Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

1. Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью -- приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

2. Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей -- членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

4. Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

5. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

6. Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

7. Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

8. Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

*социальная интеграция -- обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

*организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

*обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

*регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Сегодняшнее состояние нашего общества привело к созреванию в массовом общественном сознании понимания жизненной необходимости нравственного оздоровления социальной атмосферы. Проблема развития ценностных ориентаций личности неизбежно возникает в переломные моменты эпохи, требующие от человека определения отношения к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности - важнейший регулятор ее социального поведения.

В этих условиях незыблемые культурные ценности, накопленные опытом предыдущих поколений, могут сыграть решающую роль в процессе восстановления в обществе утраченных моральных, этических, нравственных ценностей. Очень важно создать оптимальные психолого-педагогические условия для формирования ценностных ориентаций учащихся, ибо от нравственной зрелости будущего специалиста-профессионала во многом зависит успешное решение широкого спектра этических проблем, с которыми неизбежно приходится иметь дело в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Проблема ценностей неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев человеческого общества на определенном этапе его развития. Кризис Афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Являясь основным вопросом общей теории ценностей, аксиологии, он обусловил дальнейшее развитие ценностных характеристик в античной и средневековой философии. Вся традиция философских учений от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью понятий бытия и ценности. При этом подчеркивается, что ценность является объектом разнообразных человеческих желаний и устремлений. Кант относил понятие ценностей к морали, а его последователи распространили эту точку зрения и на явления культуры. Кантианская традиция, таким образом, ограничивала понятие ценности духовными ценностями.

Пересечение теоретических воззрений философов и психологов при анализе категории ценности впервые происходит в работах немецкого философа Макса Шелера. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией о боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует своеобразную основу личности.

Иерархия ценностей, конечно же, изменялась в зависимости от уровня культурного и общественно-политического развития общества. Классический ряд ценностей выглядел в виде своеобразной триады: истина, добро, красота.

Эпоха Возрождения делает человека центральным пунктом системы ценностей, ее правомерным носителем. Следующий шаг становления иерархии ценностей связан с общественно-политическим развитием человеческого общества. Классический ряд духовных ценностей дополняется в этот период ценностями социально-политического порядка (идеалы равенства, свободы личности, справедливости как необходимых компонентов достойного существования человека)

Появление определенной иерархии ценностей на различных этапах развития человеческого общества положило начало выделению важнейшего элемента внутренней структуры личности - ценностным ориентациям. Закрепленные жизненным опытом индивида, они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность уже сложившихся ценностных ориентаций образует как бы ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого обстоятельства ценностные ориентации всегда выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков.

Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности. В наиболее общей форме эти противоречия могут быть представлены как борьба между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Через особые виды общественной и личной деятельности происходит усвоение общественного сознания индивидом, ему сообщается определенная система норм и правил, которыми необходимо руководствоваться в социально значимом поведении. В соответствии с этим человек, вступающий в общественную жизнь, включающийся в трудовой процесс, уже обладает определенной жизненной и ценностной ориентацией, имеет некоторые сознательные установки. Образование социально-психологических установок происходит на уровне волевого поведения человека.

У каждого человека есть некоторая ориентация - слабая или сильная, одобряемая или осуждаемая, интенсивная или расплывчатая - на общезначимые ценности. Но устойчивые ценностные ориентации как доминанты сознания и поведения имеются только у развитой, зрелой личности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как надежность, цельность, верность определенным идеалам, активность жизненной позиции. Ценностно-ориентационная деятельность предстает как осознание значимости того или иного объекта в жизни индивида, установление его ценности. Человек познает мир, оценивает полезность данной сущности, ее возможность удовлетворить свои потребности и интересы. Потребность и деятельность при этом носят диалектический характер. Потребность стимулирует деятельность, выступая в качестве первопричины и общего основания, но сама деятельность становится, в свою очередь, предметом потребности.

Таким образом, основным содержанием ценностных ориентаций являются политические, нравственные, мировоззренческие убеждения.

Мир ценностей - это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Свобода человека - это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура -- непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

В статье поговорим об основных функциях культуры. Мы разберем самые главные из них, а также обратим внимание на второстепенные для того, чтобы понять сущность и важность самого явления в обществе.

О чём идёт речь?

Мы будем говорить об основных функциях культуры, так как нельзя отрицать того факта, что она играет огромную роль в жизни всего общества. Культура является неким средством хранения, передачи и аккумуляции человеческого опыта. Все свои роли она выполняет благодаря множеству функций, которые мы будем рассматривать ниже.

Образование и воспитание

Основные функции культуры касаются образования и воспитания, поэтому именно на этих двух понятиях строится будущее общества. В некотором смысле именно это может сделать из человека личность. Свои особенные черты человек приобретает, становясь членом общества, то есть социализируясь, таким образом получая новые знания, понимание языка символов, обычаев и традиций.

Он учится адаптироваться в пределах своей социальные группы. Нельзя отрицать того, что уровень культуры определяется тем, насколько человек социализирован, то есть насколько он приобщился к общему наследию и насколько развиты его индивидуальные способности. Культура личности заключается в эрудиции, интеллектуальных способностях, творческой самореализации, овладении иностранными и родным языками, вежливости, нравственности, самообладании и так далее. Но всё это возможно понять и приобрести только благодаря воспитательно-образовательной функции культуры.

Интеграция

К основным функциям культуры можно отнести интеграцию и дезинтеграцию. Отметим, что эти функции очень подробно исследовал Э. Дюркгейм. Согласно его мнению, освоение чего-то высокого формирует у человека ощущение своей общности с другими и принадлежности к одной нации, народу, социальной группе, религии и т.д. Таким образом культура выступает как некий объединяющий фактор, который интегрирует действия людей и формирует целостное общество.

Но при этом есть и другая сторона медали, а именно дезинтегративная функция, которая заключается в том, что, объединяя группу, культура противопоставляет её другим группа, таким образом расшатывая широкие общности. Не секрет, что внутри как малых и больших существуют различные конфликты, которые тоже вытекают из этой функции.

Регулирование

Одна из основных функций культуры в обществе регулятивная. Мы говорили выше, что в процессе социализации человек приобретает некие ценности, принимает нормы, идеалы и высшие цели, таким образом становясь уникальной личностью. Всё вышеперечисленное формирует именно культура, поэтому она является регулятором человеческого поведения. Говоря более масштабно, можно отметить, что она в некотором смысле устанавливает рамки дозволенного для человека.

А также пределяет границы возможного поведения в семье, коллективе, в быту, в школе и так далее. Для неё характерны не только эти предписания, но и определенные запреты. Нарушение каких-то норм приводит тому, что человек становится изгоем общества и несёт серьёзную ответственность на государственном уровне. Как рычаг управления иногда используется общественное мнение, которое способно очень сильно повлиять на человека.

Здесь же рассмотрим нормативную функцию, цель которой заключается в урегулировании определенных сторон общественной и личной деятельности. Это означает регулирование межличностных отношений, труда, быта и так далее. То есть культура может в большом масштабе влиять на действия людей и их выбор определенных ценностей. Главная опора этой функции заключается в таких понятиях, как мораль и право.

Передача социального опыта

Основные функции духовной культуры заключаются в том, чтобы транслировать или передавать социальный опыт. Но также часто эту функцию называют функцией исторической преемственности. Мы знаем, что культура - это довольно сложная и объемная знаковая система, посредством которой происходит передача опыта от поколения к поколению сквозь эпохи. При этом у общества нет другого механизма, который бы мог сосредоточить себе всё богатство накопленного опыта.

Гносеология

Основными функциями культуры являются те, без которых жизнь общества невозможна. Далее рассмотрим гносеологическую функцию, которая очень тесно связана с предыдущей, а некоторые свойства даже являются ее предложением. Культура является неким средоточием всех накопленных знаний и ценностей человечества, которые не только передаются, но и могут познаваться или изучаться людьми. Интеллектуальность общества напрямую зависит от того, насколько часто и активно оно использует богатство своей общности.

Знаки

Мы рассмотрели основные элементы и функции культуры, теперь поговорим о менее важных элементах, которые не настолько влиятельные, но без них представить всю систему тоже очень сложно. Знаковая функция является ключевой для самой культуры. Она представляет собой наличие определенной системы, благодаря которой культура вообще возможна. Как мы понимаем, без принятия знаковых систем постичь культуру невозможно.

Для примера приведем устный или письменный язык, который является необходимым средством для общения в человеческом обществе. Но при этом национальная культура познаётся благодаря литературному языку, который способен «показать» гораздо больше. В мире также есть специфические языки или знаки, которые необходимы для понимания мира живописи, музыки, театра. Естественные науки тоже имеют определённые знаковые системы.

Аксиологическая функция

Сущность и основные функции культуры мы рассмотрели выше, а теперь поговорим о важности культуры, как ценности. Аксиологическая функция определяет качество. Она формирует у человека ориентации и потребности. От их уровня и качества во многом зависит степень воспитанности как человека, так и всего народа. Главным критерием ценностной функции является интеллектуальный и нравственный уровень.

Основные социальные функции культуры

Социальные функции позволяют людям вместе вести коллективную деятельность и удовлетворять свои потребности путем взаимодействия. Это базовая функция, без которой существование общества невозможно. Она включает в себя социальную интеграцию, которая проявляется в единстве человеческого рода и общности мировоззрения, которые проявляются в религии, мифах и философии.

Также она подразумевает общие организации и регулирование совместной деятельности людей. Обеспечивается это благодаря политике, обычаям, праву, идеологии и т.д. Также сюда входит предоставление определенных средств для нормальной жизнедеятельности и взаимодействия людей. Это познание, образование, воспитание, ценностные наборы, накопление и передача знаний.

Не последним элементом социальной функции считается регуляция определенных сфер деятельности. Сюда мы можем отнести особенную культуру и быт, культура труда, питания и т.д. Таким образом, мы понимаем, что вся эта система не только очень разнообразна, но динамична. Она никогда не стоит на месте, а постоянно находится в процессе развития.

Адаптация

Насколько же глубоко понятие культуры? Основные функции культуры заключаются не только в теоретических моментах, но и во многом они проявляются на практике. Рассмотрим адаптивную функцию, которая помогает приспосабливается человеку в окружающей среде во всех смыслах. Как мы знаем, адаптация является необходимым условием для того, чтобы организм мог выживать.

В природе всё это происходит благодаря механизму естественного отбора, изменчивости и наследственности, которые регулируют выживание особей, наиболее приспособленных для определённой среды обитания. В человеческом мире всё происходит совсем по-другому, вопреки многим заблуждениям. Личность не приспосабливается к своей среде, а меняет её.

Конечно, мы понимаем, что есть случаи, когда индивид нарочно подстраивается под свое окружение, но это говорит о том, что он либо ещё не готов трансформировать свою среду, либо слаб и недостаточно духовно развит для этого. Мудрая или развивающаяся личность будет менять окружение для себя. И это ключевая особенность всего общества.

Дело в том, что в процессе этого преобразования человек создаёт какой-то новый мир, что является культурой. Так как мы понимаем, что человек не может видеть целью своего существования выживание, то ему необходимо окружение и общение для развития своих личностных качеств. Меняя свою среду обитания, человек меняет немного и самого себя, что развивает абсолютно всех участников процесса.

При этом давайте отметим тот факт, что со временем человек становится всё более и более независим от различных условий и природы. В то время как животное находится в непосредственной зависимости от какой-то экологической ниши, то человек способен приспосабливаться и выживать, формируя искусственный мир.

Конечно, полностью отделиться от природы он не может, так как это противоречит самому факту его существования. Но при этом от природных условий во многом зависит сама жизнь человека, то есть его обряды, верования, хозяйство, ритуалы и т.д. Различия эти очень приметы на примере народов, которые ведут кочевой образ жизни или у которых от природных условий зависит промысел и т.д. То есть понятно, что их культура формируется условиями их жизни.

Коммуникации

Структура и основные функции культуры динамичны только тогда, когда есть место коммуникациям, то есть общению. Коммуникативная функция является одной из важнейших, так как в принципе человек в одиночку не может решить практически никакой проблемы. Взаимодействие необходимо людям в трудовых отношениях, для выражения своих личностных качеств, для реализации проектов, для развития чего-нибудь.

При этом доказано, что долгое нахождение человека без общества, просто в одиночестве, приводит к психической и духовной деградации, а также полнейшему истощению. Личность буквально превращается в животное. То есть мы понимаем, что культура и есть теми условиями, которые формируют из нас людей. Коммуникация возникла скорее, как необходимость, потому что изначально человек не был наделён способностями обмениваться информацией или контактировать с другими людьми без каких-то звуков, письменности, мимики и т. д.

Способы коммуникации развивались вместе с обществом. Как мы знаем, информация может передаваться вербально, то есть словесно, и невербально, то есть посредством жестов, мимики, позы, дистанции. Также есть паравербальный способ, который заключается в темпе речи, артикуляции, громкости голоса, интонации и так далее.

Этапы

Понятие культуры и основные функции культуры невозможны без коммуникаций, которые сами по себе тоже довольно сложны. Они состоят из нескольких этапов. Первый заключается в том, что кодируется информация, которая будет передаваться другому человеку. Мы понимаем, что кодирование означает преобразование информации в определенную знаковую систему.

После этого происходит передача информации, которая может сопровождаться недопониманием, что приводит к потере части смысла. И третий этап заключается в раскодировании полученного материала, которое очень часто может происходить с большими погрешностями из-за разных точек мировоззрения и культурного развития людей. Именно поэтому коммуникация никогда не может быть стопроцентной, так как оно зависит от двух людей, как минимум.

Рекреативная функция

Она полностью противоположна нормативной функции, и заключается в психологической разрядке, которая необходима каждому человеку. Основной функцией физической культуры как раз является рекреация, которая позволяет проживать сильные эмоции, будто положительные или негативные, с максимальной безопасностью для организма. В то время как регулятивная функция устанавливает ограничения для человека, рекреативная позволяет избавляться от накопленного мешка подавленных эмоций, которые по тем или иным причинам не были проявлены.

Из-за этого может развиваться напряжение или скрытые конфликты. В результате человек может испытывать серьезные проблемы в разных сферах жизни из-за того, что будет подавлять внутренние позывы. Одно дело, когда эти позывы нормальны, но другое - когда они небезопасны, вредят здоровью и жизни других людей. Не всегда можно решить проблемы рационально. Именно поэтому нужны такие способы разрядки, которые бы не нарушали границ социальной стабильности.

Основная функция физической культуры заключается в том, чтобы человек мог правильно справиться со своими и внешними или недостаточными эмоциями. Только во вторую очередь рассматривается важность физической активности для здоровья тела. В обычной жизни человек может проявлять свои эмоции благодаря таким средствам разрядки, как смех, гнев, плач, откровенный разговор, исповедь, признание в чувствах. Есть и специфические методы разрядки, которые закреплены на коллективном уровне. Это праздники и коллективный досуг.

В такие дни люди могут забыть о работе и каких-то ограничениях. Они устраивают застолье, карнавалы, находятся в торжественной обстановке. Во время праздника человек напитывается положительной энергии, из-за чего испытывает большую радость и некоторое облегчение. Но при этом даже у праздников есть некоторые формальности, которые ограничивают поведение в разумных пределах. Нормальный здоровый человек будет это понимать, и ему не понадобится для расслабления переступать определённые границы. Ему будет достаточно этой разрядки, которую он получает, не нарушая прав других людей.

Но некоторым этого мало, и они ставят за цель получение такого-то наслаждения Это слабые люди, которые могут становиться алкоголиками или наркоманами, а также развивать в себе другие пороки.

Ритуалы и игры

Основные функции культуры в обществе заключаются в возможности построения семейных правоотношений и установление взаимосвязи. Для этого могут использоваться такие формы, как ритуал и игры. Ритуал является древнейшим способом коллективный разрядки, который относится к сфере чего-то сакрального. К таким событиям можно отнести рождение, смерть, бракосочетание, инициации.

В настоящее время первозданных ритуалах нет, но они есть в более современном виде. Так, люди отмечают и проводят обряды взросления, празднуя свой день рождения. Заключение брака тоже является важным событием, к которому готовятся, и которое сопровождается массовой гулянкой. О важности такой общей разрядки помнили ещё в первобытных культурах. Тогда ритуалы строились в основном вокруг религиозной тематики. Характеризовались они особой торжественностью и культурной насыщенностью.

Современный мир всё больше отдаляется от ритуалов и увлекается таким способом коллективной разрядки, как игра. Она способна помочь выразить скрытые эмоции, а также наладить психологическое состояние человека при помощи символических средств. Игра создает такую психологическую атмосферу, во время которой человек максимально раскрывает свои страхи и желания, так как он понимает, что всё происходит как бы не по-настоящему.

Благодаря игре он может выразить свои бессознательные импульсы, которые в иной культуре запрещаются или просто невостребованные. Отметим, что главные человеческие мотивы - это конкурирование и секс. Именно поэтому все игры в том или ином виде имеют такие элементы. Сюда относятся спорт, конкурсы, танцы, лотереи. Посредством коллекционирования человек может реализовать свои желания, которые в обычной жизни были бы классифицированы как жадность. Есть и более агрессивные игры, которые позволяют выразить человеку свои скрытые эмоции смерти. Это гладиаторские бои и коррида.

Отметим, что со временем наблюдается гуманизация игр. Если раньше были популярны публичные казни и кулачные бои, то сейчас люди больше увлекаются спортом, кино, телевидением. Но при этом даже киноискусство перенасыщено сценами насилия и убийств, что негативно сказывается на людях, а детей и вовсе травмирует.

Мы рассмотрели основные функции и формы культуры и для того, чтобы понимать насколько она важна в современном обществе. Проявления её неповторимы и уникальны. Характеристика основных функций культуры могла бы занять немного больше времени, но мы постарались кратко и емко описать важность их значения. Однако человеку понимание всего этого в большей степени прививают именно родители.

Основные функции организационной культуры заключаются в том, чтобы если этот этап был упущен родителями или воспитателями, он может быть настигнуть другими социальными институтами, которые формируют зрелую здоровую личность. Именно поэтому сейчас многие подростки развиваются благодаря контакту с молодежными организациями или своими кумирами. Однако надо понимать, что это влияние должно быть положительным.

Вы рассмотрели практически все основные функции культуры. Философия насчитывает их гораздо больше.

Культура - это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности. Функции культуры - совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Многоплановая, разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций :

1. Аккумуляция (накопление) родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная. (Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей).

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию называют информационной . Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

4. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность ее; вать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятепь философские и поэтические миры. Для этого культура вырабагъо запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -особым образом организованные знаковые системы, призванные с р ных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленнъ близким человеку.

Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу".

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты - не только совершенствование техники безопасности - очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры. Коммуникация - это процесс обмена информацией междулюдьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция культуры. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокулыурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Кроме этого другими учеными выделяются также следующие функции культуры:

Сигнификативная (знаковая) функция культуры , буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление - в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

3.4. Функции культуры

3.4. Функции культуры

Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.

«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» . В науке нет единого мнения о том, какие функции культуры следует считать главными, на основании какого принципа надо строить их иерархию. Но все исследователи культуры единодушны во мнении, что функции культуры социальны, т. е. обеспечивают совместную жизнедеятельность людей.

Исходя из нашего понимания природы и сущности феномена культуры, рассмотрение функций, которые она выполняет по отношению к человеческому сообществу, начнем с главной, на наш взгляд, ее функции гуманистической. Назначение культуры – делать человека Человеком. Благодаря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры – условие самосовершенствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению.

Но, выполняя свое назначение, культура все время развивается, прогрессирует. Люди ищут и находят новые, более совершенные формы деятельности, глубже проникают в тайны природы, узнают новое о самих себе, своей собственной природе. Тоньше становятся, благодаря культуре, человеческие чувства. Совершенствуется способ воплощения открывшегося и почувствованного. Без постоянного развития, без творчества культура не может существовать. Творческая, эвристическая функция культуры – вторая определяющая ее функция.

Потребность в создании нового возникает из неудовлетворенности уже имеющимся, уже достигнутым. Но, чтобы возникла потребность в создании нового, поиске чего-то более совершенного, необходимо, чтобы уже имеющееся и существующее было хорошо освоено. Важная функция культуры функция исторической преемственности. Без знания и освоения всего достигнутого человечеством невозможно дальнейшее развитие культуры (см. раздел IV «Преемственность в развитии культуры»).

Человек и человечество выражают себя в культуре и, осваивая ее, во-первых, становятся людьми, а во-вторых, получают знания о природе, о живущих рядом и о других странах и народах, о прошлом и настоящем. Это осуществляет познавательная функция культуры.

Но, приобретая, благодаря культуре, целостное представление о своем и о других народах и странах, о людях вообще, человек начинает лучше понимать этих людей и другие народы: их нравы, быт, образ жизни, традиции. А это дает возможность общения. Но без знания и понимания других, отличных от нас, людей оно затруднено. С познавательной функцией культуры теснейшим образом связана функция общения коммуникативная.

Общение может быть прямым, когда люди ездят, смотрят, встречаются с другой культурой и новыми людьми, и косвенным – через произведения искусства, научные публикации, специальное изучение определенных областей культуры.

Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимопроникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня. Мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Но чтобы раскрылось содержание культуры, необходимо освоить ее язык, символику, знаковую систему, через которые культура передает свое содержание. Это и особенности нравов, обычаев, форм поведения людей и т. д. И, конечно, очень важно знание языка, на котором говорят и пишут. Это семиотическая, или знаковая, функция культуры.

В каждом обществе в ходе культурно-исторического развития складывается своя культура, формируются свои неписаные правила поведения, общения, определяется, что можно и что нельзя делать, как принято одеваться и т. д. И люди, чтобы жить в этом обществе, этим правилам подчиняются. В этом проявляется нормативная функция культуры.

Нормы поведения и общения, устанавливаемые культурой, меняются. И если в традиционных обществах они достаточно жестко регламентированы, то современный мир допускает большую свободу поведения и общения людей. Однако даже теперь очевидное нарушение норм (сознательное или случайное) воспринимается как вызов.

Но для того чтобы функционировать в обществе в качестве его полноправного члена, недостаточно усвоения поведенческих норм. Необходимо усвоить определенную систему знаний, ценностных ориентации, социальных норм и правил. Необходима социализация личности. И эту функцию также выполняет культура. Социализация личности достигается путем целенаправленного воздействия на личность (воспитание, образование), а также спонтанно .

Всегда была важна, а сейчас приобрела особую значимость аксиологическая функция культуры. Культура, утверждая определенные ценности, формирует ценностные ориентации. Они различны в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях общества. Рыцарская доблесть, дворянский кодекс чести, честное купеческое слово, профессиональная гордость специалиста, научная добросовестность ученого, исполнение воинского долга военными: «Честь имею!»

Неписаный кодекс чести российской интеллигенции, жившей всегда достаточно бедно, – порядочность и опрятность.

Формируются культурные ценности традициями, всем укладом жизни. Большую роль в этом играют литература, искусство в целом, а сейчас – СМИ, и главным образом телевидение. Какие ценности оно утверждает, известно всем. Но разобраться в том, что является действительно культурной ценностью, и сделать свой выбор может и должен каждый.

Функций культуры много, и все они важны. Но функциональная интерпретация культуры не является всеохватывающей ее характеристикой.

Не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования .

Мы назвали далеко не все функции культуры, но уже из сказанного видно, какую огромную роль культура выполняет, сколь всесторонне она обслуживает общество и человека. И если согласиться с мнением, что к этому не сводится значение культуры (а с ним хочется согласиться), то еще более очевидным становится значение и необходимость культуры и для человека, и для общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

5. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги История культуры автора Дорохова М А

3. Основные функции культуры Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

9. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

3.4. Функции культуры Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» . В науке нет

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

9.2. Функции религии 1. Компенсаторная. Проанализировав перечисленные выше сущностные характеристики религии, можно сделать вывод, что она способна в какой-то степени компенсировать человеку несовершенство окружающего мира и его самого. В реальном мире изменений не

Из книги Метаморфозы музыкального инструментария:неофилософия народно-инструментального искусства XXI века автора Варламов Дмитрий Иванович

11.3. Функции искусства Роль и значение искусства в жизни общества и человека многообразны и не исчерпываются утилитарными задачами: искусство самоценно, но выполняет множество функций.В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и

Из книги Теория литературы. Чтение как творчество [учебное пособие] автора Кременцов Леонид Павлович

4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно-нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Регулятивная функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.Регулятивная функция культуры

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Из книги автора

Функции художественной литературы 1 «Цель поэзии – поэзия!» – считал А. С. Пушкин. Суждения поэта о назначении искусства, о его роли в жизни человека и общества были и остаются наиболее близкими к истине. Они многократно подтверждены творческой практикой и

Из книги автора

Из книги автора

Функции куклы в культуре

Из книги автора

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция . Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры . Освоение культуры создает у людей -- членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры . Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png