Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.


Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери - религиозное общество, посвященное культу . Он выполняет творческую работу - оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).


Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.


Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины - обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них - животные и птицы, поражающие своими размерами.


Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке - Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем - сцена искушения и яблоком раздора, а на заднем - херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.


Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие - в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы - Ада и грехопадения Адама и Евы.


По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.


Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima - «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.


Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя - на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.


В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру - в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 - «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 - «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 - «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 - «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 - «Страшный суд»
  • 1500 - «Смерть скупца»
  • 1500-1502 - «Воз сена»
  • 1500-1510 - «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 - «Блаженные и проклятые»

Искусство Иеронима Босха всегда было предметом толков и пересудов. Его пытались расшифровать, однако большинство его работ до сих пор таят в себе загадки, ответы на которые мы вряд ли получим в ближайшее время.

Сад земных наслаждений. Триптих посвящен греху сладострастия.
Изначально считалось, что картины Босха служили для развлечения толпы и не несли большого смысла. Современные ученые же пришли к выводу, что в работах Босха таится нечто большее и многие тайны до сих пор не раскрыты.


Страшный суд
Многие считают Босха сюрреалистом XV века. Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.


Воз сена
Для современников Босха его картины значили гораздо больше, чем для современного зрителя. В большинстве своем это связано с символикой картин, большая часть которой утрачена и не может быть расшифрована, так как символы менялись с течением времени и что они значили в период жизни Босха сейчас сказать если не невозможно, то по крайней мере достаточно сложно.


Несение креста
Большинство символом Босха были алхимическими. При этом Босх придает алхимии зловещий оттенок.


Блудный сын. Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок.
Босх творил на грани воображения, и хотя он и считается мастером “неподражаемого”, многие последующие художники пытались копировать его.


Поклонение волхвов – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.


Ад.


Концерт в яйце.


Смерть распутницы.

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи...

Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов , дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».

Иероним Босх. Корабль дураков

Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).

Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е, 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.

Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е, 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).

Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Иероним Босх. Страшный суд
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.

Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих

Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников , очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.

Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.

Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад , 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

Иероним Босх

Картины Иеронима Босха

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60-1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения.

Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

1475-1480 годы. Музей Прадо, Мадрид.

Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.

Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.

«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Святой Антоний

1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.

«Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356).

Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами.
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть ".

У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?


В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои представления о жизни
Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
.

Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
Для Босха образ Христа - олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
По своим художественным качествам «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.
Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического.

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.

Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.


Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.

Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»
Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505

Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».

Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Сотворение Мира

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.

Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502


Рай, триптих Воз сена

Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.

Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.

Мир - это стог сена : каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием.
Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.


Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха
Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились "музыкой плоти" и покорились ей.

Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

Земной Рай, композиция Видения загробного мира

В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.

Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света,

Вознесение в Эмпирей

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.

Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности».

Низвержение грешников

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

«Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени.

Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность.

Адская река,

композиция Видения загробного мира

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.

Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.

Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия, посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.

Браке в Кане

В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, - превращение воды в вино - Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, - все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета


Фокусник

1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген.

Доска Иеронима Босха «Фокусник» - исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.

Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего.

Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.


Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий.

Атрибуция картин Иеронима Босха проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных учёных по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время.

Происхождение

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. В своём же псевдониме он увековечил часть названия родного города – Хертогенбоса, который был его домом на протяжении всей жизни. Сейчас это небольшой населённый пункт в Нидерландах, во времена же Босха в его окрестностях лежали охотничьи угодья герцогов Брабантских, за счёт чего город и получил своё название, в переводе означающее «герцогский лес».

Родился будущий гений, как принято считать, в 1450 году, но точную дату ни одни исследователи назвать не могут. Босху повезло появиться на свет в семье, издавна зарабатывающей на жизнь живописью. Так, его дед Ян ван Акен владел художественной мастерской, в которой трудился и отец художника, а также в будущем его братья и он сам. Ничего достоверно не известно о том, где Иероним познавал тонкости своего ремесла, но можно предположить, что при наличии таких искусных родственников ему не пришлось для этого покидать дом. Однако именно принадлежность к известной фамилии и стала причиной того, что со временем, осознав и развив свой талант, художник предпочёл взять псевдоним. Вероятно, он хотел, чтобы его воспринимали как отдельную фигуру с собственным стилем и взглядом на мир.

Братство Богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года. Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства. Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна. Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Семья

Можно с уверенностью утверждать также, что Босх был обеспеченным человеком, о чём говорят весьма существенные суммы налогов, которые он вносил в казну. Женой живописца стала представительница местной знати Алейт Гойартс ван дер Меервене, чьё солидное приданое явилось значительным вкладом в благосостояние семьи, а фамилия позволила вступить в ряды полноправных бюргеров. Однако детей в семье не было, а после смерти живописца оказалось, что и недвижимости он не нажил. Скорее всего, причиной того были существенные денежные пожертвования Братству, а также то, что все работы для него он выполнял совершенно бесплатно.

Отпевали Босха 9 августа 1516 года в им же расписанной капелле. В записях Братства он фигурирует как «выдающийся художник», что говорит о несомненном признании его заслуг.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи. На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология. Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом. Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца. Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Наследие

Наследие Босха немногочисленно. С уверенностью можно говорить, что его перу принадлежат 25 картин (это отдельные картины, триптихи и их фрагменты) и 8 рисунков. Считается, что создал он их намного больше. При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке. За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.

Ольга Милейко

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png