Книга представляет собой
учебпо-методическос пособие нового поколения. Представлены около 500
технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных
технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на
основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги стала
концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой
технология представляет собой совокупность трех основных
взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и
процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко
прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и
особенности содержания и применяемых методик, дастся необходимый для
освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их
исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи,
разновидности, последователи»), В пособие также включены контрольные
вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в мире
образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и
некоторые технологии будущего. Предназначена для широкого круга
работников образования, учителей и студентов педагогических,
психологических и социально-педагогических специальностей.

Том 1.

Формат учебника:
pdf

Размер для скачивания:
20,7 Мб


drive.google

Том 2.

Формат учебника:
pdf

Размер для скачивания:
13,3 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:
drive.google

ТОМ 1

Предисловие к первому тому

Введение: Технологический подход в образовании

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных
технологий

1.2. Личность ребёнка как объект и субъект в образовательной технологии

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

1.4. Способы умственных действий (СУД)

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)

1.8. Сфера творческих качеств (СТК)

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности

II. Теоретические основания современных образовательных и
педагогических технологий

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии

2.2. Структура педагогической технологии

2.3. Терминологические взаимоотношения

2.4. Основные качества современных педагогических технологий

2.5. Научные основы педагогических технологий

2.6. Классификация педагогических технологий

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии

Вопросы и задания для самоконтроля

III. Современное традиционное обучение (ТО)

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения

3.2. Технология классического и современного урока

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии

Вопросы и задания для самоконтроля

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета,
формирующего человека

4.4. Технология витагеиного образования (А.С. Белкин)

Вопросы и задания для самоконтроля

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии

5.2. Проблемное обучение

5.3. Технология современного проектного обучения

5.4. Интерактивные технологии.

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.
Пассов)

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Вопросы и задания для самоконтроля

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения

6.2. Технологии уровневой дифференциации

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.
Закатова)

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Грапицкая,
В.Д. Шадриков)

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

6.6. Технологии групповой деятельности

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем при комментируемом управлении

Вопросы и задания для самоконтроля

VII. Педагогические технологии на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)

7.2. «Диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов)

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.
Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сеиновский,
М.А. Чошанов)

7.6. Технологии интеграции в образовании

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах

7.8. Технологии концентрированного обучения

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга

Вопросы и задания для самоконтроля

VIII. Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.
Зайцев)

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.
Хазанкин)

8.4. Педагогическая технология па основе системы эффективных уроков
(А.А. Окунев)

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе

8. 9. Технологии учебников и учебно-методических комплектов

Вопросы и задания для самоконтроля

IX. Альтернативные технологии

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)

9. 2. Технология вероятностного образования (A.M. Лобок)

9.3. Технология мастерских.

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)

Вопросы и задания для самоконтроля

X. Природосообразные технологии

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления
здоровья

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (A.M.
Кушнир)

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку A.M.
Кушнира

10.4. Технология обучения детей с признаками одарённости

Вопросы и задания для самоконтроля

XI. Технологии свободного образования

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

11.4. Технология саморазвития (М. Моптессори)

11.5. Технология Дальтон-план (X. Паркхерст)

11.6. Технология свободного труда (С. Френе)

11.7. Школа-нарк (М.А. Балабан)

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Вопросы и задания для самоконтроля

Предметный указатель

Именной указатель

ТОМ 2

Предисловие ко второму тому

Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома

Личность как объект и субъект образовательной технологии

Структура качеств личности ребёнка

Знания, умения, навыки (ЗУН)

Способы умственных действий (СУД)

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

Действенно-практическая сфера личности (СДП)

Сфера творческих качеств (СТК)

Сфера психофизиологического развития (СПФР)

Возрастные и индивидуальные особенности личности

Сущность технологического подхода в образовании

Соотношение «технологии» и других педагогических понятий

Основные качества современных педагогических технологий

Классификация педагогических технологий

Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии

XII. Технологии развивающего образования

12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А.
Востриков)

12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие
творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

12. 5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

12. 6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.
К. Селевко

12. 8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Вопросы и задания для самоконтроля

XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии

13. 1. Технологии формирования информационной культуры

13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении

13.3. Технологии компьютерного урока

13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям

13.5. Технология использования Интернета в учебно-воспитательном
процессе

13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и
коммуникации

13.7. Технология медиаобразования

13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой

Вопросы и задания для самоконтроля

XIV. Социально-воспитательные технологии

14.1. Технологии семейного воспитания

14.2. Технологии дошкольного воспитания

14.3. Технология «Школа - центр воспитания в социальной среде» (С. Т.
Шацкий)

14.4. Технологии социально-педагогических комплексов

14.5. Технологии дополнительного образования

14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования

14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами

14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей
с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)

14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и
отношений

14.10. Технология установления связей с общественностью (PR-технологии)

Вопросы и задания для самоконтроля

XV. Воспитательные технологии

15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода

15. 2. Технология «жёсткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко

15. 3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова

15. 4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского

15. 5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И.
Новикова, В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова)

15. 6. Технологии воспитания в современной массовой школе

15. 7. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по E.H.
Степанову)

15. 8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного)
воспитания

15.9. Воспитание в процессе обучения

15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову

15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения

15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания

15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека

Вопросы и задания для самоконтроля

16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург)

16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)

16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак)

16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко)

16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (А.В. Хуторской, Г.А.
Андрианова)

Вопросы и задания для самоконтроля

ХVII. Технологии внутришкольного управления

17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по B.C.
Лазареву, A.M. Поташнику)

17.2. Технология методической работы в школе

17.3. Технология педагогического эксперимента

17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга

17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий

Заключение

Вопросы и задания для самоконтроля

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля

Предметный указатель

Именной указатель

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Том 1

Москва

Народное образование

Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва

О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Введение: Технологический подход в образовании 10

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий 13

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 17

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 21

1.4. Способы умственных действий (СУД) 23

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 25

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 26

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 27

1.8. Сфера творческих качеств (СТК) 28

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) 29

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности 29

Вопросы и задания для самоконтроля 34

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий 35

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии 36

2.2. Структура педагогической технологии 39

2.3. Терминологические взаимоотношения 41

2.4. Основные качества современных педагогических технологий 44

2.5. Научные основы педагогических технологий 47

2.6. Классификация педагогических технологий 55

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 61

Вопросы и задания для самоконтроля 67

III. Современное традиционное обучение (ТО) 68

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения 70

3.2. Технология классического и современного урока 77

Урок в малочисленной сельской школе 83

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии 86

Вопросы и задания для самоконтроля 91

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 92

4.1. Педагогика сотрудничества 94

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 109

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 112

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 115

Предтечи, разновидности, последователи 118

Вопросы и задания для самоконтроля 125

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 126

5.1. Игровые технологии 129

Игровые технологии в дошкольном периоде 132

Игровые технологии в младшем школьном возрасте 134

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 135

5.2. Проблемное обучение 142

5.3. Технология современного проектного обучения 147

5.4. Интерактивные технологии 155

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 158

Технология проведения дискуссий 160

Технология «Дебаты» 163

Тренинговые технологии 170

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 184

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) 189

Вопросы и задания для самоконтроля 194

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 196

6.1. Технология программированного обучения 199

6.2. Технологии уровневой дифференциации 206

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 208

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 210

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 212

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 217

Модель «Профильное обучение» 220

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 227

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования 232

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 233

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 243

Вертикальный вариант (Красноярский) 246

Горизонтальные варианты 247

6.6. Технологии групповой деятельности 254

Модель: групповая работа в классе 255

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). 259

Модели коллективного творческого решения проблем 261

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 265

Вопросы и задания для самоконтроля 268

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 269

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 272

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 277

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 282

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 286

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 290

7.6. Технологии интеграции в образовании 296

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева 298

Модель «Технология воспитания экологической культуры» 302

Модель глобального образования 306

Концепция холистической педагогики 308

Концепция гражданского образования 311

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах 314

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» 315

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем 316

Модель межпредметных связей 316

7.8. Технологии концентрированного обучения 319

Модель суггестивного погружения 320

Модель временнóго погружения М.П. Щетинина 322

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур 324

Особенности идеографических моделей 326

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга 330

Вопросы и задания для самоконтроля 338

VIII. Частнопредметные педагогические технологии 339

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 341

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 343

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 347

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 350

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 352

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 355

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе 361

Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского 392

8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов 394

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» 397

Вопросы и задания для самоконтроля 410

IX. Альтернативные технологии 412

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 413

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 420

Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка 424

9.3. Технология мастерских 426

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 432

Предтечи, разновидности, последователи 436

Вопросы и задания для самоконтроля 437

X. Природосообразные технологии 438

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 440

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) 453

Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира 454

Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира 457

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 463

10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности 466

Вопросы и задания для самоконтроля 475

XI. Технологии свободного образования 476

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 478

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 482

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 486

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) 490

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) 495

11.6. Технология свободного труда (С. Френе) 498

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) 500

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко 505

Вопросы и задания для самоконтроля 510

Предметный указатель для 1 и 2 тома 511

Именной указатель для 1 и 2 тома 554

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 562

В книге представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В работе описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. Книга предназначена педагогам и руководителям системы образования.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2008 году издательством Каро. Книга входит в серию "Педагогический взгляд (Каро)". На нашем сайте можно скачать книгу "Энциклопедия педагогических технологий. 2-е издание" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Том 2

Москва


Народное образование

2005
Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва

О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2005.


Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, атакже представляет некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Предисловие ко второму тому 6

Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома 8

Личность как объект и субъект образовательной технологии 9

Структура качеств личности ребенка 10

Знания, умения, навыки (ЗУН) 12

Способы умственных действий (СУД) 13

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 13

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 14

Действенно-практическая сфера личности (СДП) 14

Сфера творческих качеств (СТК) 15

Сфера психофизиологического развития (СПФР) 15

Возрастные и индивидуальные особенности личности 15

Сущность технологического подхода в образовании 20

Соотношение «технологии» и других педагогических понятий 26

Основные качества современных педагогических технологий 29

Классификация педагогических технологий 31

Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 36

XII. Технологии развивающего образования 42

12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова 49

12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 54

12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 68

12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 72

12.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 79

12.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко 83

12.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон 103

Вопросы и задания для самоконтроля 107

XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии 109

13.1. Технологии формирования информационной культуры 113

Модель «Информатизация (компьютеризация) образовательного учреждения» 119

Модель «Непрерывное формирование информационной культуры учащихся» 121

Модель «Базовый курс "Информатика и ИКТ"» 126

13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении 130

13.3. Технологии компьютерного урока 139

13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям 146

13.5. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе 154

Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 157

Модель телекоммуникаций 160

13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации 166

13.7. Технология медиаобразования 173

Модель «Медиаобразование» как учебный курс 175

Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 177

Модель «Школьный Центр СМК» 178

13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой 181

Вопросы и задания для самоконтроля 187

XIV. Социально-воспитательные технологии 189

14.1. Технологии семейного воспитания 192

14.2. Технологии дошкольного воспитания 202

14.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 211

14.4. Технологии социально-педагогических комплексов 215

Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 218

Модель «Содружество школы и производства» 218

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 219

Модель «СПК как специально спроектированная среда» 222

14.5. Технологии дополнительного образования 226

14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования 234

Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе 237

Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения 239

14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами 247

Модель дифференциации и индивидуализации обучения 251

Технологии компенсирующего обучения 252

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе 253

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР 259

14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 262

Технология работы с умственно отсталыми детьми 264

Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями 265

14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений 268

Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 270

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» («Центра ППМС - психолого-педагогической и медико-социальной помощи») 277

Модель «Социальный приют» 278

Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде 279

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 282

14.10. Технология установления связей с общественностью (PR технологии) 285

Вопросы и задания для самоконтроля 291

XV. Воспитательные технологии 293

15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода 298

15.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко 304

15.3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова 310

15.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского 319

15.5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова) 323

Модель самоуправления в ученическом коллективе 328

15.6. Технологии воспитания в современной массовой школе 333

15.7.Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову) 344

15.8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания 351

Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман) 356

Модель тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева) 361

Технология нейролингвистического программирования 363

15.9. Воспитание в процессе обучения 370

15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову 379

15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения 391

Модель «Воспитание патриотизма и гражданственности» 399

15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания 403

15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека 411

Модель формирования субъектной активности личности подростка в деятельности Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО-ФДО) 415

Модель воспитания социальной инициативности в деятельности общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) 421

Вопросы и задания для самоконтроля 429

16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург) 433

16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 437

16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак) 451

16.5. Агрошкола А.А. Католикова 457

16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко) 461

16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 465

16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 468

Вопросы и задания для самоконтроля 480

XVII. Технологии внутришкольного управления 482

17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по В.С. Лазареву, М.М. Поташнику) 484

Модель программно целевого управления школой в режиме развития 492

Модель управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 497

17.2. Технология методической работы в школе 503

Методический совет школы 506

Модель «Обобщение передового педагогического опыта» (по Ф.Ш. Терегулову) 508

Модель «Педагогические советы» 511

17.3. Технология педагогического эксперимента 523

17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга 531

17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий 546

Модель «Проектирование и освоение общешкольной инновационной технологии» 548

Модель «Проектирование и освоение предметной технологии через технологическую карту» (В.М. Монахов) 556

Заключение 559

Вопросы и задания для самоконтроля 561

Предметный указатель к 1 и 2 тому 562

Именной указатель к 1 и 2 тому 589

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 597

М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 - 816с.

Книга представляет собой учебпо-методическос пособие нового поколения. Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги стала концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет собой совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дастся необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»), В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 20 ,7 Мб

Скачать: drive.google

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 1 3,3 Мб

Скачать: drive.google

ТОМ 1
Предисловие к первому тому
Введение: Технологический подход в образовании
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий
1.1. Основные категории и закономерности педагогики
1.2. Личность ребёнка как объект и субъект в образовательной технологии
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)
1.8. Сфера творческих качеств (СТК)
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии
2.2. Структура педагогической технологии
2.3. Терминологические взаимоотношения
2.4. Основные качества современных педагогических технологий
2.5. Научные основы педагогических технологий
2.6. Классификация педагогических технологий
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
Вопросы и задания для самоконтроля
III. Современное традиционное обучение (ТО)
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
3.2. Технология классического и современного урока
3.3. Пути совершенствования традиционной технологии
Вопросы и задания для самоконтроля
IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагеиного образования (А.С. Белкин)
Вопросы и задания для самоконтроля
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии.
5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Вопросы и задания для самоконтроля
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технологии индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Грапицкая, В.Д. Шадриков)
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Вопросы и задания для самоконтроля
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сеиновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах
7.8. Технологии концентрированного обучения
7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга
Вопросы и задания для самоконтроля
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология па основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
8. 9. Технологии учебников и учебно-методических комплектов
Вопросы и задания для самоконтроля
IX. Альтернативные технологии
9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
9. 2. Технология вероятностного образования (A.M. Лобок)
9.3. Технология мастерских.
9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Вопросы и задания для самоконтроля
X. Природосообразные технологии
10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (A.M. Кушнир)
10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку A.M. Кушнира
10.4. Технология обучения детей с признаками одарённости
Вопросы и задания для самоконтроля
XI. Технологии свободного образования
11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
11.4. Технология саморазвития (М. Моптессори)
11.5. Технология Дальтон-план (X. Паркхерст)
11.6. Технология свободного труда (С. Френе)
11.7. Школа-нарк (М.А. Балабан)
11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
Вопросы и задания для самоконтроля

Предметный указатель
Именной указатель

ТОМ 2
Предисловие ко второму тому
Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома
Основные категории педагогики
Личность как объект и субъект образовательной технологии
Структура качеств личности ребёнка
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Действенно-практическая сфера личности (СДП)
Сфера творческих качеств (СТК)
Сфера психофизиологического развития (СПФР)
Возрастные и индивидуальные особенности личности
Сущность технологического подхода в образовании
Соотношение «технологии» и других педагогических понятий
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
XII. Технологии развивающего образования
12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
12. 5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
12. 6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г. К. Селевко
12. 7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
12. 8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон
Вопросы и задания для самоконтроля
XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии
13. 1. Технологии формирования информационной культуры
13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
13.3. Технологии компьютерного урока
13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям
13.5. Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе
13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
13.7. Технология медиаобразования
13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой
Вопросы и задания для самоконтроля
XIV. Социально-воспитательные технологии
14.1. Технологии семейного воспитания
14.2. Технологии дошкольного воспитания
14.3. Технология «Школа - центр воспитания в социальной среде» (С. Т. Шацкий)
14.4. Технологии социально-педагогических комплексов
14.5. Технологии дополнительного образования
14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
14.10. Технология установления связей с общественностью (PR-технологии)
Вопросы и задания для самоконтроля
XV. Воспитательные технологии
15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
15. 2. Технология «жёсткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
15. 3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
15. 4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
15. 5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова)
15. 6. Технологии воспитания в современной массовой школе
15. 7. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по E.H. Степанову)
15. 8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
15.9. Воспитание в процессе обучения
15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову
15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения
15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
Вопросы и задания для самоконтроля
XVI. Педагогические технологии авторских школ
16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург)
16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
16.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак)
16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко)
16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова)
16.9. Другие разновидности авторских школ
Вопросы и задания для самоконтроля
ХVII. Технологии внутришкольного управления
17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по B.C. Лазареву, A.M. Поташнику)
17.2. Технология методической работы в школе
17.3. Технология педагогического эксперимента
17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга
17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий
Заключение
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответы на вопросы и задания для самоконтроля
Предметный указатель
Именной указатель

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png