Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление:

1) Книжная выставка:

- “Вежливость на каждый день”.

2) На стенах плакаты с высказываниями:

- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.

- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.

- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский .

- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.

- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

“Золотое правило”.

- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.

- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.

- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

1 уч. - Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

(Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”).

Учитель:

А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.

- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.

- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

А какие приветствия знаете вы?

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Военные отдают друг другу честь.

Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Не от тяги к сусловью
И сложилось не вчера,
Это братское с любовью пожелания добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?

Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:

“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.

3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.

Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”.

(Давайте посмотрим, как Петя здоровается )

Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”.

1 уч. - Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:

Младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика? И кстати, кто подает первым руку?

Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Светлана Алексеевна”.

Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке?

2 уч. - В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

(Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”)

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет.

(Каждому раздаются карточки)

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях.

(Раздают карточки)

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”.

Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

Это мама из Сочи привезла. На память.

Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном столе.

(Время 1 минута )

2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они”.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

(Дети делятся своими наблюдениями)

3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

(Дети отвечают)

А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания - 5 минут. (Все желающие выполняют задание.)

Учитель – А теперь послушаем частушки.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.

Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, кто-то советы психологов.

1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

(Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты)

Стихотворение “Заповедь”

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Киплинг

Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними.

Напутствие первое.

- “Сострадальник и друг” - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке.

- “Сострадальник” - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.

1 уч. – Напутствие второе.

- Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?

2 уч. - Напутствие третье.

- Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.

Классный час «Вежливость»

6 - 8 класс

Цель: объяснение понятия «культура», доказательство необходимости вежливости, как необходимой части жизни.

Оформление: плакаты с определениями вежливости и поговорками:

Скромность всякому к лицу.

Сильный телом победит любого, а сильный умом - тысячи.

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель Сервантес)

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Ход классного часа

1 Вступительное слово учителя.

«Здравствуйте!» - это волшебное слово

Людям дарите снова и снова.

Что такое «Здравствуй!» - лучшее из слов,

Потому что здравствуй - значит, будь здоров.

Правило запомни! Знаешь - повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Дорогие ребята, как вы думаете, что значит «Культурный человек»? Что надо делать, чтобы стать таким?

Таким человеком можно назвать каждого? (Ответы детей)

Как думаете вы, о чём сегодня будем говорить? Какая тема для нашего разговора? (Ответы детей)

Правильно! Вежливость как часть нашей жизни! Без неё очень трудно жить и быть приятными друг другу.

2 Знакомство с темой классного часа.

Кого мы считаем воспитанным? А как вы понимаете слово «Вежливый»?

(Ответы детей)

В толковом словаре под редакцией С. Ожегова сказано, что это человек, который умеет хорошо себя вести.

С рождения ребёнка учат законам жизни, нормам совместного проживания.

Каждый должен знать, как вести себя в общественных местах, транспорте, как общаться со знакомыми людьми и вести разговор с незнакомцем, когда можно включать музыку дома и какой громкости.

Как же стать культурным? (Ответы детей)

Да, надо быть вежливым со всеми! Как это? (Ответы детей)

Это просто! Надо использовать слова, от которых будет всем приятно. От таких слов теплее и радостнее на душе.

А вежливым быть очень просто!

Будь добрым - обычный совет.

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Какие волшебные слова употребляем мы в разных ситуациях? (Ответы детей)

Стихи читают дети

Волшебные слова

Извини, пожалуйста,

Прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы -

Таблицы умножения -

Есть ещё таблица -

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдёт.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста» -

Волшебные слова.

(М. Танич)

3 Творческая работа с ситуациями.

На доске слова стихотворения, которое вслух читает учитель:

Приветствия

При прощании и встрече

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свидания!», «Будь здоров!».

«Я вас рада очень видеть!»

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи!»,

«Всем пока!», «Прощай!», «Привет!»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера».

(А. Усачёв)

А) Задания для детей: составить правила поведения и защитить их, используя слова из текста стихотворения:

Дома; на улице; в гостях.

Б) Анализ игровых моментов

4 Обобщение.

А) Стихи читают дети

1Мы все научились когда - то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте - ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

2 Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

3 Придумалось кем - то красиво -

За помощь благодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

4 Прощаясь, мы все «До свидания»

Друг другу всегда говорим.

«Пожалуйста» - если желание

Иль просьбу исполнить хотим.

5 Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов!

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это - основа основ.

Б) Слово учителя

Давайте повторим волшебные слова! Кто больше их знает?

Назвать их будьте любезны - эти слова всем полезны!

Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините, будьте любезны, будьте добры, счастливого пути, в добрый путь.

Очень приятно слышать такие добрые слова! С ними легко общаться с людьми. Именно эти слова дарят доброту и чудесное отношение друг к другу. Они как солнце в каждом из нас и освещают наш мир своим светом и дают тепло в любых отношениях в нашей жизни. Пусть желание согреть всех и любовь к людям и самим себе идут всегда с нами!

5 Подведение итогов.

Что узнали сегодня вы? Зачем нужна вежливость в жизни? Хотите вы быть культурными людьми? Как стать ими? (ответы детей)

Слово учителя

Будем вежливы, друзья!

Без культуры жить нельзя!

Это в жизни помогает,

Отношенья улучшает.

Быть вежливым - это быть добрым, культурным. Добро никогда не делает зла. Оно несёт нам положительное, хорошее, полезное. Добреть - значит светлеть лицом и окружать себя приятным.

А нам всем хочется добра!

Будем вежливы в жизни всегда!

Литература:

Научно практический журнал № 7. Завуч начальной школы. 2008 г.

Конспект классного часа на тему

«Страна вежливости»

Задачи:

1. Образовательная: сформировать представление о таких понятиях, как «вежливость», «доброта», «комплимент», «благодарность»; закрепить с учащимися формы вежливых обращений друг к другу.

2. Воспитательная: воспитание у школьников уважительного, доброжелательного отношения к людям; помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

3. Развивающая: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь учащихся;.

Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи:

1)Дидактические:

Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

Расширить знания детей о вежливых и добрых словах, и их применении в жизненных ситуациях.

2)Коррекционно – развивающие:

Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Развивать устную речь детей, обогащать словарный запас детей.
3)Воспитательные:

Воспитывать чувства товарищества и дружбы,чувство доброты, взаимопонимания. Воспитывать уважение к окружающим людям.

.Оборудование:

Названия станций, плакат с изображением паровоза, компьютер, слайды.

Ход занятия:
I. Организационная часть.
Здравствуйте ребята.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном.

Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают

II. Сообщение темы и цели

Мы отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте. Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Сегодня мы будем путешествовать в страну «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде. Во время путешествия поговорим о вежливости и правилах поведения
- Как вы понимаете, что такое вежливость? (ответы детей).

(Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность).

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым - означает знать, как себя вести.

Отправляемся в путешествие. И первая наша станция

1.«Добрых улыбок и слов ».

Давайте улыбнемся друг другу. Добрые люди всегда улыбается друг другу.Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Для того, чтобы стать вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться «добрыми» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.

Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу:

По улице шли двое прохожих. Дедушка и мальчик. У дедушки в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Следующая

Станция 2 «Я хотел бы быть таким, как ты».

В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят нашего класса, и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».

5.Выражение благодарности.

Как вы ребята понимаете слово благодарность? (благо дарить)

Какими словами вы выражаете слова благодарности и за что?

Часто ли и кого вы благодарите?

Давайте подумаем кому мы благодарны в нашей жизни и за что?(маме, папе, бабушке, дедушке, другу, подруге, учителю, продавцу в магазине и т.д.)

Говоря, друг другу слова «Спасибо» или «Благодарю» мы выражаем свое отношение к величайшей ценности – человеку. Мы показываем своё отношение к сделанному для нас добру, выражаем наше пожелание, чтобы этому человеку сопутствовало добро.

Как мы можем ярче выразить свою благодарность? («Большое спасибо», «Я Вам очень благодарен», «Выражаем свою благодарность»)

Сейчас разделимся на группы, и каждая группа попробует написать небольшое письмо благодарности, используя формулы.

1 группа – благодарность учителю

2-группа – библиотекарям

3 группа – поварам

4 группа – администрации школы

Зачитывание писем.

Станция 3 «Волшебных слов»

Ребята, а вы знаете, что добрые и вежливые слова называют ещё «волшебными»? (Исполняют наши желания)

А какие «волшебные» слова вы знаете?

Послушайте стихи об этих словах.
Добрый день.

Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили

Какие вежливые слова вы знаете?

Добрый день.

Доброго пути.

Доброе утро

Здравствуйте.

До свидания.

Пожалуйста

Простите.

Извините

желаю удачи

будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, и т.д.)

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами».

Игра: волшебные слова

1. Растает ледяная глыба, от слова тёплого… (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

3. Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте).

4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

5. Когда нас бранят за шалости, мы говорим… (простите, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Следующая станция 4. «Вежливо-невежливо»

Ваша задача: если вежливо -похлопайте, если невежливо сидите тихо.

Поздороваться при встрече……….

Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

Уступить место старшим………

Не вставать на обращение учителя…………

Помочь подняться по лестнице…………..

Попрощаться уходя…………

Сказать спасибо и пожалуйста - …
- Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …
- Сказать ласковое, доброе слово - …
- Пожелать доброго пути - …

Физкультминутка «Быстро встаньте ».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

5.Станция «Доброй феи»

Фея для нас приготовила вопросы, на которые нам нужно дать ответ, иначе она нас не пустит в «Страну Вежливости».

Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

1.Мама попросила тебя сходить к соседке спросить соли. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
3.Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
4. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

5.Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать? (здравствуйте).

6.Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать? (простите)

7.Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите? (благодарю).

8.Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово

(пожалуйста).

9.Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?

10.А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите? (спасибо)

11.Какое слово говорят при прощании (до свидания!)

А теперь, ребята, давайте решим все вместе

Задачу 1
Мальчик крикнул прохожему: « Скажите,
сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему,
мальчик сделал 4 ошибки. Ответьте, какие ошибки
он сделал?

1. Мальчик не сказал здравствуйте.

2.Мальчик должен был не кричать, и спокойно спросить: «скажите, пожалуйста, который час?»

3.Не «часов», а «час»
4.И после ответа взрослого, надо сказать «Спасибо»

Одна девочка жаловалась возмущенно маме - «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня Галька»
«А ты как его зовешь? - спросила мама
«Я его вообще никак не зову? – ответила Галя,

Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Скажите, права ли Галя?

Задача 3.

У двери в класс остановились -

Девочка, мальчик,учительница.

В каком порядке они должны войти в класс?

Мы со всеми заданиями справились и отправляемся в Страну Вежливости.

Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Вежливые, добрые люди они как солнышки, дают окружающим тепло

а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики.

В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили?

На каких станциях побывали?

Станция «Добрых улыбок и слов »

Станция «Волшебных слов»

Станция «Вежливо-невежливо»

Станция «Доброй феи»

Станция «Страна Вежливости»

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Хочу поблагодарить всех за работу на уроке. Спасибо! До свидания.

18.01.2015 3464 582 Вундер Вера Викторовна

Цель : воспитывать чувство уважения и вежливости друг к другу.

Оформление : плакаты с вежливыми словами, иллюстрации.

Плакаты : «Скромность всякому к лицу», « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Мигель Сервантес).

« Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж.Руссо).

Ход мероприятия

Педагог: « Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.

« Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы произносим и каким тоном.

А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем и наоборот - испортить человеку день и настроение. Стихотворение С.Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы-то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил: «Спасибо»,- говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

Так как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого нужно пользоваться теми словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.

Если человек разговаривает вежливо, то хочется ответить тем же. Найти с кем – то общий язык не так просто. Иногда случаются и споры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А еще есть слова, которые мы обязательно должны знать и применять.

Давайте проведем небольшую игру, где каждый тур будет иметь свое название и будет иметь свои задания.

Класс делится на четыре команды. Каждый тур оценивается в 10 баллов.

Первый тур. «Культура речи»

У вас лежат листы с заданием, в течение пяти минут вы должны найти правильные ответы на вопросы. Начинаем.

Звучит музыка, ребята работают.

Задание :

  1. Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по - вашему, наиболее употребимы?
  1. Доброе утро.
  2. Здорово.
  3. Привет.
  4. Здравствуйте.
  5. Хелло.

Правильные ответы 1 и 4.

  1. Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
  1. Позовите Надю.
  2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Надю.
  3. Здравствуйте, позовите Надю.
  4. Здравствуйте, извините, Надя дома?

Правильный ответ: 4.

  1. В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2. Тот, кому 11 лет.

3. Тот, кто вежливее.

4. Уступать дорогу необязательно.

Правильный ответ: 3.

Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?

  1. Простите меня, я выхожу!
  2. разрешите пройти.
  3. Извините, можно пройти?
  4. Расступитесь, я иду.

Правильный ответ: 3

  1. Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?
  1. Можно, но не обязательно.
  2. Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

Правильный ответ 4.

  1. Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?
  1. Скажите, сколько сейчас часов?
  2. Вы не подскажите, который час?
  3. Скажите, пожалуйста, который час.
  4. Сколько времени?

Правильный ответ 3.

Педагог : Ребята, ваше время истекло. Сдаем ваши ответы жюри. А мы с вами продолжаем.

Второй тур. « Вежливый разговор»

А вот я однажды подслушала такой разговор. Вам нужно внимательно слушать и записать слова, которые мы никак не можем назвать вежливыми. Итак, два ученика.

Выходят заранее подготовленные два ученика.

1-й ученик: Привет, Сань! Ты домашку по алгебре сделал?

2-й ученик: Здравствуй, Дима. Конечно.

1-й ученик: Слушай, я в ауте, поможешь мне пример сделать?

2-й ученик: Помочь ближнему – великое дело. Показывай, где застрял.

Выходит хулиган. Видит тетрадку в руках учеников.

Хулиган: А ну, гони тетрадку.

2-й ученик: Да вы что, это же тетрадь по алгебре.

Хулиган: Засохни, малявка!

1-й ученик: Не надо так.

Хулиган : Не понял, здесь кто-то пропищал?

2-й ученик: Сначала надо научиться разговаривать, а потом в школу приходить.

Все уходят.

Ребята, вам нужно написать слова, которые мы называем невежливыми.

Звучит музыка, ребята работают.

Слова, которые должны написать дети.

  1. А ну, гони.
  2. Засохни.
  3. Малявка.
  4. Пропищал.
  5. Я в ауте.

Педагог: Сдаем ваши слова жюри и продолжаем.

Телефон уже прочно вошел в нашу жизнь. А вы знаете, что существует культура разговора по телефону? А вот знаете вы это или нет, мы сейчас и узнаем.

Третий тур. « Разговор по телефону»

По очереди каждая команда отвечает на мой вопрос. Если ответ неверный, то право предоставляется другой команде.

  1. Если в вашей квартире раздался звонок, не спрашивайте: « Кто это?» Почему?

Ответ: Ибо воспитанный человек, поздоровавшись, сам представится.

  1. Если челове, которого попросили к телефону, отсутствует, а вы взяли трубку, что нужно спросить?

Ответ: « Не хотите что- то передать?»

  1. Когда вас оторвали от дел ошибочным звонком, что нужно делать?

Ответ: Не надо кричать в трубку, выслушайте извинения и пожелайте удачи.

  1. Если вы ошиблись номером, стоит ли спрашивать: « Какой у вас номер?»

Ответ: Нет. Извинитесь и назовите номер, по которому вы звонили.

  1. В начале разговора, поле приветствия, какой вопрос нужно задать собеседнику?

Ответ: Удобно ли ему говорить сейчас, если нет, то договориться о другом времени.

  1. Кто должен закончить разговор?

Ответ: Тот, кто звонит.

  1. Если разговор прервался по техническим причинам, кто должен перезвонить?

Ответ: Кто позвонил первым.

  1. Когда можно звонить домой товарищу?

Ответ: Только до 22.00 вечера и после 9 утра.

  1. Сколько можно разговаривать по таксофону на улице?

Ответ: Не больше 3 минут.

  1. Если вы забыли позвонить по важному делу, что нужно сделать?

Ответ: Позвонить утром и объяснить ситуацию.

Педагог: Так. С телефоном мы разобрались. У нас остался последний конкурс. Это правила культуры. Я начинаю строку, а команда заканчивает.

Последний тур. « Правила культуры»

  1. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь…

Ответ: Сделать сам.

  1. Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других…

Ответ: Людей.

  1. Не сиди, когда перед тобой стоят женщины или более старшие по возрасту…

Ответ: Лица.

  1. Приветствие не должно быть…

Ответ: Шумным.

  1. Не старайся казаться не тем, кто ты есть…

Ответ: На самом деле.

  1. Тот, кто заходит в помещение, в котором уже находятся люди, должен поздороваться со …

Ответ: Всеми одновременно.

  1. Уважай и цени свое и чужое…

Ответ : Время.

  1. Не навязывай свои правила в чужом…

Ответ: Коллективе.

  1. Воспитанный человек говорит о себе в …

Ответ: Последнюю очередь.

  1. Старайся не давать обещаний, если не уверен, что…

Ответ: Сможешь их выполнить.

Педагог: Вот и закончилось наше мероприятие. Сейчас жюри подведет итоги.

Ребята, а вежливые слова можно назвать волшебными?

Ученица: Конечно. Они хорошее настроение приносят, а это уже чудо.

Слово членам жюри: награждение победителей.

Педагог: А мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили правила культуры и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду.

Уважайте друг друга и окружающих, будьте вежливы и помните, что все будут относиться и разговаривать с вами так же, как вы с ними.

А я вам желаю: счастливого пути, доброго дня, доброй дороги, веселого настроения и удачи!

Будьте добры иль будьте любезны-

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома.

Будет приятно их слышать любому.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png