Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии (технический труд)

на уровне основного общего образования

для учащихся 5-8 классов.

Байда Сергея Геннадьевича,

учителя 1 квалификационной категории

с. Козьмодемьяновка

2016 - 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих ц е л е й:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:

приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;

создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;

достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

развитие потребности в трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

проектная деятельность;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Технический труд» являются разделы «Обработка древесины», «Обработка металлов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Народные художественные промыслы», «Современное производство и профессиональное образование».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Место предмета учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

. трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

. умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

. навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность :
познакомиться:

. с основными технологическими понятиями и характеристиками;

. с назначением и технологическими свойствами материалов;

.с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

. с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

. с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
. рационально организовывать рабочее место;

. находить необходимую информацию в различных источниках;

. применять конструкторскую и технологическую документацию;

. составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

. соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

. конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

. выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

. соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

. осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

. находить необходимую техническую информацию;

. проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

. планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

. распределять работу при коллективной деятельности;

Личностные результаты изучения курса «Технология» в основной школе:

. проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

. выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

. развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

. овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

. самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

. становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

. планирование образовательной и профессиональной карьеры;

. осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

. бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

. готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

. проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

. самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

. проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

. самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

. выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

. выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

. использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

. согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

. оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

. соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

. соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
в познавательной сфере:

. рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

. ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

. классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

. распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

. владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

. применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

. применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

. планирование технологического процесса и процесса труда;

. подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

. подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

. проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

. соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

. соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

. обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

. подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

. контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

. выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

. расчет себестоимости продукта труда;

. примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:
. оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

. оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

. выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

. выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

. согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

. осознание ответственности за качество результатов труда;

. наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

. стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

в эстетической сфере:

. дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

. моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

. эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

. рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

. формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

. оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

. публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
. разработка вариантов рекламных образов, логанов и лейблов;

. потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

в физиолого-психологической сфере:

. развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

. достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

. сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по обработке разных материалов, знакомятся с влиянием их свойств на выбор способа обработки; изучают специальные термины и обозначения, термины конструирования.

Умения и навыки по конструированию и моделированию позволяют учащимся самостоятельно изготавливать предметы быта, развивают интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

Раздел основы малярных работ, основы штукатурных работ, знакомит учащихся с многообразием работ, типичных для сельского жителя, дают необходимые знания, умения и навыки по изготовлению строительных конструкций из древесины, строительству индивидуального сельского дома, обустройству приусадебного хозяйства.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий , что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

Полностью освоил учебный материал;

Умеет изложить его своими словами;

Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

В основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

Подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

Не усвоил существенную часть учебного материала;

Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

Слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

Почти не усвоил учебный материал;

Не может изложить его своими словами;

Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

Не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

Творчески планирует выполнение работы;

Самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

Правильно и аккуратно выполняет задание;

Отметка «4» ставится, если учащийся:

Правильно планирует выполнение работы;

Самостоятельно использует знания программного материала;

В основном правильно и аккуратно выполняет задание;

Умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

Допускает ошибки при планировании выполнения работы;

Не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

Допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

Затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

Не может правильно спланировать выполнение работы;

Не может использовать знания программного материала;

Допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

Не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе - это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение 2001 г; «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006

5 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

Обработка металла.

Народные промыслы

Итоговое занятие

Итого

6 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

Обработка металлов

Народные промыслы

Итоговое занятие

Итого

7 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Обработка древесины

Обработка металлов

Ремонтные работы в быту

Народные художественные промыслы

Итоговое занятие

Итого

36

8 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Основные деревообрабатывающие операции

Столярные соединения применяемые в сельском строительстве

Обустройство приусадебного хозяйства

Электротехнические работы

Сельскохозяйственные машины и механизмы

Итого

36

5 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (14ч)

Организация труда. (2ч)

Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.

Практические работы.

Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.

Варианты объектов труда. Рабочее место юного мастера.

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (12ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Нанесение размеров. Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Приемы работы ручным инструментом. Гвозди, клей, их назначение и применение. Сборка изделий на гвоздях и на клею. Приемы выжигания, лакирование.

Практические работы.

Подготовка базовой поверхности Разметка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Пиление вдоль и поперек волокон, сверление, строгание древесины. Сборка деталей на клею и на гвоздях.

Варианты объектов труда.

Рукоятки для инструментов, указки, рейки, сувениры, подсвечники.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. (12ч)

Организация труда (2ч)

Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (10ч)

Основные теоретические сведения.

Чтение чертежа. Понятие о черных и цветных металлов. Инструмент для обработки металлов Назначение простейших слесарных инструментов. Приспособление для гибки тонколистового металла (оправки, шаблоны, гибочные приспособления).Виды проволоки и ее применение.Способы правки, гибки и резания проволоки. Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме, насечки и их назначение. Приемы резки ножовкой, опиливание напильником, рубки зубилом. Приемы сверления отверстий на сверлильном станке и дрелью. Устройство штангенциркуля и приемы измерения.

Практические работы.

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выбор заготовки и планирование работы. Правка заготовки и разметка. Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите. Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке.

Варианты объектов труда.

Чертилка, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (8ч).

Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории. Местные художественные промыслы, традиции и культура каждого народа. Выпиливание лобзиком как один из видов художественной обработки древесины. Устройство и назначение лобзика. Выпиливание по контуру. Художественное выжигание. Правила разметки, копирование рисунка, перевод по шаблону.

Практические работы.

Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания. Закрепление пилок в лобзик. Изготовление сувениров, игрушек. Выжигание по контуру. Сборка изделий на гвоздях и клею. Отделка поверхностей изделий.

Варианты объектов труда. Разделочные доски, игрушки, сувениры.

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ(2ч).

6 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ (14).

Организация труда (2ч).

Организация труда и правила безопасности при долблении, запиливании шипов и проушин.

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе на токарном станке, работа с электрифицированными инструментами.

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (12ч).

Основные теоретические сведения.

Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электролобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка (статина, передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для чернового и чистового точения древесины. Измерительные инструменты (кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.

Практические работы.

Разработка, промывка, смазка и сборка деталей передней и задней бабки. Подбор древесины для токарной обработки. Подготовка заготовок для точения на станках. Крепление приспособлений на шпиндель. Установка задней бабки. Шлифование, тонирование, покрытие лаком поверхностей изделия. Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями на токарном станке.

Варианты объектов труда.

Подсвечники, матрёшки, скалки, валики, городки, детали к декоративным изделиям и т. д.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ (8 ч)

Организация труда (2 ч)

Организация труда и правила безопасности при обработке материалов ручными инструментами. Определение по чертежу конструктивных элементов деталей.

Технология изготовления изделий из сортового проката (6 ч)

Основные теоретические сведения.

Черные металлы - стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твёрдость, хрупкость, пластичность, упругость, возможность соединения пайкой, свариваемость). Основные части напильника и ножовки. Виды напильников и формы насечек. Приёмы разметки и работы по разметке, резанию ножовкой и опиливанию. Приёмы работы зубилом. Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приёмы измерений штангенциркулем.

Практические работы.

Определение видов металлов и их сплавов. Расчет и распределение припуска на обработку. Экономный раскрой материала. Чтение и составление технических карт. Разметка деталей по чертежу с помощью разметочных инструментов. Рубка метала. Резание металла ножовкой. Опиливание плоскостей по линейке, угольнику и шаблону. Зачистка напильником, снятие заусенцев. Соединение деталей заклёпками. Контроль качества изделий с помощью штангенциркуля. Высечка и обрезка внешних контуров ножницами по металлу. Правка и заключительная опилка. Сборка изделия с применением фальцевых швов и пайки.

Варианты объектов труда.

Подвеска для стендов, угольник для крепления столов и верстаков, грабли, мотыжка, угольник слесарный, ключи гаечные, макеты и действующие модели и т. д.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (10 ч)

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментом предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.

Практические работы.

Подготовка поверхности для контурной резьбы по дереву. Тонирование. Перевод рисунка. Изготовление резных композиций. Построение орнаментов. Онаментальное украшение изделий быта и предметов кухонной утвари. Отделка поверхностей изделий. Тонирование, лакирование, покрытие маслом.

Варианты объектов труда.

Панно, декоративные резные пластины, украшение готовых изделий, разделочные доски; ажурные полочки, подставки и т. д.

Примерные темы.

7 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ (12 ч)

Организация труда (2ч)

Организация труда и оборудование рабочего места при работе с электродрелью, электрорубанком, электролобзиком и т. д. Правила безопасности труда.

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (10 ч)

Основные теоретические сведения.

Свойства древесины. Понятие о ее влажности. Способы сушки древесины. Подбор материалов по прочности, фактуре, текстуре. Способы соединения с металлами и другими материалами.

Приемы работы с электролобзиком при обработке фасонных поверхностей. Широкое использование электродрели с применением всевозможных насадок. Работа электрорубанком. Приемы точения конических и фасонных поверхностей и отверстий, подрезание торцов и уступов, отрезание и отделка поверхностей деталей на токарном станке поддереву.

Практические работы.

Составление рисунков с орнаментом, эскизов и чтение чертежей деталей с конической и фасонной поверхностями. Составление заголовок и технологическое планирование работы (разработка технологической карты).

Выполнение операций: выпиливание электролобзиком по контуру, работа электродрели с насадками, строгание с помощью электрорубанка, точение конических и фасонных поверхностей, подрезание торцов, обработка внутренней цилиндрической поверхности.

Варианты объектов труда.

Светильники, карнизы, разделочные доски, рукоятки для инструментов, ручки для дверей и мебели

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ (10 ч)

Организация труда (2ч)

Организация рабочего места. Правила безопасности труда на токарном и фрезерном станках. Общее устройство металлорежущих станков.

Технология изготовления изделий на токарном и фрезерном станках (8 ч)

Основные теоретические сведения.

Понятие о процессе резания на токарном станке. Главное и вспомогательное движение. Основные виды работ, выполняемых на токарно-винторезных станках. Виды и конструкции токарных резцов и способы их установки. Виды фрез. Конструкция и геометрия зуба цилиндрической фрезы.

Практические работы.

Токарная обработка. Организация рабочего места и безопасность труда. Управление токарным станком. Установка и закрепление заготовок. Выбор режимов резания. Подрезание торцов и уступов. Обработка цилиндрических поверхностей. Снятие фасок. Сверление и рассверливание глухих и сквозных отверстий на токарном станке. Зенкование фасок. Контроль качества.

Фрезерование. Организация рабочего места и безопасность труда. Управление фрезерным станком. Установка и крепление заготовок. Фрезерование плоскостей при ручной и механической подаче. Контроль качества.

Варианты объектов труда.

Валики и оси диаметром 10…20 мм, болты, гайки, пробки, шайбы, втулки, кронштейны, тяги, штанги, простые инструменты и приспособления.

РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ (4ч)

Основные теоретические сведения.

Понятие о резьбе. Основные элементы резьбы. Профили резьбы. Инструменты для нарезания наружной и внутренней резьбы. Детали для резьбовых соединений.

Правила безопасности труда при проведении электромонтажных работ. Электрическая цепь: источник, потребитель, элементы управления (выключатель, кнопка, виды переключателей, их обозначение на электрических схемах). Электрическая схема: принципиальная, монтажная.

Последовательность выполнения электромонтажных работ. Монтаж внутренней наружной электропроводок. Экономия электроэнергии.

Практические работы.

Нарезание внутренней резьбы в сквозных и глухих отверстиях. Нарезание наружных цилиндрических резьб плашкой на стержне. Нарезание резьб на трубах плашкой или с помощью клуппа. Сборка элементов водопровода с использованием сгонов, накидных гаек, переходных муфт, угольников, тройников и водозаборной арматуры.

Составление принципиальных и монтажных схем электропроводки одноквартирного жилого дома и хозяйственных построек.

Оконцевание и соединение проводов и кабелей с помощью клеммников, на скрутке, пайкой. Изоляция места соединения.

Сборка и разборка основных электроустановочных устройств.

Монтаж осветительной проводки с применением электроустановочных устройств и предохранителей (на панели).

Варианты объектов труда.

Винты, болты, шпильки, гайки, корпусные изделия. Электропроводка сельского дома (на макетах); электропроводка хозяйственных построек (на макетах).

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (6 ч)

Организация труда (2 ч)

Организация рабочего места. Правила безопасности труда при выполнении работ резьбой по дереву.

Технология изготовления изделий резьбой по дереву (4ч)

Основные теоретические сведения.

Отделка резной поверхности изделия (шлифование и полирование, покрытие маслом, воском, лаком, клеем, тонирование).

Деревянное зодчество. Флемская резьба. Облая резьба. Разновидности домовой резьбы: глухая, накладная, объемная. Материалы и инструменты. Элементы избы, украшаемые домовой резьбой: причелины, балясины, лобовая доска, наличники, слуховые окна, подзор, кокошник, полотенце, дынька, волюта, гребень.

Практические работы.

Подготовка и разметка поверхностей для украшения геометрической резьбой. Выполнение учебных упражнений. Построение эскизов композиций для украшения изделий. Выполнение творческих резных композиций. Отделка резных изделий: покрытие маслом, лаком, тонирование.

Изготовление макетов деревянных построек. Выполнение отдельных элементов домовой резьбы для украшения интерьера жилища. Создание эскизов и поэтапная работа над проектом.

Варианты объектов труда.

Разделочные доски, лопаточки, шкатулки, подсвечники, другие предметы быта; наличники, орнаментальные полосы, карнизы, предметы оформления кабинета и т. д.

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (4 ч)

8 класс

ОСНОВНЫЕ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ (8ч)

Основные теоретические сведения.

Разметка. Назначение и роль в плотничных работах. Разметочные и измерительные инструменты, разметка по чертежу, разметка по шаблону и образцу. Пиление. Назначение пил, разводка зубьев. Строгание. Устройство рубанка, фуганка и других инструментов для строгания. Заточка и правка строгальных ножей. Долбление, резание стамеской и сверление. Заточка и правка долот и стамесок. Углы резания и заточки. Сверление древесины. Инструменты для сверления и элементы сверла. Приемы сверления глухих и сквозных отверстий. Контроль за качеством сверления.

Практические работы.

Подготовка ручных пил к работе. Проверка правильности разводки и заточки зубьев пил. Разводка зубьев и затачивание их вручную. Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанком и фуганком с проверкой правильности шероховатости строганных поверхностей. Заточка ножей рубанков, фуганков и инструмента для профильного строгания. Проверка качества заточки ножей. Разметка для сверления отверстий, перпендикулярных к поверхности детали. Сверление отверстий (сквозных и на заданную глубину). Заточка различных сверл, долот и стамесок. Резание стамеской вдоль, поперек и в торец. Снятие фасок стамесками, нарезание канавок.

Варианты объектов труда.

Киянка, табурет, подставка для обуви, вешалка для одежды, хозяйственный инвентарь.

СТОЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (5 ч)

Основные теоретические сведения.

Понятие о врубках. Способы сращивания и наращивания бревен, брусьев. Инструменты и шаблоны, применяемые при разметке и изготовлении врубок. Сплачивание бревен и брусьев. Сплачивание пластин и досок. Виды, разметка и приемы выполнения угловых соединений в рубленых домах. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Ящичные соединения. Примеры применения и расчет основных размеров угловых серединных и ящичных соединений. Виды соединений, применяемых при изготовлении оконных и дверных блоков, столярных перегородок и встроенной мебели. Соединения на клею. Технологический процесс склеивания: подготовка древесных материалов и клея, нанесение клея на древесину, запрессовка склеиваемых деталей, выдержка.

Практические работы.

Соединение брусков насухо: угловое, тавровое, крестовое. Сплачивание досок и щитов кромками по ширине насухо; на гладкую фугу и вставные шипы, в четверть, в шпунт, на рейку; сплачивание щитов на шпонках с вставными рейками на торцах, в наконечник. Соединение шипов насухо (без клея; на «ус» со сплошными и вставными шипами; на шипах «ласточкин хвост»). Разметка прямых шипов и проушин с применением различных приспособлений. Зарезание прямых шипов и проушин в брусковых деталях с применением ручного столярного инструмента. Выдалбливание гнезд для вставок различной формы с заделкой полученных гнезд вставками соответствующей формы.

Варианты объектов труда.

Портретная рамка. Книжная и кухонная навесные полки. Парниковая рама. Табуреты различной конструкции.

ОБУСТРОЙСТВО ПРИУСАДЕБНОГО ХОЗЯЙСТВА (5 ч)

Основные теоретические сведения.

Различные конструкции парников. Целесообразное расположение парников на участке. Деревянные и металлические элементы конструкций парников. Правила сборки и установки рамных конструкций парников. Способы монтажа прозрачных покрытий. Элементы автоматизации парников.

Практические работы.

Разработка конструкций парника. Организация рабочего места. Подготовка необходимых инструментов и заготовок. Изготовление отдельных деталей парника. Монтаж прозрачного покрытия. Контроль качества работ.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (6 ч)

Основные теоретические сведения.

Общие характеристики бытовых потребителей электроэнергии. Электронагревательные приборы: электроплиты, утюги, калориферы, водонагреватели. Характеристики нагревательных элементов. Устройство электрического утюга и электроплитки и порядок их обслуживания. Методика определения и устранении неисправностей.

Электрифицированный инструмент: электродрель, электрорубанок, электрическая ручная дисковая пила поддереву. Устройство и обслуживание коллекторных электродвигателей.

Технические характеристики Бытовых электрических машин для обработки почвы, уборки урожая, ухода за животными (роторный электрорыхлитель, электрофреза, газонокосилки, измельчители кормов и др.)

Практические работы.

Знакомство с устройством электронагревательных приборов. Разборка и сборка электрического утюга и электроплитки.

Знакомство с устройством электрифицированного инструмента. Разборка и сборка электродрели. Обслуживание коллекторного электродвигателя. Монтаж электронасоса на плите или на понтоне. Знакомство с устройством однофазного асинхронного электродвигателя в процессе сборки-разборки измельчителя кормов.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ (12 ч)

Основные теоретические сведения.

Классификация сельскохозяйственных машин. Почвообрабатывающие машины: плуги, культиваторы для сплошной обработки почвы, дисковые лущильники, дисковые и зубовые бороны и катки. Назначение, устройство, принцип действия. Подготовка почвообрабатывающих машин к работе. Правила безопасности труда при работе на почвообрабатывающих агрегатах.

Назначение, устройство и принцип работы машин для внесения органических и минеральных удобрений. Подготовка к работе. Защита окружающей среды от загрязнения при использовании удобрений. Безопасность труда при внесении удобрений.

Классификация посевных и посадочных машин. Назначение, конструктивные особенности зерновой сеялки, картофелесажалки и рассадопосадочной машины. Принцип работы посевных и посадочных машин. Подготовка посевных и посадочных машин к работе. Безопасность труда при работе на посевных и посадочных машинах.

Классификация почвообрабатывающих комбинированных машин и агрегатов. Назначение, устройство и принцип работы. Подготовка к работе. Ежесменное техническое обслуживание.

Практические работы.

Установка плуга и культиватора на заданную глубину обработки почвы. Техническое обслуживание дискового лущильника.

Ознакомление с рабочим процессом разбрасывателя минеральных удобрений. Ежесменное техническое обслуживание разбрасывателей минеральных и органических удобрений.

Ознакомление с рабочим процессом зерновой сеялки, картофелесажалки, рассадопосадочной машины. Ознакомление с рабочим процессом почвообрабатывающих комбинированных машин и агрегатов. Проведение ежесменного обслуживания. Основные регулировки рабочих органов и установка на заданную глубину обработки почвы.

Ознакомление с рабочим процессом машин для ухода за растениями (культиватор, опыливатель, опрыскиватель), косилки, подборщика-копнителя, зерноочистительной машины, силосоуборочных комбайнов. Овладение комплексом мероприятий рационального использования сельскохозяйственной техники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАСС.

знать/понимать:

уметь:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАСС.

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

. что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

. основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

. пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

. виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

. общее устройство слесарного верстака, правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;

. назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила пользования ими при выполнении соответствующих операций;

. основные виды механизмов по выполняемым им функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

. виды пиломатериалов;

уметь:

. рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении указанных работ;

. осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечить требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

. разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ;

. находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее;

. выполнять шиповые столярные соединения;

. шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАСС .

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

. что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

. основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

. пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

. виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

. общее устройство слесарного верстака, правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;

. назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила пользования ими при выполнении соответствующих операций;

. основные виды механизмов по выполняемым им функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

. виды пиломатериалов;

. общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

уметь :

. рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении указанных работ;

. осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечить требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

. разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ;

. графически изображать основные виды механизмов передач;

. находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее;

. выполнять основные учебно-производственные операции и изготовлять детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

. выполнять шиповые столярные соединения;

. шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАСС.

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

. что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

. основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

. пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

. виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

. общее устройство слесарного верстака, правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;

. назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила пользования ими при выполнении соответствующих операций;

. основные виды механизмов по выполняемым им функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

. виды пиломатериалов;

. возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

. общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

уметь:

. рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении указанных работ;

. осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечить требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

. разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ;

. графически изображать основные виды механизмов передач;

. находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее;

. выполнять основные учебно-производственные операции и изготовлять детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

. выполнять шиповые столярные соединения;

. шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебные пособия

Технология. Технический труд: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 192с.

Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 208с.

Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 176с.

Технология. Технический труд: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М: Вентана-Граф, 2009. - 208с.

Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. - С. 10-15.

Оборудование

Слесарные инструменты:(молотки, напильники, слесарные ножовки, слесарный уголок и тд.).

Сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок, электролобзик, электродрель, плакаты.

Столярные инструменты:(рубанки, киянки, ножовки, стамески, верстаки, разметочное оборудование).

Дидактический материал

Инструкционные карты:

Самолет катапульта, катер с резиномотором, разделочная доска, совок, снеговая лопата, швабра, изготовление носилок, ящичные соединения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. - С. 10-1

Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. - С. 10-15.

Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006. - 240с.

Дополнительной (для учителя)

1 .Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов. Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .

2. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла: посбие для учителя.В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.

3. Сайт социальных работников.

Дополнительной (для учащихся)

1. Рихвик, Э. Мастерим из древесины: книга для учащихся 5-8 кл. Э. В. Рихвик.- М.: Просвещение, 1988.-128 с.

2. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .


Учащиеся должны знать: по техническому труду:

Название и назначение ручных инструментов, приспособле­ний, предусмотренных программой;


Правила безопасности труда при работе ручным инструмен­
том;

Правила разметки по шаблонам, линейке, угольнику;

Приемы работы с предметной инструкционной картой;

Правила обозначения размеров на эскизе;

Способы обработки различных материалов, предусмотренных
программой;

Правила выполнения аппликационных работ;

Название и назначение транспортных машин;

Правила безопасности труда, личной гигиены во время сель­
скохозяйственных работ; условия роста растений (свет, тепло,
влага);

Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление
почвы);

Правила посадки (посева) сельскохозяйственных растений.
Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

Организовывать рабочее место (подбирать и размещать мате­
риалы и инструменты на рабочем месте, экономить материалы, со­
блюдать гигиену и безопасность труда);

Принимать цель и удерживать ее до конца работы;

Планировать предметно-практическую деятельность (работать
с операционным планом; анализировать образец по вопросам учи­
теля и самостоятельно; составлять краткий план, рассказ о выпол­
ненной работе; работать по образцу и рисунку; правильно выпол­
нять изученные технологические операции по всем видам труда);

Осуществлять поэтапный и итоговый самоконтроль;

Оценивать работу;

по сельскохозяйственному труду:

Организовывать работу (соблюдать правила безопасности тру­
да во время сельскохозяйственных работ);

Ухаживать за комнатными растениями (полив, удаление сухих
листьев и веток, рыхление почвы);

Подготовить и посеять семена в грунт.


Ill класс (64 ч) 3

Сельскохозяйственный труд (10 ч)

Осенние работы (5 ч)

Правила сбора семян и способы их хранения. Уборка урожая. Осенняя обработка почвы. Правила безопасности труда при работе с граблями, лопатой.

Практические работы. Виды работ на пришкольном участке. Сбор семян растений, выращенных на делянке учебно-опытного участка. Подготовка почвы на делянке, очистка учебно-опытного участка от ос­татков растений, перекопка почвы. Работа с природным материалом (организация засушки). Изготовление поделок (птиц и животных) из природного материала по сказкам народов мира. «Осенний букет».

Весенние работы и работа в классе (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила размножения комнатных расте­ний черенками и уход за ними. Знакомство с семенами корнепло­дов (редис, свекла, морковь) и однолетних цветочно-декоратив­ных растений (люпин). Подготовка семян к посеву (сортировка, проверка на всхожесть, замачивание). Знакомство с трудом людей и профессиями в сельскохозяйственном производстве.

Практические работы. Сроки посева, их влияние на урожай кор­неплодов. Посев семян корнеплодов и цветочно-декоративных рас­тений в грунт. Культурные растения, их отличие от сорняков. Полив, рыхление, прополка, прореживание, посадка рассады. Подготовка к посадке черенков ягодных культур (смородина), перекопка и раз­метка делянки, высадка черенков. Уход за посаженными черенками.

Технический труд (30 ч)

Обработка бумаги и картона (16 ч)

Основные технологические этапы производства бумаги. Свойства бумаги. Виды картона, его

1 Из расчета 2 ч в неделю.


свойства и назначение (прочность, толщина, отношение к влаге). Правила чтения эскиза, проставления размеров на эскизе. Сгиба­ние бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помо­щью фальцлинейки. Изготовление плоских и объемных изделий. Соединение деталей различными способами (клеем, нитками, мягкой проволокой). Оклеивание картона цветной бумагой.

Примерный перечень изделий. Аппликация по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Листопаднинек». Аппликация «Золотая осень». «Лебеди» (оригами по рассказу Л.Н.Толстого). Аппликация с использованием картонного кружева «Сказочный дворец», «Мой четвероногий друг». Изготовление пособий для уроков математики. Изготовление пособий для уроков русского языка. Объемная ком­позиция по рассказу К.Паустовского «Барсучий нос». Оригами (по рассказам о животных). Чеканка из фольги. «Аквариум» (групповая работа). Изготовление кукольного театра (коллективная работа). «Моя любимая книга». «Лото». Игры (головоломки).

Техническое моделирование (14 ч)

Технико-технологические сведения. Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их назначение и при­менение. Приемы сборки из деталей конструктора моделей техни­ческих устройств, машин и т.д.

Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по об­разцам, рисункам, эскизам и по собственному замыслу учащихся. Демонстрация технических игрушек в действии, их регулирова­ние. Изготовление моделей из полуфабрикатов. Совершенствова­ние приемов обработки материалов.

Примерный перечень изделий. Изготовление машины с подъемни­ком. Изготовление сельскохозяйственной техники. Макет «Аэро­порт». Корабли. Моя квартира. Герои сказки «Серая Шейка» (из по­луфабрикатов). Новогодние игрушки. В цирке («Клоун», «Обезьяна»). Летающие и плавающие технические игрушки (из конструктора).

Бытовой труд (8 ч)

Обработка ткани (6 ч)

Технико-технологические сведения. Свойства тканей животного происхождения (шелк, шерсть). Изготовление выкройки (по об­разцу, эскизу, инструкционной карте). Виды стежков и швов:


«строчка», «стебельчатый», «тамбурный», техника исполнения и назначение. Способы соединения деталей изделия. Вышивание.

Примерный перечень изделий. Разметка ткани, сложенной вдвое, и ее раскрой («Полотенце»). «Игольница». Мягкие игрушки по сказкам А.С.Пушкина («Лебедь», «Белка»). Аппликация (по бас­ням И.А.Крылова). Аппликация по рассказу Толстого «Лев и со­бачка».

Уход за одеждой (2 ч)

Ремонт одежды (пришивание кнопок, крючков и петель). Виды заплаток.

Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

Технико-технологические сведения. Ознакомление с инструмен­тами для обработки мягкой проволоки (кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, напильник, молоток). Назначение инструментов, приемы работы ими, безопасность труда. Технология обработки различных материалов (отделка изделий из глины, приемы стили­зации в лепке, подготовка ткани к росписи, приемы обработки яичной скорлупы, обработка древесины и т.д.). Правила наложе­ния и снятия трафарета, роспись рисунка по трафаретам. Способы соединения деталей.

Примерный перечень изделий. Аппликация по рассказу М.Горь­кого «Воробьишка» (материалы: перо, картон, цветная бумага). «Лесные звери» (капсулы от «киндер-сюрприза», колпачки от фломастеров, перья, проволока, пластилин). Аппликация по сказке А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Салфетка-подставка (материалы: картон, шпагат, ткань). «Букет для мамы» (мешковина, цветная бумага, шпагат, проволока). Аппликация по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята» (перо, картон, цвет­ная бумага, песок). Аппликация по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы». «Смешные маски» (ткань, цветной картон). Аппли­кация по рассказу В.Бианки «Сова». «Космический корабль». Пер­вые цветы (бисер, ткань, проволока). Вестники весны (материа­лы: пластилин, перо). Аппликация по стихотворению Н.Некра­сова «Дедушка Мазай и зайцы* (материалы: цветная бумага, картон, перо).

Цели урока:

  • Обобщить и повторить с учащимися разделы по созданию изделий из древесины и металлов.
  • Закрепить правила безопасного труда в мастерской.
  • Воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Задачи урока:

  • Развивать техническое мышление.
  • Развивать самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие.
  • Расширить кругозор учащихся при обобщении пройденного материала.
  • Приобщить учащихся к работе в коллективе.

Тип урока: проблемно-развивающий.

Форма работы: групповая.

Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, контроль знаний.

Межпредметные связи: математика, литература, природоведение.

Оформление – на доске:

  • Плакат «Брейн-ринг»
  • Плакат с нарисованным деревом

Выписаны этапы проведения викторины:

  • Лес и промышленность
  • Чертёж – язык техники
  • Машины и механизмы
  • Металлы в промышленности
  • Алло, нужна помощь.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Учитель. В 5-м классе вы познакомились с древесиной и металлом как широко распространёнными конструкционными материалами. В 6-м классе мы продолжили знакомиться с данными материалами. И сегодня на уроке подведём итоги полученных знаний по пройденным темам: 1. Технология создания изделий из древесины 2. Технология создания изделий из металла.

Ведущий ученик: (подходит к дереву на доске) В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные. Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее. Поэтому сегодня на уроке мы попробуем одеть дерево, отвечая на вопросы.

Учитель. Чтобы было интересней, мы разделимся на две команды: зелёные и жёлтые (4 человека в команде). Для того, чтобы одеть дерево, что нам понадобится?

Ответы учащихся: Знания, ум, навыки.

1 раунд: ЛЕС И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

1. Чем занимается лесная промышленность? (Делится на лесхозы и лесничества. Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса. Лесничества ведают охраной и выращиванием леса)
2. Как сохраняют природу при заготовке древесины? (Возраст древесины 80 или 120 лет. Её называют спелой. Высаживают новые саженцы)
3. Окружающая нас природа охраняется законами, перечислите эти законы. (Земельный. Водный, Лесной)
4. Назовите основные виды пиломатериалов. (Доски, брусья)
5. Что называют пороками древесины? (Отклонения от её нормального строения, внешнего вида, а также повреждения)

Ведущий:

В грубые передники одеты –
У кого в деревне не спроси –
Вечно мои прадеды и деды –
Плотниками были на Руси.

Не на них ли с малолетства глядя.
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
Значится в округе до сих пор.

Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.

Пусть пора иная наступила.
Век электропил – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора…

Учитель: К какому жанру относится данный отрывок? (Стихотворение)
– О какой профессии идёт речь? (Плотник)
– О каких инструментах говорится в отрывке?

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения мы с вами узнали от языка техники – чертежа.

2 раунд: ЧЕРТЁЖ – ЯЗЫК ТЕХНИКИ

1. Что изображают на сборочном чертеже? (Только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия)
2. Как следует читать сборочный чертёж? (Сначала изучают содержание основной надписи, название изделия, масштаб изображения, назначение и принцип действия изделия)
3. Что записывают в маршрутной карте? (Последовательность выполнения работы при изготовлении изделия)
4. Что содержит спецификация? (Перечень особенностей изделия)
5. Для чего изготавливают модели? (Чтобы понять устройство изделия и принцип действия)

Учитель: Второй раунд закончился, предлагаю с болельщиками поиграть в игру «Самый сообразительный». Участие могут принимать и члены команд. Каждый правильный ответ приносит жетон.

Ведущий:

1. Без карандаша и бумаги разделите 30 на 1/2 и прибавьте 10. (70)
2. Какой предмет, вопреки закону всемирного тяготения, чем тяжелее, тем с ним легче? (Кошелёк)
3. Горело 5 лампочек, три лампочки выключили. Сколько лампочек осталось? (5)
4. Сколько концов у трёх палок? (6)
5. Каким ключом нельзя открутить гайку? (Родниковым)
6. Какое колесо не крутится у машины? (Запасное) .

Учитель: Последний вопрос был про машину. Мы тоже с вами изучали составные части машин и токарный станок для точения древесины.

3 раунд: МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

1. Для чего в машине служит двигатель? (Для преобразования энергии в механическую)
2. Для чего предназначены токарные станки для точения древесины? (Для изготовления деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга)
3. Что делают с изделием перед окрашиванием? (Высушивают)
4. Какими инструментами выполняют точение на токарном станке при обработке древесины? (Стамески, шлифовальные колодки)
5. Чем наносят краску на изделие? (Кистью, валиком)

Ведущий: В каменном веке (5-6 тыс. лет до н. э.) человек использовал медь, золото, серебро, метеорное железо для изготовления украшений и простейших орудий труда. Постепенно человек начал выплавлять металл из руды, освоил процессы плавки, горячей ковки и литья. Значительно расширился ассортимент изделий, так как можно было получить металл самых разнообразных свойств.

Учитель: Начинаем 4 раунд.

4 раунд:МЕТАЛЛЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. Что такое сплав? (Смешивание в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов)
2. Какие сплавы относятся к чёрным? (Сталь, чугун) .
3. Для какой цели на заготовке в месте разрезания делают пропил трёхгранным напильником? (Чтобы полотно не скользило по её поверхности)
4. Назовите напильники по форме поперечного сечения? (Плоские, полукруглые, квадратные, трёхгранные, круглые, ножевые, ромбические)

Учитель: Необходимо помнить, что неисправный инструмент и нарушение безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

5 раунд: АЛЛО, НУЖНА ПОМОЩЬ

1. Вы порезали руку, ваши действия?
2. Нарушив технику безопасности Иванов ушиб руку, как ему помочь?
3. Что надо делать, если при работе на токарном станке рукав свитера попал в маховое колесо?
4. Стружка попала в глаз. Ваши действия?
5. Работая с выжигателем, ученик Петров отвлёкся и обжёг руку. Первая помощь?

Учитель: Наша игра-викторина подошла к концу, мы с вами повторили разделы по обработке древесины и металла. Ещё раз вспомнили правила оказания первой помощи. Подведём итоги.

(Подведение итогов – зелёные, жёлтые)

– Как говорится «Дело мастера боится» , а для мастерства нужны не только навыки, но и ум. Ум надо питать, в народе есть такая пословица «Сахар – это пища ума» . Подкрепим наши умы сладостями. (Награждение участников) .

Используемая литература: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) Под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Изд. Центр «Вентана-Граф» 2008 г.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png