На пике духовного успеха часто случается нечто, чего мы меньше всего ждем. Обычно это бывает в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Последователи умножаются, люди получаю благословения, приходит признание. И вдруг случается нечто очень неприятное. Этот личный кризис многие называют темной ночью души. Уверенности, которая была у нас в прошлом, оказывается недостаточно. Мы ставим под вопрос все, чему когда-либо верили, все, что когда-либо делали. Мы ощущаем себя неудачниками. Нам кажется, что мы ничего не можем сделать как надо. Мы надломлены. Наш мир рушится. Вера, которая успешно поддерживала нас до сих пор, куда-то испаряется. Все наши ответы превращаются в вопросы. Бог либо скрывается из виду, либо вырывается из той удобной упаковки, в которой мы Его годами держали. Мы опускаемся на дно отчаяния, нам кажется, что все кончилось. Мы натыкаемся на глухую стену. Кажется, что идти дальше некуда. Духовный путь завел в тупик. Мы спасали других, но не можем спасти себя. Мы ощущаем полное одиночество и богооставленность.

В Библии много примеров этого феномена. Классический пример – это Иов, который ничем не заслужил того, что с ним случилась ужасная трагедия, и одновременно разразился внутренний кризис, породивший депрессию на грани самоубийства (Иов 3:1-26). Я вспоминаю Иону, чья пророческая карьера шла неплохо, пока его по повелению Божьему не поглотила большая рыба. Я вспоминаю об Илии, который после величайшего триумфа на горе Кармил внезапно погрузился в глубочайшее отчаяние (3 Цар. 19:3-4). Я думаю об Иисусе, которому только открылась Его славная миссия, но Он оказался на сорок дней в пустыне, искушаемый сатаной.

Кажется, что темная ночь души – это конец всех духовных чаяний и устремлений. Но это не так. На самом деле это приглашение к более глубоким отношениям с Богом. Она показывает, что все наши свершения, все добрые дела были в достаточной степени продиктованы нашими амбициями, эгоизмом или стремлением угодить окружающим. Мы обнаруживаем, что наше ясное видение цели было чужим видением, позаимствованным скорее у других людей и/или у церкви, чем данным Богом. Мы понимаем, что хотя Бог, которого мы знали раньше, был реальным, но теперь нам нужно снова познакомиться с Ним, как если бы мы никогда Его не знали.

Темная ночь души может быть вызвана разными причинами. Она может просто совпасть с периодом в жизни, который многие называют «кризисом среднего возраста». Он обычно случается с людьми между тридцатью и пятьюдесятью. Она может быть вызвана внешним событием, таким как непослушный ребенок, потеря работы, смерть близкого человека. Иногда она начинается с внутренней проблемы, такой как болезнь, или вскрытие старой эмоциональной раны, которая до этого момента казалась оставшейся в прошлом. Темная ночь души может просто наступить вследствие чувства, что Бог ушел из нашей жизни. Мы ищем Его и не можем найти.



Молодой психиатр однажды спросил меня: «А какая разница между темной ночью души и клинической депрессией?» Я согласился, что есть такое состояние, как клиническая депрессия, весьма мрачное состояние, вызванное нарушением химического баланса в организме или другими расстройствами. Но темная ночь души – это такая депрессия, которая приходит, как призыв от Бога углубить свои отношения с Ним. Она может сопровождаться клиническими симптомами депрессии, но также включает в себя такую важную составляющую, как духовный кризис.

Большинство духовных людей беспокоит это состояние. Они верили, что Божье присутствие должно успокаивать душу, укрощать страхи и приносить радость на жизненном пути. Темная ночь души кажется им поворотом не в ту сторону, признаком того, что они где-то сбились с духовного пути. У них есть искушение «побороть это», вернуться назад к предыдущему состоянию. Их «я» восстает и противится этому опыту. Они могут испытывать вину и стыд, ощущать, что они заслужили это переживание. Они могут заняться самобичеванием и в некотором смысле смаковать свое горе.

Духовные лидеры полагают, что темная ночь души – удел других, к ним это не имеет никакого отношения. От них ждут силы и уверенности в Боге. Им кажется, что они должны скрывать эти мрачные переживания от других и даже от самих себя. Они могут ощущать себя невероятно одинокими, как будто никто другой не переживал этого опыта раньше. Но, как бы себя ни чувствовал человек, это мрачное состояние является в действительности призывом Божьим. Это добрый знак. Это знак того, что Бог глубоко участвует в нашей жизни. Хотя сомнения могут быть отрицательным фактором для духовности, но темная ночь души – это сомнение, ведущее к более глубокой вере.



Невозможно скоротать темную ночь души, работая по 60 часов в неделю или пытаясь игнорировать ее. Эти болезненные чувства приходят в нашу жизнь с определенной целью. Бог использует эту горькую чашу, чтобы люди полностью испили ее и извлекли из нее необходимый урок. Самое лучшее лекарство от темной ночи души – это частое уединение, дающее возможность слышать голос Божий, понять, что Он говорит, думать и размышлять. Наставник высокого уровня может также оказать ценную помощь в этот период. Это должен быть человек, который пережил темную ночь души и пошел дальше, усвоив те уроки, что Бог желал преподать ему посредством нее.

Есть две опасности, о которых следует помнить возможным наставникам тех людей, кто переживает темную ночь души. Во-первых, у них есть искушение избежать этого опыта и вернуться назад на третью стадию. Там был успех, там все шло прекрасно. Там, казалось, Бог был близок. Есть искушение отвергнуть темную ночь души и вернуться туда, где вы были успешны. И это даже может хорошо получиться. Вы возвращаетесь к той деятельности, которой успешно занимались раньше. Вы делаете то же, что и раньше. И большинство людей, возможно, даже не заметят разницы в вашем служении. Проблема в том, что вы, глубоко внутри, будете знать, что Бог призывал вас, но вы сказали «нет». Человек становится таким, какого я называю «бесплодным деревом». Он плывет по волнам лидерства и успеха, но чего-то в нем не хватает. Он попался в ловушку успеха, а суть духовной жизни исчезла. Исходя из своего опыта обучения тысяч пасторов на протяжении многих лет я могу предположить, что 50-60% пасторов прошли такой путь и это, возможно, является одной из причин, по которой многие церкви мертвы духовно.

Приблизительно 25% духовных лидеров пошли в другом направлении. Они рассматривают темную ночь души, как переживание, ставящее под вопрос весь их духовный путь, которым они шли до этого. Они полагают, что эта темная ночь не есть призыв от Бога, но ее причина в том, что религиозное направление, к которому они присоединились на второй стадии, является ошибочным. Темная ночь души потрясает основания уверенности, свойственной второй и третьей стадиям. Все иллюзии могут рассеяться, и от уверенности не остается и следа. Обыкновенно, разрушение иллюзий – здоровый процесс. Но темная ночь души заканчивается отступлением, если человек оставляет все, во что верит и отвергает весь свой предыдущий духовный путь, ошибочно полагая, что другое религиозное течение лишено подобных духовных недостатков. Я не хочу сказать, что переход из одного религиозного течения в другое не может быть продуктивным. Просто такой переход должен быть продиктован верными причинами. Исходя из моего опыта, примерно четверть пасторов оставляют церковь, переживая темную ночь души. Не найдя подходящего наставника, они истолковывают этот призыв Божий как призыв сменить одну деноминацию на другую или вообще оставить всякую веру.

Примерно десять или пятнадцать процентов из идущих духовным путем остаются в церкви, усвоив уроки Божии, которые Он хотел им преподать, и переходят на четвертую

стадию. С помощью наставников высокого уровня (находящихся на стадии четыре и выше) они начинают все больше понимать, что все их служение было сосредоточено вокруг их самих. Они осознают, что все их духовные усилия до сего дня были продиктованы в большей степени их эгоизмом или ожиданиями других людей и церкви. В период темной ночи они учатся слышать призыв Божий отказаться от своего «я» и вступить с Богом в такие близкие отношения, о каких они раньше и не помышляли. Они учатся смотреть на себя так, как смотрит Бог и принимать тот факт, что они всего лишь люди и их возможности ограничены. Они начинают учиться прощать себя и других. Их любовь к себе становится глубже (так как они обнаруживают, насколько сильно их любит Бог) и вместе с этим растет их любовь к ближним. Раньше они все это знали на уровне разума, но теперь глубоко впитывают эти истины сердцем и вбирают их в себя, становясь все более цельными людьми.

Как можно послужить кому-либо, кто проходит через период темной ночи души? Это нужно делать очень терпеливо. Наставники высокого уровня очень ценны в этот период. Страдающие люди выплеснут на вас свою боль, разочарование, гнев и одиночество. Не предлагайте им ответов, как делали друзья Иова. Просто будьте рядом. Избегайте шоковой терапии, просто слушайте и сопереживайте их борьбе с болезненными воспоминаниями и горем. Поделитесь с ними опытом вашей темной ночи души (если вы не прошли через нее, возможно, вы не сможете им особо помочь). Убедите их, что то, через что они проходят – это нормальное явление в жизни с Богом. Поразмышляйте с ними над историями Илии, Иова, Петра и Иисуса. Пусть от вас исходит принятие, становясь знаком того, что Бог принимает их. Простите их, где необходимо, и побудите испытать прощение Божье. В большинстве случаев наступает день, когда ночная тьма рассеивается, и они могут идти вперед. Возможно, некоторым людям приходится переживать темную ночь души не однажды, чтобы достичь необходимого результата, но если они не сходят с пути, то смогут пойти дальше.

Темная ночь души

Тень смерти, страданий и мук ада чувствуется особенно остро, и это происходит от ощущения, что ты оставлен Богом… и в душе возникает ужасное предчувствие, что так будет всегда… Душа видит себя в самом центре разнообразнейших форм зла, среди жалкого несовершенства, опустошенной, жаждущей понимания и покинутой духом во тьме.

Сан-Хуан де ля Крус, «Темная ночь души»

В этой главе будут описаны некоторые наиболее общие угрожающие и трудные виды переживаний, которые выходят на поверхность из сложного и активного внутреннего мира человека в процессе преобразования личности и с которыми мы знакомы как по собственному опыту, так и по сообщениям других людей. Мы надеемся, что не обескуражим читателя тем, что сейчас погрузимся в изучение этих тяжелых переживаний. Темная ночь души - это только один из аспектов духовного путешествия, и есть много других, которые гораздо более приятны.

Мы обращаемся к этой теме с самого начала, прежде всего, для того, чтобы отразить обычную последовательность состояний в ходе процесса преобразования. Хотя существует много исключений, однако большинству людей, переживающих духовный кризис, приходится погружаться в темные области и проходить через них, прежде чем они достигнут состояния свободы, света и безмятежности. Для тех, кто идет таким путем, положительные ощущения нередко оказываются тем более значимыми и глубокими по контрасту с теми тяжелыми переживаниями, с которыми им пришлось столкнуться до этого. Подобно тому, как восход солнца может выглядеть особенно ярким и вселяющим надежду после длинной зимней ночи, так и радость кажется особенно сильной после боли.

Помня об этом, можно задаться следующими вопросами: что представляют собой эти темные внутренние области, которые человеку, быть может, придется пересекать? На что они похожи? И какого рода конфликты там могут возникать?

Для некоторых людей, переживающих духовный кризис - как в относительно мягкой, так и в более драматической форме, - серьезным вызовом может стать задача прожить еще один день, действовать привычным образом. Нормальная, казалось бы, простая деятельность, составляющая часть повседневной жизни, внезапно может стать трудной или непосильной. Нередко индивиды, испытывающие кризис, переполнены внутренними переживаниями, которые так зрительно ярки, насыщены эмоциями и энергией, что им бывает трудно отделить этот живой и красочный внутренний мир от событий внешней реальности. Их может расстраивать то, что им не удается сохранять концентрацию внимания, или же быстрые и частые смены состояний сознания могут вызывать у них панику. Неспособные вести себя как обычно, они чувствуют себя бессильными, бесполезными и виноватыми.

Одна женщина так описывала свои проблемы: «Я была способна понимать, что мне нужно сделать кое-какие дела по дому, и раньше я справлялась с ними без всяких усилий - но теперь между ними и мной как будто возникла стена. Я помню, что вышла из дома, чтобы немного поработать в саду, думая, что эта простая деятельность мне поможет. Вместо этого все, что я смогла ощутить - это то, что если я буду слишком быстро двигаться, то взорвусь. Творческие и художественные проекты, которые, бывало, доставляли мне такое удовольствие, теперь были просто слишком сложными, чтобы я могла на них сосредоточиться. В течение какого-то времени мне было слишком трудно даже играть со своими детьми. Единственное, что я могла делать в этот период - это кое-как заботиться о себе».

К числу самых мучительных и тревожащих состояний, с которыми обычно сталкиваются те, кто переживает духовный кризис, относятся чувства страха и одиночества, ощущение собственного безумия и озабоченность смертью. Хотя эти состояния часто бывают неотъемлемыми, необходимыми и центральными составными частями целительного процесса, они могут стать пугающими и подавляющими, в особенности, при отсутствии поддержки со стороны других людей.

Когда открываются врата бессознательного ума, в сознание могут выходить самые разнообразные вытесненные эмоции и воспоминания. При встрече с теми или иными воспоминаниями или переживаниями из личностных или надличностных областей, в сознании человека могут, порой одновременно, появляться темы страха, одиночества, безумия и смерти. Он может воскрешать в памяти эпизоды тяжелых болезней или опасных аварий, равно как и другие тревожные события из младенчества и детства, либо заново переживать опыт биологического рождения с его сложными, хаотическими и динамичными проявлениями

Многие воспоминания содержат в себе элементы страха. Люди, выросшие в неблагополучных семьях, могут испытывать ужас, вызванный жестокостью пьяной матери. Другие могут воскрешать в памяти тот страх, который они переживали при падении с дерева или во время болезни коклюшем.

Индивид может внезапно почувствовать чисто детское ощущение одиночества, которое, казалось бы, совершенно неуместно в его теперешней ситуации. Эти иррациональные чувства могут быть связаны с тем, что в детстве он лишился одного из родителей или не имел адекватной связи с матерью при рождении. Сходные чувства могут быть результатом изоляции от ровесников в школе или болезненного переживания разлуки при разводе родителей.

Некоторые люди зачастую сталкиваются с ощущением безумия, вспоминая тот или иной случай, связанный с опасностью для жизни. В памяти человека могут неожиданно оживать угрожающие события из его личной истории: автомобильная авария, едва не закончившаяся смертью, инцидент во время плавания, когда он чуть не утонул, или эпизоды крайнего физического или сексуального насилия. Заново переживая этот инцидент, такие люди могут чувствовать себя настолько подавленными и в опасности, что у них возникает ощущение, будто они теряют связь с реальностью.

Такие ситуации могут приводить человека и к переживанию смерти. Кроме того, воспоминания о близости смерти связаны с обстоятельствами рождения. Человек всегда в той или иной форме неизбежно соприкасается со смертью, когда заново переживает опыт рождения, сопровождающийся ощущениями удушья и угрозой для жизни. Если во время дородового существования индивиду угрожала опасность аборта или выкидыша, то ему, возможно, пришлось пережить весьма убедительный эмбриональный кризис выживания, который позднее способен снова всплывать в его памяти.

Человек может столкнуться с опытом страха, одиночества, безумия или смерти и во время надличностных переживаний, происходящих из коллективных или вселенских областей. Надличностные области содержат в себе как светлые, так и темные элементы; страх могут вызывать и те и другие, «положительные» и «отрицательные». Кто-то может бороться с чудовищным мифологическим демоном или переживать битву, происходившую в другой эпохе - в подобных ситуациях неизбежны чувства тревоги и страха. Однако тот факт, что чувство страха иногда возникает, когда индивид переходит в области света и красоты, слегка озадачивает. Мы подробно обсудим проблемы «положительных» сфер в главе 3.

Индивид может переживать чувство одиночества во время реалистического отождествления с солдатом, разлученным с возлюбленной во время войны, или с матерью из Африки, которая переживает утрату своего ребенка, умершего от голода. Одна женщина во время наших семинаров пережила настоящее безумие, когда в ходе сеанса глубокой эмпирической работы она почувствовала себя сумасшедшей в средневековом приюте для душевнобольных. Через час, когда ее переживания завершились, она вернулась к своему обычному рациональному состоянию.

Встреча со смертью на надличностном уровне может принимать различные формы. В переживаниях, которые кажутся воспоминаниями прошлых жизней, могут ярко оживать ощущения убитого солдата, раба, мученика или матери, потерявшей детей во время войны. Человек может сталкиваться со смертью в мифологическом мире, например, через отождествление с Христом, умирающим на кресте, либо с расчленяемым Осирисом.

Индивид может отождествляться с общечеловеческим опытом умирания - со всеми женщинами, когда-либо умиравшими во время родов, или со всеми мужчинами, которые погибали в сражениях на протяжении всей истории человечества. Кто-то может пережить отождествление с самой архетипической фигурой Смерти, ощущая всю чудовищность этой вселенской силы. Следующий яркий пример взят из отчета женщины, чей духовный кризис включал в себя много реалистических переживаний смерти:

«Повсюду вокруг себя я могла видеть хоровод образов смерти: могильные плиты, кресты, скалящиеся черепа и перекрещенные кости. Я видела множество кровавых битв, концлагерей и больничных палат - везде были сцены смерти. Мне казалось, что я одновременно наблюдаю и переживаю все смерти на протяжении истории. Потом мои переживания внезапно изменились, и я почувствовала, как будто я, кем бы я ни была, ответственна за все это; я стала самой Смертью, Старухой с косой, апокалиптическим всадником на коне бледном - и именно я лишала всех людей жизни».

Легко совершить ошибку и связать эмоции и ощущения, которые относятся к внезапно проявляющимся воспоминаниям, с текущей ситуацией в реальной жизни. Например, у того, кто заново переживает надвигающуюся угрозу гибели во время рождения, может развиться серьезная озабоченность собственным здоровьем или необычно сильная реакция на фильмы или телевизионные передачи, показывающие сцены смерти. Он может ощущать угрозу со стороны потенциальных опасностей в окружающем мире и даже бояться за свою физическую безопасность. Не осознавая этого, он может впадать в панику в закрытых помещениях, испытывать страх в лифте или в переполненном вагоне метро.

У некоторых может развиться танатофобия - чрезмерный страх смерти, при котором человек одержим мыслью, что ему угрожает инфаркт или инсульт. Когда опыт рождения со всем его широким спектром эмоций и физических ощущений становится полностью осознанным, то человек догадывается, что это и есть источник его страхов, и эти страхи рассеиваются.

Мария Магдалина через Памелу Криббе.

(Перевод на английский Марии Баес и Франка Техана ).

Перевод: Ян Лысаков

Редакция: Валерия Лысакова

Дорогие друзья! Я ваша сестра, Мария Магдалина. Я здесь, рядом с вами как ваш близкий друг. Я не выше вас. Я та, кого вы знаете изнутри. Почувствуйте на мгновение нашу глубокую связь. Мы – часть одной семьи.

Я тоже прошла человеческий путь на Земле, узнала и исследовала его глубины и ощутила прикосновение яркого и живого Света, который вдохновил меня, напомнил мне о себе и пробудил во мне мечту и желание лучшего, прекрасного мира на Земле. Я узнала обе крайности. И Свет, и Тьму. Оба эти полюса неразделимы. Можно сказать, что они являются движущей силой друг для друга. Жизнь состоит из противоположностей. Света и Тьмы. Ощущения, которые они вызывают, кажутся противоположными, однако между ними есть скрытая связь. Они не могут функционировать друг без друга. Ощущение Света возможно только в связи с ощущением его отсутствия и по контрасту с его противоположностью – Тьмой.

Никогда Свет не бывает более заметен, чем когда возникает из Темноты. Просто подумайте о первых лучах Солнца, пробуждающего новый день, о теплом утреннем свете, омывающем мир. Как глубоко он трогает вас, особенно когда вы пробуждаетесь от холодной, темной ночи. Контраст создает динамику – жизнь, движение, рост, изменения. Таким образом, Тьма выполняет в нашей жизни свою функцию. Однако люди часто ощущают Тьму антитезой Свету. Не движущей силой роста и изменений, а ловушкой или ямой, в которую вы попались, и в которой не можете больше двигаться. Из этой глубокой ямы вам кажется, что вы потеряли контакт со Светом. Как будто вас отрезали от него.

Все вы знаете это состояние отрезанности от Света, отсутствия смысла и цели в жизни. Фактически это состояние смерти. Единственный возможный способ умереть – это не физическая смерть, а прекращение любого движения в своем сердце, движения своих чувств и ума. В реальности смерти не существует. Ваша Душа вечна и жива всегда. Все, что у вас смертно – это только ваша форма. Ваша суть вечна и не может умереть. Однако вы можете временно потерять из виду свою суть настолько, что становитесь внутренне неподвижны, прекращаете всякое движение. Вы мертвы внутри и чувствуете себя очень подавленно. Это очень болезненное состояние.

Я приглашаю вас совершить вместе со мной небольшое путешествие. Давайте спустимся в это депрессивное состояние и непредвзято исследуем его. Что происходит, когда человек теряет всякую надежду, сжимается и ощущает свое бессилие перед чувствами, поднимающимися у него внутри? Обычно такая реакция вызывается внешними разрушительными событиями, которые не укладываются в его систему отсчета, лишая определенности все в его жизни. Это может быть что-то значительное. Такое, как смерть близкого человека, болезнь, потеря работы или разрыв взаимоотношений. Такие события оказывают на людей глубокое влияние и могут привести их на край пропасти.

Однако тьма может проявляться внутри также и без видимых внешних причин. На поверхность может выйти старое эмоциональное бремя, которое вы когда-то сохранили в памяти своей Души. Болезненные переживания, идущие, возможно, из ваших прежних жизней, вырываются из ваших глубин, и вам приходится разбираться с этими темными чувствами, страхами и сомнениями. Глубокие переживания нехватки, одиночества или поражения могут приникнуть в вашу Душу и без видимой причины. Они могут также выбить у вас почву из-под ног, как и любые внешние события.

Когда кто-то впадает в депрессию, это всегда сопровождается наплывом эмоций, с которыми человек не в состоянии справиться. Поток болезненных, тяжелых эмоций ощущается слишком большим, чтобы их можно было перенести. Они побеждают вас, или вам так кажется, и вы закрываетесь от глубокого ощущение собственного бессилия. В тот момент, когда вы отворачиваетесь и отказываетесь посмотреть в лицо этим эмоциям, вы застреваете. Эти эмоции стремятся течь, для них естественно двигаться вперед, подобно большой волне, набегающей на берег моря. Но если вы боитесь позволить это, отказываясь идти вместе с этим движением, вы убегаете от этого наплыва эмоций. Вы строите дамбу, барьер и говорите: «Я не могу стравиться с этим. Я не хочу этого. Хочу покончить с этим». Ваша реакция, идущая от ощущения бессилия, создает депрессию, которая является состоянием оцепенения и закрытости от жизни. Со временем, эта ситуация становится невыносимой, и у вас пропадает желание жить.

С земной точки зрения вы хотите умереть, потому что жизнь становится невыносимой. С точки зрения Души, вы мертвы, и этот опыт становится настолько невыносимым, что вам хочется сделать хоть что-нибудь для того, чтобы положить конец этой ситуации. На самом деле, желание смерти – это желание изменений, желание жить снова. Люди, которые хотят покончить с собой, на самом деле, стремятся не к смерти, а к жизни. Именно это внутреннее ощущение омертвелости доводит их до крайнего отчаяния. Именно их стремление к жизни заставляет их прекратить свою физическую жизнь.

В человеке, испытывающем депрессию, сочетается одновременно глубокое сопротивление и крайняя уязвимость. Депрессия – это способ защиты от огромной силы эмоций, грозящей поглотить человека. Вы считаете, что эти эмоции разрушат вас, и поэтому в своей беспомощности, строите вокруг себя оболочке, скорлупу, заворачиваетесь в кокон неспособности и нежелания чувствовать вообще. Вы не хотите больше быть здесь, зарывая, как пресловутый страус, голову в песок. И, несмотря на то, что в песке вам нечем дышать, это кажется единственным выходом. А через некоторое время вы уже не можете вытащить свою голову из этого песка, из депрессии. Вы становитесь настолько закрыты от жизни, что теряете способность что-либо изменить. Сказать «да» своим эмоциям представляется вам чем-то запредельным. Депрессия достигает своей кульминации.

Иногда это принимает форму попытки самоубийства. Если она оканчивается неудачей, это может стать началом восходящей спирали, поскольку страдания такого человека становятся видимыми внешнему миру. Когда кто-то обнаруживает, как много людей заботятся о нем, это может помочь открытию получению большего Света, а также понимания и сочувствия. Однако бывает и так, что человек не открывается, а остается в состоянии депрессии. Для этого прорыва не существует готовых рецептов. Жизнь располагает подталкивающими и движущими силами, делающими невозможным бесконечное пребывание в статическом состоянии сознания.

Даже если земная жизнь заканчивается по вашей собственной воле, вы немедленно сталкиваетесь на другой стороне с новыми выборами, поскольку вам все равно придется испытать там свои чувства. Мрак, который вы ощущали при жизни, с его тревогой и болью, сейчас может выйти вперед даже еще резче, в менее завуалированной форме. Иногда астральное царство, куда вы попадаете после смерти, встречает вас эмоциями, которые вы подавляли, и они начинают течь снова. Например, кто-то может ощутить отчаяние и ужас после перехода, обнаружив, что жизнь, на самом деле, не закончилась. Или видят эмоции своей семьи, оставшейся на Земле, их горе и печаль, и очень страдают от этого. Эти ощущения вызывают новое движение в только что перешедшей Душе. Это может привести к прорыву. К тому, что Душа открывается помощи своих Гидов, которые всегда там, и на Земле, и на Небесах. Помощь всегда доступна вам, если вы открыты ей.

Независимо от того, на какой путь человек свернет, жизнь гораздо сильнее, чем любое желание смерти. Жизнь всегда отстоит свое право на существование. Вы не можете убить ее. А, значит, всегда есть надежда. Держите эту надежду для самих себя и для тех, кто страдает. Несмотря на то, что все может временами выглядеть совершенно безнадежно, всегда существует другая перспектива, даже если вы не можете представить себе другого пути или возможности изменений. Жизнь всегда сильнее смерти, а Свет сильнее Тьмы. Вода, в конце концов, прорывает дамбу, поскольку вода обладает способностью двигаться, она жива! Вода сильнее, чем силы сопротивления, пытающиеся ее сдержать.

Почувствуйте в себе на мгновение эту движущую силу жизни. Каждый из вас может найти в себе застрявшие части, бесконечно повторяющиеся шаблоны: сомнение в себе, чувство неполноценности, неуверенность, отсутствие веры, гнев, сопротивление. А теперь, представьте себе все эти части и жизненную силу, текущую вокруг и через них. Вода продолжает течь, и хотя в ней все еще видны валуны, кажущиеся совершенно несокрушимыми и неподвижными, они все же двигаются вниз по течению под напором потока, обтекающего их. Это требует времени, но не забывайте, кто вы. Вы – живая вода! Чем чаще вы будете напоминать себе об этом, тем больше энергии, скрытой в этих валунах, вы сможете возвратить себе. Все еще существует боль прошлого. Вам не стоит преуменьшать ее или делать вид, что она не имеет значения. Но нет нужды и тащить эти валуны из реки. Вам только нужно напоминать себе, что вы – Вода!

Временами это может быть нелегко, поскольку вы, частично, стали отождествлять себя с этими валунами. «Я недостаточно заземлен здесь. Мне трудно ощущать себя Дома на Земле. Я несу в себе печаль и травмы прошлого». И все это правда. Но представьте себе на минуту эти камни и валуны в большой, быстрой и широкой реке. В огромном водном пути. Потому что этот огромный водный путь – это вы. Это ваша настоящая жизненная сила. Это ваша Душа, которая течет и течет, вечно своим путем. Живая, бурлящая, стремящаяся и ревущая, исследующая и открывающая. Этот поток не судит те камни, с которыми сталкивается, но поглощает их. У вас есть выбор!

Конечно, вы иногда застреваете в этой блокировке, когда идентифицируете себя с ней слишком долго. Но вы можете выйти из этого состояния, просто почувствовав себя потоком воды. Помните, что вы - живое сознание Души, всегда движущееся и текущее, и не привязанное к этим валунам. Вы свободны. Чем больше вы освобождаете свое сознание от этих блоков, этих камней, лежащих там, тем легче они поддаются потоку. Вскоре они высвобождаются, поскольку вы отпускаете их, отождествляя себя с текущей водой. Вода – это ваша Душа, и ее невозможно сдержать. Почувствуйте ее искрящийся поток. Почувствуйте, как он омывает вас, его пузырящуюся силу, Свет, искрящийся в нем. Почувствуйте, что ваша Душа в самой глубокой своей части не подвержена темноте, которую вы испытываете, этим валунам, которые кажутся настолько твердыми и неподвижными. Ваша Душа не особенно озабочена этими валунами, поскольку знает, что они – часть этого жизненного ландшафта. Постарайтесь, застряв в одном из таких валунов, услышать шум воды, несущейся мимо него. Помните воду и легкость, с которой она течет.

Вам ничего не нужно делать для этого. Жизнь предоставит вам бесконечную массу возможностей. Иногда она может занести вас в глубокую, темную долину, но она же и вынесет вас снова на Свет. Даже когда вы чувствуете, что у вас нет больше сил бороться, и вы не видите путей улучшения, жизнь по-прежнему двигает вас. Искусство жизни состоит в том, чтобы сохранить свою веру даже тогда, когда, кажется, не осталось ничего, во что можно верить, и когда все, в чем вы были уверены, исчезает из вашей жизни.

В это время многие люди на Земле вовлечены в переработку древней Тьмы. Часть Душ приходит к Свету прямо сейчас, и они хотят, чтобы их заметили. С чем это связано? С тем, что вы делаете сейчас скачок вперед. Это действительно скачок в эволюции сознания человечества. Этот скачок невозможно осуществить, не достигнув самых темных мест вашего сознания, наполненных страхом, недоверием и очень глубокой печалью обо всем том, что вам довелось испытать на Земле. Не бойтесь этой Тьмы, но приветствуйте ее! Когда вы говорите ей «да», вы отпускаете ее в поток. И в этом искусство жизни. И когда вы говорите: «Я не могу по-настоящему, сказать этому «да», помните, что в вас всегда есть что-то, что готово на это. Это то, что спасает вас и несет дальше – ваша вера в жизнь.

Я люблю вас всех, и все вы дороги мне. Возможно, вы думаете: «Как такое возможно? Вы ведь не знаете всех нас лично?» Но вы, будучи людьми, не знаете и не понимаете, насколько обширна в действительности сеть Душ. Когда вы устанавливаете связь на уровне Души, вы устанавливаете постоянную связь. Однажды созданная, выкованная связь, не исчезает с течением времени, поскольку в нашем измерении нет времени. Есть живая сеть, соединяющая наши Души. Мы разделяем определенную историю, определенные желания, пламя, загоревшееся однажды в нашем сознании. Именно это пламя постепенно зажигает Землю. Пробужденное сознание всех людей собирает нас вместе и создает новое основание, на котором и будет строиться этот скачок в сознании. Вам не нужно задумываться над этим. Проживайте свой собственный процесс, идите своим собственным путем и этого достаточно. Почувствуйте мощный толчок жизни не только в самих себе, но и во многих других, через кого волна сознания катится по Земле.

С теми, кто стремится к предельным состояниям, случается всякое. То их возносит выше небес, то они опускаются в тёмные бездны — не в буквальном, конечно же, смысле, но в очень реальном в смысле ощущений. Никто точно не знает, что происходит в аду, если он существует на самом деле, но многие ощущают себя попавшими в ад ещё при жизни, поскольку степень их внутреннего страдания полностью соответствует тому, каким оно должно быть у грешников в преисподней. И никому не измерить степень внутреннего блаженства человека, как и степень его страдания, потому что единственным мерилом этого становится он сам. Творец ли он своего блаженства или проводник — не имеет существенного значения в смысле реальности того, что с ним происходит, потому что состояние здесь зачастую важнее причины, его вызвавшей. Знание причины депрессии не помогает в избавлении от неё, знание причин желания не лишает его силы; многие состояния нет смысла объяснять, потому что объяснение, по сути, ничего не меняет в сложившейся ситуации. Всё равно придётся их прожить и научиться тому, как от них избавляться, а потом уже вникать в причины их возникновения.

Познание Истины тем не менее есть познание причин, но практический смысл выяснения того, что спровоцировало то или иное ваше состояние, заключается в том, чтобы понять, как можно их повторить или избежать в будущем. При этом на Пути возникает множество состояний, которые не имеют вменяемых объяснений с точки зрения их возникновения, по крайней мере — вменяемых настолько, чтобы научиться вызывать их по собственной воле или же не возвращаться к ним никогда больше. Такими, например, являются все трансцендентные переживания. Они приходят спонтанно, их содержание всегда разное, и, если вы продвигаетесь по Пути, со временем они почти прекращаются. Известны только условия их возникновения, которых два: для их появления требуются уединение (пусть даже кратковременное) и ничем не занятый ум. Причём состояние ума важнее уединения, потому что в моменты его спокойствия вы становитесь открытыми для воздействия Свыше.

Вечный вопрос управления своими состояниями и контролем над ними не сочетается с продвижением по Пути. Любая привязанность становится препятствием или ловушкой, причём порой очень приятной. Например, не так уж сложно научиться входить в расслабляющий или иной транс, который будет давать вам массу приятных ощущений, явно отличающихся от вашего привычного состояния. При этом вы сможете воссоздавать условия для вхождения в него, пусть даже для этого вам придётся посещать некие тренинги или собрания. В изменённые состояния можно входить через соответствующие практики, и тогда вы становитесь относительным хозяином положения, хотя, по сути, стремитесь к тому, чтобы утратить свой обычный контроль и вообще привычное ощущение ума. Все, кто хочет повторения одних и тех переживаний, будь то трансовые изменённые состояния или истинные трансцендентные, попадают в ловушку привязанности к ним и застревают. А может быть, не ищут ничего иного.

Все внутренние состояния — это состояния энергий наших тел. Меняются энергии в физическом теле (например, при употреблении алкоголя или наркотиков), меняется и состояние ума. Вы накачиваете тело кислородом во время дыхательных практик, ситуация в уме тоже меняется. Или наоборот — ваш ум омрачён разочарованием, и тело следует за ним, наполняясь тяжестью и становясь вялым. Или же ум расслаблен и спокоен, тогда и тело расслабляется, обретая состояние комфорта. Большинство изменённых состояний возникает после получения дополнительной энергии извне — неважно, входит ли она через физическое, эфирное тела или прямо внедряется в ум. Энергии, продуцируемые нашими телами, вызывают помрачения ума , которые суть тоже изменённые состояния, но привычные для нас и не столь резко выраженные. Гнев, страх, печаль; ревность, зависть, похоть и прочее — они, будучи выраженными в слабой степени, просто помрачают ум, накладывая фильтры на его восприятие реальности. Если же гнев или энергия сексуального желания становятся очень сильными (то есть выделяется много их специфической энергии), тогда наступает состояние, близкое к изменённому, когда все наши ощущения выходят за рамки привычных.

На Пути человек ищет контакта с энергиями Божественного. Без их участия невозможна ни трансформация, ни серьёзный духовный рост. Мы пытаемся вернуться к Источнику, к тем энергиям, которые почти не явлены в нашем мире, к Первопричине Бытия. В этом истинный смысл всего мистического путешествия. Кроме того, мы, в принципе, уходим от всех состояний, которые были известны нам до этого; мы ищем единения с Тем, Кто является источником всех состояний вообще. В единении с Богом мы находим энергию Творения и Растворения, которая меняет нас раз и навсегда.

Продвижение по Пути — это постоянные перемены, с периодическими стоянками, которые нужны для того, чтобы закрепились изменения, чтобы новые энергии и новые состояния стали привычными. Без закрепления изменений, без осваивания и познания новых состояний (со всеми новыми их возможностями и ситуациями) нельзя двигаться дальше, ибо для дальнейшего роста нужна стабилизация внутренних энергий и достижение равновесия, без которого можно повредить или разрушить физическое и прочие тела. Стоянки способствуют вызреванию энергий и подготовке тел к новым переходам и трансформациям. И чем медленнее это вызревание, тем дольше человек находится на стоянке или на определённой стадии Пути.

Путь не может быть пройден без наличия у человека ясно выраженной необходимости в иных состояниях . Можно, конечно, сказать, что эту потребность испытывает большинство людей — но здесь не всё так однозначно. Люди часто ищут новых состояний, но в корне своём — это поиск удовольствий, а не настоящих изменений своей внутренней ситуации. Их необходимость лежит в другой плоскости, и по своему содержанию она тоже другая. На Путь встают люди, ясно осознавшие возможность обретения иного бытия и выхода за пределы человеческого . Приходят на Путь из разных побуждений, но остаются на нём те, кто имеет необходимость в высшем; в том, чего не даёт обычное человеческое существование. Ясно выраженная необходимость в высшем — залог успеха во взаимодействии с Богом.

Путь начинают из внутренней необходимости, а продолжают — уже из внешней. Таковой, например, становится индивидуально явленная человеку Воля Творца. Она движет им, и ею он живёт. Чем далее заходит трансформация человека, тем меньше у него остаётся необходимости в том, чтобы продолжать существование в бренном теле. Поэтому необходимость даётся свыше, и поэтому суфийский Путь обязательно включает в себя стадию служения в виде следования прямо явленной Воле Господа. И конечно, далеко не всегда она требует от суфия обучения людей, ведь существуют и иные направления Работы. Однако обучение людей даёт дополнительную необходимость, позволяющую мистику поддерживать связь с земным планом Бытия, но это — не единственный возможный выбор.

Внутренняя необходимость (которая тоже состояние) неизбежно меняется по мере прохождения Пути. Начиная с желания избавления от страданий, человек приходит к пониманию того, что есть нечто большее, чем наслаждение и счастье, к которым он бессознательно стремился, противопоставляя их страданиям. Его видение становится более широким, не ограниченным одной только болью и страхом её повторения. Содержание внутренней необходимости в высшем может меняться несколько раз, а порой она и вовсе пропадает — на время или навсегда. Тогда человек покидает Путь и никогда больше на него не возвращается.

Снижение необходимости происходит почти всегда во время трансформации — то есть после получения очередного импульса Милости Бога, который только и трансформирует нас по-настоящему. Оно обусловлено изменениями энергий человека и, как следствие, изменением состояния его ума, в котором необходимость формулируется словами. Процесс трансформации отключает текущую необходимость, создавая в уме ощущение дыры в том месте, где раньше имелась хорошо сформулированная и более-менее ясно понимаемая цель. Именно ум страдает в эти моменты, именно он задаётся вопросом: «Что же произошло?», ведь прежняя мотивация человека в этот момент напрочь теряется. И ум же пытается принять некое решение, потому что терпеть не может неопределённости. Если это происходит впервые, тогда искатель начинает страдать, чувствуя себя брошенным, обманутым и покинутым. Тогда он может застрять в этой стадии, не очень-то заметив те изменения, которые в нём происходят и которые — если не позволять уму устраивать трагические моноспектакли на пустом месте — открывают дорогу к новым возможностям и возникновению новой, слегка откорректированной, необходимости.

То, что сейчас пишут о «тёмной ночи души», обычно демонстрирует полное отсутствие собственного опыта трансформации у авторов подобных текстов. На Пути не так уж редко происходят если не «ночи», то «сумерки», в которых искатель ощущает утрату цели и ощущения Божественного Присутствия. Конечно, под тёмной ночью души обычно подразумевают некую финальную, окончательную трансформацию, но это тоже миф, потому что процесс Единения с Богом несёт в себе всё новые и новые изменения, просто они уже не ощущаются как фатальные. Путь, как известно, продолжается всю жизнь, и новые, неведомые ранее состояния приходят снова и снова, ведь Истина бесконечна. То, что можно назвать тёмной ночью души (термин, конечно, красивый, но всё-таки устаревший), — это просто самая сильная трансформация, и рассвет, наступающий позже, есть прямое её следствие. Но, не имея соответствующего опыта, очень сложно понять, что же на деле происходит. Остаётся только стенать и жаловаться.

Как известно, существует Путь осознанности и Путь молитвы. Или, как их ещё называют, Путь медитации и Путь любви. Деление это до некоторой степени условное, но тем не менее оно есть. Тёмная ночь души была описана христианскими мистиками, которые двигались по Пути любви. И там, где в основе практик лежит молитва, исчезновение необходимости переживается куда более болезненно, а исчезновение ощущения связи с Творцом расценивается как страшное падение, как низвержение во Тьму. Поэтому, конечно, пишут они о тёмной ночи души страстно и с большим чувством. Ведь и молиться в таком состоянии очень сложно, если не сказать — совсем невозможно. И здесь на Пути любви возникает дополнительный момент, не столь сильно выраженный на Пути осознанности: в страдании, которое возникает во время трансформации, в этой невозможности жить и молиться как прежде, возникает необходимость такой силы, что она позволяет одним махом преодолеть разрыв между человеческим и Божественным. И так начавшаяся трансформация, вызвавшая к жизни новую необходимость, порой получает дополнительный импульс Милости, после чего достигает куда большей глубины.

Я двигался по Пути осознанности (по крайней мере, поначалу), и у меня состояние, которое можно назвать тёмной ночью души, случилось на седьмой год практики, в 1999 году. В один прекрасный момент у меня будто бы исчезло всё — пропал интерес к чтению духовных книг, утратилось видение и мистическое восприятие, которое к тому времени было развито сравнительно неплохо, и я будто бы оказался в вакууме, всосавшим в себя и рассеявшим всё, чем я жил последние годы. Это изменение было странным и пугающим, потому что в течение нескольких лет я продвигался, и довольно неплохо, а потом все мои достижения, да и сам Путь, испарились, как утренняя роса. Мою ситуацию можно было сравнить с восхождением на высокую гору, где ты каждый день понемногу поднимаешься выше, постоянно прикладываешь усилия и ставишь на кон всю свою жизнь. И в один из дней, проснувшись поутру, ты вдруг обнаруживаешь, что снова стоишь на равнине, а никакой горы, как и твоих достижений в её покорении, нет и в помине. И то, чему ты уже посвятил свою жизнь, теперь просто перестало существовать.

Сказать, что я чувствовал неудовлетворённость — значит, ничего не сказать. Я был растерян, ошарашен и совершенно не знал, чем мне теперь жить. Я пытался вернуться в стезю обыденного существования — в котором нет Бога, нет усилий по преодолению своей бессознательности и нет иных горизонтов , но у меня ничего не получалось, потому что всё это было мне неинтересно и наводило тоску. Но и делать что-либо в сфере своего духовного развития я тоже не мог, потому что прежние мои цели и потуги потеряли былую ценность. Я просто не мог ничего делать, как ни старался. А потом и стараться бросил. При этом я всё равно по привычке продолжал осознавать себя, но без особого рвения. Тот уровень осознанности, которого я к тому времени достиг, никуда не девался. Просто вся моя прежняя жизнь стала выглядеть как дурной сон, вот и всё. Я завис между тем миром и этим, пребывая в унынии и разочаровании.

Это состояние длилось больше года и закончилось так же внезапно, как и началось. Вернулось стремление и мотивация, интерес к Пути и Истине вспыхнул во мне с новой силой, а вот цель (в виде просветления) так и осталась в прошлом. Я перестал беспокоиться о том, достигну я или нет, и если достигну чего-нибудь, то — как скоро. Я совсем расслабился в этом смысле. И вот что характерно — снова начав двигаться, я не воспринимал изменения в своём состоянии как нечто новое, нечто другое . Мне казалось, что я продолжил почти с того же места, на котором остановился, но я заблуждался. Так получается со всеми, кто не знает сути своего падения, не понимает того, что с ним произошло, и потому не видит связи между тёмной ночью души и последовавшей за ней трансформацией.

Моя внутренняя работа продолжилась, но в ней стали происходить совсем другие вещи. Через два года после моего возвращения к ней у меня открылось Сердце, а ещё через два — я вступил на стадию следования Воле Бога.

Знание причин своих состояний не очень-то облегчает пребывание в них. В том, что касается тёмной ночи души, знание причины её возникновения может помочь набраться терпения и ждать рассвета. По крайней мере, тем моим ученикам, которые входят в «сумерки» после получения небольших по силе импульсов Милости, это знание помогает продержаться, не делая резких движений и не поддаваясь панике ума, которому хочется обнулить ситуацию, приняв какое-нибудь «окончательное» решение. Так что знание причин всё-таки помогает — пусть не изменить сразу, но хотя бы пережить и увидеть то, что уже поменялось и что ещё должно быть изменено.

Тень смерти, страданий и мук ада чувствуется особенно остро, и это приходит из ощущения, что ты покинут Богом… и в душе возникает ужасное предчувствие, что так будет всегда…
Душа видит себя в самом центре разнообразнейших форм зла, среди жалкого несовершенства, опустошенной, жаждущей понимания и брошенной во тьму.

Сан-Хуан де ля Крус, «Темная ночь души»

На следующих страницах будут описаны некоторые наиболее общие критические и вызывающие затруднения типы переживаний, которые выходят на поверхность из сложного и запутанного внутреннего мира личности во время процесса трансформации и которые нам знакомы как по собственному опыту, так и по сообщениям других людей. Мы надеемся, что не обескуражим читателя тем, что начнем сейчас разбираться в этих тяжелых переживаниях. Темная ночь души — это только один аспект духовного путешествия, и есть много других, гораздо более приятных.

Цель нашего исследования этой темы состоит, во-первых, в том, чтобы выразить необычную последовательность состояний во время процесса трансформации. Хотя существует много исключений, но большинству людей, переживающих духовный кризис, все-таки приходится погружаться в темные области и проходить через них, прежде чем они достигнут состояния свободы, света и умиротворения. Для тех, кто предпринимает такой путь, положительные ощущения часто представляются потом более значимыми и интенсивными по контрасту с теми тяжелыми переживаниями, с которыми приходилось сталкиваться ранее. Подобно тому, как восход солнца воспринимается особенно ярким и вселяющим надежду после длинной зимней ночи, так и радость кажется особенно сильной после боли.

Помня об этом, можно задать следующий вопрос: чем являются те темные области, через которые человеку, может быть, придется проходить? На что они похожи? И какого рода конфликты могут возникнуть там?
Для некоторых людей, находящихся в духовном кризисе — как в его драматических, так и в более мягких формах, — задача прожить еще один день, задача сохранить возможность действовать обычным образом может стать серьезным вызовом. Нормальная, кажущаяся простой деятельность, которая является частью повседневной жизни, может внезапно стать затруднительной или вызывающей депрессию. Часто индивиды, находящиеся в кризисе, наполнены внутренними переживаниями, которые настолько насыщены эмоциями, мощью и энергетической силой, что бывает трудно отделить живые и яркие образы внутреннего мира от событий внешней реальности. В таких ситуациях часто бывает сложно поддерживать концентрацию внимания, и это может вызывать большие затруднения у людей, переживающих кризис. Причиной паники могут стать и быстрые, частые перемены состояний сознания. Неспособные функционировать своим обычным образом, люди в такой ситуации чувствуют свое бессилие, неэффективность и вину.

Одна женщина так описывала свои проблемы:

«Я могла видеть и понимать, что есть дела, которые нужно сделать по дому, но у меня было такое чувство, что существует некая стена между мной и этими делами, которые раньше я выполняла без всяких усилий. Я помнила, что мне нужно выйти, чтобы сделать кое-какую работу в саду, и знала, что эта деятельность может быть полезной. Однако у меня возникало такое чувство, что если я уйду так далеко, то могу взорваться. На всех тех артистических и творческих проектах, которые меня так радовали раньше, сейчас было слишком трудно сфокусироваться. И даже игра с моими детьми казалась мне слишком сложной задачей. Единственное, что я могла делать в это время, это кое-как заботиться о себе».

Среди наиболее тяжелых и беспокоящих состояний, с которыми обычно приходится сталкиваться человеку, переживающему духовный кризис, можно назвать чувство страха, ощущение собственного безумия и озабоченность смертью. Хотя эти состояния часто являются неизбежными, необходимыми и центральными частями целительного процесса, они могут становиться пугающими и преобладающими, в особенности когда отсутствует поддержка со стороны других людей.

Из раскрывающихся врат бессознательного на поверхность вырывается большое разнообразие подавленных эмоций и воспоминаний. Когда человек сталкивается со специфическими воспоминаниями или переживаниями из личностных либо надличностных, трансперсональных, областей, у него могут появляться переживания, связанные со страхом, одиночеством, безумием и смертью. У человека могут оживать воспоминания о пережитых тяжелых болезнях, угрожающих жизни случаях или о других беспокоящих событиях из младенчества и детства. Также может быть заново пережито биологическое рождение со всеми его сложными, хаотическими и динамическими проявлениями.

Многие воспоминания содержат в себе элемент страха. Люди, родители которых испытывали алкогольную зависимость, могут пережить тот ужас, который испытывала их пьяная мать при насилии над ней. В других может ожить тот страх, который человек пережил когда-то при падении с дерева или же когда он в детстве болел коклюшем.

Индивид может внезапно почувствовать чисто детское ощущение одиночества, которое никак не связано с его нынешней ситуацией. Эти иррациональные чувства могут быть связаны с такими случаями из детства, как брошенность родителями либо недостаток связи с матерью во время рождения. Подобные чувства могут быть вызваны изолированностью от ровесников в школе или с болезненными переживаниями при разводе. Часто, когда возникает воспоминание об угрожавших жизни событиях, некоторые индивиды могут переживать ощущения безумия. Они могут внезапно вспоминать последовательность событий из своей личной истории, такие, как близкая к фатальному исходу автомобильная катастрофа или инцидент во время плавания, когда была угроза утонуть, либо случаи какого-то экстремального физического или сексуального оскорбления. Когда у людей оживает память о таких инцидентах, их чувства бывают настолько сильными, что они начинают полагать, что связь с реальностью утрачивается.

Такие ситуации могут приводить человека и к переживанию смерти. Кроме того, переживания, относящиеся к смерти, могут быть связаны с обстоятельствами рождения. Человек всегда переживает некоторые формы сущностного контакта со смертью, когда в нем оживают воспоминания, относящиеся к его рождению с сопутствующим ему ощущением удушья и угрозы для жизни. Если во время предродового существования индивид подвергался угрозе аборта или выкидыша, то он или она могут пережить весьма убедительный кризис выживания зародыша, который снова живо вспоминается спустя много времени.

Человек может также столкнуться с переживаниями страха, Одиночества, безумия или смерти во время трансперсональных состояний, возникающих из коллективного бессознательного или даже из областей вселенского масштаба.

Трансперсональные области содержат в себе как светлые, так и темные элементы; страх могут вызывать и те и другие, «позитивные» и «негативные». Кто-то может бороться с чудовищным мифологическим демоном или пережить заново битву, бывшую в другой эпохе, — чувство тревоги и страха в таких ситуациях неизбежны. Тот факт, что чувство страха иногда возникает и тогда, когда индивид движется в области света и красоты, может озадачить. В следующей главе мы обсудим тот вызов, который содержится в «позитивных» реальностях.

Индивид может переживать чувство одиночества во время реалистического отождествления с солдатом, разлученным с возлюбленной во время войны, или с матерью из Африки, которая переживает утрату своего ребенка, умершего от голода. Одна женщина во время наших семинаров пережила настоящее безумие, когда на протяжении сеанса глубокой эмпирической работы она почувствовала себя сумасшедшей в средневековом приюте для душевнобольных. Через час, когда ее переживания завершились, она вернулась к своему обычному рациональному состоянию.

Столкновение со смертью на трансперсональном уровне может принимать различные формы. В переживаниях, напоминающих воспоминания прошлых жизней, могут ярко оживать ощущения убитого солдата, раба, мученика или матери, переживающей утрату детей во время войны. Человек может переживать столкновению со смертью в мифологических мирах иногда через свое отождествление с фигурой распятого на кресте Христа либо с расчленяемым на части Осирисом.

Индивид может отождествляться с общечеловеческим опытом умирания, становясь каждой женщиной, которая умирает во время родов, и всеми мужчинами, которые на протяжении истории человечества были убиты в сражениях. Кто-то может пережить свое отождествление с самой архетипической фигурой Смерти, ощущая всю чудовищность этой вселенской силы. Следующий яркий пример взят из воспоминаний женщины, чей духовный кризис включал в себя многие реалистические переживания смерти:

«Я видела, как все вокруг меня кружилось в вихре смерти: могильные плиты, кресты, смеющиеся черепа и перекрещенные кости. Я видела множество кровавых битв, концлагерей, больничных палат — везде были сцены смерти. Мне казалось, что я в одно и то же время и наблюдаю и принимаю участие во всех смертях одновременно. Потом мои переживания внезапно изменились, и я почувствовала, как будто я, кем бы я ни была, ответственна за все это; я стала самой Смертью в ее традиционном мрачном образе с косой, пожинающей человеческие жизни; апокалиптическим всадником на коне бледном — и все это была я сама, зовущая всех людей покинуть жизнь».

Легко можно совершить ошибку и ассоциировать эмоции и ощущения, вызванные внезапным проявлением вытесненных воспоминаний, с жизненной ситуацией, существующей у человека в настоящий момент. Например, у того, кто заново пережил угрозу гибели, нависшую над ним во время его рождения, может развиться глубокая озабоченность проблемой смерти или необычайно резкая реакция на фильмы или телевизионные передачи, показывающие сцены смерти. Он может чувствовать постоянную угрозу от потенциальной опасности в окружающем его мире и может часто беспокоиться о физической безопасности. Не осознавая этого, он может впадать в панику в замкнутых помещениях, пугаться в лифте или при давке в метро.

У некоторых может развиться танатофобия — чрезмерный страх смерти, на фоне которого человек оказывается одержимым убеждением, что ему угрожает сердечный приступ. Когда опыт рождения полностью осознан со всем его широким спектром эмоций и физических ощущений, к человеку приходит постижение, что это и есть источник его страхов, и эти страхи рассеиваются.

——————————

ВСТРЕЧА ЛИЦОМ К ЛИЦУ СО СТРАХОМ

Страх является естественной частью многообразной мозаики изменяющихся состояний сознания.

Некоторые формы страха обычно сопровождают духовный кризис — как в мягкой форме, связанные с предстоящим участием в повседневных событиях, так и в форме огромного, затопляющего все ужаса, который, казалось бы, не связан ни с какими реальными аспектами жизни этого человека. Иногда тревога и беспокойство могут быть связаны и с ситуацией, в которой находится человек: когда не только многие из его убеждений разрушаются, но и сам человек в такой ситуации становится чрезвычайно эмоциональным. В теле ощущается общая разбитость, появляются новые физические стрессы и беспокоящие боли. Большинство из страхов кажутся совершенно необъяснимыми и беспричинными, хотя, конечно, в сущности, эти страхи не могут причинить никакого реального вреда человеку, который их испытывает. Иногда индивид, вовлеченный в кризис, справляется со страхами относительно легко, но бывают случаи, когда чувство страха кажется расширившимся настолько, что переходит в полностью неконтролируемую панику.

В жизни большинства людей встречается много форм страха — от наиболее грубых и очевидных, таких, как ужас перед физическими травмами или смертью, до более тонких проявлений, как, например, беспокойство, испытываемое, когда нужно что-то спросить у незнакомого человека. Несмотря на страхи, большинство людей способны достаточно хорошо функционировать в повседневной жизни без того, чтобы эти страхи полностью овладевали ими. Во время многих духовных кризисов повседневные страхи усиливаются и обостряются, часто становясь неуправляемыми. Они могут принимать форму само собой возникающего общего беспокойства или же кристаллизоваться в отдельные более обычные виды страха.

СТРАХ НЕВЕДОМОГО.

В известной степени он является обычным для многих людей. Когда жизнь начинает увлекать нас в незнакомом направлении, мы часто отвечаем на это тем, что становимся озабоченными и начинаем сопротивляться.

Некоторые люди бросаются в неведомое относительно бесстрашно, проявляя при этом завидное мужество. Но многие другие, когда им приходится двигаться в сторону неисследованных областей, делают это против своей воли или же, в лучшем случае, очень осторожно.

Для тех же, кто находится в духовном кризисе, страх неизвестного может увеличиваться до огромных размеров. Их внутренние состояния часто сменяют друг друга столь быстро, что они становятся исполненными страха от незнания того, какое состояние будет следующим. Такие люди постоянно погружены в неизмеримые внутренние пространства, в новые формы осознавания, в неоткрытые возможности. Так, у женщины, настроенной совершенно материалистически, могут возникнуть спонтанные состояния выхода из тела, и она может вообразить, что является чем-то большим, чем просто физическое тело, с которым обычно отождествляет себя. Или же человек может внезапно пережить последовательность эмоциональных и физических состояний, которые будут казаться пришедшими из некоего иного места и иного времени. Этот опыт может навести человека на мысль о перевоплощениях — идее, бывшей раньше совершенно чуждой для него.

Внезапные события такого типа могут быть весьма пугающими для тех людей, которые не готовы к ним. У них может появиться чувство неуверенности в отношении того, куда они идут и как им реагировать на все происходящее; столь быстрые и сильные изменения могут вызывать опасения того, что они утрачивают контроль над своей жизнью. Эти изменения могут быть слишком длительными для старого, знакомого и безопасного способа бытия, того более спокойного и предъявляющего меньше требований существования, пусть даже не вполне счастливого, которое у них было прежде.

СТРАХ УТРАТЫ КОНТРОЛЯ.

Человек, который провел много лет, Напряженно работая для благополучия успешной семейной жизни, может представлять себе свое будущее как нечто вполне четкое и чувствовать значимость в тех повседневных нагрузках, которыми заполнено его существование. Когда у его жены внезапно возникает смертельное заболевание, его жизнь вдруг принимает совершенно другое направление, чем то, которое он планировал. Его мечты разбиты вдребезги, и эмоциональный стресс, вызванный этим событием, может стать началом трансформационного процесса. С трудом, болезненно этот человек осознает, что он не властен над силами жизни и смерти и что на него воздействует нечто, находящееся вне его контроля.

Многие люди проводят годы с ощущением, что их привычный мир Хорошо организован и что они имеют полную власть над своей жизнью. Когда они открывают, что отнюдь не полностью контролируют траекторию своего бытия, то могут переживать чувство чрезвычайной свободы. Но бывает, что люди пугаются этого, особенно если они полностью отождествляют себя со своим исполненным постоянных нагрузок образом жизни. Они будут спрашивать самих себя: «Если не я контролирую свою жизнь, то тогда кто же? И является ли он, она или оно — то, что управляет моей жизнью, — вполне заслуживающим доверия? Могу ли я отдать себя некой неведомой силе и знать, что эта сила позаботится обо мне?»

Сталкиваясь со страхом утраты контроля, ум и «эго» становятся очень изощренными в своих усилиях зацепиться за что-либо; люди, находящиеся в таких ситуациях, могут создавать сложные системы опровержения, убеждая самих себя, что тот образ жизни, который они ведут, совершенно замечателен и что нет никакой необходимости в каких-либо изменениях, либо что те изменения, которые они ощущают, просто иллюзорны. Эти люди могут пытаться интеллектуально интерпретировать те состояния ума, которые они переживают, создавая утонченные теории для того, чтобы объяснить их. Или же они могут пытаться просто избегать этих состояний вообще. Иногда само чувство беспокойства становится защитой: когда человек цепляется за свое чувство страха, это может вполне успешно предохранять его от слишком быстрого роста.

Существует другая форма утраты контроля, далеко не столь постепенная и более драматичная. Находясь в духовном кризисе, человек может почувствовать себя переполненным мощными эпизодами переживаний, во время которых он полностью утрачивает контроль над своим поведением. В таких ситуациях индивид может взорваться от гнева, заливаться слезами, сильно дрожать или пронзительно кричать — так, как никогда раньше этого не делал. Такое беспрепятственное освобождение эмоций может быть чрезвычайно освобождающим, но, прежде чем оно произойдет, человек может пережить чрезвычайно сильный страх перед силой своих чувств и сопротивление этой силе. После такого взрыва индивид чувствует себя испуганным и стыдится того, что позволил проявиться своей экспрессии с такой силой.

ИНЫЕ ВИДЫ СТРАХА.

В некоторых формах духовных кризисов Физические ощущения или реакции иногда интерпретируются как страх. Люди могут чувствовать в себе странные вспышки энергии, иногда чрезвычайной силы. Они ощущают в себе пульсирующие электрические заряды, неконтролируемую дрожь в теле или присутствие некой неведомой силы, текущей через их нервную систему. Их пульс учащается, а температура тела поднимается.

Что происходит при этом? Такие проявления часто становятся естественным физиологическим сопровождением резких изменений, происходящих в сознании; эти ощущения могут быть также и специфическими характеристиками некоторых форм духовного кризиса — таких, как пробуждение Кундалини.

Люди, не готовые к таким феноменами или не знакомые с ними, могут быть очень напуганы, когда такие проявления становятся частью их повседневной жизни. Поскольку у них есть определенные критерии нормальности телесных ощущений, то они обычно испытывают тревогу во время приступов таких странных новых ощущений и легко могут ошибочно принять эти ощущения за проявления самого страха. Одна женщина, погруженная в интенсивную практику медитации, так вспоминала свои переживания:

«Я отправилась к своему духовному учителю и рассказала ему о странном чувстве тревоги, которое стало теперь частью моей жизни. В особенности я ощущала это ночью или же когда пыталась медитировать: мое сердце начинало учащенно биться, тело дрожать, и я чувствовала, что покрываюсь потом от страха. Когда мой учитель услышал об этом, он засмеялся и сказал, что это просто проявления Кундалини Шакти. Он сказал: «Помни, что когда ты испытываешь подобные вещи. То это не страх нападает на тебя, это Бог движется через тебя». Потом я много раз думала о его словах, и это наконец дало мне большую поддержку».

Человек может также столкнуться со страхом безумия, страхом смерти и страхом вселенского уничтожения.

В дальнейшем мы рассмотрим это подробнее.

Станислав Гроф

________________________________

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png