ТЕКСТ ДОКЛАДА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФОРУМА «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» 29 ИЮЛЯ 2017 ГОДА

В одном из своих писем, отвечая на вопрос о том, куда лучше всего совершить паломничество, святитель Феофан Затворник заметил:

«Не надо думать, что Господь ближе к Киеву или Москве, Афону или Иерусалиму, нежели к другому месту. Место Его – сердце наше! И когда внидет и возвечеряет... вот и Иерусалим, и паче Иерусалима. О сем восхлопочем. Сердце в нас, но есть путешествие до сердца, и иногда оно длинно-длинно. Сие путешествие и многотруднее, и ценнее пред очами Господа, и многоплоднее».

Эти слова святителя имеют особую цену для нас, педагогов. выступающих водителями детей. Мы должны сначала пройти путь к собственному сердцу, хорошо узнать самих себя, чтобы не оказаться в роли слепых вождей слепых.

Книгу Н.В.Маслова «Значение внимания в жизни человека» (М.,2017) можно сравнить с путеводителем, практическим руководством, которое необходимо каждому, кто собирается совершить путешествие в неизведанные места. Книга эта представляет собой обобщение и современную педагогическую адаптацию тысячелетнего опыта выдающихся православных мыслителей, подвижников благочестия по работе над собой, по самовоспитанию. Ни один из советов святых отцов не носит абстрактного характера, они сами прошли тот путь, о котором пишет святитель Феофан. Они все познали на своем опыте, обнаружили главные трудности этого «маршрута», его самые опасные места и стремнины, детально исследовали и описали их для нас.

Святые отцы любили повторять: «Теория – придворная дама во дворце, а практика – медведь в дремучем лесу может и хребет сломать».

В какой-то степени эти слова могут быть отнесены к современной педагогике и психологии, которые преподают сегодня в вузах. Создано невероятное количество интеллектуально изощренных, красивых теорий и систем, выпущено множество насыщенных терминами учебников и пособий. Но практика все ломает. Об этом свидетельствует современная плачевная ситуация с воспитанием молодежи в школах и вузах.

В данной ситуации опыт и советы выдающихся мыслителей и воспитателей, с которыми знакомит нас новая книга Н.В. Маслова, могут и должны стать опорой для разработки методики, способов и приемов воспитания учащихся и студентов, учитывающих духовную природу человека, его потребность в «хлебе насущном» - постоянной связи с Богом.

Эта книга существенно раздвигает наш педагогический кругозор, помогает по-новому взглянуть на одно из ключевых понятий, составляющих основу педагогического инструментария – внимание.

Нельзя сказать, чтобы современные педагогика и психология не исследовали и не разрабатывали методически это понятие. Однако, в основном, данные разработки касаются физиологической основы внимания. Цитирую учебник педагогики и психологии для вузов: «Общее состояние внимания, устойчивость внимания, связаны, по-видимому, с работой ретикуляционной формации». Уделяя много места развитию физиологических механизмов внимания, педагоги и психологи полностью игнорируют духовную сторону этого явления. Это касается не только внешнего, но и внутреннего внимания.

Цитирую учебник «Общая психология» для студентов высших учебных заведений: «Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) и психических органов и переживаний. Оно ярко проявляется, например, в решении задач мысленно, в вспоминании, соображении мысленно».

Как мы видим, понятие «внутреннее внимание» характеризуется весьма туманно и противоречиво. С одной стороны, оно отождествляется с рефлексией, самоанализом, в ходе которого определяется качество всех психических процессов, протекающих в нас, с другой – вообще с нашей мыслительной способностью и даже со способностью к воспоминанию.

Причина – в материалистическом взгляде на личность человека. С этой точки зрения внутри человека ничего нет и не может быть, что бы не было обусловлено внешними материальными и социальными факторами. Душа понимается не как самостоятельно существующая реальность и целостность, но как пучок физиологических функций. При таком подходе, по сути дела, отпадает необходимость воспитания, развития души. Все сводится к проблеме управления человеком, по принципу: «стимул – реакция». В этой связи вспомним К.Д. Ушинского: «Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии (человека), ибо когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему».

Подход, который получает развитие в книге Н.В. Маслова, не является чем-то новым и небывалым, в данном случае только восстанавливается в правах, доводятся до сознания современных педагогов укорененные в русском народном сознании, отраженные в русском языке духовные традиции русского просвещения, получившие наиболее полное и открытое воплощение в педагогической деятельности монастырей – Глинской и Оптиной пустыни, русских духовных школ и выдающихся просветителей XIX века – Николая Семеновича Шишкова, Сергея Семеновича Уварова, Сергея Александра Рачинского и других.

Суть этого подхода кратко можно выразить словами схиархимандрита Иоанна Маслова: «Устройте внутреннее и внешнее устроится».

«Внутреннее» – это душа, которая мыслится и, главное, ощущается как реальность, как величайшая драгоценность, как то, за что мы по-настоящему в ответе.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8:36-37).
Будьте внимательны! – этот призыв схиархимандрита Иоанна Маслова, с которым он постоянно обращался к своим духовным чадам имеет в виду прежде всего внимание к состоянию своей души, внутреннее внимание.

В представленной книге всесторонне раскрывается значение внутреннего внимания, приводится подборка высказываний святых отцов, которые обладают исключительной ценностью и глубиной и которые можно рассматривать в качестве педагогического инструментария организации работы по воспитанию внимания.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Как дорого… обрести навык внимания! Главный труд у начавших заботиться о душе обычно на это и направляется. И дело их начинает походить немного на дело только с тех пор, как внимание начнет собираться в себя; обыкновенно оно – все вне, а не внутри. С этого же момента и внутренняя жизнь начинается, и вместе с вниманием зреет и крепнет»
Согласно святым отцам, постоянное внимание к себе, к состоянию своей души позволяет человеку по-настоящему свободно управлять собой и своими делами, добиваться успеха, не давая внешним обстоятельствам и «внутренним движениям своей природы» (святитель Феофан), т.е. страстям, гнездящимся в нашем сердце, увлечь и рассеять нас. При этом подчеркивается, что для того, чтобы обрести такое внимание нужно приложить усилие, понудить себя («Царство Небесное силою берется» -Матф.11:12), и это усилие связано прежде всего с молитвой, обращением за помощью к Богу. Внутреннее внимание – это благодатный дар, который не может быть приобретен человеком самостоятельно – за счет различных аутотренингов и медитации, чреватых культивированием гордости и самопоклонения (именно к подобным тренингам сводятся все рекомендации современной педагогической психологии по работе над собой).

Очень важно понять, что подлинное внимание и сосредоточенность невозможно приобрести без покаяния, без осознания своей глубокой поврежденности грехом, своего смертельно опасного положения. Отсюда рождается молитва: «Спаси, Господи!»
«Внимание – причина веры, надежды, любви. Внимание есть пресечение помыслов, храм памяти Божией, сокровищехранитель терпения, признак искреннего покаяния», - говорит преподобный Никифор Уединенник, святой отец, подвизавшийся на Афоне в XIII веке.

Мысль о глубокой внутренней связи внимания и покаяния пронизывает творения великого духовного писателя XIX века святителя Игнатия Брянчанинова: «Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем». В этом высказывании святителя косвенно указывается на ту роль, которую играют слитые воедино внимание, молитва и покаяние в борьбе со страстями – главными источниками расстройства нашей душевной жизни, наших грехов и падений. Более подробно эту мысль развивает преподобный Иоанн Кронштадтский: «Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими, но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной непрестанной молитве с воздержанием, с помощью Божией возможно побороть и искоренить их»

Книга «Значение внимания в жизни человека», невелика по объему, но отличается чрезвычайно большой смысловой концентрацией. Каждый ее тезис, подкрепляемый словами святых отцов, может быть предметом многодневного подробного изучения, осмысления и размышления. Помимо уже рассмотренных, остановимся на таких важнейших для нас педагогов тезисах, как «Без внимания невозможно соблюдать заповеди Божии» и «Внимание просвещает, дает знание». Заповеди Божии составляют основу нравственного закона, овладение которым жизненно важно для человека: если нарушение законов физических чревато для нас телесной смертью (никто в здравом уме не будет прыгать из окна высотного дома– закон тяготения!), то нарушение нравственного закона ведет за собой смерть духовную, гибель души, хотя для большинства это и не так очевидно. Святитель Игнатий Брянчанинов, подчеркивает: «Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без глубокого внимания».

Таким образом, внимание к внутренним движениям нашей души выступает условием соблюдения нравственного закона, предотвращения нарушения заповедей на стадии самого зарождения мыслей и чувств.

Внимание называется святыми отцами еще и трезвением, то есть властью над страстями. Внимательная, зоркая воля, соблюдение нравственного закона делают ясным ум, просвещают и умудряют его.

В том случае, если воля человека ослеплена страстями, он теряет внимание, способность здраво мыслить и принимать разумные решения. Святитель Феофан замечает: «Невнимательность происходит от расстройства души грехом», «от потери человеком власти над собой».

Корень рассеянности – забвение Бога, потеря страха Божия. Рассеянность, порабощение души суетой, безудержное стремление к развлечению рождается от нежелания и страха остаться наедине с самим собой, вглядеться в себя. Лишенный развлечений, рассеянный человек впадает в уныние, долговременная скорбь разрушает его, ставит на грань погибели души.

Святые отцы называют рассеянность злокачественным недугом. Погружаясь в суету, житейские попечения, человек прилепляется к земле, сама мысль о Боге, о служении ему становится тягостной. Рассеянный не замечает своего бедственного состояния, своего окамененного нечувствия и легко становится добычей страстей и вражеских искушений.

Рассеянного человека в святоотеческой педагогике уподобляют «дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц».

В книге «Значение внимания в жизни человека» развертывается глубоко продуманная, детально разработанная на основе святоотеческой педагогике «технология» искоренения рассеянности, обучения вниманию. При этом советы и рекомендации по работе над собой лишены менторской навязчивости, наукообразной сухости, регистраторского канцелярского тона и смысловой избыточности, которые, к сожалению, отличают сегодня почти все учебники и руководства по педагогической психологии.

Язык книги отточен и легок, образы, при помощи которых доводятся до сознания читателя сложнейшие понятия и высокие откровения поражают воображение, сразу врезаются в память.

К таким образам, в частности, относится любимое святыми отцами уподобление внутреннего мира человека, его души дому. Вот как, например, раскрывается техника, самоуглубления и рассмотрения себя, своей души святителем Феофаном Затворником: «никогда не прекращайте труда самоуглубления [хотя вначале, если посмотрите в себя, ничего не сможете различить ясно из-за смятения мыслей и чувств]. Потерпите немного, и вы скоро начнете мало-помалу различать происходящее внутри вас, подобно тому, как вошедший со двора в слабо освещенную комнату, постояв немного, начинает постепенно различать находящиеся в ней предметы».
Схиархимандрит Иоанн Маслов использует образ святителя Феофана для иллюстрации основного правила совершенствования, непосредственно связанного со вниманием. «Хотите спасаться, войдите внутрь себя, встаньте со вниманием у входа сердца и истребляйте все вражеское, выходящее и подходящее».

Мыслям и высказываниям отца Иоанна Маслова о внимании в книге уделено особое место, изложение их составляет целую главу. И это вполне оправдано методически. Именно схиархимандрит Иоанн смог взглянуть на учение святых отцов о внимании глазами современного человека, изложить его доступным для нас языком. Немаловажно также и то, что автор книги имел возможность непосредственно общаться с этим живым носителем святоотеческого предания. Отсюда – потрясающее ощущение реальности, соприсутствия. Мы как бы становимся непосредственными участниками, свидетелями диалога, который ведет отец Иоанн со своими духовными чадами.

«Надо нам начать с сегодняшнего дня повнимательнее к
себе относиться. Надо каждый день задавать себе вопросы:
– Как приду в вечную жизнь, с чем?
– Какая у меня здесь цель?
– А что я сегодня для этого приобрел? Что потерял? Где я нахожусь?
И так каждый день проверять себя, особенно перед сном. Если не будет такого постоянного внимания, контроля над собой, не сможет человек пойти ко спасению, суета погубит его.»

При всей кажущейся элементарности советов старца, за ними стоит глубокое, системное знание православной антропологии, святоотеческого учения о внутреннем человеке. На основе этого учения схиархимандрит формулирует нравственный закон, раскрывающий особую важность внимания в жизни людей «Сердце человека не может быть праздным… Если оно не занято добрыми мыслями, то враг человека заполнит его скверными мыслями и пожеланиями.Значит, надо внимательно следить за тем, чем занято сердце, чтобы оно не соглашалось на грех».

О последствиях невнимательности отец Иоанн писал: «Человек, будучи невнимателен к своей духовной жизни, опускает греховные проступки и не осознает своего бедственного состояния».

Отец Иоанн дает яркое и образное описание тактики духовной борьбы, целью которой является достижение внимания через приобретение духовного трезвения, через победу над страстями: «Правило духовной борьбы: всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только зародилась она. Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но можем все время загонять ее “на дно”, чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая».

Страсть загоняется на дно души при помощи усиленной молитвы, обращения за помощью к Богу. Именно в этом состоит смысл слов Спасителя, которые приводит отец Иоанн, говоря о тактике духовной борьбы: “Царствие Божие берется усилием”.

Завершается книга высказыванием схиархимандрита Иоанна высказыванием о роли внимания в спасении каждого человека и целого народа:«Внимание – сокровище бесценное! Оно есть гонитель суетности, оружие против врага спасения, страж души и тела, лествица, возводящая человека от земли на небо, источник просвящения, света и благодати; оно освящает народ и спасает всякого человека!»

В этом высказывании, занимающем «сильную позицию» текста книги («Конец- делу венец»), получает отражение духовная и государственная стратегия создателей и руководителей Московской педагогической академии, Фонда святого благоверного князя Александра Невского, радиостанции «Народное радио», журналов, «Инок», «Пастырь», «Глинская пустынь». Плоды этой стратегии, этой многолетней деятельности, нацеленной на духовное преображение нашего народа, нашей системы образования налицо. В 1990 году, когда только начиналась эта деятельность, помыслить нельзя было о том, что православная культура будет повсеместно изучаться в школах и вузах России, о том, что возрождение православных традиций в отечественном просвещении станет предметом заботы руководителей государства, о том, что мы будем стоять на пороге кардинальных изменений во всей системе и содержании нашего школьного и вузовского образования на основе разрабатываемой сегодня федеральной целевой программы по духовно-нравственной культуре на сорок лет – с 2020 по 2060 год.

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Иоан. 4:14)

Сии слова Спасителя непосредственно относятся к старцу Иоанну Маслову, к его духовным чадам, организаторам форума «Глинские чтения», ко всем, кто встал на эту многотрудную, чреватую великими искушениями, но исполненную светлой радости и благодати стезю – духовного и нравственного образования и воспитания, которое «освящает народ и спасает всякого человека!»

Человека, как белую птицу, несут по этой жизни два сильных крыла - вера и любовь. Они помогают нам понимать счастье нашего бытия и переживать предательство и утраты.
Жизнь сложна и многолика. Прошу вас не допускать в переписке и полемике ничего, что может задеть личное достоинство и свободу вероисповедания другого человека.
На этих страничках я Родник. За пределами виртуального мира меня зовут Татьяной. Я - сельский педагог. Преподаю в школе славного села Монастырщино Кимовского района Тульской области, исторически связанного с Куликовской битвой. Мне 45 лет. Родилась в Медынском районе Калужской области. Росла в замечательной, маленькой, тихой деревеньке Михальчуково. Дорогих моих родителей звали Валентин Дмитриевич и Раиса Михайловна. Училась в известной Мятлевской средней школе, которую долгие годы возглавлял талантливый педагог и руководитель Александр Федорович Иванов. Но, рожденной калужанкой, по призванию мне довелось стать тулячкой. Я училась в Тульском государственном педагогическом институте на филологическом факультете. И еще раз в нём же, через 20 лет и заочно, и назывался он уже университетом, да и факультет я выбрала совершенно противоположный по профилю - естественно- научный.
Со мной рядом муж, трое детей.
Люблю свою работу, детей, природу, много размышляю над геологической системой территории Тульской области, люблю историю Тульского края. Педагогике я посвящаю на сайте раздел с названием "Школьный вальс". Очень часто дети, которых учу, помогают мне заполнять страницы сайта или вдохновляют на их создание.
Жизнь я прожила не без бед и ошибок. Не держу камней за пазухой. Жизненный девиз: "Счастье - это жить на белом свете". Если знаешь, зачем живёшь. Живу я возле села Себино Кимовского района Тульской области, того, где родилась, крестилась и жила некоторое время Святая Блаженная и Праведная Матрона, которую народ за её помощь называет Матушка Матрона или Матронушка. Храм села Себино нам очень дорог: здесь молилась Богу матушка Матрона, здесь были крещены наши дети и венчаны мы с мужем. Про это село я пишу на сайте в статьях и разделе "Себино" (см. меню сайта ), и по этой теме мне приходит от читателей основная информация в виде писем и звонков.
Вопросы веры и религии довольно сложны и являются личным делом человека, поэтому всё, о чём я пишу, имеет какую - то ценность только с точки зрения истории и географии. Как познавательные и информативные вещи. Теологического образования я не имею, была лишь слушательницей кратких педагогических курсов по духовно- нравственному воспитанию и несколько раз участвовала в Глинских педагогических чтениях в Троице- Сергиевой Лавре. Поэтому советов не даю, не имею на это права.
Моё личное отношение к Православию - верую безусловно. Без фанатизма и экзальтации.
На сайте у меня есть правило: я не называю фамилий и ничего другого, если на это нет особого согласия написавшего мне письмо, только имена и выдержки из писем.
Село, в котором я живу, называется Суханово. У него своя история.
Почта [email protected] Пишите. Мой проект не носит коммерческого характера ни в каких аспектах. Я не собираю пожертвований, вы сами можете их сделать, приехав в Себино. Я просто пишу о том, что меня окружает.
Желаю всем счастья и жду вас на сайте.

XXVII Международный образовательный форум "Глинские чтения" прошел в Московской духовной академии с 27 по 29 июля. Чтения были приурочены ко дню памяти старца Глинской пустыни, педагога, просветителя, схиархимандрита Иоанна (Маслова) (6.01.1932 - 29.07.1991).

Целью форума является внедрение нравственных основ и традиционных духовных ценностей в современную систему образования. Заявленными темами форума стали духовно-нравственное воспитание в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, рассматривались вопросы нравственного потенциала русского языка, значения житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.

Глинские чтения представляют собой высокую духовную площадку для профессионального самообразования, роста и духовно-нравственной подготовки в первую очередь учителя. Форум объединяет педагогов, ученых и руководителей органов управления образованием в сфере духовно-нравственного и патриотического образования.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в благочестивой крестьянской семье. С 12 лет Иван начал работать в колхозе. Пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за 6 километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности Иван учился очень хорошо. В 1951 году Ивана призвали в армию.

В 1954 году он ушёл в Глинскую пустынь. Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, затем ему дали подрясник, а в 1955 году зачислили в обитель по указу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Настоятель обители вскоре благословил Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи.

Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным. 8 октября 1957 года, накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола.

В 1961 году после закрытия монастыря отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую духовную семинарию. В 1962 году он был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе в сан иеродиакона, а 31 марта 1963 года - в сан иеромонаха. После окончания семинарии он продолжил обучение в Духовной академии. Еще в годы учебы в академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником.

В 1969 году отец Иоанн окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Отец Иоанн был оставлен профессорским стипендиатом в Московских духовных школах, преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей. С 1974 года он начал преподавать литургику в семинарии.

С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»,которую он защитил 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия. В 1991 г. отец Иоанн закончил уникальный труд - докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках».

В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель.

В 1985 году магистр богословия был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Успенский монастырь. Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Схиархимандрит Иоанн не переставал принимать духовных чад даже если после очередной беседы терял сознание.


29 июля 1991 года в понедельник в 9 часов утра старец Иоанн причастился. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании.

Утром 31 июля собором клириков была совершена заупокойная литургия, которую возглавил наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Елевферий (Диденко). В 12 часов дня гроб был вынесен на площадь перед Троицким собором, где при стечении богомольцев была отслужена лития, погребен отец Иоанн на Старом кладбище в Сергиевом Посаде.

По материалам сайтов "Луки.ру" и "Глинские чтения"

УЧАСТИЕ ГКОУ РО ВОЛГОДОНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА «ВОСХОЖДЕНИЕ»

В XXVI МЕЖДУНАРОДНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ

«ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

В целях реализации «Стратегии развития воспитания в Россий­ской Федерации на период до 2025 года» состоялся XXVI Международ­ный образовательный форум «Глинские чтения» на территории Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Московской Духовной Ака­демии (г. Сер­гиев По­сад). Его работа прошла в дни памяти право­славного педагога и богослова схиархимандрита Иоанна (Маслова) с 27 по 29 июля 2017 года при участии Министерства образова­ния и науки РФ, Министер­ства культуры РФ, Мини­стерства обороны РФ. Участники форума съехались со всей России и ближ­него зарубежья. Это были работники образо­вания всех ступе­ней, здравоохра­нения, СМИ, деятели культуры, военного ведомства, представители духовен­ства, музейные и библиотечные ра­ботники, словом, все, кому не безразлично воспитание детей и молодежи – будущего нашей страны.

Тема форума – «Духовные и нравственные основы образо­вания и воспитания».

Цель форума – внедрение нравственных основ и традици­онных ду­ховных ценностей в современную систему образова­ния.

Информационная справка: Чте­ния носят название Глинской пус­тыни, которая за­нимала особое место в ряду православных монасты­рей и была центром ду­ховного просвещения России. Глинская пустынь широко из­вестна не только по всей России, но и далеко за её пределами, своей пат­риотической, духовно-просветительной, педагогической, медицинской, агро­номической, издательской, миссионерской деятельностью. Последним стар­цем, прошедшим школу монашества в Глинской пустыни был Схиархиманд­рит Иоанн (Маслов). Он является выдающимся педагогом, бого­словом и пастырем XX столе­тия, оставившим боль­шое педагогическое и богослов­ское наследие.

Наша школа-интернат «Восхождение» для детей с поражениями опорно-двигательной системы уже не первый раз принимает участие в этом форуме. Я участвую в работе Глинских чтений с 2005 года. Двумя годами раньше мы начали разрабатывать факультативный курс (на основе право­славной культуры) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сначала только для девочек «Домашний очаг», стали издавать одноимённую школьную газету с православным календарём и в целом духовно-нравствен­ного содержания.

В работе Иеромонаха Порфирия Левашова «О воспитании девиц в духе истинно христианском» сказано: «… наставники и родители должны быть сами глубоко проникнуты духом веры и благочестия и иметь высо­кую нравственность. Без этого и при лучших учебниках или правилах прямая цель христианского воспитания не может быть достигнута. Были случаи, когда из первых рассадников народного просвещения выхо­дили люди, чуждые вере и нравственности, и это происходило оттого, что они имели несчастье подпасть под влияние таких умов, которые со знанием религиозных истин не соединяли внутреннего убеждения в них». Нам же досталось такое время, когда не было элементарных знаний религи­озных истин. Не было никаких учебников. Хорошо, что вообще стал сни­маться запрет на религию (в то время ещё далеко не везде), что стал работать педагогический форум «Глинские чтения». Стали появляться первые книги с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федера­ции». Одной из них была «Симфония по творения святителя Тихона Задон­ского», написанная схиархимандритом Иоанном (Масловым). «Симфония» и другие книги были наградой за участие во всероссийском конкурсе творче­ских работ учителей «Долг служения Отечеству». Так состоялось знаком­ство с наследием Глинских старцев. Без мудрого руководства, в котором никогда простому учителю бы не сориентироваться по причине его не­доступности, объёмности и отсутствия времени на его изучение. Ранее при подготовке к занятиям было велико желание опереться на народную мудрость. Так эпиграфами занятий, разработок были пословицы из книги В. И. Даля «Пословицы русского народа», 1957 года издания. Позже для занятий стала использовать понятия из книг «Симфония по творения святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иона (Маслова), «Толковый педагогический словарь» доктора педагогических наук Маслова Н.В. (который кроме своего прямого значения, как словаря, ещё является и путеводителем по Глинскому наследию).

Например, тема о совести. У В. И. Даля сказано: «Совесть без зубов, а загрызет», «С его совестью жить хорошо, да умирать плохо».

А в «Симфо­нии» схиархимандрита Иоанна Маслова: «Совесть есть голос Божий».

Другая важная тема о сквернословии. Здесь я брала

- цитаты из Библии:

«Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка». (Сирах 28. 20.21),

«Смерть и жизнь – во власти языка…» (Прит. 18.22),

«Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою.» (Прит. 18.22),

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15.1),

- пословицы из книги В. И. Даля. Самые любимые: «Мал язык – го­рами качает», «Язык – телу якорь», «От языка не уйдёшь. Язык везде доста­нет», «Слово не стрела, а сердце язвит».

-изречения святых и современных богословов:

«Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души» (святитель Тихон Задонский).

«Воздержание языка показывает человека мудрого» (преподобный Авва Исайя).

«Слово есть видимое обнаружение ума» (доктор педагогических наук и доктор богословия Н. В. Маслов). - в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна Маслова: «Внимательно следить, чтобы не употреблять язык в грех», «Враг использует наш язык против нас», «Язык бывает причиной войн и кровопролитий». В конце двух занятий, посвящённых языку мы должны определить: «Язык мой – друг или враг?!» Эпиграфом урока к новому празднику Дню народного единства были взяты слова: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патрио­тизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству» (Н.В. Маслов). Фрагментом урока для разбора и обсуждения были взяты рассуж­дения из «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Свобода дороже всего на свете… Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем. Птицы и прочия безловесныя лучше изволяют на свободе быть, не­жели в неволе и питаться готовою пищею. У всех природное желание и лю­бовь к свободе. Почему никто ничем так не утешается, как свободою». Об этом же говорилось и на занятии о святом благоверном великом князе Алек­сандре Невском. Современные дети не знают значение таких слов, как милосердие, бла­годать, благодушие, целомудрие, кротость и многие другие. Не знают они и подлинного значения слова любовь. Но чтобы начать знакомство со всеми этими понятиями педагог сам должен ориентироваться в этом. Для любого педагога очень важно определить цель и задачи своей дея­тельности. Цель педагога, опирающегося на православие, намного шире и глубже других предметников. Необходимо не просто дополнить знания ре­бёнка предметными понятиями, связать с историческими событиями, необ­ходимо дать ему нравственные ориентиры. Нужно показать воспитанникам, что духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как и мате­риальные и физические (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Законы эти давно сформу­лированы и описаны.

В книге д.п.н. Н.В. Маслова «Основы русской педагогики» – энцикло­педии российского учителя – определена цель воспитания как раскрытие воспитаннику цели и смысла жизни. Многие взрослые и по сей день не могут вразумительно ответить о смысле жизни. Дети считают, что это: учёба, хо­рошая работа, хорошая машина, удобная квартира, развлечения, семья…. Кроме поставленной цели в книге определены и пути её достижения, исходя из природы человека и опыта христианского наследия.

Труд «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» д.п.н. Н.В. Маслова – энциклопедия по выживанию в современном мире, да­лёкого от христианства современного человека, который всё-таки хочет стать христианином. В отдельно изданных книгах «Семья. Прочность, цель и на­значение» и «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи», материалы которых есть в выше названном труде, подобраны прекрасные иллюстрации, которые также являются достоянием российской культуры, основанной на православии. Ведь большинство наших соотечест­венников о них просто не знают. Только на уроках дети и могут увидеть не только святые лики, но и просто благочестивые лица. Из современных СМИ мы привыкли видеть гламурные лица, на которых часто очевидны отпечатки различных пороков. Литературная подборка хрестоматии – прекрасные опи­сания благочестивого быта наших предков – пример для подражания. Кроме того, прекрасный русский язык. Всё это является продуктом для мыслитель­ной деятельности человека, пищей для души, измученной прессингом нега­тива.

В этом году на форуме «Глинские чтения» обсуждались вопросы о значении мыс­лей, внимания, наблюдения и воображения в жизни человека. Современ­ный человек привык обращать внимание только на видимый мир. Поэтому большинство из нас даже не обращают внимания, например, на свои мысли. А ведь наши педагоги-предшественники говорили, что по виду семени, питаемого землёю, бывает растение и плод; по виду мыслей, питаемых сердцем, бывают жизнь и дела. Кроме того, внимание современ­ного человека так же не может долго сосредотачиваться на чём-то конкрет­ном, что даёт обо всём поверхностные понятия. Внимание – это страж ума, который должен какие-то мысли допускать или наоборот сразу же отсекать их. В противоположность вниманию рассеянность ума требует постоянного развлечения. В конечном итоге, человек теряет цель и смысл жизни.

Деятельность познавательных сил человека во многом основывается на сведениях об окружающем мире и внутреннем мире человека, которые соби­раются посредством наблюдения. Поэтому способность наблюдать, и при этом правильно наблюдать, очень важна для человека. Затем всё, что человек наблюдал (видел и чувствовал другими органами чувств) остаётся в его па­мяти и может воссоздаваться воображением. То есть образы наблюдаемых предметов образуют человека. Из всего этого следует, насколько важно ро­дителям и педагогам следить за тем, какими впечатлениями питается память и воображение ребёнка. Очень важно, что сейчас о семейном устроении и о семейных ценно­стях нужно говорить не только воспитанникам, но и их родителям. Многих наших детей воспитывают бабушки или госучреждения, а родители мотаются по свету в поиске счастья (даже и в местах изоляции от общества). Но если детям вовремя дать нравственные ориентиры, они могут и не повторять судьбы своих горе-родителей. Например, девочки-выпускницы из числа си­рот (воспитанницы факультатива «Домашний очаг»), в своё время брошен­ные асоциальными родителями, сейчас имеют по два, три ребёнка, не бро­сают их, а заботятся о них. Девочка, у которой мама, скитаясь по дачам, об­морозилась, оставшись без пальцев рук и ног, не бросила её тогда, сейчас за­брала к себе и также заботится о ней и о своих детях. Следует также отметить, что монастырский уклад жизни, с которым мы знакомимся в ходе изучения Глинского наследия, может стать эталоном для школы-интерната, так как, не смотря на статус светского учреждения, со­храняется много общего:

  • Единоначалие;
  • Устав;
  • Наставничество;
  • Послушание;
  • Общежительная организация жизни: режим, общая трапеза, общий и ин­дивидуальный труд;
  • Просветительская деятельность:
- продолжаем работу во всероссийском Интернет проекте на портале школьной прессы. Выпускаем школьную газету «Родничок», духовно-нрав­ственного содержания с церковным календарём, творчеством детей, зареги­стрированную в Реестре школьной прессы, Лауреата Всероссийских конкур­сов. Газета размещается как на школьном сайте, так и на portal.lgo.ru школь­ной прессы России; - проводятся Школьные Рождественские чтения (в этом году прошли VIII Школьные Рождественские чтения); уже два года принимают участие дети из других школ; - создаются презентации и слайд-фильмы православной тематики. Есть презентация «Глинские старцы – пример для подражания»; - информация об участии в форуме «Глинские чтения» доводится до сведения министерства общего и профессионального образования Ростов­ской области, педагогического коллектива школы-интерната, размещается на педагогических сайтах;

- материалы Глинских чтений используются в подготовке образователь­ных мероприятий. На базе нашей школы-интерната были проведены две ре­гиональные конференции. В рамках одной работала секция, а вторая целиком была посвяшена духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Осенью 2016 была проведена одна из секций Димитриевских образовательных чтений (Ростовская область) на базе нашей школы-интерната «1917-2017 – потери и обретения». Совместно с руководителем кружка «Бисеринка» я проводила интегрированный урок«Новомученики и исповедники Российские. Праздник Белого цветка». После информационной части с презентацией дети продол­жили изготовление ромашки из бисера, а гостям подарили ромашки из бумаги.

Трансляция опыта нашей работы осуществляется через СМИ, в т.ч. ТВ и Интернет. Кроме того, опыт работы представлялся на Международных Рожде­ственских, Глинских, Димитриевских образовательных чтениях (доклады).

Регулярно осуществляется публикация методических разработок и занятий, статей.

Наша школа-интернат была дважды победителями в номинации Все­российского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и моло­дёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

В школе-интернате отработала пилотная площадка по региональному компоненту, для которой был разработан курс «Духовно-нравственная куль­тура Дона». Также завершена работа инновационного проекта «Воспитание гражданина России, его духовно-нравственных основ личности через изуче­ние отечественных культурных традиций». Сейчас в школе-интернате дейст­вует инновационная программа «Моё здоровье – моё будущее», подпро­граммой которой является «Духовно-нравственное воспитание детей с огра­ниченными возможностями здоровья, как одно из главных условий их ус­пешной социализации и интеграции в общество».

Своё имя «Восхождение» наша школа-интернат получила в но­ябре 2015 года. Для наших детей в нём будут воплощены и преодоление своих недугов, и восхождение к вершинам знаний, но самое главное – это восхождение к миру горнему.

Труды Московской Педагогической Академии и доктора педаго­гических наук, доктора богословия, профессора МДА Н.В.Маслова, ма­териалы форумов «Глинские чтения используются, прежде всего, для собственного образования, а также в работе с подопечными и коллегами. Это беседы, классные часы, творческие работы, родительские собрания, доклады, публикации.

В работе с подопечными можно проследить следующие тенденции:

Дети становятся более сдержанными, менее агрессивными, повышается от­ветственность, развивается сострадание.

Повышается уровень общей культуры и грамотности.

Повышается культура общения, снижается объём употребления ненорматив­ной лексики (при мне нет вообще).

Повышается интерес к духовным знаниям, желание участвовать в создании различных творческих работ, олимпиадах по ОПК.

Дети были неоднократными победителями в различных конкурсах (ду­ховно-нравственного направления) всех уровней, в т. ч. международного.

Форум «Глинские чтения» – это один из чистых родников право­славия. Во всех своих трудах Московская Педагогическая Академия и д. п. н. Н.В. Маслов не уклонились от Истины, потому, что, вся их деятель­ность основана на трудах святых отцов. Они взяли на себя, по словам Архиепископа Иоанна Шаховского, деятельность учителей, которые будут говорить одну и ту же Истину слова Божьего, но в форме, наиболее понятной должной эпохе, данному обществу и народу.

Наше участие в форуме Глинские чтения все эти годы стало воз­можным при большой заинтересованности и поддержке директора ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение» Т.Я. Белоусовой, управленца высшей категории, Почётного работника общего образования РФ, имеющей правительственные награды, в т.ч. медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Г. Волгодонск Ростовской области.

Посвящается памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова)

С 27 по 29 июля 2017 года в Московской духовной академии состоялся XXVI Международный образовательный форум «Глинские чтения», традиционно приуроченный ко дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) — подвижника 20-го века, старца Глинской пустыни. Ему принадлежат фундаментальные исследования по истории этого прославленного монастыря. Книга отца Иоанна «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в 16-20 вв.» по рекомендации Министерства образования РФ используется в качестве учебного пособия. В «Глинских чтениях» принимают участие педагоги, священнослужители, военнослужащие и представители других профессий.

В этом году форум определил своей темой «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

В течение двух прошедших дней 27 и 28 июля в актовом зале МДА были проведены пленарные заседания. Учителя, преподаватели высшей школы, учёные и духовные лица выступили с докладами о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи, отечественных традициях педагогики и поделились опытом использования святоотеческих трудов на своих уроках, в том числе трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ.
Программа чтений включала в себя мероприятия – от молитв и всенощных бдений до планерных заседаний и презентаций.

Основное заседание Глинских чтений провел председатель Комиссии по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета Центрального Федерального округа, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов.

Стоит отметить, что книга «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) послужила основой для труда Николая Маслова «Духовные и нравственные образования и воспитания». Говоря об актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания, Николай Васильевич отметил, что формирование правильных понятий – всегда было одной из главных целей образования. Если понятия неверные – вся жизнь человека становится заблуждением. Труды святых отцов помогают нам восстановить старое — дать человеку возможность совершенств и спасения. По словам присутствующих педагогов, труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) и его духовного наследника Николая Маслова очень помогают в преподавании и работе с молодежью.

Глинские чтения» - это просветительский форум для педагогов, который вырабатывает подходы для школ, для вузов, для повышения квалификации, духовно-нравственные основы образования, и воспитания.

В последний день форума, 29 июля, состоялась панихида на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова) , одного из глинских старцев.

Организатор чтений — Московская педагогическая академия (ректор — Елена Олеговна Крылова ).

В Глинских чтениях приняли участие члены Ассоциации православных педагогов Смоленской области.

План проведения XXVI Международного духовно-просветительского форума «Глинские чтения»

08.30-19.00 Регистрация и размещение участников

14.00 Сбор участников перед актовым залом МДА

14.30-16.30 Подведение семинара в актовом зале МДА

17.00-20.00 Всенощное бдение

07.30-09.30 Литургия в день св. кн. Владимира

08.30-10.30 Регистрация участников форума в МДА

10.30-14.00 Пленарное заседание в актовом зале МДА

14.00-15.00 Обед в трапезной МДА

15.00-16.45 Пленарное заседание в актовом зале МДА

17.00-19.00 Вечернее богослужение в Покровском храме МДА

День памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова)

07.30-11.00 Заупокойная литургия и панихида в Покровском храме МДА

11.00-12.00 Переезд на Старое кладбище

12.00-13.30 Панихида и литии у могилы схиархимандрита Иоанна

13.30-14.20 Поминальный обед в трапезной МДА

14.30-16.30 Заключительное пленарное заседание (в актовом зале МДА)

This entry was posted in . Bookmark the .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png