Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Виды экономических занятий в ДОУ

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.

Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.

Настольная игра «Монополия» поможет закрепить экономические понятия

Дидактические игры

В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами

Познавательное занятие

В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность - красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность

Интересная тема для познавательного занятия - история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые - шить одежду, третьи - молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Бартер, или натуральный обмен, поначалу представлял собой проблему

Коммуникативное занятие-беседа

Экономика - замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

Постигать основы экономики можно и в ходе коммуникативных занятий

Эффективный приём для работы - разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:

  1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?
  2. На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
  3. Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть - все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).

Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

  1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:
    • О каком доме идёт речь?
    • Что такое сберегательный банк?
  2. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид - где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую - меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
    • Что придумал Карабас-Барабас?
    • Выгодно ли продавать товар со скидкой?
  3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы - это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев - они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:
    • Какой материал самый дешёвый?
    • Какой самый прочный?
    • Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
  4. Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок - всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
    • Почему Коза огорчилась?
    • Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
  5. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
    • Как жители королевства узнали о новом салоне?
    • Что такое реклама?

В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., - педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:

  • «Лисичка со скалочкой»;
  • «Каша из топора»;
  • «Мена»;
  • «Выгодное дело» и др.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

  • Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
  • Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
  • Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
  • Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
  • Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
  • Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
  • Михалков С. «Как старик корову продавал»;
  • Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».

Герой произведения - Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка - блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке - положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.

Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами

Также хороший материал для занятий - стихотворения:

  • Михалков С. «А что у вас?»;
  • Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
  • Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них - это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.

  1. Копеечка к копеечке - рубль набегает.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Денежки труд любят.
  4. Делано наспех - и сделано на смех.
  5. Деньги дело наживное.
  6. Приобрёл вещь - умей обращаться с ней.
  7. Каждую крошку в ладошку.

Экскурсии

Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии . Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант - отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.

Экономическое занятие можно провести в форме экскурсии

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек).

Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи - сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).

Трудовая деятельность - важная составляющая экономического воспитания

Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов - тогда они научатся беречь свои и чужие вещи.

Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.

Как провести занятие по экономике

Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.

Мотивирующее начало занятия

Поскольку экономика - довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. Например, в группе появляется Буратино с золотыми монетами. Он хочет приобрести себе Букварь и новую куртку для своего папы Карло, но не представляет, в каких магазинах всё это продаётся.

В средней группе беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.

Другой вариант - воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город - Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.

Варианты тем для экономических занятий в ДОУ

В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий.

  1. Про финансы:
    • «Для чего нужны деньги»;
    • «Как появились деньги»;
    • «Доходы и расходы семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование»);
    • «Что такое банк».
  2. Про труд и профессии:
    • «Все профессии важны»;
    • «Зачем нужно работать».
  3. Про товары и магазины:
    • «Какие бывают магазины»;
    • «Производство и потребление»;
    • «Что такое товар и услуга».
  4. «Реклама: желания и возможности».
  5. Обобщающие занятия:
    • «Финансовая грамотность»;
    • «Путешествие по экономическому воспитанию»;
    • «Путешествие в страну Экономика»;
    • «Экскурсия по Экономинску».

Фрагменты конспектов занятий по экономике в ДОУ

Как оформить уголок экономического воспитания в группе

Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический уголок. Он наполняется:

  • дидактическими играми соответствующего содержания;
  • атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»);
  • книгами, энциклопедиями соответствующего содержания;
  • здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий;
  • здесь же могут быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции;
  • если во время занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне.

Оформить уголок экономики можно книгами, поделками и дидактическими играми экономического содержания

Видео: фотопрезентация «Экономика для дошкольника»

Экономическое воспитание - актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога - на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» г. Туапсе

МО Туапсинский район

Конспект занятия по математике в

Подготовительной группе на тему:

«Экономический калейдоскоп»

Воспитатель:

Васильева Ирина Витальевна

Цель:

Познакомить детей с историей денежных единиц стран мира;

Воспитывать правильное отношение к деньгам; экономическое мышление, познакомить с элементами экономических понятий;

Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия, воспитывать уважительное отношение к людям труда;

Стимулировать творческую активность детей, развивать способность к совместному труду;

Развивать логическое мышление, пополнять активный запас, умение делать умозаключение на основе опыта.

Оборудование:

Картинки с изображениями людей труда (мама-врач; папа-шофёр; сестра-студентка; бабушка, дедушка-пенсионеры; брат-дошкольник);

Карточки с изображением денег;

Фланелеграф с камушками для картинок;

Монеты разного достоинства, ножницы, фольга серебристая, золотая бронзовая, простые карандаши, бумага.

План занятия:

История денег;

Пословицы, поговорки о деньгах(игра «Я начну, а ты продолжи» с мячом);

Игра «Знакомство с составлением семейного бюджета»;

Изготовление денег.

Ход занятия

1. Ведущий: Как без рук – без монет,

Без монет покупки нет.

Издавна монета – из металла,

Этого богатства у людей не мало.

Сегодня, ребята, мы с вами проведём разговор о… как вы думаете, о чем?

(показ, отгадка)

Правильно, о деньгах. Поговорим немного об их истории. (интерактивная доска)

История денег

Когда были изобретены деньги – никто не знает. Но приблизительно несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами. Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались: птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба, какао-бобы, шкуры зверей. Давайте с вами посмотрим:

КАМЕННЫЕ ДЕНЬГИ – каменный диск – малый экземпляр монет. А были такие экземпляры, которые достигали 4х метров в диаметре (высота двухэтажного дома).

ДЕНЬГИ-ТОПОРЫ – индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры.

ЭФИОПСКИЕ СОЛЯНЫЕ БРУСКИ – использовали в Эфиопии, чтобы они не ломались, их обкладывали тростником.

ДЕНЬГИ-ПЕРЬЯ – эти деньги изготовлены из тонких красных перьев, связанных растительными волокнами. Чем ярче перья, тем ценнее.

РАКОВИНЫ-КАУРИ- использовались в Китае около 3500 лет, затем они служили в других странах: Индии, Тайланде, Африке. Раковины блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех.

ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ – изготовлены из золота, серебра, появились в царстве Лидия (Турция). На монетах часто изображали эмблемы мест изготовления: лев – малая Азия, каракатица – Киоса, ваза – Андроса, черепаха – Эгины, жук – Афины. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу. Некоторые страны изготавливали монеты из железа, они приравнивались к драгоценным металлам. Первые бумажные деньги начали печатать в Китае – это были просто листики бумаги. В Росии в 19-20 вв. появилась чеканка монет, а позже и бумажные деньги при Екатерине Второй, были изготовлены из старых дворцовых салфеток и скатертей.

2. Ведущий: Игра « Я начну, а ты продолжи».

Ребята, помните, мы с вами выучили пословицы о деньгах. Давайте вспомним их ещё раз.

Уговор дороже ДЕНЕГ.

Время- деньги.

У него деньги и куры не клюют.

Только ума на деньги не купишь.

Без денег сон крепче.

Не хвались деньгами – хвались добром.

Есть грош – будет и рожь.

Без копейки рубля нет.

Копейка рубль бережёт.

Где работают, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто.

Игра Семья – « Экономисты»

Ребята, сегодня мы с вами научимся составлять семейный бюджет. Вы знаете, что такое бюджет? – это те деньги, которые зарабатывают и тратят члены вашей семьи. Вот сегодня мы с вами познакомимся с семьёй экономистов.

Папа – экономист. Он трудится, где ребята?…(строитель) И за свой труд получает зарплату.

Ваня иди поставь картинку папы в кармашек, а Саша положи в круг денежку.

Мама – тоже экономист. Работает кем?….(доктор) Она тоже получает что? Зарплату. За что она получает зарплату? – за свой труд.

В семье есть дедушка – экономист и бабушка – экономистка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию.

Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Сестра и брат – экономисты, они учатся и за свою учёбу (труд)получают стипендию.

Стипендия – это тоже деньги. Это плата за хорошую успеваемость в учёбе.

Братик – ходит в садик, он не получает никаких денег. Но старшие, за свои деньги, иногда покупают ему сладости и игрушки.

Вот у нас получился основной доход семьи. Бюджет – это зарплата, пенсия, стипендия. Деньги полученные за что? За труд! Просто так, деньги никому и не дают.

Давайте посчитаем, сколько всего денег в семейном бюджете?

Но вот в этом месяце папа очень хорошо работал и получил премию. Премия- это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате, за особые успехи в работе.

Доход семьи прибавился или убавился?

Ребята, всем понятно, что такое бюджет? Да это зарплата, доходы всех членов семьи.

Воспитатель:

Чтоб продукты потреблять,

В нарядах модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это…(купить)

(стук в дверь, входит гном – эконом)

Гном:

К вам из щели под окном,

Вышел я гном – эконом.

В колпачке и в башмаках,

В синей мантии до пят…

А в карманах для ребят,

Инструменты для работы-

Будем с вами делать что-то.

Воспитатель:- ребята, а вы знаете, чем расплачиваются в магазине? (деньгами) настоящими? (да).

Но мы с вами не можем изготовить настоящие деньги, поэтому деньги у нас будут игрушечные. А вот как правильно изготовить игрушечные деньги, из какого материала, как при их изготовлении работать экономно и не затрачивая больших усилий, нам расскажет гном – эконом.

Гном: – я принёс вам волшебный сундучок, а в нём – всё ,что необходимо для изготовления монет.

Практическая часть

Рассматривание настоящих монет. Сравнение, выявление особенностей цвета, размера;

Деление детей на подгруппы – одним листы бумаги, карандаши, ножницы, другим – фольга, ножницы;

Показ гнома – воспитателя порядка изготовления «монет»;

А) наложить лист бумаги на монету, и аккуратно карандашом заштриховать вырезать круг по контуру монеты;

Б) наложить фольгу на монету, отчеканить и вырезать по контуру;

Дать детям самостоятельно изготовить монеты (штриховка,чеканка) с помощь. Воспитателя и гнома.

Ой, какие вы молодцы! У всех получились замечательные «монетки».

Гном: Вы все замечательно потрудились и за ваш труд я расплачусь вот этими вкусными, волшебными, шоколадными «монетами».

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Знакомство с деньгами»

Байкалова Надежда г. Красноярск МБДОУ №63

Цель: Закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни. Обучение детей решению арифметических задач. Обучение детей сравнению чисел (с использованием монет).

Задачи: Познакомить детей с деньгами и их предназначением.

Решать и оставлять задачи с применением монет.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Расширить словарный запас: деньги, рубль, монета, купюра и т.д.

Виды деятельности : Коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы: Деньги – монеты достоинством 1,2,5рублей; купюры достоинством 10 и 50 рублей, копейки.

1 часть

Воспитатель: К нам в детский сад, сегодня пришел Буратино. Он очень расстроен. Так как потерял одну очень нужную ему вещь. А какую, сейчас узнаем. Давайте откроем тетради, поставьте точку на пересечении линий (графический диктант)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Дети: Ключ.

Воспитатель: Правильно ключ, а давайте подумаем к какой двери может подойти этот ключ. (Ответы детей) Этот ключ от двери, которая находиться в каморке у папы Карло.

Физминутка:

Мы глазами миг, миг (моргать глазами)

Мы плечами чик, чик (движение плечами вверх)

Раз туда, два сюда (руки на пояс повороты вправо, влево)

Повернись вокруг себя

Сели встали, сели встали

Руки к верху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора.

2 часть.

Беседа с детьми:

Кто из взрослых в вашей семье работает?

Кем они работают?

Ч то взрослые получают за свой труд?

Что такое деньги?

Зачем нужны деньги?

Давайте рассмотрим монеты и бумажные купюры. Сравним их и скажем чем они похожи и чем отличаются? С одной стороны денежного знака указана его стоимость (есть цифры), а с другой стороны - герб нашей страны. Что есть на сторонах и купюр и монет (ответы детей).

Отличаются деньги материалом из которого они изготавливаются. Купюры печатаются а монеты штампуются из металла. Монеты изготавливаются из разного металла, а купюры печатаются разных цветов.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в магазин. Нам надо сделать покупки. Перед нами на витрине лежат продукты: хлеб, йогурт, огурец, капуста и т. д.

3 Часть. Составление задач.

1.Ване мама дала десять рублей и просила купить хлеб за 2 рубля и йогурт за 7 рублей. Сколько Ваня потратил денег? И сколько у него осталось? (ответы детей) Составление задач детьми самостоятельно. Ответы у доски.

2.Булочка стоит 3 рубля, а пряник 5 рублей. Сколько стоит булочка и пряник вместе?

4 часть. Игра «Отвечалка»

Как играть: Кинуть мяч и задать ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.

Примечание . Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько ушей у двух мышей?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба? Сколько крыльев у птиц? Сколько колес у машины?…..

Подведение итогов.

Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...

Цель. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета.

Задачи.
Образовательная:
Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие, подвести к пониманию понятия экономии средств, сбережений (накоплений).

Развивающая:
Развивать умение решать логические задачи.

Воспитательная:
Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предварительная работа . Выучить с ребёнком стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку», подготовить сценку «В ремонтной мастерской», «Спор двух друзей».

Оборудование для педагога : напечатанные слова: зарплата, пенсия, стипендия, доход, расход, фото портрет семьи, схематичные карточки – символы: еда, одежда, дом, лекарства, копилка – домик.

Оборудование для детей: монеты (кружочки) по 20 штук на каждую группу; атрибуты к сценкам.

Ход занятия.
Организационный момент.
Ребёнок читает стихотворение Ш. Галиева

«Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

В: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара?
— Что ещё не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?
Д: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое количество игрушек, сладостей.
Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы потратить их по назначению?

Основная часть.
В: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Д: Зарабатывают родители.
Повесить на доску портрет семьи.
В: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Д: Зарплата.
В: поясняет.
Зарплата — это деньги, получаемые за работу, за месяц, за неделю, за один день.
Вывесить на доске слово: зарплата.
В: Кроме родителей, кто является членом семьи?
Д: Дедушки и бабушки.
В: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги?
Вывесить на доске слово: пенсия
В: Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.
В: Кто ещё живёт в семье?
Д: Дети.
В: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Обобщить ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
стипендия
В: Стипендия – это плата за хорошую учёбу.
— Так из чего же состоит наш семейный бюджет?
Д: Зарплата, пенсия, стипендия.

Практическое задание (поделить детей на 2 подгруппы, на столах монеты)
Подсчитайте семейный бюджет.
Папа зарабатывает 7 монет.
Мама зарабатывает 5 монет.
Бабушка с дедушкой — пенсию 3 монеты.
Сестра стипендию 1 монету.
Выложите нужное число. (16)

В: Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются доход (слово вывесить на доске), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется расход .
— Куда же расходуются наши семейные деньги?
Дети выходят к доске и выбирают нужную карточку. Выкладывают на доске, поясняют: человек не может жить без еды, одежды, жилья. (схематичные карточки – символы: еда, одежда, дом, лекарства).

Решение задач в подгруппах:
Мальчик просит маму купить ему игрушку, но деньги нужны на покупку лекарства для бабушки.
— Как вы думаете, что важнее, лекарство или игрушки?
(Дети поясняют: бабушка может умереть без лекарств, значит, покупка лекарств важнее.)
Пасечник дядя Коля собрал 8 килограмм мёда, и весь мёд продал на базаре. Сколько килограмм мёда осталось пчёлам? Почему пчёлы заболели и погибли?

В: Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть свои любимые вещи?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Воспитатель обращает внимание детей на необычный домик. Этот домик называется домик — копилка. Кто в нём живёт?
Да, живут в нём рубли и монетки. Когда денежка входит в домик – доход (в дом входит»), а когда уходит – расход – («раз и вышел»).

Прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского.

А бывают ещё накопление
Без него проживёшь – нет сомнения
Но какой же ты будешь бедняк
Если сносишь последний башмак.
Чтобы лучше и легче жилось
Чтоб спокойно и сладко спалось,
Поработаем дружно сейчас,
Создадим кое – что про запас.

В: Для чего нужны копилки?
— Зачем люди копят деньги и делают запас?
— Как можно сэкономить деньги?
Дети решают, как можно экономить.
Воспитатель обобщает ответы детей: Бережно относится к вещам, выращивать овощи, ходить в лес по грибы, ягоды, вовремя чинить вещи, самостоятельно делать ремонт квартиры, экономить воду и электричество.

Заключительная часть.
В: Что значит быть бережливым?
Д: Не тратить деньги по — пустякам.
В: Хорошо или плохо быть бережливым?
В: Можете ли вы участвовать на семейном совете по планированию бюджета?

Название: Конспект занятия в подготовительной группе «Экономика молодой семьи»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №16 «Ёлочка»
Месторасположение: Пермский край, город Кудымкар

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

В подготовительной группе.

Тема: «Что такое деньги?»

Выполнила

Овсянникова Лидия Павловна

воспитатель

ГБОУ ООШ с. Н-Быковка

Кошкинского района

Самарской области

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

    Познакомить детей с назначением денег и историей их появления; расширять кругозор детей « познавательно – речевое развитие».

    Мотивировать на создание описательных рассказов по плану предложенному воспитателем. « речевое развитие»

    Ввести в активный словарь детей обобщающие понятия: «обувь, одежда, посуда, продукты». Развивать внимание, любознательность, активность, творчество. «познавательное, речевое развитие».

    Отрабатывать умение грамматически верно строить предложения. «речевое развитие»

    Формировать умение детей общаться, договариваться, справедливо распределять роли в сюжетно – ролевой игре, воспитывать дружеские взаимоотношения. « социально- коммуникативное развитие»

    Совершенствовать умение употреблять в речи сложные слова. «речевое развитие»

Методы и приемы : - практические: закрашивание монет и сюжетно-ролевая игра.

Наглядные: рассматривание предметов, фотографий.

Словесные: беседа, рассказы детей и пояснение.

Материалы и оборудование: изображение здания банка, денежные купюры, монеты. На каждого ребенка – лист бумаги, простой карандаш, монета; костюмы для детей для сюжетно-ролевой игры; атрибуты к игре – кастрюли, одеяло, платье, сапоги, хлеб, картошка.

Формы организации совместной деятельности

Игра «Магазин».

Игра «Волшебная монета».

Игра «Менялы».

Изобразительная

Игра «Волшебная монета».

Познавательно-исследовательская

Дети рассматривают бумажные купюры и железные монеты.

Игра «Магазин».

Рассматривание фотографии здания банка.

Беседа об истории денег.

Коммуникативная

Беседа «Что такое деньги?»

Дети составляют описательный рассказ о предмете по плану предложенному воспитателем.

Музыкальная

«Юка-Кука»

Логика образовательной деятельности

Приглашаю детей к мольберту, обращаю внимание на фотографию банка

Что это за здание?

Кто из вас был в банке?

Кто может пойти в банк?

Что могут сделать люди, когда придут в банк?

Дети рассматривают изображение здания сбербанка

Отвечают на вопросы

Поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения. Грамматически верно строят предложение.

Беседа «Что такое деньги?»

Что такое деньги?

У вас есть свои деньги?

Кто вам дает деньги? Для чего?

Что вы с ними делаете?

Куда кладете деньги?

Где можно «копить деньги»?

Слово «Копилка» образовалось от слова «копить»

Как нужно обращаться с деньгами? Почему?

Какие бывают деньги? (железные и бумажные)

Дети отвечают на вопросы, рассказывают о своих деньгах, узнают новые слова. Дети учатся правильно обращаться с деньгами,

рассматривают натуральные деньги.

Проявляют интерес к новому материалу. Используют в активном словаре слова «копить» и «копилка».

Бумажные деньги называются – купюры, а железные – монеты. Показываю (10 копеек) монету и спрашиваю:

Какая монета?- 10 копеек

Как называется одним словом Купюра? (10 рублей, 100 рублей)

Дети слушают,

рассматривают монеты и образовывают слова: десятикопеечная монета, десятирублевая, пятирублевая…

Грамматически верно употребляют в речи сложные слова.

Игра «Магазин»

Если вы пришли в магазин и решили купить тетрадь, которая стоит 6 рублей, какие монеты вам понадобятся?

(карандаш – 3 рубля, шоколад – 10 рублей)

Дети приходят в магазин, подбирают монеты и покупают необходимые предметы. (например: Я возьму 5 рублей и 1 руб.,чтобы купить тетредь за 6 руб.)

3 это 1,1 и 1

10 это 5 и 5

Демонстрируют представление о составе числа

Игра «Волшебная монета»

Хотите, чтобы у вас были деньги для игры? Сейчас они у вас появятся. Нужно взять волшебный листочек и карандаш.

Накрывают монетку листочком, заштриховывают, получается монета.

Сдерживают эмоции до окончания работы, проявляют заинтересованность в предложенной деятельности

Пальчиковая гимнастика

« Дружат в нашей группе девочки и мальчики раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Гармонично согласовывают речь с движением.

Из истории: «Как же жили люди, когда денег не было?»

Ребенок рассказывает

Внимательно слушают, эмоционально реагируют на услышанное

Игра «Менялы»

Что это за музыка? Представим, что мы с вами оказались в прошлом. Наша группа поделилась на 2 племени: «Тумба – Юмба» и «Юка-Кука».

У племени «Тумба - Юмба» - есть одежда, обувь, постель, но нет продуктов, а у племени «Юка-Кука» есть хлеб, посуда, картошка, но нет одежды.

Выручите друг друга? Как, вы думаете, какой выход может быть?

Вы согласны поменяться?

Вы должны рассказать о предметах, которые находятся в вашем племени так, чтобы с вами захотели поменяться.

Дети переодеваются, делятся на два племени, располагаются на паласе. Выбирают вожака племени. Вожак выбирает по три помощника. Дети описывают свои предметы: платье, сапоги, одеяла; второе племя – хлеб, кастрюля, картошка.

Активно, увлеченно участвуют в игровой деятельности, сопровождают свои действия речью.

Составляют описательный рассказ о предмете по предложенному плану.

Все довольны племена подружились и устроили праздник.

Дети дарят друг другу подарки (бусы) и танцуют под музыку «Юка-Кука»

Демонстрируют дружелюбное отношение друг к другу.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png