ПЛАН, КОНСПЕКТ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1.ПЛАН (от лат. planum – плоскость), Заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий. (Большой энциклопедический словарь). ПЛАН УРОКА пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представлять в виде таблиц следующего содержания:
№ Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
2.КОНСПЕКТ

(от лат. conspectus – обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. (Большой энциклопедический словарь). В конспекте кроме плана урока будет прописан ХОД УРОКА. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока. Как правило, этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:
№ Деятельность учителя Деятельность ученика
И план, и конспект должен начинаться со следующих рубрик:
ТЕМА:
УРОК №
ТИП УРОКА: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
ЦЕЛЬ УРОКА:
ЗАДАЧИ УРОКА: кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамера и т. д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
3.Как правило, педагоги используют ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. План-конспект = план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов). Добавлю, что план – конспект – это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. Качественно разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку по каждой части урока преподаватель сразу получает информацию о деятельности своей и учащихся.
4.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. (Большой энциклопедический словарь). Технология – это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как и в какой момент времени. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представление индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока (вариант) составляется в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали
Этапы урока Задачи каждого этапа Методы Формы Виды деятельности учащихся
1. Организационный момент
2.Подготовка к активной у.п.д.
3. Установка познавательной задачи
4. Усвоение новых знаний
5.Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний
7. Самопроверка знаний
8.Итог
9. Домашнее задание
5. ПРОЕКТ – разработка структуры урока с указанием цели и задач каждого этапа урока, с указанием форм и методов обучения, используемых учителем на каждом этапе урока, а также с указанием видов работы учащихся, с обязательным указанием ожидаемых результатов. Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Цель составления и плана, и конспекта, и проекта, и технологической карты состоит в превращении мысли в действие.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.


6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление
o в знакомой ситуации (типовые задания)
o в изменённой ситуации (конструктивные задания)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
o с целью подготовки к контрольному уроку
o с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний



4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
СОЗДАНИЕ КОНСТРУКТА УРОКА (УЧЕБНОЙ ТЕМЫ) В СООТВЕТСТВИИ С
ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО.
1. Опираясь на примерную программу по истории или обществознанию для основной школы, определите интересующую Вас учебную тему. Поясните выбор темы, укажите её место и значение в школьном курсе географии.
2. Спланируйте личностные, метапредметные и предметные результаты, которых смогут достичь ученики в ходе Вашего урока.
4. Какие элементы содержания учебного материала (термины, законы, имена, названия и т.д.) будут обязательными для усвоения всеми обучающимися в процессе изучения данной учебной темы?
5. Выберите образовательную технологию, которая кажется Вам наиболее эффективной в данном случае. Аргументируйте свой выбор.
6. Какие методические приёмы в рамках данной технологии, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективны для достижения запланированных образовательных результатов?
7. Продумайте организацию самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с выбранной технологией и методическими приёмами на всех этапах дидактического цикла.
8. Определите необходимые Вам ресурсы (текстовые, мультимедийные и т.д.).
9. Каким образом Вы проверите достижение каждого из запланированных образовательных результатов урока?
9. Спланируйте серию уроков по данной теме, руководствуясь таблицей:
Тема урока Планируемые результаты Формы учебной деятельности Необходимые ресурсы
Личностные Метапред
метные Предметные

Как опытный, так и начинающий учитель, вне зависимости от предмета, который он преподает, довольно часто ломает голову, как правильно распределить время своего занятия. Планировать урок необходимо заранее – это поможет избежать торопливых и невнятных пояснений, а также крайне нежелательных пауз. Многие опытные педагоги утверждают, что правильно составленный план занятия на порядок полезнее и эффективнее, нежели ориентация только на имеющийся опыт.

План урока

Давайте разберемся, как составить план урока, и каким образом распределить отведенное время. В самом начале необходимо уделить немного времени, чтобы опросить учеников по материалу, который был усвоен ранее. Он должен быть связан с темой, которая будет представлена в текущем уроке. Зачастую опрос занимает 3-5 мин и в его процессе ученики, вспоминая пройденный этап, смогут лучше усвоить новый.

Далее следует разъяснение новой темы, на которое отводится 20-25 мин. Использование схем, макетов, видео-аудиоматериалов, примеров и таблиц помогает значительно лучше понять и усвоить новый материал. Оставшиеся 10-15 мин. необходимо оставить для того, чтобы закрепить пройденное.

Перед тем, как составить план урока, определитесь, какой вариант Вам больше подходит: самостоятельное составление или готовый план. И первое, и второе является приемлемым. Зачастую начинающему педагогу проще использовать готовые методические материалы. Но со временем предпочтение, все же, отдается планам, составленным собственноручно. В любом случае, при наличии правильно составленного плана, можно существенно увеличить эффективность занятия, а также рационально использовать имеющееся время.

Чтобы отразить содержание учебного материала, этапы занятия и домашние задания, каждый педагог должен иметь план-конспект, содержание которого зависит от типа урока и преподаваемого предмета. Однако основы такого конспекта являются базовыми для любой дисциплины. А вот, как составить план-конспект урока, мы сейчас пошагово и разберем.

План-конспект

Сначала нужно определиться с главной темой занятия, которая, как правило, следует из учебной программы по определенному предмету и тематического плана. Затем указываем тип занятия (выбираем нужное):

  • закрепление пройденного материала;
  • ознакомление с новой информацией;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • комбинированное занятие;
  • контрольный урок.
  • образовательные (получение новой информации, углубленнее пройденного материала, практическое закрепление теории);
  • развивающие (развитие творческого воображения, наблюдения, мышления и т.д.);
  • воспитательные (развитие трудолюбия, самостоятельности, эстетическое воспитание).

Теперь указываем задачи нашего урока, с помощью которых выбирается способ достижения всех вышеперечисленных целей. Не забываем также указать материально-технические оснащения, которые могут понадобиться Вам, а также учащимся во время урока: наглядные пособия, компьютерные программы и видеофильмы, иллюстрации, плакаты, а также карточки с задачами.

После этого описываем ход занятия, в котором нужно указать приемы и методы, используемые в обучении, а также требования к ученикам. Для изучения новых понятий и теоретических сведений необходимо выделить большую часть урока. Затем указываем Ваш план формирования навыков и умений, обобщающие выводы, а также будущие домашние задания.

Если Вы, все еще не уверены в том, что знаете, как правильно составить план урока, можно ознакомиться с его , чтобы взять что-то для себя и понять общую схему ведения классных занятий. В любом случае, только Вы сами можете составить наиболее подходящий план своего урока и провести его так, как сочтете нужным.

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Очень часто молодому учителю бывает трудно спланировать урок так, чтобы успеть обсудить с учениками всё, что требует программа. В сегодняшней статье мы расскажем, как правильно составлять план урока, благодаря которому педагог сможет достичь поставленных целей и провести занятие максимально продуктивно.

Тема урока

Тема урока всегда обозначается в поурочном годовом плане педагога. Однако есть и случаи, требующие уточнения. Например, такая тема, как «Биография А. С. Пушкина», в 5 классе будет отличаться по объёму от идентичной темы в 9 классе. Поэтому перед формулировкой темы в обязательном порядке разберитесь с объёмом материала.

Основные цели урока

Основная цель групповой работы – обучение работе в команде

Современные методики не предполагают разделение целей на развивающие, обучающие и воспитывающие. Но, как показывает практика, многие молодые учителя предпочитают всё же использовать старый и проверенный способ чёткого разграничения целей по трём основным позициям:

  1. Обучающие цели. Здесь ставятся следующие задачи: ознакомить учащихся с…, систематизировать знания о…, выработать определённые навыки (например, анализа стихотворения).
  2. Воспитательные цели. Основные задачи: воспитать у школьников чувства трудолюбия, гуманизма, патриотизма, развить эстетический вкус, ознакомить с этическими нормами и рассказать о важности дисциплинированности.
  3. Развивающие. Здесь указываются цели, благодаря которым у школьника развивается мышление, аналитические способности, память, фантазия, самостоятельность и т. д. Если урок предполагает групповую работу, то следует указать, что основной развивающей целью будет обучение работе в команде (а также развитие умения работать в команде) и навыкам коммуникации.

Оборудование на занятии

Довольно часто на уроках химии школьникам приходится работать с пробирками

Здесь необходимо перечислить все предметы, которыми учитель будет пользоваться в ходе урока. Это могут быть как мультимедийные презентации, аудио- и видеоматериалы, так и различные пробирки и реагенты.

Ход урока

Организационный момент является обязательным этапом любого занятия. Он помогает дать представление ученикам о теме, которая будет обсуждаться, сконцентрировать их внимание и проверить готовность школьников к уроку.

Проверка домашнего задания позволяет выявить полученные знания школьников по предыдущей теме

Проверка домашнего задания . Все педагоги со стажем советуют ежеурочно проверять заданный на дом материал. И не зря, ведь это позволяет проверить знания учеников по предыдущей теме и напомнить классу главные тезисы прошлого урока.

Тема и цель урока . В обязанности учителя входит обозначение темы и целей урока. Советуем подвести к этому учеников в ходе небольшого теста или викторины.

Основная часть урока. Данная часть урока может различаться в зависимости от формы и вида занятия. Если речь идёт об обычном уроке, то принцип построения здесь достаточно прост: двигаемся от простого к сложному и от общего к частному.

Завершение урока. Согласитесь, в некотором смысле трактовать урок можно как разговор или беседу. Поэтому, если вы закончите его без подведения итогов, то может показаться, что он завис в воздухе. Не забывайте – в конце каждого занятия учителю желательно «пройтись» по основным тезисам урока и рассказать ученикам о том, что же они сегодня изучили.

Возможно, потребуется задать несколько вопросов по изученному материалу. При этом постарайтесь не вводить новую информацию, чтобы лишний раз не запутывать школьников.

Современное образование предполагает практику системы самооценок

Выставление оценок . Этот этап вряд ли требует каких-либо объяснений. Скажем лишь то, что в последнее время молодые педагоги практикуют систему самооценки, когда ученик сам оценивает свои знания. Если учитель согласен, он ставит заслуженную отметку. В противном случае педагог обязательно должен объяснить школьнику, почему он не согласен с его оценкой .

Домашнее задание. Практически все учителя оставляют данный этап на конец урока. Но можно дать задания и в начале, и даже в середине занятия. Это полезно тем, что учитель сможет заранее сориентировать внимание учеников на то, что рассматриваемые на уроке тезисы будут главным помощником ребят при выполнении домашнего задания.

Современные методические пособия помимо обязательного задания дополнительно предлагают и более творческие варианты. Например, не просто выучить отрывок из произведения, но и сделать небольшую презентацию или подготовить доклад по теме.

Главное, не забывайте, что абсолютно каждый урок должен иметь некую «изюминку», которая обязательно заинтересует учеников и позволит сосредоточить их внимание исключительно на вашем материале. Желаем удачи в подготовке плана!

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png