Составитель: Смирнова Е.В., методист русского языка и литературы
Дата: 28.11.11

Современная система преподавания дисциплин филологического цикла в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением языков и литератур, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла.

Обновление содержания образования создает определенные предпосылки для успешного достижения воспитательных целей филологического образования: формирования духовно-нравственных представлений школьников, их мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей.

Вместе с тем, десятилетний опыт реформирования российской системы образования позволяет констатировать, что современная школа пока еще не готова противостоять таким негативным тенденциям, как снижение общего образовательного и культурного уровня выпускников общеобразовательных школ, уровня их речевой культуры, падение интереса к учебе вообще и к изучению предметов филологического цикла, в частности.

Такое положение в сфере образования обусловлено не только социально-политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла.

1. Обучение языкам и изучение литературы в современной школе происходит по сложившейся традиции автономно, что выражается в нескоординированности целей обучения, в отсутствии межпредметных связей, преемственности в содержании и структуре курсов.

2. Недооценивается сознательно-коммуникативный подход к обучению, роль русского языка как средства общения в различных сферах человеческой деятельности, недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, изучению русской литературы как особого рода словесного искусства.

3. Используемые в настоящее время методы преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях еще не в полной мере ориентированы на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учащихся и учителя.

4. Во многих общеобразовательных учреждениях сегодня отсутствует современная учебная, художественная и справочная литература по русскому языку и литературе. В недостаточном количестве издается методическая литература для учителя. Мало используются в школе современные компьютерные программы.

В связи с этим одним из приоритетных направлений в работе любого образовательного учреждения является проектирование и создание в образовательных учреждениях разных типов единой развивающей речевой среды.

Однако учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения – с другой. В связи с этим в помощь учителю-словеснику приводим технологические карты, которые призваны помочь учителю применять современные технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.

Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Технологии обучения характеризуются рациональной организацией учебной деятельности, возможностью получить желаемый результат с наименьшими затратами, методологическим уровнем рассмотрения педагогических проблем, внедрением системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченностью действий, гарантирующих достижение педагогических целей.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Ниже предлагаются технологические карты применения учителем некоторых эффективных технологий обучения:

Появление новых (альтернативных) программ и учебников по литературе, вариативность при изучении того или иного произведения требуют нового подхода к созданию и использованию средств обучения. Безусловно, главное, центральное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета.

Видеофильмы по литературе прочно вошли в практику преподавания учителей-словесников. Принципиально новым средством обучения является видеофильм на мультимедийной основе, предназначенный для воспроизведения на персональном компьютере .

Добрый день! Уважаемый президиум, уважаемые учителя, гости!

В настоящее время в обществе сложилось мнение, что русский язык находится чуть ли не в смертельной опасности. Лексический запас современного человека сводится к небольшому набору слов. В набат бьют филологи, общественные деятели, политики. В Госдуму вносятся законопроекты о сохранении чистоты языка…Эта тема отмечена и в главном докладе нашей конференции. Что же в реальности грозит русскому языку? Что может испортить наш великий и могучий? Язык не может быть чистым или грязным, его состояние зафиксировано в многочисленных словарях и грамматиках, в которых мы не найдём ни ненужных иностранных слов, ни жаргонизмов, ни ненормативной лексики(мата).Нам надо говорить о чистоте речи,о том, как мы реализуем язык в процессе коммуникации. Именно этому нас учит филология.

Д.С. Лихачев очень точно определил значимость филологии: «Чем шире круг эпох, круг национальных культур, которые входят ныне в сферу образованности, тем нужнее филология. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий." Сегодня мы не только говорим о потребности в филологии и гуманитарных науках, но также и об их роли в процессе интеграции науки и культуры в образовательную сферу.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущему лозунгу прошлых лет: «Образование для жизни », пришёл новый: «Образование на протяжении всей жизни ».

Какую же роль в этих условиях может играть филологическое образование?

Во всех сферах общественной жизни растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры. Недаром есть хрестоматийное утверждение : кто владеет словом, тот обладает властью . Чрезвычайно велика роль языка в современных процессах культурного развития того или иного народа. Со словом связаны многие явления национальной культуры, освоения культурного наследия и межнациональных связей. Очевидно, что развитие информационно-компьютерной цивилизации требует изучения языков межнационального и международного общения

Таким образом, знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека .

Тогда как можно обозначить рубежи филологии: до каких пор ей суждено существовать и развиваться?

Филология будет жить до тех пор, пока будет стыдно неграмотно писать, не знать историю своей страны, не уметь красиво и логично высказываться. Пока общество будет поддерживать некий культурный уровень своих граждан и будет заинтересовано в развитии у них не только естественнонаучных, но и гуманитарных творческих потребностей .

В то же время современная цивилизация четко обозначает другую зависимость: без развития культуры, без воспитания разносторонней личности, готовой к различным формам гуманитарной деятельности, нет перспектив роста и развития социально-экономического потенциала общества. Если мы сейчас не обеспечим условий для развития культурных задатков нового поколения - закроем себе дорогу в будущее, ведь духовная культура может преобразить жизнь на Земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там, где культура, там и мир…»

Современное состояние филологического образования в школе характеризуется несколькими положительными факторами:

Возросла роль интегративности, яркими примерами которой являются, лингволитературоведческие курсы «Русская словесность», «Художественный анализ текста», элективный курс «Деловой русский»;

Расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (ИКТ, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ)

Уроки русского языка и литературы ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность, на сотворчество учителя и ученика, на развитие у детей бережного отношения к родному языку и краю, на желание узнать новое и интересное. Постановка учебных задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний.

Важным является и то, что в процессе поиска решения задач учащиеся пользуются разными источниками: одни могут обратиться к книгам, другие – к электронным носителям информации, третьи – использовать поисковые ресурсы Интернета, что учит их взаимодействовать с информационным пространством. Применение интерактивных, аудиовизуальных средств обучения направлено на повышение положительной мотивации обучающихся к изучению русского языка, активизацию познавательной деятельности, развитию мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе.

Задачи исследовательского характера включаются в систему уроков на разных этапах: в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов. Задание может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. В нашей школе есть такие работы и проекты. Так наблюдение за речью односельчан выросло в исследовательский проект. В течение нескольких лет мы составляли словарь просторечий, диалектов, разговорной лексики жителей села, записывали и анализировали речь людей разного возраста. И результат у нас отличный: в 2012году я выступила на Международной научно-практической педагогической конференции: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», а уже в 2013году наш проект «Россыпь диалектов в разговорной речи села Сиалеевская Пятина», на Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» получил Диплом I степени.

Широкие возможности для такого рода деятельности дают уроки литературы, на которых не уйти от интеграции с историей, изобразительным искусством, музыкой, архитектурой, психологией, обществознанием.

При этом методической основой интегрированного подхода к обучению является обязательное установление метапредметных связей.

Приобретенные метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Результаты аттестации в прошедшем учебном году в форме ОГЭ И ЕГЭ обнадёживающие. Средний балл ОГЭ-27,6; ЕГЭ-52

Наши ученики постоянные участники школьных, районных, республиканских и всероссийских олимпиад, конкурсов.Только в этом учебном году у нас по два победителя в конкурсах творческих работ «Мы против наркотиков»- «Сделай выбор» , « Моя семья и Великая Отечественная война»; два победителя и призёр в конкурсе литературных работ «Искусство слова»; призёр в конкурсе чтецов «Живая классика», призёр в республиканском конкурсе «Государственные символики». Мы победители и призёры муниципальных предметных олимпиад по русскому языку и литературе… то есть практическая направленность обучения налицо

Однако проблем у учителя-филолога, без преувеличения, огромное количество.

Приходится констатировать, что языковая культура современного общества нуждается в серьезной коррекции.
Почти 20% российских школьников могли получить «двойки» за ЕГЭ по русскому языку, если бы минимальный балл по этому экзамену не был снижен (с 36 до 24 баллов).

Как достичь цели того «недосягаемого» Федерального государственного образовательного стандарта с недостаточным количеством часов, отводимых на развитие речи и языковых компетенций, особенно в школе III ступени? Ведь на изучение русского языка отведен 1 час в неделю, тогда как для формирования той же самой коммуникативной компетенции по иностранному языку отведено 3 часа.

Исправить ситуацию должна будет специально разработанная Федеральная программа. В ней заложен возврат в 11 классы выпускного школьного сочинения, изучение русского языка с детского сада и переподготовка педагогов в специалистов, преподающих русский как иностранный.

Всего несколько месяцев осталось до выпускного сочинения. Ученики 11 классов напишут его уже в конце этого года. Ученикам предложат пять направлений, на основе которых будут разработаны темы. При этом часть тем не будет привязана к конкретным произведениям или авторам. Не будет и жестких рамок по объему. Министр образования и науки Д. Ливанов предлагает дать ученикам только примерное ориентировочное количество слов для получения положительной оценки.

Учителя и ученики узнают темы сочинений непосредственно в день экзамена. Меры по защите информации во время написания сочинений будут такими же, как в работе с ЕГЭ. Работы проверят сами учителя и поставят оценку «Зачет»/«Незачет». В случае неудовлетворительного результата выпускник сможет переписать работу в феврале. Положительная оценка не только даёт ученику право сдавать ЕГЭ, но и может принести при поступлении до 10 дополнительных баллов.

За тем, как дети усваивают школьный материал, теперь будем следить с помощью дополнительных тестов, которые вводятся с нового учебного года. Они пройдут в рамках обязательной диагностики достижений учащихся .
В 4-м классе детям предстоит пройти так называемый метапредметный тест - продемонстрировать мышление, навыки чтения, использования информации из школьной программы, творческий подход и т. п. В 7-м классе ученики пройдут тестирование по русскому языку и математике . Вкупе подобные тесты должны будут заблаговременно выявить проблемы школьников с усваиванием материала и недостатки учителей в преподавании материала.

Перспективы перед нынешним филологическим образованием достаточно открыты . Конечно, далеко не все грядущие перемены будут однозначно восприняты преподавательской общественностью. Но в любом случае нам придется осознать необходимость перестройки филологического образования и предпринять совместные действия для придания ему современного имиджа.

В 2013г.ВладимирВладимирович Путин принял участие в Российском литературном собрании, проходящем в Российском университете дружбы народов.

Главная и общая тревога – говорил президент,- это сегодняшнее падение интереса к книге. О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры. Безусловно, русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но мы часто сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом.

И ещё один важный аспект. Такой литературной страны, как Россия, в мире, пожалуй, нет, несмотря на проблемы и известное снижение интереса к книге. Но даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим мириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал.

К чести Отдела Образования …ярким примером такого трепетного бережного отношения к классической литературе в нашем районе являются ежегодные традиционные литературные праздники , посвященные юбилею классиков или историческому событию, конкурсы чтецов прозы и поэзии. Дети готовят мини-спектакли, шьют костюмы, оттачивают произношение каждой фразы, соприкасаются с живой классикой.Литературные праздники- праздники мастерства художественной речи. Сиалеевско-Пятинская школа всегда призёр или победитель таких праздников. В нашей школе проводятся литературные вечера, гостиные, конкурсы иллюстраций художественных книг и литературных героев, конкурсы чтецов и сочинений. У нас замечательный кабинет русского языка и литературы, только жаль, что компьютеров в кабинетах нет- это было бы большим плюсом.

Наша задача – формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона .

У многих дискомфорт вызывает употребление жаргонизмов, простоязычных слов в публичных выступлениях официальных лиц. Высокопоставленные чиновники употребляют такие выражения как «замучаются пыль глотать» или «он не рубль, чтоб его все любили ». Страшного здесь ничего нет. Главное, не терять «соразмерности и сообразности », как говорил Александр Сергеевич Пушкин. То есть человек должен обладать языковым чутьём и понимать, насколько уместны его слова в той или иной ситуации. Именно этому мы должны учить. Это дело чести каждого учителя- словесника.

Пример такой речи: речь нашего президента -привлекательная, яркая, образная, грамотная, богата примерами. Он использует крылатые выражения, поговорки, афоризмы. Такую речь хочется слушать.

12 июня2014 В.В.Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в 2015 году. Президент России выразил надежду на то, что Год литературы станет ярким, объединяющим общество проектом

В рамках Года литературы будут сосуществовать и культурные, и исторические, и социальные моменты. Среди наиболее важных мероприятий отмечаются: «Книги в больницы», «Литературная карта России», «Литературная Евразия», «Библионочь 2015», «Лето с книгой»

Российскую духовную культуру всегда отличало стремление ставить высокие цели. Для нас сейчас важнейшей оказалась более близкая цель – сформировать у учеников языковую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетенцию. Главное, чтобы наши школьники понимали и адекватно оценивали окружающий мир, умели делать правильный выбор, думали, анализировали, могли сопереживать и сочувствовать другим.

Мы, отечественная гуманитарная интеллигенция, способны послужить этим целям.

Уважаемые Учителя! С Днем знаний! Желаю достижения новых профессиональных вершин, реализации творческих замыслов, крепкого здоровья и мира всем нам!

Спасибо за внимание!

1

В статье обозначаются современные проблемы высшего филологического образования, которые особенно актуальны в контексте острого обсуждения проблем среднего филологического образования, однако не привлекают такого широкого внимания общественности. Статья обращена, прежде всего, к анализу сложившейся ситуации, который строится на основе результатов анкетирования большого числа респондентов, включенных в процесс среднего, высшего и поствысшего филологического образования. Мнения респондентов выявляют ряд важных сторон в процессе функционирования высшего филологического образования. Результаты опроса студентов младших курсов указывают на остающийся низким имидж самого образования и в то же время повышение статуса учителя, ответы студентов старших курсов актуализируют остающуюся острой проблему соотношения академизма и прикладного характера образования, что подтверждается и результатами опроса школьных учителей. Преподаватели отмечают сохраняющуюся несбалансированность учебных планов.

высшее филологическое образование

компетенции

анкетирование

респондент.

1. Ильин Д. Ю. Филологическое образование: задачи и перспективы // Вестник Волгоград. гос. ун-та. - 2008. - Сер. 6. - № 11. - С. 21-27.

2. Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»: к проблеме модернизации высшего филологического образования / Е. Г. Елина, И. Ю. Иванюшина, Н. В. Панченко, В. В. Прозоров, А. А. Чувакин // Известия Саратов. ун-та. Нов. серия. - Сер.: Филология. Журналистика. - 2009. - № 1, Т. 9. - С. 71-77.

3. Кабинетская Т. Н. Концептуальные аспекты высшего филологического образования бакалавра педагогики // Вестник Костром. гос. ун-та. - 2009. - Сер. Гум. науки. - Т. 15, № 4. - С. 100-105.

4. Кузенная Т. Ф. Направления фундаментализации высшего филологического образования // Вестн. Балтийск. фед. ун-та. - 2007. - № 4. - С. 66-69.

5. Мельничук О. А. Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях // Вестн. Сев.-Вост. фед. ун-та. - 2013. - Т. 10, № 2. - С. 92-96.

Особенностью современного состояния филологического образования в целом является то, что настойчиво заявляемая на официальном уровне мысль о необходимости гуманитаризации общества вступает в противоречие с реальной практикой образовательного развития. Особенно отчетливо это противоречие проявляется по отношению к филологическому образованию как школьному, так и высшему. С одной стороны, общество на самых разных уровнях, от института власти до широкого круга родителей, постоянно выражает острую тревогу по поводу утрачивающихся у ряда поколений детей навыков самостоятельного мышления, понимания и интерпретации текстовой информации, способности письменно и устно выражать свои мысли. С другой стороны, столь же постоянны и высказывания о несоответствии этого типа образования потребностям общества в конкретных специалистах-практиках, связанных с производством.

Главным проявлением такого противоречия становится отсутствие продуманной стратегии развития филологического образования. Развернувшееся на страницах периодической и научной печати обсуждение проблем филологического образования в средней школе, сконцентрированных вокруг необходимости введения единого учебника по литературе, изменения содержательного компонента программ, обозначило наиболее острые в этом плане вопросы. Это отношение общества к филологическому знанию как утратившему связи с реальной действительностью, ориентированной на массовые и материальные приоритеты.

Безусловно, ведется, хотя и не столь активно, и обсуждение проблем современного высшего филологического образования. Оно началось еще в 2005 году в связи с процессами модернизации высшего образования в целом. Одной из главных проблем в обсуждении стало уже указанное выше расхождение между потенциалом филологического образования и общественными представлениями о нем, о чем писали, например, Е. Г. Елина, И. Ю. Иванюшина, Н. В. Панченко, В. В. Прозоров, А. А. Чувакин . Были отмечены и положительные тенденции в восприятии филологии, связанные с возросшей ролью текстовой информации (О. А. Мельничук ). В целом обращавшиеся к данному вопросу исследователи указывают на различные пути развития высшего филологического образования. Одни подчеркивают необходимость его фундаментализации (Т. Ф. Кузенная ), другие - усиления в нем прикладной направленности (Д. Ю. Ильин ), третьи - личностного аспекта обучения (Т. Н. Кабинетская ). Приведенные суждения, как уже говорилось, были изложены в статьях периода с 2007 по 2013 годы.

Цель

Нашей целью является установление того, насколько изменилось обозначенное состояние дел на сегодняшний день. Для этого, на наш взгляд, необходим мониторинг мнений всех участников процесса высшего филологического образования: студентов младших и старших курсов, выпускников, учителей школ, преподавателей вузов.

Материал и методы

Коллективом авторов была разработана анкета, учитывающая специфику каждой из групп респондентов. Студентам младших курсов, например, предлагались вопросы, связанные с мотивацией выбора их будущей профессии, с соотношением их ожиданий и первых впечатлений, с предполагаемыми перспективами их профессиональной реализации. А студентам старших курсов были даны вопросы, выявляющие степень их удовлетворенности полученным образованием в теоретическом, практическом, методологическом, методическом планах и представления о необходимых изменениях в учебных планах, лекционных курсах.

Выпускники и учителя должны были оценить достоинства филологического образования для профессиональной деятельности и его недостатки в плане содержания курсов, системы курсов, методики преподавания(лекций, практических занятий, организации самостоятельной работы), а также внести свои предложения по реформированию самой системы.

Преподаватели высшей школы, непосредственно осуществляющие процесс высшего филологического образования, были нацелены на выявление основных его задач, проблем, которые именно они особенно остро ощущают. Например, им были предложены вопросы: «Каковы, на ваш взгляд, основные задачи высшего филологического образования в идеале?», «Какими профессиональными качествами должен обладать преподаватель филологических дисциплин в ВУЗе?», «Ощущаете ли вы позитивные результаты своей профессиональной деятельности, и в чем они выражаются?», «Удается ли Вам реализовать в преподавании свой потенциал?»

Вопросы были направлены на то, чтобы стимулировать аналитическое начало в ответах. Всего было опрошено 150 респондентов.

Результаты

Показательно, что из почти 50 опрошенных студентов младших курсов всего двое ссылаются на мнение родителей как основополагающий фактор при выборе факультета. Этот результат разительно отличается от опубликованных данных социологических опросов, предложенных студентам иных направлений разных ВУЗов РТ и РФ: в них традиционно указывается на зависимость выбора абитуриента от мнения родителей о престиже будущей специальности. Следовательно, можно сделать вывод о том, что авторитет филологического образования в общественном сознании остается катастрофически низким.

В связи с этим отметим также, что всего 4 % опрошенных связывает свое профессиональное будущее с научной деятельностью, с академическим изучением филологических дисциплин.

23 % респондентов называют в качестве основополагающего фактора выбора факультета свое желание стать учителем русского языка и литературы, в основном это студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». Если сопоставить этот результат с данными многолетних опросов выпускников Института филологии и межкультурной коммуникации (ранее филологического факультета) о планах их профессионального самоопределения, становится очевидным несомненный рост этого показателя. Очевидно, можно говорить о том, что комплекс государственных мер, направленных на повышение престижа профессии учителя, начинает давать первые положительные результаты.

Тем не менее, основная масса студентов младших курсов, участвовавших в процессе анкетирования (почти 70 %), говорит о том, что на отделение русской и зарубежной филологии их привела любовь к языкам и литературе, или даже к чтению как таковому. Показательно, что в этой категории респондентов оказываются и призеры предметных олимпиад по русскому языку и литературе. На основании этого факта можно сделать вывод о том, что в обществе представление о сущности филологической науки, о предмете филологического образования остается размытым. Возникает даже своеобразный конфликт интересов, когда студенты обнаруживают, что им необходимо посещать учебные занятия, а не просто читать книги.

Не удивительно, что у респондентов вызвал затруднение вопрос о том, какие дисциплины они хотели бы изучать углубленно. Четкий ответ на этот вопрос смогли дать лишь те, кто связывает свое будущее с профессией учителя: они осознают значимость курсов по русскому языку и литературе, по методике преподавания этих предметов. Остальные же видят задачу филологического образования в формировании грамотной личности, обладающей навыками создания, редактирования и рецепции текстов разных стилей и жанров, способной адекватно понимать их содержание и форму, умеющей формулировать свои мысли в письменной и устной форме и публично излагать их. Таким образом, актуализируется задача преодоления «функциональной неграмотности», характерной для современной социокультурной ситуации. Некоторые опрошенные указывают также на такую задачу филологического образования как расширение культурного кругозора и развитие компетенции владения иностранными языками.

Поскольку представление о сущности филологического образования у студентов младших курсов (как убедительно показывает опрос) не сформировано, им оказалось не по силам ответить на вопросы о достаточности / недостаточности образования на уровне бакалавриата для дальнейшей профессиональной деятельности и их представлении об идеальной модели высшего филологического образования.

Более четкую позицию по этим вопросам, как и следовало ожидать, демонстрируют студенты старших курсов. Более 80 % из числа опрошенных студентов заявляют о недостаточности бакалаврского образования для успешной профессиональной деятельности. Отвечая же на вопрос о том, что бы они хотели изменить в системе высшего филологического образования, лишь 15 % заявляют, что они удовлетворены существующей моделью.

Основные претензии респондентов были высказаны к принятой на сегодняшний день схеме построения учебных планов. Не отрицая необходимости дисциплин цикла Б1 (социально-экономических), более того, подчеркивая необходимость знаний, полученных на учебных курсах по философии, истории, психологии и особенно по истории культуры, студенты старших курсов указывают на несбалансированность аудиторного времени, выделяемого на изучение этих дисциплин и дисциплин базового уровня - русского языка и литературы, то есть именно той области знаний, которая и должна стать сферой их профессиональной деятельности. Кроме того, они высказывают пожелание дифференцировать содержание дисциплин, преподаваемых на всех направлениях профессиональной подготовки, в зависимости от аудитории слушателей. Например, студентам Института филологии и межкультурной коммуникации вряд ли необходимы знания о менеджменте как отдельной отрасли профессионального знания, но весьма полезны будут сведения о менеджменте в области образования, издательского дела, связей с общественностью и т.п.

Лишь незначительный (менее 20 %) процент респондентов склонен утверждать, что в результате обучения у них сформировано целостное представление о филологии как науке. Очевидно, это обусловлено тем, что каждая учебная дисциплина в современной системе филологического образования существует изолированно. Следовательно, необходимо создать учебные планы, где курсы русского языка, литературы и культуры были связаны межпредметными связями.

Студенты старших курсов демонстрируют более четкое представление о своей дальнейшей профессиональной деятельности. Учитывая прагматичность современного общества, не удивительно, что почти 100 % опрошенных заявляет об «избыточности», «ненужности» некоторых полученных ими знаний. Это обусловлено тем, что существующая на сегодняшний день система спецкурсов едина для всех студентов, вне зависимости от выбранной ими профессиональной сферы. Следовательно, процесс реформирования должен в первую очередь затронуть систему спецкурсов: необходимо деление не на «литературоведов» и «лингвистов», а по принципу научный / методический / прикладной.

Показательно, что преподаватели ВУЗов также не удовлетворены существующей моделью учебных планов, унифицирующим подходом к образованию студентов с разными профессиональными перспективами. Еще более остро, чем студенты, в массе своей еще не начавшие применять полученные знания на практике, преподаватели ощущают оторванность филологического образования от реальных запросов общества. Прежде всего это связано с традиционным академическим характером обучения, тогда как необходимы практические навыки, которые в нужном объеме невозможно дать в рамках практических занятий в университете, что требует расширения спектра и базы учебных и производственных практик.

Общая неудовлетворенность результатами собственного труда, усугубляемая доминированием «бумажной работы» над собственно преподавательской деятельностью, приводит зачастую к снижению профессиональной мотивации. Это тем более печально, что более 90 % студентов, как младших, так и старших курсов, обозначают именно личность преподавателя и его заинтересованность в предмете и преподавательской деятельности в качестве основной причины интереса к той или иной учебной дисциплине.

Недостатки филологического образования особенно явно проявляются в рецепции полученных профессиональных знаний и навыков учителями общеобразовательных учреждений республики Татарстан. Более 80 % из опрошенных указывают на недостаточный объем курсов по методике преподавания русского языка и литературы, в результате чего приходилось приобретать профессиональные навыки непосредственно в ходе педагогической деятельности, методом проб и ошибок. Этот факт в очередной раз позволяет говорить о важности введения дифференцированной системы спецкурсов, что позволит «вооружить» будущих учителей необходимым профессиональным инструментарием.

Показательно, что школьные учителя, как и преподаватели ВУЗов видят свою задачу не только в трансляции комплекса знаний по предмету, но и в формировании общей культуры обучающихся, в том числе языковой. В школьной практике актуальна также задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Таким образом, сфера профессиональных задач преподавателя-словесника значительно шире его предметной области. Это диссонирует с постепенным, но неуклонным сокращением количества академических часов, отводимых на изучение русского языка и литературы.

Заключение

Таким образом, анкеты выявили, что все участники образовательного процесса остро ощущают существующие проблемы, наиболее важными из которых являются остающийся достаточно низким статус филологического образования и отсутствие четких представлений о его конечных целях и задачах.

Примечателен и такой результат проведенного анкетирования: и старшекурсники, и преподаватели, и выпускники сходятся в том, что высшее филологическое образование нуждается в реформировании, и предлагают одинаковые пути его осуществления. Многие респонденты говорят, что необходима перестройка учебных планов, связанная с выстраиванием системы курсов внутри учебного плана бакалавриата в аспекте соотнесения лингвистических и литературоведческих дисциплин, а также дисциплин общегуманитарных и филологических.

Еще один важный вывод состоит в том, что в связи с современными потребностями общества филологическое образование должно быть практически ориентированным.

Библиографическая ссылка

Бушканец Л.Е., Махинина Н.Г., Насрутдинова Л.Х., Сидорова М.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РЕФЛЕКСИИ ЕГО УЧАСТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23703 (дата обращения: 03.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Филологическое образовательное пространство в современной школе
(«круглый стол» - обсуждение проекта концепции школьного филологического образования).
Многие учителя-словесники озабочены тем, что в стране отсутствует единое образовательное пространство, федеральные образовательные стандарты нового поколения являются всего лишь декларацией, в них отсутствует конкретика, необходимая учителю. Однако решить проблемы, связанные с преподаванием русского языка и литературы, возможно.
Необходимо строить процесс обучения с учётом индивидуальных способов усвоения званий, индивидуальных темпов учебно–познавательной деятельности каждого ученика. Нельзя сокращать количество часов, отведённых на изучение литературы в школе. Необходимо пересмотреть перечень литературы, особенно современной, необходимо, чтобы произведения отвечали требованиям мировоззрения нового дня. Тему отказа россиян от чтения президент России В.В.Путин поднимал еще в 2009 году на встрече с российскими писателями. Тогда он заявил, что россияне стали меньше читать не столько из-за новых информационных технологий, сколько из-за нехватки интересных для них книг.
Необходимо поднимать престиж Учителя, находящийся в данное время на недопустимо низком уровне. Принимать эффективные меры по повышению статуса учителя в обществе, финансово поддерживать. Необходимо преодолеть сопротивление пассивных педагогов, которые не дают развиваться творческому началу и учителя, и ученика.
Необходимо восстановить разрушенную систему подготовки профессиональных педагогических кадров. Средний возраст педагогов 55 лет, исчезают педвузы, закрываются филологические факультеты. Учить же русскому языку и литературе без фундаментальной филологической подготовки нельзя. Необходимо поддержка филологических факультетов и молодых учителей.
Система образования постоянно модернизируется, что ведёт к отсутствию стабильности. В настоящее время учитель оказался без чёткого единого ориентира. Изменения в организации учебной деятельности, идущие сверху, не всегда четко спланированы, информация учителю поступает с опозданием, что заставляет его быть в состоянии постоянного стресса и вносит нервозность в учебный процесс, вызывает негативное отношение к школе и к учителю со стороны ученика и его родителей.
Я и мои коллеги убеждены: при всех нововведениях школа не должна потерять свою самоценность и не должна бежать за изменяющимся временем. Ведь она тоже оказывает на него свое влияние. Здесь важна традиция: чтобы школа могла выполнять свое предназначение, она должна быть проникнута пафосом вечных и нерушимых ценностей. Один из величайших филологов XIX-XX века Ульрих фон Виламовиц-Меллендорфф закончил свою речь «Филология и школьная реформа», посвященную варварским попыткам немецких реформаторов ограничить преподавание древних языков в гимназиях, такими словами: « Если мы сохраним верность своему идеалу, мы сможем спокойно смотреть в глаза наступающему двадцатому столетию. Что бы оно ни принесло народам, солнце Гомера будет светить пространному миру, давая свет и жизнь человеческим душам,- прекрасное, как в первый день».
Печально, но почему-то вся ответственность за нравственное и духовное формирование личности, возложена именно на школу, и учитель остаётся практически один на один с этими проблемами. Необходимо активизировать усилия теретиков и практиков (педагогов, социологов, психологов) с целью изучить социально-психологические особенности современного школьника. Результаты помогут определиться в содержании и формах обучения, их оптимизации.
Существенным способом поддержки гуманитариев могла бы стать Государственная программа развития гуманитарного образования и культуры, рассчитанная на долгосрочную перспективу и фиксирующая основные приоритеты власти и общества в данной сфере.

Сборник научных трудов. / под ред. Л. И. Черемисиновой (отв. ред); ред.: И. А. Тарасова, Н. К. Иванкина. — Саратов: ИЦ «Наука», 2013. — 167 с.Пятый выпуск сборника научных трудов «Проблемы филологического образования» подготовлен кафедрой начального языкового и литературного образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и по-священ 35-летию факультета психолого-педагогического и специального образования.
Основу сборника составили материалы двух конференций: заочной Всероссийской научной конференции «Проблемы филологического образования» (24 мая 2013 г.) и Городской научно-методической конференции для учителей начальных классов г. Саратова «Филологическое образование младших школьников в условиях реализации ФГОС» (29 марта 2013 г.).
Адресован преподавателям педагогических вузов и колледжей, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям начальных классов и русской словесности.Оглавление.
Вопросы литературного образования.
Воюшина М. П. Новому стандарту — новые учебники.
Гусакова О. Я. Стимулы личностной мотивации чтения младших школьников.
Макарова Л. Н. Чтение в системе ценностей младших школьников.
Минаева Г. А. Реализация метапредметных компетенций на уроках филологического цикла в начальной школе.
Лухтанова К. А. Рабочая тетрадь по литературному чтению в структуре УМК.
тарасова И. А., Силакова К. Г. Культуроведческий подход к анализу литературного произведения в начальной школе.
Фирсова Т. Г. , Шумкова Ю. В. К вопросу о литературном творчестве младших школьников (на материале УМК «Перспективная начальная школа, 2 класс).
Фирсова Т. Г. Диалог как основная категория урока литературного чтения.
Черемисинова Л. И., Прыгина К. С. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения: к вопросу о содержании и интерпретации понятия.
Вопросы языкового образования.
Бронникова Ю. О. Формирование оценочной компетенции младших школьников.
Иванкина Н. К. Текстовая деятельность младших школьников в различных УМК.
Козинец С. Б. Новые принципы изучения морфемики и словообразования в школе.
Мережко Е. Г. Изучение истории русского языка в начальной школе.
Плотникова С. В. Проблемы формирования информационной компетентности.
младших школьников на уроках русского языка.
Суворова Е. П. Формирование интеллектуально-речевой культуры школьников — условие становления ученика как субъекта познания.
Актуальные проблемы современной филологии.
Маслова Ж. Н., Минахин Д. В. Проблема актуализации филологических исследований в области художественного текста.
Мокина Н. В. Звуковые и музыкальные мотивы и их функции в романе А. Белого «Серебряный голубь».
Сдобнова А. П. О методах исследования лексикона ребенка.
Шумарина М. Р. «Советский язык» как объект художественного исследования в русской литературе XX века (к 95-летию со дня рождения А. И. Солженицына).
Из методического опыта.
Галушкина С. Н. УМК «Система Л. В. Занкова» как средство развития и сохранения мотивации к обучению.
Колодезева А. И. Возможности электронных образовательных ресурсов, способствующих филологическому развитию младших школьников.
Недовесова А. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами письменной речи.
Симонова Т. С. , Иманова Л. В. Памятка «Работа над ошибками» как средство формирования орфографической грамотности младших школьников.
Срибная В. Г. Из опыта работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png