Восходит к временам Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, в рамках которой до 1952 г. действовали кафедра истории СССР и основанная немногим позднее кафедра истории ВКП (б) - КПСС.

Кафедра истории СССР, созданная в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ в 1944 г., в связи с преподаванием её сотрудниками также всеобщей истории была в 1946 г. переименована в кафедру истории. Эту кафедру последовательно возглавляли проф. В. И. Лебедев (1944–1946), к.и.н., доц. С. С. Дмитриев (1946–1952), к.и.н. Е. А. Дудзинская (1952). Заведующие и сотрудники кафедры в большинстве своём являлись профессиональными учёными, специалистами по новейшей истории. С другой стороны, они имели и опыт организационной работы, прежде всего в ВЛКСМ. В 1946 г. на кафедре было 7 преподавателей, в 1952 г. - 9. Для работы на кафедре в 1946–1952 гг. привлекались в разное время академики М. Н. Тихомиров и А. М. Панкратова, видные специалисты по международной проблематике профессора И. С. Гуковский и Г. А. Новицкий, а также виднейший отечественный историк и археолог, будущий академик АН СССР (с 1958) и академик РАН (с 1991) Б. А. Рыбаков.

Кафедра истории ВКП (б) была основана в 1945 г. Ею заведовали проф. А. С. Богдасаров (1945–1949) и затем к.и.н. К. Д. Шалагин (1949–1952). На кафедре на момент её основания работало 5 преподавателей. В 1952 г. кафедра вошла в состав новосозданной на её основе кафедры основ марксизма-ленинизма, возглавленной к.и.н. М.Е. Ждановым. Эта кафедра, поглотив и кафедру истории, ведала преподаванием исторических дисциплин в ЦКШ вплоть до создания в 1969 г. Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. В 1966 г. была основана кафедра истории ВЛКСМ. Ее возглавил д.и.н., проф. В. А. Сулемов и был заведующим и после создания ВКШ до 1973 г.

В Высшей комсомольской школе с 1969 г. существовали кафедры истории КПСС, истории ВЛКСМ, истории СССР и всеобщей истории, истории международного и рабочего движения. С начала истории ВКШ должности заведующих кафедр занимали только работавшие в штате школы доктора исторических наук.

Важнейшим направлением научной деятельности ВКШ являлось изучение истории ВЛКСМ и молодежного движения. В ВКШ сложилась научная школа, занимавшаяся этой проблематикой . В 1971 г. был создан сектор истории ВЛКСМ (затем - отдел истории молодёжного движения НИЦ ВКШ) . Возглавил эту работу к.и.н., старший научный сотрудник В. К. Криворученко, ныне - д.и.н., проф., заместитель начальника Управления научной работы МосГУ, профессор кафедры истории МосГУ.

Первым заведующим кафедрой истории СССР и всеобщей истории (1971–1977) являлся д.и.н., проф. Ю. С. Борисов, специалист по истории культуры, позднее работавший в Институте истории АН СССР и в РГГУ. Его сменил видный деятель отечественной исторической науки, специалист по новой и новейшей истории зарубежных стран, автор более 20 монографий профессор В. Г. Сироткин. Он возглавлял кафедру с 1977 по 1982 гг., позднее работал в Дипломатической академии МИД, выступал в качестве советника Верховного Совета РСФСР и эксперта Государственной Думы РФ, вёл программу «Российские тайны» на радио «Эхо Москвы», получил звание ассоциированного профессора в ряде зарубежных университетов, в частности приглашенного профессора в Сорбонне, являлся членом Наполеоновской академии. С 1982 по 1984 гг. кафедру возглавлял Г. А. Герасименко - видный специалист по истории России XIX в., автор монографий, посвященных земскому самоуправлению и истории революционного движения, впоследствии зав. кафедрой истории Российской академии государственной службы. В 1984 г. заведующей кафедрой стала доцент Л. В. Бадя, специалист по социальной истории России и отечественной историографии. Она возглавляла коллектив вплоть до преобразования ВКШ в Институт молодежи.

Для работы на кафедре истории СССР и всеобщей истории в разное время привлекались видные специалисты-историки, признанные авторитеты в своей области. Среди них - академик Б. А. Рыбаков, доктора исторических наук В. И. Буганов (впоследствии член-корреспондент РАН), В. П. Дмитренко, В. Л. Мальков (член-корреспондент РАН), В. В. Согрин (ныне главный редактор журнала «Общественные науки и современность»). Сфера научных интересов преподавателей кафедры и привлечённых специалистов была чрезвычайно обширна - от средневековой истории Руси до проблем новой и новейшей истории зарубежных стран, современных международных отношений.

Кафедру истории КПСС, рассматривавшуюся в качестве ведущей исторической кафедры ВКШ, последовательно возглавляли д.и.н., проф. А. С. Трайнин, ректор ВКШ, д.и.н., проф. Н. В. Трущенко и д.и.н., проф. А. П. Зиновьев. А.П.Зиновьев, видный специалист по истории международного молодёжного движения и политической истории России, позднее заведовал кафедрой истории и политологии Государственного университета управления. После преобразования ВКШ в Институт молодежи на основе кафедры истории КПСС была создана кафедра истории и теории политических партий и движений. Её возглавил к.и.н. А. Д. Бородай, будущий декан факультета рекламы Института молодежи - Московского гуманитарного университета, д.и. н., профессор.

Следует упомянуть также кафедру истории международного коммунистического и рабочего движения. С 1970 по 1979 гг. её возглавлял д.и.н., проф. Т. Ф. Таиров, позднее вошедший в руководство Советского фонда мира. В 1979 г. кафедру возглавил к.и.н., проф. К. А. Юстеньянц. На кафедре начинала работу в ВКШ д.и.н., проф. Е. С. Журавлева, специалист-индолог, автор работ по политической и религиозной истории Индии и Южной Азии.

Приказом № 259к от 28.04.1992 г. по Институту молодежи было принято решение о ликвидации с 1 июля 1992 г. существовавших ранее кафедр: истории и теории политических партий и движений, мировой политики и глобальных проблем современности, истории и культуры, философии, политологии, социально-политических процессов и организации молодежного движения, а также деканата факультета истории . В числе созданных согласно этому приказу кафедр, наряду с кафедрой социальной и политической философии и кафедрой молодежной политики и молодежного движения, была и кафедра истории заведующим которой стал д.и.н., проф. А. А. Королев, бессменно руководящий ею до 2010 г.

На 2011 год, таким образом, непрерывная история кафедры истории насчитывает 19 лет.

Кафедра изначально складывалась как коллектив разносторонних специалистов, занимавшихся изучением подчас существенно расходящихся, трудно сводимых к общему знаменателю научных проблем. С первых лет своей истории кафедра истории Московского гуманитарного университета разрабатывала различные аспекты исторической науки, связанные как с отечественной, так и всеобщей историей. Среди трудов преподавателей - монографические работы и учебные пособия, посвященные средневековой и новой истории России, истории зарубежных стран, международных отношений, истории культуры и религии, истории молодёжного движения, историософии, исторической психологии. Всё это ставило перед научным коллективом задачу вычленения общих интересов, определения точки концентрации, которая способствовала бы совместному творческому поиску. Такая тематика была в итоге найдена. Общекафедральная научная тема сформулирована так: «Социокультурные аспекты отечественной и всеобщей истории».

Кафедра разрабатывает как традиционные исторические сюжеты (политическая и экономическая история), так и «нетрадиционные», но всё более входящие в обиход большой науки. Среди них темы, связанные с историей культур и цивилизаций, русского национального характера, ментальности. «История ментальности» - одно из магистральных направлений научной работы кафедры.

Преподаватели кафедры изучают неизвестные и малоизученные проблемы истории, в том числе и привлекающие большое общественное внимание. Их работы посвящены разным эпохам - от древнейших этапов истории славян до новейшей истории России и мира.

В рамках исследования общекафедральной научной темы кафедрой в 1990-е гг. была проведена серия научных мероприятий, посвящённых различным её аспектам. По их итогам издавались научные сборники, представлявшие актуальные, вызывавшие живые научные дискуссии проблемы социально-исторических и культурно-исторических исследований. Это, прежде всего: «История: постижение смысла» (М., 1995); «Историческое сознание: разбегающиеся смыслы» (М., 1997); «Россия между Западом и Востоком: духовные аспекты цивилизации» (М., 1999); «Масоны в России: вчера, сегодня, завтра» (М., 1999).

Среди коллективных работ кафедры последних лет - сборники научных статей «Христианизация Руси - России» (М., 2006); «Цивилизация Руси - России» (М., 2007); «Конспирология: область знаний, литературный приём, политическое средство?» (М., 2008); «Роль личности в истории» (М., 2010) Все они также посвящены различным аспектам социокультурных проблем истории. Особо следует отметить по актуальной тематике научную конференцию «Психология терроризма», прошедшую в апреле 2007 г., и выпущенный по её итогам сборник научных трудов «Террор и терроризм: исторические и психологические аспекты» (М., 2008) под редакцией А. А. Королёва и Д. Д. Пеньковского. В 2010 г. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда проведена конференция «Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические и исторические аспекты» совместно с Институтом психологии РАН и кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов. По её итогам вышел одноимённый сборник научных статей (М., 2010. Ответ. ред. А. А. Королёв). С 2010 г. кафедра совместно с Центром исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ организует работу секции «Проблемы исторического образования» в рамках ежегодной Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века».

Важной темой научных исследований преподавателей, аспирантов и докторантов кафедры остаётся история молодёжного движения в России. Так, с 1992 по 2005 гг. в диссертационном Совете по историческим наукам было защищено 44 диссертации данной тематики . Большой вклад в разработку данной тематики вносит проф. В. К. Криворученко. В последние годы в разработке проблематики истории молодежных организаций в России и СССР кафедра активно сотрудничает с Центром исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ (директор - д.и.н., проф.Б. А. Ручкин).

В 2009 г. в результате объединения кафедры истории и кафедры международных отношений МосГУ была образована кафедра истории и международных отношений. Заведующим кафедрой стал проф. А. А. Королев. В 2010 г. образована кафедра международных отношений и дипломатии во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ, д.и.н., проф. А. И. Степановым. В связи с этим кафедра истории и международных отношений Московского гуманитарного университета переименована вновь в кафедру истории. Заведующим кафедрой с 1 июня 2010 г. является д.и.н. С. В. Алексеев.

На кафедре истории сложился одарённый творческий коллектив, в котором представлены разные поколения специалистов. На 2010/11 уч. год на кафедре работает 5 докторов и 6 кандидатов исторических наук. 4 штатных сотрудника кафедры имеют учёное звание профессора, 6 - доцента.

Первый заведующий кафедрой истории А. А. Королев (рожд. 1940) - д.и.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат конкурса «Лидер в образовании - 2003» в номинации «Лучший заведующий кафедрой», награждён серебряной медалью имени Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке», медалью «К 850-летию Москвы», орденом МосГУ «Честь и служение» I степени. Награжден медалью Союза советских офицеров «За верность присяге», медалью воина-интернационалиста, медалью «20 лет вывода советских войск из Афганистана» и другими наградами СССР, Российской Федерации, Республики Афганистан. А. А. Королёв является специалистом в области истории и теории молодежной политики общественно-политических организаций и государственных органов. В круг его научных интересов входят проблемы истории, методологии, историософии, историографии, социологии, культурологии, религии, психологии, науковедения. Помимо упомянутого выше авторского спецкурса «История и психология», А. А. Королев читает авторские курсы «Отечественная история», «Геополитическое положение России в современном мире», совместно с преподавателями кафедр философии, культурологии и политологии и регионоведения разработал и читает курс «Глобалистика». Автор более 250 научных, учебно-методических, научно-популярных работ, являлся составителем и ответственным редактором подготовленных на кафедре сборников научных статей. Под руководством и при участии А. А. Королева создан учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» .

Д.и.н., проф. Ю. А. Васильев (род. 1958), работал в ВКШ с 1989 г., а на кафедре истории с момента её формирования. Специализируется в области социальной и экономической истории, историософии. Имеет более 100 публикаций, в том числе монографии, учебники, учебные пособия, посвященные различным проблемам новейшей российской и мировой истории, философии истории, истории российского крестьянства, социальной и культурной проблематике.

Проф., д.и.н. В. К. Криворученко (род. 1930) - почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премий конкурсов на лучшую научную работу и учебные пособия. Награждён орденом «Знак Почета», 7 медалями СССР и РФ (1999), двумя серебряной медалью ВДНХ; золотой медалью имени Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке», орденом МосГУ «Честь и служение» I степени. Работает в ВКШ - Институте молодежи - Московской гуманитарно-социальной академии - Московском гуманитарном университете с 1971 г. В настоящее время - профессор кафедры истории, заместитель начальника Управления научной работы. Основное направление исследований - отечественная, политическая и социальная история, теория и история политической науки, историография, науковедение, методология и история молодежного движения. В России и за рубежом опубликовано свыше 700 научных работ, в том числе несколько десятков индивидуальных и коллективных монографий, учебных пособий. В. К. Криворученко - ответственный редактор «Научных трудов Московского гуманитарного университета»; член редколлегии и научный редактор «Трудов Московского городского университета управления Правительства Москвы» и «Вестника Московского городского университета управления Правительства Москвы», член редколлегии «Научно-теоретического и аналитического журнала «Управление мегаполисом» (входит в Список ВАК).

Основные направления исследований д.и.н., проф. М. М. Мухамеджанова (род. 1936) - археография, источниковедение, история молодежной политики, социальных движений в России и в мире. На кафедре истории работает с 1993 г. Автор более 200 научных публикаций. Награжден медалями «За трудовую доблесть» (1981), «Ветеран труда» (1996), «850-летие Москвы» (1997). В университете читает курс «Внешняя политика России»; разработал и читает спецкурс, посвященный истории терроризма.

С 1995 г. на кафедре истории Института молодежи - Московской гуманитарно-социальной академии - Московского гуманитарного университета работает С. В. Алексеев (род. 1972). В 2006 г. в диссертационном совете при МосГУ им защищена докторская диссертация. С 2010 г. является заведующим кафедрой истории. Имеет более 300 научных, научно-популярных и учебно-методических публикаций, в том числе монографии, учебные пособия, посвященные различным проблемам отечественной и всеобщей истории - прежде всего, истории Восточной Европы в древности и раннем средневековье. С. В. Алексеев - председатель Правления Историко-Просветительского общества, является главным редактором ежегодного альманаха «Историческое обозрение». Был победителем конкурса «Лидер в образовании-2003» в номинации «Лучший молодой ученый» и награждён золотой медалью им. Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке».

В становлении и развитии кафедры сыграли роль многие видные специалисты в области исторической науки и образования. Среди них - д.и.н., проф. Е. С. Журавлева (род. 1939; в настоящее время профессор кафедры регионоведения МосГУ), д.и.н., проф. В. В. Долгов (1941–1999), д.и.н., проф. Б. А. Кирмасов (род. 1947), д.и.н., проф. Ж. С. Сыздыкова (род. 1961).

Особо можно отметить вклад в научную деятельность Е. С. Журавлевой, являющейся одним из руководителей научной школы кафедры по изучению проблем новейшей истории. Работает в ВКШ - Институте молодежи - МГСА - Московском гуманитарном университете с 1976 г. Её перу принадлежат многие научные и учебно-методические работы по проблемам истории Южной и Юго-Восточной Азии, истории религии, ею разработан ряд авторских курсов .

Большой вклад в научно-исследовательскую деятельность кафедры, в смычку её с учебным процессом вносят и другие преподаватели - к.и.н., доц., проф. кафедры В. Н. Егошина, к.и.н., доц. А. А. Инков, к.и.н., доц. П. П. Исупов, к.и.н., доц. Л. Ю. Тихомирова, к.и.н., доц. Н. И. Шматова, к.и.н. Г. С. Амрахова.

К настоящему времени на кафедре, в плотном взаимодействии с другими подразделениями университета, сложились научные школы в области исследований отечественной, новейшей всеобщей истории, истории международных отношений.

Научная школа кафедры по отечественной истории возглавляется д.и.н., проф. В. К. Криворученко, д.и.н., проф. Б. А. Ручкиным, д.и.н. С. В. Алексеевым.

Б. А. Ручкин (род. 1936) - директор Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В ВКШ - Московском гуманитарном университете работает с 1970 г., являлся заведующим кафедрой комсомольского строительства, сектором комсомольского строительства и директором НИЦ, проректором по научной и издательской работе, по учебной работе. Основные предметы исследований - история молодежного движения, социология молодежи. Автор более 150 научных и учебно-методических работ. В 2008 г. под руководством Б. А. Ручкина организована научная конференция «Молодежь и инновационное развитие России» и издан сборник научных статей по ее итогам .

Целью исследований в области отечественной истории является осмысление фундаментальных проблем истории России, её народов, истории государств на территории нашей страны.

Задачи исследований в области отечественной истории :

1. Выявление и оценка исторических источников, связанных с основными направлениями исследований научной школы.

2. Изучение и анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений отечественной истории в контексте основных направлений исследований.

3. Проведение междисциплинарных исследований в смежной области исторической и других гуманитарных и общественных наук.

Основные направления исследований научной школы кафедры истории :

1. Социокультурные аспекты отечественной истории.

2. Историческая психология.

3. Россия в условиях процессов глобализации.

4. Формирование социально-политических структур Руси - России.

5. История российских элит.

6. История молодежного движения и молодежной политики России.

7. История образования в России.

8. Религия в новейшей истории России.

Научную школу кафедры в области всеобщей истории (новейшего периода) возглавляют доктора исторических наук, профессора Ю. А. Васильев, Е. С. Журавлева и М. М. Мухамеджанов.Цель исследований в области всеобщей истории (новейшего периода) - осмысление фундаментальных проблем всемирно-исторического процесса.

Задачи исследований :

1. Изучение поливариантности общественно-политического, социально-экономического, цивилизационного и культурного развития регионов, стран, народов мира (Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии) в новейшее время.

2. Освещение исторической реальности в конкретно-исторических, компаративистских, междисциплинарных и теоретических аспектах.

Основные направления исследований научной школы по всеобщей истории:

1. Всеобщность и специфика исторических процессов и явлений.

2. Макро- и микроистория.

3. Социокультурные аспекты всеобщей истории новейшего времени.

4. Реформы и революции новейшего времени.

5. Становление глобальной цивилизации; глобализация и регионализация.

6. Личность в истории.

7. История религии в новейшее время.

8. История международных социально-политических движений.

9. Интеллектуальная история.

Научная школа в области истории международных отношений и внешней политики - продукт совместной работы учёных кафедры истории и кафедры международных отношений и дипломатии. Возглавляют школу д.и.н., проф., заслуженный деятель науки РФ А. А. Королев, д.и.н., проф., Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ А. И. Степанов, д.и.н., проф. В. П. Мошняга.

А. И. Степанов (род. 1930) - заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ. Более 15 лет работал в дипломатических представительствах СССР и России за рубежом, являлся Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Лихтенштейне и Швейцарии. Научная и преподавательская деятельность связана с Высшей дипломатической школой МИД, первым проректором которой он являлся в 1972-1978 гг., с МГИМО, ректором которого он был в 1990-1992 гг. В период работы за границей неоднократно выступал с лекциями и докладами в научных и образовательных центрах зарубежных стран - США, Швейцарии, Германии, КНР, Южной Кореи. Автор более 200 научных трудов. В Московском гуманитарном университете с 2010 г. заведует кафедрой международных отношений и дипломатии .

В. П. Мошняга (род. 1933) - почетный работник высшего профессионального образования РФ, проф. кафедры социологии МосГУ. Член Диссертационного совета при МосГУ по историческим наукам, научный руководитель многих защищённых в Совете кандидатских и докторских диссертаций. В ВКШ - Институте молодежи работает с 1973 г., являлся заместителем директора НИЦ, проректором ВКШ. Автор многих научных работ, посвящённых проблемам истории молодежного движения в России и за рубежом, деятельности международных неправительственных организаций, социальной истории .

Цель исследований в области истории международных отношений и внешней политики - исследование фундаментальных проблем истории международных отношений.

Задачи исследований:

1. Изучение истории взаимоотношений стран и народов в области политики, дипломатии, права, экономики, культуры, военного дела.

2. Изучение общего курса Российского государства по обеспечению своих национально-государственных интересов и его дипломатической составляющей.

3. Изучение проблем геополитики, глобалистики, конфликтологии.

Основные направления исследований научной школы:

1. Глобализационные процессы в современном мире.

2. Геополитические аспекты истории.

3. Особенности международных отношений в меняющемся мире.

4. Деятельность международных правительственных и неправительственных организаций.

5. Международные европейские структуры.

6. Роль малых стран в системе международных отношений.

7. Генезис системы международных отношений в древности и средневековье.

За свою историю кафедра организовала - как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими научными организациями и подразделениями университета, - немало научных мероприятий. Среди них - круглый стол «Что изучает историческая психология» (апрель 2003 г.), методологический семинар по теме «Глобализация и регионализация: общее и особенное в истории, политике, экономике и культуре» (декабрь 2004), круглый стол « Знание и понимание в современной общекультурной парадигме» (декабрь 2005), Межвузовская конференция «История социальной политики и социальной работы: состояние и проблемы научной разработки и преподавания в вузе» (декабрь 2005; совместно с кафедрой социальной политики и социальной работы), круглый стол «Христианизация средневековой Руси» (март 2006), Международная конференция « История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее » (секция исторической психологии, июнь 2006), научный семинар « Колыбель русской идеи: Идеологическое оформление православного великодержавства в Московском государстве » (июль 2006), конференция «Историк и общество: мораль и истина» (посвящена 70-летию М. М. Мухамеджанова, сентябрь 2006), научная конференция «Психология терроризма» (апрель 2007), круглый стол «Россия - Русь: государство и цивилизация» (июнь 2007), круглый стол «Светское и духовное в древнерусском мире» (июнь 2008), круглый стол «Роль личности в истории» (май 2010), научная конференция «Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические и исторические аспекты» (июнь 2010).

Кафедра уделяет большое внимание организации аспирантской и студенческой науки. Аспиранты кафедры регулярно участвуют в проводимых в МосГУ аспирантских научных конференциях. Их работы постоянно публикуются в издании «Научные труды Московского гуманитарного университета», в других научных сборниках. Кафедра организовывала студенческие научно-практические конференции. Вышел ряд сборников студенческих научных работ.

А. А. Королев является председателем Диссертационного совета Д 521.004.01 при Московском гуманитарном университете по историческим наукам. Заместителем председателя совета является В. К. Криворученко. Из докторских диссертаций сотрудников университета, прошедших через Совет, можно отметить защиту диссертационного исследования декана факультета рекламы А. Д. Бородая «Культурная политика в советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции (вторая половина 50-х - 80-е гг.)». Защита состоялась в 2000 г. Научным консультантом диссертации являлся А. А. Королев. В 2006 г. в Совете защищена докторская диссертация Д. Д. Пеньковского, заведующего отделом научно-исследовательской работы и аспирантурой, директора издательства Национального института бизнеса, «Эмиграция казачества в составе белых войск из России и её последствия». Научным консультантом диссертации являлся В. К. Криворученко.

В Совете прошли защиты кандидатских диссертаций ряда преподавателей университета, прежде всего кафедры истории. В 1999 г. в Совете под научным руководством А. А. Королева защитила диссертацию на тему «Московское купечество в конце XIX - начале ХХ столетия: образ торговца-предпринимателя и его ментальные особенности» Г. С. Амрахова (в настоящее время - доцент кафедры истории, заместитель декана факультета культурологии МосГУ). В 2000 г. под научным руководством д.и.н., проф. А. Н. Копылова защищена диссертация Н. И. Шматовой (ныне - доцент кафедры истории, заместитель декана факультета экономики и управления Национального института бизнеса) «Праздничная культура русского дворянства в последней трети XVIII в.». В 2001 г. под научным руководством Е. С. Журавлевой защитила диссертацию на тему «АСЕАН и страны Восточного Индокитая: от конфронтации к взаимопониманию (конец 1960-х - 90-е гг.)». К. А. Арамян - ныне доцент кафедры регионоведения, заместитель декана факультета международных отношений МосГУ. В 2006 г. состоялась защита диссертации Е. А. Музалевской (тема диссертации: «Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992 - 2005 гг.)»; научный руководитель А. А. Королев), ныне доцента кафедры. В том же году на заседании Совета защитила диссертацию заместитель заведующего кафедрой дизайна и режиссуры в рекламе И. А. Алексеева (тема диссертации: «Всемирное христианское молодежное движение в России в конце ХIХ - начале ХХ века»; научный руководитель А. А. Королев). В 2008 г в Совете состоялась защита диссертации старшего преподавателя кафедры иностранных языков МосГУ В. А. Мещеряковой (тема: «Аграрная политика Советского государства в условиях административной системы хозяйствования (1976-1985)»; научный руководитель Ю. А. Васильев). В том же году была защищена диссертация Ю. И. Надточея (ныне - старший преподаватель кафедры международных отношений и дипломатии) на тему «Эволюция стратегии односторонних и многосторонних действий государств трансатлантического сообщества в 1990-е - начале 2000-х годов»; научный руководитель д.и.н., проф. С. И. Лунёв.

В 2006 г. на заседании Диссертационного Совета Д 521.004.04. (специальность «Теория и история культуры») состоялась защита докторской диссертации С. В. Алексеева. Научным консультантом представленной диссертации «Предания о дописьменной эпохе в истории славянской культуры XI–XV вв.» являлся А. А. Королев.

Научные школы кафедры не ограничиваются стенами Московского гуманитарного университета. Плодотворно развивает направление научной школы профессора В. К. Криворученко, связанное с тематикой истории образования и подготовки научно-педагогических кадров, доктор исторических наук, профессор Е. В. Бодрова - заведующая кафедрой истории Московского государственного университета приборостроения и информатики, член Диссертационного совета по историческим наукам при МосГУ. Под её руководством в Совете при МосГУ защищались диссертации, связанные с историей и проблемами реформирования высшей технической школы, историей формирования научно-технической интеллигенции.

Кафедра истории МосГУ представляет собой коллектив, известный в научном мире - и московском, и российском, и зарубежном. Труды преподавателей кафедры публиковались в Великобритании и Германии, Польше и Болгарии, Соединенных Штатах Америки и Вьетнаме, Украине и Казахстане.

Кафедра уделяет значительное внимание внедрению результатов научной работы в учебный процесс, обеспечению последнего оригинальными учебными пособиями и учебно-методической литературой. Итогом длительной научно-методической работы кафедры стал выход в 2005 г. (и переиздание в 2007 г.) коллективного курса лекций «Отечественная история». В 2007 г. изданы два дополнительных методических тома к курсу лекций - сборник тестовых заданий и справочные материалы.

Результаты разработок учёных университета в области исторической психологии также нашли применение в учебном процессе. По итогам круглого стола «Что изучает историческая психология» под редакцией А. А. Королёва подготовлено и издано учебное пособие «Историческая психология: предмет, структура и методы» (М., 2004); им же разработан и читается спецкурс «История и психология: Неумолчный диалог» как пропедевтический в историческую психологию.

Помимо этого, авторские учебные пособия подготовлены и изданы преподавателями кафедры по курсам «Геополитика» (А. А. Королев), «История религии», «Религиозная ситуация зарубежной Европы», «Всеобщая история» (С. В. Алексеев), «Внешняя политика России», «История зарубежной Европы» (В. Н. Егошина), «История науки» (Л. Ю. Тихомирова).

На кафедре работают аспирантура и докторантура. Как отмечалось выше, в аспирантуре и докторантуре Университета, прежде всего на кафедре истории, подготовлены кандидатские и докторские диссертации многих сотрудников Университета и кафедры. Наряду с этим, на кафедре готовились диссертации сотрудников иных научных и образовательных учреждений. Кафедра уделяет большое внимание совершенствованию работы аспирантуры и докторантуры. В 2010 г. открыта аспирантура по специальности 07.00.15 - история международных отношений и внешней политики.

Кафедра, разумеется, не намерена останавливаться на достигнутом. Осваиваются новые направления исследований, формулируются планы дальнейшей научно-исследовательской работы. В 2011-2015 гг. предполагается провести научные мероприятия: конференцию «Групповая идентичность в истории и культуре: этнос, религия, социальный организм» (при содействии кафедры философии, культурологии и политологии; 2011 г.), круглый стол «История образовательных реформ в России» (2011 г.), II и III Всероссийские конференции «Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические и исторические аспекты» (совместно с кафедрой общей психологии и истории психологии, а также с внешними научными организациями; 2012, 2014), конференцию «У истоков модернизации: кризис средневекового общества на Востоке и Западе Европы» (2013 г.). Данные темы являются актуальными для исследований в области отечественной и всеобщей истории, а также междисциплинарных связей.

На 2010–2012 гг. запланирована серия научных мероприятий совместно с кафедрой международных отношений и дипломатии, посвященных актуальным проблемам истории ХХ в. и современности. Это представляется важным как элемент совместного формирования научного коллектива, для перспектив научной школы, занимающейся исследованиями в области истории международных отношений.

Планируется развивать и иные направления исследований, в ряде случаев смежные с другими кафедрами - прежде всего с кафедрами международных отношений и дипломатии, философии, культурологии и политологии, общей психологии и истории психологии, сотрудничество с которыми поставлено на регулярную основу, а также с Центром исторических исследований ИФПИ МосГУ. Кафедра и впредь будет открыта для сотрудничества как с другими подразделениями университета, так и с внешними научными организациями. Предполагается проводить мероприятия, связанные с совершенствованием профессионального уровня работников кафедры, развитием связей с научным сообществом.

Кафедра намерена поддерживать и расширять контакты с периодическими научными изданиями, в том числе с регулярно публикующими работы её преподавателей (журнал «Знание. Понимание. Умение», альманах «Историческое обозрение», научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом», «Научные труды Московского гуманитарного университета», информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» и др.). Преподаватели кафедры будут принимать участие в научных мероприятиях, проводимых отечественными и зарубежными научными и общественными организациями. Сотрудники кафедры и коллектив в целом намерены также развивать контакты с фондами, выделяющими гранты на научные исследования, активно участвовать в объявляемых конкурсах.

Кафедра намерена усилить работу по соединению результатов научной деятельности с учебным процессом. В рамках этого будет и далее повышаться требовательность к актуальности и научной обоснованности учебных пособий, в чем призвано помочь совершенствование порядка внутреннего рецензирования и обсуждения текста пособий на заседаниях кафедры.

Из научных мероприятий, связанных с освоением новых образовательных технологий, планируются проведение периодических «круглых столов», посвященных практике внедрения компетентностного подхода, обмену опытом с преподавателями других кафедр, деканатами. Ключевой задачей таких мероприятий должна стать выработка практических рекомендаций для отработки, первоначально экспериментальной, преподавателями кафедры. Материалы мероприятий могут рекомендоваться к публикации для ознакомления более широкой педагогической общественности. Подобного рода периодические научно-методические мероприятия планируется проводить и по анализу опыта воспитательной работы.

Ещё одним важным направлением научной работы, непосредственно связанным с учебным процессом, является исследование и научный анализ уровня исторических знаний студентов. На кафедре наработан определённый опыт в этом направлении, и он будет развиваться в дальнейшем. Всё активнее проводится преподавателями кафедры научная работа со студентами (в т. ч. в рамках Клуба любителей истории Отечества, дискуссионного клуба «Кто мы в глобализирующемся мире?»). Эта работа представляется также важной в плане перспектив научных школ кафедры. Среди стратегических ориентиров, сформулированных руководством кафедры на следующее пятилетие, есть и следующий: «Совершенствование исследовательской работы, развитие научных школ кафедры, основанное на идее преемственности и взаимодействия поколений ученых» .



ПРИМЕЧАНИЯ

http://www.сайт/studentam/faculties/mejfac_kafedry/history/ (дата обращения: 06.03.2011).

Источник : Алексеев С. В. Кафедра истории Московского гуманитарного университета: история, кадры, научные школы [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 2 (март - апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Alekseev_History_Department/ (дата обращения: дд.мм.гггг).

    Зав. кафедрой

    Доктор исторических наук, профессор

    контакты кафедры:
    добавочный телефон 21-30,
    кафедральная почта: [email protected]

    1938 г. - создана кафедра социально-экономических дисциплин.

    1960 г. - основана кафедра марксизма-ленинизма. Возглавил кафедру доцент Н.С. Карпов.

    1962 г. - кафедра Истории КПСС. Возглавил кафедру д.и.н., профессор Колесников.

    В разные периоды кафедру возглавляли А.М. Курносова, Л.В. Кошелев, В.Н. Ананьев, Д.З. Муриев, М.И. Шведов, А.В. Гришин.

    С 2002 г. кафедру Истории возглавляет д.и.н., профессор Бодрова Елена Владимировна.

    Деятельность научного и педагогического коллектива кафедры истории Московского технологического университета направлена на освоение студентами многовековой отечественной истории в контексте мирового процесса, ценностей мировой цивилизации, нравственных традиций и культуры народов России. В процессе изучения будущие специалисты (бакалавры) должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Наряду с воспитанием гражданских качеств, историческое образование призвано формировать у студентов новые аспекты современного гуманизма, нравственные ориентиры в разрешении глобальных проблем современности, способствовать пониманию социокультурных смыслов техники и инженерии, преодолению технократического мышления, порождающего дефицит культуры мысли, общения, поведения, творческих индивидуальностей.

  • За 2016-2017 учебный год опубликованы:

    Монографии – 7

    1. Беспятова Е.Б. Нэп в трех измерениях: теория, политика, практика // Реформы в России с древнейших времен до конца XX в.: в 4 т. Т. 4 1917-1991 гг. - М. РОССПЭН, 2016. - С. 62-145.
    2. Бодрова Е.В. Распад СССР: споры о будущем. - М.: МАОРИ, 2016. - 216 с.
    3. Бодрова Е.В., Калинов В.В., Красивская В.Н., Сергеев С.В. Внедрение научно-технических достижений в нефтяной отрасли российской промышленности во второй половине XIX - начале XX вв. - М.: МАОРИ, 2016. - 290 с.
    4. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Парадоксы государственной экономической политики современной России. – Германия.: Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 258 с.
    5. Бодрова Е.В., Голованова Н.Б., Калинов В.В. и др. Управление внешним государственным долгом в контексте Российских либеральных реформ 90-х //Особенности развития финансовой системы в период рыночной трансформации национальной экономики [Электронный ресурс]: Монография. Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. –Режим доступа:http://scipro.ru/conf/monographfinance.pdf.
    6. Даноян В.Л. Городское самоуправление России в марте-декабре 1917 года на страницах эсеровской прессы: газет «Дело народа», «Земля и воля», «Народная воля», «Свободная Россия», «Труд» и журнала «Самоуправление». // Инновационное развитие: потенциал науки и задачи государства. «Наука и просвещение», Пенза, 2018.
    7. Иванова А.Н. Социокультурные изменения в российской деревне в 1861-1914 гг на примере Центрально-промышленном района. М., «Прометей», 2018. - 250 с.

    Монография «Распад СССР: споры о будущем» д.и.н., профессора, заведующего кафедрой истории Бодровой Е.В. получила диплом I степени на конкурсе монографий в честь 70-летия МИРЭА.

    14 марта 2017 года состоялось награждение Национальной премией «Лучшие книги и издательства 2016 года». В числе призеров четырехтомник «Реформы в России с древнейших времен до конца XX века в России» (отв. редактор В.В. Шелохаев, издательство «Политическая энциклопедия» («РОССПЭН»), одним из авторов которого является к.и.н., доцент кафедры истории Беспятова Е.Б.

    Статьи ВАК – 6

    1. Беспятова Е.Б. История несостоявшейся «переоценки социал-демократических грехов». // «Преподавание истории в школе» 2017. - № 5. - С. 37-41.
    2. Бодрова Е.В., Калинов В.В. О причинах низкой эффективности государственной научно-технической политики Российской Федерации. // Современные исследования социальных проблем. 2016. - № 4-3(28). - С. 63-73.
    3. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Эволюция государственной политики в нефтяной отрасли промышленности в годы Великой Отечественной войны. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. - № 3. – С. 3-7.
    4. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Роль нефтегазовой отрасли в подъеме экономики СССР в послевоенный период. // Современные исследования социальных проблем. 2016. - № 3-3(27). – С. 131-141.
    5. Бодрова Е.В., Кондратенко В.В. Метод лазерного управляемого термораскалывания: исторический опыт разработки и внедрения. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. Научный журнал.2017.№5.ч.1. – С.33-39.
    6. Бодрова Е.В. В.С. Кондратенко - инженер, изобретатель, ученый, педагог и художник (о роли субъективного фактора в российской модернизации или как нам обеспечить технологический рывок). // Современные исследования социальных проблем, Том 9. - № 4-2, 2017. – С. 19-33.

    Статьи в Российском технологическом журнале – 4

    1. Бодрова Е.В., Пирумов А.Р. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области техники и технологии как фактор успешной модернизации России. // Российский технологический журнал. Том 4 №4 (13), 2016. – С. 62-71.
    2. Бодрова Е.В., Красивская В.Н. Роль государства в становлении технического образования и научно-технических учреждений в России. // Российский технологический журнал. Том 4 №5 (14), 2016. – С. 89-101.
    3. Бодрова Е.В., Кашкин Е.В. Технологическое отставание как фактор распада СССР. // Российский технологический журнал. Том 5 №3 , 2017. – С. 189-202.
    4. Бодрова Е.В.,Голованова Н.Б. Модернизация высшей технической школы: исторический опыт и современность// Российский технологический журнал. М., 2017 Т. 5.№.6. С. 73-97.

    Статьи РИНЦ – 6

    Тезисы конференций – 35

    3 мая 2017 г. в городе Кисловодск на Международной научно-практической конференции «Приоритеты развития социогуманитарного знания» выступила с докладом «Институализация предпринимательской практики (1920-е годы)» к.и.н., доцент кафедры Беспятова Е.Б.

    Пособия – 5

    В 2017-2018 учебном году опубликованы:

    Монография

    1. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Технологическое отставание как фактор распада СССР и вызов для современной России. – М.: МАОРИ, 2017. – 514 с.

    Статья в Российском технологическом журнале

    1. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Государственная научно-техническая политика в период «оттепели»: прорывы и причины торможения модернизации. // Российский технологический журнал. Том 5 №5, 2017. – С. 70-86.

    Количество статей ВАК - 5, Web of Sceince - 3

  • В декабре 2018 года планируется проведение общеуниверситетской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 100-летней годовщине объявления Москвы столицей РСФСР (март 1918 г.) – «Москва веками строилась»

    Примерный перечень проблем, выносимых для дискуссий:

    • Забытая Москва
    • Москва – стольный град княжества
    • Москва – столица Великой Руси
    • Символы Москвы – Символы Святой Руси
    • Вторая столица Российской империи
    • Сожжённая и возрожденная Москва
    • Москва Купеческая
    • Генеральные планы реконструкции Москвы
    • Регенерация исторической Москвы

    Май 2019 года - Проведение общеуниверситетской студенческой научно-практической конференции «Роль системы государственного управления в реализации приоритетных проектов: исторический опыт и перспективы».

    • История
    • История науки и техники
    • История государственных учреждений в России
    • История государственного управления
    • История правовых и политических учений (для магистров)
    • Россия в мировой истории
  • Занимаемая должность: заведующий кафедрой истории
    Ученая степень, звание: доктор исторических наук, профессор

1. Преподавание гуманитарных дисциплин в Константиновском межевом институте

Историческое название вуза – Константиновский межевой институт (КМИ). Он был образован в мае 1779 года – сначала как землемерная школа при Межевой канцелярии Сената, а с 1835 года - как самостоятельное учебное заведение. Первым директором Константиновского межевого института был известный писатель С.Т. Аксаков. Во многом благодаря ему в КМИ складывается традиция формирования разносторонне образованных специалистов. В XIX – начале XX века для преподавания гуманитарных и юридических дисциплин в институт приглашались известные ученые и общественные деятели: литератор и публицист В.Г. Белинский, историк И.Е. Забелин; юрист, председатель I Государственной Думы России С.А. Муромцев и др. Доброжелательность, взаимное согласие, уважительное отношение к воспитанникам составили основу воспитательных традиций КМИ.

Огромной по значимости для духовно – нравственного воспитания учебной дисциплиной всегда была и остается история Отечества. Преподавание российской истории было введено в учебный план Константиновского землемерного училища с 1819 года. Первым из известных нам преподавателей истории в этот период был Николай Тимофеев (выпускник Ярославского Демидовского училища правоведения). В мае 1835 года по указу императора Николая I училище было преобразовано в институт. По уставу 1835 г. обучение было четырехлетним. Историю начинали преподавать на втором году обучения. Интересно, что в учебных планах дисциплина «история» (всеобщая и российская) обязательно соединялась с «политической географией» и «статистикой». Преподавал этот предмет в 1830-х гг. губернский секретарь Белов, «из действительных студентов Московского университета». В 1844 г. был утвержден новый Устав Константиновского межевого института, в соответствии с которым был составлен 7-летний план обучения и учебные программы по каждому предмету. В соответствии с новым штатным расписанием дисциплина «История общая и русская» была отделена от географии и статистики, преподавалась в каждом классе, а количество учебных часов было удвоено.

В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного учебного заведения. Курсы преподаваемых дисциплин с этого времени давали студентам КМИ возможность получить общее среднее и высшее профессиональное образование. К середине 1850-х гг. КМИ приобрел репутацию одного из лучших учебных заведений России. Укреплялась материальная база института, к работе с воспитанниками привлекались всемирно известные ученые: академики В.Я. Струве и А.Я. Купфер (астрономия), академик И.Б. Ауэрбах (геология) и другие.

В 1853/54 уч. году учебный план был дополнен предметом «Русские древности, или Археология». Главной целью нововведения было «ознакомление с древними рукописями, писцовыми книгами и иными документами, столь необходимыми для межевого чиновника». Для преподавания истории и археологии был приглашен известный историк и архивист Иван Егорович Забелин – впоследствии один из основателей Российского Исторического музея, почетный член Академии наук, председатель Общества истории и древностей российских. Широкая известность и признание пришли к И. Е. Забелину в середине 1860-х гг., после издания его фундаментальных трудов «История города Москвы» и «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» (книга удостоилась Большой серебряной медали Археологического общества и Демидовской премии от Академии наук).

В этих работах, а также в двухтомнике «История русской жизни с древних времен» И.Е. Забелин исследует вопросы о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в России, о влиянии византийской культуры на русскую, описывает повседневную жизнь и характерные черты быта русского народа. Перу И.Е. Забелина принадлежат многочисленные научные публикации: «Царь Алексей Михайлович», «Русская личность и русское общество накануне петровской реформы», «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», «Историческое описание Донского монастыря», «Кунцево и древний Сетунский стан», «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» и другие.

«Светлый ум и живая ясность взгляда», - так отзывался о Забелине И.С. Тургенев. На праздновании 50-летия научной и литературной деятельности И.Е. Забелина современники назвали его «Нестором русской историографии».

И.Е. Забелин преподавал историю и археологию в старших классах Константиновского межевого института с 1853 по 1869 гг. Он составил для КМИ специальный курс лекций. В учебной программе, а также в личных дневниках Забелин изложил свой взгляд на главную цель педагогической и научной работы: «изучать историю государства через описание быта людей». Исторической основой жизни русского общества ученый считал идею самодержавной монархии, неразрывно связанную с христианским представлением о власти и христианским правосознанием. И.Е. Забелин творчески подходил к преподаванию русской истории.

В своих записках он отмечал: необходимо «ставить ум воспитанника Робинзоном на пустынном острове, где он сам без всякой сторонней помощи должен искать себе всех средств существования». Иван Егорович был убежден, что нравственное начало молодым воспитанникам следует прививать «силою примера, события, деятеля». Основную задачу преподавательской деятельности он видел в воспитании у молодого поколения патриотизма и гражданского правосознания: «Гражданином Вселенной быть нельзя, - писал он в примечаниях к лекциям, - это мечта людей праздных. Необходимо быть прежде всего сыном своей родины, гражданином своего города, членом своей семьи, т. е. человеком того дела, которое не в облаках, а прямо перед нами, в наших руках».

Нет сомнения в том, что личность самого Забелина – неутомимого труженика науки, до самозабвения увлеченного своим предметом - оказывала влияние на воспитанников Константиновского межевого института. Ивана Егоровича с любовью и благодарностью вспоминало не одно поколение студентов.

На страницах прессы второй половины 60-х гг. XIX века широко обсуждался вопрос о содержании обучения и путях развития образования в России. В основу дискуссии был положен тезис о приоритетном значении тех знаний, которые формируют нравственность, вырабатывают объективный взгляд на явления природы и общественной жизни.

Педагогический коллектив Константиновского межевого института в целом разделял такую позицию. Отсюда – повышенное внимание к качеству преподавания предметов гуманитарного цикла, неоднократное обсуждение вопроса о расширении цикла юридических наук и т.п.

Благонадежность и благонамеренность по отношению к престолу и Отечеству хранились как добрая традиция Межевого института, воспитанники которого, по мнению современников, сумели устоять перед искушением революционной активностью в период буржуазных реформ 1860-х – 70-х гг.

С 1864 по 1879 гг. директором КМИ был Александр Львович Апухтин. По его инициативе и при его непосредственном участии были произведены многочисленные преобразования, направленные на повышение качества обучения. Значительно улучшилось финансирование института и материальное положение преподавателей.

В 1879 году Константиновский межевой институт торжественно отметил столетний юбилей. К этому времени институт переехал в новое здание, была реконструирована домовая церковь КМИ. Настоятелем храма с 1773 г. был магистр богословия Андрей Григорьевич Полотебнов. Он же преподавал Закон Божий, составной частью которого являлась история русской церкви (тесно связанная с историей государства Российского). А.Г. Полотебнов был широко известен как духовный писатель и издатель журнала «Радость христианина при чтении Библии».

В штатном расписании на 1879/80 гг. преподавателем истории числился инспектор Московской духовной семинарии, магистр Алексей Иванович Цветков. О нем нет, к сожалению, никаких дополнительных сведений. Место приватного преподавателя законоведения в этом же учебном году занял профессор московского университета, надворный советник Сергей Андреевич Муромцев.

Другой известный ученый - историк, профессор Московского университета Юрий Владимирович Готье, читал в Константиновском межевом институте курс лекций по истории землевладения в начале XX века (1907-1917гг.) Несомненным достоинством этого курса являлось освещение истории русского землевладения в тесной связи с социально-политической историей страны. Ю.В. Готье был выдающимся исследователем в области источниковедения, исторической географии, экономического быта Русского государства. Он был превосходным педагогом, мог «без всяких тезисов и прочих бумажек час за часом, неделя за неделей просто рассказывать, что происходило в России в прошлые столетия – как будто он видел это сам.». Студенты очень ценили умение Готье создать непринужденную обстановку во время занятий, стремление преподавателя выявить у каждого из них исследовательские качества, научить творческому подходу к работе с историческими источниками. Такие принципы преподавания востребованы в любое историческое время; несомненно и благотворное влияние на воспитанников личности педагога, обладающего широкой эрудицией и способного с уважением относиться к своим ученикам.

2. Преподавания общественных дисциплин в советское время и деятельность кафедры

После Октябрьской революции 1917 г. гуманитарные дисциплины, как выразители «чуждой пролетариат у буржуазной идеологии», были упразднены. В первые годы Советской власти в ММИ из общественных дисциплин преподавали только марксистскую философию. В конце 1920-х гг. ввели курс политической экономии, призванный осуществить «основательную экономическую подготовку пролетарских специалистов». В 1930г. в ММИ было две кафедры общественных наук: диалектического материализма и политической экономии. В 1945 г. их объединили в кафедру марксизма-ленинизма. В 1950-е гг. этой кафедрой заведовал известный ученый, доктор экономических наук, профессор И.С. Пантелеев. С 1959 года его сменил кандидат исторических наук, доцент В.А. Сидоров, последствии доктор исторических наук, профессор.

В 1960-х гг. цикл общественных дисциплин составляли: история КПСС, научный коммунизм, научный атеизм, а факультативно преподавались марксистско-ленинская этика и марксистско-ленинская эстетика.

В 1979 году вновь было образовано две кафедры: кафедра истории КПСС и политической экономии (во главе с доктором экономических наук, профессором П.А. Поповым) и кафедра марксистско-ленинской философии и научного коммунизма (зав. кафедрой – доктор философских наук, профессор С.С. Спиридонов).

В 1983 г. кафедры были реорганизованы и стали называться соответственно: кафедра истории КПСС и марксистско-ленинской философии (доктор исторических наук, проф. В.А. Сидоров) и политической экономии и научного коммунизма (проф. П.А. Попов).

Надо отметить, что хотя в советские годы кафедра была втиснута в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии и работала под постоянным контролем партийных органов разного уровня, преподаватели кафедры стремились сделать преподавание своих дисциплин живым и содержательным. При кафедре работали кружки по истории СССР, эстетике, научному атеизму.

Коренные изменения в жизни кафедры связаны с социально – политическими изменениями периода перестройки (второй половины 1980-х. – начало 1990-х гг.). В 1990 г. из двух ранее существовавших подразделений была образована кафедра социально-гуманитарных наук во главе с доктором экономических наук, профессором Ю.Л. Достоваловым.

Был изменен характер преподаваемых дисциплин. Кафедра стала центром, объединяющим все социально-философские дисциплины вуза.

С 1994 по 1997 гг. исполняющим обязанности зав. кафедрой был кандидат исторических наук, доцент С.Ф. Вититнев. В 1997 году заведующим кафедрой был утвержден кандидат философских наук, доцент В.С. Самаркин.

С этих пор и до настоящего времени преподаватели кафедры ведут более тридцати учебных курсов. Кроме традиционных истории отечества, философии, социологии, политологии, культурологи преподаватели читают курсы Психология и педагогика, Этика, Эстетика, Логика, Риторика и др., а также ряд спецкурсов. Важной составной частью деятельности коллектива кафедры всегда были и сейчас остаются научные изыскания по актуальным вопросам общественной жизни и тесно связанные с профилем института: например, предметом исследований преподавателей стали история кооперативного движения в СССР, социальные проблемы села, арендная политика в аграрной сфере и др.

3. От кафедры истории, философии, политологии до кафедры социально-гуманитарных дисциплин

В ноябре 2002 г. кафедра социально-гуманитарных наук была переименована в кафедру истории, философии, политологии. Как и прежде, в центре ее внимания – работа со студентами. Этой задаче подчинены научные исследования, повышение лекторского мастерства, методическая работа. В 1960-х – 90-х гг. преподаватели кафедры защитили 4 докторские и 7 кандидатских диссертаций, опубликовали ряд монографий и множество научных статей, участвовали в международных, всесоюзных, республиканских и межвузовских конференциях по актуальным проблемам истории, философии, экономики и культуры. С 2000 г. сложилась практика выступления преподавателей с научными докладами на открытых заседаниях кафедры с приглашением коллег из других подразделений, студентов и аспирантов. Такая работа, по общему мнению членов кафедры, стимулирует интерес преподавателей к исследовательской работе, помогает раскрыться их творческому потенциалу.

Немало внимания кафедра уделяет научной работе самих студентов. Этому служат их доклады на семинарах, рефераты, выступления на научных конференциях, участие в межвузовских конкурсах. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. при кафедре работал студенческий социологический центр, в рамках которого были подготовлены исследования по проблемам жизни университета, молодой семьи, студенческого быта и т.п.

На кафедре работали участники Великой Отечествннной войны:

В. А. Сидоров, Н.В. Каюшин, В.С. Самаркин

С 2000 по 2005 года кафедру возглавлял доктор исторических наук, профессор Н.А. Кирсанов.

С 2005 по настоящее время – доктор исторических наук, профессор И.И. Широкорад.

В 2012 году кафедра была переименована в кафедру социально-правовых и гуманитарных дисциплин.

В 2018 году переименована в Кафедру социально-гуманитарных дисциплин

Кафедра истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова - наследница богатых традиций, связанных с деятельностью кафедр истории социалистических учений (1971–1990), истории социально-политических учений философского факультета (1990–2008). В 2016 году кафедра истории социально-политических учений отметила свой 45-летний юбилей.

На кафедре был разработан и в течение многих лет читался будущим специалистам-политологам общий курс истории социально-политических учений, по объему, фундаментальности и инновационному характеру не имеющий аналогов в мире. В рамках этого курса, впервые в истории отечественного образования, наряду с историей зарубежных социально-политических учений, студентам в течение четырех семестров стала преподаваться история социально-политических учений России XI–XX вв., включающая историю русской духовно-политической мысли XI–XVII вв., историю социально-политической мысли России XVIII–XIX вв., историю социально-политической мысли России конца XIX - первой половины XX вв.

После введения в 2011 г. нового университетского образовательного стандарта по направлению «Политология», кафедра истории социально-политических учений начала подготовку бакалавров по профилю «История социально-политических учений и политическая текстология» и подготовку магистров по программе одноименного научно-исследовательского профиля. Для этого был разработан ряд новых учебных курсов, соответствующих всем современным требованиям. В их числе - «История социально-политических учений зарубежных стран», «История социально-политических учений России», «Зарубежная социально-политическая мысль конца XIX - первой половины XX в.», «Русская социально-политическая мысль конца XIX - первой половины XX в.», а также курс для магистров - «История социально-политических учений: теория, методология, прикладной анализ». Учебный процесс изменяется, совершенствуется, диверсифицируются и наши курсы. Наряду со студентами-политологами теперь у нас учатся и конфликтологи. Им мы в течение трех семестров преподаем историю зарубежной и русской конфликтологии. Что касается политологов, то студентам бакалавриата мы готовы предложить следующие учебные курсы базовой и вариативной части: «История социально-политических учений зарубежных стран»; «История социально-политической мысли Европы XIX в.»; «История русской духовно-политической мысли»; «История социально-политических учений России»; «Зарубежная социально-политическая мысль XX в.»; «Русская социально-политическая мысль XX в.», а студентам магистратуры курсы: «История социально-политических учений зарубежных стран: теория, методология, прикладной анализ», «История социально-политических учений России: теория, методология, прикладной анализ», «Политическая текстология: теория, методология, методика».

Наряду с общими курсами, студентам-политологам преподаватели кафедры читают разнообразные по содержанию и по форме специальные курсы или как их сейчас принято называть - «курсы профилизации». Это - творческие встречи со студентами (по-другому эти курсы и не назовешь) выдающегося знатока марксизма, руководителя проекта Marx/Engels Gesamtausgabe (MEGA) проф. Г. А. Багатурии, критически анализирующего социально-политическую концепцию К. Маркса. Это - артистичные монологи доц. К. М. Андерсона, крупнейшего ученого, с одинаковым успехом у слушателей распутывающего хитросплетения как политических идей и явлений дней давно минувших, так и истории политической мысли новейшего времени. Это - погружение в мир русской духовно-политической мысли на занятиях лауреата множества литературных премий, писателя и историка проф. С. В. Перевезенцева, рассматривающего идею русской святости в контексте историко-политологического исследования общественной мысли России. Это - первые практические навыки работы с научными текстами и представление о жизненной ответственности, полученные на уроках «живознания» (как шутят студенты) проф. А. А. Ширинянца. Это - анализ социально-политических аспектов ноосферных учений, энтузиастом изучения которых является заслуженный профессор Московского университета И. А. Козиков. Это - фундаментальная картина основных направлений политологии XX века «кисти» проф. О. Ю. Бойцовой. Это - социально-политическая мысль Древней Индии в современной трактовке ст. преподавателя А. А. Зоткина и социально-политическая мысль Древнего Китая в изложении знатока китайской культуры и семиотического анализа проф. Н. П. Мартыненко. Это - политическая философия Ф. Ницше в интерпретации доц. А. В. Мыриковой,разбор тонкостей политических концепций французских мыслителей XIX века с. н. с. О. Е. Пучниной. Это - историко-политологический обзор русской конфликтологии в лекциях доц. Д. В. Ермашова, тонкая характеристика доц. Б. А. Прокудиным политических идей в русской художественной литературе XIX–XX вв., интересные размышления об аксиологии русского консерватизма асс. А. А. Горохова. Это, наконец, блестящий философский анализ исторических форм представлений об идеальном общественном устройстве в курсе лекций проф. А. А. Чанышева, посвященном истории социально-политических утопий, а также многие-многие другие курсы, список которых обновляется каждый год.

Студенты и аспиранты кафедры получают возможность научного исследования множества интересных тем политической науки, перечень которых неисчерпаем как сама жизнь, но является исчерпывающим для политологии. Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение о всесторонности, полноте и законченности перечня исследовательских тем объясняется просто: любая теоретическая или практическая проблема политики отражается в текстах мыслителей, ученых, обращавшихся к ее решению, а это уже предметная область истории социально-политических учений. Иначе говоря, любая политологическая тема может и должна быть рассмотрена под углом зрения историко-политологической науки.

Что касается приставки «социальные» к обычному и формальному в других вузах названию «политические учения», то это не только дань сложившейся в новейшее время более чем сорокапятилетней университетской традиции преподавания социальных учений в рамках политологического образования, но и выражение глубокого, принципиального убеждения преподавателей кафедры, считающих историю политической мысли неотделимой от истории религиозной, философской, экономической мысли, развития идеологий, социальных утопий и литературного процесса.

В последнее время новым направлением в деятельности кафедры стала «политическая текстология» - это прикладная политологическая дисциплина, изучающая приемы поиска и обработки информации, правила создания оригинальных социально-политических текстов; приемы и методы анализа текстов уже созданных социально-политических произведений (теоретико-аналитических, публицистических, программных) в целях их критики (рецензии) и издания (публикации, републикации). По политической текстологии пишутся курсовые и выпускные квалификационные работы, готовятся кандидатские диссертации - одним из запоминающихся событий выпуска 2011 г. стала блестящая защита А. И. Волошиным дипломной работы на тему «Семиотический анализ как метод повышения коммуникативной эффективности политического текста», которая к 2014 году стараниями автора перешла в не менее блестящую кандидатскую диссертацию «Политическая текстосфера как предмет политической текстологии». Традиционной и ожидаемой многими специалистами стала проводимая раз в два года кафедрой и факультетом международная конференция «Политика в текстах - тексты в политике: наука истории идей и учений».

Практически все преподаватели, аспиранты и студенты кафедры вовлечены в конкретные издательские проекты.

Это университетская серия «Русская социально-политическая мысль XI–XX вв.», в рамках которой за 19 лет вышло 22 книги о Н. М. Карамзине, К. С. Аксакове, М. А. Бакунине, Л. А. Тихомирове, К. Н. Леонтьеве, П. А. Кропоткине, П. И. Новгородцеве, Н. К. Михайловском и других русских мыслителях. Серия стала лауреатом литературной премии Союза писателей России.

Это и фундаментальная «Библиотека отечественной общественной мысли» в 100 томах и 119 книгах, работа над которой закончилась в издательстве РОСППЭН в 2010 г. Из 119 книг - шесть томов (о Н. М. Карамзине, братьях К. С. и И. С. Аксаковых, М. П. Погодине. - С. П. Шевыреве, М. А. Бакунине, П. А. Кропоткине), общим объемом более 250 п. л., подготовлены представителями кафедры - в частности, А. В. Мыриковой, А. А. Ширинянцем и др. «Библиотека…» по результатам национального литературного конкурса «Книга года» получила почетное звание «Книга года» 2010.

Это и проект издания многотомной «Хрестоматии» русской социально-политической мысли, который выходит в серии «Библиотека факультета политологии».В той же «Библиотеке факультета политологии» вышли в свет монографии И. А. Козикова, А. А. Ширинянца, Г. А. Багатурии, а также сборник под редакцией К. М. Андерсона, посвященный творчеству Р. Оуэна.

Это уникальная антология «Русский вопрос в истории политики и мысли» в работе над которой приняли участие А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова и О. Е. Пучнина (Сорокопудова). Антология стала лауреатом учрежденной в 2014 г. фондом ИСЭПИ премии «Наследие русской мысли» имени Н. А. Бердяева.

Это издание фундаментальной антологии русской консервативной мысли «Хранители России» под редакцией проф. С. В. Перевезенцева и проф. А. А. Ширинянца. Четыре первых тома (около 4000 страниц печатного текста) уже доступны читателям, ведется работа над следующими томами.

Особый проект, реализуемый под эгидой Российского общества политологов совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории - это серия документальных публикаций, получивших благожелательные отзывы ученых и признание общественности. Книга этой серии «Отечество в Великой войне 1941–1945 гг. Образы и тексты» стала победителем Всероссийского конкурса «Просвещение через книгу» за 2016 год в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга».

Это, наконец, ежегодные сборники научных статей студентов, аспирантов и преподавателей факультета политологии «SCHOLA» (вышло уже 17 сборников), которые готовят к изданию аспиранты и преподаватели кафедры.

Преподаватели кафедры (К. М. Андерсон, С. В. Перевезенцев, Б. А. Прокудин, А. А. Ширинянц, и др.) являются признанными экспертами в различных областях общественного знания, консультантами государственных организаций и учреждений, участвуют в подготовке телевизионных фильмов по истории, востребованы ведущими средствами массовой информации:на телевидении («Первый канал», «Россия», «ТВЦ», «Культура», «Спас», «365 дней»и др.), радио («Маяк», «Культура», «Говорит Москва», «Комсомольская Правда» и др.), в печатных и электронных СМИ.

К этому нужно добавить, что мы в своей работе ориентированы на подготовку не только профессионалов высокого класса, но и интеллигентов в лучшем смысле этого слова, восприемников и продолжателей университетских традиций. Поэтому выпускники кафедры востребованы во многих политических структурах и проектах. Приобретенные на факультете политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова фундаментальные знания и научно-исследовательские навыки, а также опыт человеческого общения, позволяют им успешно работать в различных областях: в высшей школе, науке, политике, управлении, бизнесе.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png