так он сам обычно демонстрирует удивление. А кандидат чувствовал что-то вроде негодования, неприязни. Конечно, случай не смертельный, они в итоге договорились. Но, для этого понадобилось дополнительное время, которое HR мог бы и не тратить, если бы умел профессионально отслеживать реакции людей.

    Пример 4. В компании объявили о решении приостановить выплату премий в будущем квартале в связи со сложной финансовой ситуацией. На собрании присутствовал HR, чтобы проследить реакцию сотрудников на новость. Руководитель объявил решение, конечно, несколько сотрудников выразили недовольство, но в целом, новость не вызвала эмоционального накала. Затем HR спросил руководителя, нужна ли ему помощь в дополнительной разъяснительной работе с сотрудниками. Руководитель отказался, будучи уверенным, что новость была воспринята конструктивно: «С теми, кто возмущался, я поговорю, я тоже открыто выказываюсь всегда, когда недоволен, остальные восприняли спокойно». HR с ним согласился. Руководитель снова оценивал реакции людей «по себе», и HR тоже. Поэтому каково было их удивление, когда несколько человек из «спокойных» принесли заявление на увольнение!

    Как видите, этот вид эмпатии HR-у крайне необходим, более того, неразвитая эмоциональная эмпатия у сотрудника, выполняющего HR задачи, напрямую снижает эффективность выполнения большинства HR-задач. Если HR «прокачает» навык эмоциональной эмпатии, то он буквально начинает чувствовать, что от него хотят другие люди, что позволит быстро найти выгодное совместное решение.

    Как развивать навык эмоциональной эмпатии?

    Способ 1. Тренинги актерского мастерства: вы научитесь копировать или воспроизводить нужные жесты и мимику.

    Способ 2. Обучение основам психологии: вы научитесь разбираться в многообразии эмоций и перестанете «клеить ярлыки».

    Способ 3. Культура обратной связи: взяв в привычку постоянно запрашивать обратную связь от собеседника, вы сможете проверять себя и получать от него информацию вербально. Возьмите себе за правило использовать хотя бы одну технику ОС в разговоре. Ниже привожу несколько техник ОС, чтобы расширить инструментарий для эмпатийного диалога.

    • Уточнение: «Правильно ли я понял/услышал», «Пожалуйста, уточните», «Повторите, пожалуйста»
    • Отношение: «Что вы думаете о…», «Как, по-Вашему…», «Как Вы относитесь к…»

    Способ 4. Навыки эмпатического слушания (активного слушания): разнообразив свой инструментарий активного слушания, вы разовьете способность к эмпатии. Вот несколько приемов активного слушания:

    • Техника «Эхо» — повтор последних фраз собеседника;
    • Слушание «всем телом» — сосредоточьтесь на собеседнике, поддерживайте визуальный контакт, разверните к собеседнику корпус;
    • Сопровождение речи собеседника – кивайте в ответ на речь собеседника, применяйте фразы типа «да, я Вас понимаю»
    • Техника на «понимание»: перефразирование мыслей собеседника, развитие мыслей собеседника

    Способ 5. Вербализация эмпатии: используйте эмпатийные фразы типа: «Если бы я был на вашем месте, наверное, я бы чувствовал…».

    Когнитивная эмпатия.

    Следующий вид эмпатии – когнитивная. Этот вид эмпатии позволяет вам анализировать реакции и эмоции окружающих (отдельных людей или группы) и создавать тактику управления людьми. Дениэл Гоулман, американский психолог и автор серии книг об эмоциональном интеллекте, считает, что эмпатия – это основа социальных отношений. Вот как выглядит структура компетенций по Д. Гоулману:

    Личная компетентность:

    • Самоосознание (Знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей)
      • Саморегуляция (Умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями)
      • Мотивация (Эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей)

    Социальная компетентность:

    • Эмпатия (Осознание чувств, потребностей и забот других людей)
      • Социальные навыки (Искусство вызывать у других желательную для вас реакцию)

    Гоулман считает, что сотрудники, особенно руководители, которые фокусируют свое внимание на окружающих, являются более эффективными.

    Участвует ли HR в выстраивании социальных отношений в компании? Конечно, особенно если это HR нелинейного уровня. Что даст HR-у этот вид эмпатии? Новые аргументы при выстраивании социальной политики в компании. Когнитивная эмпатия – это логический анализ реакций людей и их эмоций. Поэтому именно она дает актуальную управленческую информацию для выбора тактики управления людьми.

    Когнитивная эмпатия позволяет HR-у быстрее решать задачи по адаптации сотрудников и самому быстрее адаптироваться к новым условиям.

    Пример 5. В компании Z был поставлен эксперимент: HR с хорошим навыком когнитивной эмпатии стал ходить на собрания и планерки, которые регулярно проводили линейные руководители, с целью наблюдения за реакцией сотрудников. На основании этих наблюдений руководителю давалась обратная связь, насколько он качественно и информативно проводит собрания для своих подчиненных. Как оказалось, многие руководители были удивлены результатами наблюдения HR-специалиста, так как не привыкли детально анализировать реакции людей. Но после такой работы показатели по качеству коммуникаций в компании поползли вверх.

    Пример 6. В компанию поступил новый сотрудник, его закрепили за наставником, который должен был курировать его стажировку и помогать адаптироваться. Наставник отчитывался по работе с новеньким: «У нас все хорошо. Сотрудник тоже всем доволен. Проблем нет». Как-то раз, проходя по коридору (формат open-office), HR увидела новичка, беседующего в паре с наставником. Наставник рассказывал увлеченно, но вот у новичка лицо было напряжено. После этого HR осведомилась у наставника, все ли хорошо в процессе обучения и адаптации, на что получила оптимистичный ответ. И даже новичок на прямой вопрос ответил: «Все хорошо, стараюсь». Наверное, любой другой этим бы и удовлетворился, но не наш HR, который на тот момент был уже искушен в вопросах когнитивной эмпатии. Только после того, как HR обозначил свои наблюдения и попросил их аругментировать, новичок признался, что обучение дается ему тяжело, так как наставник взял слишком для него высокий темп, большую часть информации он просто не успевает переваривать. Но признаться в этом он робеет. После этого наставник получил обратную связь и откорректировал свою работу с новичком, в результате чего процесс обучения пошел гораздо эффективнее.

    Именно этот вид эмпатии позволяет HR предотвращать конфликтные ситуации или выбирать правильную тактику поведения в ситуациях эмоционального напряжения (подробнее об этом ниже).

    Как развивать навык когнитивной эмпатии?

    Способ 1. Осознанное наблюдение: повысит вашу внимательность и позволит «включаться» осознанности, когда ваш взгляд скользит по окружающим. Большинство людей действует в социуме шаблонно и невнимательны к своим эмоциональным потребностям. Осознанно смотрите на их реакции и спрашивайте себя: «Почему он реагирует именно так? Что может за этим стоять?»

    Способ 2. Налаживание обратной связи на регулярной основе (опросы, анкеты обратной связи): постоянный поток обратной связи от окружающих в ваш сторону даст вам возможность проверить собственные наблюдения. Совет: для того, чтобы сформировать культуру обратной связи в компании на системном уровне, необходимо оперативно поощрять каждого сотрудника, предоставившего обратную связь, например, благодарить.

    Способ 3. Специализированные тренинги (НЛП, профайлинг): позволит вам получить конкретные механизмы диагностики эмоций людей.

    Способ 4. Обучение на курсах групповой терапии: позволит вам развить навыки внимательного отношения к людям, научиться профессионально отслеживать их состояние и понимать групповые (коллективные) процессы.

    Предикативная эмпатия.

    Этот вид эмпатии позволяет Вам прогнозировать поведение человека. Конечно, практическое значение этого навыка сложно переоценить. Он помогает выстраивать стратегии управления персоналом.

    Пример 7. В известную федеральную компанию (сеть магазинов товаров для дома и ремонта) пришел новый руководитель. Свою деятельность он начал с личного знакомства с каждым подчиненным, личная беседа с сотрудником длилась более 2х часов: руководитель рассказывал о себе, и спрашивал подчиненного обо всем: жизнь, семья, планы, интересы и так далее. Разговор получился теплым, человечным, что позволило быстро наладить контакт с каждым. Но кроме этого, руководителю стало понятно, как управлять людьми, учитывая особенности каждого: для того, чтобы быстро найти эффективные инструменты управления, достаточно было поставить себя на место сотрудника, используя полученную из беседы информацию, и тогда стратегия управления ясна. Надо сказать, что за четыре года работы подразделение руководителя неоднократно било рекорды по продажам, а стабильность и сплоченность коллектива была просто фантастической. А потом этого руководителя отправили на другой объект в другой город. Пришел новый управленец, который не использовал эмпатию как инструмент управления персоналом и не «ставил себя на место» сотрудника. За полгода у него сменилась половина сотрудников, показатели по стабильности персонала резко упали, то же случилось с показателями эффективности – новые сотрудники не могут развивать такую же скорость, как опытные. А оставшиеся опытные сотрудники теперь должны были переключаться и на задачи по постоянному обучению новичков, которые начали меняться с фантастической скоростью, что тоже не способствовало росту личных показателей.

    Как развивать навык предикативной эмпатии?

    Этот вид эмпатии требует жизненного опыта и наличия первых двух видов эмпатии. Начните с них, и ваши прогностические навыки будут расти с ростом навыков по диагностике эмоций и способности их анализировать.

    Эмпатия и конфликты.

    Доказано, что люди с развитыми способностями к эмпатии меньше попадают в конфликтные ситуации. Они просто их заранее чувствуют (навыки диагностики и прогнозирования), поэтому имеют возможность среагировать заранее: поменять тему, сменить тональность, остановиться. Так же доказано, что эмпатийный человек создает атмосферу психологического комфорта, что в принципе уменьшает вероятность возникновения ситуации эмоционального напряжения (навыки эмоциональной пристройки). Если HR выполняет функции кабинета психологической разгрузки для сотрудников, то эмпатия ему просто необходима.

    Кроме того, эмпатийный HR может не только сам использовать эмпатию для комфортного общения, но и обучить сотрудников приемам эмпатийного общения для создания более комфортного психологичекого климата в коллективе и снижения числа конфликтов. Это могут быть тренинги, индивидуальные занятия или наставничество по принципу «делай как я».

    Что включает в себя эмпатийное общение? Это, по сути, первый вид эмпатии – эмоциональная эмпатия, дополненная приемами эмпатийного слушания (об этом было написано выше в разделе «эмоциональная эмпатия»), а также приемами эмоциональной саморегуляции.

    Самоанализ помогает развить эмпатию.

    Рефлексия – это не пустое занятие. Любое обучение психологии начинается не только с теоретических основ, но и с основ самоанализа. Только научившись различать полутона эмоций и научившись видеть их причины, вы сможете анализировать других. Простые приемы самоанализа:

    • Прислушайтесь к себе: о чем вам говорит ваше настроение, ощущения тела?
    • Вспомните события дня и ваши реакции на них. Были ли какие-то из них яркими, запоминающимися? Что на самом деле стояло за этими реакциями? Какие переживания, какая подоплека?
    • Вспомните людей, которые окружали Вас в течение дня. Кто Вам запомнился? Как Вы соотносились с этими людьми? Как эти люди реагировали на Вас? Как Вы реагировали на этих людей? Что на самом деле стояло за этими реакциями?

    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Наверняка, как и любой нормальный человек, вы испытываете исключительно положительные эмоции, когда осознаёте, что вас понимает тот, с кем вы общаетесь; когда он сопереживает вам, тем самым оказывая так необходимую иногда всем нам эмоциональную и психологическую поддержку. В мы уже касались подобной темы, но тогда мы говорили о том, как научиться проявлять эмпатию в себе. Сейчас же мы поговорим о другой стороне этого вопроса – о том, как пробудить эмпатию в других людях.

    Для начала не будет лишним вспомнить, что эмпатией называется способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать ему эмоциональную поддержку. Т.е. его способность поставить себя, например, на место собеседника, сопереживать ему, воспринимать его внутреннее состояние в той же самой степени, в какой это делает и он, сохраняя все смысловые и эмоциональные особенности.

    Интересно то, что эмпатия не связана с эмоциональностью. Так, например, существуют люди, вовсе не эмоциональные, но с ярко выраженной способностью к эмпатии. Однако развитие эмпатии непосредственно влияет на развитие у человека эмоциональности, т.к. она способствует интенсивным эмоциональным и чувственным переживаниям.

    Если посмотреть на этот вопрос с чисто психологической точки зрения, то способность людей к эмпатии считается вполне нормальным явлением. Есть даже особые методики, при помощи которых у людей выявляются способности к эмпатии, а также её уровни и особенности. Спектр проявления эмпатии охватывает достаточно большую область. Это может быть как лишь кратковременный эмоциональный всплеск, так и глубокое погружение во внутренний мир и переживания другого человека. Специалисты склоняются к тому, что эмпатия осуществляется посредством эмоционального восприятия практически незаметных проявлений состояний других людей, таких как жесты, особенности речи, мимические реакции, действия и т.д. Кроме того, исследователи отмечают, что эмпатирующие люди полностью осознают, что испытываемые ими переживания представляют собой отражение чувств тех, с кем они взаимодействуют. В противном случае, это уже является не эмпатией, а самоиндентификацией, т.к. именно осознание человеком своих чувств как отражения чувств другого является качественным показателем эмпатии.

    Не будет лишним заметить, что в фантастической литературе способность людей эмпатировать нередко приравнивается к экстрасенсорной способности, которая не доступна большинству людей. Но такой вид эмпатии нужно сравнивать скорее с эмоциональной телепатией, т.к. благодаря ей один человек способен воспринимать внутренние переживания другого даже без непосредственного контакта с ним, «передавать» ему свои состояния на расстоянии и делать многие другие удивительные вещи. Но данная форма эмпатии до сих пор не была подтверждена научно.

    В выделяется два вида эмпатии – это когнитивная и эмоциональная эмпатия. Когнитивная подразумевает под собой процесс логического определения и понимания состояния человека. Эмоциональная, в свою очередь, осуществляется на чувственном уровне, и является очень глубокой. Переживать глубокую эмпатию может далеко не каждый человек. Но именно благодаря ей между людьми может возникнуть крепкая незримая связь, полное взаимопонимание и душевная близость. Но то, насколько глубока будет эмпатия между людьми, зависит, в первую очередь, от того уровня эмпатии, которым обладает каждый из них. И чтобы научиться проявлять эмпатию в другом человеке, нужно, главным образом, определить его уровень.

    Всего существует три уровня. Первый уровень является самым низким. Люди с первым уровнем эмпатии, чаще всего, эгоцентричны, озабочены исключительно своими мыслями и чувствами, состояния окружающих их практически не волнуют. Второй уровень – средний, и присущ большинству людей. Люди со вторым уровнем сконцентрированы не только на себе, а периодически обращают внимание на мысли и переживания окружающих. Третий уровень – наивысший. Люди с третьим уровнем встречаются довольно редко. Они практически всегда воспринимают переживания других, глубоко их понимают, в силу чего могут давать самые эффективные рекомендации. Про таких людей говорят, что они знают других лучше, чем они сами. Нередко они становятся отличными психологами или переходят из категории малознакомых в категорию самых близких.

    Определив уровень эмпатии, к которому относится человек, вы уже можете выстраивать дальнейшую стратегию по пробуждению в нём этой способности. Лучше всего делать это целенаправленно, заранее вместе поставив с ним цель по пробуждению эмпатии, т.к. осуществить это, независимо от самого человека, представляется трудно выполнимым, ведь он должен принимать в этом процессе непосредственное участие. Далее мы приведём несколько наиболее эффективных рекомендаций, позволяющих развить эмпатию.

    1. Для развития эмпатии у другого человека необходимо развивать познавательно-когнитивную сферу его личности, т.е. развивать такие психические процессы как речь, мышление, память, восприятие, внимание, воображение, представление, ощущение и т.д. Для этого прекрасно подходят такие методики как различные тесты, игры и тренинги.
    2. Чтобы пробудить в другом человеке способность к эмпатии рекомендуется применять методики, при помощи которых можно помочь человеку расширить и осознать свой эмоционально чувственный опыт. К ним относятся методики по воспроизведению у человека определённых эмоциональных состояний и ощущений, а также их стимулированию. Опять же, это специальные упражнения и игры.

    В качестве примеров игр, соответствующих этим двум пунктам, можно привести такие как:

    • «Определение состояния» — человек читает фрагменты текстов или смотрит на различные изображения и пытается определить и описать психическое и эмоциональное состояние человека, писавшего текст или представленного на изображении.
    • «Глаза и взгляд» — человек следит за изменением выражения глаз другого и пытается дать точное определение его эмоционального состояния. Также можно дать ему задание зафиксировать в своём невербальном поведении любые изменения своего собственного состояния.
    • «Жесты и поза» — человек, аналогично предыдущим упражнениям, наблюдает за жестами и позами живых или представленных на изображениях людей и старается описать их состояния. Похожее упражнение – «Звуки голоса».
    • «Свободный танец» — человек пытается погрузиться во внутренний мир другого, наблюдая за его движениями. Очень удобно использовать немое кино, видеозаписи балета, мимов и различных видов танцев.
    • «Фотография» — изучая внешность изображённых на фото людей, человек должен определить не только их эмоциональное и психическое состояние, но и попробовать описать их образ жизни, события, которые они пережили и т.п.
    • «Подарки» — человек вспоминает наиболее запомнившиеся ему подарки и старается вернуться в те ощущения, которые он испытывал, когда их получал, своё окружение на тот момент, жизненные ситуации и прочее.
    • «Тренировка эмоций» — человеку даётся задание изобразить какую-либо эмоцию или войти в определённый образ.
    • «Глаза в глаза» — один человек встаёт напротив другого. Оба смотрят друг другу в глаза и пытаются передать через взгляд самые разные эмоциональные состояния.
    • Другие упражнения: «Перевоплощение», «Сопереживание», «Я глазами других», «Как смеются люди», «Ассоциации» и т.д.
    1. Для активизации у другого человека эмпатии также можно использовать различные методы по развитию гуманитарного аспекта его личности. Для этого применяются разнообразные тесты по определению ценностей, черт характера, способностей к общению, творческого потенциала, воображения и т.п.
    2. Развитию эмпатии отлично способствует процесс художественного познания, т.е. чтение интересных книг, рисование, эмпатическое слушание, практика , прослушивание музыки и другие способы, при помощи которых можно оказать воздействие на внутренний мир человека.

    Подводя итог, хочется сказать, что развивать способность к эмпатии, по большому счёту, необходимо всем и каждому. Это поможет нам точнее понимать, определять ход мыслей и лучше воспринимать других. Благодаря эмпатии становится возможным находить общий язык даже с самыми, кажущимися, на первый взгляд, неподходящими для этого людьми, заводить новых друзей, достигать больших успехов, вносить в свою жизнь новизну и способствовать благоприятным переменам.

    Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии и делитесь своими мнениями по поводу прочитанной статьи. Мы всегда признательны вам за это!

    Ниже мы предлагаем вашему вниманию несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить уровень своей эмпатии, основываясь на материале данной статьи.

    А) Подвержен ли я влиянию эмоциональных состояний других людей?

    Б) Активно и я сопереживаю героям кинофильмов и книг?

    В) Влияет ли на моё поведение отношение ко мне окружающих?

    Г) Легко ли я вхожу в доверие к людям?

    Д) Насколько легко я могу представить себя на месте другого?

    Е) Есть ли у меня способность к точному подражанию кому-либо?

    Ж) Часто ли я понимаю людей без слов?

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png