3. Самоуправление в школьном коллективе

Самоуправление - непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива - бесполезно говорить о самоуправлении.

Значит, самоуправление - не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива

В отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога, стиль его отношений с ребятами. Здесь преобладает не прямое, не лобовое воздействие учителя, воспитателя, а его скрытая позиция, сила его реального авторитета, такт и ум.

Нельзя переносить на органы ученического самоуправления структуры взрослых, не свойственные возрасту и психологии школьников бюрократические формы управления.

Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть и временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Виды самоуправленческой деятельности:

· участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;

· участие в работе педсовета;

· работа в постоянных и временных органах самоуправления;

· выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

· дежурство по школе, классу, спецпосту;

· деятельность советов классов;

· деятельность дежурных командиров (ДК);

· участие в работе лагерных сборов;

· работа педклассов.

Заметно улучшились самоуправленческие процессы в школьном и классных коллективах. Для приобщения к самоуправленческой деятельности возможно большего числа учеников в классах ввели должность дежурного командира. Он избирается большинством голосов открытым, прямым голосованием на общем собрании классного коллектива. Срок работы его - один месяц. По истечении этого срока класс обсуждает деятельность командира, оценивает ее и выбирает нового ДК на следующий срок. Права и обязанности дежурного командира определены специальным Положением. На время своей работы дежурный командир входит в состав совета отряда или комсомольского бюро.

Продумывая структуру школьного самоуправления, отказались от громоздкой сети штабов и комиссии, а пошли по пути разнообразных, гибких, временно действующих инициативных групп.

Tpи-четыре раза в году в школе собирается Большой совет. В него входит ученический, пионерский и комсомольский актив 5-11 классов с классными руководителями (они входят в актив класса), совет пионерской дружины, комитет комсомола и все «взрослое» руководство школы (директор, его заместители, секретарь партбюро, председатель профсоюзного комитета, секретарь учительской комсомольской организации). Обсуждая принципиально важные вопросы жизнедеятельности школьного коллектива, использовали такие приемы, как разговор на кругу, мозговую атаку, групповую дискуссию, прием моделирования.

Совершенно особое место в воспитательной системе нашей школы занимают трехдневный лагерный сбор aктива, окончательно оформившийся в лучших своих чертах и набравший силу именно нa втором этапе развития системы.

Итак, на втором этапе идет бурное развитие школьного коллектива, усложнение его деятельности, усложнение внутриколлективных отношений. В это время возможно некоторое ослабление классных коллективов, так как рамки класса для многих ребят становятся тесными. Но это явление временное и легко регулируемое именно в рамках системы. В педагогической среде все больше принципиального единомыслия: учителя к этому времени успевают оценить объективные достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. На третьем этапе развития системы значительно усложнили ее целевую установку: теперь учителя были в силах выйти на личность, уделить основное внимание личностному подходу в воспитании. Это вынудило обратиться к педагогической и психологической науке, начать формирование психологической службы в коллективе. Но пожалуй, самое главное - соединение воспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс. Теперь учителям были по плечу сложные дидактические задачи, ведь к этому времени под учебный процесс была подведена мощная воспитательная база.

4. Дидактические и воспитательные системы в школе

В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.

Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе.

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

Разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;

Организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);

- «аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;

Проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;

Организация общешкольных познавательных игр;

Деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;

Широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;

Привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;

Проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;

Введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;

Разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;

Организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы. Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно меняется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип педагога- педагог-исследователь.


И развитию ребенка. Проблема исследования: каковы особенности содержания воспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентов воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Объект исследования: детский оздоровительный комплекс и особенности его деятельности. Предмет исследования: организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. Цель...

Педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы: Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе. ...

Не обладает достаточными возможностями и потребностями проникать в сущность явлений, вскрывать их причины. Отметим, что полное овладение такими умениями и не должно выступать целью воспитательной работы в начальной школе. Однако, в этом периоде необходимо начинать ту самую "закладку" этих умений на доступном и соответствующем возможностям детей уровне организации воспитательной работы. Вместе с...



Разного типа и реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования разнохарактерных систем ее организации. Отличаясь по содержанию и направленности, воспитательная работа инновационных школ должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем...

4. Формирование дисциплинорованности

Литература:

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. – 223с.

3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, 1984. – 175с.

4. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Психология». - М.: МГУ, 1984.- 208с.

5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 143с.

6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 206с.

7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 258с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1993. - 526 с.

9. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. – 125с.

10. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. – М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

11. А.С.Макаренко // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 536 - 538.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с.

13. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в кол­лективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

14. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319с.

15. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М.: Педагогика, 1984. – 111с.

16. Новикова Л.И. Коллектив // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 450- 451.

17. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопро­сы теории. - М.: Педагогика, 1978.- 143с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова,

Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

20. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

21. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

24. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельно­сти школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.

25. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

В процессе подготовки к данному занятию важно сформировать собственное критическое отношение к проблеме «личность – коллектив», опираясь на изученные теоретические вопросы. Необходимо знать отличительные признаки высокоразвитого ученического коллектива от других коллективов. Особое внимание обратите на структуру детского коллектива, формальные и неформальные отношения в нем. Студент должен уметь характеризовать собственную студенческую группу: тип, стадию развития; уметь предложить способы дальнейшего развития группы и ее сплочения. Важно свободно владеть методикой социометрии, проводить ее в собственной студенческой группе и в дальнейшем в ученической группе в период педагогической практики. При выполнении заданий для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии №№ 10, 11 воспользуйтесь литературными источниками №№ 12, 25.

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие метода, средства, приема воспитания.

2. Условия, определяющие выбор методов воспитания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности.

5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

6. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. Укажите условия, определяющие выбор методов воспитания.

4. Что такое классификация методов воспитания? Назовите известные вам классификации методов воспитания.

5. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности: 1. Авторитет учителя; 2. Этические беседы; 3. Рассказ; 4. Лекция; 5. Общественное мнение; 6. Наказание; 7. Соревнование; 8. Гласность; 9. Разъяснение; 10. Объяснение; 11. Увещевание; 12. Внушение; 13. Поручение; 14. Инструктаж; 15. Пример; 16. Справедливость; 17. Нотация; 18. Контроль; 19. Диспут; 20. Доклад.

6. Охарактеризуйте методы формирования сознания личности. Каковы условия их педагогической эффективности?

7. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

8. Что такое педагогическое требование? Какие виды требований Вы знаете? Какие условия необходимо учитывать при использовании педагогического требования?

9. В чем сущность метода упражнений? Что такое прямые и косвенные упражнения? Приведите примеры таких упражнений.

10. От чего зависит эффективность упражнений?

11. В чем сущность приучения? Назовите условия эффективного применения названного метода.

12. Что такое поручение? Охарактеризуйте данный метод воспитания.

13. Что такое метода воспитывающих ситуаций? Чем отличаются естественные и искусственные ситуации? Создавали ли Вам классные учителя воспитывающие ситуации? Приведите примеры.

14. Перечислите методы стимулирования?

15. Что такое поощрение? На чем строится воспитательный механизм метода поощрения?

16. Назовите виды поощрения. Какие ошибки могут предостерегать педагога при использовании поощрения?

17. Что такое наказание? Какие наказания Вы считаете возможным использовать в школе?

18. Назовите педагогические условия, определяющие эффектив­ность метода наказания.

19. В чем сущность соревнования? Каковы важнейшие педагогические условия организации метода соревнования в детской среде?

20. Что такое субъективно-прагматический метод воспитания? Почему в современных условиях этот метод становится актуальным?

22. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Тема доклада

1. Перевоспитание

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / МГОПИ. – М.: Альфа, 1993. – 93с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 158с.

6. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогические наследия. – М.: Педагогика, 1989.- 286с.

9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

Работа над заданиями для самостоятельного осмысления требует основательной и серьезной теоретической подготовки. Необходимо давать характеристику различным методам воспитания, знать условия эффективного их применения, а также ошибки, которые могут возникать при их использовании; выработать собственное отношение к методам воспитания. На данном практическом занятии студенту необходимо научиться моделировать педагогические ситуации с различными методами воспитания, видеть их результат. Важно знать отличия системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Направление:

Активное Подмосковье

Тема проекта:

Работа с молодежью

Муниципальное образование:

Серпухов г.о.

Описание проекта:

Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от социальной активности граждан. Это - объективная потребность цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.
В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует республика «Спектр».
Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.
Школьная республика «Спектр» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления, объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:
1-4 классы – «Солнечный город»
5-11 классы – «Спектр»
«Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.
Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация. .В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.
То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.
Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.
Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.
Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.
Во главе школьного ученического самоуправления стоит президент, который избирается среди учащихся 8-11 классов по установившейся схеме:
 выбор кандидатов от классов
 представление кандидатских программ
 предвыборная агитация
 дебаты «Я- лучший президент»
 выборы
 инаугурация
Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением, представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.
В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов

Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.
Основные направления работы:
Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.

Основные дела школьной республики:
Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
Общешкольная конференция
Заседания общественно-политического клуба
Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка», по сбору макулатуры, «Свет в окне»
Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
Конкурсы:«Класс года», «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
«Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «Зарничка»
Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД

В конце каждого учебного года Совет старшеклассников собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года», объявляют результаты и на празднике чести школы проводят награждения.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи проекта:

Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:
1. Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
3. Воспитание чувства частного партнерства.
4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
5. Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.

Достигнутые результаты:

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя. Все выпускники нашей школы после 11 класса успешно поступают в ВУЗы, где реализуют не только интеллектуальные, творческие, спортивные способности, но и занимают активную гражданскую позицию, включены в социальные процессы экономической и политической жизни страны.
Признанием эффективности работы по организации самоуправления в школе считаем успешное участие (2 место) в региональном этапе Всероссийской программы "Ученическое самоуправление" в 2017 году.

Социальная значимость проекта:

Успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу, а именно такие молодые люди нужны нашему обществу, современной России.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Перечень конкурсов и социально-направленных программ,
в которых школьная республика «Спектр» принимала участие в 2016-2017 учебном году

№ Название конкурса или программы Сроки проведения Краткое описание Количество участников
1 Школьные сборы актива УС Март, ноябрь В осенние и весенние каникулы в школе проходят сборы актива республики «Спектр». С ребятами проводит тренинги психолог. Учителя - кураторы министерств -проводят обучение активистов, мастер-классы каждый в своем направлении 44 чел.
2 Городские сборы актива УС «Школа лидера» Март, ноябрь Лидеры ученического самоуправления школы ежегодно принимают участие в городском проекте «Школа лидера». Ребята учатся общаться, решать общественные задачи, применять лидерские качества на практике. 7 чел.
3 Акция «Чистый школьный двор» Апрель-май
Сентябрь-октябрь Уборка пришкольной территории, выращивание рассады, разбивка клумб 555 чел.
4 Акция «Сохраним лес от вырубки» Апрель
Ноябрь Ежегодно в школе 2 раза в год проходит акция по сбору макулатуры. В апреле 2016 г. было собрано – 5т550кг. В декабре 2016 г. – 6т240 кг. 1006 чел.
5 Акция «Поздравление ветеранов» Февраль
май За каждым классом школы закреплены ветераны войны, труженики тыла и узники концлагерей, проживающие в нашем микрорайоне. Всего 64 человека. Ко Дню защитника Отечества и Дню Победы ежегодно учащиеся поздравляют ветеранов с праздником, посещая их на дому. 105 чел.
6 Военно-спортивная игра «Зарница» Апрель 4 место в городской военно-спортивной игре. 12 чел.
7 «Гагаринские чтения» Апрель С2008 г. в школе проходят масштабные мероприятия, посвященные Дню космонавтики: волейбольный турнир, общешкольная конференция, экскурсии на завод «Металлист», экскурсия в ЦУП. Проект «Гагаринские чтения» - лауреат премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2014,2015 и 2016 г. 288 чел.
8 Акция «Каждой птичке – кормушка» Апрель, октябрь По инициативе министерства экологии и министерства труда школьной республики «Спектр» учащиеся начальной школы изготавливают кормушки для птиц, которые развешивают на пришкольной территории и в течение года подкармливают пернатых. 455 чел.
9 Акция «Георгиевская ленточка» Май Учащиеся школы вручили жителям микрорайона 200 георгиевских ленточек. 50 чел.
10 Акция «Письмо с фронта» Май Фронтовые треугольники со стихами поэтов, воевавших в Великой Отечественной войне были вручены жителям микрорайона, как память о наших предках, завоевавших Победу. 115 чел.
11 Акция «Вахта памяти» 6 мая приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2. Ребята несли Вахту памяти у памятника советскому солдату напротив завода «Металлист». Несмотря на то, что акция публичная, для каждого это очень личное событие. Каждый ученик несет вахту молча, чтобы вспомнить своих близких, каждого солдата Великой Отечественной войны, поклониться павшим героям.
Во время несения вахты к ребятам подходили ветераны завода «Металлист» со словами благодарности и напутствия. Учащиеся 1-4 классов школы №2 возложили цветы к памятнику и прочитали стихи поэтов-фронтовиков. 120 чел.
12 Акция «Я помню... Я горжусь...» Май По микрорайону были расклеены листовки на каждом подъезде жилого дома, на магазинах, социально-значимых объектах со словами благодарности ветеранам войны и обращением к потомкам, чтобы помнили великий подвиг своих отцов, дедов и прадедов. 60 чел.
13 «Бессмертный полк» Май Акция "Бессмертный полк" прошла в Серпухове 9 мая 2017 Тысячи горожан вышли с портретами своих героев – дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны. Приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2.
Ребята шли плечом к плечу, неся фотографии фронтовиков, чьим героизмом и стойкостью восхищается и гордится вся страна. 120 чел.
14 Военно-спортивная игра «Зарничка» Июнь Юнармейцы начальной школы из оздоровительного лагеря «Солнышко» ежегодно принимают участие в городской военно-спортивной игре «Зарничка». В подготовке команды большую помощь оказывают юнармейцы-старшеклассники. 10 чел
15 «Уроки мужества» В течение года В течение года к учащимся школы приходят ветераны войны и Вооруженных сил, которые не только рассказывают о событиях Великой Отечественной войны, но и воспитывают у подрастающего поколения такие качества, как мужество, героизм, честность. 580 чел.
16 Операция «Зебра» Сентябрь Отряд ЮИД школы № 2 совместно с ГИБДД в течение месяца проводил рейд на перекрёсток. В ходе операции отряд ЮИД распространял листовки по ПДД среди детей и родителей. Большой интерес вызывала у учащихся и учителей школы № 2 «зебра», которая переводила их через дорогу. В роли «зебры» выступил член отряда ЮИД. 20 чел.
17 Культурно-просветительский и военно-патриотический проект «Мы помним, мы гордимся!» Декабрь Проект «Мы помним, мы гордимся!» проходит в течение всего года. Учащиеся школ имеют возможность посетить открытый кинопоказ художественных военно-патриотических фильмов в ДК «Россия». Представители школьной республики «Спектр» посмотрели х/фильм «Офицеры» и «В бой идут одни старики». 60 чел.
18 Городской смотр-конкурс по патриотическому воспитанию «Наследники славы земли Серпуховской» В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах патриотической направленности
19 Городской форум «Юные таланты земли Серпуховской В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах творческой направленности
20 Региональный этап Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» Декабрь-февраль 2 место 15 чел.

Самоуправление как эффективная форма организации досуга учащихся

Краткий анонс: Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности. С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения. Данный материал, может быть, применим в воспитательном процессе школы.

Самоуправлениекак эффективная форма организации досуга учащихся
(из опыта работы ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля»)

Достаточно много в различных изданиях рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Может ли самоуправление содействовать в организации досуга учащихся? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только грамотная организация досуга учащихся, но и возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, осознавать ответственность за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении.
В ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля» вопрос ученического самоуправления рассматривается уже давно. Обратившись к проблеме, мы предлагаем решение через создание и функционирование четкой модели ученического самоуправления. Только тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет чувствовать собственную значимость, можно смело полагаться - Ваше учреждение образования стало не только центром досуга учащихся, но и вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому.
Взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу. Они прилагают все усилия, чтобы жизнь в школе была интересной, увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости.
Школьное самоуправление учащихся направлено на вовлечение каждого в общие дела, общий поиск и творчество.
В начале пути самоуправление учащихся рассматривалась как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправления все больше места должно отводиться в содержании его деятельности общественно-полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, участие в управлении гимназией, на защиту своих прав и интересов.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.
Эффективную занятость учащихся помогает организовать Парламент школы во главе с Лидером. Для того чтобы занятость учащихся была организована во всех направления, было создано 5 министерств: 1. Образования и науки; 2.Спорта и туризма; 3. Информатизации; 4. Культуры и досуга; 5. Труда и заботы; а также в Совет Министров входят секретарь БРСМ и председатель БРПО. Возглавляют Министерства, не назначенные педагогами, а выбранные всеми участниками образовательного процесса учащиеся.
В период выборов Лидера и Министров школы каждый кандидат предлагает свою программу, в которой отражает мероприятия, социально-значимые акции и полезные дела интересные и необходимые на его взгляд для школы. В течение недели учащиеся школы знакомиться с предложенными программами, и выбирают не просто хорошего человека, а инициативного «руководителя». В нашей школе это мероприятие не «одного дня». Учащиеся должны прочувствовать: насколько значимо, почетно и ответственно возглавлять Парламент школы, а избиратели должны иметь возможность узнать о своем Лидере. Выборы проводятся в соответствии с «Положением о выборах Лидера школы» по плану:

Понедельник - представление программ кандидатов в лидеры школы (каждый кандидат оформляет красочный плакат с описанием биографии и предлагаемых мероприятий, социально-значимых дел, КТД и т.д., размещает в фойе школы)
Вторник - Пресс-конференция кандидатов с избирателями.
Среда - Видео обращение кандидатов в лидеры к избирателям
Четверг - Открытая агитация кандидатов в лидеры школы
Пятница - «День тишины» перед выборами
Суббота - Творческое представление кандидатов, Выборы лидера, танцевальный вечер.
После выборов Лидера школы и утверждения Министров, Советом школы утверждается Программа, которая состоит из мероприятий, предложенных детьми, а не навязанных педагогами. В этом учебном году были предложены:
День самоуправления (в День Учителя 01.10.2016);
Организация благотворительной акции «Подари елку детям»;
Организация шефства над начальной школой;
Конкурс «Мистер и Мисс школы 23.12.2016»;
Рождественский бал 28.01.2017
Акция «Уважай возраст» 01.10.2016;
Участие в субботнике «На благо родного района» и многое другое.
Пусть предложенные мероприятия кардинальным образом не отличаются от запланированных администрацией, но это предложения детей. Именно поэтому каждый Министр чувствует ответственность за реализацию своего дела. Одно из направлений Программы – шефская помощь, организует занятость не только учащихся старших классов, но и помогает, проведению мероприятий, акций для малышей. Такое направление воспитывает ответственность не только за себя, но и за других. Стимулом в качественном выполнении поручений и массовом участии, является традиционный конкурс «Лучший класс школы». Экран соревнований классов определяет ежемесячно лучший класс четверти. Награда за плодотворную работу, и умение организоваться – переходящий приз - символ лучшего класса «Скрипичный ключ», так как школа имеет музыкальную направленность. Цель конкурса- подготовка молодых граждан к участию в управлении своей страной, начиная с управления своим ученическим коллективом.
ЗАДАЧИ:
- формирование в школе демократических отношений между педагогами и учащимися, защита прав учеников;
- активизация участия в организации повседневной жизни своего класса, в реализации своих интересов и потребностей, в совершенствовании работы своей школы;
- развитие социально-значимых проектов.
Суть традиции в том, что на протяжении всей четверти учащиеся 5-11 классов соревнуются за звание лучшего. Их оценивают исходя из следующих направлений:
- соблюдение делового стиля одежды;
- поведение в столовой при приёме пищи;
- участие в акции «Макулатура»;
- организация и участие в мероприятиях ОО «БРПО», «БРСМ»;
- благоустройство территории школы;
- работа классного самоуправления;
- участие в общешкольных мероприятиях, посещение культурных мест, организация экскурсий.
Результаты работы по данным направлениям можно увидеть на специальном экране, который заполняется каждую неделю отметками по пятибалльной системе.
На наш взгляд такая работа позволяет каждому учащемуся найти свое место, чувствовать себя неотъемлемой частью, значимым подразделением. Здесь понятие «середнячек» не существует: даже если ты еще не определился, какую пользу можешь принести обществу, все равно каждый – составляющая часть целого. Пусть даже в роли исполнителя.
Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива. Самоуправление призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. А годовая циклограмма деятельности ученического коллектива позволяет школе стать центром досуга.
С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности.
Обучение навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности позволяет развить у учащихся желание участвовать в общественной жизни, не остаться равнодушным к событиям своего государства, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать власть и свой путь в жизни.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,

А. С. Макаренко

Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чув-ства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к проис-ходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

Моя задача, как классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого классного руководителя - создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.

Систему классного самоуправления начала формировать в 5 классе сразу, как только пятиклашки пришли в среднее звено школы. Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделила изуче-нию индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Каждый учащийся получил свою сферу деятельности, и на него возложила ответственность за ее выполнение.

Можно выделить три этапа развития самоуправления:

1-й этап развития активности - зарождение:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поруче-ния формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности - становление:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам нахо-дит и использует некоторые способы его осуществления, формирует на-вык самоконтроля и требовательности к себе.

3-й этап развития активности - самосовершенствование:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; ха-рактеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.

Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.

Цель: формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.

Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
  • создание условий для равноправного сотрудничества всех учащихся класса;
  • воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
  • создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.

Принципы самоуправления в классном коллективе:

1. Принцип взаимодоверия;

2. Принцип взаимопомощи;

3. Принцип сотрудничества;

4. Принцип сменяемости актива;

5. Принцип единого планирования.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • дежурство по классу и по школе;
  • участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные вечера, праздники, спорт и спортивные мероприятия;
  • уборка пришкольной территории.

Высшим органом самоуправления является классное собрание

Главное назначение классного собрания - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Оно обеспечива-ет каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива.

Староста класса

1. Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2. Отвечает за состояние дисциплины на уроке.

3. Является представителем класса в школьных органах.

4. Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.

Помощник старосты

Помощник старосты выполняет функции старосты в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.

Секторы классного самоуправления:

1. Сектор «Учебный»

1. Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.

2. Ведет контроль за успеваемостью.

4. Организует помощь отстающим в учёбе.

6. Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке

7. Следит за наличием и проверкой дневников

2. Сектор «Спортивный»

  • Организуют участие в спортивных мероприятиях.

3. Сектор «Трудовой»

  • Следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене;
  • Отвечают за организацию дежурства по школе;
  • Следят за цветами в классе;
  • Организуют ребят на генеральную уборку класса и распределяют фронт работ.

4. Сектор « Редколлегия».

  • Отвечают за оформление классного уголка;
  • Оформление класса к мероприятиям.

5. Сектор « Досуг».

  • Организация участия класса в мероприятиях различного уровня.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Возникает проблема: как организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них? С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности (увеличилось количество учебных предметов, новые учителя - новые требованиями). Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым.

В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

Моя задача, как классного руководителя - помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях - адаптация школьников к не-прерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности учащихся. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png